Реферат по предмету "Педагогика"


Половое воспитание младших школьников

Курсовая работа повозрастной психологииПоловоевоспитание младших школьников
Руководитель: Горелова Елена Робертовна
Студентка:
II курса ФНК 205 группы
ХакимоваАлина Рустамовна

Москва 2003

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………3
Периоды впсихосексуальном развитии…………………………………………...3
Представлениео поле………………………………………………………………...4
Сущностьполового воспитания…………………………………………………….6
Половоевоспитание, его содержание……………………………………………...8
Практическоеосуществление полового воспитания…………………………...14
Половаяуравновешенность…………………………………………………………18
Половойопыт…………………………………………………………………………19
Половыеигры…………………………………………………………………………21
Отклонения всексуальном развитии ребёнка…………………………………...23
Неверныеустановки в половом воспитании…………………………………….29
а)негативная установка…………………………………………………….29
б)аскетическая установка………………………………………………….30
в)потребительская установка……………………………………………..31
г)собственническая установка…………………………………………….32
д)паническая установка……………………………………………………32
е)безразличная установка…………………………………………………33
ж)эгоистическая установка……………………………………………….34
Младшиешкольники и их половое воспитание………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………………40
Списокиспользуемой литературы………………………………………………..40















Введение

Половоевоспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно оттех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейноеположение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение всексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание даётвозможность избежать инфекционные заболевания, передающиеся половым путём. Ксожалению, не все родители и учебно-воспитательные учреждения дают полнуюинформацию или информацию вообще по этому вопросу. Отсюда возникаетнедопонимание, недоверие. А ведь очень важно дать ребёнку понять различие междумальчиками и девочками, объяснить, откуда берутся дети и чем занимаютсяродители, если ребёнок их заметит.
Периодыв психосексуальном развитии.
Общая тенденция развития личности – постепенное усиление влияниясоциальных факторов. Исследуя закономерности психосоциального развития, В. В.Ковалев приходит к выводу, что закономерности замещения биологического, а,следовательно, тесно связанного с ним природно-психического качественного болеевысоким социально-психическим отчётливо проявляется в онтогенезе человека. Этотпереход от низшего к высшему представляет основное направление в развитиипсихики человека.
Именно этот процесс замещения биологических изменений социальнымизатрудняет выделение точных периодов и узловых пунктов в психосексуальномразвитии. Рассмотренные нами узловые моменты психосексуального развития человекапозволяют выделить основные периоды:
1.      Пренатальный период, в котором происходитморфолого-физиологическая дифференциация пола, приобретаются элементарныереакции защиты, формируются акцепторы основных функций. Вероятно, в это времяребёнок уже получает удовольствие от сосания: развивается эмпатическая связь яматерью, вырабатываются реакции на её психическое состояние.
2.      Младенчество. Вырабатывается «базовоедоверие», при эмоциональных контактах эротизм переходит в аутогетероэротизм,усиливаются основные действия орального эротизма, приобретается опыт «бытьобъектом» и опыт «действие с объектом», вырабатываются активный и пассивныйспособы получать наслаждение, формируется аффективно-когнетивная структураорального эротического поведения. Может появляться комплекс страха передудовольствием. В этот период особенно важны эмоциональные контакты.
3.      Раннее детство. Формируется самосознание,анальный и уретральный эротизм; возникает половое сознание, идентификация сполом, устанавливаются различия по полу, первичный генитальный эротизм;возникают стыд, чувство вины, спонтанный опят мастурбации, возможно переживаниеоргазма.
Наиболее важное событие этого периода –формирование анально-уретрального эротизма и вытеснение его фаллическойстадией. Мастурбация в этот период способствует вытеснению или изживаниюанального эротизма. Фиксация на анальной фазе чревата последствиями, которыемогут обнаружить себя на стадии полового созревания.
4.      Игровой период: инициатива, усвоениеполоролевого поведения, половые игры, гомосексуальные привязанности друг кдругу; опыт неэротической любви к другу-подруге; отдаление от матери; возможенспонтанный оргазм в играх. В этот период может войти и начальный школьныйвозраст; препубертатный период.
5.      Период полового созревания. Мастурбации, возможныпеттинги, эротические сновидения, интерес к противоположному полу. Это периодактивного табуирования секса, чувства стыда и вины, застенчивость, кокетство удевочек, фантазии. Закрепляется комплекс страха перед удовольствием,способность получать половое наслаждение.
6.      Период юношескойсексуальности, петтинг, начало половой жизни, совмещение любви  полового влечения, самоутверждение в половойроли. Формируется психосексуальный интерес, новые эрогенные зоны.
7.      Период становления зрелойсексуальности,вступление в брак, интерес к половому воспитанию детей, развитие родительскихчувств, зрелые любовные отношения.
8.      Инволюционный период – снижение половой активности,ослабление интереса к сексуальной сфере.
Трудно установить точные возрастные границы каждого периода.
Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев егожизни. В его процессе формируются половое самосознание, половая роль ипсихосексуальные ориентации… в процессе индивидуального развития человека можноусловно отметить следующие возрастные периоды становление динамикисексуальности:
1.      Парапубертатный период (1-7лет), в течение которого формируется половое самосознание.
2.      Препубертатный период (7-13лет) – выбор и формирование стереотипа полоролевого поведения.
3.      Пубертатный период (12-18 лет)– половое созревание, формирование платонического, эротического и начальнойфазы сексуального либидо.
4.      Переходный периодстановления сексуальности (16-26 лет) – начало половой жизни.
5.      Период зрелой сексуальности(26-55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнёром,вхождением в полосу условно-физиологического ритма половой активности.
6.      Инволюционный период (55-70лет) – снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере,сочетающееся с регрессом либидо.
Представлениео поле
Пол – это комплекс репродуктивных, телесных,поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину илиженщину.
Половыеразличия:
1.      Достоверные: мужчины более агрессивны и более успешны вматематике и зрительно-пространственных операциях, а у женщин выше языковыеспособности.
2.      Сомнительные: различия у мальчиков и девочек впослушности и заботливости, доминантности, страхе и тревожности, общем уровнеактивности, соревновательности, тактильной чувствительности.
3.      Неподтверждённые: для девочек – определяющее влияние среды наих развитие оказывают внушаемость и социальность, успешность в требующихстандартного решения заданиях, меньше самоуважение и потребность в достижениях,преимущественное развитие слухового анализатора; а для мальчиков – определяющеевлияние наследственности на их развитие, более высокие успехи в сложных инестандартных заданиях, аналитический познавательный стиль, преимущественноеразвитие зрительного анализатора.
Половаяроль – системасредовых стандартов, предписания, нормативов, ожиданий, которым человек долженсоответствовать, чтобы его признавали как мальчика или девочку.
Мужскаяроль ассоциируется с грубостью, силой, энергичностью, а женская – со слабостью,нежностью, миролюбивостью.
Половаяидентичность –это субъективное переживание половой роли, а половая роль – социальноевыражение половой идентичности.
Хотясовсем еще маленькие дети как будто бы и не имеют никакого понятия о поле, нам известно, что они не только обладают сексуальным опытом, нои очень скоро составляютна этот счет определенное представление.Естественно, в большинстве случаев они ошибочные. Точно так же, как приблизительны и наши понятия о чем-то, что нам совсем мало изве­стно. Поэтому, если не исправить это ошибочное представлениео поле, оно рискует нарушить в буду­щемсексуальную уравновешенность детей.
То,что происходит на ранней стадии полового развития детей, ничем не отличается оттого, что случается в других сферах.Здесь тоже трудно испра­вить ошибки, еслиони были допущены с самого начала.Поэтому нам важно знать, каковы же ошибочныепредставления о поле у детей, чтобы не допуститьнежелательных последствий, к каким они могутпривести. Очень часто представление ребенка о поле никак и ни в чем не проявляется, и тогда нас должно обеспокоить само его отсутствие. Здоровые дети в возрасте 4—6 лет обычно задают вопросы, ка­сающиеся пола, или сами комментируют какие-то понятия. Если они не делают этого, родителямнужно как бы случайно самим затронутьподобную тему, свя­зав ее, например, с рождением какого-нибудь ребенка.
Приведунекоторые из самых распространенных ошибочных представлений о поле, какие возникают у детей впервые 6 лет жизни.
1.   Девочки,как и мальчики, нередко уверены, что у женщин тоже есть половой член, а когда обна­руживаютего отсутствие, задумываются, почему же он  не  вырос, может быть,  случилось  какое-нибудь несчастье. Девочек часто беспокоит открытие,когда они  узнают, что устроены  не так,  как мальчики. Они считают, будто какая-то беда лишила ихтого, что есть у других.Иногда они даже видят в этом на­казание.
2.Одноиз самых частых ошибочных представле­ний  возникает  по поводу рождения детей.  Вместо того чтобы объяснить действительнопроисхождение ребенка,родители говорят малышу, что детей нахо­дят в капусте, их  приносит аист или покупают в магазине. Иногда, напротив, утверждают, будтоде­ти появляются, если два человека любят друг друга. Помню случай с одной юнойдевушкой, которая аб­солютноничего не знала о том, откуда берутся дети. У нее была половая близость смужчиной, и возник­шуюбеременность она никак не связывала с этой близостью. Девушка была убеждена, что ничем не рисковала, — ведь она же не была влюблена внего)
3.Какправило, все дети думают, будто мама но­сит ребенка в желудке, и тот выходит черва анальноеотверстие. Они долго еще остаются в неведении, какие функции выполняют анальное отверстие ивла­галище.
4.Втех редких случаях, когда дети застают ро­дителей во время половой близости, они восприни­мают происходящее как самое настоящеенасилие, не какпроявление любви, а как самоуправство отца над матерью.
5.Дети,которым были преподаны слишком суро­вые уроки стыда или же им крепко досталось, когда их застали в уединении играющими со своимиполо­выми   органами,  начинают   испытывать   враждеб­ность к мим, связывал с ними нечто дурное.
Нетрудно понять, какойвред принесут детям подобные ошибочныепредставления, если позволить имразвиватьсядальше. Они приведут к восприятию половой функции как чего-то непристойного,агрессивного, страшного и тревожного. Ни одинребенок нeв состоянии разобраться самостоятельно во всем этом в первые годы жизни. Напротив, вполне естественно, что у него складывается неверное представление о поле. Вот почему так важно, чтобы он ног свободно задавать возникающие у него вопросы.
И лучше всего, если именно мы поможем ему исправить ложное представление. Чем раньше мыэто сделаем, тем меньше у него останетсявремени для здоровых размышлений ифантазирования.

Сущность полового воспитания
Половоевоспитание —процесс, направленный на выработкукачеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отно­шение человека к представителям другого пола.
Сферу полового воспитания составляют нетолько такиеспецифические отношения между мужчиной и жен­щиной, как супружеские, но также и любыедругие их отношения— в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. По­ловое воспитание предполагает не тольконравственное поведениевзрослых, но также и нравственное поведе­ние детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.
 Цели и задачи полового воспитания полностью опре­деляются интересами общества. Неверно было бысчи­тать, что в сфереличной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на инди­видуальном уровне выражают особенности тогообщест­ва,представителем которого он является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни,не может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так назы­ваемой личной жизни.
Ребенокразвивается как личность в процессе деятель­ности; последняя представляет собойнеразрывное един­ство. Однако здесь можно выделить специфические мо­менты. В плане способности преобразовыватьмир (зна­ния,умения, навыки) — это обучение, в плане способ­ности к оценке общественного значения себя какдейст­вующей личности иконкретных своих действий (форми­рование нравственных понятий, определенное отноше­ние к окружающим людям, к обществу в целом ит. д.) — этовоспитание.
Ввоспитании можно выделить такие последовательно происходящие процессы(соответственно этапы):
1)восприятие и запоминание чего-либо;
2)осознание и переживание этого, выработка положительной или отрицательнойоценки;
3)возникновение чувства личной причастности к этому, его личностной значимости;
4)формирование потребности действовать в определённом соответствии с этимличностно значимым;
5)наконец, невозможность поступать иначе.
Процессобучения может и должен иметь последова­тельный характер: сегодня учим одному, завтра — дру­гому. Таким путем можно осуществитьпрограмму обуче­ния, выработать целостную систему знаний. Воспитание тоже происходит последовательно, нозначительно труд­нееорганизовать воспитательную деятельность так, чтобы последовательно воспитывать однокачество лич­ностиза другим: здесь последовательность не всегда возможна — многое формируется одновременно,пусть и с разнойэффективностью и скоростью. Если знание чаще напоминает цепь, последовательность, то личность — это, скорее, созвучие, гармония. Как раз вприложении кполовому воспитанию это особенно актуально: есть определенное число людей,которые проявляют недоста­точнуюсознательность именно в специфических отношениях с представителями другогопола, придерживаются других убеждений, чуждых коммунистической морали, хотя,казалось, в других отношениях это вполне достойные члены общества.
Основные качества личности, которыепоследователь­но должны вырабатываться в процессе воспитания, мож­но отнести к двум взаимосвязаннымнаправлениям: а) поих важности в общечеловеческом плане; б) по их значимости с точки зрения осознаннойпричастности ко всеболее широкой социальной группе — семье, коллек­тиву, обществу в целом.
Вотличие от обучения, воспитание требует значитель­но больше времени. Это ипонятно, так как процессы, происходящиепри воспитании, более глубоки. Поэтому после какого-либо воздействия на ребенкас воспитатель­нойцелью или события, имеющего воспитательное значе­ние, может пройти значительное время, покаскажутся результаты воспитания. Следовательно, непосредствен­ной обратной связи между воспитателем ивоспитуемым нет,вернее, она срабатывает после довольно длительного латентного периода. Если ход процессаобучения срав­нительнолегко контролировать, то в отношении воспи­тания сделать это труднее, и поэтомурезультаты воспи­таниянередко сказываются значительно позже, и поэ­тому порой они оказываются неожиданными дляроди­телей. Кроме того,качества личности по мере развития ребенка не просто складываются (т. е.развитие личности происходитне путем простого сложения качеств), а каждое качество совершенствуется,углубляется, как бы обновляется и заново перестраивается на всё более высокомуровне, образует с другими качествами новое и более полное созвучие.
Для воспитания особенно большое значение имеет жи­вой пример, ситуации из жизни. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что «в воспитании все должноосновываться на личности воспитателя,потому что воспитательная си­ла изливается только из живого источникачеловеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искус­ственный организм заведения, как бы хитро он ни былпридуман, не может заменить личностив деле воспита­ния». Как справедливоотмечал М. М. Рубинштейн, «рас­считывать,что знание, обращенное всецело к рассудку, определит все поведение юного человека и осилит все страсти и инстинкты, по меньшей мере, наивно.Сильным фактором здесь можетоказаться только то знание, кото­роебудет поддержано всеми нерассудочными силами, чувством, средой,интересами и т. д.». О недостаточности «хрупкойсистемы словесных раздражителей, дающих поверхностные теоретические познаниябез связи с эмо­циональной природой ребенка», писал и А. Б. Залкинд. Напротив, наглядность и живой пример весьма эффек­тивны.
Родители не должны злоупотреблять словом.Если ребенку к месту ибез места читают нотации, делают на­ставления, дергают по любому поводу, слово теряет вос­питательнуюсилу. Необходимо дать ребенку возможность переработать его смысл, а это возможно, в частности, в том случае, если таковой в слове есть. Ноесли даже этот смысли есть, ребенок не имеет возможности для осу­ществления всех необходимых процессовпереработки этогосмысла (разумеется, это процесс неосознанный, он не подвержен влиянию волевых усилий), товозникает не­восприимчивостьк слову. Это может происходить потому, что подавляются процессы, которые должны осуществ­ляться в психике вслед за услышанным ипонятым словом.
Половое воспитание, его содержание
Половоевоспитание стало предметом исключительного внимания современных родителей,поскольку теперь уже никто не считает, что столь естественной и фундаментальнойфункцией, как половая, можно управлять, держа детей в темноте и неведении. Мыотлично понимаем, что страх и неосведомлённость могут привести к болезни. Вотпочему важно без утайки объяснить детям, как обстоит дело в действительности.Многое уже принято для преодоления нашего невежества в половом вопросе, но ипредстоит сделать тоже немало. Половая уравновешенность человека лишь отчастизависит от того, что ему известно о сексуальных отношениях мужчины и женщины. Воснове уравновешенности лежит представление о них и отношение к ним. Будет личеловек испытывать страх, страдать от комплекса вины, с неприязнью относиться кполовой близости или, напротив, станет получать удовольствие от своего тела,зависит не от того, насколько он осведомлён о половой жизни, а от своегоотношения к ней. Отношение это складывается не в результате какого-то курсаобучения, а из тех основных принципов, которые мы поможем ребёнку освоить входе его развития.
При всейшироте и значимости проблемы можно предположить, что любой совет окажется здесьслишком общим и неопределённым. Напротив, именно это обстоятельство и помогаетопределить программу полового воспитания наших детей. Сама по себе половаяжизнь – не будем об этом забывать – носит очень многогранный характер. Невернодумать о ней только как о близости и видеть в ней лишь способ продолжения рода.В таком случае выпускается из виду главный аспект, и тогда можно ли считатьудачным брак, в котором половая близость происходит только из желания иметьдетей? Напротив, должно быть совершенно ясно, что сексуальная жизнь включает всебя всю полноту отношений между мужчиной и женщиной, а не толькофизиологические проявления секса. Вот почему нормальный в сексуальном отношениичеловек – это тот, кто получает удовольствие от половой жизни точно так же, каки от других земных радостей, кто не ходит мрачным, подавленным, заторможенным,кто понимает значение удовлетворения половой потребности, но способен и набольшое чувство. Наконец, такой человек, будь то мужчина или женщина, правильновоспринимает свою сексуальную функцию в обществе, не возражает против неё иодинаково чувствует себя, хотя и по-разному, в общении и с мужчинами и сженщинами.
Малыш,живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормальновоспринимать, отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример.Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делаютони это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневнойжизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположногопола. Если в семье хорошая атмосфера, то у ребёнка не будет возникать тайноежелание отдать предпочтение одному из родителей. А в отношениях с другимилюдьми он не будет нуждаться в нездоровом суррогате того, чего ему недостаётдома.
Здороваясемейная обстановка упрочивает его нормальное представление об отношении половго­раздо больше,нежели цикл лекций или десяток книгна эту тему.
Надоли говорить, что мы можем дать нашему ребенкуправильное представление об отношении по­ловтолько в том случае, если и сами не заблужда­емся на этот счет. Это значит, что половое воспитание, преждевсего, должно быть направлено на роди­телей,а уж потом на детей. От замены конкретного жизненного опыта, приобретаемого ребенком в кру­гу семьи, теоретическими рассуждениями, как пра­вило,мало толку. Знания, которые мы даем детям, отвечая на их вопросы, касающиеся отношений по­лов, имеют значение лишь в том случае, если им становится ясно, что мы не стыдимся этого разгово­раи не лицемерим с ними. Все, что мы говорим им, разумеется, должно быть правдой,но и это не самое главное. Важнее всего, КАКмы говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем, открыто вы­сказанную нами здравую точку зрения. Такая по­следовательностьможет быть только у человека, ко­торый реалистически ВОСПРИНИМАЕТ все деталисвоей сексуальной жизни и столь же правдиво объ­ясняет их своим детям. Другими словами, если по­ловое воспитание —это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области, очевидно, чтородители должны уделить больше внимания именно психологическому аспекту.
Обычно — хотя возможны самые различные ва­рианты — дети начинаютзадавать вопросы об отно­шениях междумужчиной и женщиной примерно в возрастеот 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечай­те точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует. Подрастая, онибудут понимать все больше и больше.
Мы сможем передать детям наше отношение к вопросам пола, нашу точку зрения и необходимые сведениятолько в том случае, если будет здоровой инормаль­нойэмоциональная атмосфера, в которой они рас­тут. Вряд ли они станут прислушиваться к родите­лям и подражать им, если находятся впостоянном конфликтесо взрослыми. А конфликт этот — и само половое воспитание — начинается не тогда, когда ребенокзадает первые вопросы, а гораздо раньше, когда он еще и говорить-то не умеет, в младенчест­ве, — именно тогда устанавливаются наши отноше­нияс ним. И нередко мы портим наши отношения, заставляя ребенка, есть насильно, допуская ошибки при пользовании туалетом, а этот моментособенно важен из-за глубокой внутренней связи между гени­талиями (половыми органами) и органами очище­ния организма. Сексуальное развитие, инымислова­ми, начинается нена пустом месте, а является со­ставной частью общего развития ребенка, и все,что мы делаем для егоулучшения, будет благотворно ска


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.