Содержание
1.Есть ли отличия в культуре ДревнейГреции и Древнего Рима
2.Каковы этапы формирования древнейкультуры
3.В чем проявилось своеобразие советскойкультуры 20-х годов
Список литературы
1.Есть ли отличия вкультуре Древней Греции и Древнего Рима
Конечно,греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было своеисторическое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современнойЕвропы – их общее дело». Но в тоже время между этими двумя цивилизациями былоочень много существенных различий. В первую очередь это было обусловленосложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействиедвух культур.
Вся историяДревней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв.до н. э.), гомеровский (XI–IX вв. до н. э.), архаический (VIII–VI вв. до н.э.),классический (V–IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV–I вв. до н. э.)
Золота вГреции нет: его добывали уже за пределами Греции — на острове Тасос, вМакедонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее, прежде всего наЭвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова,обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветныхметаллов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровнеразвития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценныхметаллов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику — вэтом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений.Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческиехрамы, другие памятники архитектуры и скульптуры.
В районеЭгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности:древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000-1200 гг. дон. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская — в собственно Греции.Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: вформировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники сКрита, привезенные в качестве рабов победителями — ахейцами.
В эпохуархаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительнойособенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма иагонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типаобщины. шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало кжизни и новую, полисную мораль — коллективистскую в своей основе, посколькусуществование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой моралиспособствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданинасостояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воиновдоблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей» — эти словаспартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи,характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Определеннуютрансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира привсех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех грековпантеона.
Важнейшимцентром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н.э. другие большие города. Наиболее крупными из них были Александрия Египетскаяс населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте — центр управленияСирии, Эфес — центр управления провинцией азия. Крупнейшим городом Греции эпохиИмперии стал Коринф, восстановленный Юлием Цезарем. Столицу империи и другиебольшие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных иобщеимперских божеств, дворцы, «базилики», портики для прогулок, а такжеразличного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки.В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичныеказни. До настоящего времени, кроме грандиозного римского амфитеатра «Коллосея»(Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, вразличных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились остаткиамфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Отличительнойчертой городов эпохи 1—III вв. и. э. были каменные мостовые, водопроводы(«акведуки»), канализация.
В самом Римево II—V вв. н. э. работали одиннадцать водопроводов, дававших 950 000 куб.литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные рядыарок, поддерживавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горныхисточников направлялась за много километров в тот или иной город. В современномРиме продолжают подавать воду два древних водопровода.
Особеннороскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императорыприсоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менеевеликолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа,большой купольный храм «всем богам» — «Пантеон», построенный Агриппой иперестроенный затем императором Адрианом.
Постепенноскладывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял впервую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римскогонарода и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшейценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни.Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война,земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима.Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку,поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались всоответствии с ней.
Искусстводревнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческогообщества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когдаговорят об «античном искусстве». Искусство Рима считают завершениемхудожественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хотядревнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнегоРима — явление самостоятельное.
Впроизведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика иаллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян местоживописным. Римский мастер в отличие от греческого, видевшего реальность в еепластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого начасти, детальному изображению явления.
В древнемРиме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом ипортретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорнойтрактовкой объемов и форм-фреска, мозаика, станковая живопись, слабораспространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в еестроительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и ихпонимание взаимосвязи художественной формы и пространства. В римскойархитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтениеотдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой,наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открытыпространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, торимские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либоустраивались в низинах.
Тот жепринцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов всегдапредставлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему наголову край одеяния, большей частью заключены в себе, сосредоточены. Римские мастерав скульптурных портретах концентрировали внимание на личных, индивидуальныхособенностях человека.
Системаримских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива. Компактностьформ в них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо, подражаниемклассическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме, объему, пространствусовершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе прорыва границ ирамок, на эксцентрической, а не концентрической динамике художественногомышления. В этом смысле римское искусство — качественно новый этапэстетического освоения человеком реальности. Тяготение римских художников кклассическим эллинским формам, вызывающее ощущение двойственности римскихпамятников, воспринимается сейчас как проявление своего рода реакции назаявлявшие о себе новшества. Осознанная римлянами утрата цельностихудожественных форм нередко заставляла их создавать постройки громадные поразмерам, порой грандиозные, чтобы хоть этим восполнить противоречивость илиограниченность образов. Возможно, именно в связи с этим римские храмы, форумы,а нередко и скульптурные произведения значительно превосходили размерамидревнегреческие.
Важныйфактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства — огромноепространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширениетерриториальных рамок древнеримского искусства с включением в его сферу уже в Vвеке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, сособенным значением греческих — не может быть объяснено только свойствамиримского художественного потенциала. Это процесс, связанный с развитиемобщеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную — интерпретатораи хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлениисобственно своих римских принципов.
Говоря обискусстве древней Греции и Рима нельзя не упомянуть о развитии литературы,поэзии и театра.
Как и умногих других народов, у римлян собственно литературному творчеству отдельныхписателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведенияримского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключениемничтожных отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римляннеспособными к поэтическому творчеству, народом практичным и сухим.
Однако и теничтожные отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенныеуказания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувствав поэтической форме. Молитвы и обращения к богам составлялись в стихотворнойформе, что облегчало их запоминание.
Наряду споэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией понтификовпогодные записи наиболее крупных событий, летописи, заключались договоры,тексты которых записывались на латинском языке. В IV в. до н. э. некоторыеполитические деятели стали записывать свои произнесенные речи и издавать их длячтения публики.
Настановление и развитие римской литературы оказало большое влияние не тольконародное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенногреческая литература.
Первыесобственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да итрудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведенияна латинском языке, на скромном фундаменте маловыразительной народной римскойпоэзии, когда рядом существовала богатейшая греческая литература, прекрасныйэпос Гомера, разработанная эллинская мифология.
Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведенияна латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был ЛивииАндроник, грек из города Тарента. При взятии Тарента римлянами он попал плен,был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущенна свободу и занялся литературой.
Римская комедияи трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов исчитались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром былжанр так называемой сатуры. Словом сатура обозначалось блюдо, наполненноеразными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов — длинных икоротких, написанных сатурническим и другим размером.
Драма ипоэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы.Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э.,сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой, главным образом,краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняяримская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писалисьпо-гречески, хотя и них излагалась римская история.
V век до н.э. — время расцвета драматического искусства в Греции. Важнейшимидраматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах игероях, и комедия, чаще всего политическая. В отличие от современного театра вГреции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились несразу. Первоначально играли, пели и танцевали сами граждане. Для каждойпостановки готовились костюмы, маски и очень простые декорации. Финансированиеи организация театрального представления были одной из обязанностей (литургий)наиболее богатых граждан (так называемая хорегия): театр был государственныминститутом. Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизньюполиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самыеживотрепещущие вопросы.
Высокийуровень римской драматургии обеспечивал интерес римской публики к театральнымпредставлениям, появлялись хорошие пьесы Плавта, Теренция, Пакувия и Акция, нонесмотря на это, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания.Обычно временное театральное сооружение возводилось на площади и былодеревянным.Только в 55 г. до н.э. Помпей построил постоянное каменное зданиетеатра. В отличии от греческого театра, римский театр не имел орхестры, онабыла отведена под кресла сенаторов (позднейший портер), сцена была ниже, но ширегреческой и соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителейвозвышались над орхестрой полукругом – амфитеатром. Римский театр был оснащенразличными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми дляподъема и опускания тяжестей, смены декорации.
Конецримского искусства формально и условно может быть определен падением Империи.Вопрос же о времени возникновения римского искусства — весьма спорный.Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э.высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, чтотолько начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведьдолгое время, c VIII до VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением средимножества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однакодаже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства,сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовыеизваяния, как Капитолийская волчица.
Периодизацияримского искусства — одна из самых сложных проблем его истории. В отличие отпринятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства,обозначающей годы становления архаикой, время расцвета — классикой и кризисныевека — эллинизмом, историки древнеримского искусства, как правило, связывалиего развитие лишь со сменами императорских династий.
Если наметитьосновные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представитьтак. Древнейшая (VII-V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н.э.-I в.дон.э.) — период становления римского искусства. В VIII-V вв. до н.э. римскоеискусство еще не могло соперничать не только с развитым художественнымтворчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливозаявлявшей о себе художественной деятельностью италиков.
Расцветримского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапастилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый период — годы правления Юлиев-Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна, поздний период — время позднего Адриана и последних Антонионов.
Величайшим достижениемгреческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма.Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способфиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужныбыли годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения,позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Грецииграмотными.
Римляне быличастью латинского племени, населявшего область Лациум, и говорили на латинскомязыке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской семье языков и былродственен греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. Извсех языков только греческий язык оказал упорное сопротивление латинскому языкуи в конце Республики был равноправным с латинским и довольно употребительным вомногих итальянских и сицилийских городах. Особенно большое влияние на развитиелатинского языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусскийязык.
Попредположениям некоторых ученых римляне заимствовали алфавит от греков из г.Кумы в Кампании. Однако существует мнение, что римляне приняли этрусскийалфавит, который, в свою очередь, был составлен на основегреческого.Заимствовав алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили егок звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, неупотребляли ряд букв необходимых для изображения звуков, существующих вгреческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском. После долгихпреобразований латинский алфавит насчитывал 21 букву, к которым присоединили вконце республиканского периода еще две буквы (у, z) для передачи звуков всловах, заимствованных у греков.
Важнейшейчертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э. выделение изнатурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный впервую очередь с деятельностью Гиппократа. Для Гиппократовой медициныхарактерен строгий рационализм. По мнению Гиппократа, все болезни вызываютсяестественными причинами. Он требовал от врача индивидуального подхода кбольному, учета особенностей как самого пациента, так и естественной средыобитания его.
Математикаразвилась, прежде всего, под влиянием пифагорейских ученых. В V в. до н. э. онапревращается в самостоятельную научную дисциплину, перестает быть прерогативой.Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии,стереометрии. К V в. до н. э. относятся также значительные успехи в астрономии.
Характернойчертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а кприкладным наукам. Так, например, высокого уровня развития достигла в Римеагрономия. Римский архитектор Витрувий написал специальный трактат «Обархитектуре» в 10 книгах. Этот трактат свидетельствует о высоком уровне римскойархитектурной мысли.
Бурныесобытия последнего столетия Республики, ожесточенная политическая борьба,которая велась в народном собрании и сенате, способствовали развитиюораторского искусства и риторики. Несмотря па сильную зависимость от греческихобразцов, римская риторика смогла преодолеть их и сказать здесь новое слово.Большое развитие получила наука о праве; правоведение, или юриспруденция.Первые исследования появились еще во II в. до н. э., а в 1 в. до н. э.существовала уже солидная юридическая литература.
В 1 в. дон.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования пограмматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка.
Такимобразом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизацииочень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можнорассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Развиваясь под влияниемранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитиемировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедеврыживописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры.Они имеют значение не только как произведения искусства, но исоциально-нравственное значение.
Скорее всего,греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того,что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бынаследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавлялак ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому рассматривая римскуюкультуру можно часто говорить, что описанные её особенности присущи и греческойкультуре.
2.Каковы этапы формирования древней культуры
Обращаясь к изучениюмировой культуры, необходимо, прежде всего, задаться вопросом: когда, на какомэтапе человеческой истории она появляется. Культура — специфика человеческойдеятельности, т.е. то, что характеризует человека как вид. Поиски культуры дочеловека, а человека вне культуры не имеют смысла. Первым историческим типомкультуры можно, по всей видимости, считать первобытную культуру. Она приходитна смену докультурной, дочеловеческой организации живых существ.
Для того, что быпровести анализ роли языка в формировании культуры, нам необходимо подробнееизучить некоторые исторические аспекты. Мы не станем углубляться и рассматриватьисторию становления хорошо известным нам древних цивилизаций, а остановимсялишь на самом раннем этапе, когда сама человеческая цивилизация была еще всамом начале своего пути.
Наиболее древниесвидетельства существования человеческой культуры найдены в Восточной Африке,их возраст – 3-3,5 млн. лет. Это примитивные орудия, изготовленные из кремня. Споявлением человека и первых созданных им предметов — артефактов, начинается,как мы знаем, самый длительный период истории — каменный век. Он, в свою очередь,делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) инеолит (новый каменный век).
В эпоху палеолитачеловек овладел огнем, научился изготовлять десятки типов каменных, костяных идеревянных орудий, строить искусственные жилища, стал прикрывать тело шкурамиживотных — появилась примитивная одежда.
В конце периода, около40 тыс. лет назад, появились вкладыши из кремневых пластинок, украшения изкости и рога. Были изобретены копьеметательный снаряд, рыболовный крючок,гарпун, игла, нож и жировой светильник с фитилем. Люди научились сооружатьдовольно сложные жилища — обтягивать шкурами деревянный каркас, в качествестроительного материала использовали также кости крупных животных, например,мамонтов. Шили меховую одежду.
Мезолит характеренглавным образом для Северной и Средней Европы (10-6-е тыс. до н.э.). В этотпериод человек начал шлифовать и сверлить камни, изготавливать топоры срукояткой, однополозные сани, лодку и весло, лук и стрелы. Для наконечниковстрел стал использовать миниатюрные каменные пластины. Изобретение лодки, атакже сетей резко повысило роль рыболовства.
На Ближнем Востокеоколо 9000 г. до н.э. начинается переход к производящему хозяйству — земледелиюи животноводству («неолитическая революция»). На европейскомконтиненте первые следы производящей экономики относятся к рубежу 7-6-го тыс.до н.э. (на юге Балканского полуострова). В Европе в целом неолит датируется5-3-м тыс. до н.э. Этой эпохе принадлежит целый ряд культурных инноваций, средикоторых посуда из обожженной глины (керамика), прядение и ткачество (с помощьюпростейшего ткацкого станка) из шерсти, конопли, крапивы, льна. Одежда из шкурстала отходить в прошлое. Появились кремнедобывающие шахты, что свидетельствуето начале горного дела. Значительные изменения произошли в строительстве. Стенаи дом, изобретенные еще в период мезолита на Ближнем Востоке, появились и вдругих районах мира. Строительными материалами служили кирпич-сырец, глина дляобмазки, дерево (жерди и целые стволы); появились землянки.
Одним из величайшихкультурных достижений человечества явилась металлургия, зародившаяся на БлижнемВостоке около 6000 лет до н.э. Человек начал производить мелкие изделия (орудиятруда, оружие, украшения) из самородной меди и других металлов, обработанныхметодом холодной ковки. Наступал меднокаменный век — особая промежуточнаяэпоха, связанная с формированием предпосылок цивилизации. Эта стадия отмеченаизобретением колеса, паруса, гончарного круга, лошадиной сбруи. В СевернойЕвропе медь появилась только около 3000-го года до н.э. Однако вездепреобладали еще неметаллические орудия.
Железные орудияполучили широкое распространение в начале 1-го тыс. до н.э. И только в 1-м тыс.н.э. на базе развитой черной металлургии в Центральной и Северной Европесложились государства и цивилизации. Если судить по роли железа и стали вмировой экономике, железный век в известном смысле продолжается до сих пор.
Социальная и семейнаяорганизация людей (неандертальцев), совпадали — племя составлял один род снеупорядоченными половыми отношениями (промискуитет). Такая форма общества былапрогрессивной по сравнению с иерархической праобщиной, напоминающей стадо:равенство всех мужчин и женщин в половых отношениях вело к устранениюконфликтов, к сплочению общества. Однако при небольших размерах первичных родови отсутствии контактов между ними в течение больших промежутков времени всечлены их становились близкими родственниками. Кровосмешение вело кбиологическому вырождению и исчезновению вида. Другим недостатком промискуитетабыла культурная замкнутость племени: рядом в течение тысяч лет сосуществовалистоянки людей, принадлежащих к различным археологическим культурам.
На этом уровне развитияу человека и общества уже проявилось культовое сознание. Самая древняя егоформа — фетишизм, поклонение предметам труда, растениям, животным, камням,огню, которые играли важную роль в первобытной жизнедеятельности. Становлениепервичного племени-рода, осознание своего единства через кровное родство послужилопревращению фетишей в тотемы, которые первобытные люди воспринимали как своихпервопредков, прародителей.
Древний человек былуверен в успехе лишь того дела, за которое приносил самый ценный дар — человеческую жизнь. Например, без человеческой жертвы нельзя было построитьдом.
Современный человекпоявился в результате перехода от коммунальной праобщины к дуальнойорганизации: племени из двух родов, в котором мужчины одного племени берут вжены женщин из другого. Это изменение было связано с запретом на половыеотношения внутри праобщины в период охоты, полевых работ и т.п. для повышенияработоспособности. Число запретов со временем возрастало, но они не касалисьпредставителей других общин. Отношения между членами соседних общинэволюционировали: от похищения женщин (невест) и встреч в священных рощах, гдепарам не угрожало преследование, до «узаконенных» отношений междуженщинами и мужчинами разных племен. Дуальной организации племени соответствуетвозникновение парной семьи — крайне неустойчивой, не локализованной (безпостоянного жилища).
Дальнейшее развитиеземледелия привело общество к неолитической революции. В 6-3-м тыс. до н.э.присваивающее хозяйство сменилось производящим, наметилось первое разделениетруда на земледелие и скотоводство. Повышение значимости труда мужчины ипереход к патриархальному роду отразились на содержании обрядов. Так, появилсяобряд, напоминающий свадьбу. В ходе ритуала высмеивались неженатые мужчины,символически хоронили женское божество.
Вырождение мифов каждойпредыдущей ступени социального развития привело к появлению различныхлитературных жанров (фольклора), в частности, сказок, в которых содержится нетолько моральная оценка отдельного тотема, но и всего прошлого состоянияобщества как аморального (с позиций человека более поздней культуры).
Первобытная культураимеет синкретический характер, т. е. функции отдельных форм общественногосознания не специализированы, да и сами функции выделяются весьма условно.Искусное выполнение наскальной живописи указывает на их эстетическоепредназначение, но несомненна и их культовая, магическая роль. Рисункиживотных, растений, змей — это тотемные изображения. Раненые животные,пораженные нарисованными и реальными копьями (о чем говорят царапины на них — следы попаданий) рисовались с явной целью обеспечить удачную охоту и т. п.
Человек учился измерятьпространство и время, что создало предпосылки к возникновению научного знания.Измерение времени (позднее) было неразрывно связано с конкретными трудовымипроцессами и важными для их выполнения явлениями природы.
Мы с Вами можемубедиться, что не так как-то просто найти точку отсчета начала культурногоразвития человечества, но, судя по всему, именно на этом этапе можно говорить отом, что происходит становление культуры, не в том понимании, может быть, какоесуществует сейчас, совсем неосмысленное, и вовсе не для личностного развития, адля выживания, но это и есть становление и формирование культуры.
3.Вчем проявилось своеобразие советской культуры 20-х годов
С появлением первого вмире государства рабочих и крестьян перед художниками открылись неведомыепрежде горизонты. Советское государство рассматривает явления окружающей жизнис позиции марксистко-лениниского мировоззрения, коммунистической партийности. Глубокоанализируя и изображая события прошлого и настоящего, оно рисует перспективуреволюционного развития. Успешное развитие искусства после Октября было бынеосуществимо без руководящей и направляющей деятельности Коммунистическойпартии. Естественно, что не в один миг осознали художники всю грандиозностьзадач, вставших перед искусством после революции. Большинство мастеровискусства сразу активно включились в художественную жизнь страны, безоговорочноотдали свое творчество служению Родине.
Закономерно, что впервые годы Советской власти на первый план вышло Монументальное искусство,которое самым непосредственным образом откликалось на зов времени.
«1920 — Гражданская война, грязь окопов, обозы с умершими от тифа не смогли убить внароде любовь к искусству. На завьюженных площадях ветер порушил первые панно,ставились монументы рабочих, ученым, идеям труда и свободы. Голод. Люди встрашном напряжении бьются за свои права и за свою жизнь».
В период 20-х властьприбирает к рукам всю культурную сферу. Острая необходимость в изображенияхспособных наглядно разъяснить народу политику Советской власти.
Ленинский планмонументальной пропаганды поставил перед художниками большие задачи — онидолжны были создать образы замечательных людей прошлого: революционеров,философов, писателей, художников, композиторов, артистов. В.И. Ленин указывал,что эти памятники следует ставить вместо старых памятников царей, реакционерам.
Среди художников можноотметить видных представителей Ассоциации Художников революции (АХР) И.Бродского, К. Юона, В. Машкова и других, «Общества художниковстанковистов»: А. Денейка, Ю. Пименова и других. В 20-е-30-е творят такжеМ. Греков, П. Кончаловский.
Знакомство с советскимискусством 20--30-х дает возможность увидеть, с каким воодушевлением стремилисьхудожники отразить новое в советской действительности, и среди них мастерастаршего поколения, начавшие свой творческий путь задолго до революции. Примероммогут служить произведения Б.М. Кустодиева (1878-1927). Его всегда привлекалажизнь толпы, улицы, праздники, ярмарки, базары провинциальных городов истолицы. Он рисует красочные сцены крестьянского и провинциальногомещанско-купеческого быта (серия «Ярмарки»). Мастер портрета(«Шаляпин», 1922), театральный художник.
В 20-е годы широкоераспространение получает принцип решения историко-революционной темы — принципдостоверного отражения событий истории. Наиболее отчетливо он проявляется втворчестве Бродского Исаака Израилевича (1883/84-1939), живописца и графика,заслуженного деятеля искусств России. Он был художником, остро чувствовавшегосвою гражданскую ответственность перед народом. Среди живописцев, определившиххарактер историко-революционной картины 20х — 30х годов, нельзя не назватьИогансона Бориса Владимировича (1893-1973), живописца, народный художник СССР(1943). В кон. 1920-х гг. создал ясные по композиции и яркие по цвету жанровыепроизв., отражающие черты новой действительности в России («Рабфакидет», 1928); с 30-х гг. обратился к историко-революционной тематике («Допроскоммунистов», 1933; «На старом уральском заводе», 1937). В 1950совместно с «бригадой» других живописцев написал огромное полотно«Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола».
Наряду с большими ималыми опытами за границей в тридцатых годах в Советском Союзе искусствомозаики стало уверенно решать монументальные задачи. Этому помогло началостроительства метро. Новая архитектурная форма, размах строительства,декоратизм советской архитектуры легли в основу сюжетов и форм мозаик.
Но борьба выдвинулатакже массовые агитационные формы искусства. Чтобы мобилизовать трудящихся навыполнение актуальных вопросов советского строительства и обороны родины партиянашла и развила такую форму наглядной изобразительной агитации, которая быламассовой, т.е. имела максимальное воздействие на широкие круги учащихся. Такойформой в годы гражданской войны и стал боевой политический плакат. Классикамиискусства плаката по праву считаются Д.С. Моор (1883-1946) и В.Н. Дени(1893-1946). Деятельность Моора как плакатиста развернулась особенноплодотворно в 1919 году, когда он был привлечен к работе в издательстве ПУРа.Здесь окончательно сложилось его мастерство политического плакатиста. В этотпериод он создал свои лучшие произведения. Плакат Моора «Ты записалсядобровольцем? (1920 ГТГ) и сейчас покоряет выразительностью образакрасноармейца, призывающего вступить на защиту социалистического общества. Навас в упор смотрит и указывает энергичной рукой красноармеец, он призывает всехчестных людей выполнить свой долг перед революцией, до конца бороться против ееврагов. Блестящее мастерство художника особенно проявилось в плакате»Помоги!", выпущенного в 1922 году, когда страну, еще не оправившуюсяот гражданской войны, постигли засуха и голод в Поволжье. В плакатах Моора неисчерпаема,беспредельна ненависть к врагам, исключительная насыщенность форм, громаднаяэмоциональная сила. Враги в изображении Моора — это кровожадные уроды, которыхнеобходимо беспощадно истреблять. Этим чувством определяются качество исвойства плакатов Моора. Они отличаются лаконизмом, экспрессивностью играфической четкостью.
Плакат заменял живогооратора на собрании, митинге, разговаривал с людьми — со всеми и с каждым вотдельности всюду: на площадях, на заводах и казармах, на стенах и заборах, навагонах и витринах, в красных уголках и на вокзалах.
Помимо печатныхплакатов в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки иразмножающиеся с помощью трафарета. Это «Окна сатиры РОСТА».«Окна сатиры» дополняли газеты, откликаясь на события поэтическим,красочным, острым языком. В. Маяковский, являвшийся душой «Оконсатиры», писал: «Это телеграфные вести, моментально переданные вплакат; это декреты, сейчас же распубликованные частушкой. Это — новая форма,введенная непосредственно жизнью. Это те плакаты, которые перед боем смотреликрасноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевомчастушек» («Искусство» ст. П. Лебедева «Плакат в периодиностранной интервенции). „Окна сатиры“ выходили в свет около трехлет. Появились они в самое опасное для Советской страны время — осенью 1919года. В 1920 году в различных городах страны — в Петрограде, Баку, Саратове,Харькове, Ростове-на-Дону — стали появляться свои „Окна“. Этоуказывало на то, что успех „Окон РОСТА“ был исключительным.»Окна сатиры" отзывались на самые разнообразные и животрепещущиетемы. Хотя под «Окнами» подписи обычно не ставились, но можносказать, что характер целиком определялся кипучим талантом Маяковского.«Окна сатиры РОСТА» немедленно отвечали на самые злободневныевопросы. В этом было их исключительно большое значение.
Родились и невиданныеранее формы массовой агитации — «агитпоезда». Яркие рисунки икарикатуры, украшающие вагоны, вселяли уверенность в победу над врагомвнутренним и внешним.
Советский плакатвозбуждал волю к борьбе, ненависть к врагам, уверенность в победе. Советскийплакат правдив, мысль его ясна и жизненна. Он лаконичен и красочен, егохудожественные средства сильны и убедительны.
Рождение советскогобатального искусства не имеет точной даты. Гремели пушки Гражданской войны, номузы не молчали. Слагались новые песни, легендой становились подвиги живых,вставших на защиту своей земли, государства. Советское батальное искусствонабирало силы, быстро, могуче, радостно.
А чем же отличаетсятворчество советских баталистов от искусства прошлых лет? Ведь изображениявоеначальников, военных походов, сражений известны давным-давно. Можно дажепредположить, что это самый древний жанр искусства, если учесть, что фигуркивоинов, защищавших свои очаги или нападающих на соседние племена, встречаются внаскальных рисунках и ритуальных изображениях. Даже иконопись не обошла своимвниманием военные сражения. Русское батальное искусство появилось в началеXVIII века. Одно из первых полотен «Куликовская битва» (1720-е годы)приписывается И. Никитину. Основанная в 1757 году Академия художеств сразу жепризнала «исторический жанр» самым главным. В него вошла и батальнаяживопись.
Художники-баталистыглубоко осознавали свою великую гражданственность. «Дать обществу картинынастоящей, неподдельной нельзя, глядя на сражения бинокль из прекрасногодалека. Нужно самому… участвовать в атаках, штурмах, победах», -говорилеще Верещагин. («На страже мирного труда» (1978) вступительная статьяЮ.И. Нехорошева) Личное участие в боевых операциях — этот принцип сталобязательным для многих советских мастеров. Именно поэтому и обратился Б.М.Греков (1882-1934) к командованию с просьбой содействовать ему в сборе иизучении материалов о гражданской войне.
Картины Грекова — первого советского баталиста- расширили понимание этого жанра. В полотнахГрекова ясно ощутимы и тревожная боевая лирика («Ночная раздевалка) игоречь разочарования (»Пленные декинийцы"); всесторонне раскрытсуровый фронтовой быт («Отряд Буденного в 1918 году); выявлена жестокаягоречь кровопролитных сеч (»Битва за Ростов..."); многотрудностькаждодневного солдатского подвига («Чертов мост»); увековеченарадость победителей («знаменосец и трубач»). Решительно отошел Грековот традиционного построения батальных композиций, в которых вокругисторического деятеля группировались безликие шеренги солдат, автоматическиповинующихся воле полководца. Изображая рабочих и крестьян, сознательно, сбеззаветным мужеством и храбростью отстаивающих завоевания молодой республикиСоветов, художник индивидуализировал отвлеченное понятие «солдат»,показав самые разные характеры людей, воодушевленных великими идеями.
Развитие батальногоискусства идет по линии углубленного раскрытия психологии современника. Здесьхудожники руководствуются опытом передвижников, их мастерством сюжетостроения,умением поставить персонажи картин в сложнейшие драматические положения,показать противоборство разных социальных сил. Усвоение этих уроков очевидно вкартине П.П. Соколова-Скаля «Братья».
Искусствудано чудесное свойство — воскрешать прошлое, воссоздавать будущее. Картины даютновый смысл нашему существованию, обогащая наш культурный мир. Изобразительноеискусство — не только область видения. Видимое нас ведет в область размышлений.У человека заложено нечто, что заставляет его уважать в искусстве всечеловеческое. Окруженный отображениями своего существа, он выглядитвеличественней и благородней. Фанатизм пуритан и магометан, с которыми онипреследовали изображения, именно и обнаруживает их глубокое почитание силы искусства.
Списоклитературы
1. История древнегоРима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа, 1971.
2. Древниецивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989.
3. Куманецкий К.История культуры древней Греции и Рима М., Высшая школа, 1990.
4. Лурье С.А ИсторияГреции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993.
5. ГрожанД.В. «История мировой культуры для студентов ВУЗов», Ростов н/Д: «Феникс», 2005 г.
6. МалюгаЮ.Я. «Культурология», М.: ИНФРА-М 2004 г.
7. ИсторияРоссии с древнейших времен Л.Е. Герин Изд-во «Учитель» Волгоград. 1996 г.