Реферат по предмету "Культура и искусство"


Погрудный рельефный портрет

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогическийуниверситет» Художественно-педагогический институт
Кафедра декоративно-прикладного искусства
Реферат
по дисциплине «Академическая скульптура и пластическоемоделирование»
Погрудный рельефный портрет
Екатеринбург 2009

Введение
Скульптура — один из видов изобразительного искусства. Как ивсякое другое искусство, скульптура отражает в художественных образах реальныймир и отражает его по-своему, пользуясь особыми средствами и способами.
В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальномобъеме. Тема данной курсовой работы — погрудный рельефный портрет. Рельеф (отитальянского relievo — выступ, выпуклость, подъем) занимает по своимизобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой иизображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Рельеф, как и круглаяскульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение частобывает несколько сокращенным, условным).
Различают низкий рельеф, или барельеф (от французского слова bas — низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своегообъема выступает над плоскостью фона, и высокий рельеф, или горельеф (отфранцузского слова haut — высокий), когда изображение выступает над плоскостьюфона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично дажеотрывается от фона.
Рельеф по отношению к фону может быть не выпуклым, а вогнутым,углубленным, то есть как бы обратным. Такой рельеф называется«койланоглиф». Он был распространен в искусстве Древнего Востока,Египта и в античной резьбе по камню.
«Классический рельеф», особенно характерный для искусстваантичности и классицизма, имеет большей частью гладкий фон.
Задачей данной работы является разработка портрета в техникенизкого рельефа.
Как правило, рельефные портреты изображали уважаемых людей,деятелей искусства, политиков и т.д. Другими словами, это были известные люди ипортрет выполнялся в честь каких-либо заслуг. Сегодня мало кто может сказать,что у него дома есть его собственный портрет в гипсе. Целью курсовой работы сталосоздание портрета простого человека.

Глава 1. Историко-теоретический аспект темы проекта
Медальоны, медали и плакетки, их назначение и характерныеособенности
Медаль — это своеобразная летопись эпохи, созданная средствамималой пластики. В ней находят отражение исторические события, экономическаяжизнь страны, развитие науки и культуры. Медаль изготавливают из прочногометалла, она почти не подвергается разрушению временем: жизнь ей обеспечена навека.
Медаль по своим средствам выражения является скульптурнымпамятником. Однако, в отличие от скульптуры, медаль не требует больших затратна свое воплощение и может живо откликнуться на любое событие, отразить иотметить его. Отсюда актуальность медали, ее особая историческаядокументальность. Медаль позволяет запечатлеть на века значительные событияэпохи, облик видных государственных деятелей, представителей науки и искусства.
Слово «медаль» происходит от латинского слова metallum. Так сдавних пор называли металлический знак, изготовленный в честь или в памятьважного события или выдающейся личности. Первоначально этот знак выполнял рольнаграды.
Некоторые авторы отождествляют понятия «медаль» и «медальон». Вдействительности, между ними имеются различия, хотя и небольшие. Литыемедальоны используются как украшения в виде брошей, амулетов, кулонов и пр.Медальонами также называли особенно красивые греческие и римские монеты, такжеслужившие украшениями. В некоторых случаях медальонами в настоящее времяназывают особо крупные медали, например, на памятниках.   Литые плакетки или,как их называют в некоторых литературных источниках, плакеты, представляютсобой плоские четырехугольные или многоугольные художественные отливки с мелкимрельефным изображением па лицевой стороне. Как правило, обратная сторона безизображений. Некоторые плакетки и овалы, как медали и медальоны, иногдаслужили, наряду с монетами-амулетами, оберегами, защищающими от опасностей,болезней и других бед.
Расцвет техники медальерного искусства относится ко времениимператорского Рима. Прообразом современной медали могут служить золотые,серебряные и бронзовые греческие и римские монеты, изготовленные способомчеканки.
/>
Рис. 1. Бронзовые медали эпохи Ренессанса: а, б — работа Пизанелло(1395-1455 гг.); в — аверс и реверс медали работы Б. Челлини (1500-1571 гг.)
погрудный рельефный портрет скульптура
Возникновение медальерного искусства в современном пониманиипадает на конец XIV — начало XV века и неразрывно связано со становлениемкультуры Возрождения. Памятные медали эпохи Возрождения (возникли в 14—16 вв.—Пизанелло, Маттео де Пасти, Бенвенуто Челлини в Италии, Жермен Пилон воФранции) отличались яркой индивидуальностью портретных характеристик (налицевых сторонах) и пластическим совершенством аллегорических фигур (наоборотных сторонах). Введение твердых стальных штемпелей помогло медальерамбарокко (Жан Варен, Гийом Дюпре во Франции) и классицизма (П. П. Уткин, Ф. П.Толстой в России) достичь в героизированных композициях ювелирной тщательностии чистоты отделки деталей.
XVII век занимает особое место в истории европейского искусства.Медальерное искусство развивается почти во всех странах Европы. Укреплениеабсолютистской власти в ведущих европейских государствах нашло свое отражение вмедали. Серийность ее производства, прочность материала, обеспечивающаядолголетнее существование, и, наконец, легкость транспортировки способствовалитому, что медаль распространилась по всему континенту. Однако, становясьофициальным памятником, медаль утрачивает ту свободу и демократичность, которыебыли ей свойственны в эпоху Возрождения. Главным объектом изображения в XVIIвеке становится король (лицевая сторона медали) и его деяния: выстроенные приего правлении архитектурные ансамбли, дворцы, флотилии, а также одержанныепобеды (обратная сторона медали).
В XVIII веке медальерное искусство активно развивается. Портретыправителей по-прежнему занимают ведущее место, но передаче историческихсобытий, раскрытых в условной аллегорической форме, уже придается все большеезначение. От эпохи романтизма (Пьер Жан Давид д'Анже) в М. и. 19 в. идут поискиживописности и свободы пластической светотеневой лепки. В М. и. 20 в.значительно расширяется круг выразительных средств (контррельеф, углубленныйконтур, чернение, эмаль), усложняются композиция, пластический язык и фактуракруглых медалей и плакеток, обогащается тематика медалей, включаютсяфилософские, социальные, публицистические аспекты современностиНаряду сизображениями пап, правителей и кардиналов на медали появляются портретныеизображения поэтов, гуманистов, художников, философов.
XIX век отмечен расширением тематики медалей, а такжеколичественным ростом их выпуска. Во Франции, Германии, Польше, России работаетзначительно больше мастеров-медальеров, чем в предыдущем столетии.
В XVIII — начале XIX века наиболее интенсивное развитиедекоративных тенденций в медали определилось в стиле барокко. Пышные формы,сочная лепка с чередованием света и тени создают богатую пластическуюповерхность.
В эпоху классицизма декоративные устремления уступили местострогой сдержанности, хотя символическое изображение различных предметов носитподчас условный характер.
Медаль тесно связана с историей и материальной культурой своегонарода. В той или иной степени она всегда сохраняет известные национальныетрадиции.
/>
Рис.2. Медаль «Граф П.К. Витгенштейн»
В Европе чугунное художественное литье, в том числе и литьенумизматических материалов, получило особенно широкое развитие в самом началеXIX в. Интересная и известная немецкая плакетка «Новогодняя открытка» былаотлита в 1806 г. (модельер Л. Байерхаус) в Королевской чугунолитейноймастерской в Берлине. Памятными медалями из чугуна прославилась Россия.
Их прекрасно изготавливали на Кусинском заводе. Они отличаютсямягкостью рисунка, одухотворенностью изображаемых лиц. Некоторые медали,например, медаль «Граф П. К. Витгенштейн» (рис. 55) и «Академик Крылов» (рис.56) хранятся в Государственном Историческом музее, музее завода и частныхколлекциях. Чугун применен литейщиками не из-за дефицита бронзы, а потому, чтоего цвет оказался весьма удачным для этих художественных миниатюр. Он придалпортретным медалям торжественность и выразительность.
/>
Рис.3. Медаль «Академик Крылов»
Медаль, как официальный памятник, зависит от правящих кругов взначительно большей степени, чем другие виды изобразительного искусства.Короли, императоры, папы и кардиналы старались в медали увековечить своидеяния.
Несомненно, медаль как национальный памятник ярче проявила себя вперсоналиях и в медалях с исторической тематикой. Серия медальонов Ф. Толстого,посвященная событиям войны 1812 года, впервые в русском медальерном искусствеподняла медаль до уровня подлинного произведения искусства.
Оживление европейского медальерного искусства начинается в 50-хгодах XX века. По глубине содержания и осмыслению исторических событий, поизобразительной форме медаль становится подлинно национальным художественнымпамятником. Воспитательное и эстетическое значение медали необычайно возрастаетв последние два десятилетия XX века: медаль обращается снова к передаче иширокому охвату событий.

Глава 2. Методика выполнения проекта. Рельефный погрудный портретдля памятной доски. Рабочая модель в натуральную величину
Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его вопределенном материале. Материал своими качествами вносит те или иные оттенки вхарактеристику образа.
Но не следует забывать, что удачно выбранный материал сам по себене может быть гарантией успеха. При выборе материала для памятника важноучитывать задуманную композицию. Таким образом, материал с его характером,цветом, прочностью, весом и другими свойствами является одним изхудожественно-изобразительных средств скульптуры, помогающим раскрыть идейныйсмысл реалистического произведения.
Как правило, для воплощения своего замысла скульптор выбираеткакой-нибудь твердый материал, который хорошо противостоит разрушающему влияниювремени. Но в первоначальной стадии работы пользуются материалами пластичными,вязкими (глина, воск, пластилин), которые свободно поддаются рукам мастера.
Следуя этим законам, для данной курсовой работы была сделанапредварительная модель в натуральную величину. Она представляет из себярельефный овальной формы, в центре которого находится портрет молодой женщины впрофиль. У нее пышные волосы кудрявые волосы, украшенные цветами. Рельефокружен декоративной рамкой, а так же украшен веткой цветов, котораяперекликается с цветами в волосах.
Предварительная модель изготовляется из пластилина. Этоискусственный пластичный материал, который используется для лепки мелкихорнаментированных моделей. По сравнению с глиной главным преимуществомпластилина является то, что он не сохнет и сохраняет пластичность, необходимуюдля лепки. Сам по себе пластилин не пригоден для сохранения формы на длительноевремя.
 Лепка рельефного портрета осуществляется путем наращиванияобъема. При этом следует учитывать то, что рельефное изображение более плоское,чем круглая скульптура, и при работе с ним существуют свои сложности.
Когда модель завершена, с нее снимается гипсовая форма. Гипс — это
быстро схватывающееся и быстротвердеющее вещество. Поэтому работас ним требует определенных навыков и сноровки. Начало схватывания гипсанормального твердения должно наступать не ранее чем через 6 минут, а конец — непозднее чем через 30 минут с момента затворения водой.
Полученная гипсовая форма точно повторяет модель, только вобратной, вогнутой форме. После этого, форма дорабатывается скальпелем илишкуркой. Важно убрать так называемые замки, углубления, которые помешают формевыйти.
Конечная работа делается из гипса. В лепных работах применяютгипсы тонкого помола с нормальными сроками твердения, он должен бытьсвежеобожжённым, белым по цвету, не влажным на ощупь, без слежавшихся кусков ипримеси песка.
Гипсовая форма хорошо промазывается кремом, мыльной пастой, иливазелином. Это делается для того, чтобы форма лучше вышла. Затем по формеотливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая«отливка».
Конечным этапом в работе является тонирование рельефа. Почти всяскульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делаетсяоднотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза), илиимеет естественный цвет материала, из которого она выполнена (мрамор, дерево,гранит).
Расцветка скульптуры усиливает ее реалистическую выразительность.При этом, к проблеме раскраски скульптурного произведения надо подходить оченьосторожно, так как сложившиеся традиции одноцветной пластики воспитали вчеловеке определенное понимание прекрасного в скульптуре.

Заключение
Выполнение данного проектапозволило изучить, метод лепки рельефного портрета человека, а так же все этапысоздания рельефа из гипса (подготовка, формы, заливка, обкатка, разбор формы,устранение мелких дефектов изделия).
Также при выполнении даннойработы была изучена история медальонов и плакеток.

Список литературы
1.  Васильев В.А., Гини Э.Ч., Петриченко А.М. МИР ХУДОЖЕСТВЕННОГОЛИТЬЯ ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИИ // УРСС. Москва. 1997
2. Алексей Злыгостев, подборка материалов, разработка ПО 2001–2006
3. Кепинов Г. И., Технология скульптуры, М., 1936.
4. Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Римский скульптурныйпортрет. Очерки. – М.: Искусство, 1975.
5. Технологии \ Материалы для производства лепных работhttp://www.lendecor.ru/tech/materials_for_work/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тема любви в поэзиях Гейне
Реферат Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ постоянно проживающих
Реферат Тарнобжегская республика
Реферат Формирование новой Российской Государственности в 1990 – 2001 гг
Реферат Потребительские свойства, ассортимент виноградных вин, реализуемых ООО Кедр
Реферат Философия природы в поэзии Н Заболоцкого 30-х годов
Реферат Философские мотивы в лирике А С Пушкина
Реферат Контрольная работа по Внутрифирменным стандартам аудита
Реферат Тема любви в романе И. А. Гончарова Обломов
Реферат Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова
Реферат Тема родины в творчестве поэтов 19 века
Реферат Система качественных показателей для оценки достижения идеальности ТС
Реферат Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций
Реферат Діяльність міжнародних об'єднань стосовно нового інформаційного порядку
Реферат Колеевщина