Реферат по предмету "Психология"


Влияние мультфильмов на культуру речи школьников младших классов

Введение
         Впоследнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженнымповедением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой — сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенокстесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужимивзрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, моделиплохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат.Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественныемультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользаетсодержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлеченыкомпьютером, телевизором.
Таким образом,актуальность выбранной темы обусловлена важностью исследуемой категории,связанной с таким активным источником влияния в настоящее время кактелевидение.
Цель данной работы:выявить характер влияния мультфильмов на культуру речи школьников младшихклассов.
Для достиженияуказанной цели были поставлены следующие задачи: определить приоритеты впросмотре мультфильмов; выявить воздействие мультфильмов на психологию детей;осветить основные рекомендации по борьбе с влиянием телевидения.
Структура работыследующая: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение.
При выполненииработы был использован ряд научной и учебной литература, такой как «Психологическоеобследование младших школьников» под редакцией Венгер А.Л., Цукерман Г.А,«Детская психология» под редакцией Выготского Л.С., а также интернет ресурсы: www.yspu.yar.ru

Глава 1. Дети ителевидение
1.1 Приоритеты впросмотре мультфильмов
Анкетирование средишкольников младших классов показало, что большинство учащихся младшегошкольного возраста смотрят мультипликационные фильмы. 86% учеников очень частолюбят смотреть мультфильмы, лишь 2% учащихся не смотрят и не любят мультфильмы,причем 87% опрошенных школьников предпочитают смотреть мультфильмы, и только 3%читают книги.
При этом 64%школьников смотрят мультипликационные фильмы зарубежного производства и 57%отечественного.
В числе самыхлюбимых дети назвали такие мультфильмы, как: “Симпсоны”, «Лунтик», «Ну,погоди», «Том и Джери», «Кот Огги и тараканы», «Братц», «Черепашки Ниндзя»,«Ледниковый период». Следует отметить, что в этих мультипликационных фильмахприсутствует стилистически сниженная лексика. Мультфильмы, вызывающиенаибольший интерес школьников, чаще всего показывают на (Россия – 40%, ТНТ –20%, ОРТ – 24%). Также вызывает популярность телеканалы: ТНВ, СТС, НТВ,Культура, ТВ-3.
Зарубежныемультфильмы смотрят с удовольствием, они яркие, красочные, несут зарядбодрости. Детям нравятся спецэффекты, сюжеты с драками, “крутыми” словами,ругательствами. Действующие герои этих мультфильмов нарочито грубы и вульгарны.Лишь 5% опрошенных школьников именно по этим мотивам не смотрят данныемультфильмы, предпочитая им программы и мультфильмы, демонстрируемые на канале“Культура”, т.е. мультфильмы, не культивирующие образы насилия и примитивизма.
Анализируяпрограмму телепередач, было установлено, что 79% мультфильмов, идущих нателевизионных каналах – это мультфильмы зарубежного производства и всего 20% — мультфильмы российской киноиндустрии. Как правило, практически все зарубежныемультфильмы не ориентированы на российскую культуру, не адаптированы кменталитету нашего народа, а зачастую элементарно пошлы. При этом следуетотметить – все, что смотрят дети по телевизору, несет элемент воспитания иформирования личности[5].         
Гдеобычный современный ребенок может увидеть и убийство, и изнасилование, ирасчленение трупа? Где он узнает, кто такой «садист» или«извращенец»? Где, наконец, он увидит вышедшего из могилы покойника,ужаснейшего монстра, беса? Конечно, по телевизору.
Такимисценами и героями заполнены американские триллеры, которыми — под слабыйпротест родителей, или в их отсутствие, или в компании с ними — увлекаютсяроссийские подростки.
Уделих младших братьев и сестер — пока «мультики». Дети несколькихпоколений выросли на мультфильмах. Для одних любимым был «Аленькийцветочек», для других — «Чебурашка». Нынешние дети смотрятмультфильмы, похожие на боевики.
Впедагогической статье проводится интересное сравнение прежних мульт-героев снынешними: черепашек-ниндзя с Чебурашкой и его друзьями. Если Чебурашка похожна милого, наивного ребенка, то черепашки — это скорее «крутыепарни», которые, наводя порядок и восстанавливая справедливость, молотятпротивников направо и налево, — они напоминают не компанию детей, а молодежнуюбанду. Если шалости Чебурашки с друзьями остаются детскими шалостями, и самиони — из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсемдругом мире, темном и страшном, где кучка героев противостоит полчищамприспешников зла… [1]
Безусловно,знакомство с такими персонажами поможет ребенку быстрее«адаптироваться» и войти в мир героев «взрослых» боевиков итриллеров — маньяков-убийц, летающих суперменов и вампиров.
1.2Воздействие мультфильмов на психологию детей
Вампиры,чудовища, привидения, пришельцы из космоса (в сущности, бесы) входят стелеэкранов в сознание детей, часто ничем не защищенное. Обилие страшногопритупляет чувствительность, и впоследствии ребенку уже самому хочется испытатьновые, более сильные ощущения. Именно так действует в человеке страсть: онатребует новой пищи, ей нужно все больше и больше. И вот подростка уже не пугаюти не трогают развороченные внутренности и расчлененные трупы. Это свидетельствоглубокой развращенности.
Первоначально,на стадии «мультиков», развивается устойчивый невроз. Ведь ребенок, вотличие от взрослого, еще нечетко различает искусство и реальность. Он искреннеи бурно реагирует на театральное, мульт-, кинопредставление, не признаваяникакой условности. Так, когда врачи-психиатры просят родителей ответить ванкете, что является главной причиной страхов ребенка, те часто пишут:«Мультфильмы».
Междутем «голубой экран», у которого современные семьи проводят почти всесвободное время, наносит несомненный ущерб физическому и психическому здоровьюдетей. Детские психиатры и психологи полагают, что основными болезнями детей вXXI веке будут болезни от телевидения и компьютеров[7].
Внастоящее время, психологи и медики говорят о следующих проблемах.
Во-первых,кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям ворганизме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервнаясистема. Во-вторых, длительное сидение перед экраном телевизора (как икомпьютера, как, впрочем, и за книгой, если ребенок уже умеет читать) приводитк астено-невротическим нарушениям: из-за обездвиженности расстраивается работакишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют.Но заметнее всего психо-эмоциональные нарушения, связанные с информационнымвоздействием телевидения на личность ребенка. Замечено, что у детей, привыкшихсидеть у телевизора, слабеет память; они хуже соображают на уроках в школе, немогут сосредоточиться; у них нарушается сон; они становятся возбудимыми,раздражительными, обидчивыми. Ухудшаются и отношения с родителями, особенноесли те требуют оторваться от экрана.
Этонеудивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическоевоздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с его более крепкой иустойчивой психикой не может противостоять этому воздействию, даже если онкритически воспринимает то, что смотрит. Телевидение разными способами вольноили невольно кодирует поведение ребенка или подростка заставляет его жить позаконам экранного мира.
Телевизионнаяжизнь, где ребенок пережил такие острые ощущения, кажется ему более«настоящей», чем подлинная. Поневоле возвращаясь из иллюзорного мира,он находит свое существование серым и скучным, своих близких незначительными ижалкими.
Потакаяэтим страстям, телевидение способствует растлению ребенка. Показывая емунасилие даже в «мультиках», предлагая сцены разврата, жестокости или«красивой жизни», телевидение пробуждает в детской душе страстигнева, блуда, зависти, сребролюбия[9].

Глава2. Последствия влияния на психологи детей телевидения и пути их устранения
2.1Анализ эмоционального состояния детей младшего школьного возраста
Былпроведен опрос учащихся третьих классов, используя методику незаконченныхпредложений, что позволило не только выявить эмоциональное состояние учащихсяпосле просмотра телевизионных передач, но и определить круг жизненныхценностей, формируемых под влиянием телевидения. Учащимся было предложено пятьнезаконченных предложений:
«Когдая смотрю „наши“ мультфильмы ..., а когда зарубежные ...»
«Послепросмотра программы „Время“ я почувствовал...»
«Когдая посмотрел боевик, то ...»
«Послепросмотра фильма ужасов у меня ...»
«Когдая вырасту, мне хотелось бы иметь...»
Входе опроса мы получили следующие результаты.
Большинстводетей испытывают интерес к мультфильмам, как отечественным, так и зарубежным(соответственно 74,5% и 87,2%). Третьеклассники отметили, что «наши»мультики веселые, добрые, смешные, интересные, в них есть смысл, «на душестановится хорошо от того, что добро побеждает зло». В числе любимых детиназвали такие мультфильмы, как «Домовенок Кузя», «Ежик втумане», простоквашинские истории про Дядю Федора и, конечно же, «Ну,погоди!». Зарубежные мультфильмы школьники смотрят с удовольствием, отмечая,что они красочные, вызывают бодрость, веселье, хорошее «классное»настроение, желание посмотреть их еще раз. Среди них «Том и Джерри»,«Микки Маус», «Русалочка», «Черный плащ»,«Вуди и его друзья», «Битлджус», «Покемон» имногие другие. Однако часть третьеклассников (25,5%) высказала негативноеотношение к отечественным мультфильмам. Детям кажется, что они уже достаточновзрослые, и поэтому не хотят смотреть «кукольные» мультфильмы,предпочитая им зарубежные с яркими спецэффектами, новыми технологиями[12].
12,8%школьников предпочитают не смотреть зарубежные мультфильмы, объясняя это тем,что они не совсем понятны, неинтересные, грустные, в них показывают насилие,проигрывает добро.
Этифильмы ориентированы на совершенно иную культуру, иную шкалу ценностей, иныетрадиции, иной менталитет. Американские фильмы для детей не несут, в отличие отнаших, никаких воспитательных задач. Из педагогической литературы очевидно, чтоформированием моральных норм во многих странах зарубежья занимается семья,церковь, детские учреждения. Подобные фильмы лишь выполняют развлекательную изамещающую реальные переживания функцию. Поступки героев никогда не объясняютсяи не мотивируются. Поэтому российский ребенок, сидя перед телевизором, видиттолько агрессивные действия, не угадывает их мотивов и склонен принимать это занорму, образец, которому надо подражать.
Намбыло интересно узнать отношение детей к программе «Время», течувства, которые они переживают после ее просмотра. Опрос показал, что околополовины опрошенных детей (46,8%) не смотрят ее, предпочитая другие увлечения,т.к. она им неинтересна, эта передача не для детей. Из тех, кто смотритпрограмму «Время», 25,5% испытывают тревогу, страх, грусть, жалостьот увиденного на экране. Приведем лишь некоторые высказывания детей:
«Мнестановится очень жутко, когда слышу про подводную лодку „Курск“ ибашню, которая может упасть».
«Ячувствую, что у меня колотится сердце, когда передают о наркотиках ипожарах».
«Послепросмотра программы „Время“ я испытываю страх, потому что взорвалидом. Очень жалко людей».
Вцелом отношение третьеклассников к фильмам ужасов и боевикам отрицательное.Более половины детей (51,1 %) предпочитают их не смотреть, потому что оникровавые, страшные, в них показывают убийства людей, возникает опасение за своюжизнь и жизнь близких. У тех, которые все же смотрят эти фильмы, негативнаяинформация не исчезает бесследно, а откладывается в памяти в форме яркихзрительных образов (и дети подолгу не могут заснуть), в форме поведения (ирастет количество агрессии в отношениях детей). Об этом свидетельствуют ихвысказывания:
«Когдая посмотрел боевик, мне захотелось сделать какой-нибудь снаряд и взорватьего».
«Послепросмотра фильма ужасов мне захотелось кого-нибудь напугать».
«Мнехочется стать героем боевика». «Когда я посмотрел боевик, мне хочетсявсе повторить».
Большевсего размышлений возникло у нас после выполнения третьеклассниками последнегозадания: «Когда я вырасту, мне хотелось бы иметь...» Прежде всегопоразило, что наши дети живут отнюдь не детскими проблемами и всерьеззадумываются о своем будущем.
Всвязи с этим мы попытались проранжировать жизненные ценности детей и получилиследующую картину.
Обращаетна себя внимание тот факт, что дети 9-10 лет наиболее значимыми жизненнымиценностями считают материальные блага. Единственной реальной возможностью ихприобретения для большинства граждан является «хорошая» работа.Однако этой взаимосвязи в ответах детей мы не обнаружили. Овладение профессиейзанимает лишь третье место. Несмотря на то, что семья и друзья, по мнениютретьеклассников, входят в систему жизненных ценностей, их процентноесоотношение невелико. Однако выявление причин этого явления не являетсяпредметом нашего исследования[11].
Отдельноследует сказать о воздействии телерекламы на сознание детей. В среднем за годдети видят около 20 тысяч рекламных роликов, убеждающих сделать правильныйвыбор в приобретении жвачек «Ригли», колготок «Леванте»,дорогой мягкой мебели и др. Только приобретя эти товары, можно стать похожим наидеал человека, преуспевающего в жизни. Замечено, что влияние телерекламы наформирование пристрастий младших школьников во многом больше, чем сверстниковили взрослых.
Поэтому,наверное, детям хотелось бы иметь, когда они вырастут, большой дом, машину(лучше иномарку типа «Феррари» или «Мерседес-600»),шикарную мебель, видеоаппаратуру, компьютер, сотовый телефон, много денег.Желания некоторых детей иметь трехэтажный особняк со слугами, плантацию, целоесостояние и даже телохранителей являются, по нашему мнению, стереотипами,заимствованными из западных телесериалов.
Понашему мнению, это не что иное, как стереотипы, заимствованные из западныхтелесериалов о красивой жизни.
Основнойособенностью стереотипа является некритичность отношения к объекту, доминирующаяроль эмоционального компонента установки при слабом развитии компонентакогнитивного.
Такимобразом, в связи с возрастающим влиянием средств массовой коммуникации, в томчисле и телевидения, на социализацию школьников, актуальной становится проблемаопределения позиции педагогов в работе с детьми 6-10 лет и телевидения какинститута социализации, возможной степени вмешательства взрослых-профессионаловв освоение мира детьми посредством телевизионной информации, тем более, что впедагогическом опыте современной школы уже имеются отдельные попытки еерешения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними вклассе, обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине сучеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д.

2.2Пути устранения вредного воздействия телевидения на психологию детей
Современноеискусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение,давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детскоесознание врываются ложные и опасные ценности: «культура» силы,агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.
Взападных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторениесцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детейфиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения[9].
Детиповторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируясебя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране ненаказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают егоагрессивные модели поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том,что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.
Убивая,в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленнопреступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштабчеловеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычныхчеловеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычныечувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара иоскорбления и собственной вседозволенности.
Агрессияв мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красивоодеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, котораясопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения,это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе ужеимеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самымразмываются уже сложившиеся представления.
Такимобразом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И этимультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаютсякак норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционнымипредставлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.
Частоперсонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего этонужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведениемперсонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, чтопозволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимическиегримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. Идентифицируя себя с такимперсонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вестисоответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душедобряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки»,как в передаче «Улица Сезам».
Атмосферавидеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами,общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видятна экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом ижизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка всеувиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилиеммира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре.Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковыхсамоубийств, немотивированной жестокости у детей.
Главнаяопасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, чтодостигается наркотиками. Американские психологи считают, что продолжительноесозерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, чтосопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительностивоздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействоватьс мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрациивнимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушениявнимания с гиперактивностью
Потокзрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственныхусилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь,и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться надвыполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенокпривыкает делать только то, что не требует усилия. Он с трудом включается науроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственнойдеятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций[5].
Компьютери телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживанийнастоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познаниясамого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, иночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможностиразвития, что дается человеку только в детстве.
Выделяютнекоторые рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранениюпсихосоматического здоровья детей.
•Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. А если ребенок перенесперинатальную энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, илиу него черепно-мозговая травма, менингит, если у него повышенная возбудимость,плохой сон, ранний отказ от дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет.
•Здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин. 5-6летние дети 30мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.
•Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, преждевсего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармониюмозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту«мелькания». Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотретьмультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, невызовут ли они перевозбуждение нервной системы.
•До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии,только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительнуюреальность. Поэтому нельзя оставлять ребенка один на один с телевизором,компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.
•Учитывать факторы вредного физиологического воздействия электромагнитногоизлучения при работе ребенка с компьютером:
— повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы
— расстройство сна, нарушение памяти и внимания
— рост аллергических реакций организма
— изменение в костно-мышечной системе
— специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой
— развитие близорукости[6].

Заключение
Современноеискусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение,давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детскоесознание врываются ложные и опасные ценности: «культура» силы,агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.
Вцелом отношение младших школьников к фильмам ужасов и боевикам отрицательное.Более половины детей (51,1 %) предпочитают их не смотреть, потому что оникровавые, страшные, в них показывают убийства людей, возникает опасение за своюжизнь и жизнь близких. У тех, которые все же смотрят эти фильмы, негативнаяинформация не исчезает бесследно, а откладывается в памяти в форме яркихзрительных образов (и дети подолгу не могут заснуть), в форме поведения (ирастет количество агрессии в отношениях детей).
Вработе освещены некоторые рекомендации детских невропатологов и психологов посохранению психосоматического здоровья детей.
Такимобразом, на сегодняшний день, только родители могут защитить наших детей оттого насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается внашу жизнь и сохранить детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир.

Списокиспользованной литературы
1. Аминов Н.А., АверинаИ.С. Экспресс-диагностика аверсивных (страх — гнев) состояний и формымежличностных конфликтов у младших школьников // Диагностика и регуляцияэмоциональных состояний. Ч.1. — М., 2005.
2. Андрущенко Т.Ю.Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте //Вопросы психологии. — 1998. — № 4.
3. Андрущенко Т.Ю.,Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальномэтапе обучения // Вопросы психологии. — 2007. — № 1.
4. Брель Е.Ю.Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьникови пути ее профилактики и коррекции. — Томск., 2007.- 453 с.
5. Венгер А.Л.,Цукерман Г.А… Психологическое обследование младших школьников. — М.:Владос-Пресс, 2005. — 359 с.
6. Выготский Л.С.Детская психология / Собр.соч. в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – Т 4. – 486 с.
7. Гаврилова Т.П.Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков //Психология межличностного познания. — М., 1999.- № 6.
8. Демина И. Трудныйребенок // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3.
9. Змановский Ю.Психофизические и психологические особенности // Дошкольное воспитание. – 2007.– №2.
10. Кеэс Г.Я. Кразработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей// Вопросы психологии. – 2003. – №6.
11. Коломинский П.Я.,Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Педагогика,2004.- 356 с.
12. Особенностипсихического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина,А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2007. – 452 с.
Интернет-ресурсы
1. www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.