Реферат по предмету "Культура и искусство"


Описание технологии подготовки и проведения концерта в культурно-досуговых учреждениях

Под концертнойдеятельностью понимается планирование и организация платных публичныхвыступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных,инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.
Её особые черты:
– жанровоемногообразие исполняемых произведений (вокальные, инструментальные и др.);
– количествоучастников концерта (от одного в сольном концерте пианиста до нескольких сотенв массовом театрализованном представлении) и степень их популярности;
– вместимость и типконцертной площадки (зал филармонии, дом культуры, дворец спорта, сельскийклуб, актовый зал школы, красный уголок цеха и т.п.).
Концерт – один из видовпубличных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение покрайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада.Концертное исполнительство имеет очень много общего как в своих истоках, так ив современных формах бытования с театральным и цирковым исполнительством. И темне менее, оно обладает своими собственными специфическими чертами, характернымитолько для него.
Е.Ф. Светлановотмечал: «Во все концертные залы мира устремляется публика, желающая еще разпослушать любимые произведения музыкальной классики, чтобы еще раз приобщитьсяк прекрасному. Но этим откровенно спекулируют как исполнители, так и импресарио.Один из них говорил мне: «Для меня самое главное – аншлаг, то есть касса. Какпрошел концерт – это уже не так важно. И совсем уж неважно, что напишут критикио концерте».
Взависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельностьпринято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического(от греческого phileo – люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост).Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано сисполняемым репертуаром.
Организационноеразделение концертов на филармонические и эстрадные у нас в стране сложилось в30-е годы, когда, с одной стороны, существовали филармонии с академическими инародными коллективами и исполняемыми, а с другой – эстрадные организации.
Тем неменее, необходимо отметить, что организационное деление концертногоисполнительства на указанные два раздела в определенное мере соответствует иего делению с позиции современного искусствоведения. Знание ее жанровогосодержания необходимо, в первую очередь для понимания как сути концертноготворчества, так и технологии организации концертов. Ибо проблемы развития техили иных жанров концертной деятельности, финансирования, планирования и учетаразличных направлений концертного творчества оказываются неразрывно связаннымис проблемами изучения и систематизации жанровой спецификации репертуара,уточнения понятийного аппарата, глубокого понимания организационных иэкономических условий проведения концертов.
Актуальностьконцертов, как формы культурно – досуговойдеятельности нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайновелика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности,обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательностроить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе,способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности,представляется чрезвычайно важным. И именно концерт является одним из значимыхсоциальных институтов, способствующих культурному развитию и социализацииличности.
Концерт какформа культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительнымипотенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития ивоспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включаютв себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.
Перечисленныеположения подтверждают актуальность темы курсовой работы и предопределяют ее цель– изучить технологию подготовки и проведения концерта в культурно-досуговыхучреждениях.
Всоответствии с обозначенной целью разработаем задачи, которые необходимо будетвыполнить в ходе исследования:
1) рассмотреть сущность, понятие, виды,задачи и функции концерта в культурно – досуговом учреждении;
2) проанализировать деятельностькультурно-досуговых учреждений по подготовке и проведению концерта;
Объект ипредмет исследования:
– объектисследования – культурно – досуговые учреждения;
– предметисследования – социально – культурная деятельность культурно-досуговыхучреждений.
Концерт – публичное выступление артистов по определенной, заранеесоставленной программе.
Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или инойформе находят свое выражение по крайней мере пять видов искусства: музыка,литература, хореография, театр, эстрада.
Слово«концерт» – термин музыкальный. Словарь толкует его следующим образом:
«Музыкальноепроизведение виртуозного характера для одного, реже для 2, 3 солирующихинструментов.» В основе концерта лежит принцип сопоставления и состязаниясолиста и оркестра. Для концерта характерен всесторонний показ мастерствасолиста, его виртуозных особенностей, подчиненных раскрытию идейного содержанияпроизведения.
Концертесть соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительскогоискусства. Это непременное выявление выразительности, высокого мастерстваисполнителя, ибо каждый номер концертной программы обязательно солирующий.
Современныйконцерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Этосвязано прежде всего с ростом культуры, широких слоев населения. На эстрадувышли жанры камерное и инструментальной музыки, которая когда-то принадлежалатолько привилегированным слоям общества.
Более того,рояль, скрипка, виолончель стали постоянными участниками смешанных концертов идаже в концертах развлекательных, где они соседствуют с эстрадными жанрами.Такое соединение нельзя было видеть вплоть до последней четверти IXX века. Камерная музыка невыходила за стены свецких салонов и свецких клубов. Народные гуляния 18 – 19веков были популярны, на этих гуляниях складывались прототипы современныхконцертов на народных инструментах, жанрах народной музыки.
Еще одинисточник есть у современного концерта – это театр. С конца 18 в. В оперномтеатре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену вдивертисменте артиста, любимца публики с исполнением наиболее ярких арий изопер или танцев из балета. Постепенно артисты дивертисмента стали пополнятьрепертуар произведений, взятые не только у ведущих спектакля. Это даваловозможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественныеустремления артиста, которые в рамках театрального представления остались такили иначе незамеченными. В середине 20-х годов IXX века дивертисменты начинаютустраивать и в драматических театрах. Главным образом в Александровском (Санкт-Петербург)и в Малом театре (Москва). В этих же театрах они называются антрактами ибо вантракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролейили распевают популярные куплеты из водевилей.
Споявлением концерта связано и понятие вокзал. В 18 веке вокзалом называлисьзагородные сады с клубными концертными помещениями, которые сочетали в своихстенах возможности проведения концерта, дивертисментов с танцевальными вечерамии маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из Лондонского «воксал» – столичныеувеселительные учреждения. В 40-х годах IXX века большой популярностьпользовался Павловский вокзал, где были построены концертная и танцевальнаязеленая эстрада, сад искусственных вод. В садах и вокзалах проводилисьпредставления, построенные на фольклоре, танца, песнях, обрядах, некоторыхобластей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестра,исполнявших танцевальную музыку. В эти годы Штраусом были созданы лучшиевальсы.
В 20-е – 30-егоды XX концертная жизнь страны приобрела самостоятельное значение,охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность приобщитьсяк настоящему высокому искусству.
Концертсегодня является самостоятельным видом искусства. Он вобрал в себя жанры отсерьезной и камерной и симфонической музыки до жанров развлекательных.
Видыконцертов и их характеристика
Взависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельностьпринято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического(от греческого phileo – люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост).Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано сисполняемым репертуаром.
Кфилармоническим принято относить следующие жанры концертов:
– симфонические:концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории,сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться сучастием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;
– камерные:концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведениямалых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могуттакже проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;
– концертыхоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца,ансамбль танца и т.д.;
– концертыдуховых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
– концертывыступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов – мастеровхудожественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных),солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться всопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров;
– музыкально-литературныеконцерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматическиепроизведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастерахудожественного слова, артистов балета;
– концерты-лекции:тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихсяисполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихсяисполнением соответствующих произведений и отрывков из них.
К эстраднымконцертам относятся:
– концертыэстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джазоркестров и ансамблей,эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальнуюмузыку;
– концертывокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей.Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;
– концертыартистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
– концертыартистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады,фельетонисты, куплетисты и др.);
– театрализованныеэстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов стеатрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадноготанца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);
– концертыколлективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;
– концертыартистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.
Отметим темне менее, что деление концертов на филармонические и эстрадные подчасоказывается весьма условным.
Существуетнесколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертныхпрограмм, но классификация эта в какой-то степени условная.
Поцелевому назначению можно выделить концерты:
– текущие
– отчетные
– смотровые
– праздничные
– юбилейные
Поместу проведения:
– стационарные
– выездные
– гастрольные
Посоставу участников:
– любительские
– профессиональные
– смешанные
Почислу участников:
– сольные(бенифисы)
– групповые(полубенифисы)
– коллективные(одного кружка или коллектива)
– сводный
Посоставу зрителей:
– для детей
– дляветеранов
Поспособу построения программы:
– тематический. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через всеномера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемоепроизведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии стемой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов,произведений или готовятся новые. Между номерами ы таком концерте должны бытьтематические связки ведущего.
– сборныеконцерты(дивертисменты) Их программы лишены тематического единства,составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнениипредставителей разных худ. Коллективов.
– Театрализованныеконцерты. Они готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию вто время как традиционный(обычный) концерт лишь на основе составленнойконцертной программы. Театрализованный концерт рождается как бы дважды
– на столедраматурга
– на сценепод руководством режиссера
Технология подготовки ипроведения концерта
«Технология – писал А.М. Горький,– это логика фактов, создаваемых трудовой деятельностью людей, идеология –логика идей, то есть логика смыслов, извлекаемых из фактов, – смыслов, которыепредуказывают пути, приемы и формы творчества новых фактов».
Итак, любая деятельностьдолжна иметь результат. Чтобы добиться результата необходимо:
– правильнопоставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;
– определить, вкакой логической последовательности действовать;
– какие формы,способы и приемы при этом использовать.
Все это составляет основуметодики. Методика – это систематизированные знания оборганизации процесса и целесообразных способах достижения результата, этоконструирование и организация(реализация) какой-либо деятельности.
Существуют различныеуровни методики. При употреблении понятия «уровни методики» имеется в видуразномасштабность практической деятельности, точнее, различный масштаб виденияпроцесса.
Уровень, когдарассматривается весь процесс в целом, соответствует общей методике; отдельныесоставляющие его части (подпроцессы) – частная методика; конкретизированныеформы организации процесса – конкретная методика.
«Общая методика– это программа действия в соответствующих условиях. Она включает в себя общиецели и задачи деятельности, основные направления и общий объем её содержания,этапы её осуществления, примерный комплекс средств (форма организации ихвзаимосвязи).
Общая методика фактическиописывает желаемое состояние той или иной системы»
Общая методика подготовкиконцерта делится на несколько этапов. При это надо учитывать, что количествокомпонентов процесса подготовки концерта зависит от масштабности концерта.
Первый этап подготовки концерта –этап планирования. Он включает в себя:
– Создание оргкомитета,куда должны войти люди, реально на что-то влияющие (представители власти,руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры…);
– Созданиеорганизационно – постановочной группы, где будут работать специалисты-практики(директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующийпостановочной частью, администратор).
Постановку цели ипрогнозирование результатов. Не следует забывать, что культурно – досуговаядеятельность – педагогически организованная деятельность или, во всяком случае,должна быть таковой.
– Определение формыпроведения программы, места и времени.
– Разработку подробногоплана подготовки и проведения концерта, где четко будет обозначено: какиемероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает.Не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто.
Второй этап подготовки концерта – этапсоставления, обсуждения и утверждения программы. Программа – это подробныйперечень номеров концертной программы.
Третий этап подготовки концертасамый ёмкий и сложный, – этап осуществления программы. После того, какпрограмма составлена и утверждене, появилась возможность определить, какиезатраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить сметурасходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственнуюподготовку программы. Она включает в себя:
– работу с творческимиколлективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочныхи генеральной);
– подготовку сценическихплощадок, их оформление;
– подбор и изготовлениереквизита и костюмов;
– звуковое оформление –поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническимисредствами;
– работу над видеорядом(использование кино, видео, слайдов);
– работу с рекламой.
После осуществленияподготовительной работы наступает момент проведения концерта. Её успех зависитот многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничноенастроение; чёткой работы режиссера и помощников режиссера, радиста,осветителя, рабочих сцены; готовности творческих коллективов, слаженностиработы технических служб и т.п.
После проведения концертанаступает четвёртый этап – этап подведения итогов и анализарезультатов. Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, амежду тем, он очень важен. Во-первых, после окончания мероприятия необходимопривести в порядок территорию, на которой оно происходило. Во-вторых, вернутьвладельцам аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы, которые брали в аренду.В-третьих рассчитаться по кредитам, то есть произвести окончательный расчет сгостиницей, если в ней жили приглашенные из другого региона гости, с автотранспортнымпредприятием за предоставленный транспорт, оплатить работу звукорежиссера,режиссера, художника по свету и т.п., произвести другие оплаты.
Затем, наступает моментобсуждения и анализа проведенного концерта. В ходе этого обсуждения необходимовыяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки былидопущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.
По итогам проведеннойпрограммы и её обсуждения, необходимо оформить методический материал, кудавойдут:
– протоколы заседанияоргкомитета;
– план подготовки ипроведения программы;
– копия сметырасходов;
– программа концертаи монтажный лист к нему;
– эскизы оформленияи костюмов;
– образцы рекламы;
– видеоматериал (фотографии,видеосъемки);
– отзывы средствмассовой информации и зрителей;
– протоколы или иныедокументы с материалами обсуждения анализа проведенного мероприятия.
В самом общем видетехнологическая цепочка выглядит следующим образом: целевая установка →задача→ форма→ методы→ средства→ результат.
Роль режиссера в подготовке и проведении концертов
Согласно концепции ценностно-ориентировочного подхода к целостномуактивно-деятельному технологическому процессу в учреждениях культуры,драматургия является первичным компонентом при создании духовных ценностей. Кконцертной деятельности следует различать предметную деятельность, результатомкоторой является создание определенных духовных ценностей, выраженных впознавательной деятельности, приобретение умений, навыков в художественном,техническом творчестве в условиях учреждения культуры.
Концертная программа – это сценическое или площадное произведение,которое по своей природе должно иметь драматургию. Поскольку есть драматургиядраматического театра, оперная и балетная, кино и телевидения, все эти видыдраматургии различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть уних и общее – действие, жизнь в движении.
Драматургический процесс заключается в выстраивании сюжета ипоиска образного решения концерта.
Драматургия – это сюжетно образная концепция культурно – досуговойпрограммы, будь то концерт, спектакль, кинофильм, эстрадный номер и т.д.драматургия – это сюжетно-образная концепция массового действа, где самодраматургическое действие создается через выстраивание и проигрываниесюжетно-образного решения концертной программы.
Режиссер культурно – досуговых программ создает особого родадействие из сложнейшего сочетания движений, музыки, света, цвета, особойзвуковой структуры, специфически освоенного огромного пространства, на которомдействует огромное количество исполнителей.
Режиссер концерта сочиняет, композиционно выстраивает всемногочисленные звенья сценического произведения. Процесс сочинительства –главнейший этап на пути создания программы.
В процессе обдумывания будущей программы, планируя его смысловую иэмоциональную структуру, режиссер проводит «оценку фактов».
В руках режиссера концерта огромный арсенал выразительных средств,и от него целиком зависит, в какое русло они будут направлены, какую цель будутпреследовать, какие функции выполнять.
Режиссер программы может (и обязан) во многом помочь исполнителю,выявить в актере личность – самостоятельность человека, гражданина и художника.Раскрытие личности исполнителей – вот что придает неповторимость произведениюсценического искусства любого жанра. Все это указывает на особо тесную связьрежиссуры и педагогики. Они настолько связаны между собой, что трудно провестигрань, где кончается одна профессия и начинается другая. А педагог – преждевсего воспитатель. Режиссер обязан быть чутким воспитателем, обязан уметьразглядеть подлинное дарование, поверить в него, помочь раскрыться. Это одна изглавных функций режиссера, предмет его постоянных забот.
Режиссура, постановка программы – это всякий раз сотворение новогомира, в котором исполнители роли – тоже всякий раз входят в новый мир, отличныйот повседневного. Режиссура не только замысел, постановочная идея и не простосоздание программы, но и непременное формирование творческой личностиисполнителя в самом процессе создания культурно – досуговой программы. Ипроисходит этот процесс воспитания, педагогического воздействия режиссера наактера-исполнителя в каждой программе.
А. Довженко считал, что режиссерская профессия «это больше,чем профессия, это деятельность, деятельность очень сложная, требующая целогоряда данных.
Перед режиссером концерта стоит сложная задача созданиямасштабного сценического произведения или произведения на улице, в которомновое рождается не в прямом произведении словесного материала, как вдраматическом театре, где слово превалирует над другими компонентами. Режиссерконцерта создает особого рода действие из сложнейшего сочетания движений,музыки, света, цвета, особой звуковой структуры, специфически освоенногоогромного пространства, на котором действует огромное количество исполнителей.
Технология работы режиссера концертной программы характеризуетсяединством драматургически-режиссерского замысла.
Нет ничего труднее, чем изложить на бумаге сложнейший процессвозникновения и претворения в жизнь замысла концерта, сохранив в этом изложениилогическую стройность и последовательность. Дело в том, что практически этотпроцесс необычайно сложен. Часто, когда концерт проведен, просто невозможноопределить, что появилось раньше, а что позже, где причина, а где следствие, – почемуродилось именно данное, а не какое-то иное конкретное решение. Ясным и точнымостаются только отправленные идейные позиции, а дальше начинаются поиски,сомнения, мучительные трудности рождения художественного образа.
Ведущий концерта
Первые ведущие появилисьв концертах сугубо филармонических. Единственной обязанностью их было верно ивнятно произнести имя исполнителя и назвать произведение. В 30-е годыконцертная деятельность стала бурно развиваться, концертные организации, а также филармонии, берут на себя не только развлекательные, но и образовательныефункции (познавательные) через концерт. Все это заставило ведущих большеразговаривать со слушателями, казалось бы сблизило их с конферансье. Однаковедущего никто не обязывал веселить публику, если ведущий и позволит себе шуткуи вызовет смех слушателей, то это он делает по доброй воле.
С развитием концертнойдеятельности расширяется сфера деятельности ведущих. Ведущие сегодня какправило выступают в симфонических, камерных, тематических концертах. Многие изних дают информацию и с помощью этой информации расширяют зону общения сослушателями.
Ведущий концерта долженобладать острым чувством современного мышления, склада речи, манеры поведения,костюма, всего внутреннего и внешнего облика. Он должен хорошо владеть словом иимпровизацией, должен уметь подстраиваться под данный концерт, улавливатьсостав и настроение данной аудитории, настроить публику доброжелательно,внушить ей доверие к себе. Главное условие его успеха – раскрепощенность.Ведущий должен чувствовать себя хозяином на концерте, принимающим уважаемыхгостей и уметь создавать праздничное настроение. У ведущего кроме зрителя,слушателей, сидящих в зале есть еще один объект деятельности – это актеры,артисты, участники концерта.
Во время концерта междуними устанавливаются совсем иные контакты, чем в жизни. Как бы ни был ведущий вжизни равнодушен к человеку, которого он представляет публике, все бытовыеотношения исключаются в концертной встрече. Уважение к искусству артиста, к егоне легкому труду должно преобладать в концерте. На концерт ведущий приходитзаранее и отправляется осматривать сцену, приготовить на ней все, чтобы концертпрошел без «сучка и задоринки», проверить занавес; инструмент, как он стоит,кто его будет двигать, состояние пола сцены, особенно если предстояттанцевальные номера.
Ведущий должен проверитьсветовое освещение, микрофон, с которым ему придется работать, находятся ли насвоем месте стулья, подставки и т.д.
Открывая концерт ведущийвыходит на сцену и выдерживает паузу, для того чтобы собрать внимание зрителейвоедино, но нельзя передерживать её, для этого многие ведущие про себя считаютдо трех. Во время концерта на сцене находятся и рабочие сцены и артисты.
Обычно, в клубномконцерте все команды, звонки, занавесы, перестановки делаются по указаниюведущего – это обеспечивает порядок и отсутствие накладок.
Ведущий может объявитьномера оставаясь за кулисами по микрофону. Это экономит время и зритель лучшенастраивается на восприятие следующего номера.

Список литературы
 
1.Жарков, А.Д. Технологиякультурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культурыи искусства. 2-е изд. перераб. И доп. – М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002.– 288 с.
2.Галуцкий, Г.М. Управляемостькультуры и управление культурными процессами. – Москва, 1998; 464 с.
3.Туманов, И.М. Режиссурамассового праздника и театрализованного концерта. Учеб. Пособие для ин-товкультуры. М., «Просвещение», 1976. 87 с.
4.Гончарова, Н.П.Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа
5.Викторов, А.В. Начинаемэстрадный концерт. М., «Знание», 1974.
6.Щербакова, Г.А. Концерт иего ведущий. М., «Сов. Россия», 1974.
7.Новаторов, В.Е. Культурно– досуговая деятельность
8.Иконников, С.Н.Клубоведение. М., «Просвещение», 1980
9.Клитин, С.С. Эстрада.Проблемы теории, истории и методики: учебное пособие для театральных институтови ВУЗов искусств/ С.С. Клитин. – Л.: Искусство, 1987. – 191 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.