Реферат по предмету "Культура и искусство"


Японская этническая культура

Япония – самая молодаяиз восточных цивилизаций. Она расположена на архипелаге из 4 крупных островов:Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. Кроме того, к Японии относится более 3 тысячостровов. Современное население Японии составляет примерно 12 млн. человек, изних 99% этнические японцы. Японский этнос оформился в результатепродолжительных миграционных процессов, связанных с передвижением этническихгрупп из Сибири, Кореи и с островов Тихого океана. Ядро народностей сложилось кначалу нашего времени в 3-6 веках, когда в центре острова Хонсю образовалосьпервое государство Ямато.
Островное положениеЯпонии уберегло ее от военных завоеваний и создало условия для культурнойизоляции страны. Близость к восточному побережью Азии предопределило влияниеКитая и Кореи на формирование культуры Японии.
Древнейшие племена,населявшие Японские острова, занимались охотой, рыболовством, лесным прибрежнымсобирательством. Они почитали Солнце, о культуре которого свидетельствуюталтари в виде выложенных из камней колец с возвышающимся в центре вертикальнымкамнем. Самое большое сооружение такого рода было раскопано в местечке Ою.Диаметр наружного кольца составляет 46,5 метров, а внутреннего 14,57 метров. Найдены небольшие глиняные фигурки, изображающие женское божество. Сохраниласькерамика, сделанная без гончарного круга и покрытая «веревочнымузлом» (стиль Дземон). Размеры некоторых изделий достигают метра. Пышные,фантастические формы сосудов демонстрируют неукротимую силу магии.
Культура бронзызарождается в Японии в начале нашей эры под влиянием иммигрантов из Кореи.Японцы научились отливать бронзовые колокола, изготовлять мечи и другое оружие.В конце 3 века началась массовая эмиграция китайцев, которые завезли в Япониютехнологию железа.
«Живая жизнь»переместилась из столицы с императором (правители Ямато приняли со временемтитул тэнно – император) и его регентами в провинции. Владельцы сеэн же, боясьдруг друга, и для защиты своих владений, создавали отряды воинов-дружинников изсвоих крестьян, мелких землевладельцев или беглых. Так, в Японии появилосьсословие профессиональных воинов-самураев, вассалов сильных домов и императора.
Самурайство отличалосьот других вариантов служилого сословия на Востоке тем, что находилось на службене у государства, а у знатных домов, за что вначале и получало лены (с 14 в.постепенно перешло на натуральный паек). Самурай. Вершина самосовершенствованияи развития человеческого духа. Органичное соединения извечного противоборствасозидания и разрушения. Идеальная машина «смерти» или грубый,агрессивный, невежественный убийца? Нет одинаковых людей и нет идеальных людей.Каждого из нас создаёт время и место. Столетия природных и социальныхкатаклизмов в отрезанной от всего мира маленькой островной Японии создалиособый устойчивый к экстремальным ситуациям психологический тип.
Наиболее характернымпредставителем этого типа являлась военная, а впоследствии и государственнаяэлита страны Восходящего солнца – самурайское сословие, которое жило поопределённым правилам именуемым «Кодекс самурая»: «Самурайдолжен, прежде всего, постоянно помнить – помнить днем и ночью, с того утра,когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последнейночи старого года, когда он платит свои долги – что он должен умереть. Вот егоглавное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь всоответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириады зол инесчастий, уберечь себя от болезней и бед, и насладиться долгой жизнью. Онбудет исключительной личностью, наделенной прекрасными качествами. Ибо жизньмимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более таковажизнь воина. И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечнойслужбе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случитсято, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть оверности семье. Но если он живет лишь сегодняшним днем и не думает о днезавтрашнем, так, что, стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думаетоб этом как о своем последнем мгновении, а, глядя в лица родственников, ончувствует, что никогда не увидит их вновь. Тогда его чувства долга ипреклонения будут искренними, а его сердце будет исполнено верности и сыновнейпочтительности».
Особое внимание вкультуре Японии отводят Гейшам. Существует две версии появления гейш на землеЯпонии. Приверженцы первой версии считают, что прародительницами гейш были двепредприимчивые особы, которые решились в одиннадцатом веке заработать деньги иславу необычным представлением для священных воинов. Нарядившись в парадныеодежды своих зрителей – белые длинные платья, высокие шапки, и, прикрепив мечик поясу, они пустились в пляс…
Гости были такошеломлены, что, спустя несколько дней, барышни стали самыми яркими персонажамина всех званых приёмах. С годами белые одежды немного разнообразили – юбкипокраснели, а мечи вышли из моды.
Вторая версия гласит,что первоначально в гейши допускались только представители сильного пола, иразвлекали они отнюдь не высшее общество. Гейша-мен входили в состав такназываемого «водного мира», что, по сути, являлось аналогом парижского «дворачудес». Постепенно мужчины остались не удел, поскольку публике большеимпонировали плавные танцы белоснежных мотыльков в исполнении женщин. Кактолько произошла эта революция полов, гейши сразу приобрели более чем достойнуюрепутацию – красавиц начали приглашать на чайные церемонии. Районы, в которыхрасполагались общины гейш, назывались «цветочными улицами» (ханамати).Руководили гейшами «матушки» – Ока-сан. Гейши-ученицы назывались майко. Переходиз майко в гейши обычно сопровождался потерей девственности, котораяпродавалась наиболее значительным клиентам ханамати за огромные деньги. Чембольше платил мужчина за то, чтобы «сорвать цветок невинности», тем выше былишансы майко стать востребованной и высокооплачиваемой гейшей. Популярность икрасота гейши стали измеряться статусом приглашающего её чайного дома.
Несмотря на то, чтогейши являли собой элиту чувственных наслаждений, они ни в коем случае не былипроститутками. Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им былозаконодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги.Золотойвек гейш продолжался с 60-х годов XIX и до начала XX века. Именно в этот периодбыла разработана сложная и утонченная система воспитания гейши, котораявключала в себя литературу, рисование, музыку и искусство быть неотразимой –Коконо-токоро (девять рецептов красоты), которое позволяло женщинам – цветамвыглядеть безупречно.
Иностранные ученыевыделяют основные этапы развития культуры:
— культура древнихвеков до 6 в. нашей эры;
— Буддийская культура с6 в. до конца 8 в.;
-формированиенациональной культуры с 8-12 вв.;
— развитие культуры всредневековье в 13-15 вв.;
— культура предновейшейэпохи 15-17 вв.
-этап модернизациикультурной жизни 19-20 вв.
Таким образом,цивилизация и культура Японии до глобального столкновения западной и восточнойцивилизаций имела много ярких уникальных особенностей, некоторые из нихсохранились и в новейшее время. Одной из существенных является отсутствиехронологически четкого перехода от древности к средневековью, связанного сформированием феодализма как социально-экономической и политической структуры.
На эпоху 16 – начало 17века приходится рассвет японской архитектуры и искусства японского сада.
А также «Чайнойцеремонии», которая пришла в Японию с материка в середине 15 века, а с 16века стала национальной формой духовного общения знати, самураев и горожан.
Это специфическаяритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии ипо настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально какодна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементомяпонской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.
Существует множестворазновидностей чайной церемонии, из которых выделяется шесть традиционных:ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя, специальная.
Ночная церемония.Обычно проводится при луне. Сбор гостей происходит незадолго до полуночи,завершается церемония не позже четырёх часов утра. Особенностью ночнойцеремонии является то, что порошковый чай готовят непосредственно во время церемонии,перетирая в ступке чайные листья, и заваривают очень крепко.
На восходе солнца.Церемония начинается в три-четыре часа утра и продолжается до шести утра.
Утренняя.Проводится обычно в жаркую погоду (когда утро – наиболее прохладное время),начинается около шести утра.
Послеобеденная.Начинается около часа пополудни, из еды подаются только пирожные.
Вечерняя.Начинается около шести часов пополудни.
Специальная(риндзитяною) церемония проводится по особым случаям:праздник, специально организованная встреча друзей, празднование какого-либособытия. Чайную церемонию могли проводить, готовясь и к важнейшим событиям,например, к битве или к ритуальному самоубийству. Тут особую роль играл «мастерчая». Он должен был обладать великими внутренними качествами. Ему предстоялоукрепить своего гостя или гостей перед ответственным шагом.
В культуре этогопериода отражаются политические и экономические процессы. Старые формы былиразрушены, люди развивали новые отношения и создавали другое восприятие мира,что порождало свежие культурные творения. Военная диктатура начала 16 векапостепенно переросла в политику просвещенного правления. Архитектура 16-19 веков демонстрирует явную стилистическую двойственность. С одной стороны, яркопроявилась тяга к показной пышности и декоративной насыщенности. С другойстороны, продолжала развиваться тенденция к выразительности чистой конструкции,прежде всего это проявилось в уникальной архитектуре чайных домиков.
Созревание феодальногообщества и развитие городской торговли дали основания для роста богатойтворческой культуры. Устанавливая свое владение, феодалы сооружали в его центредолговременные замки, располагая их на равнинной местности, что делало болееудобным транспортное сообщение и строительство городов вокруг замков. Замокпредставлял собой настоящее военное сооружение, так как с началом примененияогнестрельного оружия феодалы превращали замки в сложные, в военном отношении изначительные по масштабам сооружения. Замок – дворец можно считать выражениемэстетических идеалов, верхушки новой феодальной знати. Главным сооружениемвсегда была башня – «тэнсю», которая воплощала силу и могуществовладельца замка. Если неприятель проникал в башню, ее владельцу оставалось лишьодно – совершить ритуальное самоубийство – «сэппука», чтобы избежатьпозора поражения.
Первым в истории Япониизамком, окруженным каменными стенами был – «Адзути», находящийся наберегу озера Бива. Но в том же 16 в. он был сожжен и уничтожен. Сохранилисьлишь мощные фундаменты. Влияние этого замка на архитектурную традицию Япониибыло столь огромно, что Адзути стал своего рода образцом для всех замков,строящихся в конце 16 и начале 17 вв. В настоящее время сохранилось всего 12подлинных замковых башен этого периода.
Традиционные театральныежанры занимали большое место в системе средневековой культуры Японии. Они нетолько воплощали основные эстетические идеи времени, но оказывали значительноевлияние на изобразительное и декоративно-прикладное искусство, в свою очередь,воспринимая и осваивая их открытия. Вне соприкосновения с театром останутсянепонятными многие явления общественной жизни и особенности японскойхудожественной культуры в целом. Особое место в театральной культуре Япониизанимают драматические школы Но, Кабуки и Дзерури.
Театр Но – символический.Каждый жест и движение это условный знак, передающий то или иное душевноесостояние героя. Сценическое движение лишено какой-либо импровизации, оноскладывается из 250 канонических поз – ката. Они могут быть чисто танцевальнымиили же символизировать эмоции. Важнейшую роль во всех действиях актера играетвеер. С веером исполняются все танцы ситэ и всевозможные характеристики героя.Также не менее важную роль играют маски (в спектаклях применяются 4 основныхвида маски: старцы и божества, воины, женщины, демоны) и костюмы, имеющие своисимволические значения.
Развитие драматическогоискусства Японии определяли Кабуки (театр актера) и Дзерури (театр марионеток).Театр Кабуки возник в начале 17 в. в Киото и стал любимым развлечением горожан.Прототипом Кабуки служил тип танца, котором женщины появлялись в необычныхкостюмах. Возникнув в Киото в начале периода Эдо, этот танец получил названиеКабуки Одори и был достоин того, чтобы его заметили из-за своего свободногостиля, новизны и свободы нрава. Эти ранние танцы и пародии развивались в пьесыс определенной драматической структурой. В конечном итоге женщины былиотстранены от сцены из-за угрозы гражданского беспорядка, чинимой мужчинами,которые вели соперничество в свою пользу, и мужчины более старшего возрастаразвились в серьезных актеров того, что оказалось известным как Кабуки.Доминирующее положение заняли пьесы, относящиеся к истории, легендам исовременной жизни, и темы гуманности, верности и любви. К середине периода Эдопоявился ряд хороших драматургов, чьими усилиями Кабуки превратилась втрадиционную драму Японии. Приоритет в Кабуки актерского мастерства над всемостальным привел к тому, что огромная важность придавалась преемственностифамильного имени и актерской традиции. Все театральные жанры – яркое самобытноеявление художественной культуры Японии. На протяжении всего средневековогопериода театр был важной частью духовной жизни японского народа, выражаяэтические и эстетические идеалы времени.
Любителям искусствахорошо знакомы НЭЦКЭ – небольшие разные фигурки из кости или дерева работыяпонских и китайских мастеров. Странный, непонятный мир таится за миниатюрнымиизображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб.На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. Вскульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Всепередано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью втрактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрениянэцкэ – это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японскойкультуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения историикультуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов,обычаев, религиозных и моральных представлений – словом, жизни Японии ХVII-XIXвеков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ современем превратились в подлинное искусство.
Кто из нас не виделзагадочных коротких стихов, которые похожи на картину-иероглиф? Нескольковзмахов кистью – и перед вами законченная мысль, образ, философия.
Хокку, танка, хайку.Что это такое, как и когда появились такие стихи и чем они отличаются?
Появились они в средниевека. Никто не знает, когда все началось, то точно известно, что все эти формыяпонского стихосложения родились из народных песен и… слоговой азбуки.
Японская поэзияоснована на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большоевнимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. Хокку, илихайку (начальные стихи), – жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17слогов (5+7+5). Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многоев немногих словах. Генетически этот жанр связан с танка.
Танка (короткая песня)– древнейший жанр японской поэзии (первые записи – 8-й век). Нерифмованныепятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полнонедосказанности, отличается поэтическим изяществом, зачастую – сложнойассоциативностью, словесной игрой.
С течением временитанка (пятистишие) стала четко делиться на две строфы: трехстишие и двустишие.Случалось, что один поэт слагал первую строфу, второй – последующую. Вдвенадцатом веке появились стихи-цепи, состоящие из чередующихся трехстиший идвустиший. Эта форма получила название «рэнга» («нанизанныестрофы»); первое трехстишие называлось «начальной строфой»,по-японски «хокку».
Стихотворение рэнга неимело тематического единства, но его мотивы и образы чаще всего были связаны сописанием природы, причем с обязательным указанием на время года. Начальнаястрофа (хокку) часто бывала лучшей строфой в составе рэнги. Так сталипоявляться отдельные сборники образцовых хокку. Трехстишие прочно утвердилось вяпонской поэзии во второй половине семнадцатого века. Хокку обладает устойчивымметром.
Наша жизнь – росинка,
Пусть лишь капелькаросы
Наша жизнь – и всеже...

Сакура – известныйсимвол Японии и японской культуры – с давних пор почитаемое японцами растение.Ханами – японская национальная традиция любования цветам, самая известная изкоторых – цветение сакуры.
Существует множествокультур сакуры, в частности – Сомэй Ёсино Сакура (ソメイヨシノ),впервые культивированная в Эпоху Эдо и широко распространившаяся по всей Япониисо времён Мэйдзи.
В старинуглавенствующее положение в культурном плане занимали Ямадзакура (山桜–«горная вишня»), Яэдзакура (八重桜–«вишня с удвоенными лепестками») и известнейшая сакура Ёсино – производная отЯмадзакуры. Со времён Мэйдзи изображение сакуры находится на головных уборахучащихся и военных, как показатель ранга. В настоящее время используется нагербах полиции и вооружённых сил Японии. Кроме того, сакура – традиционныйсимвол женской молодости и красоты. В Японии находится в обиходе монетадостоинством 100 иен с изображением сакуры.
27 марта, начиная с4-го года Хэйсэй (1992) общественной организацией «Общество Японской Сакуры»введён Праздник Цветения Сакуры. Этот праздник проходит во всех районах Японии,время проведения зависит от времени цветения сакуры.
Японская культура оченьмногогранна….
Японская еда – это чутьли не главная причина посетить Японию и самый капризный едок будет обрадован,узнав, что меню в этой стране не исчерпывается блюдами sushi, tempura иsukiyaki, которые являются наиболее известными в других странах. За исключениемshokudo (столовые) и izakaya (эквивалент паба), большинство японских ресторановспециализируется в одном направлении кухни. В большинстве ресторанов, обедающиесами выбирают себе состав блюда, в основном это смесь мяса, даров моря иовощей, которые запекают в капусте. Также есть рестораны, специализирующиеся вгрилях на древесном угле.
Культура распития спиртныхнапитков – это клей, который скрепляет японское общество. Спиртное здесь пьютвсе, почти каждый взрослый, будь-то мужчина или женщина и большинствоподростков. Пиво – фаворит в этих краях, японцы пьют его везде, покупая вторговых автоматах даже на территории храмов. Саке (рисовое вино) употребляетсятеплым или холодным, но с теплой закуской. Похмелье после саке незабываемо, такчто пейте в меру. Также Япония славится своим зеленым чаем, который содержитмного витамина C и кофеина. Он очень освежает и заряжает бодростью, а какнедавно стало известно – еще и предотвращает рак.
Япония –потрясающая страна. Здесь уникально все – города, язык, культура. Все, кто хотьраз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в однойдругой стране мира.
культурныйяпония самурайство чайный хокку
Слезинка звёзд налепестке пиона,
Несмелый взгляд – смущенноемолчанье...
Журчит ручей, сбегаявниз со склона...
Легка так акварель…очарованье...
И тонкая тропинка,нитью шёлка,
Ведёт все выше, с небомна свиданье...
На лотоса цветокприсела пчелка,
Любуясь так жемчужнымотражением...
Пусть камыша шумитгустая челка...
Восход зари подаритвдохновенье,
Окрасив небо ласкойснов ириса,
Рождая первый луч – судьбымгновенье...
Да шум ветвей зелёных,кипариса,
С оглядкою на гибкийстан бамбука,
Вбирает солнечнуюрадугу нарцисса...
Там древней мудростирождается наука...
Полутонов тончайшихсмысл глубокий...
И сердца стук – загадкачувств и звука...
Такой безбрежный мир…такой далёкий...
В садах вселеннойлепестками вишни...
Ты был там…подскажи… он одинокий?..


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.