ШРИФТ ИШРИФТОВЫЕ КОМПОЗИЦИИ
1. Шрифт
Включение шрифта визобразительную композицию — очень частая и совсем непростая задача. Ведь шрифт- это очень своеобразное искусство. Во-первых, он носит условный, знаковый, ане изобразительный характер. Во-вторых, шрифтовая композиция не толькорассматривается целиком, но и читается в определенном порядке, строка за строкой,сверху вниз и слева направо. Любая надпись имеет определенную динамику ипоследовательность, развернута не только в пространстве, но и, если так можновыразиться, во времени.
Все это делаеткомпозицию шрифта с изображением очень специфичной, отличает ее от большинствавидов декоративного и изобразительного искусства. А между тем эти искусствапостоянно сталкиваются, соединяются в композициях синтетического характера, гдешрифт, орнамент и предметное изображение оказываются частями одного целого, живутвместе и не мешают друг другу.
Дизайнер должен хорошоуметь связать шрифт с орнаментом или изображением самого разного характера. Адля этого одного лишь владения принципами шрифтовой, орнаментальной иизобразительной композиции, взятыми по отдельности, будет явно недостаточно.
У изобразительной ишрифтовой композиции есть не только различия, но и общие черты. Они и помогаютприводить их к «единому знаменателю». Изображение и шрифт могут бытьподчинены общему пространственному ритму, близким пластическим принципам.Признаки художественного стиля, художественные особенности того или иноговремени одинаково проявляются в начертаниях шрифта и рисунка. В распоряжениидизайнера есть различные способы зрительного подчинения шрифта изображению илинаоборот изображения — шрифту. Построение цельной орнаментально-шрифтовойкомпозиции облегчается тем, что шрифт и орнамент носят двухмерный, плоскостнойхарактер и предполагают ясную ритмическую организацию. Найдя для букв и узоровобщий ритм, сходную пластику, близкую насыщенность цветом, дизайнер можетдобиться слияния шрифта с орнаментом в единый образ.
2. Шрифтовые композиции
Выразительная пластикашрифта, его ритм могут использоваться в чисто декоративных композициях. Иногдашрифт при этом сохраняет и значение, как бы, зашифрованного текста, подобнодревнерусской вязи.
Самый распространенныйспособ сочетания шрифта с изображением в единой композиции состоит в том, чторисунку и надписи отводятся самостоятельные, четко разделенные части плоскости.И тут тоже есть нюансы: изображение заполняет всю плоскость листа, а рамкой,как бы наложенной на него, выделена надпись или изображение занимает некоторуючасть на нейтральной поверхности и отделено от текста рамкой и т.д.
/>
Интересный эффект можнополучить, когда объемное фотографическое изображение зрительно связано сплоским шрифтом и подчиняется его плоскости. Этого можно достичь, еслиперевести фотографию в контрастную черно-белую форму, т.н. фотографики.
/>
Плоскостнойсхематизированный рисунок плакатного типа легко увязывается с надписями,трактованными так же плоскостно, с буквами упрощенного рисунка, как бы набитымипо трафарету.
/>
Eдинствоизобразительно-шрифтовой композиции достигается в тех случаях, когда рисунокподчиняется движению строчек текста, включается в их ритм. Такое изображениестроится не в глубину, а прямо на плоскости, вдоль которой направлено движениефигур. Фаворский, специально изучавший законы связи изображения со шрифтом,называл такую плоскость «двигательной» поверхностью.
/>
Один из способовтесного слияния шрифта с изображением, носит название «каллиграмма».Это в некотором роде графическая игра, заставляющая текст ложиться в рамкиочертания рисунка и своим расположением создавать иллюстрацию.
/>
3. Классификацияшрифтов
Шрифты делятся посвоему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно-афишные,картографические, декоративные, рекламные.
Выбор той или инойгарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом.В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном – другие.Выбор шрифта определяет и способ печати. Всё это привело к большомуразнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков. Есть несколькохарактеристик шрифтов:
— кегль шрифта (размершрифта – высота в типографских пунктах прямоугольника, в который может бытьвписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнегопросвета): текстовые (до 12 пунктов), титульные (более 12 пунктов).
— гарнитура шрифта(комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера).Имеют условные названия: литературная, обыкновенная, плакатная и др.
— начертание шрифтов(насыщенность и толщина штрихов, высота знаков и характер заполнения): светлые,полужирные и жирные.
— наклон основныхшрифтов (отклонение основных штрихов от вертикального положения): прямые,курсивные.
— размер шрифта (внормальных шрифтах отношение ширины очка к высоте составляет приблизительно3:4. в узких – 1:2, в широких – 1:1): сверхузкие, узкие, нормальные, широкие исверхширокие.
— характер заполненияштрихов: шрифт нормальный, контурный, выворотный, оттененный, штрихованный идр. «Компьютерный» шрифт – это файл или группа файлов, обеспечивающий выводтекста со стилевыми особенностями шрифта. Обычно система файлов, составляющаяшрифт, состоит из основного файла, содержащего описание символов ивспомогательных информационных и метрических файлов, используемых прикладнымипрограммами.
4. Дизайнеры
ДЖОН БАСКЕРВИЛЬ.
Английский типограф ииздатель (1706 — 1775). Шрифты Баскервиля отличались изяществом и повышеннойконтрастностью. Это требовало более высокого качества печати. Он же можетсчитаться родоначальником современной типографики: отодвинув иллюстрации на второйплан, Баскервиль придавал огромное значение качеству набора, рисунку букв,удобным пробелам и гармоничному интерлиньяжу. Сейчас мы называем все это вкомплексе «удобочитаемостью».
/>
ЭДВАРД БЕНГЕТ.
Американский дизайнер,автор более чем 500 шрифтов. В 1953 году стал ассоциативным директором журналаEsquire, после чего основал собственную дизайн-студию. С 1962 года работает вPhoto-Lettering Inc. в должности главного дизайнера по типографике.
Среди работ--девятьшрифтовых гарнитур в коллекции ITC, а также логотипы для таких изданий, как NewYork Times, Playboy, Reader’s Digest, Sports Illustrated, Esquire, Photoplay иLook.
ДЖАМБАТТИСТА БОДОНИ.
Итальянский типограф(1740 — 1813). Бодони считается открывателем «новых антикв», т.е.шрифтов с тонкими засечками, контрастностью. Уже при жизни Бодони считалсяведущим в Европе мастером шрифта.
Первые свои шрифтыБодони делает на основе работ Фурнье, которым искренне восхищается. Однако онне устает экспериментировать и уже к 1798 году создает гарнитуру, которую мысейчас называем его именем. Она создает мерцающий эффект в полосе набора засчет своей контрастности и поражает красотой букв.
/>
АЛЬД МАНУЦИЙ.
Венецианский издатель итипограф, ученый-гуманист (ок. 1450-1515). Греческие шрифты печатника ширококритиковались и были далеки от совершенства. А первые собственные латинскиекассы были подготовленны только к 1495 году, к книге «Об Этне»кардинала Бембо.
Этот шрифт (нынеизвестный нам как Бембо) заметно превосходил по качеству и удобочитаемостишрифты предшественников (таких, как Иенсон). Он сразу стал образцомклассического латинского шрифта и копировался еще на протяжении как минимумдвух последующих столетий.
/>
АДРИАН ФРУТИГЕР.
Художник-шрифтовик.Около 1952 года работы Фрутигера (его брошюру History Of Letters) замечаетсовладелец знаменитой парижской словолитни Deberny&Peingot Шарль Пеньо. Онприглашает молодого дизайнера на работу в качестве арт-директора и поручает емуадаптацию Футуры Пауля Реннера (Paul Renner) для использования на фотонаборныхмашинах Lumitype/Photon. Однако Футура кажется Фрутигеру слишком геометричной ивскоре на свет появляются первые эскизы новой гарнитуры-Универса (Univers).
Характерно, чтогарнитура готовится сразу в большом количестве начертаний (21 начертание), имеяпять градаций по насыщенности и четыре по пропорциям. Для удобства работы стаким количеством начертаний художник предлагает также специальную системуцифровых обозначений, ставшую известной как Система Фрутигера.
/>