Харьковскийхудожественный музей
Харьковскийхудожественный музей – один из старейших в нашей стране. Начало музейнойколлекции было положено в 1805 году известным ученым и общественным деятелем,основателем Харьковского университета В.Н. Каразиным, который приобрел 2477графических произведений для университетского кабинета изящных искусств.
В дальнейшем кабинетизящных искусств пополнялся произведениями живописи, эстампами, скульптурнымикопиями античных образцов и с 1835 года после введения нового университетскогоустава стал именоваться Музеем изящных искусств и древностей Харьковскогоуниверситета.
Рост Харькова во второйполовине ХIХ века как экономического икультурного центра, становление местной художественной школы явилисьпредпосылками для создания наряду с университетским музеем первого на Украинегородского Художественно-промышленного музея, который открылся 14 декабря 1886года. Основу его экспозиции составили часть произведений, переданных изуниверситетской коллекции, частные пожертвования, а также значительный дарАкадемии художеств, которая передала 22 скульптуры и 36 живописных полотен.Позже в музей поступило 1348 работ художника С.И. Васильковского, многосделавшего для развития художественной культуры на Харьковщине.
После Великой Октябрьскойреволюции на базе городского и университетского музеев, а такженационализированных частных собраний в 1919 году возникли Музей украинскогоискусства и Центральный художественно-исторический музей имени Г.С. Сковороды.Впоследствии художественные коллекции этих двух музеев были сосредоточены вУкраинской картинной галерее, фонды которой насчитывали более 75 тысячэкспонатов.
В начале ВеликойОтечественной войны из всей богатейшей коллекции удалось эвакуировать лишь ееоснову – свыше четырех тысяч экспонатов. Фашисты сожгли здание галереи, тысячипроизведений были разграблены и вывезены оккупантами. Среди них полотна И.Е.Репина, Г.Г. Мясоедова, В.А. Серова, более тысячи пейзажных этюдов С.И. Васильковского,произведения скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства,старинная мебель и многие другие работы русских, украинских и зарубежныхмастеров.
Сегодня в собранииХарьковского художественного музея около 20 тысяч произведений.
С 1944 года экспозицияразмещается в двухэтажном особняке, построенном по проекту академикаархитектуры А.Н. Бекетова. В этом здании с 1922 по 1928 год работал СоветНародных Комиссаров Украины. (Отсюда и нынешнее название улицы — Совнаркомовская). В 26 залах музея представлены отделы отечественногодореволюционного и советского, зарубежного и декоративно-прикладного искусства.
Путеводитель составлен всоответствии с историко-хронологическим принципом построения экспозиции. Первыйраздел посвящен русскому и украинскому дореволюционному искусству (залы 1-12,занимают второй этаж здания музея). Второй раздел знакомит с произведениямисоветских художников (залы 15-22 на первом этаже). Завершается путеводитель,как и экспозиции музея, разделом, в котором представлены произведениязарубежных мастеров (залы 23-26 на первом этаже). В отделедекоративно-прикладного искусства экспонируется постоянно действующая выставкамелкой фарфоровой пластики из коллекции Е.М. Шпектор (залы 13-14 на второмэтаже).
Музей – не толькохранилище художественных ценностей. Популяризация художественного наследия прошлогои творчества современных мастеров – одна из главных задач научных сотрудников.
Большой размах приобрелавыставочная деятельность музея. Ежегодно организуются выставки, которые знакомятс уникальными коллекциями, хранящимися в фондах музея.
Выставки из Москвы,Петербурга, Киева и других городов, зарубежные выставки, которые музейсистематически показывает в своих залах, знакомят харьковчан с творчествомвыдающихся художников и известных зарубежных мастеров.
Экспозиция отдела «Русскоеи украинское дореволюционное искусство» (залы 1-5) открываетсяпроизведениями русской и украинской иконописи XVI-XVIIвеков. В иконах нашел свое выражение коллективный творческий опыт народа, в нихзаключены художественные ценности непреходящего общечеловеческого значения.
Искусство Древней Руси,как и искусство других стран в эпоху религиозного мировоззрения, а самипроизведения искусства были по своему назначению предметами церковного культа.Мастера-иконописцы создавали произведения в рамках религиозных сюжетов,характер изображения определялся установленными церковью законами.Древнерусские живописцы вносили в эти веками устоявшиеся традиционные схемысвои представления об идеалах добра и красоты.
В наиболее значительныхпроизведениях иконописи проявилась высокая творческая одаренность древнерусскихмастеров.
В основных политических икультурных центрах Древней Руси – Киеве, Новгороде, Москве, Чернигове,Владимире – возникли местные художественные школы, которые имели своистилистические особенности.
Представленные вэкспозиции «Царские врата» (XVI век) относятся к так называемым «среднерусским письмам» (этоттермин объединяет ряд близких по своим особенностям иконописных школсреднерусской полосы). В произведении во всем блеске проявились свойственныедревнерусскому искусству декоративная красота, мастерство композиции иколорита. Плоскости створок «Врат» разбиты на отдельные ячейки –клейма. Заключенные в них фигуры евангелистов с удлиненными пропорциямиобрисованы красивыми плавными линиями. Они выделяются четким силуэтом на фонеархитектурных строений и пейзажа. Чистота и звучность красок, сочетаниекрасных, коричнево-черных тонов с золотым фоном создают необычайно праздничныйцветовой аккорд.
В музее экспонируетсяредкая икона, на которой есть дата и подпись художника, — «Благовещение»Федуско из Самбора (1579 год). Это одна из западно-украинских икон, в которыхявственно проявляется стремление отойти от иконописных традиций. Характернаядля иконописи плоскостность нарушена: художник пытается передать пространствопосредством расположения зданий под углом к плоскости иконы; в формахархитектуры ощущается влияние искусства Возрождения. Для выявления объема фигуриспользованы складки одежд, изображенные контурными линиями (такие линиивпервые появились в иконах XVIвека, очевидно, вследствие влияния книжной гравюры). Позы и жесты персонажейотчасти утратили традиционную торжественность. С наивной непосредственностьюиконописец стремится придать эмоциональную выразительность образам:порывистость движений архангела Гавриила, принесшего радостную весть о великомпредназначении Марии как матери сына бога, удивление Марии, которая встала соскамьи, приложив одну руку к щеке, другую к сердцу. Их фигуры с непропорциональнокрупными головами лишены идеализации. Икона отличается гармоничным колоритом,коричневые тона одежды архангела, светло-серый и розоватый цвета зданий,золотистая одежда Марии создают нежную цветовую гамму.
В XVII столетии на Украине получили широкоераспространение народные картины с изображением любимого героя украинскогофольклора – казака Мамая. Представление о них дает имеющаяся в музее картина,которая является повторением, выполненным в начале XIX века с более раннего оригинала.
В экспозиции представленыукраинские портреты XVIII века. Впортретной живописи этого времени ощущается усиление светских реалистическихначал. Отчетливо проявляются эти тенденции в «Портрете осадчего Харько»,выполненном неизвестным украинским мастером XVIII века. Художник стремится с помощью светотени придатьобъемность фигуре. Наряду с этим сохраняются некоторые иконописные традиции –статичность изображения, фронтальность композиции портрета. В нем ощутимо такжевлияние украинской народной картины: округлое лицо Харько с правильными дугамибровей и прямым носом очень близко к изображению казака Мамая.
Отечественное искусство XVIII века, отмеченное ярким своеобразие,тесно связано с крупнейшими преобразованиями в общественно-политической икультурно-художественной жизни России. Реформы Петра I на рубеже XVII- XVIII веков были направлены на укреплениеэкономической и политической мощи государства, его дальнейшее развитие. В то жевремя они способствовали укреплению феодально-крепостнического строя, усилениюэксплуатации крестьянства, что вызывало народные волнения. Классовая борьбаналожила свой отпечаток на художественную культуру того времени. Идеисправедливого общественного переустройства, волновавшие передовых людей эпохи,нашли свое отражение в произведениях литературы и искусства. Искусствостремится передать многообразие окружающей действительности, выразитьпрогрессивные идеалы своего времени.
В связи с быстрымразвитием национальной художественной культуры в первой половине XVIII века возникает необходимость созданияв России Академии художеств. Основанная в Петербурге в 1757 году, Академия напротяжении многих лет была серьезной школой, воспитавшей отечественных мастеров– живописцев, скульпторов, граверов, архитекторов. С Академией связаноформирование в русском искусстве стиля классицизма. Его основные принципызаключались в утверждении идеалов высокой нравственности, гражданского долга ипатриотизма. Классицизм требовал, однако, строгого подчинения четконаработанной системе художественных приемов, основанной на подражании образцамантичного искусства.
С деятельностью Академиихудожеств тесно связано имя одного из основоположников русской историческойживописи Антона Павловича Лосенко (1737 — 1773). Родом с Украины, Лосенкообучался живописи у известного портретиста И.П. Аргунова, а затем в Академиихудожеств, которую с успехом закончил. После пенсионерской поездки за границуон занимает должность профессора Академии, позднее возглавляет ее как директор.Полотно «Авель» (1768 г.) создано в Риме. Это прекрасный образецрусской академической живописи середины XVIII века. Характерен так называемый «высокий»сюжет из священного писания, в основе произведения лежит идея осужденияпреступления. (Авель – сын Адама и Евы – был убит из зависти своим братомКаином). В этом произведении проявилось высокое мастерство, которое давалаАкадемия, — безупречный рисунок, скульптурная передача объема посредствомсветотени, великолепное знание анатомии человека, законов перспективы.Творчество Лосенко сыграло важную роль в развитии русского искусства, отразивпрогрессивные черты, свойственные этому периоду деятельности Академии. Большаязаслуга и в том, что он один из первых ввел в круг академических сюжетов темуиз русской истории (картина «Владимир и Рогнеда „).
Во второй половине XVIII века в связи с дальнейшим усилениемкрепостничества, нарастанием широкого народного возмущения среди передовойчасти русской дворянской интеллигенции возникают оппозиционные настроения поотношению к правящим кругам, получают распространение идеи просветительства. Характерноедля просветителей признание ценности человеческой личности, идеи гуманизма игражданственности, составляющие основу их философии, нашли свое отражение влитературе и искусстве. Это время высокого расцвета в России искусствапортрета.
Большая роль в развитиирусского портрета второй половины XVIII столетия принадлежит одному из крупнейших мастеров этого времени ФедоруСтепановичу Рокотову (1735/36 – 1808 г.г.). В его небольших лишенных парадностиинтимных портретах в значительной мере преодолена внутренняя скованностьчеловека, присущая ранним русским портретам XVIII века. Женские образы, созданные Рокотовым, всегдапоэтичны, проникнуты лиризмом, полны одухотворенности, трепетной внутреннейжизни; в каждом из них дана тонкая индивидуальная характеристика. И все же они– как бы варианты одного типа женского лица, любимого художником. На “Портретенеизвестной в белом платье», написанном в мягкой гамме серых и голубыхтонов, изображена молодая женщина с тонкими чертами лица, отмеченного тойособой хрупкостью и обаянием, которые составляют характерную особенностьженских портретов Рокотова.
Двумя портретамипредставлено в музее творчество крупнейшего русского художника второй половины XVIII века Дмитрия Григорьевича Левицкого(1735 – 1822 г.г.) – «Портрет Е.М. Храповой» и «Портрет И.А.Васильевой».
К блестящей плеядерусских портретистов второй половине XVIII века принадлежит Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825 г.г.). Творческая деятельность Боровиковского, в основном протекала независимо от Академиихудожеств. Он пошел дальше своих предшественников в развитии реалистическихтрадиций, обогатив портретную живопись новыми чертами.
Наряду с известнымиотечественными портретистами в России в середине и во второй половине XVIII века работали иностранные мастера,бывшие, главным образом, придворными живописцами. Среди них были Иоганн БаптистЛампи и Жан Луи Вуаль, представленные в экспозиции портретами.
В патом зале показаныобразцы резцовой гравюры второй половины XVIII века, работы лучших ее мастеров с картин и портретовсовременных художников (в то время гравюра служила в основном средствомрепродукции).
Отечественная война 1812года, которая вызвала в народе могучий подъем патриотических чувств инационального самосознания, революционное движение декабристов, направленноепротив крепостного права и самодержавия, наложили на отечественную культурупервой четверти XIX века яркийотпечаток народности, высокой человечности и романтической взволнованности. Вобласти литературы и искусства появляются новые выдающиеся таланты.
Событиям войны 1812 годапосвящены медальоны Федора Петровича Толстого (1783 – 1873 г.г.) с эпизодами сражений. Художник прославляет героизм русского народа, передавая высокиепатриотические чувства в возвышенном стиле. Аллегорические сцены сражений, вкоторых русские и французские солдаты изображены в виде античных воинов, отличаютсясдержанностью и лаконизмом композиций.
В сложном процессеразвития реализма в русском искусстве этого периода значительная рольпринадлежит романтизму. Один из ярких его представителей – Александр ОсиповичОрловский (1777 – 1832 г.г.). Наряду с портретами большое место в творчествехудожника занимает изображение батальных сцен и воинов. Ему также принадлежитогромное количество темпераментно выполненных рисунков углем, карандашом,акварелью, изображающих сцены кораблекрушений, батальные и бытовые сюжеты,народные типы
Романтическое направлениев пейзажной живописи этого времени представлено работой Сильвестра ФедеровичаЩедрина (1791 – 1830 г.г.) «Ночь в Неаполе»
Характерное для передовыххудожников XIX века стремление показать человекапросто и естественно, преодолевая парадность, официальность портретов XVIII столетия, можно проследить в «Портретеграфа Г.Г. Кушелева» работы Ореста Адамовича Кипренского (*1782 – 1836 г.г.)
Большое значение дляразвития реалистической портретной живописи первой половины XIХ века имело творчество ВасилияАндреевича Тропинина (1776 — 1857 г.г). Тропинин обогатил портретную живописьновыми, реалистическими чертами. В его произведениях разносторонне выраженыособенности портретного жанра этой эпохи и, прежде всего, стремление передать впортретах мир человеческих эмоций, то взволнованных и бурных – в портретахромантического характера, то лирических, имеющих оттенок сентиментальности.
Начало широкомуотображению в искусстве жизни крестьян, их труда и быта было положено АлексеемГавриловичем Венециановым (1780 – 1847 г.г.), представленным в экспозиции работой «Головка мальчика». Это небольшой живописный этюд, в которомсвобода и мягкость живописной манеры сочетаются с живой, убедительной передачейнатуры. Ученики и последователи Венецианова стремились к правдивому изображениюокружающей жизни. Они сыграли значительную роль в развитии жанровой живописи инационального русского пейзажа. В музее представлено несколько произведенийхудожников школы Венецианова.
Во второй четверти XIХ века в русском искусствеусиливаются демократические и реалистические тенденции. Официальным художественнымцентром продолжает оставаться Академия художеств, которая в 1828 году переходитв ведение царского двора. Принципы классицизма, господствующие в академическомискусстве, утрачивают свое прогрессивное значение. Под влиянием демократическихидей передовых кругов русского общества ряд выдающихся мастеров, связанных сАкадемией художеств, по-новому переосмысливает стоящие перед ними творческиезадачи.
Одним из крупнейшихпредставителей академического искусства, творчество которого имело большоеноваторское значение, был Карл Павлович Брюллов (1799-1852 г.г.). Брюллов был художником разностороннего таланта, мастером исторической и портретнойживописи.
Рисунки Брюллова даютпредставление о его виртуозном мастерстве рисовальщика. В них также отразиласьборьба тех противоречивых начал, которая пронизывает все творчество художника.Холодны, далеки от жизни, полны ложной патетики рисунки на религиозные темы («Головаапостола»). Совсем иной характер носят жанровые зарисовки «Карбонарий»,«Монах и итальянский крестьянин, пьющие вино», в которых проявиласьживая непосредственность и наблюдательность художника.
Основоположникомкритического реализма в украинском изобразительном искусстве является ТарасГригорьевич Шевченко (1814 – 1861 г.г). Творчество Шевченко как поэта ихудожника формировалось под непосредственным влиянием русскихреволюционеров-демократов, прогрессивных деятелей русской культуры. Испытавгнет крепостной неволи и гонения царского самодержавия, Шевченко в своипроизведения вкладывал большое обличительное содержание и создал правдивыеобразы обездоленного народа. Большое влияние на формирование художественногомастерства Шевченко, особенно в портретной живописи оказал Брюллов. «ПортретЕ.Г. Горленко» — пример высокого мастерства Шевченко-портретиста,стремящегося создать образ живой и убедительный, подчеркнуть достоинство иобаяние молодой женщины. Прекрасный образ мастерства Шевченко-офориста – «Автопортрет»,выполненный художником в последний год жизни. За овладение техникой офортаШевченко в 1860 году получил звание академика гравюры.
Последователями Шевченкобыли украинские художники демократического направления Д.И. Бесперчий и И.И.Соколов. Хотя в их творчестве нет той силы социального обличия, которая присущапроизведениям Шевченко, они многое сделали для развития украинской бытовойживописи.
Лучшим произведениемБесперчего является «Автопортрет» (1846), в котором отчетливопроявилась реалистическая направленность творчества художника, его вдумчивыйподход к изображению человека, поиск глубоко жизненной правды.
Творчество ИванаКонстантиновича Айвазовского (1817 – 1900 г.г.), прославленного живописца моря, занимает особое место в русском искусстве ХIХ века. Его художественная деятельность, длившаяся болееполовины столетия, испытывала в различные периоды влияние и официальногоакадемического искусства, и романтизма, и реалистического направления.
Полотна Айвазовского,принадлежавшие музею, относятся к середине 50-х годов. Светлый солнечныйколорит отличает картины «После бури» (1854) и «Гурзуф»(1859), более сдержан по краскам «Вид Амстердама» (1854), рисующийморе в хмурый день. К лирическим пейзажам относится «Лунная ночь близНеаполя» (1854), тонко передающая поэтическую красоту ночи. Эти картины,как и большинство произведений Айвазовского, написаны по памяти на основесвободной художественной импровизации, которой художник владел в совершенстве.
В середине ХIХ века искусство Академии художествстановится все более консервативным, противостоящим передовым устремлениямвремени. Однако общий подъем художественной культуры в это время не мог неоказать влияния на творческие позиции художников-академистов. Новые веяния,новые тенденции неизбежно отражались на характере академического искусства,накладывали свой отпечаток на творческий метод художников этого направления.
Большую роль в подготовкемолодых художников в стенах Академии художеств сыграл Павел Петрович Чистяков(1832 – 1919 г.г.), живописец и график, рисовальщик, выдающийся педагог,представленный этюдом «Портрет старика». Педагогическая системаЧистякова, сохраняя и развивая наиболее прогрессивные принципы академическогообразования, была тесно связана с развитием демократического направления врусском искусстве второй половины ХIХ века.
Наиболее значительным иодаренным представителем позднеакадемического искусства был живописец ГенрихИпполитович Семирадский (1843 – 1902 г.г.). Полотно Семирадского «Исаврийскиепираты, продающие свою добычу» (1880 г.), представленное в музее, типично для художника своим сюжетом, далеким от реальной действительности.
Расцвет отечественногореалистического искусства во второй половине ХIХ века обусловлен мощным народно-демократическим подъемом.Русские революционные демократы, возглавившие это движение, придавали огромноезначение созданию демократической литературы и искусства как активного средствараспространения в обществе передовых идей. В процессе демократизации искусстварешающую роль сыграло эстетическое учение Н.Г. Чернышевского.
Идеи Чернышевского о том,что искусство – это правдивое художественное воспроизведение действительности,что оно может и должно объяснять явления жизни и выносить им приговор от лицапрогрессивных сил общества, стали основой в борьбе художников-демократов противофициального салонно-академического искусства. Одним из проявлений этой борьбыпротив опеки Академии художеств, которая стала органом правительственнойполитики в сфере искусства, был «бунт четырнадцати». Группа молодыхвоспитанников Академии во главе с И.Н. Крамским потребовала от совета Академииправа свободного выбора темы для своих конкурсных картин и, получив отказ,демонстративно покинула Академию.
Логическим продолжениемэтого события было возникновение Петербургской Артели художников. Артельспособствовала консолидации сил передовых талантливых художников и стала вехойна пути создания первой в истории русского искусства самостоятельной организациихудожников – Товарищества передвижных художественных выставок. Оно былоосновано в 1870 году по инициативе Г.Г. Мясоедова, И.Н. Крамского, В.Г. Перова,Н.Н. Ге, А.К. Саврасова и других художников-демократов.
Товарищество ставилосвоей задачей приобщение к реалистическому искусству широких кругов русскогообщества путем устройства передвижных выставок. Однако с первых шаговпередвижничество переросло свои организационные рамки и вылилось в широкоеобщественно-художественное движение, объединив все талантливое, передовое ижизнеспособное в искусстве пореформенной России. Художники-передвижники,стремившиеся поставить в центр внимания человека, гражданина, труженика,отразить жизнь народа, его судьбы и чаяния, передать красоту родной природы,выразили тем самым в своем искусстве передовые, демократические устремлениявремени. Передвижные выставки в Петербурге, Москве и других городах сыгралибольшую роль, имели огромное культурно-просветительное значение, пробуждая ивоспитывая интерес и любовь к искусству в разных слоях общества.
Под благотворным влияниемпередового русского искусства формировалось творчество целой плеяды выдающихсяукраинских мастеров: П.Д. Мартыновича, Н.К. Пимоненко, С.И. Светославского,С.И. Васильковского и ряда других.
Искусство художников-передвижников,выразившее прогрессивные идеалы своего времени, стало целой эпохой; оно вошло взолотой фонд отечественной художественной культуры, сохраняя свое значение и внаше время. Товарищество передвижных художественных выставок просуществовало до1923 года. Ряд его представителей стал живым звеном, связывающим искусствосоциалистического реализма с демократическими традициями отечественногореалистического искусства второй половины ХIХ века.
Харьковскийхудожественный музей располагает значительным и разнообразным собраниемпроизведений художников-передвижников. Многие из них были приобретены спередвижных выставок, неоднократно экспонировавшихся в Харькове. С большойполнотой представлено искусство 70-80 годов, периода наиболее плодотворнойдеятельности Товарищества.
Идейный вождь ИванНиколаевич Крамской (1837 – 1887 г.г.)вошел в историю русского искусства какживописец, рисовальщик, художественный критик, общественный деятель и педагог.
В его творчестве нашлияркое выражение новые тенденции в развитии портретного жанра – стремлениеправдиво воссоздать обычный, повседневный облик человека, раскрыть его духовноесодержание, индивидуальный характер и социальную сущность.
Графический портрет СофьиНиколаевны Крамской (1865), жены и друга художника, относится к числу раннихпортретных работ Крамского. Но уже в нем проявился присущий художникупристальный интерес к сложному внутреннему миру личности. Точно передаваяпортретное сходство, он подчеркивает простоту и естественность в облике молодойженщины. Мягкость и сдержанность графической манеры, в которой выполненпортрет, помогает выявить главное – интеллектуальный и нравственный мирКрамской, ее ум и обаяние, душевную ясность и чувство собственного достоинства.
Демократические позициипередвижников, их идейно-творческая программа обусловили широкое развитиеживописи бытового жанра, получившего преимущественно гражданское, социальнонаправленное содержание.
В 1870-е годы, когдакрестьянский вопрос оставался одним из основных, волновавших передовуюобщественную мысль, для произведений передвижников были особенно характернысюжеты из жизни крестьян и разночинной интеллигенции. Значительное местозанимают такие сюжеты в творчестве Иллариона Михайловича Прянишникова (1840-1894 г.г.), одного из активнейших передвижников старшего поколения. В музее экспонируется несколькоего произведений – «Порожняки» (1871 г.), «Порубка» (1874 г.).
Виктор МихайловичВаснецов (1848 – 1926 г.г.) занимает особое место в русском искусстве второйполовины ХIХ века как создатель эпическихполотен по мотивам русских былин и сказок.
Полотно «В чайной „(1874 г.) написано в ранний период творчества художника. Этой картиной Васнецовоткликнулся на одно из типичных явлений 70-х годов – уход крестьян на заработкив город.
В числе учредителейТоварищества был Николай Николаевич Ге (1831 – 1894 г.г.), воспитанник Академии художеств, а со временем ее профессор. Автор исторических картин ипортретов, в экспозиции музея он представлен полотном “А.С. Пушкин в селеМихайловском» (1875). Сам факт обращения к образу великого поэта, выборсюжета и его реалистическое воплощение свидетельствуют о новом подходепередвижников к историческому жанру.
Одним из инициаторовсоздания Товарищества передвижных художественных выставок был ГригорийГригорьевич Мясоедов (1834 – 1911 г.г.). Художника волнуют судьбы простыхлюдей, для которых война – трагедия.
Живописец и графикКонстантин Александрович Трутовский (1826 – 1893 г.г.) всю свою творческую биографию связал с Украиной, большинство его работ посвящено темамукраинского народного быта. В творчестве Трутовского нашли отклик эстетическиеидеалы представителей передовой общественной мысли. Отдельные произведенияхудожника носят социально-критический характер. Картины Трутовского в собраниимузея – «Свидание» (1870), «Одевают венок» (1877) –произведения лирического плана. Им присуща некоторая идеализация образов, новместе с тем в них подкупает большая любовь художника к украинскому народу, егонациональному быту, к живописной природе Украины.
Тесные творческие связирусского и украинского искусства продолжали развиваться и нашли свое наиболееполное выражение во второй половине ХIХ века, чему во многом способствовала деятельность Товариществапередвижных художественных выставок.
Творческая биографияодного из интереснейших украинских мастеров этого периода Порфирия ДенисовичаМартыновича (1856 – 1933 г.г.) была необычайно короткой, активная творческаядеятельность его длилась около 8 лет.
Коллекция работ Мартыновича,хранящаяся в музее, раскрывает перед нами художника, остро видящего ичувствующего натуру, умеющего быть в своей наблюдательности искренним и дабрымили беспощадным и обличительным. Портреты С.Н. Крамской и соученика МартыновичаМ.Ф. Егорова сделаны в период учебы в Академии художеств. Незаконченный портреткрестьянина Олексы Бондаря (1880 г.) выполнен на Украине. Мартынович былблестящим рисовальщиком, в чем убеждают его графические работы, выразительныепо социальной и психологической характеристике портреты и виртуозно выполненныенаброски. Он был первым создателем иллюстраций к «Энеиде» И.П.Котляревского.
В бытовом жанрепередвижников 80-х и 90-х годов большое распространение получает камернаякартина, изображающая повседневные сцены из жизни и быта «маленьких»людей. Известным мастером этого жанра, разрабатывавшим преимущественногородскую тематику был Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920 г.г.), который представлен в экспозиции рядом произведений: «Выбор приданого»(1897-98), «Узник» (1882).
Бытовые сюжеты иисторические темы передвижников представлены также в картинах художников А.И.Корзухина, А.Д. Кившенко, А.Д. Литовченко.
Новаторство передвижниковпроявилось не только в области бытового и портретного жанра: они стали творцамиподлинно национального пейзажа своей родины.
В пейзаже «СелоОрловской губернии» (1894) живописца Михаила Константиновича Клодта (1832– 1902 г.г.) отчетливо выступает стремление к созданию реалистического образаприроды. Наряду с сохранившимися приемами академической живописи в нем даетсяправдивое изображение русского села, в каждом уголке которого видны нищета иразорение.
Одним из основоположниковрусского национального пейзажа был Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897 г.г.).
Саврасов внес в пейзажнуюживопись подлинную народность и поэтическую одухотворенность. Стремлениедополнить изображение природы жанровым мотивом отличает его картину «Плоты»(1868 г.), представленную в музее. Это произведение относится к раннему периодутворчества художника. И хотя есть еще некоторая скованностькомпозиционно-пространственного решения, традиционность коричневатого колорита,картина привлекает своей искренностью и непосредственностью.
Если Саврасов положилначало лирико-поэтическому направлению в пейзажной живописи, то Иван ИвановичШишкин (1832 – 1898 г.г.) был создателем эпического русского пейзажа, воспевалего величие и красоту. Постоянный участник передвижных выставок Шишкин, как иСаврасов, был пейзажистом-новатором, воспитанным на материалистической эстетикереволюционеров-демократов. Художник подходил к изображению природы какисследователь, детально изучая и постигая натуру.
Пейзаж-картина «Темныйлес» (1890г.), в котором создан величественный образ русской природы,относится к периоду творческой зрелости Шишкина. Сочетание широкогохудожественного обобщения с предельной конкретностью деталей придает пейзажуособую выразительность. Несколько необычен для Шишкина по мотиву и по своемулирическому настроению пейзаж «Парк в Павловске» (1889г.) В немхудожник рисует чарующий, поэтический образ осени, когда в тихие ясные дни вседышит покоем и тишиной. Точность рисунка, естественность композиции и свежестьколорита отличает это полотно. Высокое реалистичное мастерство, неизменнаяблагоговейная любовь к родной природе сделали Шишкина классиком национальногопейзажа, одним из популярнейших русских художников.
В мощном потоке пейзажнойживописи второй половины ХIХвека особое место принадлежит творчеству своеобразного талантливого живописцаАрхипа Ивановича Куинджи (1842 – 1910 г.г.). Непревзойденный мастер эффектногоосвещения, очень чуткий к игре света и тени, к колористическим контрастам,художник любил передавать в своих пейзажах-картинах необычное состояниеприроды. В небольшом пейзаже «Ранняя весна» (1890 гг.),представленном в экспозиции, тонко, богатой по оттенкам цветовой гаммойпередает Куинджи неторопливое пробуждение природы от зимнего сна.
Дальнейшее развитиепейзажа, обогащение его новыми художественными приемами связано с творчествомВасилия Дмитриевича Поленова (1844-1927 г.г.). Творческий диапазон Поленова необычайно широк и разнообразен. Художник успешно работал в областиисторического, бытового и пейзажного жанров. Он умел увидеть и раскрытьнеповторимую поэтическую красоту самых простых, обыденных мотивов. В экспозицииПоленов представлен несколькими произведениями. Среди них – эскиз на библейскуютему «Христос и грешница», пейзаж «Дворик» (1881), «Ока»(1903).
Учеником Саврасова иПоленова, продолжившим лирическую линию в русском пейзаже, был замечательныйрусский художник Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900 г.г.). В своих глубоко человеческих пейзажах, часто выражающих общественно значимые,гражданственные тенденции, через совершенные по мастерству живописные образыЛевитан подытожил и отразил все главное достигнутое его предшественниками.
В музее Левитанпредставлен небольшими по размерам этюдами. Особенно поэтичен выполненный влокальной цветовой гамме этюд «Вечер». Более законченный характерносит пейзаж «Двор».
Под непосредственнымвлиянием русской пейзажной живописи развивалось творчество украинскогохудожника Владимира Донатовича Орловского (1842 – 1914 г.г.). Он тяготел к пейзажам панорамного характера, умел придать им величественное, эпическоезвучание, подчеркнуть национальное своеобразие и красоту родной земли. Как ибольшинство его полотен, картина «Отдых в степи» (1884 г.) изображает природу Украины. Могучая жизненная сила ощущается в этом произведении. Художникубедительно передает безбрежность степей, напоенную влагой землю, высокое небос облаками и освещенную солнцем даль. Будучи профессором Академии, Орловскийвоспитал целую плеяду русских и украинских художников-пейзажистов. Среди нихбыл и выдающийся мастер украинского пейзажа, художник-харьковчанин С.И.Вастильковский.
Васильковский – авторлирико-эпических пейзажей, жанровых картин, произведений на темы украинскойистории, но основным содержанием, главной темой его творчества являетсяпроникновенное изображение природы Украины.
В Харьковском музее –одно из значительных на Украине собраний работ Васильковского, начиная с самыхранних, не лишенных влияния академической школы («Каменная балка» — 1881, «Коробов хутор» — 1882), до зрелых произведений, отмеченныхтворческой самобытностью и высоким мастерством живописца. Пейзаж «Казачийпикет» (1888 г.) – живой поэтический образ украинской природы с ееширокими просторами, мягкими переливами красок. В сочетании с бытовымиэлементами это произведение приобретает характер пейзажа-картины. Оченьпоэтичны, как все творчество Васильковского, его небольшие по размерам этюды,рисующие яркий солнечный украинский пейзаж, часто включающие жанровые мотивы («Свиданье»- 1894, «Ловят снегиря»). В 1910-х годах Васильковский в содружествес Н.С. Самокишем создал картину «Дума о трех братьях». Основой этогопроизведения является одноименная дума о братьях, бежавших из турецкой неволи.Художник изобразил тот момент, когда старшие братья покидают младшего в беде.Грозный, напряженный колорит пейзажа подчеркивает драматизм действия.
Васильковский был такжепервоклассным акварелистом и рисовальщиком, в чем убеждают егопейзажи-миниатюры, представленные в музее: «Днепровские плавни» (1896 г.), «На Донце» (1901 г.). Васильковсикй занял в истории украинского пейзажа свое,особое место как создатель поэтического образа природы, как автор многих,небольших по разиерам, камерных по сюжету, но глубоко национальных и емких посвоему мироощущению произведений.
Представителемхарьковской живописной школы был пейзажист Михаил Андреевич Беркос (1861 – 1919 г.г.). Художественное образование он получил в Академии художеств, затем совершенствовал своемастерство как пенсионер в Париже. В экспозиции несколько его произведений,среди них пейзаж-картина «Лен цветет» (1893 г.), в которой в полной мере проявляется главная особенность творчества художника – стремлениесоздать обобщенный эпический образ природы. В построении пейзажа Беркостяготеет к пространственной композиции, дающей широкую панораму цветущего поля.В нем все пронизано светом и воздухом, радостным ощущением бытия.
То же мастерство и впередаче пленэра прослеживается и в многочисленных этюдах. В них частоповторяется мотив буйного цветения природы, столь любимый художником («Гречкацветет», «Маки», «Яблоня цветет»). Картина «Улицав Умани» (1895 г.) отличается более замкнутым композиционным решением, чтосоответствует изображаемому сюжету. В этом пейзаже с удивительнойдостоверностью нарисована картина провинциального украинского города с егопыльными дорогами и кривыми улочками, покосившимися хатами и куполами церквей.
Вершину в русском искусствевторой половины ХIХ века знаменуеттворчество великих русских художников И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Они поднялина новую ступень достижения искусства художников-передвижников, всей русскойреалистической школы живописи, расширили ее возможности, обогатили еехудожественный язык.
Собрание произведенийвеликого русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844 – 1930 г.г.) в Харьковском музее – одно из самых значительных после коллекции Государственной Третьяковскойгалереи и Государственного русского музея в Петербурге. Оно дает представлениео различных периодах деятельности нашего великого земляка, многообразии ияркости его таланта, широте творческого диапазона. Его знаменитая картина «Запорожцыпишут письмо турецкому султану» позволяет ощутить масштабность репинскогоискусства. Первоклассными образцами представлен портрет, занимающий большоеместо в творчестве Репина. Рисунки и акварели, эскизы книжных иллюстрацийзнакомят с его графическим наследием.
Илья Ефимович Репин родилсяв Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. После окончанияАкадемии художеств в Петербурге и пенсионерской поездки за границу Репинприезжает на родину – в Чугуев. Здесь он живет с октября 1876 по сентябрь 1877года. Чугуевский период творчества художника, когда он создает ряд значительныхпроизведений, представлен в музее двумя превосходными портретами – Т.П.Чаплыгина и С. Любицкой.
Эти два наиболее раннихполотна отмечены тонкой проникновенностью характеристики и законченностью исполнения.Вместе с тем их живописный язык различен. В портрете своего двоюродного братаТрофима Петровича Чаплыгина, написанного широко и свободно, Репин создал живойобраз добродушного, сердечного человека. В иной живописной манере – мягкой,тонкой, чуть заметными мазками, выполнен портрет землячки Репина СофьиЛюбицкой. Все средства художественного языка подчинены здесь раскрытиюлирического женского образа.
Гордость Харьковскогомузея – картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1889 — 96). Она относится к периоду творческого расцвета великого русского художника.В результате вдохновенной работы над темой из истории запорожского казачестваРепин написал два больших полотна. Первое, датированное 1880 – 91 годами,принадлежит Русскому музею (Петербург), второе, завершенное в 1896 году, — былоприобретено П.М. Третьяковым, а в 1932 году передано из Третьяковской галереи вХарьков.
В основу содержаниякартины положено предание о том, что в конце XVII столетия запорожское казачество во главе с кошевым атаманомИваном Сирко написали дерзкое письмо турецкому султану в ответ на еготребование покориться и принять его подданство. В этом полотне в полную силузвучит тема несокрушимой мощи свободолюбивого народа. Композиция харьковскойкартины, в отличие от питерского варианта построена таким образом, чтомысленно, замкнув круг, по которому расположены фигуры запорожцев вокруг стола,зритель словно ощущает себя участником изображаемой сцены. По своемугероическому звучанию картина близка по духу гоголевской романтики, его повести«Тарас Бульба». Могучий народный дух, неодолимую волю к свободе Репинс необыкновенной художественной силой воплотил в образах закаленных в сраженияхвоинов.
Вся группа запорожцевобъединена не только четким композиционным построением, но и общимэмоциональным состоянием. Увлеченно сочиняя письмо, запорожцы безудержносмеются. С поразительным мастерством Репин передает все интонации смеха – отлегкой усмешки, лукавой улыбки до раскатистого хохота. Неповторимость каждогообраза, многообразие оттенков их характеров наполняют эту сцену убедительнойжизненной правдой.
В этой картине в полноймере проявился могучий талант Репина-живописца. Насыщенность цветовой гаммы спреобладанием в ней красного цвета, богатство нюансов и тонкая гармония всегоколорита, темпераментная живописная манера письма делают это полотно одним излучших творений Репина.
В период работы над «Запорожцами»,совершив две поездки на места бывшей Запорожской Сечи, Репин пишет картину «Казакв степи» (1890 г.). Здесь особый интерес представляет пейзаж, к которомуРепин как к самостоятельному жанру почти не обращался. Широкие просторыукраинских степей, сверкающий на солнце у самого горизонта Днепр, поблекшее отраскаленных лучей голубоватое небо, на фоне которого вырисовывается четкимживописным силуэтом неподвижная фигура всадника-дозорного, — все полотнонастороженности и напряженного ожидания.
Графические произведенияхудожника в коллекции музея свидетельствуют о мастерстве Репина- рисовальщика,виртуозно владеющего и легкой карандашной линией, и сложной техникой акварели.
Собрание произведенийвеликого русского художника в харьковском музее пользуется заслуженнойизвестностью.
Исторические судьбырусского народа нашли яркое воплощение в творчестве Василия Ивановича Сурикова(1848 – 1916 г.г.).
Многочисленные эскизы иэтюды к картинам свидетельствуют о необычайной увлеченности темой,целенаправленности, с которой художник ищет среди окружающей действительностипрообразы для своих исторических персонажей. Один из этюдов 1904 года к картине«Степан Разин» находится в коллекции музея. Огромная душевная сила,ясный ум, решительный характер читаются в мужественном лице легендарногонародного героя.
Выдающимся явлением в русскомискусстве конца ХIХ — начала ХХвека было творчество Валентина Александровича Серова (1865 – 1911 г.г.). Серов обогатил сокровищницу русского искусства, создал галерею блестящих по исполнению,психологически острых, глубоко эмоциональных портретов своих современников.
Многогранностьноваторских исканий Серова, работавшего в самых разных жанрах и областяхискусства (живопись, книжная графика, театрально-декоративное искусство),проявилась в его пейзажах. Одухотворенность скромного мотива русской природы,красота живописного строя, тонкая гармония красочных сочетаний и материальностьживописи отличают пейзаж Серова «Ели » (1890 г.).
На рубеже ХIХ — ХХ веков в России происходилисобытия всемирно-исторического значения. Общественная жизнь этого периодахарактеризуется предельной напряженностью. Обострились и осложнились классовыепротиворечия, обусловленные развитием империализма и нарастанием революционногодвижения в стране. Все это определило характер художественной культуры этогопериода. В изобразительном искусстве – это пора сложного и противоречивогоразвития. Возникает множество различных тенденций, нашедших отражение в рядехудожественных объединений: «Союз русских художников», «Мирискусства» и другие, между различными художественными направлениями игруппировками шла ожесточенная борьба. И в то же время искусство этой эпохибогато большими творческими завоеваниями, обусловленными поиском путей новогоосмысления жизни и средств его воплощения. Главная линия развитияотечественного искусства, его жизнеспособность определилась творчествомнаиболее передовых и талантливых мастеров, сохранивших демократические основы иреалистические тенденции своих предшественников. Прогрессивное направление в искусствепо-прежнему с наибольшей полнотой представляли художники-передвижники, хотя втворчестве некоторых из них слабеет социальная заостренность сюжетов, бывшаяхарактерной чертой передвижничества периода его расцвета.
В это время жили итворили такие великие художники как Н.А. Касаткин (1859 – 1930 г.г.), в музее находится его картина «Рабочая семья» (1891 г.); К.А. Коровин (1861 – 1939 г.г.) – «Весна» (1909 г.); С.А. Виноградов (1869 – 1938 г.г.) – «На работу» (1895 г.); С.Ю. Жуковский (1873 – 1944 г.г.) – «Синяя вода» (1912 г.), «Горный пейзаж».
Пейзажный жанр,получивший особенно широкое распространение в начале ХХ века, представлен рядомпроизведений художников-харьковчан. К харьковской школе относится МихаилСтепанович Ткаченко (1860 – 1919 г.г.). Художник-пейзажист и маринист, Ткаченкостремился передать в своих полотнах разнообразие и яркость красок, наблюдаемыхв природе. Его картина «Весна» (1907 г.), изображающая украинское село, отличается звучностью цвета, подчеркнутой декоративностью,достигаемой контрастом локальных цветовых пятен. Много работал Ткаченко какмаринист, занимая долгое время должность Главного морского штаба России.
Особое место средихудожников-харьковчан занимает Петр Алексеевич Левченко (1856 – 1917 г.г.)- мастер яркого живописного таланта, обладавший широтой восприятия окружающейдействительности и глубоким поэтичным мироощущением. К наиболее зрелым изавершенным произведениям Левченко принадлежит картина «На рассвете»(1900 гг.). Пейзаж «На Харьковщине», полный поэтического чувства,воспринимается как обобщенный художественный образ Украины.
В музее представленыпроизведения зарубежных мастеров. Знакомство с искусством итальянскиххудожников дает возможность проследить некоторые этапы развития искусстваИталии конца ХV — ХVIII веков.
Раздел итальянскойживописи представлен произведениями Тимотео Витти (1467 – 1523 г.г.), одного из учителей Рафаэля, Якопо Бассано (1510 – 1592 г.г.), Гвидо Рени (1575 – 1610 г.г.), Джезеппе Мариа Креспи (1665 – 1747 г.г), Марко Риччи (1679 – 1729 г.г.), Франческо Цукарелли (1702 – 1788 г.г.), другими.
В музее присутствуютпроизведения искусства Нидерландов, Голландии, Фландрии и Бельгии, Австрии,Франции.
Коллекция музеяувеличивается с каждым годом, пополняясь новыми работами. Коллектив музеясочетает разнообразную экспозиционно-выставочную работу и пропагандуизобразительного искусства.
музейхудожественный экспозиционный выставочный
Список литературы
1. Харьковский художественный музей: Путеводитель/(Г.А. Губа, Н.П.Работягов, Е.С. Фадеева, Г.А. Фисан). – 2-е изд., дораб и доп. – Х.: Прапор,1985.- 81 с.
2. Рiдний край:Навчальний посiбн.ник з народознавства/за ред А.Ф.Прокопенка.-2-е вид., випр. I доп.– Х.: ХДПУ 1999 – 527 с.
3. Вороной А.И.Путешествие по Харьковщине (памятники истории и культуры). – Х.: Майдан – 2005.– 224 с.
4. Кеворкян К.Е.Первая столица/Художник-оформитель А.С. Юхтман.-Х.: Фолио, — 1999. – 282 с.
5. Зайцев Б.П.,Скирда И.М. Воропаева В.В., Марченко О.С., Скирда И.М. iсторiя рiдного краю(Харкiвщинознавство) навчальний посiбник. – Х.: Схiдно-регiональний центргуманiтарно-освiтнiх iнiцiатив. – 2002, — 264 с.