Реферат по предмету "Культура и искусство"


Скандинавские пейзаж и мировидение

На лавовых плато
Распространеныв Исландии сказки о людях, которые якобы живут в необитаемой части страны, илио так называемых утилегуманнах (/>, от liggja />«спать под открытымнебом» и leggjast />«бежать с родины»). Еще вдревности рассказывалось о людях, которые, будучи объявлены на тинге вне закона,скрывались от преследования своих врагов в необитаемых местностях Исландии.
Всказках об утилегуманнах действующие лица всегда происходят из конкретных долини хуторов, и действие в этих сказках локализуется в конкретных местностях. В сказкахэтих — вся Исландия и особенно та огромная пустыня, которая начинается сразу за«последним хутором» и которая знакома каждому исландцу. Обычно сказка обутилегуманнах начинается с того, что кто-то поехал в горы, то ли в поискахпасущихся там овец, то ли для сбора исландского мха, то ли в торговую поездкупоперек страны, и на хейди, пустынном плоскогорье, его застиг туман, и он заблудилсяв горах, другими словами — попал в те дали, которые в ясные дни виднеются нагоризонте и кажутся тогда такими манящими, такими фантастически красивыми, чтоестественно было связать их с мечтой о жизни, непохожей на ту, которую влачилиисландские крестьяне на своих насиженных местах.
Пейзажв Исландии, несмотря на суровость ее природы, нередко поразительно красочен, например,когда в ясный октябрьский день ивовый и березовый кустарник — его много внекоторых долинах — весь золотой, ягодник — в основном голубика, ее много посклонам гор — малиновый, вереск — лиловый, а завядшая трава — оранжево-бурая.Не менее красочны в солнечную погоду бугры лавы, сплошь поросшие пушистым мхомматово-зеленого цвета, или голые рыжие плиты лавы, покрытые разноцветными пятнами,или реки и озера, когда с их холодно-синей глади взмывают стаи белых лебедей.Но ничто не может сравниться с исландской солнечной далью: краски у нее такиенежные и чистые, что и назвать их невозможно.
Исландскийпейзаж вообще фантастичен, и это, конечно, сыграло в развитии исландскойживописи не меньшую роль, чем в развитии фольклорной традиции. Несмотря на то, чтоживопись начала развиваться в Исландии совсем недавно, в Рейкьявике очень многоживописцев, постоянно устраиваются выставки живописи, и в квартирах исландцеввсегда есть картины отечественных художников или репродукции с них. Живописьначала развиваться в Исландии, конечно, с горного пейзажа. Крупнейшийисландский живописец Аусгрим Йоунссон открыл фантастическую красочностьисландских гор. В Рейкьявике есть музей его произведений. Йоуханнес Кярваль, другойкрупнейший исландский живописец, открыл фантастику исландских лавовых полей.Его лавовые пейзажи, будучи вполне реалистичными, в то же время граничат сабстрактной живописью. В исландском пейзаже деревья, поля, сады и вообще живаяприрода играют такую ничтожную роль, а лава и базальт с их причудливыми и как быабстрактными очертаниями — такую большую роль, что понятным становится, почемуисландская живопись так быстро перешла от пейзажа к абстракционизму и так долгона нем задержалась.
Сказочнаядолина, где живут утилегуманны, тоже фантастична. Она всегда зеленая. Посрединенее — река. В долине пасется много скота, и он крупнее и жирнее, чем вобитаемых местностях Исландии. Молоко у коров утилегуманнов гуще, чем обычно.Дома большие и красивые. Сами утилегуманны большого роста и очень сильные.Девушки у них красивые...
Всовременных исландских сказках о привидениях нет той мрачности, которая былачасто характерна для этих сказок, когда все верили в реальность привидений.Мало того, в современных сказках о привидениях всегда есть что-тожизнеутверждающее: при отсутствии веры в привидения рассказ о них — это как быпреодоление страха темноты и смерти забавной выдумкой. Недаром в современной исландскойаудитории сказка о привидениях всегда вызывает оживление, и обычно такая сказкарассказывается со своеобразным, чисто исландским юмором — таким юмором, которыйвсе время на грани полной серьезности. Кроме того, поскольку сказки опривидениях издавна были самыми распространенными в исландской народнойтрадиции, сказки эти для всякого исландца — символ самобытности исландскойнациональной культуры и ее связи с народной традицией. Большой мастеррассказывать их — Тоурберг Тоурдарсон, «самый исландский» из современныхписателей Исландии. Этот голубоглазый и светловолосый человек, небольшого роста,очень моложавый для своих семидесяти пяти лет и парадоксально сочетающий в себеребяческую наивность и суеверие с обличительным пафосом передового политическогодеятеля и тонкой иронией, любит поражать своих посетителей тем, чтодемонстрирует им свою веру в привидения. «Меня спрашивают, — говорит он, — какя, будучи коммунистом, могу верить в привидения. Но как я могу не верить в них,если я несколько раз в жизни видел их так же ясно, как я сейчас вижу вас?» И онначинает рассказывать о своих встречах с замогильными жителями. Как художник онне может не следовать поэтике данного жанра, т. е. должен делать вид, что егосказка о привидениях правдива, что автор верит в ее достоверность.
Всев Исландии знают те или иные сказки о привидениях. Если, путешествуя поИсландии на машине с шофером-исландцем, спросить его как-нибудь с наступлениемвечера, не приходилось ли ему в жизни встречать привидений, то, как бы он ни былфлегматичен, он непременно оживится и окажется, что, если не он, то его товарищпо таксомоторному парку или знакомый шофер действительно встречались спривидениями. И он начнет с исландским юмором рассказывать о пассажирах, которыевдруг исчезают из машины, или снимают с себя шляпу и вместе с ней голову, илиоказываются прозрачными и т.д., и т.п. И вы будете ехать по пустынной местности,где только изредка увидите стадо овец, сгрудившееся на склоне горы и как будтосовершенно неподвижное, или мохнатых лошадок, бродящих на свободе по лугу, илиодинокий хутор в отдалении от дороги, а у дороги «молочный помост» и на нем —почтовый ящик и бидоны с молоком, приготовленные к отправке в город. Но возможно,что вы вообще не увидите никаких признаков человеческого жилья и не встретитени души. В вечернем освещении очертания гор станут призрачными. Всюду вокругбудет первозданная пустыня. И вы увидите, как в сумерках скалы начнутпревращаться в ночных трётлей или как два ворона Одина вдруг поднимутся с камняи полетят вслед за вами. И машина будет мчаться по черной, гравийной дороге, ифары будут выхватывать из хаоса ночи камни, мох, вереск, и туман поползетотовсюду, или начнет накрапывать дождь, и сквозь туман, дождь и мрак будетугадываться, как привидение, пустынное исландское плоскогорье, хейди...
М.И.СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ.
КультураИсландии. 1967
Сгор спустился туман...
Поканалу классической музыки скоро дадут Сибелиуса.
Сибелиус,или Ян, как я уже мысленно стал его называть, был по духу глубоко национальнымкомпозитором, написано в энциклопедии; иными словами, его музыка — это самаФинляндия, разумеется это одно и то же в той мере, в какой музыка может бытьстраной, что, ясное дело, вполне возможно; и еще в энциклопедии написано, чтоЯн создавал типично финскую музыку — музыку, в которой выразилась финская душа,а это как раз то, что хотим понять мы — я и мои читатели, именно это мы и хотимвыяснить как можно скорее. Но все диски Сибелиуса, оказывается, выданы инаходятся на руках. Норвежцы без ума от Сибелиуса, его диски идут нарасхват, икаждый норовит утащить их домой. Мне уже и самому не терпится послушать музыкуСибелиуса. Не могу вспомнить, слышал ли я ее раньше, но уверен, что слышал, потелевизору… Сибелиус — это скандинавская музыка. Ладно, финская, но ведьфинская — это тоже скандинавская, потому что финское — это и скандинавское, аскандинавское выражает наши скандинавские души, мы все, как я понимаю, узнаемсебя в этой музыке… Я готов слушать музыку. Ну же, начинайся!
Началонапоминает лето. Ласковое и доброе. Серый рассвет. Женщина; разумеется, белокураяфинская селянка — ведь это же Финляндия — выходит на двор и, наклонив головупод струю воды из колонки, полощет под пение птиц длинные распущенные волосы.На заднем плане пасутся лошади. А вон и птицы — наверное, гуси — бродят рядом, занятыетем, чем всегда заняты финские гуси, чем вообще заняты всякие гуси в любойстране, подумал я, то есть какими-то своими гусиными делами. Но этот путьникуда не ведет. Слушай, Ян, пора двигаться дальше! И вот женщина сушит волосына ветру; отбегая то туда, то сюда, она то здесь, то там срывает какое-нибудьрастеньице и натирает соком свою гладкую кожу, она рвет цветы и, собрав букет, уноситего в дом, ставит в вазу и принимается за стряпню… Она снова выходит на двори принимается заплетать косы, она не торопится, и медленно встает солнце —идиллия, идиллия… Но чу! Характер музыки меняется. Женщина задумалась. Тревожнозадумалась. Задумалась так, словно только что вспомнила о чем-то. Она тревожноглядит на восток и думает. Тут в музыке возникает новое звучание. Опасность.Неужели надвигается что-то опасное? Да, это опасность, и невозможно позвонить вслужбу спасения. Пройдут еще годы, прежде чем будет сплетена страховочная сетка,которая обеспечивает в нашем обществе безопасность всех сторон жизни, нету дажетелефонов, хотя, впрочем, в Америке несколько штук уже есть, Белл уже проделалподготовительную работу, так что в Америке представители высшего света уженазванивают друг другу, но только не в Финляндии, тут никто не разговаривает потелефону, тут вообще мало разговаривают, а в музыке между тем опять что-топроизошло, и лето сменилось осенью, и с гор спустился туман, туман густеет.Должно быть, это о русской угрозе, подумал я. Царь хотел захватить Финляндию, емубы все хватать и хватать, как будто у него без того уже не было достаточновладений. Женщина не соглашается, она ведь финка и воплощает в себе все финское,это — финская музыка, я об этом читал, так сказано в энциклопедии, и так я ивижу; зная, что музыка финская, и зная, где находится Финляндия, яинтерпретирую ее в том смысле, что тут идет речь о русской угрозе, никто незапрещает мне понимать это так, каждый имеет право на свое восприятие, да речьи не идет о сознательном интерпретировании, я открыт впечатлениям, и тут всевозможно, я не управляю своими мыслями, я просто регистрирую ощущения и картины,которые всплывают в моем воображении, и сейчас ощущения рисуют мне картину, какженщина, в которой финское начало уже усилилось до крайней степени, задрожала исмотрит на восток, тревожно смотрит, затем она пошла к сараю, где стоитавтомобиль. Что такое? Откуда вдруг взялся автомобиль? — думаю я. Впрочем, ничегострашного! Это же музыка, искусство, тут все может быть, все возможно, могутсливаться различные эпохи, анахронизмы здесь вполне естественная вещь, точногоответа и быть не может; и кто я такой, чтобы придираться! Тут надо следоватьвпечатлениям, плыть по течению.
ЭрлендЛУ.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта geo.1september.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структура функции взаимосвязи и характеристики гибких компьютеризированных производственных
Реферат Report File Lord Of The Flies Essay
Реферат Holocaust Essay Research Paper A Terrible TragedyThe
Реферат Quantum Physics Essay Research Paper While researching
Реферат Проектування комбінаційних схем на мікросхемах різного ступеню інтеграції
Реферат Определение коэффициента продуктивности скважин
Реферат Антикризисное управление предприятием
Реферат Драгоманов, Михаил Петрович
Реферат Evita Essay Research Paper In 1949 the
Реферат Программирование и планирование деятельности.
Реферат Легенда об Уленшпигеле. де Костер Шарль
Реферат Технико-экономический проект развития передающего радиоцентра 2
Реферат Право интеллектуальной собственности 2
Реферат Пути улучшения использования производственной мощности
Реферат Исследование организации и оплаты труда на предприятии в современных условиях