Содержание
Введение
Орест Адамович Кипренский
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной
Список используемой литературы
Введение
Петербург –город, основанный в 1703 году по воле императора Петра I, — и сегодня полон имперского величия. Его дворцы и архитектурныеансамбли отличаются редкой цельностью и строгой, завораживающей красотой. Однаиз драгоценных жемчужин в этом архитектурном ожерелье – Михайловский дворец.Здесь находится Русский музей – крупнейший в мире музей русскогоизобразительного искусства. Он сравнительно молод – ему немногим более ста лет;дворец гораздо старше, завершение его строительства относится к середине 1820-хгодов.
Русский музейполон чудесных произведений искусства. «Последний день Помпеи» Карла Брюллова,«Явление Христа народу» Александра Иванова, «Девятый вал» Ивана Айвазовского…Но в этот раз я с особым вниманием рассматривала портреты. Особенно мнезапомнился портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной работы Ореста Кипренского.
кипренскийпортрет романтический образ
ОрестАдамович Кипренский
ОрестАдамович Кипренский[13(24).03.1782, мыза Нежинская, близ Копорья, Петербургская губ. — 12(24).10.1836, Рим] — незаконный сын помещика А. С. Дьяконова — воспитывался всемье приемного отца, Адама Швальбе. В 1788 году, под фамилией Кипрейский(позже измененной), он был зачислен в Воспитательное училище при Академиихудожеств. Курс обучения закончил в 1803 году и был оставлен пенсионером на тригода, потом еще на три. За это время он написал ряд работ и среди них«Портрет А. Швальбе» (1804), в котором показал себя талантливымпортретистом и притом представителем нового, романтического направления.
В следующиегоды Кипренский исполнил несколько превосходных портретов, упрочивших егоизвестность на этом поприще, — Е. П. Ростопчиной, А. А. Челищева, В. А.Перовского и др. Высшим его достижением стал знаменитый портрет «Е. В.Давыдова» (1809). Все еще не установлено, кто изображен на нем: Евдоким,Евграф или, как долго считалось, Денис Давыдов — поэт и будущий герой-партизан1812 года, но это не так уж существенно, потому что в романтически приподнятомобразе были воплощены черты целого поколения, которому предстояло вскоресовершить воинский подвиг. Академия Художеств за представленные Кипренскимпортреты присвоила ему звание академика (1812). Грянувшая война с Наполеоном побудилахудожника снова взяться за портреты, но теперь в большинстве своем неживописные, а карандашные: он словно спешил увековечить своих современников.Сложившаяся серия образовала своеобразный групповой портрет русского общества вто героическое время. Здесь преобладали изображения военных из окруженияхудожника — А. П. Бакунина, М. П. Ланского, А. Р. Томилова, Е. И. Чаплица, П.А. Оленина (все 1813) и др.; позже к ним прибавились изображения деятелейискусства — Н. А. Оленина (1813), Н. И. Уткина (1814), К. Н. Батюшкова (1815).Итог этому вдохновенному труду подвели два отличных живописных портрета 1816года – Василия Жуковского и С. С. Уварова. Кипренский стал знаменит и почитаем,но он не был вполне удовлетворен успехом.
На судьбеКипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питалотносительно своего творчества. Этот замечательный, прирожденный портретистзанимался портретной живописью в основном для заработка, а подлинным своимпризванием считал историческую живопись и все время порывался писатьзначительные сюжетные произведения, которые должны были обессмертить его. Вотпочему, едва в Европе наступил мир, он, пользуясь своим правом на заграничноепенсионерство, отправился в Италию с твердым намерением создать наконец большуюкартину. Сначала он избрал сюжет «Аполлон, поражающий Пифона» — аллегорию победы Александра I над Наполеоном,но к работе толком не приступил; потом написал «Анакреонову гробницу»и без всякого успеха показал ее на выставке в Риме. Портреты, и среди них такиежемчужины, как портреты С. С. Щербатовой (1819) и А. М. Голицына (ок. 1819),по-прежнему получались у него несравненно лучше; они-то и продолжали приноситьему признание — столь высокое, что в 1820 году ему был даже заказан автопортретдля галереи Уффици во Флоренции. Его затянувшееся пенсионерство (дваждыпродленное) наконец завершилось, и в начале 1822 года художнику пришлосьпокинуть Италию. Домой он добирался долго, по пути задержался в Мариенбаде, гдеобщался с Гёте и дважды рисовал его. Последней его зарубежной работой былначатый, очевидно, в Милане и законченный в Париже портрет Е. С. Авдулиной(1822) — изысканный и тонкий, но настораживающий отсутствием теплоты, живогоконтакта с моделью, столь свойственных прежним произведениям художника.
В Петербурге,куда Кипренский добрался лишь к лету 1823 года, его встретили неожиданнохолодно. Не последнюю роль в том сыграли распространяемые недоброжелателями (аон их умел наживать) слухи о двух историях, омрачивших конец его пребывания вРиме. Первая была связана с подозрениями в убийстве натурщицы, а вторая — спозировавшей ему десятилетней девочкой Мариуччей, к которой он необычайнопривязался и проявлял о ней исключительную заботу. Все же главная причиназаключалась в том, что вкусы публики успели сильно перемениться. Пытаясьпоправить положение, художник принялся за большую картину — давно заброшенногоим «Аполлона, поражающего Пифона» — и закончил работу в 1825 году; носнова не произвел желаемого впечатления. В портретах же он по-прежнему блисталмастерством, однако они получались холодно-отчужденными. Среди них было лишьдва счастливых исключения. Первое — замечательный портрет А. С. Пушкина (1827),с редкой силой передающий замкнутость поэта в собственном мире вдохновения и одиночествовысокой души в окружающем суетном мире (то, что оставалось сокровенным дляромантически настроенного художника). Второе — автопортрет, исполненный годспустя, удивительный по беспощадной откровенности, с которой художниквглядывался в себя — постаревшего и немного жалкого.
В 1828 годуКипренский снова отправился в Италию — это было бесполезное бегство от самогосебя. Его прежний успех и здесь был позабыт, к тому же в Риме уже несколько летблистал Карл Брюллов, оттеснивший соперников. Все еще веря в свое призваниеисторического живописца, Кипренский вздумал привлечь к себе внимание картиной«Тибуртинская сивилла, предсказывающая падение мессии Августу» ипотерпел неудачу. Более интересными были у него две картины 1831 года:«Девушка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе» — всущности, портреты, хотя и не поименованные. Впрочем, и они не стали событием.Кипренский получал все меньше заказов и начал испытывать нужду. Он объездилпол-Италии, много работал, исполнил хорошие портреты, в том числе Б. Торвальдсенаи Ф. А. Голицына (оба 1833), но и в них не приблизился к прежним достижениям.Соревнуясь с Брюлловым, он попытался написать большой парадный портрет — и несправился с ним: этот эффектный жанр не соответствовал его возможностям, а силыхудожника уже иссякали.
В начале 1836года он наконец сумел заработать такую сумму, которая позволила емурасплатиться с кредиторами и осуществить давно принятое решение — жениться наМариучче (Анне-Марии Фалькуччи). Для этого ему пришлось в июне 1836 годапринять католичество, и в июле он обвенчался без огласки. Не известно, обрел лион желанный покой. Некоторые современники вспоминали, что он ссорился с молодойженой и жестоко пил, другие об этом умалчивают. Все равно жизнь его подошла кконцу: он простудился, заболел воспалением легких и скончался через четыремесяца после свадьбы. Спустя еще несколько месяцев на свет появилась его дочь,Клотильда Кипренская, но след ее безнадежно затерялся.
ПортретЕкатерины Сергеевны Авдулиной
Время и место написанияпортрета точно не установлены: конец 1822-го или начало 1823 года, Италия илиПариж. Произведение выполнено маслом в романтическом стиле. Существовала такжекопия портрета, которая оставалась у Кипренского, о чем известно изсоставленного после смерти художника «Реестра» картин, находившихся в егомастерской.
Вернувшись в 1823 году вРоссию, Кипренский в числе других своих произведений выставил в Эрмитаже ипортрет Авдулиной. В следующем году картина появилась на выставке в Академиихудожеств. Современники высоко оценили работу художника: «Портрет супругигенерала Авдулина с отличными достоинствами… кажется, сходство должно бытьсовершенно, ибо в физиогномии есть душа и какой-то особенный характер, печатьнатуры, а не идеала или случайного выражения. Портрет весьма окончен. Рукинаписаны и нарисованы прекрасно. Черное шелковое платье, желтая турецкая шальисполнены с чрезвычайным отчетом».
В композиции ощущаетсявлияние ренессансных образцов, а аксессуары таят в себе аллегорические намеки.Опадающий цветок гиацинта на фоне тяжелых свинцовых туч, несомненно, служитключом к пониманию душевного мира изображенной женщины, одновременно хрупкой ихолодной. Некоторые особенности композиции позволяют думать, что, работая надпортретом, Кипренский вспоминал произведения великих мастеров прошлого, вчастности знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи. Руки Екатерины Сергеевнысложены совсем как у Джоконды на знаменитом полотне, которое Кипренский видел вЛувре. Да и сама композиция портрета словно заимствована у мастеров эпохи Возрождения:женщина сидит в тёмной комнате перед окном, за которым открывается пейзаж.
Однако пейзаж уКипренского — это не выписанный во всех деталях ландшафт и не изображениеконкретного города, а неясный, романтический вид.
Характер образа —элегический, минорный. Портретируемой, кажется, свойственна внутренняясосредоточенность, некоторая отчужденность, что остро ощущается в жесте плотносомкнутых рук, в замкнутости силуэта фигуры, в пластической четкости форм.Колорит построен на сочетании желтых, белых и черно-серых тонов, рисунокотличается большой точностью.
О женщине, позировавшейхудожнику, сохранилось немного сведений. Авдулина Екатерина Сергеевна(1788-1832) — внучка купца-миллионера Саввы Яковлева и дочь С.С.Яковлева,действительного статского советника и кавалера нескольких орденов. Замужем загенерал-майором лейб-гвардии Кавалергардского полка А.Н.Авдулиным. В ПетербургеАвдулины были известны своими балами, на которых бывал А.С. Пушкин.
Списокиспользуемой литературы
1. Валицкая А. П. «Орест Кипренскийв Петербурге». Л., 1981.
2. Сарабьянов Д. В. «ОрестАдамович Кипренский». Л., 1982.
3. Зименко В. М. «Орест АдамовичКипренский. 1782-1836». М., 1988.
4. «Русский музей» Издательство «П-2»,Санкт-Петербург, 2009.