Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство Византии времени иконоборчества 726-843

Российскийгосударственныйуниверситетимени И. Канта

Реферат
ИскусствоВизантии временииконоборчества(726–843)

Выполнил:
СтудентI курса
Историческогофакультета
Специальностиистория

Калининград2009г

Искусствовремени иконоборчества(726—843)

С моментасвоего возникновения, с IV века, иконы получилиширокое распространениена территориивсей Византийскойимперии. Ноусиливающийсяс годами культиконопочитаниясопровождалсяв Византиигрубым фетишизмоми примитивнымисуевериями, особенно сильнымиу простогонарода. Миссияикон как защитницармии и отдельныхгородов шлаот античной, языческойпрактики, прикоторой каждыйгород имелсвоего бога-покровителя.Значение иконувеличивалосьи благодаряраспространениюкульта реликвий.
Особуюроль в первыевека послепризнанияхристианствасыграли такназываемые«нерукотворные»иконы, возникшие, согласно легендам, чудесным образом.Некоторые изних считались«не сотвореннымирукой человека».Большое значениеприобрели вВизантии и«чудотворные»иконы, чья сила, как полагали, передаваласьчеловеку, прикоснувшемусяк ним. Такиеиконы, вокругкоторых возникалимногочисленныелегенды, находилисьв монастырях.Сюда на поклонениеприходилипаломники. Засчет их пожертвованийв основном исуществовалимонастыри, заинтересованныев иконах. Всеэто настораживалосветскую власть, опасавшуюсябезграничногоусиления монастырейи церкви вообще.
Надопризнать, чтооппозицияиконам всегдабыла довольносильна, дажесреди деятелейцеркви, которыеутверждали, что божественностьлежит вне сферыпониманиячеловека.Сопротивлениераспространениюикон и усилениюих влиянияосновывалосьна теологическихаргументахо невозможностивоспроизвестибожественнуюсущность Христав материальнойформе. Противикон были направленыи многие положенияВетхого завета, которые с особымпристрастиемиспользовалисьтеперь иконоборцами.Иконоборческоедвижение особеннозахватиловосточныепровинцииимперии, гдеземельнаяаристократия, тесно связаннаяс военной знатью, наиболее остросталкиваласьс возрастающеймощью монастырей.
Императорскаявласть поддерживалаиконоборчестводля укреплениясвоих политическихи экономическихпозиций. Борьбапротив почитанияикон, направленнаяна ослаблениецеркви, давалавозможностьимператорамприсваиватьцерковныесокровища.Императорскаявласть испытываланехватку драгоценныхметаллов.Иконоборчествомогло способствоватьусилению ролиимператораи повышениюего власти надцерковью. Императорысчитали, чтопочитание иконотвлекало отпоклоненияправителю. Иммешал авторитетмонастырей.
Черезто или иноеотношение ккульту иконвыражали своиполитические, социальныеи культурныевзгляды различныепрослойкивизантийскогообщества. Вопросыо формах обрядности, определяемыесуществованиемлибо отсутствиемикон, интересовалисамые широкиеслои народа, и спор о почитанииикон сделалсямассовым.
Иконоборчестворешил использоватьЛев III Исавр, ведя борьбуза централизациюгосударственногоаппарата. Императораподдерживалапровинциальнаязнать, для которойбыло выгодноукреплениецентральнойвласти.
Положениестраны к началуиконоборческогопериода былодовольно сложным.В результатевойн с арабамии славянамимногие культурныецентры былинавсегда потеряныдля империи.На территорииВизантии расселялисьварварскиеплемена. Арабскиевторженияпривели к тому, что пересталисуществоватьвысшие школыв Антиохии, Бейруте и другихвосточныхгородах. Отныневысшее образованиесосредоточивалосьтолько в Константинополе.Однако обучениеносило в основномбогословскийхарактер. Рольбогословияособенно повысилась.
Несмотряна все эти внешниетрудности ина усиленнуюборьбу императорас монастырями, период иконоборчествадалеко не былвременем упадка.В литературеэтих лет появилисьтакие новыежанры, какисторическаяхроника иагиографическоесочинение.Правда, усилениевласти императораопределилооткровеннодидактическийих характер.
Искусствопродолжалоспособствоватьукреплениюзначения императоров.Та роль, которая, начиная современи Константина, придаваласьтесной связимежду государственнойвластью ихристианством, нашла отражениев портретахимператоров, тождественныхпо своей сущностииконам. ТиберийII (578—582) сталпервым императором, который намонетах приказализобразитьсебя сидящимна троне, подобнотому как до сихпор представлялитолько Христа.Он же поместилобраз Христав зале дворцанад императорскимтроном. Впервыепри Юстине II(685—695) лик Христапоявился намонетах, имевшихна оборотепортрет императора.
ПриЛьве III положениестало меняться.В 726 году группалюдей, связанныхсо двором, уничтожилаособенно чтимоеизображениеХриста надХалкскимивратами — основнымвходом во дворец.Его замениликрестом и надписью, укреплявшейзначение императоракак противникаикон. Этот годпринято считатьначалом иконоборческогопериода. В 730 годуЛев III издалэдикт, запрещавшийиконы. Но толькопри его преемникеКонстантинеV (741—775) иконоборческоедвижение достиглоширокого развития.Императорпотребовалот армии клятвы, что она не будетпоклонятьсяиконам.
Началосьгонение намонастыри.Многие монахивынуждены былидаже покинутьимперию, найдясебе прибежищев Риме.
Накороткое времяиконопочитаниебыло восстановленопри императрицеИрине в 787 году, но снова запрещенона Вселенскомсоборе 815 годавплоть доокончательногоего разрешенияв 843 году приФеодоре.
Намнеясно сейчас, как далекозашло исполнениеэдикта о запрещенииикон на территориивсей империи.Во всяком случае, в самом Константинополепод зоркимнаблюдениемимператоровИсаврийскойдинастии истреблениеикон былосистематическим.В 768 году патриархНикита приказалуничтожитьво всех церквахстолицы изображениясвятых, выполненныев мозаике настенах или надосках восковымикрасками. Наих месте появлялисьорнаменты, цветы, растения, птицы, так чтохрамы, как писалисовременникиэтих событий,«превратилисьв сады и птичники».
Характеризобразительногоискусствавремени иконоборчества, о котором намизвестно поотдельнымразрозненнымпамятникам, определилсяизменениемтематики. Художники, привыкшиеизображатьфигурные композиции, принципы которыхскладывалисьв течение многихпредшествующихстолетий, теперьдолжны былипосвятить себябессюжетнымдекоративнымтемам.
Самымзнаменитымживописцемиконоборческогопериода былнекий монахЛазарь, жившийв начале IXвека. Он продолжалписать иконы, несмотря напреследованияи длительноетюремное заключение, осуществленноепо приказуимператораФеофила. Какнам известно, он написаликону с изображениемИоанна Крестителя, которая позже, в X веке, была объявленачудотворной.Его руке обычноприписываютреставрированноеуже послевосстановленияиконопочитанияизображениеХриста надХалкскимиворотами. Емуже АнтонийНовгородский, посетившийв 1200 году Константинополь, приписал (хотяэтому и нетдругих доказательств)мозаику апсидысобора св. Софиис изображениемБогоматери, созданную послепораженияиконоборчества.
Вместес тем триумфимператора, как и ранее, продолжалоставатьсяпостояннойтемой художников.Дело дошло дотого, что поприказу КонстантинаV изображениеВселенскогособора на стенеодного из храмовстолицы былозаменено портретомлюбимогоимператорскоговозничего. Вапсидах храмовв это времяобычно помещалиизображениекреста. Верав силу крестаукрепиласьв христианскоммире со временимператораКонстантина, которому, согласнолегенде, явилсяперед битвойс его соправителемМаксенциемангел, державшийв руках крест.Но только виконоборческийпериод изображениекреста приобрелоособое значениесимвола, способногозаменить собойобраз Христа.Такой мозаичныйкрест сохранилсяи ныне в церквисв. Ирины вКонстантинополе.
В южномнефе церквисв. Ирины вКонстантинополенедавно былиобнаруженывыполненныев технике фрескиорнаменты VIIIвека, основнымэлементомкоторых былкрест. Декоративнаямозаичнаякомпозиция, состоящая изокруженныхквадратнымирамами равноконечныхкрестов, сохраниласьи на одном изсводов в храмесв. Софии вСалониках. Подней помещенымедальоны смонограммамиимператораКонстантинаи его материЕлены. Произведениямонументальнойживописииконоборческоговремени в большинствесвоем не дошлидо нас, так какс восстановлениемиконопочитаниябыли замененыфигурами Христа, Богоматери, святых.
О стилемонументальнойживописи временииконоборцевможно судитьпо мозаикаммечети Омейядовв Дамаске ихрама Скалыв Иерусалиме.Оба эти живописныеансамбля, выполненныемастерамисирийскойшколы, состоятиз орнаментальныхкомпозиций.В них отсутствуетфигура человека.Декоративныеформы мозаикявно заимствованыиз исламскогоискусства. Сдругой стороны, в изображениисадов ощущаетсявоздействиебуколическихмотивов эллинистическойживописи. Именнотакие памятники, как мозаикив Дамаске иИерусалиме, брали за образецвизантийскиеиконоборческиехудожники, оформляя живописьюхрамы империи.
Однакоживописцы, работавшиевдали от столицы, не всегда подчинялисьтребованиямиконоборцев.Об этом можносудить по фрескамКаппадокии.Здесь, в МалойАзии, далекоот большихдорог, до нашихдней сохранилисьмногочисленныепещерные церкви.Самое раннееупоминаниео них относитсяк IV веку. Втечение столетийих вырывалив мягкой породегор, следуяодним и тем жепринципам. Ониочень простыпо своей архитектуре.В связи с тем, что их внутреннеепространствопредставляетвыемки в скале, они не имеютвнешнего объема.В то же времяво внутреннейструктуре этиххрамов сделанапопытка приблизитьих к церквам, выложеннымиз камня, хотяих план в общихсвоих чертахнерегулярен.На востокеинтерьер каждойиз пещерныхцерквей обычнозавершаетсятремя апсидами.
Ковремени иконоборчестваотноситсяцерковь св.Василия околоСинассос. Онасостоит из двухнефов, разделенныхаркадой. Каждыйиз них завершаетсяапсидой, котораяотделена отосновной частихрама скалой, срезанной доуровня парапета.В севернойстене — триглухие аркады.Южный неф расписан.Сохранилисьостатки фигурсвятых. На плоскомпотолке изображенудлиненныйкрест, окруженныйгеометрическиморнаментом.
К позднемуиконоборческомувремени средикаппадокийскихросписей принадлежатфрески часовнисв. Стефанаоколо Кемил.
На южнойстене здесьпредставленасцена «Евхаристии», а на плоскомпотолке, каки в часовне св.Василия,— крест.Жесткая линейность, плоскостность, яркий колорит, приземистыепропорциибольшеголовыхфигур быливоспринятыот авторовкаппадокийскихфресок константинопольскимихудожниками, когда им послепораженияиконоборчествавнезапно пришлосьсоздаватьфигурные композиции,
В течениевсего периодагонений наиконопочитателейборьбу завосстановлениекульта иконвозглавлялСтудийскиймонастырь вКонстантинополе.Расцвет егодеятельностипришелся нагоды игуменствав нем ФеодораСтудита (759— 826).При Феодоремонастырь сталкрупным культурными художественнымцентром.
В тегоды здесьсуществовалбольшой скрипторий, в которомпереписываликниги монахи, обладавшиекрасивым почерком.Среди выдающихсякаллиграфовСтудийскогомонастыря были верный ученикФеодора НиколайИсповедник.Он сопровождалсвоего учителяв изгнание вМетопу, а затемпровел с нимтяжелые годыв монастыряхв Вопите и Смирне.Он переписывалписьма Феодорав целях ихсохранения.Очевидно, закопированиеписем, посланныхФеодором изСмирны и обличавшихцаря-иконоборца, у Николая вСмирне искалечилипытками руки.
Ещёв бытность своюв Константинополеон переписалЕвангелие, которое хранитсятеперь в ГосударственнойПубличнойбиблиотекев Ленинграде.На одном из еголистов НиколайИсповедникпоставил своеимя и дату окончаниярукописи — 5мая 835 года. НиколайИсповедник, покрывая листыЕвангелиястроками, нехотел его оставитьаскетическистрогим. Онрисовал перомзаставки иконцовки. Легкаяпрозрачностьих орнаментасоответствуетмелкому элегантномупочерку, которымисполнена этарукопись.
В Студийскоймастерскойбыл выработанновый почерк— минускул.Евангелие —первая известнаянам сейчасрукопись, написаннаяэтим почерком.Буквы связанымежду собой, а не стоят раздельно, как имело местодо сих пор приунциальномписьме. Такойпочерк позволялписцу быстреечертить литеры.Кроме того, текст, написанныйсвязным письмом, занимал гораздоменьше места, чем написанныйраздельным.Это было крайневажно при тойдороговизнепергамена, которая существовалав средневековье.
Вместес писцами вскрипторийработали ихудожники.Очевидно, каквсе монахимонастыря, ониподчинялисьстрогим правилам, установленнымФеодором. Созданиюикон и миниатюрэтот знаменитыйигумен придавалбольшое значениев тот период, когда особеннострастносопротивлялсяиконоборцам.О том, что вмонастыренаходилосьмного икон, можно судитьпо тому свидетельству, что в одно извербных воскресенийФеодор организовалпроцессию. Вовремя нее каждыйиз участников, монахов Студиоса— а их было околотрехсот,— держалв руках иконукак символборьбы заиконопочитание.Мы знаем также, что Феодорпослал кесарюВарде иконуБогоматери.Над могилойФеодора былопомещено егоизображение.
Возможно, хотя доказательстваэтого и отсутствуют, в Студийскоммонастыре былаисполнена впервой половинеIX века Псалтирь, которая пофамилии своегобывшего владельцаназываетсяХлудовской.(Ныне она хранитсяв отделе рукописейГосударственногоИсторическогомузея в Москве.)Рядом с текстомпсалмов наполях этойрукописи помещеныразнообразныепо своим темамизображения.Все это подкрашенныерисунки, свободноразбросанныена желтоватомпергамене. Ихболее двухсот.Они не ограниченырамой. Для тогочтобы сделатьясным зрителюих сюжет, художникчасть из нихсоединяетлиниями с темистроками, ккоторым ониотносятся.
Пропорциифигур не отличаютсяклассическойкрасотой, движениявыразительны, лица экспрессивны.Иногда художникпомещает персонажейв три четвертиили в профильк зрителю, чтоговорит о развитииповествовательногоначала.
Средисцен Новогозавета, которые, по мнениюсредневековыхтеологов, былипредсказаныв псалмах, встречаются, что для насособенно важно, эпизоды, связанныес современнойхудожникудействительностью.Во многих сценахон изображаетиконоборцев, причем показываетих как отрицательныхперсонажей.У них длинные, доходящие допояса языки, что демонстрируетбессмысленностьтех многочисленныхречей противикон, которыеони произносят.В сцене, гдеиконоборцыхулят образИисуса Христа, они представленыс растрепаннымиволосами иожесточеннымвыражениемлиц.
Изображениеиконоборцевкак явно отрицательныхперсонажейуказывает нато, что рукописьмогла бытьсоздана в Студийскоммонастыре.Вместе с темна ее листахотсутствуетизображениеигумена Феодора, хотя на листе23-м представленего покровительпатриарх Никифор.Следовательно, миниатюрыХлудовскойПсалтири быливыполнены дотого, как обаэти борца заиконопочитаниебыли объявленысвятыми, а этопроизошло ужепосле пораженияиконоборцев.
Начинаяс Хлудовскойрукописи возникаетв византийскомискусстветрадицияиллюстрироватьпсалтири, вкоторых миниатюрырасполагаютсяна полях рядомс текстом, сценамииконоборческихсобытий. Этотобычай сохраняетсяв течение многихпоследующихвеков. Самипсалтири этойредакции называютсясейчас в византиноведении«монастырскими»по первой изних, Хлудовской, возникшей вмонастыре. Ихоформлениепо своим темами художественнымпринципамотличаетсяот другой,«аристократической»редакции псалтирей, в которых композициизанимают отдельныелисты (об этомсм. ниже).
К 813—820годам относитсярукопись сочиненийПтоломея, находящаясяныне в собранииВатиканскойбиблиотеки.Несомненно, текст, содержащийзнаменитыйтрактат античногоастронома, былскопированс древнегооригинала.Миниатюры жес изображениемпланет и знаковзодиака былисозданы иконоборческимихудожниками, привыкшимиобращатьсяк светскимсюжетам.
Обычнорукописи этоговремени, каки ранее, открывалисьфронтисписами.Теперь на нихизображалине Христа илисвятых, но крест.Об этом можносудить по двумлистам — фронтисписамс такими крестамив рукописисочиненийГригория НазианзинаПарижскойНациональнойбиблиотеки.Этот кодексбыл выполненсразу же повосстановлениииконопочитания, однако сохранилименно в обращениик изображениюстоль почитаемогоиконоборцамикреста верностьстарым традициям.
Иконоборческийпериод имелбольшое значениедля развитиясветской тематикив искусстве.К ней обращалисьв эти годы всехудожники, таккак религиозныесюжеты былизапрещены.
В VIIIвеке расцвелоискусстводекора, получиларазвитиемногообразнаяорнаментация.Принципы пышныхбессюжетныхкомпозиций, служивших целиоформлениякак церковного, так и светскогоздания, успешноразрабатывалисьхудожникамиэтого времени.Многочисленныетипы орнаментов, растительныхи геометрических, появились ввизантийскомискусствеименно в иконоборческийпериод.
Вместес тем нельзяне признать, что в эти десятилетияизобразительномуискусствуВизантии былнанесен большойурон. Были уничтоженымногие произведениясо сложнымифигурнымикомпозициями, причем не толькомозаики и иконы, возникшие впредшествующиевека, но и те, главным образомиконы и миниатюры, которые тайносоздавалисьиконопочитателямив период гоненияна них.
Развитиеархитектурыв годы иконоборчествапродолжалосьв направлениисовершенствованиякрестово-купольногохрама. Однаконемногие зданияэтого временисохранилисьдо наших дней.Некоторые изних были разрушеныв период войн, следовавшихна территорииБалканскогополуостроваодна за другой.Иные были переделаныв более позднеевремя, приспособленык новым вкусами новым требованиям.
780—797 годамидатируетсяцерковь св.Софии в Салониках.Возникшая наместе древнейбазилики, онапредставляетсобой огромную(35X43 м) купольнуюбазилику. Вплане церковьприближаетсяк квадрату итем самым напоминаетконстантинопольскиецеркви времениЮстиниана, прежде всегохрам св. Ирины.Четыре узкихполуцилиндрическихсвода, сдерживающихраспор купола, расположенывокруг центральнойчасти храматаким образом, что образуюткрест. Боковыенефы раздвинутынастолькошироко, что онине соответствуютбоковым апсидам, которые отчастизавершаютсредний неф, а частичнобоковые. Пространствоинтерьераотличаетсяподчеркнутойрасчлененностью.Сам же храм посравнению ссобором св.Софии в Константинополегораздо болеестатичен имассивен.
В этигоды велисьзначительныестроительныеработы в областигражданскойархитектуры.Укреплялисьи удлинялисьгородские стеныКонстантинополя, постояннорасширялсяБольшой дворец, все болеевеличественнымистановилисьего залы. Однакопостояннаяугроза со стороныарабов и славянограничивалановое храмовоестроительство, так же как имногие землетрясения, которые произошлив эти годы ипотребовализначительныхвосстановительныхработ в двухосновных церквахстолицы — св.Софии и св. Ирины.
ПервыедесятилетияIX века быливременем первыхтесных контактовВизантии сЗападной Европой.Постоянныедипломатическиеотношенияустановилисьмежду империейи Карлом Великим, мечтавшим дажеодно времячерез бракосочетаниесвоей дочерис византийскимимператоромприсоединитьк себе Византию.Византийскиехудожники, приезжавшиев Ахен, участвовалив работе придворногоскриптория.Под их влияниемвыполненооформлениекоронационногоЕвангелия КарлаВеликого (нынев ВенскойНациональнойбиблиотеке)и близких кнему каролингскихрукописей.Живопись Палатинскойкапеллы в Ахенеи особенноЖермини де Препо стилистическойманере близкак византийской, не говоря ужео том, что саматехника мозаики, в которой быливыполнены здеськомпозиции, пришла из Византиии нигде болеена Западе невстречалась.
Итак, несмотря натрудности, возникшие вгоды иконоборчествадля художников, их творческиесилы были устремленыв новые, почтине развитыеранее направления.Они обратилисвои взоры ксветским темам.Они разработалисложную иразнообразнуюсистему декоративныхэлементов, обогатиливизантийскуюорнаментацию.Типами орнаментов, сложившимисяв эти годы, пользовалисьживописцыВизантийскойимперии в течениевсех последующихвеков ее существования.
Однакокакие бы реалистическиемотивы (в государственномсмысле) ни руководилиимператорами-иконоборцами, движение этов условияхВизантии былобесперспективным, так как шловразрез смноговековойнациональнойгреческойтрадицией.Любовь к передачемира в антропоморфическихобразах, тоесть именнов фигурныхкомпозицияхи картинах, была, можносказать, в кровивизантийца.Кроме того, иконоборческиетеория и практика, исходившиеиз неизобразимостибожества, лишалиизобразительноеискусство вглазах той жеимператорскойвласти мощногоморально-эстетическоговоздействия.Без этогоидеологическогофактора немогли обходитьсяни империя, ниширокие массы.Вот почемупоражениеиконоборчествабыло историческинеизбежно.
В 843 годуиконопочитаниебыло восстановлено.Это означалоупрочениеединства церкви, укреплениеее связи симператором, а также способствовалодальнейшемуразвитию феодальныхотношений встране, посколькуземлевладельческаязнать, ослабевшаяот борьбы сиконопочитателями, теперь могланаправить всесвои силы наукрупнениесвоих владений.Для Византииэто имело важноезначение, таккак без стабилизацииземледельческогохозяйства немогли существоватьни государство, ни города, нибольшое искусство.

Списоклитературы:

1.Лихачёва В.Д.ИскусствоВизантии IV– XV вв. – Л.: Искусство,1981. – 310 с. с ил. – (Очеркиистории и теорииизобраз. искусств).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Становление абсолютной монархии в России (конец XVII – перв. четверть XVIII вв.)
Реферат Маркетинговое исследование деятельности розничного торгового предприятия
Реферат A Complete History Of Beethoven Essay Research
Реферат Пиктография первая письменность
Реферат Автор В. И. Летуновский Алатырь; гуп «Алатырский издательский дом», 2007 г
Реферат Анализ стихотворения Н.М. Языкова "Пловец"
Реферат Do You Want My Love Essay Research
Реферат Химия запахов
Реферат Влияние раннего курения на состояние сердечно–сосудистой системы в пубертатный период жизни человека
Реферат Colombia Essay Research Paper Executive SummaryA pressing
Реферат Методы стимулирования сбыта товаров
Реферат Desert Island Essay Research Paper Giligan and
Реферат Визначення параметрів електропривода верстата з ЧПК з підпорядкованим регулюванням координат
Реферат Основные черты аргументированного эссе (на примере проблемы обязательной службы в армии)
Реферат Assess The Role Of Carr In