Реферат по предмету "Культура и искусство"


Особенности архитектуры древней Греции. Ансамбль Афинского Акрополя

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯАКАДЕМИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ДИЗАЙН

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
История Искусств
Тема: «Особенности архитектурыдревней Греции. Ансамбль Афинского Акрополя»
Выполнил студент 3 курса
Лысцева Н. И.
г. Вологда, 2008г.

Оглавление
Введение
1. Система греческих ордеров и ихпроисхождение
1.1 Дорический ордер
1.2 Ионический ордер
1.3 Коринфский ордер
1.4 Кариатиды и атланты
2. Типы греческих храмов
2.1 Особенности архитектуры гомеровского периода (XI – VIII века до н.э.)
2.2 Архитектура в период архаики (VII –VI века до н.э.)
2.3 Ансамбль Афинского акрополя
Заключение
Приложение
Списоклитературы

Введение
В данной работе мы рассмотримосновные особенности архитектуры Древней Греции.
Зарождение греческогозодчества происходит в конце IIтысячелетия до н. э., и в его развитии выделяют 4 этапа: 1100-800 годы до н. э.– гомеровский; 700-600 годы до н. э.- архаика; 500-400 годы до н. э. –классика; 300-100 годы до н. э. – эллинизм.
В частности в первойглаве мы описываем происхождение ордера в греческой архитектуре, его основныеотличительные признаки, во второй — выясним особенности основных ордерныхпостроек Афинского Акрополя — знаменитого архитектурного ансамбля, типыгреческих храмов сформировавшихся в гомеровский период и в период архаики. Вовсём греческом искусстве мы находим соединение тонкого интеллектуальногорасчета и чувственного жизнеподобия. Такого рода отступления от геометрическойправильности и уподобляют здание организму – конструктивному, но чуждомуабстракции и схемы. Во второй главе на примере храма Парфенон мы опишем этуособенность греческого зодчества, геометрическая правильность Парфенона накаждом шагу сопровождается легкими отклонениями от правильности. Так отклонениягоризонталей и вертикалей почти не заметны. Зная действие оптических искажений,греки пользовались этим для достижения нужного эффекта
Ордерный храм был своегорода вершиной в греческом зодчестве и поэтому, он оказал огромное воздействиена последующую историю мировой архитектуре. Художественное творческое началопронизывает всю работу греческих строителей, которые как скульптурноепроизведение создавали каждый каменный блок, из которых складывался храм.
Архитектурные формы греческого храма сложились несразу и в период архаики претерпели длительную эволюцию. Однако в искусствеархаики была уже в основном создана продуманная, ясная и вместе с тем оченьразнообразно применявшаяся система архитектурных форм, которая легла в основувсего дальнейшего развития греческого зодчества.
Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основевсего последующего развития мирового зодчества и связанного с ниммонументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческойархитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости,ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всехчастей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесномединстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементовсооружений.
Древнегреческая архитектура отличалась полнымсоответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое.Основная конструкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны,антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различнымипрофилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой.
Греки доводили обработку архитектурных сооружений ивсех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства иотточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениямиювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.
Архитектура Древней Греции тесно связана сфилософией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежалипредставления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве игармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, апоскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, тоархитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.
Именно это непревзойденное совершенство иорганичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами дляпоследующих эпох.
Классическим типом греческого храма стал периптер, тоесть храм, имевший прямоугольную форму с двускатной крышей и окруженный со всехчетырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второйполовине 7 в. до н.э. Дальнейшее развитие храмовой архитектуры шло главнымобразом по линии совершенствования системы конструкций и пропорций периптера.

1. Системагреческих ордеров и их происхождение
Напротяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элементздания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формойкоторой является колонна.
Колоннасо всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной,составляют единое целое, и ее возведение подчиняется определенному правилу,порядку. Порядок назвали латинским словом «ордо». Отсюда и названия ордернаясистема, архитектурный ордер.
Обордерной системе мы узнали из научного сочинения римского архитектора Витрувия.Он жил в I веке н. э. При написании своеготрактата Витрувий пользовался трудами греческих архитекторов, к сожалению, недошедшими до нас.
Ордер[1](от лат – «порядок», «строй») предполагал при строительстве зданий использоватьединый модуль (меру) – пядь, локоть или ступню. Это придавало постройкам особуюзаконченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооруженииуравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущимичастями были основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а так жестоящие на нём опоры (колонны). Несомые части – вся верхняя часть здания,кровля с антаблементом – перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах.Антаблемент состоял из трёх соподчиненных частей: архитрава, фриза и карниза.Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат –ствол, состоящий из нескольких поставленных друг на друга барабанов, изавершалась «главой»- капителью, в которой выделялась «подушка» — эхин илежащая на нём сверху квадратная плита – абак.
Греческаяархитектура развивалась под влиянием двух ордерных систем: дорической и ионической.Названия этих ордерных систем произошли от названий главнейших греческихплемен — дорян, живших в Пелопоннесе, в Сицилии и южной части Апеннинскогополуострова, и ионян, обитавших на полуострове Аттика, островах Эгейского моряи в западной части Малой Азии.
Особенностихарактера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение вархитектуре. Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгойкрасоте линий.
Вотличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиями искусствам.
Позже в архитектурепоявился третий ордер — так называемый коринфский. Название егопроизошло от города Коринф, в котором, по преданию, создавался новый ордер.Этот ордер не оказал большого влияния на развитие архитектуры.
Рассмотрим подробнееназванные ордерные системы, остановимся на их особенностях.1.1 Дорический ордер
Колоннав дорическом ордере (рис. 1) не имеет опорной части — базы Ствол ее дляустойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками — каннелюрами иувенчан капителью. Переход от колонны к капители выполняется в виденескольких колец (анули). Капитель — конструктивный элемент — служит дляуменьшения расстояния между колоннами, а также играет декоративную роль —переход от круглой колонны к прямым линиям балочного перекрытия пролета — антаблемента.
Капительдорического ордера состоит из эхина, имеющего форму усеченного конуса, и абаки— квадратной плиты. На абаку опирается антаблемент. Он в свою очередьсостоит из архитрава — нижней части, фриза — средней части иверхней части — карниза. На архитрав опираются поперечные балки. Придеревянных конструкциях торцы балок закрывались деревянными планками, апромежутки заполнялись терракотовыми плитами с живописью или барельефами(скульптурными изображениями, выступающими менее чем на половину объемаизображаемого предмета). В каменных конструкциях деревянные планки замениликаменными плитами с вертикальными вырезами — триглифами, промежутки —метопами — каменными плитами со скульптурой или живописным украшением. Карнизнависает над всей конструкцией, предохраняет ее от дождя и завершает всюкомпозицию. В древнейших зданиях колонны состояли из одного цельного камня(монолита), впоследствии же ствол колонны составлялся из нескольких отдельныхкаменных барабанов. Барабаны прочно стояли один на другом, благодаря своемузначительному весу и тяжести верхних частей, но, кроме того, скреплялись междусобой штырями (большей частью деревянными), заложенными в квадратные гнезда вцентре двух соприкасающихся между собой поверхностей барабанов.
 
1.2Ионический ордер
Зародившисьв Малой Азии, ионический ордер (рис 2) развивался в Греции. В ордере как быобъединились две школы — малоазиатская и аттическая.
Образцоммалоазиатской школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитекторПифей), аттической — Эрехтейон в Афинах (420-393 годы до н. э., архитекторФилокл).
Ионическийордер сложнее дорического и имеет больше деталей. Стройные колонны в основномимеют базу и сложную капитель. Колонны пронизаны вертикальными желобками, но вотличие от каннелюр они глубокие и расположены так, что между ними остаютсяпромежутки — дорожки. Ордер имеет украшенную декоративными деталями капитель соспиралеобразными волютами. Верхняя часть капители представленаквадратной плитой — абакой.
Антаблемент ионическогоордера, как и дорического, состоит из трех элементов: трехполосного архитрава(его полосы слегка выступают одна над другой), гладкого фриза, опоясывающеговсе здание, и карниза, который делится на верхнюю, венчающую часть, и нижнюю —поддерживающую. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сравнивает форму ипропорции дорического ордера с обликом мужчины, а пропорции и форму ионическогоордера с обликом женщины. Развивая сравнения, он находит в волютах сходство сзавитками волос, в каннелюрах — сходство со складками одежды.
В ионическом ордере мынайдем более широкое и естественное перетекание архитектуры в скульптуру и ворнамент.
 
1.3 Коринфский ордер
Дорический и ионическийордеры уже достигли своего расцвета, когда появился коринфский ордер.Коринфский ордер (рис 3) состоит из базы, колонны, капители и антаблемента.Колонна коринфского ордера легче ионической колонны и ствол тоже пронизан каннелюрами.Капитель со всех сторон смотрится одинаково.
Витрувий,в своих трактатах, предполагал, что идея формы коринфской капители моглапоявиться у ее автора, увидевшего куст аканта, листья которого как быохватывали корзину с фруктами. А легенда о возникновении этого ордера такова.
Вдревнем городе Коринфе жила прекрасная девушка. Она была помолвлена, инезадолго до свадьбы внезапная болезнь лишила ее жизни. Вместо торжественногосвадебного кортежа по улице двигалось траурное похоронное шествие.
После похоронняня девушки собрала все украшения покойной, положила в корзину и, накрывкрышкой, отнесла их на могилу.
Веснойиз земли пробились первые ростки растения аканта. Через плетеное дно онипроникли в корзину, но крышка не разрешала им расти вверх, и тонкие росткирастения изгибались по сторонам. Случайно рядом с могилой оказался известныйскульптор Каллимах. Объятая листьями корзина ему так понравилась, что онперенес эту форму на капитель колонны.
Формыкоринфской капители были различными. Абака ордера имеет вид четырехугольнойплиты со срезанными углами и с вдавленными внутрь сторонами, середины которыхукрашались декоративной деталью. Антаблемент в коринфском ордере не отличалсяот антаблемента в ионическом.
Происхождение древнегреческого ордера и его особенностиизучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являютсядеревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себеперекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяетстропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорическогоордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В болеелегком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен.
/>Рисунок 1 (Дорический ордер): А — колонна:1.— каннелюры; 2—анули; Б — капитель:3— эхин; 4—абака; В — антаблемент:5— тения, 6—полочка, 7— капли;В1— архитрав;В2— фриз;В3— карниз;8 —метопы, 9— триглифы

/>
Рисунок2 (Ионический ордер) А — база;Б — колонна: 1— желобки, В — капитель, 3— волюты, 4—абака; Г — антаблемент:5— архитрав, 6— фриз, 7-карниз
/>
Рисунок3 (Коринфский ордер) А — база;Б — колонна:1— каннелюры; В — капитель:2— акант; 3—абака; Г — антаблемент,4— архитрав, 5— фриз, 6—карниз

1.4 Кариатиды иатланты
архаическая архитектурапериптер храм
Фантазиягреческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразнуюхудожественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны зданиеукрашали скульптурные изображения человеческих фигур: женских — кариатиды,или коры (рис 4) и мужских — атланты, а римляне называли их теламоны(рис 5)
Вафинскомхраме Эрехтейон (архитекторы Архилох и Филокл, 420— 407 годы до н. э.) легкийантаблемент поддерживали скульптурные изображения женских фигур в длинныходеждах. На их головах установлены капители в виде корзин. Зодчие нашли такиеразмеры фигур и расстояние между ними, что не чувствуется их напряженности, фигурылегко несут нагрузку — антаблемент. Скульптор изобразил женщин стройных,грациозных, их руки опущены вниз, фигуры задрапированы в одежду из тонкойткани, которая плотно облегает тело.
Вразвалинах колоссального храма Зевса Олимпийского в Акраганте на островеСицилия были найдены огромные, высотой 8 метров, скульптурные изображениямужских фигур — атлантов в виде обнаженных гигантов, стоящих лицом к публике сзакинутыми за голову руками и поддерживающих тяжесть верхних частей здания. Впозе атлантов чувствуется напряжение, их ярко выраженная мускулатура показываетту силу, которая необходима, чтобы выдержать груз, давящий на плечи атланта.Атлантов изображали во весь рост или стоящими на коленях.

/>/>
Рисунок 4 (Кариатиды, иликоры.) Рисунок 5 (Атланты)

2. Типы греческиххрамов
2.1 Особенностиархитектуры гомеровского периода (XI – VIII века до н.э.)
Городагомеровской эпохи являлись одновременно и рабовладельческими государствами-полисами.Полисы были небольшими. Они состояли из города и мелких областей вокруг него.Но восстановить их архитектурный облик по археологическим раскопкам было оченьтрудно, так как до наших дней не дошли постройки того времени.
Однаконекоторое представление об архитектуре этого периода мы можем найти в эпосах«Илиада» и «Одиссея». В них встречаются описания жилой усадьбы, размещеннойвокруг двора — аула, помещений для мужчин и женщин, а также описания помещенийдля рабов и сада, обнесенного оградой. Помогают получить представление обархитектуре греческих полисов и найденные при раскопках модели храмов.
Рассмотримподробнее устройство таких древнегреческих сооружений, как жилой дом и храм.
Главнымпомещением жилого дома, который примыкал ко двору, был мегарон,прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке ипомещением перед входом — портиком, образуемым выступающими концами продольныхстен — антами и столбами между ними[2]
Мегарон был исходнымархитектурным типом в развитие греческого храма.
Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительнаятехника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройкивозводились из глины или сырцового кирпича на фундаментах из бута, скрепленногоглиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. ВIX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный каркас, укрепляющий сырцовуюпостройку (храм Артемиды в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольнымпланам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э. свидетельствует о развитиедвускатной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуютсамостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовыестены от дождя.
 
2.2 Архитектура впериод архаики (VII–VIвека дон.э.)
Эпохаархаики (древняя эпоха) — эпоха зарождения классового общества. Развитиеторговли и открытие новых земель способствовали образованию греческих поселенийна побережьях Средиземного и Черного морей. Присоединение новых земель даловозможность грекам познакомиться с художественной культурой других народов.
Город вэпоху архаики обычно строился вокруг холма акрополя, на вершине которогонаходилось святилище с храмом. У подножья акрополя размещались жилые кварталы.Дома строились стихийно, улочки были кривые. Ремесленники каждой профессииселились отдельными районами. Центром нижнего города была площадь, или агора,— место сбора горожан для проведения различных собраний. В эпоху архаики начинается строительство из камня. Свозникновением новых форм общества возникают различные типы общественныхзданий, но главное место занимает строительство храмов, основой которых являлсямегарон. Наиболее близкий к мегарону храм назывался храмом в антах. Еслик нему пристраивался развитый портик, он назывался простиль, два портика— амфипростиль, а когда храм окружала одинарная колоннада — периптер,двойная колоннада — диптер.Основныетипы храмов сложившиеся в этот период представлены на рис 6.

/>
Рисунок 6 (Типы греческиххрамов)
Главным помещением храмабыл наос, или целла. Она представляла собой
продолговатыйзал — парадную часть жилища божества. Перед целлой был расположен вестибюль, вглубине которого находилась сокровищница, куда город отдавал свои богатства подзащиту божества Теменос — священный участок, на котором располагалисьхрамы, открытые алтари, сокровищницы (обычно они имели форму храма в антах).Участок окружала ограда с монументальным входом — пропилеи, портик с фронтоном,который повторял формы переднего фасада храма.
Наряду с храмом возниклии другие типы общественных зданий. Бу-левтерий — дом для собрания общины илиобъединенного совета святилища. В плане такого дома имелся квадрат —центральный зал, вокруг которого располагались другие помещения. Пританий— дом со священным огнем общины. Квадратный в плане дом имел парадный вход своротами. К другим типам общественных зданий относились школы для физического иобщего воспитания молодежи — палестры и гимнасии.
Эпохаархаики примечательна тем, что именно в этот период была создана ордернаясистема, о которой говорилось выше.

2.3Ансамбль Афинского акрополя
Достичь индивидуальностикаждого здания греческим зодчим помогала ордерная система. Греческие зодчиеразных стран, изменяя размеры архитектурных элементов и расстояния между нимисоздавали неповторимые шедевры, умело используя эту систему.
Примером может служитьзнаменитый Афинский акрополь – величайшее достижение архитекторов ДревнейЭллады, который создаётся в V — IV вв. до н.э. Разрушенный во временаперсидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до тогоразмахом.
Являясь воплощением гражданского единствагорода-государства, храм ставился в центре акрополя или городской площади,получая наглядно подчеркнутое господство в архитектурном ансамбле города.Поэтому, хотя в старых священных местах (как, например, в Дельфах), частонаходившихся на далеком расстоянии от городов, и сооружались новые болеесовершенные храмы, сам тип храма развивался, разрешая задачу созданияархитектурного центра общественной жизни, способного ясно выразить духовный игражданский строй города-государства.
Акрополь — (греч. akropolis,от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная частьдревнегреческого города, крепость, убежище на случай войны.
Ещё до 5 в. Акрополь небыл пустынной скалой. Жизнь протекала здесь с конца 3 в. до н.э. Уже тогдавозвышение было убежищем для жителей окрестных равнин при нападении врагов. В 6в до н.э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомпедон. Онрасполагался прямо против Пропилеи и поражал своей красотой вошедшего наАкрополь человека. В размещении построек 6 в. до н.э. господствовала симметрия,которой часто придерживались архаические мастера. Архитектурные формыархаических храмов тяжеловесны и суровы. Колонны словно набухают под тяжестьюдавящей на них крыши. Суровость смягчалась лишь скульптурными украшениями.
От сооружений тогопериода остались лишь фундаменты, да и то далеко не все. Это объясняется темчто здания были разрушеня во время греко-персидских войн.
Всювторую половину V н. до н. э. на Акрополе шло строительство. В 447 г.начались работы над Парфеноном. Его окончили вчерне в 438 г. до и. э., аотделка шла до 434 г. до н. э. В 437 г. до н. э. заложили Пропилеи и завершилиих лишь в 432 г. до и. э., а около 425 г. до я. э. создали храм Ники Бескрылой.До Пелопонесской войны был воздвигнут колосс Афины Воительницы перед Пропилеямина Акрополе. В 421 г. до н. з. начали строить Эрехтейон и окончили его в 407 г.до и. э. Почти полвека здесь кипело строительство, трудились архитекторы,скульпторы, художники, создавая произведения, которыми спустя тысячелетиягордится человечество.
Егопостройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этотансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилеи(437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике Аптерос («Бескрылойпобеды») (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя иАфин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храмаЭрехтейон (421–406 до н.э.). (см приложение 1)
Врасположении храмов Акрополя времени Перикла зодчие откапываются от симметрии,которая была типична для эпохи архаики. Здания теперь постепенно вступают вполе зрения человека, идущего по Акрополю. Афинянин, пройдя Пропилеи, виделпрежде всего не фасад храма, а огромную статую Афины Воительницы. Подойдя к нейближе, он переставал воспринимать этот колосс. Все внимание его обращалось наПарфенон, который как бы вырастал постепенно справа. Расположенный слева храмЭрехтейон становился особенно хорошо виден от Парфенона.
Такимобразом, можно было рассмотреть либо детали находившегося рядом произведения,либо целиком другой, отдаленный памятник. Внимание человека, стоявшего уПропилеи при входе на Акрополь, могла занимать отделка архитектурных деталейторжественных ворот Акрополя. Но он мог созерцать и огромную статую Афины,стоявшую перед Пропилеями. Эрехтейон и Парфенон еще не открывались во всейсвоей красоте. Приблизившись к колоссу Афины и находясь у постамента статуи,афинянин мог увлечься рассмотрением его рельефных украшений, но отсюда он ужевидел с выгодной точки зрения и храм Афины — Парфенон. Эрехтейон же еще былзаслонен для него постаментом колосса Афины и открывался лишь в полной море отПарфенона, где подобным же образом можно было рассматривать либо деталиПарфенона, либо весь Эрехтейон.
Сменахудожественных впечатлений и постепенное включение их в сознание человека, использованиеразнообразных форм и контрастов, когда разглядывание деталей чередуется свосприятием целого сооружения, — этот принцип был новым по сравнению с простымсопоставлением памятников в архаических ансамблях.
Пропилеи
Уподножия скалы, с западной стороны, начинается путь на Афинский акрополь.
Первое сооружение,которое встречается на пути, — пропилеи или входные ворота (440 — 432 годы дон. э.). Предполагают, что в первоначальном плане левая и правая стороныПропилеи должны были быть одинаковыми и вся постройка симметричной. Но около425 г. до н.э. справа от ворот вырос храм богини Ники, и эту частьпропилеи сделали несколько меньше, чем левую, так как стремились к общемуравновесию архитектурных объёмов.
Пропилеи — первоесооружение, где были применены два разных ордера. Пропилеи Акрополя имели пятьпроемов (ворот), имеющих с обеих сторон небольшие шести колонные залы и боковыесооружения. Средний проем был шире остальных.
Западный портик,расположенный со стороны главного подхода к Акрополю, декорирован гораздо болееизысканно, чем другие.
ВПропилеях, как и в Парфеноне, соединены дорические и ионические ордера.Торжественность и внушительность внешних дорических колонн открывалась глазамподходящего к Пропилеям человека. Но, войдя под кровлю ворот, он оказывалсясреди изящных ж легких ионических. Чтобы сгладить переход от одного ордера кдругому, зодчий в основании дорических колонн сделал квадратные выступы,напоминающие базы. Введением ионического ордера Мнезикл усложнил и обогатилвпечатление от архитектурного образа Пропилеи. Разные размеры колонндорического ордера — крупных в центре Пропилеи и небольших в боковых частях —также помогают разнообразию.
По обестороны от западного портика пропилеи располагались неравные по размерам зданияс портиками: слева большее — картинная галерея и справа меньшее — библиотека.
ХрамНике Аптерос
Передкороткой стороной пропилеи библиотеки возвышается небольшой изящный храм, самоемаленькое здание Акрополя (архитектор Калликрат, 449—421 годы до н. э.).Выполненный в ионическом стиле этот храм посвящен Нике Аптерос — «БескрылойПобеде». В Греции богиню Победы изображали с большими крыльями: онанепостоянна, перелетает от одного противника к другому. Но афиняне поверили вто, что они стали непобедимы, и чтобы Ника никогда не покинула их, ониизобразили ее бескрылой.
Возвышаясьнад мощной крепостной стеной, храм венчает ее своими легкими пропорциями.Выстроенный в ионическом ордере, он несет по четыре колонны па торцовыхсторонах и имеет глухие боковые стены без колоннад. Поставленный под углом кПропилеям, он будто слегка поворачивается в сторону ворот, как бы направляя кним человека, подходящего к священному холму. Рядом с дорической колоннадойПропилеи, ионический храм Ники может показаться слишком легким. Поэтому в ордерхрамика внесены некоторые черты дорики. Древнегреческие мастера не боялисьотойти от правил ордера, и, если им казалось нужным, они смело вводили в одинордер элементы другого. Внутреннее помещение храма небольшое. Стены внутри, возможно,были покрыты росписями: поверхность мрамора стен не отполирована, шероховата.Храм этот был разрушен во время господства турок в Греции, и лишь позднее еговновь восстановили.
Снаружихрам украшен невысоким фризом из пентеллийского мрамора, на коротких частяхкоторого показаны боги Олимпа, а на длинных — сцены битв с персами. Навосточной части фриза изображены торжественные и спокойные боги. Над колоннамипомещены преимущественно фигуры стоящие, а между ними боги сидят или слегкасклоняются; композиция фриза связана с архитектурой сооружения, как и в другихпостройках Акрополя.
Парфенон
Чутьправее статуи, на небольшом расстоянии, в честь богини Афины, покровительницыгорода, зодчими Иктином и Калликратом был построен величественный храм измрамора — Парфенон. Храм строили 9 лет. Строительство начали в 477 году до н. э.,но только в 432 году до н. э. состоялось освящение храма. Храм был построен наместе Парфенона, разрушенного персами в эпоху архаики. Старый храм имел такуюже длину, но ширина его была меньше, выполнен он был из туфа. Парфенон занималсамую верхнюю часть Акрополя, являясь центральным сооружением всего ансамбля. Сдальних точек города жители видели силуэт храма, который возвышался надгородом. Парфенон венчает Акрополь. Логически четкие архитектурные формы храмане только противопоставлены диким склонамскалы, но и связаны с ними в художественное единство.
Исследователидревнегреческой архитектуры нередко обращали внимание на то, что впроизведениях эллинских зодчих часто используется принцип, или правило,«золотого сечения». Отрезок считается разделенным по закону «золотого сечения»,если длина его относится к большей его части, как большая часть к меньшей.Отрезок, величина которого равна 1, разделен в «золотом сечении», когда части равныпримерно 0,618 и 0,382. Считалось гармоничным и красивым придавать сооружениямпропорции «золотого сечения».
Соотношениявеличин Парфенона и холма Акрополя не случайны. Размеры храма определеныразмерами скалы. Древние зодчие, кроме того, поставили Парфенон на Акрополе внаиболее выгодном в художественном отношении месте, так что величины храма искалы воспринимаются при взгляде издали согласованными.
Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя ивсей греческой метрополии. Внутри он располагает двумя большими залами —прямоугольным и квадратным, входы в которые располагались с противоположныхсторон. Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён натри части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницейи носил название «Парфенон».
Типгреческого храма, над созданием которого трудились многие поколения, получил вПарфеноне наиболее совершенное истолкование. В своих основных формах — этодорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинныхсторонах. Дорический ордер в Парфеноне не так суров, как вхрамах архаики. Он смягчен введением в архитектуру некоторых элементов изящногоионического ордера. За внешней колоннадой, на верхней части стены храма,можно видеть непрерывную рельефную полосу с изображением торжественнойпроцессии афинян. Непрерывный фигурный фриз — зофор — принадлежностьионического ордера, и, тем не менее, он введен в архитектуру дорическогоПарфенона, где должен был: бы быть фриз с триглифами и метопами. Примечательно,что под лентой этого рельефа видны небольшие полочки с выступами, какие обычнопомещаются под триглифами дорического ордера.
Он органически включаетэлементы и ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённыйантаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратовпентелийского мрамора.
Парфенон внутри разделенна восточную и западную части. В западной, называемой собственно Парфеноном,находилась казна афинян. В восточном, большем помещении стояла статуя Афины Парфенос.
Оптическоеискажение в Парфеноне
Древнегреческие зодчииеумело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающуюприроду.
Связь парфенона сприродой выражалась не только в пропорцианальном соотношении храма и холма.Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их частикажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.
Тщательныеархитектурные измерения Парфенона показали, что в нем линии не прямые иповерхности не плоские, а слегка изогнутые. Древние зодчие знали, что строгогоризонтальная линия и плоская поверхность издали кажутся прогнувшимися всередине. Они стремились, как бы исправить, изменить это впечатление. Поэтому,например, поверхность ступеней Парфенона постепенно, почти незаметно,повышается от краев к центру. Колонны Парфенона также не строго вертикальны, нослегка наклонены внутрь здания. Оси угловых колонн при мысленном их продолженииДолжны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался эффект тогооптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется несколькорасширяющимся кверху.
Примечательнотакже, что колонны Парфенона не все одинаковой толщины. Угловые сделаны болеетолстыми, чем остальные, так как, вырисовываясь на светлом фоне, они должныказаться несколько тоньше. Позже Древнеримский архитектор Витрувий говорил, чтоугловые колонны «поглощаются окружающим светом». В одном из греческих трактатовотмечается, что «цилиндр кажется сжатым посредине» и нужно слегка утолщать его,чтобы не было этого впечатления. Возможно, что этим объясняется и энтазис — утолщениегреческих колонн.
Знаядействие оптических искажений, греки пользовались им для достижения нужногоэффекта. Так, колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чемколонны внешнего, и кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самомделе.
Отклоненияот горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем не менее они важны, так какпридают храму целостность и собранность. Все видимые глазом линии связаны другс другом, нет таких, которые не пересекались бы и казались отчужденными друг отдруга. Как в пластическом человеческом теле, в Парфеноне, вероятно, невозможнонайти прямую линию. Сложнейшее по конструкции сооружение из огромногоколичества строительных блоков и деталей не воспринимается, поэтому как«построенное», составленное из отдельных элементов здание, но кажется «живым»,пластическим организмом, подобно воплощенным в греческой скульптуре прекрасныматлетам.
Мрамор —материал, который помогает этому впечатлению. Ко времени постройки Парфенонагреки уже давно знали и ценили этот замечательный камень, понимая, как хорошомрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь понежности человеческому толу.
ДоПарфенона храмы воздвигались преимущественно из грубого пористого камня —известняка, который после окончания строительства покрывали слоем мраморнойштукатурки. Парфенон весь из мрамора. Естественно, некоторые детали его былидеревянными, применялся и металл для скрепления мраморных блоков, по основнымматериалом был мрамор.
Недалекоот Афин, в горах Пентеликона, были найдены залежи хорошего белого мрамора.Железистые мельчайшие частички, находящиеся в нем, оказывались после обработкина поверхности. При соприкосновении с влагой воздуха они постепенно окислялисьи образовывали равномерный слой, а иногда пятна красивой, золотистой патины.Белоснежный холодноватый камень становился теплым, насыщенным солнцем, как бывпитывавшим в себя влагу воздуха. Эта способность обработанного мраморареагировать на свет, на окружающий воздух усиливала связь здания с природой.
Храм Эрехтейон
Легкостью форм, особой изысканностью декоративнойотделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейонконтрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальнымПарфеноном, представляющим собой дорический периптер.
Местопостройки Эрехтейона выбрано не случайно. Оно было определено заранее.Считалось, что именно здесь Посейдон ударил трезубцем и высек ручей, а Афинапосадила оливу. Перед зодчим встала трудная задача построить здание на участкес сильным склоном. Производить большие планировочные работы и выравниватьплощадку для Эрехтейона не было возможности, так как в это время шлаобременительная Пелопонесская война. Помещения Эрехтейона поэтому имеютразличные уровни.
Расположение Эрехтейона тем не менее удачно вансамбле Акрополя. Действительно, если в западной части Акрополя более тяжелаячасть Пропилеи располагается слева, а легкий храм Ники — справа, то в восточнойчасти холма тяжесть переносится на правую сторону, выступая в объеме Парфенона,а и левой оказывается изящный и более легкий ионический Эрехтейон.Гармоническое распределение масс, равновесие архитектурных объемов при общейасимметрии воспринимается не сразу, но постепенно, при движении по Акрополю.
Планировка Эрехтейонаучитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровняхпомещений. С трёх сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитыйпортик кор (кариатид) на южной стене (см. приложение 1).
Эрехтейонсильно отличается от Парфенона. Рядом с дорическим ордером храма Афины Девыионический ордер Эрехтейона воспринимается небольшим, хотя это и довольнокрупный по абсолютным размерам храм. Около строгих колонн Парфенона Эрехтейон сего богатой орнаментальной отделкой кажется особенно нарядным.
Взглядна Парфенон с одной точки, с угла, дает представление обо всем храме. В отличиеот этого сложный и асимметричный Эрехтейон нужно обойти со всех сторон, чтобывоспринять богатство его архитектурных форм. Именно поэтому было, очевидно,нельзя пройти к северному входу в Эрехтейон непосредственно от Пропилеи. Зодчийкак бы заставлял человека обойти храм кругом.
Вархитектуре Эрехтейона господствует принцип контраста. С гладкими стенамисопоставлены затененные портики. Белому мрамору храма противопоставленфиолетовый мрамор фриза, Массивные основания сочетаются с легкими колоннами.Большие глади ступеней воспринимаются рядом со сложным узором на базах колонн.
Эрехтейонвыходит на площадь Акрополя южной стороной с портиком, крышу которого держатшесть кариатид, три кариатиды опираются на левую ногу, три — на правую.Казалось бы, симметрия выдержана здесь четко и непогрешимо. Но, вглядевшись вмраморные изваяния девушек, видишь, как они различны. Складки их одежд нетолько обрисовывают сильные, прекрасные фигуры, но раскрывают степеньнапряжения каждой девушки. Кариатиды спокойно, бей чрезмерных усилий несуттяжелую крышу портика. Их ноша для них и не тяжела и не слишкомлегка. Нагрузка воспринимается ими предельно естественно. Классическая гармонияживет в каждой из этих статуй, в их красивых одеждах, нарядных прическах.Полосы, туго заплетенные у головы, постепенно распускаются и свободно стекаютпо спинам. Мастер не пытается обмануть зрителя, заставив его поверить, чтоперед ним не камень, а волосы. Он сохраняет фактуру мрамора. Но отношения волосплотности — туго заплетенных:, слабо заплетенных и распущенных — точно переданыям различиями мраморных поверхностей, и это вызывает ощущение почти реальныхволос.
Правеебогатого светотеневыми контрастами портика кариатид, на темной поверхностикоторого вырисовываются освещенные фигуры девушек, выступает спокойная гладьбольшой стены. Она лишь на первый взгляд кажется массивной и однообразной. Насамом деле у этой сложенной из крупных красивых блоков мрамора стены внизу естьсвоеобразный небольшой пьедестал, украшенный рельефным орнаментом, а вверхупояс с вырезанным в камке узором. Декоративные завершения стены вверху и внизунаходятся соответственно на уровне капителей и баз колонн восточного портика.Стена, таким образом подчинена ордерной системе всего храма.
Внутренняяпланировка Эрехтейона сложна. В восточной части за преддверием святилища Афинынаходилось помещение с древнейшей деревянной статуей богини, перед которойстоял золотой светильник с неугасаемым огнем. Далее располагались святилищаЭрехтея и Посейдона. Стены их, как предполагают, были украшены живописнымиизображениями.
Вотличие от плоского восточного портика северный сделан глубоким, чтобы под егокрышей создавалась плотная тень, на которой вырисовывались бы светлые мраморныеколонны. Иначе они из дали снизу из города не были бы заметны. Северный портикособенно хорошо украшен. Потолок его разделён на красивые квадратныеуглубления, облегчающие тяжесть.
Ионическиеколонны стоят на богато украшенных орнаментами базах, несут нарядные капители.Особенно красива декоративными узорами дверь, ведущая в храм. Изящностьюотделки Эрехтейон оттеняет сдержанное величие Парфенона. На украшениеЭрехтейона обращалось большое внимание. Заказы на изготовление декоративныхузоров давались различным художникам, чтобы не было повторов.

Заключение
Таким образом, в ходеработы, мы выяснили что в греческой архитектуре ордер представляет особый типархитектурной композиции, характерными чертами которого является трехчастность(стереобат, колонны и антаблемент), четкое разделение частей на несомые инесущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер возник как важныйэлемент архитектуры общественного здания.
Простейшим и древнейшим типом каменного архаическогохрама был так называемый «храм в антах». Он состоял из одного небольшогопомещения — наоса, открытого на восток. На его фасаде, между антами, т. е.выступами боковых стен, были помещены две колонны. Всем этим «храм в антах» былблизок к древнему мегарону. В качестве главного сооружения полиса «храм вантах» был мало пригоден: он был очень замкнут и рассчитан на восприятие толькос фасада. Поэтому он позднее, особенно в 6 в. до н. э., использовался чащевсего для небольших сооружений.
Более совершенным типом храма был простиль, напереднем фасаде которого были размещены четыре колонны. В амфипростилеколоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход всокровищницу.
Классическим типом греческого храма стал периптер,то есть храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторонколоннадой.
Развитиепериптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху даётнаиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции и о сложениихарактерных черт греческой архитектуры. Исключительное значение дляпоследующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно — планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.
 Так,в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесиеммасс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтенапоследовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчимипродумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом.Афинский акрополь («верхний город») — природная скала удлиненной формы сплоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основуансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следоваладревнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятиеархитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.
Продуманная композициявсего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различныхордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок,тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооруженияАкрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры.
Древнегреческиемастера не боялись отойти от правил ордера, и, если им казалось нужным, онисмело вводили в один ордер элементы другого.
Греческая ордернаясистема не являлась отвлеченным трафаретом, механически повторяющимся в каждомочередном решении. Ордер был именно общей системой правил, исходящих из общегометода решения. Само же решение всегда носило творческий, индивидуальныйхарактер и сообразовывалось не только с конкретными задачами и целямистроительства, но и с окружающей природой, а в период классики — и с другимизданиями архитектурного ансамбля. Каждый храм был создан именно для данныхусловий, для данного места. Отсюда то ощущение художественной неповторимости,которое вызывают в зрителе греческие храмы.
В архитектуре Древней Греции взаимосвязаныфункциональное, техническое, эстетическое начала «польза, прочность, красота».Назначение, функции архитектурных сооружений Эллады определяют их план иобъемно-пространственную структуру.
Образно-эстетическое начало архитектуры ДревнейГреции связано с ее социальной функцией и проявляется в формированииобъемно-пространственной и конструктивной структуры сооружений архитектуры.
Выразительные средства архитектуры Древней Греции(Эллады) — композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов,фактура и цвет материалов создали неповторимый синтез искусств, отличающийархитектуру Древней Греции от иных архитектурных стилей.

Приложение
/>
Храм Афиы-Ники Аптерос
/>Портик кариатид в храмеЭрехтейон
/>
Храм Парфенон

Список литературы
1. Берд М. Парфенон; пер. с англ. Н.Ивановой. – М., 2007. – 224 с. с ил.
2. Варданян Р.В.Мировая художественная культура: Архитектура. – М., 2003.- 400 с
3. Гаспаров М.Л.Занимательная Греция. — М., 1995.
4. Дмитриева Н.А.,Акимова Л. И. Античное искусство: Очерки. – М., 1988.
5. Полевой В.М.Искусство Греции. Том 1-ый. — М.,1984. – 536с.
6. Полевой В.М.Искусство Греции. Том 2-ой. — М.,1984. – 408с.
7. Ривкин Б.И. Малаяистория искусств. — М., 1970.
8. Соколов Г. И.Акрополь в Афинах. М., 1968.
9. ЭнциклопедияИскусство. Том 7. Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладноеискусство. Гл. ред. Аксёнова М.Д. – М.,1998.
10. При подбореиллюстраций использовался сайт сети интернет.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.