Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Интегральная телесная терапия - новый взгляд на процесс и результат

М. А. Щербаков
Околодесяти лет назад для проведения одной из программ личностного развития авторупотребовалось найти хорошего «специалиста по телу» или просто хорошегомассажиста. Задача оказалась неожиданно сложной. Несмотря на, казалось бы,большой выбор и обилие предложений на рынке, уровень работы потенциальныхкандидатов категорически не устраивал. После их работы оставалось простоевоспоминание, что тело сильно мяли, иногда сопровождаемое синяками и легкойболью.
Наконец,подходящий кандидат был найден. Надо отметить, что после его работы у клиентадействительно наступали реальные положительные изменения, и само ощущениеклиента во время работы было совершенно особым. Интересно, что внешне работасерой массы массажистов и специалиста экстра класса отличалась не так ужсильно. В обоих случаях клиент лежит, а специалист массирует его руками. Естественныйвопрос, который возник у автора — в чем здесь секрет. Идет ли речь о врожденныхспособностях или существует некая внешне малозаметная, но существенная длярезультата модель работы? Можно ли ее исследовать и формализовать настолько,чтобы обучить других?
Вобласти техник работы с телом и сознанием западный мир традиционно шел по пути«технологизации» процесса. Естественный западный путь—это накопление знаний осимптомах и реакции клиента на определенные действия, классификация такихзнаний и опыта и создание более или менее универсальных алгоритмов работы.Развитие методов обычно шло либо по пути дальнейшего совершенствованиясуществующего алгоритма, либо по пути создания принципиально нового, зачастуюсущественно противоречащего старым. Именно такой подход существует в медицине,традиционных направлениях психотерапии, классическом массаже. В последнем даженазвание приемов вызывают прямые ассоциации с индустрией и конвейернойтехнологией: «пиление», «рубление», «поколачивание», «скручивание» и. т. д. Впсихологии «алгоритмизация» наиболее ярко выражена в психодиагностике иособенно в различных моделях типологии личности. Базовый алгоритм традиционнойпсихотерапии состоит в сравнении клиента или его симптома с набором готовыхшаблонов, поиску наиболее адекватного шаблона и последующем применениисоответствующего ему готового набора техник или процедур.
Иногдатакие подходы работают, иногда — нет. В некоторых случаях одна и та же техникапрекрасно работает у одного терапевта и совершенно не срабатывает (или дажедает негативные результаты) у другого. И дело совсем не обязательно внедостатке знаний, опыта работы или некорректном применении.
Нескольколет назад в США было проведено достаточно объемное исследование, в процессекоторого эксперты просмотрели тысячи видеозаписей психотерапевтических сеансовтерапевтов различных школ. В дальнейшем, используя специальные опросники,оценивалась результативность терапии. Целью работы было определение факторов,существенно влияющих на эффективность терапевта. Одним из неожиданных (а можетбыть и вполне закономерных) результатов оказалась весьма слабая зависимостьэффективности терапии от применяемого метода. Тогда что же оказывает нарезультат наибольшее влияние?
Одиннемолодой российский психотерапевт определил этот фактор как «искра Божия».Данные американских исследователей показывают, что наиболеесущественнымявляется уровень эмпатии клиента и терапевта. В первой половине ХХвека этот фактор фактически не рассматривался как важная особенностьпсихотерапии, так же как до сих пор он не считается существенным в медицине,массаже и т. д.
Нейролингвистическоепрограммирование (НЛП) впервые подробно исследовало механизмы формированияэмпатии клиента и терапевта и предложило модели «присоединения» по дыханию,позе, речи (предикатам) и. т. д. Однако очень часто применение таких техниктакже оказывается далеко не идеальным, так как у большинства практиков НЛП этоприсоединение опять же превратилось в технологию, на что указывал и создательНЛП Джон Гриндер и, естественно, уровень эмпатии оказывается достаточноповерхностным. И здесь мы подходим к еще одной проблеме современнойпсихотерапии в частности и методов работы с людьми вообще. Очень частоневозможно научить человека практической психологии (массажу, телесноориентированойтерапии) без важных личностных изменений обучаемого. В то же время, именно этои не предусмотрено в большинстве западных моделей обучения.
Обратимсяеще раз к присоединению (эмпатии) клиента и терапевта. В [1] рассматриваетсямодель структуры сознания и вводится понятие «уровней сознания». В известномсмысле можно говорить, что эмпатия возможна на различных уровнях глубинысознания от поверхностного адаптативного (что обычно не вызывает проблем устудентов базового уровня НЛП) до очень глубоких (что уже крайне редковстречается в западной терапии). Уже упомянутое американское исследованиерассматривало в основном эмпатию на поверхностном и подповерхностном уровне.Восточные мастера проводили исцеления и личностные изменения, используюглубинные уровни эмпатии.
Отметим,что проблема формирования глубинных уровней эмпатии в западной культурезачастую связана и с традиционным жестким разделением знаний и практик работы счеловеком. Так, если рассматривать систему тело — сознание (здесь и далее мыиспользуем понятие «сознание» в достаточно широком смысле [1], включая в этопонятие и бессознантельные уровни), то за каждый его элемент отвечает, какправило, отдельная отрасль науки и отдельный специалист. Медицина плохоинтегрирована с психологией, последняя с массажем и телесноориентированнойтерапией, наконец, ряд взаимодействий между людьми оказываются вообще зарамками проблемного поля западной науки.
Заметим,что в этой работе намеренно не проводится жесткого разделения на такие сферыдеятельности. Общие идеи и базовые подходы применимы и к психологии, и кпсихотерапии, и к телесноориентированным техникам, и к массажу. В дальнейшем мыбудем оперировать понятием «взаимодействие между клиентом и терапевтом»,понимая подтерапевтомспециалиста, который проводит любую работу с телом и (или)сознаниемклиента.
Подведемнекоторые промежуточные итоги нашего обсуждения. Западная модель«клиент-терапевт» и соответственно модель обучения такой работе отличаетсяследующими признаками:
ориентацияна накопление знаний и исследованиерезультатов;
алгоритмизацияи технологизация работы;
низкийуровень эмпатии клиент-терапевт;
невниманиек личностным изменениям при обучении (формировании) терапевтов;
отсутствиеголономного подхода.
Вотличие от западного, восточный путь всегда отличался процессуальнойориентацией [2]. Как в религии, так и в других моделях взаимодействия с людьми(в нашей терминологии клиентами) наиболее важным были не «правильные знания» орезультате и не их структуризация и алгоритмизация, а скорее поиск «правильного»состояния, «правильного»процесса взаимодействия с собой и с окружающим миром(включая и процесс взаимодействия с другими людьми). При этом традиционносчиталось, что«правильный» процесс всегда гарантирует и правильный результат.Фокус внимания при этом всегда направлен именно на процесс, то есть на ПУТЬ, ане его конечную точку.
Впроцессуальном голономном подходе алгоритмизация работы и «психодиагностика»становятся маловажными, зато личностные изменения терапевта приобретаютисключительное значение.
Еслив западной культуре несчастный, внутренне зажатый терапевт с массой собственныхнерешаемых проблем — вполне обычное явление, то в восточной культуре такоепрактически невозможно (во всяком случае «неправильно»). Как минимум во времяработысостояние мастера должно быть полностью адекватно процессуи именно отэтого состояния зависит, насколько процесс состоится и приведет к положительнымрезультатам.
Процессуальныйподход также автоматически подразумевает инедирективностьработы. Действительно,если в западной модели очень важно определить, что именно мы лечим, и насколькособираемся вылечить, то в процессуальном мы вводим клиента в ресурсноесостояние и считаем, что «запустив правильный процесс», мы автоматическипредоставляем клиенту возможность произвести необходимые изменения, и выбор его«внутреннего Я» всегда будет правильным. Такой уровень доверия к клиентукажется просто фантастическим для западной медицины. Прекрасной иллюстрациейэтой идеи может служить эпизод из фильма «Смысл жизни» (Monte Pithon «Meaningof Life»). В заполненной сложными приборами клинике доктор убеждает женщину,что та не может родить самостоятельно, так как у нее нет для этого специальногообразования.
Типичнымипримерами восточного процессуального подхода являются практики целительства,Дзен, достижение состояния просветления с помощью коанов и.т.д. В последнеевремя в западной психологии все более заметной становится тенденцияиспользования процессуальных подходов в терапии («поворот лицом к Востоку»). Впсихологии новой волны наиболее близко подходят к таким практикам эриксоновскаятерапия и эриксоновский гипноз, техники работы с эпистомологическими метафорамии. т. д. Трансовые техники новой волны уже подразумевают более глубокие уровниэмпатии и, в идеале, нахождение самого терапевта в состоянии транса. Если вортодоксальном клиническом гипнозе терапевт решительным голосом требует отклиента расслабиться, подчиниться и, скажем, немедленно бросить пить, то вэриксоновском — терапевт скорее расскажет клиенту историю о кактусах, которыетак долго могут обходиться без воды [3].
Отметимеще раз, что важны не только сами методы, но ипрактика их примененияконкретнымтерапевтом. Многие «чудеса», которые делал Милтон Эриксон так и не былиповторены его учениками и последователями. Говорят, что комментируясистематизацию эриксоновских техник в НЛП, Эриксон отметил: «Они взялираковину, но забыли про жемчужину».
Наконец,в западной культуре практически никак не реализован процессуальный подход кобучению. Абсолютное большинство курсов, семинаров и тренингов построено попринципу усвоения знаний и навыков. Возникает вопрос, насколько в принципеголономный процессуальный подход в системе клиент-терапевт может бытьэффективно реализован в западной культуре? Насколько возможно построить процессуальныемодели обучения и насколько эффективны будут результаты применительно именно кусловиям работы в современной индустриальной культуре?
Вероятно,именно этот вопрос и представляет наибольший интерес, так как любыетеоретические положения, связанные с голономным подходом и ссылками навосточные традиции, встречают естественные возражения последователейсовременной западной медицины — то, что может быть и хорошо для востока,совершенно не нужно и не работает у нас.
Издесь мы вернемся к истории, подробно рассказанной в начале статьи. В качествеосновной иллюстрации нового подхода мы подробно рассмотрим относительно новуюметодику — Интегральная телесная терапия (ИТТ), разработанную в Институтеразвития личноти М. Щербаковым и В. Поздняковым при участии В. Веряскина. Этотметод интересен тем, что является практикой (доведенной до состояния хорошооформленной методики), в которой процессуальный подход последовательнореализован и в идеологии, и в приемах работы, и в обучении. Интересно, чтоотправной точкой для создания нового метода стал именно вопрос о том, чтоотличает хорошего телесного терапевта от обычной серой массы.
Интегральнаятелесная терапия изначально создавалась в соответствии с принципами голономногоподхода. В основу метода были положены несколько базовых идей.
Максимальнореализовать голономную парадигму и рассматривать систему тело-сознание как одноцелое во всей полноте взаимодействий.
Направитьфокус внимания на процессуальный подход в работе и обучении.
Использоватьтрансовые состояния и терапевтические метафоры как способ доступа к ресурсамклиента.
Максимальноотойти от идеи «лечения» в сторону на активизации ресурсов и внутреннейтрансформации клиента.
Создатьдостаточно быстрый и эффективный процессуальный метод обучения.
Сделатьметодику «развивающей» не только для клиента, но и для терапевта, направитьфокус внимания на личностное развитие терапевта как на один из органичныхэлементов профессионального роста.
Болеечем пятилетний опыт обучения и работы практиков и мастеров ИТТ позволяетсделать некоторые выводы о том, насколько эти идеи работают в современномзападном обществе. Прежде всего, ИТТ это телесноориентированная методика,сочетающая приемы восточного и западного массажа, методы работы с трансами, какиндуцируемыми через телесную работу, так и вербальными и техники подстройки,формирования эмпатии между клиентом и терапевтом на глубоких уровнях.
/>
Однойиз важных особенностей ИТТ является комплексная работа с системой тело-сознание(/>Рис. 1). Как уже отмечалось, в западной культуре клиент, какправило, либо приходит к одному специалисту лечить тело, либо — к другому,решать психологические проблемы, наконец, если ему нужно просто расслабиться ивосстановить энергию, он идет куда угодно, но только не к терапевту.
Такойподход следует признать довольно удобным для организации коммерческойпрофессиональной деятельности, но совершенно неестественным с точки зрения структурытело-сознание. Многие, если не все, большинство проблем тела (включая исерьезные заболевания) на самом деле берут начало в сознании, с другой стороны,мышечные блоки отражают «блоки» в сознании человека и являются эффективнымиключами доступа для решения личностных проблем и развития личности.
ИТТработает с системой тело-сознание как единым целым, вовлекая в процессвзаимодействия все (или почти все) репрезентативные системы клиента ииспользует комплексные ключи доступа.
Отметим,что наиболее важной особенностью метода является не столько работа с телом исознанием одновременно, сколько идеологический подход к такой работе. Так илииначе, при любых моделях работы от психоанализа до НЛП, и от классическогомассажа до метода Райха у клиента «работает» вся система рис. 1. В традиционнойтерапии доступ к такой системе направлен через сознание, «сверху» на рис. 1, втелесноориентированных практиках и массажных техниках доступ осуществляется«снизу», наконец в некоторых новых методиках телесноориентированной терапииреализуется комплексная работа — с телом и сознанием одновременно.
Систематело-сознание уже включает в себя исключительно мощные и хорошо развитыемеханизмы саморегуляции. Большинство людей ежедневно переживают десяткимикрострессов и вполне успешно с ними справляются, то же относится и кфизиологическим проблемам. Более того, возможности организма в принципепозволяют длительное время обходиться без воды и без пищи, купаться в проруби,ходить по раскаленным углям, самостоятельно исцеляться от неизлечимых с позициисовременной медицины заболеваний и т. д. Причем, по опыту автора, большинствоиз приведенных способностей можно достаточно быстро реализовать, если знать,как получить к ним «ключи доступа».
Еслипоявляются проблемы (мышечные или психологические), значит в системе произошел«сбой». На самом деле речь не идет о «поломке» эталонной структуры. В процессеразвития индивида происходит постоянное взаимодействие между телом и сознанием(включая и интенсивные взаимодействия на подсознательном уровне, которые неосознаются на ментальном уровне). Система обучается. Иногда результат такогообучения оказывается неадекватным для человека и его окружения, как например, вслучае фобии или постоянных мышечных напряжений. Одним из наиболее естественныхспособов разрешения проблемы является «переучивание» системы и создание болееэффективных механизмов взаимодействий внутри нее.
Такимобразом, ИТТ делает акцент не на взаимодействие с телом, сознанием или даже не«на то и другое одновременно». Фокус внимания метода направлен на работуспроцессом взаимодействия, т. е. со связью 3 на рис. 1.
Дляреализации такой работы исключительно важна эмпатия терапевта и клиента наглубоких уровнях сознания. В процессе работы и терапевт, и клиент находятся визмененном состоянии сознания и взаимодействуют на нескольких уровнях, создаваясвоего рода «энергетические резонансы». Отметим, что в зависимости отособенностей терапевта и целей сеанса уровни взаимодействия и акценты в работемогут варьироваться. Так или иначе, клиент оказывается в состоянии глубокойрелаксации и, в той или иной степени, запускается механизм трансдеривантногопоиска. Другими словами терапевт формирует процесс, в котором механизмывзаимодействия между сознанием, телом и бессознательной частью клиентаактивизируются, и на бессознательном уровне запускается внутренний процесспоиска необходимых решений. «Решения» могут относиться и к личностной сфере, ик физиологии. Отметим, что в принципе терапевт может и не знать о сутипроблемы, более того, на сознательном уровне об этом может «не знать» дажеклиент.
Зачастуюрезультаты таких процессов воспринимаются клиентами как чудеса, так каксерьезные физиологические проблемы разрешаются без видимой связи с контекстомтерапии. Несколько лет назад к одному из практиков ИТТ (заметим, выпускницепервого модуля) обратилась клиентка с жалобами на боли в суставах и постоянныедепрессии. В результате работы произошло полное излечение от бесплодия —проблемы, с которой пациентка безуспешно пыталась справиться на протяжении трехлет с помощью различных современных медицинских методов, проблемы, которуюмедицина определила как неразрешимую.
Подобныхпримеров можно привести много, но в этой связи следует обратить внимание наодну важную особенность процессуального подхода. Если в западной культуреклиент предъявляет жалобу (проблему), а терапевт ее лечит, то в процессуальныхметодах, включая ИТТ, контекст совершенно иной. Задачей терапевта являетсяотойти от самой идеи «уничтожения проблемы», направляя фокус внимания на «правильный»процесс движения к «правильному» внутреннему состоянию клиента.
Еслив клиническом гипнозе или методе «целительных настроев» клиенту внушают, чтопить отвратительно, водка разрушает его, и он должен немедленно бросить этозанятие, то терапевт ИТТ скорее обратится к тому состоянию, в которомклиентхотел бы оказатьсяи к томупути, по которому он готов идти, причем это обращениеможет идти и на уровне бессознательного, через метафоры, состояния, чувства иощущения.
Можноотметить, что чаще всего, клиент уже приходит с проблемой и ориентацией на ее«уничтожение». В ряде случае проблему вполне возможно изолировать и разрешитьчисто медицинскими или директивными методами. Но фокус внимания клиента напроблему уже является признаком сбоя системырис. 1. Зачастую сознание человекаперестраивается так, что проблема становится неотъемлемой частью его «Я», илюбые попытки терапии превращаются в своеобразный бой с собственной тенью. Еслив классических «западных» моделях терапевт фактически «играет с клиентом в егоигру», то в процессуальных для терапевта очень важно эту игру прекратить или,во всяком случае, в нее не включаться. В курсе ИТТ терапевтам категорически нерекомендуется использовать негативные метафоры и слова в процессе работы [4].
Особенностипроцессуального подхода диктуют и специфику обучения такой работе. Именноформализация тонких и, зачастую, неуловимых нюансов процессуальной работы исоздает серьезные сложности в создании и распространении таких методов.Процессуальная работа — это практика, где очень сложно «измерить параметры»,сделать анализы и четко описать последовательность действий. Алгоритмизацияметода либо просто невозможна, либо должна происходить на совершенно другомпонятийном уровне. Большинство терапевтов, эффективно практикующих процессуальныеметоды не могут объяснить, что именно они делают, чтобы получить такиерезультаты, либо их объяснения пропускают существенную часть процесса.
Вероятно,именно с этой особенностью связано появление в последнее время многочисленных«мертвых» методик в психотерапии, телесноориентированных методах и New Age. Утерапевта прекрасные результаты, ему кажется, что он знает, как именно он ихдобивается и пишет книгу или начинает вести семинары. Однако неожиданновыясняется, что большинство учеников, несмотря на все старания, не могутэффективно применять полученные знания на практике. Демонстрации учителя,безусловно, впечатляют, но самим работать не получается. Возможно проблема вуровне эмпатии, возможно в тонкостях акцентов взаимодействия, возможно — вчем-то еще. Возможно, ученику необходимо сначала самому пройти определенныеличностные изменения и только тогда метод заработает и в его руках. Так илииначе, построенный алгоритм не описывает процесса и, следовательно, неработает.
Похожиепримеры можно найти и в Библии — вспомним известную историю о лепте вдовицы. Ифарисей, и вдовица выполняли один и тот же ритуал, и использовали одни и те жемолитвы, но процессы отличались кардинально.
Новернемся к моделям обучения процессуальным техникам и системе обучения ИТТ, вчастности.
Одноиз наиболее важных требований к такому обучению состоит в том, чтообучениепроцессуальным техникам должно быть в своей основе так же процессуальным. Приэтом, для того чтобы поддерживать «правильный» процесс, терапевт должен находитьсяв «правильном» состоянии тела и сознания и, следовательно, научиться егосоздавать в нужный момент времени. Отметим, что правильно организованноепроцессуальное обучение должно обязательно приводить и к личностным изменениям.В такой системе профессиональное развитие непосредственно связано с развитиемличностным. Можно сказать, что верно и обратное — процессуальное обучениедолжно включать в себя работу, направленную на личностные изменения студентов.
Опытобучения и практики ИТТ позволяет отметить несколько важных особенностейпроцессуального обучения. ИТТ не является исключительно процессуальнойметодикой, так как обучение предполагает и усвоение определенного объема знанийи навыков. Как и в большинстве восточных и западных методик речь идет обакценте на процессе. При этом усвоение навыков тесно связано с состояниемтерапевта. В модели ИТТ сначала формируются ключи доступа к правильномусостоянию терапевта, затем это состояние привязывается к набору необходимыхзнаний и навыков. При этом ключи доступа являются естественными якорями длясостояния, а состояния естественным якорем для навыков и знаний.
Напрактике это позволяет резко увеличить реальный объем усвояемого материала иповысить эффективность его усвоения. Активное использование навыков при этомнаступает к третьему дню. Структура обучения подразумевает, что в начале курсаакцент делается на освоение состояний (процесса), а затем восприятие навыков изнаний существенно улучшается. Отметим, что аналогичные модели обучениясуществовали в Японии и Китае, где в процессе обучения, например, стрельбе излука первые несколько лет ученики посвящали медитациям и практикам личностныхизменений, а затем, достаточно быстро осваивали навыки обращения с луком(мечом, флейтой и т. д.). Еще раз отметим, что такая модель обучениясущественно отличается от западных методов образования.
Усвоениенавыков так же непосредственно привязано к процессу и состоянию терапевта, приэтом часть студентов затрудняются вербально воспроизвести полученные знания инавыки в условиях беседы в аудитории, но легко «вспоминают» их в процессеработы. Такая модель обучения делает усвоение знаний существенно более легким иненапряженным для студентов, но едва ли может быть эффективно использована вакадемическом обучении (с чем, возможно, связаны и неудачные попытки активногоиспользования гипноза и трансовых методов в западном образовании).
Естественнымследствием обучения ИТТ является личностные изменения терапевтов. Более 80%студентов отмечали последующие устойчивые изменения в общении с людьми,восприятии природы и окружаещего мира, повышение интереса к творчеству,гармонизацию семейных отношений и т. д. Яркой иллюстрацией этой особенностиможет служить опыт одного из мастеров-практиков ИТТ, работающего в элитноммассажном центре США. У американских коллег постоянно вызывает удивление (идаже подозрение), почему после приема клиентов русский терапевт не чувствуетусталости, каковая с позиции западного подхода должна быть естественнымследствием качественной и интенсивной работы.
Впроцессуальных моделях работы профессиональный и личностный рост неразрывносвязаны. Отметим и еще одно интересное следствие этой особенности. Абсолютноебольшинство практиков ИТТ отмечали общее улучшение психологического,эмоционального и физического состояния после проведения сеанса. Статистикатакже показывает прямую зависимость динамики личностного состояния терапевта отобъема работы на протяжении года.
Отметим,что голономный подход в обучении должен включать в себя не только открытыйвзгляд на единство объекта работы и окружающего мира, но и глубокое осознаниеединство объекта и субъекта работы (клиента и терапевта). Если вньютоно-картезианской модели мира (в частности в классической механике)исследователь и объект существовали сами по себе, то в новых моделях вселенной(квантовая механика в физике) они неразрывно связаны и существуют только впостоянном взаимовлиянии и взаимодействии. Сама концепция клиент-терапевт взначительной степени теряет смысл в процессуальных моделях работы. Речь идет скореео партнерах в едином процессе [4].
Философиюпроцессуальной работы емко и лаконично выразила мастер-практик ИТТ МаринаШуркина. На вопрос как у нее получается достигать таких результатов, онаответила:
«Надопросто очень любить себя, любить клиента и любить тот процесс, в котором мыоказываемся».
Список литературы
М.Щербаков, 7 Путешествий в структуру сознания, М. 1998
М.А. Щербаков, Два подхода в психотерапии в сб. 7 Путешествий в структурусознания, с. 180, М. 1998
Семинарс Милтоном Г. Эриксоном, под. ред.Дж. К. Зейга., М. 1994
М.Щербаков, В. Поздняков, Интегральная телесная терапия. Методическое пособие длястудентов 1 модуля. М.1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. За пределами официальных Хроник
Реферат Условия и особенности проведения аудиторской проверки инвестиционных фондов
Реферат Вексель. вексельное обращение
Реферат Криотерапия
Реферат Взаимодействие органов предварительного следствия,дознания и экспертно-криминалистических подразделений при расследовании особо тяжких преступлений
Реферат «Актуальные вопросы модернизации начального и среднего профессионального образования в Ямало-Ненецком автономном округе»
Реферат Афористика Бернарда Шоу на прикладі пєси Пігмаліон 2
Реферат Сражение при Биг-Бетель
Реферат 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции от 17. 12. 2009), постановлением главы города от 22. 12
Реферат Урегулирование конфликта на ООО Завод ЖБИ-3
Реферат Характеристика географического положения Израиля
Реферат Банкет с частичным обслуживанием 8 Марта
Реферат Уголовно-процессуальные меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства
Реферат Работа кредитного отдела ОАО Альфа Банк
Реферат Проблемы разработки национальной политики