Реферат по предмету "Культура и искусство"


Творчество Филиппа Малявина

Содержание
Введение
Анализ использованной литературы
Жизнь художника
Основные этапы творчества
Заключение
Список литературы

Введение
 
Русское искусство концаXIX—началаXX века было богато яркими индивидуальными, смелымитворческими исканиями. Среди художников этой эпохи Филипп Андреевич Малявинявлялся одним из наиболее самобытных и одаренных. Его работы, возбуждавшиегорячие споры на выставках и в печати, до сих пор захватывают зрителя своейвзволнованностью и красочностью.
Широкая известностьМалявина была в свое время создана на один-два года лишь несколькими егокартинами; имя художника оказалось прочно связанным с понятием «малявинскиебабы». За шумным успехом этих картин остались как бы в стороне другие егопроизведения. А ведь написанные им портреты и его многочисленные рисунки,относительно мало известные, достойны не меньшего внимания, чем те немногиекартины, которые сделали Малявина знаменитым на родине и за ее рубежом.
 

Анализ литературы
 
Книга: Русскиехудожники. Живопись XX века. В нейстатья Бориса Зотова, в которой он кратко рассказывает о жизни и творчествеживописца Филиппа Андреевича Малявина. В данной литературе Малявин представленкак величайший талантливый человек, который покорял зрителей своим прирожденнымталантом колориста, также он прекрасно чувствовал форму, а самое главное: он былглубоко национален, его талант шел от крестьянского начала самого художника.
 
Жизнь художника
 
Филипп АндреевичМалявин родился в многодетной деревенской семье государственных крестьян 11(23)октября 1869 года в селе Казанке Самарской губернии. Истоки его творчества,особенность его живописного языка там и стоит искать – в его деревенскомдетстве. Маленький Филипп был искусным резчиком по дереву. Много лет спустя онбудет вспоминать: «Долгое время я никак не мог решить, быть ли мне живописцемили резчиком, и это меня очень удручало. Смотрел всегда с ужасом на годы – вотбудет мне семь, восемь. До десяти представить себе не мог, до того это ужестарость, и мне казались люди после десяти лет уже пожилыми. Я только одногобоялся, как бы не потерять времени, и бегал, собирал угли в золе и рисовалвезде – на стенах, на колесах, на воротах и даже на золе. Обращался к мужикам,чтобы они мне показали, как нужно рисовать, и с успехом пользовался ихсоветами».[1]Рисовать мальчик начал рано, а так как в деревне каких-либо изображений, кромеикон, не было, то он и срисовывал «святых». Должно быть, родным нравились егорисунки или уж очень покорило их рвение мальчика, но только они отнеслисьсочувственно к его наклонностям, и 14-летний Филипп Малявин был отпущен сбогомольцами в Грецию, на Афон, в находившийся там большой русский монастырь.Мальчик и его близкие полагали, что там он сможет научиться писать образа.
Никакой иконописнойшколы на Афоне, однако, не оказалось,- там существовала лишь небольшаяиконописная мастерская, за которой присматривал монах, такой же самоучка, как иостальные «мастера». Но, чтобы заниматься даже в такой мастерской, Малявинунадлежало стать послушником монастыря. Он начал работать с увлечением и, сточки зрения монахов, успешно: ему доверили, наконец, даже роспись целой стеныв одной из церквей.
Так продолжалось додекабря 1891 года, пока на Афон не заехал, возвращаясь из заграничнойкомандировки, молодой скульптор В. А. Беклемишев. Увидев работы Малявина, средикоторых были и пейзажные этюды и портрет настоятеля монастыря, Беклемишев былпоражен несомненным дарованием юноши. Он уговорил монахов отпустить ихпослушника учиться живописи в Россию.
В 1892 году Малявинвыдержал экзамен для поступления в Академию художеств. Среди поступающих онрезко выделялся, необычный студент – длинноволосый монах в черной рясе.[2] Вот каквспоминает о Малявине известная художница А. П. Остроумова-Лебедева, державшаяэкзамены одновременно с ним: «Юноша в какой-то необычной одежде… На головешапочка вроде скуфейки, низко надвинутая на глаза. Из-под нее висели длинныеволосы до плеч. Лицо плоское, скуластое, корявое. Брови опущены к вискам.Светлые небольшие глаза… Его застенчивость, какая-то растерянность иодиночество среди студентов привлекали внимание… трогала его какая-тонаивная откровенность и простосердечие».
Кроме таланта, нужныбыли воля и упорство, твердая вера в свое призвание, чтобы выходец изнеграмотной деревни, из темного мира афонских монахов смог бы явиться встоличный Петербург, в Академию. Малявин занимался блестяще, он изумлялпедагогов верностью глаза, точностью рисунка и не раз получал поощрительныемедали. Его можно было считать уже сложившимся художником.
В годы занятий Малявинав Академии художеств шла подготовка к реформе системы преподавания. В 1894 годуряд крупнейших мастеров русского искусства стали ее профессорами, получившимиширокие права в руководстве своими учебными мастерскими. Студентов особеннопривлекала возможность работать под руководством И. Е. Репина. Пришелзаниматься в его мастерскую и окончивший общий курс Малявин.В1900-х Малявин участвует в выставках Товарищества передвижников, в 1906 г.показывает на выставке объединения «Мир искусства» свою картину «Вихрь».Впоследствии он также был членом «Союза русских художников».[3]
Побывав летом 1895 годана родине, в Самарской губернии, Малявин привез оттуда большие портреты (одиниз них «За книгой» был приобретен П. М. Третьяковым). Они-то и являются однимииз самых ранних известных нам произведений художника, в которых уже проявилисьхарактерные для него особенности. Портреты, «дивные по рисунку и живописи»,произвели «громадное впечатление на меня и моих товарищей», — вспоминаетОстроумова-Лебедева. Она же приводит слова, в которых Малявин выразил своепонимание живописи. Выше всего он ставил творческую активность художника, егоспособность к широким обобщениям: «Главное в существе предмета, в егохарактере, духе и жизненности. Не надо обращать внимание на краски, на тона, налепку, на рисунок. Вы обнимите весь предмет одним глазом, вникните в его характер,в его дух, и когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том,что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде».
Вот это проникновение всущество изображаемого и поражает до сих пор в ранних работах Малявина, таких,как «Крестьянская девушка с чулком» или «За книгой (портрет сестры)», созданныхв 1895 году. Первая из них, написанная на воздухе, — большой этюд, созданныйкак бы «единым дыханием»: очень цельный, непосредственный, свидетельствующий обумении художника точно наблюдать (жесты, движения, манеру вязать на ходу). Внем много воздуха, солнечного света и того ощущения тишины и простора, котороебывает только в деревне.
В портрете сестрыМалявин создал психологически-сложный образ. Многие мастера бытового жанра изображалиженщин русской деревни, но впервые, в работе студента Академии, крестьянка былапредставлена в таком духовном порыве,— взволнованной прочитанной книгой,думающей, мечтающей. Ее фигура как бы выступает из темного угла в сильномдинамическом повороте; тени подчеркивают аскетический характер лица, резковыступающие скулы. Умение схватывать главное и как бы скульптурная лепка формыделают этот портрет произведением зрелого мастера.
Крестьянская тема сталаосновной в творчестве художника, но не единственной. Он всегда имел с собойальбом и постоянно рисовал: натурщиков, своих товарищей, педагогов — рисовалбыстро, изощряя свою наблюдательность. Так же он стал работать и маслянымикрасками.
Грабарь рассказывает освоем портрете, написанном Малявиным и произведшем «сенсацию» в академии.«Портрет был закончен в один присест и это так всех огорошило, что на следующийдень сбежались все профессора смотреть его; пришел и Репин, долго восхищалсясилой лепки и жизненностью портрета».
Портрет Грабаря был неединственным изображением сотоварища по мастерской Репина: молодые художникиохотно позировали Малявину. В каждом изображении он решал особую творческуюзадачу и это делало такими не похожими один на другой портрет И. Э. Грабаря, А.П. Остроумовой, К. А. Сомова, Е. М. Мартыновой, А. А. Мурашко.
В самой мастерскойРепина был создан превосходный портрет художника К. А. Сомова — в белом халате,отдыхающего на диване (1895). Написанный живо, свободным и энергичным приемом втеплой серо-коричневатой гамме, портрет очень красив. Чувствуется репинскаятрадиция в горячности живописного темперамента, в стремительности широкогомазка и в твердом рисунке. Малявин сумел передать непринужденность позы и меткопоказал существенные черты изображенного: уверенность в себе, спокойнуюзамкнутость, ленивую медлительность. Можно сказать, что портрет Сомова — эпизодиз жизни знаменитой репинской мастерской ее лучшего времени, когда в ней дружноработали и много спорили, учились у Репина и друг у друга.
Не меньшее значение втворчестве молодого Малявина имеет картина «Больная» (1897) — портрет художницыЕ. М. Мартыновой, одно из самых поэтичных его произведений. Оно кажется оченьпростым: утомленная долгой болезнью девушка полулежит на подушках и печальносмотрит перед собой, в сторону от зрителя. Но скромные внешние средства былииспользованы замечательно проникновенно. Однотонная серебристая гамма портретапрекрасно соответствует образу хрупкой, недолго прожившей Мартыновой.Привлекательно ее исхудалое лицо, тонок рисунок профиля. Художник подчеркнулхарактеристику Мартыновой выразительностью ее нервных и как-то детскибеспомощных рук. Необычна для портретов конца прошлого века несимметричнаякомпозиция — темное пятно головы в верхнем углу, темные косы, пересекающиеизображение. Е. М. Мартынову писали ее друзья-студенты: И. Э. Браз (в 1896году), Малявин и несколько раз Сомов (его известная «Дама в голубом платье»была начата тотчас же вслед за малявинским портретом).
В еще большей мередарование Малявина раскрылось при обращении к родной для него крестьянскойтеме. В 1898—1899 годах он создает портреты матери, сестры и некоторые другие.В сравнении с портретами 1895 года эти произведения сразу же производятвпечатление особой значительности и широты обобщения. Портретный образ приобретаетмонументальное звучание.
«Старуха» — не простопортрет матери художника: это превосходно найденный образ старой и мудройкрестьянки-труженицы. Как всегда, у Малявина и здесь восхищают острота иверность его видения, умение выбрать характерную позу и передать столь присущуюрусским крестьянкам старой деревни суровую, полную достоинства недвижность чертлица, тяжелые и узловатые кисти рук. И как, вместе с тем, мастерски написанпортрет во всей сложной игре света на морщинистом лице и на белой кофте. Фонпортрета нейтрален, но его светлые и темные пятна создают тревожную, словномерцающую среду, которая усиливает внутренний драматизм образа. Колоритпортрета очень сдержан: как и прежде, в нем нет ни одного яркого, кричащегоцветового пятна—скромная гамма красок разработана в тонких отношениях. Репинписал: «В этих простых мужиках, запечатленных кистью Малявина, столькоистинного благородства человеческой души, которая уцелела еще в отдаленных отцентра местностях».
Подобнымипроизведениями завершается первый период творчества Малявина. Его широконаписанные портреты и все более крупные по размерам этюды увлекали студентов,но возбуждали недовольство профессоров, видевших в них только «баловство». Стем большим нетерпением ожидалась дипломная картина Малявина. Наконец, в 1899году, он представил на конкурс картину «Смех», изображающую несколькиххохочущих крестьянок в красных сарафанах, под ярким солнечным светом. Онапоразила современников и вызвала резкие отзывы в печати и брань в адресхудожника. Совет Академии художеств, возмущенный дерзкой картиной, отказалМалявину в заграничной командировке и не хотел признать его художником. Толькоблагодаря заступничеству Репина, угрожающего уйти из Академии, Малявину дализвание художника, но и то не за картину, а за ранее написанные портреты. «Смех»производил впечатление огромного эскиза, стремительно набросанного уверенным всебе смелым мастером. Краски (среди которых впервые преобладали красные)казались невиданно яркими, хотя одновременно не уничтожали ощущения световоздушнойглубины картины, точности рисунка и объемности формы каждой фигуры.
Широкая манера письмауже одна была неприемлемой для официальной художественной школы того времени.Странным казалось отсутствие повествовательности, обычной для жанровых картин ижелание создать образ только на одной эмоциональной основе. За пугавшейтемпераментностью картины не воспринимались значительность ее внутреннегосодержания, смелая независимость и яркий характер русской крестьянки, радость,молодость и здоровье в блеске солнечного дня. Произведение Малявина не было,однако, одиноким: в картине можно уловить связь с рассказами молодого МаксимаГорького, с образами крестьянок в живописи (правда, более поздней) А. Е.Архипова.
Малявин лишился главнойпремии дряхлеющей академии – большой золотой медали, а еще важней – заграничнойкомандировки, уступив ее благопристойному, усредненному, прилизанномуподражателю из мастерской академического профессора Владимира Маковского. Оконфликте и всей суете вокруг Малявина тончайший художник – мыслитель Нестеров выразилсятак: « Непосредственное дарование этого сына земли, быть может, на имеет себеравного среди всего, что прошло с основания Академии художеств, с появлением унас искусства. Его художественные ощущения… тонки, новы, ярки неожиданно смелы.Малявин как Веласкес, как Милле, как большинство пейзажистов, заряжается самойПриродой, а не идеями ее. Его огромная, шестиаршинная картина без названия или,как ее окрестили, «Смеющиеся бабы» вызвала страстные, яростные, то полныенегодования, то восторга споры… вообще изнервничались все до последней степени,наделав при этом массу глупостей». Как было не наделать. Озорные, хохочущие,радостные девки в ярко-красных платьях переворачивали устоявшеесяпередвижническое унылое представление о русской деревне. Мужицкое здоровоенутро Малявина здесь само собой выплеснулось на полотно – да не хороните выРусь, городские всезнайки, живет она и жить будет![4] Историязакончилась своеобразно. Шум, поднятый вокруг Малявина, усилился благодарякрупнейшему успеху, можно сказать,— триумфу, который картина «Смех» имела в1900 году на Всемирной выставке в Париже. Художник был награжден золотоймедалью выставки, а картина была приобретена для собрания Галереи современногоискусства в Венеции.
В художественной жизниРоссии в начале века шла ожесточенная борьба между тремя самыми сильнымилагерями: «передвижников», «мир искусников» и «союзников», т.е. членов «Союзарусских художников». Боролись за публику, за прессу, за доходы, короче, заместо под солнцем. В стане «передвижников» стояли такие крепкие, хотя иподточенные временем, дубы, как Репин, Суриков, Поленов и Виктор Васнецов.Поросль помоложе – Нестеров, Серов, Коровин, Врубель – колебались, потеряв верув незыблемость старых ориентиров, искала, перемещалась между странами.Художники и критики западного толка во главе с Бенуа, Нуроком, Нувелем,Бакстом, Лансоре стремились призвать под свои знамена «из тактическихсоображений» кого угодно, лишь бы поталантлевей, повесомей. А тут еще русофилы– «союзники» в лице Архипова, Аполлинария Васнецова, Петровичева, Жуковского,Виноградова, Степанова, Переплетчикова… И в этой лаве доспевал самородныйталант Малявина.
Отвергнутый Академией,Малявин вскоре вошел в круг «мирискусников», тем более что среди них находилисьСомов, Остроумова, Грабарь (знакомые ему по мастерской Репина). От камерных, утонченныхработ «мирискусников», посвященных любованию ушедшей стариной, картины Малявинаотличались своими народными образами, широтой живописи и здоровымоптимистическим восприятием жизни. Несмотря на все различия, объединение «Мирискусства» было увлечено стихийным размахом творчества Малявина.
Среди работ художника,показанных на выставках «Мира искусства», находился прежде всего, портрет И. Е.Репина, написанный в 1899 году. Малявин, не признававший бесстрастногопозирования, показал своего учителя за работой или беседой, в живом движенииустремившимся вперед.
Однако сближение с«Миром искусства» наложило печать на творчество Малявина — начали появлятьсяпортреты, в которых он изображал людей нового для него круга: баронессы Вульф,Дягилева и других. Вскоре он стал одним из модных портретистов петербургского«света», не чуждавшимся внешних эффектов и манерности.
Малявин покорялзрителей тремя вещами. Первое: Филипп был прирожденным колористом, великимчародеем цвета. Краски у него – выложенный драгоценными каменьями ковер. Каждыймазок самоценен, его хочется поцеловать. Кое – кто говорил, что Малявин знаетсекрет старинного темперного лака, изобретенного афонскими иконописцами,поэтому и свежее его краски. Так или не так, сказать трудно. Но известно точноодно: Малявин покупными масляными красками пренебрегал, тер сам огромным камнем– курантом. А уж какие масла тли лаки применял – Бог весть.
Второе: при всей тяге кноваторству Малявин умел блестяще, не хуже старых мастеров, рисовать. Онвеликолепно чувствовал не только цвет, но и форму. Соученники видели, какойненасытной жадностью Филипп покрывает рисунками лист за листом, как часто откладываетзаполненный альбом и берется за свежий. Словом, он был великолепнымрисовальщиком, а рисунок, по уверению великого Энгра, — «высшая честностьискусства». Жаль, что Малявин много альбомов отправил на хранение родичам вбезулуксую свою деревню. Там они со временем бесследно исчезли.
И наконец третье.Малявин был глубоко национален, его талант шел от крестьянского его нутра, отсамой земли русской. Излюбленными персонажами огромных холстов художника намного лет стали рязанские бабы, самые обычные, деревенские коровницы, кухарки.В них виделись символы народной мощи.
Репин писал, что болееодаренного ученика, чем Малявин, он не имел. Поэтому три могучих художественныхобъединения Росси тянули Малявина к себе, как канатами. [5]
В начале 1900-х годовМалявин построил в Рязанской губернии, в Аксиньине, большую мастерскую. В ней ибыли написаны его известные многочисленные «бабы» в цветистых сарафанах. «Бабыходили по мастерской, и Малявин быстро зарисовывал их движения в огромныйальбом», — вспоминает И. Э. Грабарь.
После прошумевшейдипломной программы Малявин, как бы не зная более трудностей и колебаний,написал ряд блистательных картин аналогичного содержания: «Девка» (1903), «Трибабы» (1903), «Пляшущая девка», «Две бабы» (1905), «Две девки», «Вихрь»(1906), «Верка» (1913 ) и другие.
Более всего известнабольшая картина «Вихрь» – вершина творчества Филиппа АндреевичаМалявина — яркая, широкая, мощная живопись, стихийный,безудержный ритм вихревого движения, грубоватые, полнокровные героини – всезвучало контрастом по отношению к изысканному стилизму, к утонченнойретроспекции ведущих мастеров «Мира искусства», котораябыла задумана им в 1905 году (этим годом датирован эскиз к ней из собранияТретьяковской галереи).[6]События первой русской революции 1905–1907 годов повлияли на выбор сюжета иживописно-пластическую манеру огромного монументального холста. Масштабностьполотна подчеркивает значительность замысла. Все поле картины заполнено буйнымвихрем красок, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькаютразгоряченные лица крестьянок. Преобладающий красный цвет благодаря экспрессиикисти и интенсивности накала теряет свойства обозначения предметного мира, ноприобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнем, пожаром,неуправляемой стихией; вторая причина — от иконы.[7] Всеполотно картины заполнено ярко-красными сарафанами, захваченными вихревымдвижением пляски; пестрые ткани несутся куда-то вверх, откуда смотрят на наспять женских лиц. Особенно выделяются два образа: женщины слева, с лукавым,задорным, улыбающимся лицом, и девушки справа — несколько сосредоточенной, сзатаенной улыбкой и остановившимся взглядом. Звучность и блеск красокудивительны. Вся картина, как яркий и драгоценный ковер, написанный с огромнымтемпераментом и поразительно смело. Вся она празднична, радостна, цветиста,полна движения, как сама русская пляска, как широкая и веселая, свободная душарусского народа.
Декоративность иотвлеченность, уже намеченные в «Смехе», здесь совершенно несомненны. «Вихрь»не произведение бытового жанра ни своими размерами или трактовкойэпически-монументальных образов, ни подчеркиванием стихийности, какединственного начала, определяющего тему.
В этом же 1906 годуАкадемия за «известность на художественном поприще» избрала Малявинаакадемиком. Во всех картинах Малявина 1900-х—1910-х годов — почти одно и то же:две-три «бабы» или «девки» среди струящихся мазков, которые образуют целуюсимфонию красок, то вспыхивающих алыми языками пламени, то изумрудных ипрозрачных, то сумрачных. И среди хаоса сверкающих платков, бус, юбок —тщательно выписанные темные лица, полные загадочности, с глазами, мечтательноустремленными куда-то вдаль («Две девки»).
Фигуры матери и ребенкавылеплены как бы на одном дыхании. Написанная необычайно быстро, картинаподкупает убедительностью народного типа. Характер образа подсказал здесь икладку мазка, решительную и крепкую. Тело ребенка гораздо мягче по лепке формы,теряющей свою определенность и почти сливающейся с фоном. Осязаемо переданыупругость кожи лица и шеи молодой женщины, пушистые волосы малыша, грубоватаяфактура домотканых одежд. Слитность матери и сына выявлена не толькокомпозиционно, но и в колористическом строе полотна. Сплав горячих тоновсгармонирован в единую приглушенную гамму. Удивительна конкретность этой гаммы:в красновато-бурых, почти коричневых «крестьянских» тонах как бы подчеркнутослияние внешнего облика персонажей с их социальной характеристикой. Колорит взначительной мере предопределен самим художественным замыслом.
И все же «Баба сребенком» — произведение уже истинно малявинское, как по духу, так и по приемамтворчества. Только сущность художественного образа выражена здесь еще непатетикой цвета, декоративное звучание колорита не играет еще основнуюэкспрессивную роль. Эта картина принадлежит к числу тех более ранних работМалявина, которые показали, какие неиспользованные выразительные возможноститаят в себе, казалось бы, «не главные элементы живописи манера и темп письма,характер кладки мазка, особенности живописной поверхности холста. Именно этиэлементы живописного языка несут здесь основную эмоциональную нагрузку,становятся основным способом выявления ведущей идеи произведения. Дальнейшие жеискания мастера были направлены на усиление декоративной звучности колорита и повышениеобразной активности цвета. С 1903 года Ф.А.Малявин решительно и бесповоротностановится на новый путь. Его картины все более превращаются в мажорныекрасочные феерии, звучащие торжественно и напряженно. Начинается короткий этапвысших достижений мастера. Картина «Баба с ребенком» создана непосредственно впреддверии этого этапа. )
К лучшим работамМалявина принадлежит «Крестьянка в красном платье» — изображение хитрой и злой,немолодой женщины. В чертах ее лица, в косящем взгляде прищуренных глаз чувствуетсячто-то зверино-хищное. Выразительность образа, сочетание оливкового тона лица сполыхающим красным цветом кофты, делают картину одной из самых экспрессивных втворчестве художника. В картинах Малявина этого времени (начала столетия)вполне сказался односторонний характер трактовки им образа русскогокрестьянина. В них было воплощено ошибочное отождествление темы народа с темойстихийной загадочной силы.
С годами Малявин всеболее отходил от полноценных жизненных наблюдений, от конкретных образов.Повторяясь в содержании, он много терял и в живописи. Несмотря на отдельныеудачи Малявин не мог выйти далеко за пределы своей узкой темы. Он как бызастывает на одной точке и постепенно утрачивает чувство правды, жизненность,взволнованность, которые так пленяют в его ранних произведениях. Изменяет ему иего живописный талант, пропадает трепетность цвета и света. Наряду свозрастающей надуманностью образов, лица его персонажей приобретают все болеетемный цвет, становятся, как «чугун» (типы «мужиков» в картинахпредреволюционных лет, поздний портрет В. А. Беклемишева).
Быстрый и нежданныйуспех, любование собой, лишили художника самого главного в творчестве —изучения жизни, глубоких раздумий. Это привело его к такой печально-нашумевшейкартине, как большой «Автопортрет с женой и дочерью» (1911). Стоившая ему трехлет работы и имеющая удачные фрагменты, она поразительна по манерности ибезвкусице. Свои утраты в глубоком содержании Малявин стремился возместитьновыми живописными приемами, но даже в сдержанном и обобщенном портрете П.И.Харитоненко с сыном ему все же не удалось достичь проникновенности своихпрежних произведений.
Была однако областьтворчества, в которой Малявин сохранял всю силу своего дарования,— графика. Егомногочисленные рисунки замечательны по своему мастерству. Он убедительнопроявил в них не только остроту глаза и умение охватить главное, но и тонкийвкус (в отсутствии которого в живописи его нередко упрекали).
Малявин рисовалпостоянно. Сохранились целые альбомы его набросков и законченных рисунков. Вних запечатлены огородные и дети, артисты и художники (он много раз рисовалРепина), и он сам. Существует множество автопортретов Малявина. Но особенноинтересны рисунки, изображающие крестьянок, словно мгновенно выхваченных изжизни; их позы, движения, жесты переданы удивительно точно и остро. Обычнонарисованы одна-две фигуры на листе бумаги, как и в живописи,— любовнопроработаны лица (острием графита), а одежды намечены струящимися широкими ижирными штрихами, что позволяло вызвать ощущение богатой игры красок исветотени.
Мастерски использовалМалявин белый фон бумаги: он как бы лепит из него лицо, едва намеченное легкойпаутиной тонких линий, а то проводит горизонтальную черту и дает этимпочувствовать пространство за фигурой, воздух и свет, окружающие ее. ИногдаМалявин вводил в рисунок цвет, тронув красным или желтым карандашом платок наголове или плечах. Для работы он пользовался большими графитными стержнями,заточенными в виде острой лопаточки, что позволяло, не меняя графита, проводитьи тончайшие и широкие линии. Он создал свой стиль рисунка, и его листыневозможно спутать с работами других художников, их отличает острая жизненностьв сочетании со своеобразной, полной нервного подъема графической манерой. Здесьу Малявина не было срывов (как в живописи), он создавал рисунки, наблюдаянатуру, которую прекрасно видел и ощущал.
Значительной работойМалявина после Великой Октябрьской социалистической революции было создание в1920 году серии живых и выразительных портретных зарисовок В. И. Ленина(исполненных в процессе подготовки к портрету маслом). Он рисовал Ленина устола в его кабинете и за этим столом, сидящим в кресле, читающим книгу, нафоне красного знамени, идущим. Ему удалось передать хотя бы некоторую долювыражения то задумчивости, то улыбки, то деловитой сосредоточенности на живом иподвижном ленинском лице.
В 1922 году Малявинуехал за границу. Ничего нового или значительного создать там он не смог. Онмного рисовал, в том числе и писателей А. И. Куприна и И. А. Бунина. Онобращался снова к крестьянской теме, но его новые картины не достигали уровняпрежних произведений.
Малявин умер в Брюсселе23 декабря 1940 года.
Глубокая вера вдуховное богатство народа и знание русского крестьянства наполняли живымсодержанием произведения молодого Малявина. Портреты его матери, сестры,односельчан открыли новую страницу в истории русской живописи, посвященнойжизни деревни. Впервые образы крестьян были с такой покоряющей талантливостьюраскрыты, как внутренне сложные, полные красоты и силы.
Лучшие стороныдарования Малявина были воплощены и в портретах его товарищей по Академиихудожеств, в произведениях большой поэзии и человечности, изумляющих тонкостьюреалистического мастерства.

Заключение
Малявин вошел в русскоеискусство XX века как один из самых ярких, самобытных художников. Созданные имженские образы по праву получили нарицательное имя «малявинских». С ниминеразрывно связано представление о праздничности или мечтательности, ожизнерадостном веселье или о строгом достоинстве, о вихре пылающих цветов или оглухом мерцании темных тонов.
Трепетный родникжизнеутверждающего искусства продолжает жить не только в его живописи. Не вменьшей мере он сохраняет свое очарование и в сотнях рисунков Малявина,составляющих одно из самых артистичных явлений в русской графикепредреволюционного времени.
С десятилетиями,отделившими нашу эпоху от Малявина, стало правильнее отношение к нему и еготворчеству. К классическим произведениям русской художественной культурыпринадлежат лучшие его работы, и рядом с именами его современников — Серова,Коровина, Нестерова и многих других — не должно быть забыто и имя ФилиппаМалявина. Ведь Малявин оставил следующим поколениям многое. Он создал яркую,многоликую галерею русских людей начала двадцатого века, воспел их жизненную силу,удаль и широту натуры. Художник – новатор мирового класса, в своих творческихпоисках он шагал впереди времени. Работы Малявина есть в галереях Парижа, Рима,Брюсселя, Венеции. Как ценнейшее наследие национальной художественной культуры,они хранятся в Третьяковке, в Русском музее, во всех крупных музейных собранияхстраны.
изобразительный искусствоживописный малявин

Список литературы
 
1. http://art.rin.ru/cgi-bin/index.pl?id=52&art=2124
2. http://www.gelos.ru/institute/library/arh/001698.shtml
3. Популярнаяхудожественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика.Декоративное искусство/Гл. ред. В.М. Полевой; Ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В.Сарабьянов, В.Д. Синюков,-М.: «Сов. Энциклопедия». Книга 1. А-М., 1986-447с.
4. Русскиехудожники от «А» до «Я»/Под ред.: Е.М. Алленова, Н.А. Борисрвской и др.,-М.:Слово, 1996.- 216 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дисидентство на Украине
Реферат Финансово-экономический анализ деятельности предприятия
Реферат Classical Instruments Essay Research Paper Classical
Реферат Особенности подростков, воспитываемых в опекунских малообеспеченных семьях
Реферат Основы и правила макияжа
Реферат СССР в годы НЭПа
Реферат Земские контрреформы Александра III
Реферат Генноинженерные биотехнологии
Реферат Великая депрессия 1928-1933 годов в США Причины последствия Новый курс Рузвельта
Реферат Advertising Society Essay Research Paper This weeks
Реферат Розробка програми мовою програмування С по пошуку коренів нелінійних рівнянь
Реферат Мероприятия по ликвидации и профилактике парвовирусного энтерита собак
Реферат Отто фон Бисмарк и его роль в образовании Германской империи
Реферат Основные характеристики способов выхода на зарубежные рынки
Реферат Oil Price Increase Essay Research Paper Oil