Содержание
Введение
1. Особенности менталитета средневековогочеловека
2. Средневековая ментальность как тип культуры
3. Психологический складсредневековой личности
Заключение
Литература
Введение
Актуальность данной темызаключается в том, что средневековье — пестрый конгломерат народов и стран —представляет все-таки единую цивилизацию. Его общественно-экономический строй(по крайней мере в крупных и развитых странах Европы) — феодализм;средневековые европейцы — христиане, их мировосприятие теоцентрично, т. е.сводит все сущее к промыслу всемогущего Бога. Трудно найти в истории болеепротиворечивую, более сложную культуру, чем культура средних веков.
Термин «средневековье»условен. Итальянские гуманисты противопоставляли «темным» средним векамзолотой век античности (культурный канон) и современность, когда происходитвосстановление классики. Это идеологическое разделение стало полезным обозначениемэпохи, когда язычество и монотеизм, община и государство, город и деревня,универсализм и замкнутость, книжность и неграмотность сталкивались как поляризованныеи равномощные силы.
«Средневековыммиросозерцанием, — писал русский философ В. Соловьев, — я называю для краткостиисторический компромисс между христианством и язычеством, тот двойственныйполуязыческий и полухристианский строй понятий и жизни, который сложился игосподствовал в средние века как на романо-германском Западе, так и навизантийском Востоке» [12, с. 344].
Сходное определение даетэпохе и современный французский историк Ж. Ле Гофф. В его определении средневековьеунаследовало от Рима борьбу двух вариантов развития: открытости и закрытости.Но «Рим, замкнутый стеной, восторжествовал над Римом без границ и без стен, окотором тщетно мечтал несчастный Рем» [8, с. 9]. Средневековье же—с самогоначала более сложный мир, который не может замкнуться. Этому мешает и открытостьхристианского вероучения.«Религия вселенского призвания, христианство нерисковало замкнуться в границах одной цивилизации. Конечно, оно стало главнымнаставником средневекового Запада, которому передало римское культурноенаследие. Конечно, оно восприняло от Рима и его истории склонность ксамозамыканию. Но перед лицом закрытого типа религии западное Средневековьесоздало также и более открытый ее вариант; и диалог этих двух ликовхристианства стал доминирующим в ту переходную эпоху. Десять веков потратилсредневековый Запад, чтобы сделать выбор между стоявшими перед ним альтернативами:замкнутая экономика или открытая, сельский мир или городской, жизнь в однойобщей цитадели или в разных самостоятельных домах» [5, с.11].
В советскойисториографии, определявшей указанный период как становление, расцвет и началоупадка феодализма, средние века датировались с V по XVII вв. В немарксистскойнауке, как правило (для Западной Европы), указывают VI--XV вв. Послесредневековья начинается Возрождение, которое по культуре и общественно-политическомуустройству отличается от средневековья, но не вполне относится к современности.Западноевропейская цивилизация делится на «темное» (VI—Х вв.), зрелое (XI—XIIIвв.) и позднее средневековье.
Христианская культурасохранила основные достижения греко-римской античности, но отрицала языческоеотношение к миру. Политеизму она противопоставляет монотеизм; натурализму,интересу к предметному миру —
духовность,культивирование интроспекции; гедонизму (культу удовольствий) — аскетическийидеал; познанию через наблюдение и логику — книжное знание, опирающееся наБиблию и толкование ее авторитетами церкви.
Цель работы – выявитьособенности менталитета средневекового человека. При достижении данной целинеобходимо было решить следующие задачи:
— рассмотреть характерные признаки средневековой жизни;
— выявить типичные чертыличности средневекового человека.
— показать соотношениементальности с культурной ситуацией в средневековье.
1. Особенностименталитета средневекового человека
Какие толькопротивоположности не объединяются воедино на этом не таком уж длительном отрезкевремени! Это жажда чудесного и страх перед ним; стремление к путешествиям иограниченность кругозора местом проживания, чертой горизонта. Это учение охристианском милосердии и всепрощении, с одной стороны, и постоянные войны иказни с крайней степенью жестокости — с другой. Это соединение возвышенного инизменного в повседневной жизни: ожидание конца света, постоянная подготовка кнему и в то же время удручающая простота нравов, когда обжорство, распутство идругие пороки не выглядят аномально. Это контрасты общественного устройства сего жестким сословным делением, при котором невозможно смешение социальных слоевдруг с другом. Поэтому культура тоже контрастна, разделена социальнымиперегородками, все в ней представляет единство «высокого» и«низкого», городского и сельского, рыцарского и цехового и другихначал.
Контрастыэпохи обостряют чувства и ум, разжигают страсти — от взрывов необузданности изверской жестокости до глубин душевной отзывчивости. Все это выливается впубличное выражение любых эмоций: скорби по поводу похорон, умиления отсветских церемоний (например, бракосочетания особ королевского двора),намеренно выносившихся на всеобщее обозрение и вызывавших слезы радости у собравшихся,или непритворной кровожадной злобы на публичных казнях. Сильно инепосредственно проявляется вспыльчивость, неистово выражаются воинственность,алчность, корыстолюбие, мстительность, бурно демонстрируется верность,формирующая слепое желание следовать во всем своему господину. Средневековье —эпоха пылких страстей и наивных до детскости фантазий. Эти качества присущименталитету всех без исключения сословий, хотя и находят различную формувоплощения [5,306].
Сознание сельского жителяразвивается на другой основе, чем в городе. Деятельность крестьянина неотличается особым разнообразием, а потому и вырабатывает особуюконсервативность и недоверие ко всему новому, что станет позже предметомосмеяния для бойких городских подмастерьев. Но эта же монотонность жизниразвивает и жажду чудесного, фантазию, населяющую весь мир за пределами видимостичудовищами или колдунами, живущими в сказках и легендах устного народноготворчества. Именно здесь сохраняется древний героический эпос, повествующий одеяниях богов и героев.
Племена германцев,скандинавов, кельтов и другие были окружены не слишком радостной природой:холодное море, отвесные скалы, часто хмурое небо. Это были суровые люди,которые вели суровую жизнь, создавая не менее суровую мораль. Часть этихморальных принципов дошла до нас в виде наставлений бога скандинавов Одина в«Изречениях Высокого». Подозрительность и осторожность — таковыглавные рекомендации бога:
«Прежде чем войдешь в дом, присмотрись ковсем входам: не скрывается ли где враг».
«Дня не хвали раньше вечера, жену — раньшеее смерти, оружия — пока не испробовано, девушки, пока не замужем, лед похвали,если выдержал, пиво, когда выпито» [10,8].
Недоверие к окружающемураспространяется и на людей, и на природу. Кругозор сельского жителя былограничен примерно восемью километрами в диаметре. Это — предел досягаемости,место деятельности, круг видимого мира. Весь остальной мир представляется населеннымчудищами, великанами, людьми о нескольких головах, неведомым зверьем, в немпроисходят волшебные происшествия и превращения. Даже ближайший лес дляселянина — не только место охоты, но постоянная опасность, не только реальная(разбойники), но и вымышленная: лес — это неизвестность, а неизвестность страшитнепросвещенный ум.
Сельский житель всегдазависел и от природы, и от общественных катаклизмов, поэтому ему нужна былазащита, чтобы спокойно обрабатывать свои поля. Он прибегал к помощиаристократа, но за это высокородный защитник налагал на него дополнительныепоборы. Земледельцу присуще было размышлять о природе и ее явлениях, нопоскольку он не получал образования, все знания передавались из поколения впоколение через практическую деятельность. Земледелец не покорял силы природы —он пытался снискать их благоволение путем молитв и жертв, а на этом путирелигиозность, легковерие и суеверие шли рука об руку. На этом основании у неговыработались два различных стереотипа поведения: с одной стороны, абсолютнаяпокорность и даже некоторый фатализм, иногда граничащие с показной илиреальной туповатостью, а с другой—безудержное бунтарство, периодическивыливающееся в жестокие и кровопролитные крестьянские войны.
Позднее, когдаобразовались и обособились новые государства, окончательно сложились отношениямежду вассалами и сеньорами, народный эпос вбирает в себя историческуютематику, воспоминания о величии королей, походах, победах; и те, кто вызываетк себе чувство восторга или симпатии, наделялись красивой внешностью, добротойи другими лучшими качествами. Таковы эпические предания о Роланде или«Песнь о Нибелунгах». Но и здесь присутствует суровость, пронизаннаявассальной верностью, сливающейся в героических сказаниях с верностью роду,племени, стране, государству. Герой песен — эпический король, власть котороговоплощает единство страны. Эти произведения могли быть сложены и воинами, чейкругозор несколько богаче кругозора крестьянина, но по определенной«однозначности» они и в крестьянском, и в военном эпосе поразительнопохожи: такой же узкий круг тем, те же сюжетные и языковые клише, тот жеоднонаправленный взгляд на мир. Даже тогда, когда появились новые,патриотические темы, традиционная для эпоса борьба «светлого» и«темного» начал раскрывается через столкновение христиан и «неверных».
Городской уклад жизниникогда не отличался постоянством. Горожанин, иногда беглый крестьянин,которому нужно было продержаться в городе год, чтобы получить свободу, долженбыл быстро соображать, быстро реагировать на любую ситуацию и трезво оцениватьреальность. Плутовство, хитрость, изворотливость становились элементамигородской культуры и не воспринимались как порок.
В городе жесткая иерархиясо своими запретами и ограничениями выступала особенно явственно. Например,были запрещены смешанные браки (церковь не давала благословения), одеждагорожан должна была соответствовать их социальному положению. Даже богатым ремесленниками купцам запрещалось носить платье из бархата или атласа, кружева, украшенияиз драгоценных камней. Нарушителя установленных правил могли подвергнутьпубличному наказанию розгами или кнутом, заключению в тюрьму и крупному штрафу.
Здесь особенно сильноощущалась разница между роскошью вельмож и грязью узких, темных из-за теснойзастройки улиц, между жарой летнего дня и холодом и тьмой зимней ночи, междуторжественностью церковного богослужения и разгулом веселого карнавала. Можетбыть, карнавальная культура была самым ярким и специфическим явлениемсредневекового города. Кроме карнавала, существовали особые «праздникидураков», праздник осла, а также — как часть церковного обряда —«пасхальный» и «рождественский» смех, при котором во времяпраздничного богослужения священник произносил речи, не всегда отвечающиетребованиям повседневной морали.
Не только карнавал имелнародно-площадную форму. Даже церковные храмовые праздники сопровождалисьярмарками с площадными увеселениями, в которых участвовали «уроды»,великаны, «ученые» звери и др. Смех сопровождал и гражданскиецеремониалы и обряды,— пишет М. М. Бахтин,— шуты и дураки были неизменными ихучастниками и пародийно дублировали серьезные действия — чествованияпобедителей турниров, посвящение в рыцари и др. Даже на бытовых пирушкахвыбирались «бобовые» король и королева «для смеха». Умногих народов от весенних обрядов сохранились обычаи выбирать «майскуюкоролеву», которая олицетворяет весну. Соответственно «король»должен олицетворять зиму [2,5].
У карнавала средних вековесть свои непреложные законы: он не делит участников на исполнителей изрителей; карнавал не смотрят, в нем живут, так как по своей идее онвсенароден; пока карнавал совершается, ни для кого нет никакой другой,некарнавальной жизни. Таким образом, карнавал несет в себе две идеи: это идеяособой карнавальной свободы и идея возрождения и обновления жизни. Как писалБахтин [2,5], в карнавале сама жизнь играет другую, свободную (вольную) формусвоего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах.
Официальные праздникипринципиально отличались от карнавала. Они были серьезны, не уводили отсуществующего общественного уклада, не даровали человеку освобождения отреальности, а наоборот, еще сильнее закрепляли и утверждали неизменность ивечность существующего миропорядка, его ценностей, норм, идеалов. Официальностьвсегда обращена в прошлое, в отличие от карнавала, который торжествовалосвобождение от господствующих норм, был праздником обновления. На времякарнавала как бы упразднялись иерархические отношения, которые подчеркивалисьна официальных праздниках. Фамильярность карнавала — особое состояниераскованности, при котором каждый человек ощущал себя равным среди равных.Существовал и особый карнавальный язык, богатый и способный выразить мироощущениенарода, враждебное всему застывшему, раз и навсегда данному. Для него, какговорит Бахтин, характерна логика «обратное -ти»,«наоборотности», мира «наизнанку», логика«снижений», профанации, шутовских увенчаний и развенчаний [2,5].Смех карнавала всенароден, он — не индивидуальная реакция на какое-либо отдельноеявление, а направлен на весь мир и его устройство, высмеивает всё и вся, в томчисле и самих участников.
Влияние карнавальногомироощущения на городскую культуру было велико, так как города средневековьяжили в условиях карнавала в общей сложности до трех месяцев в году. Вповседневной жизни также невозможно было полностью преодолеть карнавальноемышление. Даже те люди, которые обычно предавались ученым трудам, не избеглимощного воздействия карнавального смеха. Школяры, монахи, высокопоставленныецерковники и ученые богословы умели веселиться, уходя от привычной серьезности.Одно из произведений — «монашеские шутки» — написано на«ученой» латыни, но представляет собой пародийные трактатыбогословского и теоретического характера. Здесь все обряды и богословскаяидеология показаны в смеховом аспекте.
Миру известны пародийныепроизведения, которые показывают, как глубоко проникала смеховая карнавальнаякультура в стереотип средневекового человека. Например, освященная традициейвольного «пасхального» смеха «Вечеря Киприана» дает карнавальнуюверсию всего Священного писания. Были созданы пародийные дубли на все стороны имоменты церковного культа и вероучения, пародировались различные литургии,молитвы, в том числе и священнейшие — Отче наш и Аvе Маriа, церковные гимны ипсалмы. Эта литература не была враждебна христианству, она его не высмеивала,а, как это ни покажется странным, сохраняла и частично использовала в«празднике дураков», который шел по календарю следом за праздникомРождества Богоматери и проводился в том же храме теми же богослужителями.
Конечно, нельзя считать,что городская культура обособлена от сельской или культуры средневековоговоинства. Но именно город являл собой соединение всех противоречий ипротивоположностей средневековья в целом. Ведь город был административнымцентром, здесь находились резиденция сеньора, если город был в его власти, илиепископский дворец, ратуша и прочие официальные учреждения. Здесь былисосредоточены ремесленные цеховые организации со своей сложной структурой,деловыми отношениями, обычаями, праздниками, процветали торговля иростовщичество. Здесь можно было встретить богатого купца и расчетливогокрестьянина, веселого подмастерья и солидного цехового мастера, бродячегомонаха, школяра, разорившегося рыцаря и спесивого сеньора.
Городская культураповлияла на развитие языка. Деловая переписка, любые документы, ученые ибогословские трактаты, некоторые уличные представления, разговоры монахов ишколяров, богослужения и пародии на них — все это писалось, читалось ислушалось пока еще на латинском языке. Но уже просыпался и разворачивался,расширяя свое влияние, народный язык, тот, что до этого существовал какварварский. Разговорная, «кухонная» латынь мешалась с народнымиговорами в шутовских площадных представлениях и народной литературе. Именно вгороде появилось крамольное и забиячливое «Сказание о Лисе» — одноиз первых сатирических произведений.
Это произведениезаслуживает внимания, так как, во-первых, оно связано со старинными баснями, известнымивсему европейскому миру из античных источников, во-вторых, сами басни — продуктдревнейшей индоевропейской культуры, гораздо старше античности. Герой басен —Лис, носящий германское имя: Рейнгард, Рейнеке, Ренар. Один остроумный поэт(XII в.) дал всему циклу повестей о Лисе (всего их двадцать шесть) название«Роман о Лисе» или «Роман о Ренаре», которое звучало каксатирическое сопоставление с рыцарскими или куртуазными романами, намекая, чтонарод на свой манер изображает жизнь высшего общества, рыцарей и дам. Этоизображение носит характер маскарада, при котором звери имеют все чины и чертыфеодального общества.
Звериная державауправляется императором Львом по имени Нобль (Благородный). Он действительноблагороден и справедлив, но его окружают коварные хитрые вассалы: волк Изегримсо своей мрачной и ненасытной супругой, хитрый кот Тьебо, обжора и тугодуммедведь Брюн, трусливый, глупый и угождающий всем баран Белин. Осел Бернаримеет титул архиепископа. Но и лис Ренар — вовсе не герой, а воплощение разбоя,беззакония и насилия. Ренар еще и смутьян, он издевается над императором иослом-архиепископом, над всеми, кто пытается внушить ему послушание. В егопроделках отражается дух общества, в котором он живет и в котором решающимоказывается право кулака. Героем же становится простой крестьянин, охраняющийсвой дом от произвола мелких и крупных хищников. Именно у него Ренар униженнопросит милости и суда над своей четвероногой братией.
Хотя основу«Романа» составляет народная сказка, сложившаяся в сельской культуре,но только город со своим сатирическо-карнавальным мышлением мог такпо-карнавальному выразить недовольство основами строя, пародирующее«высокую» литературу своего времени, а также отразить неоднородностьобщества и городской среды [1, З].
В этом романе проявиласьеще одна особенность всей средневековой культуры — символичность. Длясредневекового человека вообще многие предметы окружающего мира — символыбожественной воли или замысла. Но не только христианская символика царила вмышлении и мировосприятии. Многие явления природы, еще не раскрытые познанием,читались как приметы, отзвуки некоего нематериального, мистического начала,уходящего корнями в далекое языческое прошлое. В искусстве большое местозанимали описания снов, видений, толкований различных знаков, предсказывающихбудущее, исход любого начинания. Особенно явственно это проявляется влитературных произведениях и в архитектуре, наполненной различнымифантастическими фигурами, другими элементами, имеющими глубокий смысл изначение для взора средневекового человека. В искусстве постепенно появляютсясимволические обобщения, различного рода аллегории, выражающие какие-либокачества или стремления людей: аллегории Верности или Благочестия, Любви илиСмирения и т. д. В романе о Лисе мы тоже видим пример аллегорическогоизображения мироустройства и человеческих отношений. Каждый социальный слойимел свою символику, так же, как и свой образ жизни и особый слой культуры.Поскольку сословная иерархия не способствовала взаимопроникновению элементовэтих культур, то мы имеем дело каждый раз с вполне оформленной культурой тогоили иного сословия. Так, можно говорить об особой культуре и образе мышлениякрестьянина и феодального вельможи, горожанина и цехового ремесленника, воинаили рыцаря.
2. Средневековая ментальность как типкультуры
Отечественный исследователь-медиевист А.Я.Гуревич посвятил ряд работ изучению средневековойментальности. Он поставил в центр собственного культурологического анализакатегорию личности. Все особенности исторической ментальности — восприятиевремени и пространства, отношение к природе и сверхъестественному, пониманиевозрастов человеческой жизни, трудовая мораль и отношение к богатству ибедности, право, мир эмоций — все это различные обнаружения человеческой личности.Без ее истолкования нельзя подойти к проблеме ментальности.
Речь идет не осовокупности ценностей, а именно о постижении ментальности. Все упомянутыекультурные феномены как раз в личности организованы в единую систему. Онинаходят выражение в ее сознании и бессознательном. Культурные самообнаружениянаправляют активность личности, придают человеческому поведению историческисвоеобразные формы, специфический стиль. Однако в теории ментальности слаборазработаны категории индивидуальности, то есть отдельного человеческогоэкземпляра, и личности.
А.Я.Гуревич проводитразличие между индивидуальностью и личностью. В известной мере личность можноопределить, по его мнению, как средний термин между обществом и культурой.Индивид оказывается личностью, усваивая, интериоризируя конкретное культурноенаследие — систему ценностей, видение мира, характерные для того или иного обществаили группы. Вот почему в каждом социуме в определенную эпоху и в историческиспецифический миг вырабатывается своеобразный тип личности. Что же касаетсяиндивидуальности, то предполагается постижение обособленного человека, некоесаморефлектирующее Я.
Когда мы изучаем личностиконкретной эпохи, то одновременно погружаемся в пучины ментальности. Постигаетсято содержание сознания, которое индивид разделяет с другими членами своейгруппы. При разборе личности постигается не общая ментальность, а некоторыечерты самосознания и самоанализа человека. Поэтому вполне логичной оказываетсямысль о том, что для истолкования самосознания индивида лучше всегоиспользовать такие исторические памятники, как автобиографии и исповеди.Однако здесь историка культуры подстерегает непредвиденное. Жанр этихпамятников позволяет упрятать уникальное и личное за стойкими трафаретами.
Средневековаяментальность такова, что человек той эпохи обязательно будет отождествлять себяс какой-либо моделью или образцом, взятым из древних текстов — библейских,созданных первыми христианами или отцами церкви. Речь идет вовсе не о простом пиэтетеперед авторитетами прошлого. Точнее сказать, что средневековая личность можетопознать себя только в том случае, когда она использует «фрагменты» другихличностей, взятых напрокат из литературных текстов.
А.Я.Гуревич приводитвыразительные иллюстрации. Средневековый теолог Гильбер де Ножан пытаетсяреализовать себя, подражая «Исповеди» Августина, и видит образ собственнойматери в облике Моники.
Припоминая наиболеекритические эпизоды собственной жизни, французский богослов Абеляр подражаетсвятому Иерониму. Он описывает, как разбиралось его дело церковным советом,используя почти буквально те же выражения, которыми в Евангелии рассказываетсяо приговоре, вынесенном Христу Синедрионом. О том, что личность Абелярауникальна, не приходится и говорить. Но он выражает себя по канонам XII в.Абеляр воссоздает свою индивидуальность, опираясь на архетипные конструкции. Тоже самое можно сказать и об Элоизе. Свою любовь к Абеляру она оркеструетссылками на «Песню песней». Она ощущает себя Корнелией, вдовой Помпея; послеего поражения Корнелия готова была принести себя в жертву, чтобы умилостивитьбогов. Элоиза намерена уйти в монастырь, чтобы оказать помощь супругу.
Это ли не парадоксособого типа мышления: самобытность личности выражается прямо противоположнымходом — через отвержение собственной уникальности. Так возникает возможностьдля сопоставления средневековой и современной ментальности. Личностьсредневековой культуры ориентирует себя на внешние по отношению к ней нормы иформы. Ядро современной личности гнездится внутри самого индивида. Вотразительный культурный контраст.
Представительсредневековой культуры, составляя собственную апологию, станет порицать себя забеспредельную гордость и будет рассматривать собственные беды как справедливыйБожий гнев, вызванный человеческими грехами. Так поступает, скажем, Абеляр.Незаурядная личность нелегко вписывалась в рамки средневековой культуры. Онаказалась подозрительной даже в собственной самооценке.
Другая иллюстрация,которую приводит А.Я.Гуревич, имеет отношение к личности итальянского монахапервой половины XIV в. Опицинуса де Канистриса. Психотическая концентрация намысли о грехе и невозможности его искупления превратила Опицинуса вклассический пример психопатологии. Однако даже душевное безумие выражается вспецифических формах культуры. Это душевное неблагополучие современникакультурного кризиса средневековья. Воскрешая черты средневековой ментальности,А.Я.Гуревич излагает жизнеописание монаха на основе написанных им религиозныхтрактатов и рисунков.
И вот что поразительно. Спараноидальным постоянством повторяются в этих материалах символическиеизображения церкви, Христа, Девы Марии, патриархов и пророков, знаки зодиака идругие характерные для средневековья изображения библейских сцен, микрокосма имакрокосма, которые сопровождаются отрывочными и не всегда ясными записями.Особенность этих рисунков в том, что Опицинус привносит в священный контекстэлементы картографии и анатомии, создавая новые символические значения. Не утрачиваясвязи со своими предшественниками и современниками, Опицинус творитсобственное духовное пространство.
Так, на одном изавтопортретов Опицинуса на груди его или, точнее, в отверстой груди изображенмедальон. В нем нарисована перевернутая карта Средиземноморья. КонтурЕвропейского материка напоминает фигуру мужчины: его голова — Иберийскийполуостров, бюст — север Италии и юг Франции, сердце — в Авиньоне, гденаходилась тогда папская резиденция. Мужчина склонился к женщине, контуркоторой образует побережье Северной Африки. Надпись, сделанная под рисунком,указывает, что мужчина и женщина олицетворяют Адама и Еву в моментгрехопадения.
Однако это еще не все.Контуры Средиземного моря напоминают Опицинусу гротескную и внушающую страхфигуру дьявола, сидящего на троне и подталкивающего людей к отпадению отГоспода. Психоаналитик мог бы прокомментировать: больной использует в своихфантазиях культурный материал эпохи. А.Я.Гуревич разъясняет: антропоморфнаякарта Опицинуса оказывается одновременно «морализованной картой», «символическойгеографией». Грех и дьявол царят в мире, но зло не просто распространеновокруг, оно гнездится в душе самого Опицинуса. Вспомним святую Хильдегарду изБингена (XII в.). Рисунки, иллюстрирующие ее видения, отличаются совершеннойупорядоченностью, гармонией и равновесием между микро- и макрокосмом.Хильдегарда, как и Опицинус, постоянно изображает себя на этих рисунках. Онарисует себя склонившейся у ног человеческой фигуры, внизу и вне картины,воссоздающей микрокосм и макрокосм. Она видит себя зрителем, который, неучаствуя в тайне гармонической симфонии «большого» и «малого», оказываетсяпростым свидетелем благодати Божьей.[3,275]
Все выгладит иначе уОпицинуса. В его рисунках, как и в картинах Хильдегарды (неизвестных ему),круги и овалы охватывают видения макрокосма и микрокосма. Однако гармониямежду этими мирами обнаруживается не в откровении, явленном набожному иаскетичному визионеру, а в постоянно возобновляемой попытке угнетенного умавыразить мучающие его страхи и ожидания. Хильдегарда — только посредник междунебом и землей. Опицинус же творит образы двух миров, не переставая утверждатьсобственную субъективность.
Можно ли, сопоставляявидения Хильдегарды и Опицинуса, говорить об изменениях в религиозном сознаниис XII по XIV в. Обозначилась ли в поздней культуре новая ментальность?Безусловно. Гармония сменилась дисгармонией, картина священного космоса, непревратившись еще в дезорганизованный хаос, стала образом дьяволического мира.Рисунки Опицинуса говорят о его глубоком отчуждении от мира, о противоречиях вего отношениях с Богом. Через патологическое состояние Опицинуса проступаетновая ментальная ситуация, когда люди были травмированы неискоренимым страхомПоследнего Суда, и этот страх разрастался до степени фобий и массового психоза.Опицинус ищет собственный прототип и находит его в христианском философе Боэциивремени «Утешения философией». Менталитет средневековой культуры выражается внарастании личностного самосознания. Это не только безличные штрихи культуры.Это самовыражение человека, способ его самореализации и самопонимания.
3. Психологический склад средневековой личности
Человеческий типсредневековья вырисовывается благодаря работам И. Хейзинга, М. Блока, Л.Февра, Р. Мандру, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа и других историков. Найденные этими авторамихарактеристики складываются в достаточно устойчивый образ.
Специфику средневековогохарактера видят прежде всего в эмоциональной сфере. Возможно, эмоциональностьсредневековья сразу бросается в глаза историку ментальностей. У современнойцивилизации достаточно средств, чтобы нейтрализовать воздействие слишкомсильных эмоций на течение социальной и политической жизни. Управление иособенно стратегические решения должны находиться под контролемгосударственного расчета. Напротив, в феодальной Европе был распространен типнеобузданного и фантазирующего правителя. И, можно предположить, делозаключалось не только в импульсивности властителей, но и в отсутствиипредставительных органов управления, процедуры коллективных решений,политической культуры гражданского общества. Политика считалась личным,семейным, клановым предприятием, религиозным подвижничеством, рыцарскойавантюрой, но никак не работой подотчетных населению служащих и его избранныхпредставителей. «Как правило, нам трудно представить чрезвычайную душевнуювозбудимость человека средневековья, его безудержность и необузданность. Еслиобращаться лишь к официальным документам, т. е. к наиболее достовернымисторическим источникам, чем такие документы по праву являются, этот отрезокистории средневековья может предстать в виде картины, которая не будетсущественно отличаться от описаний политики министров и дипломатов XVIIIстолетия. Но в такой картине будет недоставать одного важного элемента:пронзительных оттенков тех могучих страстей, которые обуревали в равнойстепени и государей, и их подданных. Без сомнения, тот или иной элементстрасти присущи современной политике, но, за исключением периодов переворотов игражданских войн, непосредственные проявления страсти встречают ныне гораздобольше препятствий: сложный механизм общественной жизни сотнями способовудерживает страсть в жестких границах. В XV в. внезапные эффекты вторгаются вполитические события в таких масштабах, что польза и расчет то и делоотодвигаются в сторону» [10, с. 20].
Но в средневековойэмоциональности усматривается не только повышенная интенсивность, но и крайняябыстрота смены состояний. Причем переходы происходят между полярными эмоциями:от восхищения к гневу, от подавленности к эйфории, от неуверенности ксамодовольству. Обратимся опять к свидетельству И. Хейзинги. «Когда мир был напять веков моложе, — пишет он, — все жизненные происшествия облекались в формы,очерченные куда более резко, чем в наше время. Страдания и радость, злосчастьеи удача различались гораздо более ощутимо; человеческие переживания сохранялиту степень полноты и непосредственности, с которой и поныне воспринимает гореи радость душа ребенка...
… Из-за постоянных контрастов,пестроты форм всего, что затрагивало ум и чувства, каждодневная жизнь возбуждалаи разжигала страсти, проявлявшиеся то в неожиданных взрывах грубойнеобузданности и зверской жестокости, то в порывах душевной отзывчивости, впеременчивой атмосфере которых протекала жизнь средневекового города» [10, с.7].
Указанную особенностьпсихики историки ментальностей называют поляризованностью эмоциональной сферы.
Элементом средневековойчувствительности была нерасчлененность интеллектуальной и эмоциональной сфер.Под этим понимается такое состояние мыслительной деятельности, когда знаниеаффективно окрашено. Всепроникающая эмоциональность обволакивала всредневековом сознании самые абстрактные понятия. Отделить объективныепризнаки чего-то отличного отношения к нему было трудно. «Люди этого времени вих способах аргументировать не испытывали потребности в строгой точности…освобождаясь от нее под владычеством неистовых страстей» [9,187].
Средневековый человек,как его рисуют исторические источники, предстает перед нами чрезвычайно чувствительным.Слезы, рыдания, заламывания рук, обмороки часты как у женщин, так и у мужчин.Средневековый человек любил яркие, контрастирующие цвета, его притягивалидраматические, часто кровавые зрелища. «Жестокое возбуждение и грубое участие,вызываемое зрелищем эшафота, были важной составной частью духовной пищи народа»[10,9]. Эту черту можно назвать сверхчувствительностью (гиперсеизитивностью).
Еще один факт, на которыйобратили внимание историки ментальностей, состоит в том, что наиболее аффективныевиды восприятия — слух, осязание, обоняние — представлены в познаниисредневековья шире, чем в современном. Чувственная опора интеллектуальнойдеятельности наших дней — зрение. В средние же века люди в основном слушают, ане читают. Медики определяют болезнь по звуку и запаху. Музыка оказывает налюдей глубочайшее впечатление. Л. Февр назвал указанную особенность строениявосприятия визуальной отсталостью. Он считал, что люди средневековья иВозрождения еще не нашли достаточного применения для зрения в познавательнойдеятельности. «… Они не поместили его еще среди чувств, необходимых дляпознания полученных данных. Очевидная вещь: переход от качественного кколичественному необходимо лежит в основе. того, что мы называем визуализациейвосприятия» [9, 424].
На первый взгляд, И.Хейзинга трактует соотношение перцептивных модальностей в средние века иначе.«Основная особенность культуры позднего средневековья — ее чрезмерновизуальный характер. С этим тесно связано атрофирование. мышления. Мыслятисключительно в зрительных представлениях. Все, что хотят выразить, вкладываютв зрительный браз. Полностью лишенные мысли аллегорические театральные сцены,так же как и поэзия, могли казаться терпимыми именно потому, что удовлетворениеприносило только то, что было зримо» [10, 318].
Но пишут И. Хейзинга и Л.Февр все-таки о разных вещах. И. Хейзинга — о позднем увядающем средневековье,о разложении его ученой культуры в бесконечных навязчивых визуализациях (и, сдругой стороны, об экстатической власти музыки над тем миром). Историки же«Анналов» претендуют на обобщение перцептивного опыта средневековья вэпохальный тип восприятия. И хотя в культурной иерархии восприятий места разныхперцептивных модальностей по периодам, странам, социальным слоям, разумеется,меняются, прикидка Февра в целом остается верной: средневековье в сравнении снашим веком — визуально отсталая эпоха. Но речь идет, разумеется, о символическихсредствах выражения, а не об остроте зрения!
В сфере групповыхотношений характерной особенностью средневековой личности был конформизм поотношению к своим и социальная агрессивность по отношению к чужим.Средневековую личность можно назвать корпоративной. Она вращалась в своейсреде и принадлежала к своей касте (сословию, фамилии, общине, гильдии, цеху).Поэтому, как считают историки культуры начиная с Я. Буркхардта, «в средниевека обе стороны самосознания — по отношению к внешнему миру и своемувнутреннему «Я» — как бы дремали под одним общим покрывалом. Последнее было сотканоиз бессознательных верований, наивных воззрений и предрассудков, весь мир систорией представляется сквозь это покрывало в своеобразной окраске, я человекпознавал себя только по кастовым особенностам или по признакам, различающимнарод, партию, корпорацию, семью, — другими словами, понятие личностисвязывалось всегда с какой-нибудь общей формой» (1,157].
Сходным образомвысказывается А.Я. Гуревич: «Средневековье имеет ясную идею человеческойличности, ответственной перед Богом и обладающей метафизическим неуничтожаемымядром — душою, но не признает индивидуальности. Установка на всеобщность,типичность, на универсалии, на деконкретизацию противоречила формированиючеткого понятия индивида» [2, 278].
Но советский историкписал о понятии (культурной категории) «личность». Корпоративная личностьсредневековья, как и политический человек античности, и люди родо-племеннойархаики, — это один из типов поведений, хотя и преобладающий. Он хорошоотражен в социальных нормах эпохи, является ее эмблемой. Воспитание,социальная память, традиция воспроизводят и передают именно этот тип. Другиечеловеческие образы затушевываются и даже стираются. Но они, разумеется, есть.Любое общество знает не только безличных статистов, но и творцов с широкимкругозором и неординарным поведением. Своей репутацией средневековый человек вомногом обязан своеобразному складу учености, которая охотно обобщала иуниверсализировала, но мало интересовалась индивидуальными чертами человека ипотому «опускала» их.
Редкий медиевист неотметит, насколько жизнь средневекового человека окрашена страхом. «Чувствонеуверенности — вот что влияло на умы и души людей средневековья и определялоих поведение. Неуверенность в материальной обеспеченности и неуверенностьдуховная; церковь видела спасение от этой неуверенности, как было показано,лишь в одном: в солидарности членов каждой общественной группы, впредотвращении разрыва связей внутри этих групп вследствие возвышения илипадения того или иного из них. Эта лежавшая в основе всего неуверенность вконечном счете была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никомуне было обещано наверняка и не гарантировалось в полной мере ни добрымиделами, ни благоразумным поведением. Творимые дьяволом опасности погибеликазались столь многочисленными, а шансы на спасение столь ничтожными, чтострах неизбежно преобладал над надеждой… Итак, ментальность, эмоции,поведение формировались в первую очередь в связи с потребностью всамоуспокоении» [5, с. 302].
Но средневековый страх,как и остальные феномены ментальности тех веков, многосложен. И это потому, чтов жизни была не только пугающая изменчивость, но и незыблемый порядок. Вряд ликакая другая эпоха имела столь хорошо разработанную иерархию небесных и земныхсил. Над этим трудились отцы церкви и теологи, королевские министры иправоведы. Средневековье известно не только необузданными страстями, но такжеученой схоластикой и юридической казуистикой. Человек того времени видел в Богетворца незыблемого порядка, в котором ему, человеку, отводилось незыблемоеместо.
Религиозный «страхгосподень» — синоним совести, а светское бесстрашие воспринимается какотсутствие морали и даже как богоборчество и демонизм. Священное содроганиеперед тайной божественного могущества совсем не похоже на страхи перед демонами,наоборот, оно в родстве с уверенностью в неотвратимости воздаяния испокойствием, граничащим с фатализмом («Все в руке божьей»).
Страшную зыбкость мирапитают скорее миф и магия — такие же столпы средневекового мировосприятия,как и христианская вера. Ведь средние века, по Соловьеву, — это компромиссмежду христианством и язычеством. Иначе говоря, компромисс (но ипротивоборство) между книжно-ученым и народным, серьезным и карнавальным.
Заключение
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать выводы
1.Средние века —эпоха, наполненная противоречиями. Как и всякая другая, она имеет свои темныестороны, но она — ступень в развитии культуры человечества, имеющая заслугиперед мировой культурой и свою специфику.
2. Среди специфических сторон следует назватьпрежде всего интерес к духовной жизни человека, который возник в средневековойкультуре под активным влиянием христианства. Это отразилось на менталитетевсех слоев средневекового общества и нашло свое выражение в искусстве,обратившем внимание на эмоциональную сферу каждого отдельного человека,показав ценность и внутреннего мира, и эмоционального отношения кдействительности.
3. Средние веказначительно развили систему логического мышления. От Тертуллиана, говорившего:«Верую, ибо абсурдно»,— через Ансельма Кентерберийского (XI век) сего утверждением «верую, чтобы понять»— Средневековье приходит кПьеру Абеляру (XII век), считающему, что нужно «понимать, чтобыверить». Споры номиналистов и реалистов, развитие схоластики, диспутыпривели к попыткам сделать разум основанием рассуждений и найти законы егосуществования.
4. В это времяразвивается, углубляется и совершенствуется искусство. Появляются новые формыи жанры, новые направления литературы: роман, городская сатира, живущая в видефаблио шванков (нем. «шутка»), новелла, имеющая и сатирический, ипоучительный характер, лирика Прованса, открывшая для себя богатство созвучий всловах — рифму; новые особенности музыки; в XI веке появляется почтисовременная система записи музыки, а в творчестве трубадуров, труверов иминнезингеров — многочисленные жанры песенного творчества; в архитектурескладываются романский и готический стили, связанные с новыми способами иформами конструктивного решения зданий и храмов.
5. Появляются новыеязыки, основанные на латыни, но к ней не сводящиеся, впитавшие в себя всебогатство народного мышления.
6 Средневековье вывелочеловечество из мрака разрушения, связанного с падением и гибелью античногомира, на такой уровень культуры, который подготовил последующий всплескчеловеческой деятельности, характерный для следующей эпохи — эпохи Возрождения.
Литература
1. АртамоновС.А. Литература средних веков. – М.: Просвещение, 1992.
2. БахтинМ.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. –М.: Наука, 1990.
3. БыстроваА.Н., Киселев В.А. Мир культуры и культура мира. – Новосибирск, 1996, 1997.
4. ГуревичА.Я. Категории средневековой культуры. М., 1973.
5. ГуревичА.Я. Проблемы средневековой культуры. – М., 1981.
6. ГуревичП.С. Культурология. /Учеб. Пособие. – М.: Знание, 1999.
7. ЛеГофф Ж. Цивилизация средневеково Запада. М., 1992.
8. ФеврЛ. Бои за историю. М., 1991.
9. ХейзингаИ. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции иНидерландах. М., 1988.