Реферат по предмету "Культура и искусство"


Особенности менталитета средневекового человека

Содержание
Введение
1. Особенности менталитета средневековогочеловека
2. Средневековая ментальность как тип культуры
3. Психологический складсредневековой личности
Заключение
Литература

Введение
Актуальность данной темызаключается в том, что средне­вековье — пестрый конгломерат народов и стран —пред­ставляет все-таки единую цивилизацию. Его общественно-экономический строй(по крайней мере в крупных и раз­витых странах Европы) — феодализм;средневековые европейцы — христиане, их мировосприятие теоцентрично, т. е.сводит все сущее к промыслу всемогущего Бога. Трудно найти в истории болеепротиворечивую, более сложную культуру, чем культура средних веков.
Термин «средневековье»условен. Итальянские гумани­сты противопоставляли «темным» средним векамзолотой век античности (культурный канон) и со­временность, когда происходитвосстановление классики. Это идеологическое разделение стало полезным обозначе­ниемэпохи, когда язычество и монотеизм, община и го­сударство, город и деревня,универсализм и замкнутость, книжность и неграмотность сталкивались как поляризо­ванныеи равномощные силы.
«Средневековыммиросозерцанием, — писал русский философ В. Соловьев, — я называю для краткостиистори­ческий компромисс между христианством и язычеством, тот двойственныйполуязыческий и полухристианский строй понятий и жизни, который сложился игосподство­вал в средние века как на романо-германском Западе, так и навизантийском Востоке» [12, с. 344].
Сходное определение даетэпохе и современный фран­цузский историк Ж. Ле Гофф. В его определении средневе­ковьеунаследовало от Рима борьбу двух вариантов разви­тия: открытости и закрытости.Но «Рим, замкнутый сте­ной, восторжествовал над Римом без границ и без стен, окотором тщетно мечтал несчастный Рем» [8, с. 9]. Средневековье же—с самогоначала более сложный мир, который не может замкнуться. Этому мешает и от­крытостьхристианского вероучения.«Религия вселенского призвания, христианство нерисковало замкнуться в гра­ницах одной цивилизации. Конечно, оно стало главнымнаставником средневекового Запада, которому передало римское культурноенаследие. Конечно, оно восприняло от Рима и его истории склонность ксамозамыканию. Но перед лицом закрытого типа религии западное Средневе­ковьесоздало также и более открытый ее вариант; и диа­лог этих двух ликовхристианства стал доминирующим в ту переходную эпоху. Десять веков потратилсредневековый Запад, чтобы сделать выбор между стоявшими перед ним альтернатива­ми:замкнутая экономика или открытая, сельский мир или городской, жизнь в однойобщей цитадели или в разных самостоятельных домах» [5, с.11].
В советскойисториографии, определявшей указанный период как становление, расцвет и началоупадка феода­лизма, средние века датировались с V по XVII вв. В немар­ксистскойнауке, как правило (для Западной Европы), указывают VI--XV вв. Послесредневековья начинается Воз­рождение, которое по культуре и общественно-полити­ческомуустройству отличается от средневековья, но не вполне относится к современности.Западноевропейская цивилизация делится на «темное» (VI—Х вв.), зрелое (XI—XIIIвв.) и позднее средневековье.
Христианская культурасохранила основные достиже­ния греко-римской античности, но отрицала языческоеотношение к миру. Политеизму она противопоставляет монотеизм; натурализму,интересу к предметному миру —
духовность,культивирование интроспекции; гедонизму (культу удовольствий) — аскетическийидеал; познанию через наблюдение и логику — книжное знание, опираю­щееся наБиблию и толкование ее авторитетами церкви.
Цель работы – выявитьособенности менталитета средневекового человека. При достижении данной целинеобходимо было решить следующие задачи:
— рассмотреть  характерные признаки средневековой жизни;
— выявить типичные чертыличности средневекового человека.
— показать соотношениементальности с культурной ситуацией в средневековье.
1. Особенностименталитета средневекового человека
 Какие толькопротивополож­ности не объединяются воедино на этом не таком уж длительном от­резкевремени! Это жажда чудесного и страх перед ним; стремление к путешествиям иограниченность кругозора местом проживания, чер­той горизонта. Это учение охристианском милосердии и всепроще­нии, с одной стороны, и постоянные войны иказни с крайней сте­пенью жестокости — с другой. Это соединение возвышенного иниз­менного в повседневной жизни: ожидание конца света, постоянная подготовка кнему и в то же время удручающая простота нравов, когда обжорство, распутство идругие пороки не выглядят аномаль­но. Это контрасты общественного устройства сего жестким сослов­ным делением, при котором невозможно смешение социальных сло­евдруг с другом. Поэтому культура тоже контрастна, разделена со­циальнымиперегородками, все в ней представляет единство «высо­кого» и«низкого», городского и сельского, рыцарского и цехового и другихначал.
Контрастыэпохи обостряют чувства и ум, разжигают страсти — от взрывов необузданности изверской жестокости до глубин душевной отзывчивости. Все это выливается впубличное выражение любых эмо­ций: скорби по поводу    похорон, умиления отсветских церемоний (например, бракосочетания особ королевского двора),намеренно выно­сившихся на всеобщее обозрение и вызывавших слезы радости у со­бравшихся,или непритворной кровожадной злобы на публичных каз­нях. Сильно инепосредственно проявляется вспыльчивость, неистово выражаются воинственность,алчность, корыстолюбие, мститель­ность, бурно демонстрируется верность,формирующая слепое жела­ние следовать во всем своему господину. Средневековье —эпоха пыл­ких страстей и наивных до детскости фантазий. Эти качества присущименталитету всех без исключения сословий, хотя и находят различную формувоплощения [5,306].
Сознание сельского жителяразвивается на другой основе, чем в го­роде. Деятельность крестьянина неотличается особым разнообразием, а потому и вырабатывает особуюконсервативность и недоверие ко все­му новому, что станет позже предметомосмеяния для бойких город­ских подмастерьев. Но эта же монотонность жизниразвивает и жаж­ду чудесного, фантазию, населяющую весь мир за пределами види­мостичудовищами или колдунами, живущими в сказках и легендах устного народноготворчества. Именно здесь сохраняется древний ге­роический эпос, повествующий одеяниях богов и героев.
Племена германцев,скандинавов, кельтов и другие были окружены не слишком радостной природой:холодное море, отвесные скалы, ча­сто хмурое небо. Это были суровые люди,которые вели суровую жизнь, создавая не менее суровую мораль. Часть этихморальных прин­ципов дошла до нас в виде наставлений бога скандинавов Одина в«Изречениях Высокого». Подозрительность и осторожность — таковыглавные рекомендации бога:
«Прежде чем войдешь в дом, присмотрись ковсем входам: не скрывается ли где враг».
«Дня не хвали раньше вечера, жену — раньшеее смерти, оружия — пока не испробовано, девушки, пока не замужем, лед похвали,если выдержал, пиво, когда выпито» [10,8].
Недоверие к окружающемураспространяется и на людей, и на природу. Кругозор сельского жителя былограничен примерно восемью километрами в диаметре. Это — предел досягаемости,место деятель­ности, круг видимого мира. Весь остальной мир представляется насе­леннымчудищами, великанами, людьми о нескольких головах, не­ведомым зверьем, в немпроисходят волшебные происшествия и пре­вращения. Даже ближайший лес дляселянина — не только место охоты, но постоянная опасность, не только реальная(разбойники), но и вымышленная: лес — это неизвестность, а неизвестность стра­шитнепросвещенный ум.
Сельский житель всегдазависел и от природы, и от обществен­ных катаклизмов, поэтому ему нужна былазащита, чтобы спокойно обрабатывать свои поля. Он прибегал к помощиаристократа, но за это высокородный защитник налагал на него дополнительныепобо­ры. Земледельцу присуще было размышлять о природе и ее явлени­ях, нопоскольку он не получал образования, все знания передавались из поколения впоколение через практическую деятельность. Земледелец не покорял силы природы —он пытался снискать их благоволение путем молитв и жертв, а на этом путирелигиозность, легковерие и суеверие шли рука об руку. На этом основании у неговыработались два различных стереотипа поведения: с одной сторо­ны, абсолютнаяпокорность и даже некоторый фатализм, иногда гра­ничащие с показной илиреальной туповатостью, а с другой—безу­держное бунтарство, периодическивыливающееся в жестокие и кро­вопролитные крестьянские войны.
Позднее, когдаобразовались и обособились новые государства, окончательно сложились отношениямежду вассалами и сеньорами, народный эпос вбирает в себя историческуютематику, воспоминания о величии королей, походах, победах; и те, кто вызываетк себе чув­ство восторга или симпатии, наделялись красивой внешностью, доб­ротойи другими лучшими качествами. Таковы эпические предания о Роланде или«Песнь о Нибелунгах». Но и здесь присутствует суровость, пронизаннаявассальной верностью, сливающейся в героических ска­заниях с верностью роду,племени, стране, государству. Герой песен — эпический король, власть котороговоплощает единство страны. Эти произведения могли быть сложены и воинами, чейкругозор несколь­ко богаче кругозора крестьянина, но по определенной«однозначнос­ти» они и в крестьянском, и в военном эпосе поразительнопохожи: такой же узкий круг тем, те же сюжетные и языковые клише, тот жеоднонаправленный взгляд на мир. Даже тогда, когда появились новые,патриотические темы, традиционная для эпоса борьба «светлого» и«темного» начал раскрывается через столкновение христиан и «невер­ных».
Городской уклад жизниникогда не отличался постоянством. Го­рожанин, иногда беглый крестьянин,которому нужно было продер­жаться в городе год, чтобы получить свободу, долженбыл быстро со­ображать, быстро реагировать на любую ситуацию и трезво оцениватьреальность. Плутовство, хитрость, изворотливость становились элемен­тамигородской культуры и не воспринимались как порок.
В городе жесткая иерархиясо своими запретами и ограничениями выступала особенно явственно. Например,были запрещены смешан­ные браки (церковь не давала благословения), одеждагорожан долж­на была соответствовать их социальному положению. Даже богатым ре­месленниками купцам запрещалось носить платье из бархата или ат­ласа, кружева, украшенияиз драгоценных камней. Нарушителя уста­новленных правил могли подвергнутьпубличному наказанию розгами или кнутом, заключению в тюрьму и крупному штрафу.
Здесь особенно сильноощущалась разница между роскошью вель­мож и грязью узких, темных из-за теснойзастройки улиц, между жа­рой летнего дня и холодом и тьмой зимней ночи, междуторжествен­ностью церковного богослужения и разгулом веселого карнавала. Мо­жетбыть, карнавальная культура была самым ярким и специфическим явлениемсредневекового города. Кроме карна­вала, существовали особые «праздникидураков», праз­дник осла, а также — как часть церковного обряда —«пасхальный» и «рождественский» смех, при котором во времяпраздничного богослу­жения священник произносил речи, не всегда отвечающиетребова­ниям повседневной морали.
Не только карнавал имелнародно-площадную форму. Даже церков­ные храмовые праздники сопровождалисьярмарками с площадными увеселениями, в которых участвовали «уроды»,великаны, «ученые» звери и др. Смех сопровождал и гражданскиецеремониалы и обряды,— пишет М. М. Бахтин,— шуты и дураки были неизменными ихучаст­никами и пародийно дублировали серьезные действия — чествованияпобедителей турниров, посвящение в рыцари и др. Даже на бытовых пирушкахвыбирались «бобовые» король и королева «для смеха». Умногих народов от весенних обрядов сохранились обычаи выбирать «майскуюкоролеву», которая олицетворяет весну. Соответственно «ко­роль»должен олицетворять зиму [2,5].
У карнавала средних вековесть свои непреложные законы: он не делит участников на исполнителей изрителей; карнавал не смотрят, в нем живут, так как по своей идее онвсенароден; пока карнавал со­вершается, ни для кого нет никакой другой,некарнавальной жизни. Таким образом, карнавал несет в себе две идеи: это идеяособой кар­навальной свободы и идея возрождения и обновления жизни. Как пи­салБахтин [2,5], в карнавале сама жизнь играет другую, свободную (вольную) формусвоего осуществления, свое возрождение и обнов­ление на лучших началах.
Официальные праздникипринципиально отличались от карнавала. Они были серьезны, не уводили отсуществующего общественного ук­лада, не даровали человеку освобождения отреальности, а наоборот, еще сильнее закрепляли и утверждали неизменность ивечность суще­ствующего миропорядка, его ценностей, норм, идеалов. Официаль­ностьвсегда обращена в прошлое, в отличие от карнавала, который торжествовалосвобождение от господствующих норм, был праздни­ком обновления. На времякарнавала как бы упразднялись иерархичес­кие отношения, которые подчеркивалисьна официальных праздниках. Фамильярность карнавала — особое состояниераскованности, при ко­тором каждый человек ощущал себя равным среди равных.Существо­вал и особый карнавальный язык, богатый и способный выразить ми­роощущениенарода, враждебное всему застывшему, раз и навсегда данному. Для него, какговорит Бахтин, характерна логика «обратное -ти»,«наоборотности», мира «наизнанку», логика«снижений», про­фанации, шутовских увенчаний и развенчаний [2,5].Смех карнавала всенароден, он — не индивидуальная реакция на какое-либо отдель­ноеявление, а направлен на весь мир и его устройство, высмеивает всё и вся, в томчисле и самих участников.
Влияние карнавальногомироощущения на городскую культуру бы­ло велико, так как города средневековьяжили в условиях карнавала в общей сложности до трех месяцев в году. Вповседневной жизни также невозможно было полностью преодолеть карнавальноемышление. Даже те люди, которые обычно предавались ученым трудам, не избег­лимощного воздействия карнавального смеха. Школяры, монахи, вы­сокопоставленныецерковники и ученые богословы умели веселиться, уходя от привычной серьезности.Одно из произведений — «монашес­кие шутки» — написано на«ученой» латыни, но представляет собой пародийные трактатыбогословского и теорети­ческого характера. Здесь все обряды и богословскаяидеология по­казаны в смеховом аспекте.
Миру известны пародийныепроизведения, которые показывают, как глубоко проникала смеховая карнавальнаякультура в стереотип средневекового человека. Например, освященная традициейвольного «пасхального» смеха «Вечеря Киприана» дает карнавальнуюверсию всего Священного писания. Были созданы пародийные дубли на все стороны имоменты церковного культа и вероучения, пародировались различные литургии,молитвы, в том числе и священнейшие — Отче наш и Аvе Маriа, церковные гимны ипсалмы. Эта литература не была враждебна христианству, она его не высмеивала,а, как это ни пока­жется странным, сохраняла и частично использовала в«празднике ду­раков», который шел по календарю следом за праздникомРождества Богоматери и проводился в том же храме теми же богослужителями.
Конечно, нельзя считать,что городская культура обособлена от сельской или культуры средневековоговоинства. Но именно город являл собой соединение всех противоречий ипротивоположностей сред­невековья в целом. Ведь город был административнымцентром, здесь находились резиденция сеньора, если город был в его власти, илиепископский дворец, ратуша и прочие официальные учреждения. Здесь былисосредоточены ремесленные цеховые организации со своей сложной структурой,деловыми отношениями, обычаями, праздника­ми, процветали торговля иростовщичество. Здесь можно было встре­тить богатого купца и расчетливогокрестьянина, веселого подмасте­рья и солидного цехового мастера, бродячегомонаха, школяра, разо­рившегося рыцаря и спесивого сеньора.
Городская культураповлияла на развитие языка. Деловая пере­писка, любые документы, ученые ибогословские трактаты, некото­рые уличные представления, разговоры монахов ишколяров, богослу­жения и пародии на них — все это писалось, читалось ислушалось пока еще на латинском языке. Но уже просыпался и разворачивался,расширяя свое влияние, народный язык, тот, что до этого существо­вал какварварский. Разговорная, «кухонная» латынь мешалась с на­роднымиговорами в шутовских пло­щадных представлениях и народной литературе. Именно вгороде появи­лось крамольное и забиячливое «Сказание о Лисе» — одноиз пер­вых сатирических произведений.
Это произведениезаслуживает внимания, так как, во-первых, оно связано со старинными баснями, из­вестнымивсему европейскому миру из античных источников, во-вторых, сами басни — продуктдревнейшей индоевропейской культуры, гораздо старше античности. Герой басен —Лис, носящий германское имя: Рейнгард, Рейнеке, Ренар. Один остро­умный поэт(XII в.) дал всему циклу повестей о Лисе (всего их двад­цать шесть) название«Роман о Лисе» или «Роман о Ренаре», кото­рое звучало каксатирическое сопоставление с рыцарскими или кур­туазными романами, намекая, чтонарод на свой манер изображает жизнь высшего общества, рыцарей и дам. Этоизображение носит ха­рактер маскарада, при котором звери имеют все чины и чертыфео­дального общества.
Звериная державауправляется императором Львом по имени Нобль (Благородный). Он действительноблагороден и справедлив, но его ок­ружают коварные хитрые вассалы: волк Изегримсо своей мрачной и ненасытной супругой, хитрый кот Тьебо, обжора и тугодуммедведь Брюн, трусливый, глупый и угождающий всем баран Белин. Осел Бернаримеет титул архиепископа. Но и лис Ренар — вовсе не герой, а воплощение разбоя,беззакония и насилия. Ренар еще и смутьян, он издевается над императором иослом-архиепископом, над всеми, кто пытается внушить ему послушание. В егопроделках отражается дух об­щества, в котором он живет и в котором решающимоказывается пра­во кулака. Героем же становится простой крестьянин, охраняющийсвой дом от произвола мелких и крупных хищников. Именно у него Ренар униженнопросит милости и суда над своей четвероногой бра­тией.
Хотя основу«Романа» составляет народная сказка, сложившаяся в сельской культуре,но только город со своим сатирическо-карнавальным мышлением мог такпо-карнавальному выразить недовольство основами строя, пародирующее«высокую» литературу своего време­ни, а также отразить неоднородностьобщества и городской среды [1, З].
В этом романе проявиласьеще одна особенность всей средневеко­вой культуры — символичность. Длясредневекового человека вообще многие предметы окружающего мира — символыбожественной воли или замысла. Но не только христианская символика царила вмышлении и мировосприя­тии. Многие явления природы, еще не раскрытые познанием,чита­лись как приметы, отзвуки некоего нематериального, мистического начала,уходящего корнями в далекое языческое прошлое. В искусстве большое местозанимали описания снов, видений, толкований различ­ных знаков, предсказывающихбудущее, исход любого начинания. Осо­бенно явственно это проявляется влитературных произведениях и в архитектуре, наполненной различнымифантастическими фигурами, другими элементами, имеющими глубокий смысл изначение для взо­ра средневекового человека. В искусстве постепенно появляютсясим­волические обобщения, различного рода аллегории, выражающие ка­кие-либокачества или стремления лю­дей: аллегории Верности или Благочес­тия, Любви илиСмирения и т. д. В рома­не о Лисе мы тоже видим пример алле­горическогоизображения мироустрой­ства и человеческих отношений. Каждый социальный слойимел свою символику, так же, как и свой образ жизни и осо­бый слой культуры.Поскольку сослов­ная иерархия не способствовала взаимопроникновению элементовэтих культур, то мы имеем дело каждый раз с вполне оформленной культурой тогоили иного сословия. Так, можно говорить об особой культуре и образе мышлениякрестьянина и феодального вельможи, горожанина и цехового ремесленника, воинаили рыцаря.                       
2. Средневековая ментальность как типкультуры
Отечественный  исследователь-медиевист А.Я.Гуревич посвятил ряд работ изучению средневе­ковойментальности. Он поставил в центр собствен­ного культурологического анализакатегорию лич­ности. Все особенности исторической ментальности — восприятиевремени и пространства, отношение к природе и сверхъестественному, пониманиевозрас­тов человеческой жизни, трудовая мораль и отноше­ние к богатству ибедности, право, мир эмоций — все это различные обнаружения человеческой лич­ности.Без ее истолкования нельзя подойти к про­блеме ментальности.
Речь идет не осовокупности ценностей, а именно о постижении ментальности. Все упомянутыекультурные феномены как раз в личности организованы в единую систему. Онинаходят выражение в ее сознании и бес­сознательном. Культурные самообнаружениянаправ­ляют активность личности, придают человеческому поведению историческисвоеобразные формы, специ­фический стиль. Однако в теории ментальности слаборазработаны категории индивидуальности, то есть от­дельного человеческогоэкземпляра, и личности.
А.Я.Гуревич проводитразличие между индивиду­альностью и личностью. В известной мере личность можноопределить, по его мнению, как средний тер­мин между обществом и культурой.Индивид оказы­вается личностью, усваивая, интериоризируя кон­кретное культурноенаследие — систему ценностей, видение мира, характерные для того или иного об­ществаили группы. Вот почему в каждом социуме в определенную эпоху и в историческиспецифический миг вырабатывается своеобразный тип личности. Что же касаетсяиндивидуальности, то предполагает­ся постижение обособленного человека, некоесамо­рефлектирующее Я.
Когда мы изучаем личностиконкретной эпохи, то одновременно погружаемся в пучины ментальности. Постигаетсято содержание сознания, которое инди­вид разделяет с другими членами своейгруппы. При разборе личности постигается не общая ментальность, а некоторыечерты самосознания и самоанализа чело­века. Поэтому вполне логичной оказываетсямысль о том, что для истолкования самосознания индивида лучше всегоиспользовать такие исторические памят­ники, как автобиографии и исповеди.Однако здесь историка культуры подстерегает непредвиденное. Жанр этихпамятников позволяет упрятать уникальное и личное за стойкими трафаретами.
Средневековаяментальность такова, что человек той эпохи обязательно будет отождествлять себяс какой-либо моделью или образцом, взятым из древних текстов — библейских,созданных первыми христиана­ми или отцами церкви. Речь идет вовсе не о простом пиэтетеперед авторитетами прошлого. Точнее сказать, что средневековая личность можетопознать себя толь­ко в том случае, когда она использует «фрагменты» другихличностей, взятых напрокат из литературных текстов.
А.Я.Гуревич приводитвыразительные иллюстрации. Средневековый теолог Гильбер де Ножан пытаетсяреализовать себя, подражая «Исповеди» Августина, и видит образ собственнойматери в облике Моники.
Припоминая наиболеекритические эпизоды собствен­ной жизни, французский богослов Абеляр подражаетсвятому Иерониму. Он описывает, как разбиралось его дело церковным советом,используя почти буквально те же выражения, которыми в Евангелии рассказыва­етсяо приговоре, вынесенном Христу Синедрионом. О том, что личность Абелярауникальна, не приходит­ся и говорить. Но он выражает себя по канонам XII в.Абеляр воссоздает свою индивидуальность, опираясь на архетипные конструкции. Тоже самое можно ска­зать и об Элоизе. Свою любовь к Абеляру она орке­струетссылками на «Песню песней». Она ощущает себя Корнелией, вдовой Помпея; послеего поражения Корнелия готова была принести себя в жертву, чтобы умилостивитьбогов. Элоиза намерена уйти в монас­тырь, чтобы оказать помощь супругу.
Это ли не парадоксособого типа мышления: само­бытность личности выражается прямо противополож­нымходом — через отвержение собственной уникаль­ности. Так возникает возможностьдля сопоставления средневековой и современной ментальности. Личностьсредневековой культуры ориентирует себя на внешние по отношению к ней нормы иформы. Ядро современ­ной личности гнездится внутри самого индивида. Вотразительный культурный контраст.
Представительсредневековой культуры, составляя собственную апологию, станет порицать себя забес­предельную гордость и будет рассматривать собствен­ные беды как справедливыйБожий гнев, вызванный человеческими грехами. Так поступает, скажем, Абе­ляр.Незаурядная личность нелегко вписывалась в рамки средневековой культуры. Онаказалась подозри­тельной даже в собственной самооценке.
Другая иллюстрация,которую приводит А.Я.Гуревич, имеет отношение к личности итальянского мона­хапервой половины XIV в. Опицинуса де Канистриса. Психотическая концентрация намысли о грехе и не­возможности его искупления превратила Опицинуса вклассический пример психопатологии. Однако даже душевное безумие выражается вспецифических фор­мах культуры. Это душевное неблагополучие совре­менникакультурного кризиса средневековья. Воскре­шая черты средневековой ментальности,А.Я.Гуревич излагает жизнеописание монаха на основе написанных им религиозныхтрактатов и рисунков.
И вот что поразительно. Спараноидальным посто­янством повторяются в этих материалах символичес­киеизображения церкви, Христа, Девы Марии, патриархов и пророков, знаки зодиака идругие характерные для средневековья изображения библейских сцен, микрокосма имакрокосма, которые сопровождаются отрывочными и не всегда ясными записями.Особен­ность этих рисунков в том, что Опицинус привносит в священный контекстэлементы картографии и анато­мии, создавая новые символические значения. Не ут­рачиваясвязи со своими предшественниками и совре­менниками, Опицинус творитсобственное духовное пространство.
Так, на одном изавтопортретов Опицинуса на груди его или, точнее, в отверстой груди изображенмедальон. В нем нарисована перевернутая карта Сре­диземноморья. КонтурЕвропейского материка напо­минает фигуру мужчины: его голова — Иберийскийполуостров, бюст — север Италии и юг Франции, сердце — в Авиньоне, гденаходилась тогда папская резиденция. Мужчина склонился к женщине, контуркоторой образует побережье Северной Африки. Над­пись, сделанная под рисунком,указывает, что мужчи­на и женщина олицетворяют Адама и Еву в моментгрехопадения.
Однако это еще не все.Контуры Средиземного моря напоминают Опицинусу гротескную и внушаю­щую страхфигуру дьявола, сидящего на троне и подталкивающего людей к отпадению отГоспода. Психоаналитик мог бы прокомментировать: больной использует в своихфантазиях культурный материал эпохи. А.Я.Гуревич разъяс­няет: антропоморфнаякарта Опицинуса оказывается одновременно «морализованной картой», «символи­ческойгеографией». Грех и дьявол царят в мире, но зло не просто распространеновокруг, оно гнездится в душе самого Опицинуса. Вспомним святую Хильдегарду изБингена (XII в.). Рисунки, иллюстрирующие ее видения, от­личаются совершеннойупорядоченностью, гармо­нией и равновесием между микро- и макрокосмом.Хильдегарда, как и Опицинус, постоянно изображает себя на этих рисунках. Онарисует себя склонившейся у ног человеческой фигуры, внизу и вне картины,воссоздающей микрокосм и макрокосм. Она видит себя зрителем, который, неучаствуя в тайне гармонической симфонии «большо­го» и «малого», оказываетсяпростым свидетелем благодати Божьей.[3,275]
Все выгладит иначе уОпицинуса. В его рисунках, как и в картинах Хильдегарды (неизвестных ему),круги и овалы охватывают видения макрокосма и мик­рокосма. Однако гармониямежду этими мирами обна­руживается не в откровении, явленном набожному иаскетичному визионеру, а в постоянно возобновляе­мой попытке угнетенного умавыразить мучающие его страхи и ожидания. Хильдегарда — только посредник междунебом и землей. Опицинус же творит образы двух миров, не переставая утверждатьсобственную субъективность.
Можно ли, сопоставляявидения Хильдегарды и Опицинуса, говорить об изменениях в религиозном сознаниис XII по XIV в. Обозначилась ли в поздней культуре новая ментальность?Безусловно. Гармония сменилась дисгармонией, картина священного космо­са, непревратившись еще в дезорганизованный хаос, стала образом дьяволического мира.Рисунки Опици­нуса говорят о его глубоком отчуждении от мира, о противоречиях вего отношениях с Богом. Через пато­логическое состояние Опицинуса проступаетновая ментальная ситуация, когда люди были травмированы неискоренимым страхомПоследнего Суда, и этот страх разрастался до степени фобий и массового пси­хоза.Опицинус ищет собственный прототип и находит его в христианском философе Боэциивремени «Уте­шения философией». Менталитет средневековой куль­туры выражается внарастании личностного самосо­знания. Это не только безличные штрихи культуры.Это самовыражение человека, способ его самореализа­ции и самопонимания.
3. Психологический склад средневековой личности
   Человеческий типсредневековья вырисо­вывается благодаря работам И. Хейзинга, М. Блока, Л.Февра, Р. Мандру, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа и других историков. Найденные этими авто­рамихарактеристики складываются в достаточно устой­чивый образ.
Специфику средневековогохарактера видят прежде все­го в эмоциональной сфере. Возможно, эмоциональностьсредневековья сразу бросается в глаза историку ментальностей. У современнойцивилизации достаточно средств, чтобы нейтрализовать воздействие слишкомсильных эмо­ций на течение социальной и политической жизни. Управ­ление иособенно стратегические решения должны нахо­диться под контролемгосударственного расчета. Напро­тив, в феодальной Европе был распространен типнеобузданного и фантазирующего правителя. И, можно предположить, делозаключалось не только в импульсив­ности властителей, но и в отсутствиипредставительных органов управления, процедуры коллективных решений,политической культуры гражданского общества. Политика считалась личным,семейным, клановым предприятием, религиозным подвижничеством, рыцарскойавантюрой, но никак не работой подотчетных населению служащих и его избранныхпредставителей. «Как правило, нам трудно пред­ставить чрезвычайную душевнуювозбудимость человека средневековья, его безудержность и необузданность. Еслиобращаться лишь к официальным документам, т. е. к наи­более достовернымисторическим источникам, чем такие документы по праву являются, этот отрезокистории сред­невековья может предстать в виде картины, которая не будетсущественно отличаться от описаний политики ми­нистров и дипломатов XVIIIстолетия. Но в такой картине будет недоставать одного важного элемента:пронзитель­ных оттенков тех могучих страстей, которые обуревали в равнойстепени и государей, и их подданных. Без сомне­ния, тот или иной элементстрасти присущи современной политике, но, за исключением периодов переворотов игражданских войн, непосредственные проявления стра­сти встречают ныне гораздобольше препятствий: слож­ный механизм общественной жизни сотнями способовудерживает страсть в жестких границах. В XV в. внезапные эффекты вторгаются вполитические события в таких мас­штабах, что польза и расчет то и делоотодвигаются в сто­рону» [10, с. 20].
Но в средневековойэмоциональности усматривается не только повышенная интенсивность, но и крайняябыс­трота смены состояний. Причем переходы происходят между полярными эмоциями:от восхищения к гневу, от подав­ленности к эйфории, от неуверенности ксамодовольству. Обратимся опять к свидетельству И. Хейзинги. «Когда мир был напять веков моложе, — пишет он, — все жизненные происшествия облекались в формы,очерченные куда бо­лее резко, чем в наше время. Страдания и радость, злосча­стьеи удача различались гораздо более ощутимо; челове­ческие переживания сохранялиту степень полноты и не­посредственности, с которой и поныне воспринимает гореи радость душа ребенка...
… Из-за постоянных контрастов,пестроты форм всего, что затрагивало ум и чувства, каждодневная жизнь воз­буждалаи разжигала страсти, проявлявшиеся то в неожи­данных взрывах грубойнеобузданности и зверской жесто­кости, то в порывах душевной отзывчивости, вперемен­чивой атмосфере которых протекала жизнь средневекового города» [10, с.7].
Указанную особенностьпсихики историки ментальностей называют поляризованностью эмоциональной сферы.
Элементом средневековойчувствительности была не­расчлененность интеллектуальной и эмоциональной сфер.Под этим понимается такое состояние мыслительной деятель­ности, когда знаниеаффективно окрашено. Всепроникающая эмоциональность обволакивала всредневековом со­знании самые абстрактные понятия. Отделить объектив­ныепризнаки чего-то отличного отношения к нему было трудно. «Люди этого времени вих способах аргументиро­вать не испытывали потребности в строгой точности…осво­бождаясь от нее под владычеством неистовых страстей» [9,187].
Средневековый человек,как его рисуют исторические источники, предстает перед нами чрезвычайно чувстви­тельным.Слезы, рыдания, заламывания рук, обмороки часты как у женщин, так и у мужчин.Средневековый че­ловек любил яркие, контрастирующие цвета, его притя­гивалидраматические, часто кровавые зрелища. «Жесто­кое возбуждение и грубое участие,вызываемое зрелищем эшафота, были важной составной частью духовной пищи народа»[10,9]. Эту черту можно назвать сверхчувствительностью (гиперсеизитивностью).
Еще один факт, на которыйобратили внимание исто­рики ментальностей, состоит в том, что наиболее аффек­тивныевиды восприятия — слух, осязание, обоняние — представлены в познаниисредневековья шире, чем в со­временном. Чувственная опора интеллектуальнойдеятель­ности наших дней — зрение. В средние же века люди в основном слушают, ане читают. Медики определяют бо­лезнь по звуку и запаху. Музыка оказывает налюдей глу­бочайшее впечатление. Л. Февр назвал указанную особен­ность строениявосприятия визуальной отсталостью. Он считал, что люди средневековья иВозрождения еще не нашли достаточного применения для зрения в познава­тельнойдеятельности. «… Они не поместили его еще среди чувств, необходимых дляпознания полученных данных. Очевидная вещь: переход от качественного кколичествен­ному необходимо лежит в основе. того, что мы называем визуализациейвосприятия» [9, 424].
На первый взгляд, И.Хейзинга трактует соотношение перцептивных модальностей в средние века иначе.«Основ­ная особенность культуры позднего средневековья — ее чрез­мерновизуальный характер. С этим тесно связано атрофирование. мышления. Мыслятисключительно в зрительных пред­ставлениях. Все, что хотят выразить, вкладываютв зрительный браз. Полностью лишенные мысли аллегорические театраль­ные сцены,так же как и поэзия, могли казаться терпимыми именно потому, что удовлетворениеприносило только то, что было зримо» [10, 318].
Но пишут И. Хейзинга и Л.Февр все-таки о разных вещах. И. Хейзинга — о позднем увядающем средневеко­вье,о разложении его ученой культуры в бесконечных навязчивых визуализациях (и, сдругой стороны, об эк­статической власти музыки над тем миром). Историки же«Анналов» претендуют на обобщение перцептивного опы­та средневековья вэпохальный тип восприятия. И хотя в культурной иерархии восприятий места разныхперцептив­ных модальностей по периодам, странам, социальным сло­ям, разумеется,меняются, прикидка Февра в целом оста­ется верной: средневековье в сравнении снашим веком — визуально отсталая эпоха. Но речь идет, разумеется, о сим­волическихсредствах выражения, а не об остроте зрения!
В сфере групповыхотношений характерной особеннос­тью средневековой личности был конформизм поотноше­нию к своим и социальная агрессивность по отношению к чужим.Средневековую личность можно назвать корпоратив­ной. Она вращалась в своейсреде и принадлежала к своей касте (сословию, фамилии, общине, гильдии, цеху).Поэто­му, как считают историки культуры начиная с Я. Буркхардта, «в средниевека обе стороны самосознания — по отноше­нию к внешнему миру и своемувнутреннему «Я» — как бы дремали под одним общим покрывалом. Последнее было со­тканоиз бессознательных верований, наивных воззрений и предрассудков, весь мир систорией представляется сквозь это покрывало в своеобразной окраске, я человекпознавал себя только по кастовым особенностам или по признакам, различающимнарод, партию, корпорацию, семью, — дру­гими словами, понятие личностисвязывалось всегда с ка­кой-нибудь общей формой» (1,157].
Сходным образомвысказывается А.Я. Гуревич: «Сред­невековье имеет ясную идею человеческойличности, от­ветственной перед Богом и обладающей метафизическим неуничтожаемымядром — душою, но не признает инди­видуальности. Установка на всеобщность,типичность, на универсалии, на деконкретизацию противоречила форми­рованиючеткого понятия индивида» [2, 278].
Но советский историкписал о понятии (культурной категории) «личность». Корпоративная личностьсредне­вековья, как и политический человек античности, и люди родо-племеннойархаики, — это один из типов поведе­ний, хотя и преобладающий. Он хорошоотражен в соци­альных нормах эпохи, является ее эмблемой. Воспитание,социальная память, традиция воспроизводят и передают именно этот тип. Другиечеловеческие образы затушевыва­ются и даже стираются. Но они, разумеется, есть.Любое общество знает не только безличных статистов, но и твор­цов с широкимкругозором и неординарным поведением. Своей репутацией средневековый человек вомногом обя­зан своеобразному складу учености, которая охотно обоб­щала иуниверсализировала, но мало интересовалась ин­дивидуальными чертами человека ипотому «опускала» их.
Редкий медиевист неотметит, насколько жизнь сред­невекового человека окрашена страхом. «Чувствонеуверен­ности — вот что влияло на умы и души людей средневеко­вья и определялоих поведение. Неуверенность в матери­альной обеспеченности и неуверенностьдуховная; церковь видела спасение от этой неуверенности, как было показа­но,лишь в одном: в солидарности членов каждой обще­ственной группы, впредотвращении разрыва связей внут­ри этих групп вследствие возвышения илипадения того или иного из них. Эта лежавшая в основе всего неуверен­ность вконечном счете была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никомуне было обещано наверняка и не гарантировалось в полной мере ни добры­миделами, ни благоразумным поведением. Творимые дья­волом опасности погибеликазались столь многочислен­ными, а шансы на спасение столь ничтожными, чтострах неизбежно преобладал над надеждой… Итак, ментальность, эмоции,поведение формировались в первую очередь в связи с потребностью всамоуспокоении» [5, с. 302].
Но средневековый страх,как и остальные феномены ментальности тех веков, многосложен. И это потому, чтов жизни была не только пугающая изменчивость, но и не­зыблемый порядок. Вряд ликакая другая эпоха имела столь хорошо разработанную иерархию небесных и земныхсил. Над этим трудились отцы церкви и теологи, королевские министры иправоведы. Средневековье известно не только необузданными страстями, но такжеученой схоластикой и юридической казуистикой. Человек того времени видел в Богетворца незыблемого порядка, в котором ему, чело­веку, отводилось незыблемоеместо.
Религиозный «страхгосподень» — синоним совести, а светское бесстрашие воспринимается какотсутствие мо­рали и даже как богоборчество и демонизм. Священное содроганиеперед тайной божествен­ного могущества совсем не похоже на страхи перед демо­нами,наоборот, оно в родстве с уверенностью в неотвра­тимости воздаяния испокойствием, граничащим с фата­лизмом («Все в руке божьей»).
Страшную зыбкость мирапитают скорее миф и ма­гия — такие же столпы средневекового мировосприя­тия,как и христианская вера. Ведь средние века, по Соло­вьеву, — это компромиссмежду христианством и языче­ством. Иначе говоря, компромисс (но ипротивоборство) между книжно-ученым и народным, серьезным и карна­вальным.

Заключение
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать выводы
1.Средние века —эпоха, наполненная противоречиями. Как и вся­кая другая, она имеет свои темныестороны, но она — ступень в разви­тии культуры человечества, имеющая заслугиперед мировой культурой и свою специфику.
2. Среди специфических сторон следует назватьпрежде всего ин­терес к духовной жизни человека, который возник в средневековойкуль­туре под активным влиянием христианства. Это отразилось на ментали­тетевсех слоев средневекового общества и нашло свое выражение в искусстве,обратившем внимание на эмоциональную сферу каждого от­дельного человека,показав ценность и внутреннего мира, и эмоцио­нального отношения кдействительности.
3. Средние веказначительно развили систему логического мышле­ния. От Тертуллиана, говорившего:«Верую, ибо абсурдно»,— через Ансельма Кентерберийского (XI век) сего утверждением «верую, чтобы по­нять»— Средневековье приходит кПьеру Абеляру (XII век), считающе­му, что нужно «понимать, чтобыверить». Споры номиналистов и реалис­тов, развитие схоластики, диспутыпривели к попыткам сделать разум основанием рассуждений и найти законы егосуществования.
4. В это времяразвивается, углубляется и совершенствуется искус­ство. Появляются новые формыи жанры, новые направления ли­тературы: роман, городская сатира, живущая в видефаблио шванков (нем. «шутка»), новелла, имеющая и сатири­ческий, ипоучительный характер, лирика Прованса, открывшая для себя богатство созвучий всловах — рифму; новые особенности музыки; в XI веке появляется почтисовременная система записи музыки, а в твор­честве трубадуров, труверов иминнезингеров — многочисленные жан­ры песенного творчества; в архитектурескладываются романский и го­тический стили, связанные с новыми способами иформами конструк­тивного решения зданий и храмов.
5. Появляются новыеязыки, основанные на латыни, но к ней не сво­дящиеся, впитавшие в себя всебогатство народного мышления.
6 Средневековье вывелочеловечество из мрака разрушения, связан­ного с падением и гибелью античногомира, на такой уровень культуры, который подготовил последующий всплескчеловеческой деятельности, характерный для следующей эпохи — эпохи Возрождения.

Литература
1. АртамоновС.А. Литература средних веков. – М.: Просвещение, 1992.
2. БахтинМ.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. –М.: Наука, 1990.
3. БыстроваА.Н., Киселев В.А. Мир культуры и культура мира. – Новосибирск, 1996, 1997.
4. ГуревичА.Я. Категории средневековой культуры. М., 1973.
5. ГуревичА.Я. Проблемы средневековой культуры. – М., 1981.
6. ГуревичП.С. Культурология. /Учеб. Пособие. – М.: Знание, 1999.
7. ЛеГофф Ж. Цивилизация средневеково Запада. М., 1992.
8. ФеврЛ. Бои за историю. М., 1991.
9. ХейзингаИ. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции иНидерландах. М., 1988.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Euthanasia Essay Research Paper Ethics in Euthanasia
Реферат Вялікая Айчынная вайна
Реферат Иван IV Грозный. Сравнительная характеристика по книгам В.Кобрина и К.Валишевского
Реферат Библия - материально-исторический и эстетический памятник культуры
Реферат Лексический состав американского и британского вариантов английского языка
Реферат "Габитус" в структуре социологической теории
Реферат Huck Finn The Problem With The Human
Реферат Комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Севуралбокситруда" и предложения по повышению эффективности его производства
Реферат Станислав Лещинский
Реферат Стратегические направления развития маркетинга
Реферат The Psychological Effects Of Using Steriods Essay
Реферат Элементная база радиоэлектронной аппаратуры
Реферат Meditation Essay Research Paper ctoria DrizinFebruary 2
Реферат личность и государство
Реферат Суд как субъект уголовного процесса