Основаннаяв 658 г. до н. э. колония Византия была процветающим городом, так как собиралапошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно,вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами. Послеразрушения города римским императором Септимием Севером (193-211) Византия быланизведена в ранг второстепенных городов.
Новаяистория Византии связана с именем императора Константина (312-337). Это историяВизантии-государства, Византии-империи. Константин знаменит в истории тем, чторешил воссоединить Римскую империю, распавшуюся к тому времени на две части. Атакже тем, что после победы над своим соперником Максенцием он предоставилсвободу любым религиозным учениям, в том числе и христианству, которое до этойпоры подвергалось преследованиям. В 330 г. он переносит свой двор в Византию,отныне она носит имя Константинополь и остается столицей империи более тысячилет.
Сэтих пор Византия фактически утратила свое историческое имя. В дальнейшемтермин «Византия» обозначает политические, государственные, этнографические икультурные особенности. В историческом смысле не совсем правильно называтьРимскую, а затем Восточно-Римскую империю Византийской, к тому же сами жителиимперии называли себя ромеями, а официальное название империи было — Романскаяимперия. И тем не менее Восточно-Римскую империю называли Византийской. Этосвязано не только с первоначальным греческим названием места, но с особойсовокупностью начал, под влиянием которых Римская империя постепеннореформировалась. Совокупность сконцентрировалась в термине «византивизм».
Византийскаякультура — сплав иудейской, персидской и эллинской культур. Она уникальна.Византийская культура базируется на эллинистической, но ею не ограничивается,так как наряду с процессом эллинизации Востока для греческой культурыхарактерен процесс ее ориентализации.
Яркимсвидетельством переплетения различных культур может служить административная ибюрократическая системы, появление кодексов, местного права, наличиефилософских и богословских споров с иудейскими и эллинскими воззрениями.
Специфическуюроль в процессе формирования византийской культуры сыграла славянскаяиммиграция, произведя, в сущности, этнографический переворот.
Византивизмкак совокупность принципов был великолепно охарактеризован в Новомэнциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (т. 10, ст. «Византия»). Тамвыделяются следующие признаки византивизма: постепенная отмена латинского языкаи замена его греческим (с VI до VII и VIII вв.); борьба национальностей поповоду политического преобладания (на престоле и в высшей военной и гражданскойадминистрации находятся представители разных национальностей); оригинальноемировоззрение, сложившееся под влиянием эллинских и восточных философских идей;присутствие мистики и консервативных тенденций.
Вистории Византии особую роль играла христианская идеология. В нее была активновключена эстетическая сфера.
Сточки зрения становления и развития византивизма рассматривается и историяВизантии:
Первыйпериод (примерно с IV по VIII в.) включает исторические факты, подготавливающиеи характеризующие византивизм. Прежде всего это этнографический переворот.Причем, если запад Римской империи был полностью поглощен германскойиммиграцией, то восток сумел приспособиться к новой этнической ситуации. Борьбас готами и гуннами обернулась не столь большими потерями. Юстиниан и Гераклий —цари VI и VII вв. — смогли организовать отношения со славянами, что далоимперии определенное преимущество. Славянские племена размещались по западным ивосточным провинциям по свободным землям, при гарантии невмешательства вовнутренние дела общины. Фактически эти племена выступали защитой.
Второйпериод (VIII-IX вв.) характеризуется борьбой идей, выражавшейся виконоборчестве. Это движение разделило империю на два лагеря, в организациикоторых важную роль играл и антагонизм национальностей. В 842 г. победуодержали представители лагеря иконопочитания. Это знаменовало победу эллинскихи славянских элементов над восточными, азиатскими.
Третийпериод (конец IX-XI вв.) характеризуется распространением византивизма наЮго-Восточную Европу. Во многом благодаря Кириллу и Мефодию славянские народывошли в среду культурных стран Европы.
Четвертыйпериод (конец XI — начало XIII в.) — борьба Запада с Востоком, крестовыепоходы. Постепенно меняется цель крестоносных движений — вместо обретениясвятой Земли и ослабления могущества мусульман вожди приходят к мысли озавоевании Константинополя. Таким образом, основной целью политики царствующихособ было обеспечение состояния равновесия между враждебными империиэлементами. Поэтому то заключались союзы христиан против мусульман, тонаоборот. В частности, крестоносцев поразило, что на службе империи былиполовецкие и печенежские орды. В 1204 г. крестоносцы овладели Константинополеми поделили между собой империю.
Пятыйпериод(XIII — середина XV в.) — Никейская империя (в этот период главным моментомбыла защита православия против католического преобладания и падение империи оттурецких завоевателей).
Место Византии в истории мировой культуры
Вистории мировой культуры византийская цивилизация занимает выдающееся место.Она была историческим и логическим продолжением греко-римской античности, в нейосуществился своеобразный синтез западных и восточных духовных начал, онаоказала огромное влияние на цивилизации Южной и Восточной Европы (особеннопоследней). Византия представляет собой и самоценный тип культуры, несмотря напережитое ею воздействие сирийцев, арабов, коптов, мавров, германцев, славян,тюрков, армян, грузин, что объясняется многонациональным характеромвизантийского государства. Византийская империя возникла в IV в. при распадеРимской Империи в ее восточной части и существовала до середины XV в. СтолицейВизантии был Константинополь, основанный императором Константином I в 324—330гг. на месте бывшей мегарской колонии Византия (отсюда название государства,введенное гуманистами уже после падения империи). Фактические основанияКонстантинополя началось обособление Византии в недрах Римской Империи (с этоговремени обычно ведут историю Византии). В 396 г. произошло окончательноеразделение на Восточную Римскую Империю (Византию) и Западную. Этническийсостав Византии был крайне пестрым, но преобладающую рель в экономике икультуре играли греки. С XII в. до конца существования государственным языкомВизантии был греческий.
Историческая периодизация
1)Первый период (IV в.—середина VII вв.) — разложение рабовладельческого строя, авнутри его постепенное развитие феодализма. Наличие больших масс свободногокрестьянства, общины, долгосрочная аренда, раздача земли рабам.
2)Второй период (середина VII в. — начало XIII в.) — уменьшение территории.Византия — преимущественно греческое государство. В XI—XII вв.—греко-славянское. Начало децентрализации.
3)Третий период (1204—1453) — усиление децентрализации. На части Византииосновывается Латинская империя (1204— 1261) благодаря экспансии крестоносцев.Экономическое засилье Италии. На непокоренной части Византии существовали тринезависимых греческих государства: Никейская империя, Трапезундская империя,Эпирское государство. Но в 1261 г. Михаил VIII Палеолог отвоевалКонстантинополь и восстановил Византийскую империю, просуществовавшую дозавоевания турками, когда она вошла в состав Османской империи.
Культурная периодизация
1)Первый период (IV в. — конец VII в.) — борьба христианской и античной культур,становление христианского богословия.
2)Второй период (конец VII в. — середина IX в.) — период культурного спада,связанный с экономическим упадком и иконоборчеством.
3)Третий период — (серед. IX—Х вв.), период культурного подъема в Константинополеи провинциях.
4)Четвертыйпериод (XI в. — XIIв..) —период наивысшего расцвета культуры, обусловленнойурбанизацией.
5)Пятыйпериод (конец XII— XIII вв.)— полоса культурного спада, латинское даществие,разграбление в 1204 г. крестоносцами.
6)Шестой период (XIV — начало XV в.)— новый подъем, зарождение гуманизма вусловиях борьбы с реакцией: это ограниченный гуманизм, не свобода мысли, аборьба за античную образованность.
Особенностимировоззрения. Социально-политическая специфика. Правовые отношения
Особенности мировоззрения
Византийскаякультура впитала в себя античное наследие и культуру населявших ее народов.Однако влияние античности выхолащивалось церковью и деспотией. В Византиисуществовала народная культура: эпос, басни, фольклорные песни, языческиепразднества. Отличие византийской культуры от западной — слабое культурноевлияние варваров.
Центрывизантийской культуры — Константинополь, провинциальные центры, монастыри,феодальные поместья.
ЧерезВизантию, бывшую до XII в. самым культурным государством Европы, до нас дошлиримское право, античные литературные источники, утерянные на Западе. Греческиеученые и художники внесли весомый вклад в мировой культурный процесс, егоразвитие. Византийская ремесленная техника, архитектура, живопись, литература,естествознание, гражданское иканоническое право способствовали формированиюсредневековой культуры других народов.
Социально-политическая специфика
Византиябыла самодержавной монархией. Власть императора (василевса) не ограничивалась:он ивысший судья, и командующий армией, в его ведении и вопросы внешнейполитики). Власть его не наследовалась. Отсюда—узурпация власти, заговоры. Вкакой-то мере власть ограничивал сенат, демос (организации свободных граждан).В Византии отсутствовала экономическая и административная автаркия церкви- Существовалопять равноправных патриархий: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия,Иерусалим. В отличие от Рима православная церковь подчинялась царской власти.Грань между мирянами и церковью была не столь резка, как в Риме.
Правовые отношения
ВВизантии более длительное время, чем на Западе, сохранялось единое обязательноедля всего населения действующее право. Византия отличалась единообразиемзаконодательства и судопроизводства. В основу византийского права легло римскоеправо. Византия пользовалась такими понятиями юриспруденции, как закон, право,обычай, частное, публичное право. В ней были разработаны процессуальные иуголовные нормы, заложены основы регулирования международных отношений, былаосуществлена императором Юстинианом кодификация римского права. Юстинианразработал свод гражданского права, который называли храмом правовой науки икоторый повлиял на развитие юриспруденции от Средневековья до наших дней.
Сводсостоял из Кодекса, Дигеста (сборник правовых положений), Институций(руководство по юриспруденции) и Новелл (новые законы Юстиниана).
Философия. Образование
Философскаямысль Византии формировалась в период, когда в Восточной Римской империи быласоздана религиозно-философская доктрина, объединяющая учение Платона и понятиео Логосе как об одной из ипостасей Троицы и о Христе-богочеловеке, примиряющемземное и небесное. Победа официального православия повлекла за собой закрытиеАлександрийской и Афинской школ императором Юстинианом I в 1529 г. и означалафактически конец светской философии. С конца IV в. в Византии прочноутвердилась церковная литература. На базе церковных канонов и Священногописания основывается христианское учение. Наиболее известные отцы восточнойцеркви — Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, феодорит Критский.Этот период характеризуется неоплатонизмом как самым распространеннымфилософским учением, в котором сочетаются стоическое, эпикурейское,скептическое учение с примесью элементов философии Платона и Аристотеля. В V—VIвв. в неоплатонизме появляются два ответвления: дохристианское и более позднее,в котором неоплатонизм является основой идеологической христианской доктрины.Выдающимся представителем этой школы был Псевдо-Дионисий Ареопагит. Его учениебыло усовершенствовано Максимом Исповедником и прочно вошло в духовную жизньвизантийского общества.
Второйпериод византийской философии — это иконоборчество, идеологами которого былииконопочитатели Иоанн Дамаскин и Федор Студит.
Втретьем периоде развиваются рационалистические философские концепции, философияобъявляется наукой, которая должна исследовать природу вещей, приводить этизнания в систему (XI в.).
Последнийпериод византийской философии характеризуется развитием религиозно-мистическогонаправления как реакции на рационализм. Наиболее известен исихазм (ГригорийПалама). Имеет сходство с Йогой: очищение сердца слезами, психофизическийконтроль для достижения единения с Богом, самососредоточение сознания.
Образование
ВIV—VI вв. сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа)и возникали новые (Константинополь). В 1045 г. был основан Константинопольскийуниверситет с двумя факультетами — юридическим и философским. Книгипереписывались в основном на пергаментах и были очень дороги. Хранилищами книгбыли монастыри и частные библиотеки.
Сконца VII в. по IX в. высшее образование практически исчезло и возродилось лишьв конце века.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.byzantion.narod.ru/