Реферат по предмету "Культура и искусство"


Характеристика эпохи Возрождения

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Факультет заочного образования
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Тема: «Характеристикаэпохи Возрождения»
 
Выполнил студент
ПАВЛОВ П.Н.
Шифр Э – 02 – 76 — М
Специальность 0060800 «Экономика и управление на предприятии»
НОВОСИБИРСК
2003/>

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1 ЭпохаВозрождения-социокультурный переворот в Европе XIII-XVI вв
2 Гуманизм ирационализм в культуре Возрождения
3 Периодизацияи национальный характер Возрождения
Заключение
Используемаялитература

 ВВЕДЕНИЕ
В развитиимировой культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Это время( XIV-XVIвв) является переходным от феодального Средневековья кНовому времени – эпохе капитализма.
В эту эпоху бурно развивается международная торговля, всебольшее значения приобретают города. Появляются первые зачатки капиталистическойпромышленности в форме мануфактуры. Наступает период первоначального накоплениякапитала, развивается банковское дело. Наряду с классом феодалов активную роль начинаетиграть нарождающаяся буржуазия. На первый план выдвигается человеческая личность,обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям,предприимчивости, уму, знаниям.
Некогдамогущественнейшие силы средневекового мира – империя и папство – переживают глубокийкризис. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научнаякартина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Это эпоха Великихгеографических открытий.
 Переходныйхарактер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековыхпут и вместе с тем, еще неразвитость капиталистических отношений не могли не сказатьсяна особенностях художественной культур и эстетической мысли того времени. В этихусловиях складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир.
 Главнымв новом — гуманистическом- мировоззрении стало необыкновенно высокое представлениео человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцомсамого себя. Идеалом стала гармоничная, сильная, свободная, духовно богатая личность– « универсальный человек».
 Образцынравственного, прекрасного, языческую любовь ко всему земному гуманисты (преждевсего в Италии) находили в наследии античности – памятниках культуры, искусства,литературы, философии, возрожденнных в это время. Отсюда и название культуры эпохи– Возрождение или Ренессанс (от фр.renaissanse – возрождение)

1 ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ– СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЕВРОПЕ В XIII— XVIвеках
 
Все перемены в жизни общества сопровождалисьшироким обновлением культуры – расцветом естественных и точных наук, литературына национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившисьв городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны.
В области философии новое наполнение и развитиеполучили античные течения, согласно которым Бог отождествлялся с природой («пантеизм»Кампанелла, Бруно); все люди равноправны перед лицом мирового закона («стоицизм»Петрарка) Бог не вмешивается в жизнь людей, провозглашение здоровья тела и духа,отсутствие страданий («эпикуреизм» Валла); строение бытия – сверхсущее, единое ииерархичное («неоплатонизм», Фичино, Мирандола). Возрождена была и древнегреческаяидея торжества микрокосма (человека) и макрокосма ( природы).
Новую, в духе гуманизма, педагогическуюсистему разработал в начале XV в.Леонардо Бруни. Он настаивал на развитии не только духа, но и тела; отводил важноеместо эстетическому воспитанию, изучению основных видов искусства. Бруни первымзаговорил об индивидуальном подходе педагога к учащимся и о необходимости женскогообразования.
В 1436 году произошло событие, значениекоторого в истории человечества трудно переоценить – Иоганном Гуттенбергом был изобретенпечатный станок. Это сразу же сыграло огромную роль в распространении античногонаследия, новых идей и научных достижений.
В эпоху Возрождения начинается новый этапразвития науки: нерасчлененность, характерная для древних времен, сменяется выделениемобособленных отраслей знаний, складывается наука в современном ее понимании.
Особенно больших успехов достигает астрономия,география, анатомия, математика. Важнейших успехов достигло судостроение. Появилиськаравеллы – быстроходные и маневренные суда с удобной парусной оснасткой, позже– вместительные и хорошо вооруженные галионы. Астролябия, другие приборы и специальныеастрономические таблицы позволяли довольно точно определять географическую широтуместа. Моряки научились пользоваться компасом и составлять карты.
Путешествия Христофора Колумба (открытиеАмерики в 1492 г.), Васко да Гамы (открытие морского пути в Индию в 1498 г.), АмеригоВеспучи (1499-1504гг.), Фернанда Магелана (1519-1522гг.) и др. мореплавателей доказалишарообразность земли, привели к установлению очертаний большей части суши, расширилизнания о Земле. В 1492 году был создан первый глобус (Бехайм) и составлена перваякарта Европы и мира «Атлас» (Меркатор,1569г.)
Настоящей научной революцией стала гелиоцентрическаясистема Николая Коперника (опубликована в 1543 г.). Разрабатывая свою систему почти30 лет, он превратил философскую догадку в строгую математическую теорию. Его ученияразвил в дальнейшем Джордано Бруно.
Иоганн Кеплер открыл законы движения планет(1609г.). Галилео Галилей – законы механики(1632г.). Ученые дали математическуютрактовку этих законов, благодаря чему впервые в истории развития человеческогопонятия – понятие «закон природы» сделалось строго научным. Галилей изобрел телескоп(1609г.), совершил астрономические открытия, ставшие первыми неопровержимыми доказательствамиправильности теории Коперника, первым стал систематически применять экспериментв своих исследованиях.
В области математики также были достигнутыбольшие успехи. Было дано полное теоретическое толкование перспективы (Альберти,1435г.),заложены основы начертательной геометрии (Дюрер,1525г.), усовершенствована алгебра(Виет,1591г.).
Идеи древней медицины были подвергнуты критическомупересмотру врачом Теофастом Парацельсом, он один из первых способствовал внедрениюхимических препаратов в медицину. Андреас Везалий изложил принципиально новое пониманиеанатомии человека (1543г.). Мигель Сервет высказал идею о малом круге кровообращения(1553г.). В 1590 году был изобретен микроскоп (Янсен).
Эпоха Возрождения, провозгласившая высокиегуманистические идеалы, давшая великие научные достижения и великое искусство, вдействительности была эпохой резких контрастов и противоречий. Бурный, переломныйхарактер этого времени рождал напряженные классовые битвы. Жестокость реальной общественнойжизни породила стремление выработать представление об идеальном государственномустройстве, где царят справедливость, всеобщее благоденствие и счастье. Так возникутопический социализм, первым представителем которого стал Томас Мор. Представитель«утопического социализма» Ф.Бэкон утверждал, что основой будущей счастливой жизнилюдей будет прогресс науки и техники. Идеи, близкие к утопическим, есть в произведенияхРабле, Сервантеса, Шекспира.
Социально-экономические перемены находятсвое отражение в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, скульптуре,театре.
Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Этобыл величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством,эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстии характеру, по многосторонности и учености».
2 ГУМАНИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения открывает новый этап восмыслении культуры. В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целомна первый план выдвигаются идеи рационализма (от лат. Rationlis — разумный) и гуманизма ( от лат.Humanus –человечный)
Заимствованный у Цицерона ( Iв.дон.э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческихспособностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейскойкультуры XIV –XVI вв. Гуманизмразвивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленниковпри дворах тиранов, проникает в религиозные сферы, становится мощным оружием политиков,утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, даетбогатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светскаяинтеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах,выступают ближайшими советниками государей.
Гуманисты привносят в духовную культурусвободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух.Они полны веры в безграничные возможности человека. Для гуманистов не существуетболее иерархического общества, в котором человек – только выразитель интересов сословия.Они выступают против всякой цензуры, особенно церковной, формирует человека предприимчивого,активного, инициативного.
Гуманизм как принцип культуры Возрожденияи как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира,во всей идеологической сфере утверждается новый центр – могучая и прекрасная личность.
Краеугольный камень нового мировоззрениязакладывает Данте Алигъери (1265-1324) – «последний поэт Средневековья и вместес тем и вместе с тем первый поэт Нового Времени» ( Ф.Энгельс ). Созданный Дантев его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки являетсяитогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения.Вера в земное предназначение, в его способность собственными силами совершить земнойподвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинствучеловека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него – «величайшеечудо».
Эта позиция была развита Франческо Петраркой(1304-1374), философом, блестящимпоэтом – лириком, который считается родоначальником гуманистического движения вИталии.
Преклонением перед человеком, его красотой,разумом наполнена работа Джаноццо Манетти (1396-1439) «О достоинстве и превосходствечеловека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Валла (1407-1457) утверждает естественностьземных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494)в сочинении « О достоинстве человека» проводит мысль о том, что человек – творецсвоей судьбы, себя самого: « мы становимся тем, чем мы желаем быть».
Гуманисты Возрождения убеждены в том, чточеловек, как и Бог, обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом,делая правильный, рациональный выбор.
Обращение к античному наследию выступаетважной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление прекрасного,гармонически развитого человека были особенно близки европейскому гуманизму. Художников,скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории,древнегреческий и латинский языки.
Однако средневековая культура с её многолетнейисторией, прочными традициями не могла исчезнуть бесследно. Она оказывала влияниена культуру Возрождения, даже когда это не осознавалось. Ренессанс — эпоха переходная,в которой были сложнейшие переплетения, взаимодействия старого и нового, богатствои разнообразие культурных элементов. Много произведений было написано на библейскиеи религиозные сюжеты. Можно сказать, что искусство Возрождения было своеобразнымсинтезом античной физической красоты и христианской духовности.
Искусство в период Возрождения было главнымвидом духовной деятельности, «идеальный человек» должен быть художником. Почти небыло людей равнодушных к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражалои идеал гармонически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче вразличной степени подчинены все виды искусства.
Основные этапы и жанры литературы эпохиВозрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в период раннего, Высокогои позднего Возрождения. Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла, особеннокомическая (Бокаччо), и антифеодальной направленностью, прославляющей предприимчивуюи свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено рассветом героическойпоэмы: в Италии – Л. Пульчи, Ф.Берни, в Испании – Л.Камоэнса, авантюрно-рыцарскаясюжетика, в которой поэтизируется представление Возрождения о человеке, рожденнымдля великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторонней картиной обществаи его героических идеалов в народной сказочной и философски-комической форме явилосьпроизведение Рабле «Гарантюа и Пантагрюэль». Высший взлет позднего Возрождения –драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических и трагикомическихконфликтах между героической личностью и, недостойной человека, системой общественнойжизни.
Прогрессивное гуманистическое содержаниекультуры Возрождения получило яркое выражение в театральном искусстве, испытавшемзначительное воздействие античной драматургии. Отличительными особенностями театральногоискусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающийпафос, смелое сочетание трагического и комического. Таков театр Италии, затем Испаниии Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная комедиядель арте, комедия масок (XVI в.).Спектакли этого театра представляли собой актерские импровизации на основе оченькраткого, схематично набросанного сценария, с музыкальными и танцевальными номерами.Однако глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы и ее противоречие комедии масокбыло не по силам. Театр, способный к этому, смог появится лишь тогда, когда новоегуманистическое мировоззрение проникло в широкие слои народа, ибо по самой своейприроде театр – искусство массовое и демократическое. Наибольшего расцвета театрВозрождения достиг в творчестве Уильяма Шекспира (1564-1616).
В эпоху Возрождения профессиональная музыкатеряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки,проникаясь новым гуманистическим мироощущениям. Появляются различные жанры светскогомузыкального искусства – фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, балладав Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение.Светские гуманистические устремления проникают и культовую музыку. Складываютсяновые жанры инструментальной музыки; появляются сольные песни, оратории, оперы.
Однако наиболее полно эстетико-художественныйидеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись. В системе искусствпроисходит перемещение акцентов. Архитектура перестала быть «дирижером» оркестраискусств, На первый план выходит живопись. Жажда познания, которая так отличалаличность эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форму художественного познания.Стремясь наиболее полно отразить природные формы, художник обращается к научномузнанию. Тесная связь науки и искусства – характерная черта ренессансной культуры.Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через перспективу – в областьоптики и физики, через проблемы пропорций в анатомию и математику. Это приводиломастеров Ренессанса даже к отождествлению науки и искусства.
Например, Леонардо да Винчи считал искусствосамой важной наукой, поскольку искусство дает самое точное и безупречное изображениежизни.
Художники Возрождения разрабатываются принципы,открывают законы прямой линейной перспективы. Создатели этой теории были Брунуллески,Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращаетсякак бы в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство развивается в глубинуплавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой.
Мастеров Возрождения часто называют «титанами»,имея ввиду их универсальность.
Леонардо да Винчи (1452-1519) был живописцем,математиком, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства,военным инженером, изобретателем, анатомом и ботаником. Он исследовал почти всесферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время и не помышляли.
Микеланджело Буонарроти (1475-15641) другойвеликий мастер Эпохи, человек разносторонний, универсальный; скульптор, архетектор,поэт, художник; много размышлявший о свободной и гармоничной жизни людей.
Рафаэль Санти ( 1483-1520) – не только талантливый,но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и декора.
Альберт Дюрер (1471-1528) – основатель немецкогоВозрождения, «северный Леонардо да Винчи», создал несколько десятков картин, гравюр,акварелей и рисунков, был теоретиком искусства, написал четыре книги о пропорциях.
Эти примеры можно было продолжить. Такимобразом, универсальность, рациональность, разносторонность, творческая одаренностьбыла характерной чертой мастеров Ренессанса.
3 ПЕРИОДИЗАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ВОЗРОЖДЕНИЯ
Культура Возрождения зародилась в Италии.Хронологически итальянское Возрождение принято делить на четыре этапа: Проторенессанс( Предвозрождение – II пол.XIII-XIV вв.), раннееВозрождение – XVв., Высокое Возрождение – конец XV – первая третьXVI в., позднееВозрождение – конец XVI в..
Проторенессанс является подготовкой Возрождения,он был тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими, византийскимитрадициями. И даже в творчестве художников – новаторов нелегко провести четкую границу,определяющую старое от нового. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто ди Бондоне(1266-1337). Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметилпуть, по которому пошло ее развитие: нарастание реалистических моментов, наполнениерелигиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоских изображенийк объемным и рельефным.
Крупнейшие мастера раннего Возрождения –это прежде всего «отцы Возрождения»: архитектор Ф.Брунеллески (1377-1446), скульпторДонателло(1386-1466), живописец Мазаччо (1401-1428). Вопреки учению церкви они утверждалиправо людей на свободу и счастье, говорили о том, что человек силой разума можети должен познать законы мира. За ними последовал блестящий ряд замечательных художников,работающих на протяжении столетия в разных областях Италии: это П. Уччелло (1397-1475), А.Кастаньо (1421-1457),
Ф. Липпи (1406-1469), С Боттичелли (1445-1510),А.Верроккьо(1435-1488), А.Мантенья(1431-1506). Живопись этого периода производитскульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи и этоне случайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановитьпредметность мира, подчеркивали объемность, пластичность, четкость формы. Проблемыколорита отступали на второй план. Художники XV в. открывают законы перспективы и сложные многофигурные композиции.Однако они ограничиваются, главным образом, линейной перспективой и почти не замечаютвоздушной среды, архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.
В Высоком Ренессансе геометризмуглубляется, но к нему прибавляется одухотворенность, психологизм, стремление кпередаче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, характера, темперамента.Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается светотенью.Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают гениальные мастера – Браманте(1444-1514), Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворяют главные ценностиитальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.
Самое знаменитое произведениеЛеонардо да Винчи так называемая «Джоконда". Портрет завораживает и восхищаеттем, что в нем, при внешней неподвижности модели, передана жизнь ее души, неуловимосменяющиеся оттенки мыслей, чувств, ощущений. « Портрет Моны Лизы «- это принципиальноновый портрет, с ним связано зарождение в европейском искусстве психологическогопортрета.
Среди лучших работ архитектораДонато Браманте – грандиозные Ватиканские сооружения.
Наиболее прославленным творениемРафаэля является «Сикстинская мадонна". В этой работе художник соединил высокуюрелигиозность с высокой человечностью, создав самое глубокое и прекрасное воплощениетемы материнства.
Микеланджело Буонарроти прижизни получил титул « божественный». Его работы – роспись потолка Сикстинской капеллы(около 600 м2), мраморная статуя Давида (более 5м), гробницы семьи Медичии папы Юлия II поражают своей грандиозностью, величественностью,прославляющие красоту и силу свободного человека. « Не родился еще человек, который,подобно мне, был бы столь склонен любить людей» — писал о себе Микеланджело.
Понятие поздний Ренессанс обычноприменяется к венецианскому Возрождению. Возрождение в Венеции имело свои особенности.Она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. ЕеРенессанс имел другие истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торговые связис Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Переработав готику и восточныетрадиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность,романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы колорита,материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианскиемастера Высокого и позднего Возрождения – это Джорджоне (1477-1510), Тициан(1477-1576),Веронезе(1528-1588), Тинторетто(1518-1594), Палладио (1508-1580).
Своеобразный характер имелосеверное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздываетпо отношению к итальянскому на целое столетие. В искусстве северного Ренессансабольше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно болееусловно по форме, более архаично, менее знакомо и античностью. Философской основойсеверного Ренессанса был пантеизм, который не отрицал прямо существование Бога,а наделял природу божественными атрибутами, такими как вечность, бесконечность.Пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога. Такие представленияприводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники мастераА.Дюрер (1471-1528), Л. Кранах(1472-1553), А.Альтдорфер изображали величественность,мощь, красоту природы, передавали одухотворенность.
Второй жанр, который получилразвитие в искусстве северного Возрождения – это портрет. Самостоятельный портретвозник в Германии. Эпоха Дюрера стала временем его расцвета. Немецкий портрет отличалсяот портретной живописи итальянского Возрождения. Итальянские художники в своем преклоненииперед человеком создавали идеал красоты. Немецкие художники были безразличны к красоте,для них главное – характер, эмоциональная выразительность, иногда в ущерб красоте.Крупнейшие мастера портретной живописи в Германии – А.Дюрер, Г.Гольбейн – младший(1497-1543), в Нидерланды – Ян ван Эйк (1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1400-1464),во Франции – Ж.Фуке (1420-1481), Ж.Клуэ(1475-1540), Ф. Клуэ (1505-1572).
Третий жанр, который возники получил свое развитие прежде всего в Нидерландах – это бытовая картина. Крупнейшиемастера жанровой живописи – Питер Брейгель-старший(1525-1569). Он писал достоверныесцены из крестьянской жизни и даже библейские сюжеты помещал в деревенскую обстановку.Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшаяподробность изображалась с крайней тщательностью.
Сравнивая итальянское и северноеВозрождение, следует отметить, что итальянскому Возрождению присуще стремление краскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северномВозрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновлениякатолической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестанству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, эпоху Возрождения человечествосделало крупный шаг вперед в развитии общества, науки и культуры. Реализм искусстваВозрождения – отличительная особенность времени по сравнению с символическим, условнымискусством Средневековья. Идеи гуманизма – духовная основа расцвета искусства эпохиРенессанса. Живой интерес к человеку, его переживаниям, мыслям, поступкам породилв живописи, скульптуре, графике – яркий и сложный образ человека, прежде всего деятеля,мыслителя, героя. Гуманизм культуры Возрождения неотделим от всего хода историческогоразвития, политической идеологии, философии, науки и других форм общественного сознания
Возрожденные на античной основегуманистические знания, включавшие этику, риторику, философию, историю, оказалисьглавной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого сталоучение о человеке, его месте и роли в природе и обществе.
Гуманистическая этика выдвинулана первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья егособственными усилиями.
Многие проблемы, разрабатывающиесяв гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху,когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важнуюсоциальную функцию.
Гуманистическое мировозрениестало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшимколоссальное влияние на все последующее развитие европейской культуры.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. История мировой культуры.Возрождение. С-Петербург, 1993г.
2. Брагина Л.М. Итальянскийгуманизм: этические учения XIV-XV веков.,-М., 1977г.
3. История зарубежного искусства.,-М., 1983г.
4. К.Маркс, Ф.Энгельс Сочинения,2-ое изд., Том 20.
5. Баткин Л.М. ИтальянскоеВозрождение в поисках индивидуальности.,-М.,1989г.
6. Любимов Л.Д… ИскусствоЗападной Европы. Средние века. Возрождение в Италии.,-М.,1976г.
7. Введение в культорологию.,-М.,1996г.
8. Радугин А.А. Культорология.,-М.,2001г.
9. 50 биографий мастеров западно-европейскогоисскуства.,-Л.,1965г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.