Реферат по предмету "Культура и искусство"


Социокультурная характеристика уральского города: проведение досуга в центре и на окраинах, мода

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образованияЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Рефератна тему:
Социокультурнаяхарактеристика уральского города: проведение досуга в центре и на окраинах,мода
 
Челябинск,2009г

Содержание
Введение
/>1 Досуг и развлечения
2 Мода
Заключение
Список литературы

Введение
В ходемодернизации образ жизни горожан Урала трансформировался медленно, посколькуэто достаточно консервативная сфера, которая опирается на многовековые традиции,опыт поколений и привычки людей. Городской образ жизни по своей структуремногогранен, а по природе динамичен и ритмичен, подвержен постояннымизменениям. Городскому жителю под воздействием множества факторов приходитсячасто перестраиваться и делать выбор по рациональным соображениям. И наоборот,сельский или крестьянский образ жизни нацелен на многократное воспроизведениеуже сложившихся форм жизни, во многом обусловленных природно-климатическимиусловиями.

1 Досуг иразвлечения
В течениеXIX в. в уральском городе усиливалось взаимодействие городского и сельскогообраза жизни. Они мирно соседствовали и противостояли одновременно. Еслипосмотреть на динамику роста уральских городов и соотношение сословных групп вструктуре их жителей, то можно сделать вывод о том, что шел процесс«окрестьянивания» городов. Такая же тенденция наблюдалась в целом по России.
Ворганизации повседневной и досуговой жизни просматривается преобладаниетрадиционных крестьянских ценностей.
Аевропейские стандарты в обустройстве всех сторон жизни оставались присущимилишь узкому слою уральских горожан.
Жизнькаждого обывателя в маленьких провинциальных городах была регламентированаобычаями, традициями и привычками, протекала у всех на виду и в случаеотклонения от сложившихся образцов и шаблонов подвергалась осуждению. Повечерам состоятельные горожане ходили в гости — мужчины играли в карты, аженщины проводили время за разговорами и пересудами. Все старались до мелочейподражать друг другу, и потому жизнь была однообразна и скучна. Вот такстоличный путешественник описывал быт жителей Перми в 1805 г.: «Пермь — городокпорядочный, но безжизненный, торговли и промышленности в нем почти нет,грамотности много, образованности не бывало. Пермь тиха, безмятежна, жизнь вней ровненькая, без бурь, только с крошечными страстишками».
Духовноеформирование горожан проходило в рамках семьи, которая в большинстве своемтрансформировалась из большой патриархальной в малую. Особенно это было заметнов крупных индустриальных городах. Городская интеллигенция, чиновничество,военные, рабочие жили в начале XX в. малыми семьями. У таких категорийгородского населения, как купечество и мещанство, уклад жизни во многомопределялся сословными стереотипами. Особенно сильны они были в купеческомбыту, очень насыщенном патриархальными ценностями. Купец и в начале XX в. имелнеограниченную власть в семье, был строг и суров с домашними. Купеческие детивоспитывались в атмосфере абсолютного послушания взрослым. Но уже тогданекоторые купцы стали стремиться к тому, чтобы дать своим наследникам-сыновьямпрестижное образование в университетах России. Заметным становилось желаниенаиболее состоятельных уральских купцов организовать свою жизнь подворянско-чиновничьим образцам. Подобная атмосфера царила и в мещанских семьях.«….Только грубости и своеволия со стороны главы семейства было еще больше.Ссоры и драки в мещанских семьях — весьма обыденное явление»,— писалсовременник о внутрисемейных отношениях пермских мещан во второй половине XIXв. Практически такими же были семейные отношения у городских крестьян.
Соответственно,культурные и эстетические потребности этих слоев городского населения неотличались особой взыскательностью и тонкостью. Вышеназванные категории горожанпредпочитали такие формы проведения досуга, как массовые городские гулянья. Онипроводились в так называемых «общественных садах», имевшихся в каждомгубернском и уездном городе. Здесь звучала духовая и струнная музыка висполнении любительских оркестров, организовывались концерты для поклонниковнародной и цыганской песни. Невзыскательной мещанской публикой были любимыярмарочные балаганы с традиционным набором номеров: выступлениями комиков итрагиков, атлетов-борцов, клоунов и танцоров, кукол-марионеток, шарманщиков.
Городскиенизы, в основном люди крестьянского происхождения, любили традиционные,связанные с религиозной обрядностью праздники и увеселения. Наиболее почиталисьРождество, Пасха, Троица и храмовые престольные праздники. Рождественский цикли масленичное гулянье были самыми веселыми. Ряженые расхаживали по городу,устраивали игрища на центральных улицах, заходили в дома как бедных, так ибогатых горожан. Масленица не обходилась без традиционных блинов, катания налошадях и без ледяных горок. Молодежь резвилась на качелях, ходила звонить наколокольни. В Троицу на улицах водили хороводы вокруг принесенных березок, аиногда и на окрестных лугах. Во время церковных праздников, как правило,разворачивались ярмарки, где собирался не только городской люд, но и приезжие изближних сел. Неизменным успехом у малосостоятельных горожан пользовалисьцирковые представления гастрольных трупп.
Образованныеслои городского населения отдавали предпочтение интеллектуальным формамкультурных развлечений: посещали библиотеки и театральные постановки, музеи ивыставки, организуемые обычно частными лицами и на пожертвования состоятельныхгорожан-меценатов. На энтузиазме местной интеллигенции держалась деятельностьвсевозможных просветительских и благотворительных обществ, клубов, кружков.Так, история Вятки полна культурных инициатив (общественных и индивидуальных) иначинаний, направленных на развитие и совершенствование различных сторонгородской жизни. Первая публичная библиотека в городе появилась в 1837 г., а в1858 г. преподавателем семинарии А.А. Красовским была открыта частная публичнаябиблиотека, имевшая все общероссийские книжные и журнальные новинки типагерценовского «Колокола». Значительную роль в развитии творческого и активногоотдыха горожан играли земства и комитеты попечительства о народной трезвости,которые организовывали и направляли работу народных домов и театров.
Большоекультурное влияние на жителей Уфы оказали ссыльные поляки, появившиеся здесь вконце XVIII в. Они привили местному обществу интерес к таким формам досуга, какмузыкальные домашние вечера, танцы, устройство спектаклей. Польские ссыльныезаложили основу домашних музыкальных оркестров, домашнего музицирования.Ссыльные поляки служили учителями, врачами, артистами, открывали книжныемагазины, музеи, библиотеки. Уфимская интеллигенция, по воспоминаниямсовременников, свободное время посвящала интеллектуальным и художественнымзанятиям. В самодеятельных творческих ансамблях и кружках занималисьпостановкой опер и фрагментов из них, организацией музыкальных концертов. В кругахгородской элиты был высок спрос на книги и журналы. Ну а местные чиновники велиобособленный образ жизни, закрытый от всех прочих слоев населения.
Резковыделялась на фоне традиционных провинциальных форм времяпрепровождения жизньекатеринбургского «высшего общества», представителями которого выступаличиновники и инженеры горного ведомства. Приезжая из Петербурга на Урал дляпрохождения практики или на работу, выпускники Горного института вносили вжизнь уездного центра не свойственные для его обитателей интересы, привычки,стиль взаимоотношений, манеру поведения и т. п. Это были образованные люди,обладавшие широким кругозором, знавшие толк в науках и имевшие вкус к изящнымискусствам. Современники отмечали у них благородные столичные манеры. Они привнеслив жизнь местного общества новые формы культурной жизни. В этойсоциально-профессиональной среде были распространены музыкально-художественныелюбительские вечера, домашние спектакли, занятия живописью и пением,фехтование, танцы, разнообразные катания. Горные специалисты оказывали влияниена вкусы местной консервативной публики. Известно, с каким возмущениемекатеринбургские старообрядцы отреагировали в 1820-х гг. на появление домашнихтеатров с активным участием в них женщин. Но уже в 1840-х те же старообрядцыфинансировали строительство здания для театра с профессиональной труппой.
Образованныеи европеизированные слои населения уральских городов в начале XX в.практиковали такие формы досуга, как игра на фортепиано, катание навелосипедах, загородные прогулки и пикники, отдых на собственных илиарендованных дачах в живописных местах, охота, фотографирование. Было приняторегулярно ходить с родственниками и знакомыми к фотографу, надевая для этоголучшие костюмы, делая «парадные» прически у парикмахера или завивая дамам идетям волосы горячими щипцами. Полученные снимки помещали в семейные альбомы ирассылали родственникам. Фотографические салоны появились во всех крупныхуральских городах, и число их достигало в 1916 г. в Екатеринбурге 13, в Перми —12, в Челябинске — 9.
Практическиво всех уральских городах в начале XX в. открылись воскресные школы, вечерниекурсы для взрослого населения, расширялась сеть библиотек-читален и книжныхмагазинов. Любители книжных новинок в Екатеринбурге в 1916 г. могли удовлетворитьсвои интеллектуальные запросы в 26 книжных магазинах.
Проблемыкультурного развития уральской провинции находили разрешение не в сфередеятельности государственных институтов, а в области общественной инициативы.Эстетические и духовные потребности населения часто удовлетворялись за счетэнтузиастов, создававших разнообразные культурно-просветительские центры иблаготворительные общества. Особенно ценной была эта инициатива там, где несуществовало земских структур.
Гастролирующиетеатральные труппы и художественная самодеятельность в губернских и уездныхгородах Урала в начале XX в. находили себе пристанище на подмостках постоянныхи временных театров, клубных сценах, в помещении народных домов.
Большойпопулярностью пользовались такие благотворительные спектакли, балы, лотереи, ворганизации и финансовом обеспечении которых принимали участие состоятельныегорожане. В начале XX в. в крупных уральских городах общественность пособственной инициативе организовывала костюмированные балы-маскарады, изображаяизвестные политические персоны, разыгрывая сценки с политическим подтекстом.
Новымразвлечением стал для городской публики начала XX в. кинематограф, или, кактогда говорили, электротеатр. Особую притягательную силу он имел в кругахучащейся молодежи и интеллигенции. Современники свидетельствовали, что в киноих влекло, с одной стороны, разочарование и недовольство однообразием ибесцветностью обывательской провинциальной жизнью, а с другой — тяга к сильным,неведомым ранее ощущениям. Репертуар уральского кинематографа составляла всяжанровая панорама, свойственная Центральной России. Первое место занималидрамы, изобиловавшие слезами, переживаниями, убийствами и самоубийствами,любовными сценами, изменами, моральными поучениями и т. п. Чего стоят одниназвания таких лент, как «Охотник за девушками», «Отравительница», «Запрещенныйплод». На втором месте по популярности находились комедии — именно на нихделали главную ставку владельцы электротеатров, зазывавшие зрителей на«беспрерывный», «гомерический смех». Наконец, третье место среди предпочтенийпублики занимали картины видовые (экранизация художественной литературы) иисторические (например, «Княжна Тараканова », « Спартак » ). Критика тех летотмечала театральность, неестественность и актерской игры, и сюжетов фильмов,называя их суррогатами.
Однако былобы ошибкой считать жизнь уральских горожан в то переломное и бурное времяпатриархально-благостной и культурноорганизованной.
В крупныхуральских городах, как и по всей России, сформировалась криминальная среда засчет притока пришлого населения, «чужаков», которые, как правило, селились вокраинных «разбойничьих» слободках (поселках), куда осмотрительные и почтенныегорожане старались не заходить. Местные газеты того времени в рубрике«Происшествия» отмечали случаи пьяных скандалов и драк, воровства на базарах ив лавках, конокрадства, спекуляций и мошенничества, вооруженных разбоев играбежей, бродяжничества детей, публичного богохульства.

2 Мода
Подавляющеебольшинство населения уральских городов в сословном плане относилось кмещанству и крестьянству, что проявлялось и в образе жизни, и в одежде. Выходцыиз деревни, сохраняя приверженность традиционному стилю одежды, непременновносили поправки в свой гардероб, осваивая «городской костюм», содержавший всебе элементы общеевропейского образца. Мужчины наряду с косоворотками изаправленными в сапоги брюками обзаводились костюмами, шляпами и ботинками. Нафотографиях начала XX в. можно увидеть не только бородатых представителейгородского простонародья, но и обладателей гладко выбритых лиц, а такжеаккуратных усов. Женщины — домохозяйки или работницы этого времени были одеты вширокие и длинные юбки с фартуками, кофты с длинными рукавами, суконные жакетына вате или суконные шубы на меху. Невозможно представить себе женщину тойэпохи с непокрытой головой — без платка, пуховой или шерстяной, с рисункомшали. Небогатые горожане носили ботинки, галоши, пимы, брезентовые туфли исапоги.
Зажиточныегорожане (купцы, чиновники, служащие различных фирм, учителя, врачи)ориентировались на европейский стиль одежды, на новинки западной моды. Чащевсего они приобретали одежду, ткани, белье, обувь и соответствующие аксессуарыв магазинах-универмагах с большим выбором товаров. Рекламой имеющихся в продажеи поступающих в продажу новинок были заполнены целые полосы местных газет.Самые богатые модники и модницы делали заказы у профессиональных портных ипортних, шляпниц, кружевниц, ювелиров. На снимках тех лет мы видим мужчин вэлегантных костюмах с белыми крахмальными воротничками и шелковыми галстуками —это стандартный образ преуспевающего и уверенного в себе человека. Женская моданачала XX в. была разнообразней и предоставляла больше возможностей для выбора.Модная дама тех лет, одетая в стиле модерн, носила высокую пышную прическу(начес и накладные волосы), юбку с треном, большие буфы на плечах и высокийстоячий воротник. Перед Первой мировой войной вошли в моду платья с завышеннойталией и отложным воротником, юбки и блузки. Прически стали гладкими и с пробором.
Зажиточныегорожане на Урале приобщались и к детской моде. Если дети городских крестьян имещан одевались подобно взрослым, то в состоятельной среде особым спросомпользовались матроски, кружевные пелерины, фартучки с цельнокроеными лямками —как обязательная часть домашней одежды.
На улицахуральских городов встречались и люди в форменной одежде: школьники игимназисты, военные, чиновники, казаки, духовенство. Поскольку населениегородов Урала, особенно Южного, было многонациональным, то здесь нередко можнобыло видеть горожан в национальной одежде.

Заключение
Процессурбанизации на Урале выглядит как неоднозначный, многоплановый, противоречивый,в разной степени охвативший губернские и уездные центры. В силу различныхэкономических, военно-административных, сословно-профессиональных,этноконфессиональных факторов практически каждый городской центр приобрел свойнеповторимый облик.
В развитииуральских городов просматриваются разные тенденции. Часть городов в ходединамичного развития трансформировалась из военно-административных и торговыхцентров в промышленно-торговые. В этих индустриальных городах развиваласьфабрично-заводская промышленность, появлялись новые формы финансовой иторгово-посреднической деятельности, расширялось и усложнялось коммунальноехозяйство, в котором использовались технические новшества. Эти городапревращались в культурные центры, где шел сложный процесс европеизации всехформ жизни населения.
Другаячасть городов оказалась во власти депрессивных факторов. В экономике этих городовдоминировали ремесленное производство и торговля. Городская жизньхарактеризовалась воспроизводством традиционных (в средневековом духе),консервативных форм жизни.

Списоклитературы
 
1. Коробков, Ю.Д. Социокультурный облик рабочих горнозаводского Урала:вторая половина XIX — начало XX века / Ю.Д. Коробков. — М., 2003.
2. Крупянская, В.Ю. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала:конец XIX — начало XX вв. / В.Ю. Крупянская, Н.С. Полищук. — М., 1971.
3. Общественное сознание и быт населения горнозаводского Урала(XVIII — начало XX вв.): сб. науч. ст. / отв. ред. Н.А. Миненко. —Екатеринбург, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Robotics Essay Research Paper ADVANCED MANUFACTURING TECHNOLOGY
Реферат Модели олигополии
Реферат Организационно-правовые формы юридических лиц в российском законодательстве
Реферат Прогноз облікової ставки на основі методу найменших квадратів
Реферат Расстрел в Кентском университете
Реферат Проведение аудита расчетов по НДС по приобретенным ценностям
Реферат Фундаменталистские партии в Алжире
Реферат 6 мероприятий городской целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Гае», утверждённой постановлением Главы города Гая от 14
Реферат Отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека
Реферат Олігополія. Антимонопольне законодавство України
Реферат Глобалізація й поняття "суспільство" у новітніх соціологічних дискусіях
Реферат Учреждения, исполняющие наказания
Реферат А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной «История России» Цель урок
Реферат Фрагменти великої біографії (лірика Гете)
Реферат ГАТТ: история создания и принципы деятельности