Введение
В современном мире,массовые фестивали уже давно завоевали всеобщую любовь и превратились в истиннонародные гуляния. Периодическое проведение фестивалей – это одна изпопулярнейших и эффективнейших разновидностей PR-акций. Для того чтобыорганизация фестиваля не пропала даром, необходимо провести тщательнуюподготовку и учесть все нюансы. Выбор площади для народных гуляний, техническоеоснащение, переговоры с артистами и подготовка декораций развлекательнойпрограммы, сообщения в СМИ о предстоящем событии, получение разрешения отместных властей и многое-многое другое предстоит учесть организаторампраздника. Организация фестиваля – это необходимость смотреть в разные стороныодновременно и не упускать ни одной мелкой детали. Согласование проведениямассовых мероприятий с органами местной власти – это одно из непременныхусловий, без выполнения которого подготовка к празднику становится невозможной.В данном случае все очевидно: большое скопление людей – это большие проблемы.Ну что поделать, если таков русский менталитет, и во время любого праздникаобязательно найдутся нарушители общественного спокойствия. Организацияфестивалей в первую очередь должна обеспечивать безопасность гостей иучастников мероприятия. Огромная ответственность ложится на плечи устроителя вслучае даже самого мелкого ЧП. Стоит отметить, что современное региональноеруководство доброжелательно относится к проведению массовых праздников.Городские власти, как правило, берут на себя обеспечение трех обязательныхсоставляющих любого массового события: наряды милиции, скорую помощь и МЧС.Поэтому в случае непредвиденных обстоятельств, помощь оказывается быстро иэффективно. Конечно, хочется надеяться, что вмешательство специализированныхслужб не понадобиться, но предосторожность будет не лишней.
1. Общаяхарактеристика фестиваля ( определение, специфика )
Ни в одном изэнциклопедических изданий или монографических исследований в областиисполнительских искусств нет развернутого определения фестиваля какорганизационно-художественной формы театральной или музыкальной деятельности.Единственное определение этого термина дает словарь русского языка С.И.Ожегова:«Фестиваль — широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотромдостижений каких-нибудь видов искусств»
Отличие музыкальногофестиваля от обычного концерта — Фестиваль представляет собой серию событий,объединенных общей идеей или стилем музыки. В отличие от концертов, которые,как правило, длятся несколько часов, фестивали легко могут продолжаться напротяжении нескольких дней.[1]
Большинствоиз ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитиеи постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлениемвидов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и сглобальными политическими изменениями. В это время в международных документах ив практической политике формируется и утверждается концепция единогоевропейского пространства, в котором каждая страна, сохраняя историческисложившиеся политические институты, национальную и культурную самобытность,является частью общего межгосударственного пространства. Наряду с формированиемнового международного политического порядка это привело и к складываниюобщеевропейского культурного пространства, в котором сеть крупнейшихмеждународных фестивалей играет важную интегрирующую роль в качествепрестижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучшихдостижений национальных культур.
Временныехарактеристики каждого фестиваля определяют его статус в ряду других событийкультурной жизни города, региона, страны проведения, взаимодействие срегиональной и местной экономикой и культурной инфраструктурой, объемы иисточники финансирования, численность постоянно действующей дирекции и уровеньадминистративных расходов т. п.[2]
Фестиваль может функционироватьи как единовременная и как систематически повторяемая культурная акция.Практика фестивалей исполнительских искусств как единовременных акций впоследние годы не имеет широкого распространения в Европе. Как правило, этокультурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств и историческим датам.
По продолжительностипроведения фестивали можно разделить на краткосрочные (от нескольких дней додвух недель), среднесрочные (от двух недель до одного месяца) и долгосрочные(от одного месяца до года). Следует учитывать, что далеко не всегдапродолжительность фестиваля напрямую связана с величиной затрат на егопроведение и его авторитетом в культурном сообществе. Дополнительной, но неменее важной характеристикой фестиваля является его статус в культурной жизни.С этой точки зрения, можно выделить международные, национальные и региональныефестивали. Различия между ними, на первый взгляд, могут носить достаточноусловный характер, поскольку в любом из перечисленных выше фестивалей можетпринимать участие интернациональный состав исполнителей. Различия будутнаблюдаться в уровне престижа фестиваля в сознании публики, профессиональныхисполнителей и их менеджеров, его значении в системе приоритетов международноготеатрального и концертного рынка, источниках субсидирования его деятельности ифинансовых возможностях оплачивать участие известных исполнителей.[1]
Срокипроведения любого фестиваля за редким исключением ограничены четкими временнымирамками. Более того, если устроители фестиваля претендуют на то, чтобы он сталрегулярно повторяющейся акцией, то они стараются сохранить период проведенияфестиваля неизменным на протяжении многих лет.
Такоеположение диктуется требованиями международного исполнительского рынка. Впрактике проведения крупных фестивальных мероприятий, которая сложилась введущих европейских странах в послевоенный период, стало очевидно, что успехфестиваля практически невозможно обеспечить только за счет национальныхмузыкальных и театральных коллективов и исполнителей. Поэтому ставка, какправило, делается на участие известных зарубежных исполнителей, в том числе извезд первой величины. Стремление пригласить ведущие коллективы и исполнителейдиктует руководству фестивалей необходимость планирования программы как минимумза полтора-два года, что значительно легче осуществить при неизменных срокахпроведения фестиваля. К тому же между ведущими европейскими фестивалямисуществует своеобразная корпоративная солидарность. Календарные срокипроведения ведущих европейских фестивалей находятся в одном временном интервале(например, июль-август или август-сентябрь), что позволяет планировать такназываемые «фестивальные гастроли» известных коллективов и исполнителей. Такойвид гастрольно-концертной деятельности выгоден всем. В рамках одного фестиваляпрактически невозможно провести более двух-трех концертов одного исполнителя,тогда как с помощью фестивальных гастролей их агенты получают возможностьзаблаговременно планировать гастрольные выступления в ведущих театральных иконцертных залах Европы, а дирекции фестивалей могут значительно сократитьиздержки по их организации, прежде всего в части транспортных расходов.[2]
Место проведенияфестиваля также играет важную роль в формировании художественной концепции,привлекательного образа в сознании слушателей, зрителей и даже маркетинговойстратегии. Один из самых популярных в мире джазовых фестивалей в Монтре(Швейцария) проводится ежегодно в июле на берегу Женевского озера на специальнооборудованной летней сценической площадке в пятнадцати километрах от города.Любители джазовой музыки, среди которых велико число поклонников именно этогофестиваля, живут в кемпингах и специально организованных стоянках дляавтокараванов (автомобилей с прицепами в виде домика). Незначительные затратыпосетителей фестивальных концертов на проживание и демократичность формы егопроведения, а также относительная дешевизна билетов привлекают к нему молодежьи представителей среднего класса практически из всех европейских стран.Приглашенные музыканты, в том числе и звезды первой величины, живут практическив тех же условиях, что и их благодарные слушатели. И одной из самыхпривлекательных особенностей фестиваля в Монтре являются джем-сейшны с участиемведущих джазовых музыкантов мира, которые проводятся ежедневно бесплатно послеокончания вечернего концерта для всех желающих в импровизированном музыкальномбаре. В основе концепции фестиваля — сочетание музыки и отдыха в условияхпрекрасного природного ландшафта.[3]
Понимаязначение крупных фестивальных проектов для городской экономики, местные властисоздают им режим наибольшего благоприятствования, финансируя значительную частьрасходов из своих бюджетов. И хотя даже самый престижный и дорогой фестиваль неможет обеспечить финансирование своей программы только за счет продажи билетов,местная экономика и органы городского управления получают немалую косвеннуюприбыль от их проведения.
Моделькультурного туризма получила широкое распространение в тех европейских странах,регионах и городах, которые обеспечивают проведение крупных международныхкультурных акций. Они ориентированы на мировой туристический рынок,сотрудничают с крупнейшими фирмами в этой сфере бизнеса. Во всех туристическихсправочниках на всех ведущих языках можно найти самую подробную информацию осроках проведения фестивалей и их программе, а также контактные телефоны длябронирования билетов. Этот механизм великолепно отлажен в течение многих лет.[2]
Похожая модельдействует и в отношении национальных и местных фестивалей во всех крупныхевропейских странах. Различия заключаются в том, что они вовлечены вовзаимодействие с национальными и региональными туристическими рынками ипрограммами.
фестивальмассовый мероприятие проект
2. Особенностьмузыкального фестиваля. ( Экономически, политически, культурно)
Фестивали различныхвидов искусств обладают большим социальным и экономическим потенциалом,благодаря чему могут приносить выгоду не только своим организаторам, но и целымрегионам. Среди множества фестивалей, пожалуй, самыми распространёнными насегодняшний день являются музыкальные. Ресурсы этих культурных событий выгодноотличаются от ресурсов, имеющихся в условиях стационарной деятельностиучреждений культуры.
Планируя проведениемузыкального фестиваля, следует уделить особое внимание маркетингу этого культурного«продукта», оценить фестиваль с коммерческой точки зрения и ответить натрадиционные для коммерческих мероприятий вопросы.
Какова потенциальнаяаудитория фестиваля? Сколько предполагается посетителей на предстоящихмероприятиях? Как cпланировать рекламную кампанию? Довольно часто такие вопросыставят организаторов музыкальных фестивалей в тупик. Между тем, туристическиефирмы используют происходящие события для привлечения туристов и зарабатываютна этом деньги. Даже если устроители музыкального фестиваля не предполагаютполучить большой прибыли, маркетинг все равно необходим, поскольку предполагаетформирование особой аудитории для этого события.
Работая в направлениитуризма, организаторы фестивалей сразу обеспечивают себе несколькодополнительных возможностей:
· расширениепотенциальной аудитории фестиваля за счет привлечения зрителей из другихрегионов и иностранных туристов;
· получениедополнительной прибыли за счет групповых продаж;
· рекламированиефестиваля через туристические фирмы;
· дополнительнаяпродажа сувениров, рассчитанных на туристов;
· усилениепривлекательности фестиваля для спонсоров.
Кроме того,заблаговременная продажа билетов на мероприятия фестиваля дает возможностьснизить коммерческие риски.
Музыкальные фестивали —это публичное действие, готовый рекламный продукт, с помощью которого можно:
формировать ипродвигать торговые марки (бренды);
привлекать туристов вместа проведения фестивалей;
рекламировать товары икоммерческие фирмы;
формировать имиджполитических деятелей, партий, общественных движений, организаций;
формировать имиджрегиона, города, преобразовывать городскую среду;
привлекать внимание кпроблемам общества, экологии;
формировать культурныепотребности посетителей фестивалей.
Дополнительныевозможности музыкальных фестивалей:
запись концертов нааудио и видео носители;
продажа праватрансляции по радио и телевидению;
возможность повторныхтрансляций по телевидению и радио (при этом не теряется художественнаязначимость и актуальность события);
выпуск аудио- и видеопродукциис записями прошедших мероприятий;
аудио и видео подборкас предыдущих фестивалей может продаваться в виде сувенирной продукции;
продвижение молодыхартистов и коллективов;
присвоение различныхзваний участникам в целях рекламы самого фестиваля.
Перечисленные ресурсыдоказывают большие возможности музыкальных фестивалей. Анализ конкретногофестиваля поможет раскрыть его дополнительные возможности, к примеру, показать,что данное событие способно заинтересовать не только местного спонсора, но и международнуюкомпанию, общественную организацию или общественное движение.
Демократичность,праздничность и творческая свобода делают музыкальные фестивали болеедоступными для различных групп аудитории, чем традиционные концерты вучреждениях культуры. «Большая часть населения либо вообще не посещаеткультурные мероприятия в опере и концертных залах, либо посещает, но оченьредко. Многим людям само понятие „храм культуры“ внушает благоговейный страх,они чувствуют себя там чужими и уязвимыми, и поэтому у них даже не возникаетмысли пойти, к примеру, в оперу. Такое определение больше всего подходит темгруппам населения, у которых уровень образованности и культурная традиция оченьневелики», — пишут исследователи (Blau, DiMaggio, Judith. TheEconomic Approach to Human Behavior. Chicago: Chicago University Press 1989). Однакоситуация меняется коренным образом, когда речь идет о широко разрекламированныхкультурных событиях, которые привлекательны для всех групп населения. Восновном это касается фестивалей, проводимых в общественных местах, а не в«храмах искусства». Наблюдения показали наличие среди посетителей фестивалейпредставителей разных социальных групп, в отличие от обычных концертов. В своюочередь, для организаций культуры такой «выход в народ» служит поводом дляновых творческих решений, экспериментов, на которые творческие коллективы нерешаются пойти в обычных условиях. Как правило, оперные и музыкальныеколлективы довольно ограничены в творческом плане, часто они не могут по-новомуинтерпретировать классические произведения, а тем более исполнять произведениясовременных или неизвестных авторов, из-за боязни потерять своих постоянныхслушателей. Владельцы абонементов чаще всего обладают достаточно консервативнымвкусом и активно интересуются репертуаром коллектива, тем самым оказывая нанего сильное давление. Это также распространяется на менеджеров и спонсоров,которые не должны разочароваться в «своем» оперном коллективе или оркестре.
В противовес этому,независимые фестивали обеспечивают возможность проявить творческуюизобретательность. Главной идеей фестиваля может быть оригинальность,превосходство, желание выйти за пределы повседневной деятельности, ограниченнойстенами театров и залов.
Чрезвычайно важнаясоставляющая фестиваля — событийность. Фестиваль — это событие, привлекающеевнимание телевидения и других СМИ. А внимание со стороны прессы, в своюочередь, укрепляет позицию руководства фестиваля по отношению к политическимлидерам, спонсорам и финансирующим организациям. Такой интерес объясняется тем,что фестивали и народные празднества вносят значительный вклад в социальную иэкономическую жизнь страны, влияют на социокультурную ситуацию в местах ихпроведения. А поскольку фестивали — мероприятия массовые, они привлекаютвнимание политических деятелей и бизнес-организаций своими рекламными икоммуникационными ресурсами. Органы власти европейских государств, считаютисследователи, стремятся стать покровителями культурных массовых мероприятий,пользующихся успехом, и готовы выделить на это определенные бюджетные средства.Это связано с возможностью публичного выступления, демонстрации своегопокровительства искусству и, тем самым, приобретения положительного имиджа.
Менеджерам фестивалейважно учитывать то, что эти мероприятия публичны, поэтому фестивальные событиямогут быть не только желанной новостью для СМИ, но и нести определенную PRинформацию. Исследователями замечена способность массовых культурныхмероприятий влиять на настроения, интересы и предпочтения людей, чем сегодняактивно пользуются политики и бизнесмены. Во время развлекательных мероприятийфестиваля происходят массовые кратковременные объединения большого числа лиц,иногда представителей различных социальных групп с различными интересами.Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она болееуправляема, и в ней действуют законы массы. Праздничная, веселая непринужденнаяатмосфера фестивалей способствует повышению внушаемости. Посетители фестиваляоткрыты для общения, настроены на принятие информации, воспринимаютпредложенную информацию позитивно. Именно поэтому аудитория фестивальныхмероприятий особенно интересна для рекламодателей и политических деятелей.
Точные временные рамкифестиваля также положительно влияют на его посещаемость. Ограничение возможностипосетить фестиваль из-за его кратковременности заставляет посетителей неоткладывать с покупкой билетов, в то время как поход в местную оперу иликонцертный зал можно легко отложить просто потому, что туда можно сходить влюбой другой день.
Важное отличиефестивальных мероприятий от стационарной деятельности учреждений культуры — этоюридическая, административная и творческая свобода. Поскольку фестиваликонтролируются меньше, чем другие концертные организации, их устроители могутболее свободно определять программу по своему усмотрению. То же самое можносказать о спонсорской активности тех компаний, которые производят товары, неимеющие отношения к искусству; они могут за определенную сумму денегпрорекламировать свой товар более заметно, с привлечением СМИ и широких масс.[4]
И, наконец, главное вфестивале — это праздник, который он дарит всем своим участникам и посетителям.Праздник для посетителей, который делается руками режиссёров и артистов.
3. Сценарно-режиссёрскаяразработка музыкального фестиваля. Проблема недостаточной театрализации
Помимовопросов маркетинга и менеджмента, которые остро стоят в наши дни, так же остростоит и проблема театрализации. Год от года мы сталкиваемся с музыкальнымифестивалями, большинство которых кроме рекламы пива и популярной музыки ненесут ничего, а лишь подстраиваясь под предпочтения не столь образованноймассы, опускают ещё больше её моральный облик. И проблема эта возникла, как мнекажется с распадом СССР. Когда массовая западная культура потоком хлынула кнам. Мы же, не обладая достаточными навыками и имея иной менталитет, неспособны были качественно реализовать задуманное. Для наглядности я хочусравнить 2 концерта одного музыкального жанра, оба из них проходили в рамкахмузыкальных фестивалей.
· Первый-Концерт Элиса Купера 80-х годов под названием « Добро пожаловать в мой ночнойкошмар». Хотелось бы затронуть идею данного концерта и провести аналогию сконцертом группы Пинк Флойд- Стена. И в том и в другом случае рассказывается острахах детей и о чёрствости взрослых по отношению к ним. А так же что можетполучиться, когда эти дети вырастут. Итак для наглядности отрывок из концертаКупера на 4мин.30сек. Первое, что бросаетсяв глаза- оформление сцены. Метафоры и ассоциации в оформлении представлены сполна.Затем отличная для подобного рода мероприятий хореография. Само её наличие ужесвидетельствует о многом. Недочёты вокальных данных главного героя заполняютсяего артистизмом. Свет и музыка довершая происходящее создают тот неповторимыйэффект и держат зрителя в напряжении. Особое внимание хочу уделить 53:00минутеи показать как использован экран.
· Второй-Концерт группы СПЛИН в Петрбурге в 1996 году. Из видео мы видим скудноеоформление сцены, практически статичных музыкантов и событие в целом не несущееникакой идеи.
Нив коем случае я не хочу сказать, что данная проблема сугубо Российская. Нет.Это наблюдается практически во всём мире, но не в таком объёме. И я даже непризываю делать так же как на западе. Я призываю сделать ещё лучше. Лучше для нас!
Вывод
Таккак не все технические новинки нам доступны, я предлагаю ориентироваться намассовость и сценический посыл. К примеру если бы нам выпала возможностьорганизации фестиваля, мы бы расширили его дабы бОльшая часть публики былазадействована. Во-первых эта должна быть актуальная идея и проблема. Здесь ужеза работу принимаются режиссёры. Раскрывая суть, призывая к действию. Помимопростых музыкальных коллективов набирается актёрская группа, которая впромежутках и по ходу самих песен или инструментальных композиций привносит насцену «душу». Это могут быть различного жанра театральные действа. Всё этозаранее согласовывается с музыкантами, но по сути своей актёрская группаработает отдельно.
Открываетсябезграничный простор и для сценографии, т.к. современные технические средствапозволяют менять декорации практически во время номеров. Если фестивальпроходит несколько дней, то уставших за весь день слушателей можно привлечь кночным просмотрам фильмов по данной теме. Это значительно расширяет границыфестиваля и решает проблему со сном очень уставших слушателей. Так как напрошлом фестивале нашествие музыка с 3-х сцен лилась круглосуточно. Что поройвызывало даже негодование жителей палаточного городка. Первую же половину дня япредлагаю практически во всех фестивалях отдавать камерным мероприятиям. Т.е.устраивать свои небольшие сцены под открытым небом. Так же предлагаю устроитьвыставку фото работ по данной тематике, где посетители смогут ещё и пообщатьсяс фотографами. Это расширяет простой музыкальный фестиваль. Необходимоорганизовать радио фестиваля, которое будет вещать на средней громкости,передавая новости, объявления, приветствия, пожелания и т.п. В первой половинедня так же возможен монтаж де- монтаж декораций, проверка оборудования,репетиция актеров и музыкантов в спец. Помещении. Ориентируясь на ландшафт ихарактеристики каждого фестиваля, режиссёр и организаторы должны писатьсценарий.
Списокиспользованной литературы:
1. Журнал«Арт-менеджер» № 2(5) 2003
2. ИльяБортнюк: «Если продажу апельсинов можно спланировать, то предугадать, сколькочеловек придет на фестиваль, практически невозможно» www.artcollab.net
3. АнастасияСамотыя « 2007 Jazz-Квадрат» стр. 7-10 «Что такое фестиваль в цифрах?»
4. Маркетингмузыкальных фестивалей. www.world-fests.org