--PAGE_BREAK--,
где — удвоенное расстояние маршрута следования поезда, км;
— периодичность оснащения поезда в планируемом периоде.
Вагоно-километрыопределяют умножением поездо-километров на состав поезда в вагонах. При расчете учитывают все вагоны, работающие в пассажирских поездах:
,
где — число вагонов в поезде.
Тонно-километры брутто рассчитывают умножением поездо-километров на массу поезда брутто:
,
где масса поезда брутто, т.
Для определения приближенной величины работы пассажирских вагонов в тонно-километрах брутто может применяться формула:
,
где средний вес вагона-брутто, т.
Средний вес вагона брутто принимается по отчетным данным с определенной корректировкой, учитывающей изменение структуры рабочего парка.
Пример расчета объемных показателей.
На направлении протяженностью 800 км работает поезд из 15 вагонов. Масса поезда брутто — 1000 т, масса вагона брутто — 66,7 т.
При этом:
1)поездо-км
тыс.;
2) вагоно-км
тыс.;
3) т-км брутто
млн.
или
млн.
Рассчитанные по каждому поезду показатели объема работы подвижного состава суммируют и получают их общую величину в границах дороги или отделения.
Планирование вспомогательного пробега локомотивов осуществляют по его удельному весу в общем пробеге отчетного года. К вспомогательному пробегу относят все виды работы локомотивов, кроме их пробега во главе поездов (одиночный пробег локомотивов, пробег в двойной тяге, маневровая работа поездных и специально маневровых локомотивов и прочий условный пробег). Для выполнения вспомогательного пробега требуются примерно такие же эксплуатационные расходы, как и во главе поездов, поэтому планирование каждого вида вспомогательного пробега целесообразно осуществлять отдельно.
Показатели объема работы в пассажирском движении рассчитывают по видам сообщений в границах отделений и по дороге в целом. Если пассажирское движение на дороге обслуживается различными видами тяги, расчеты выполняют для каждого из них в отдельности в соответствии с участками обращения составов.
Для мотор-вагонной тяги и дизель-поездов дополнительно определяют секции-километры умножением среднего числа секций в поезде на поездо-километры:
,
где — число секций в поезде.
Для планирования затрат, связанных с содержанием и обслуживанием локомотивов, работающих в пассажирском движении, поездо-километры и тонно-километры брутто определяют также в границах обращения локомотивных бригад, если работа локомотивов не совпадает с границами отделений или дорог.
В отличие от грузовых, парк пассажирских вагонов приписан к определенной дороге.Расчет парка производят по дорогам приписки. Его потребность зависит от объема и неравномерности перевозок, скорости движения и населенности вагонов. Расчет выполняют по каждому поезду в зависимости от периодичности обращения, составности поезда и времени оборота. Число вагонов, необходимых для обслуживания одного поезда, равно произведению оборота состава на количество вагонов. Полное время оборота состава складывается из времени движения поезда от начальной до конечной станции и обратно и времени нахождения состава в пунктах оборота. Время оборота определяют от момента отправления поезда в рейс со станции приписки до момента следующего отправления с той же станции. Так, если состав находится на станции формирования 10 часов, на станции оборота 7 часов, а время следования поезда от начального до конечного пункта и обратно равно 55 часам, то время оборота составит 10 + 7 + 55 = 72 чaca, или 3 суток. При ежедневном обращении потребный парк вагонов для поезда из 18 вагонов (в том числе 13 купейных и 5 плацкартных) составит 18 • 3=54. Потребность в вагонах по типам определится в следующих размерах: 13 • 3 = 39 купейных и 5 • 3 = 15 плацкартных. Если поезд отправляется через день, то потребность в вагонах для него сократится вдвое.
Общая потребность в пассажирских вагонах дороги равна сумме числа вагонов, необходимых для каждого поезда. Для определения потребности списочного парка к рабочему парку добавляются вагоны, используемые для прочих нужд, и необходимый резерв. Неэксплуатируемый парк вагонов вычисляют на основе отчетных данных с учетом намечаемых изменений в плановом периоде.
Потребный парк вагонов электропоездов рассчитывают делением вагоно-километров электроподвижного состава на среднесуточный пробег электровагона. Парк вагонов дизельных поездов определяют таким же способом.
Парк локомотивов в пассажирском движении находят аналогично расчету парка в грузовом движении по линейному пробегу локомотивов и их среднесуточному пробегу:
,
где — среднесуточный пробег локомотива, км.
Показатели использования подвижного состава
Основными качественнымипоказателями использования подвижного состава в пассажирском движении являются: населенность пассажирских вагонов, состав поезда в вагонах, участковая и техническая скорости движения, производительность вагона, среднесуточный пробег вагонов и локомотивов.
Средняя населенность пассажирского вагона показывает число пассажиров, приходящихся в среднем на каждый вагон, используемый для пассажирских перевозок, и определяется по формуле:
,
где пассажиро-километры;
вагоно-километрыпассажирского парка.
При расчете населенности учитывают пробег только вагонов, в которых перевозятся пассажиры. Пробег почтовых, багажных, вагонов-ресторанов и прочих вагонов исключается.
Средний состав поезда характеризует число вагонов, включаемых в пассажирские поезда. Его расчет производится путем деления вагоно-километров на поездо-километры:
,
Техническая скорость пассажирского поезда представляет собой среднюю скорость движения поезда по участку без учета стоянок на промежуточных станциях:
,
где — суммарное время нахождения пассажирских поездов на участке между техническими станциями без учета стоянок на промежуточных станциях, поездо-час.
Участковая скорость — это средняя скорость движения пассажирского поезда по участку с учетом стоянок на промежуточных станциях.
Ее рассчитывают по формуле:
,
где — суммарное время нахождения пассажирских поездов на участке между техническими станциями, поездо-час.
Средняя населенность вагона, скорости движения поездов и их составность рассчитывают в целом по дороге и по видам сообщений.
Среднесуточный пробег локомотивов в пассажирском движении определяют так же, как в грузовом.
Расчет среднесуточного пробега пассажирского вагона в плане работы подвижного состава не предусмотрен. Он учитывается в оперативном порядке по исполненным графикам движения поездов. Показатель «масса поезда брутто» также не определяют. Для каждого поезда в отдельности в соответствии с числом вагонов в составе он устанавливается при разработке расписания движения поездов в виде технической нормы.
В плане работы подвижного состава предусматривают расчет не всех качественных показателей, характеризующих его использование во времени и по мощности. В целях выявления резервов наиболее эффективной организации работы подвижного состава целесообразно производить периодически расчет ряда дополнительных показателей. Так, населенность пассажирского вагона, характеризующая его использование по мощности, фактически не дает полного представления о степени заполнения вагонов при перевозке пассажиров. Поэтому для анализа использования вагонного парка в планах и отчетах целесообразно предусмотреть расчет коэффициента использования вместимости вагонов, определяемый делением пассажиро-км на место-км:
,
где — место-км.
Значение этого коэффициента меньше единицы и по типам вагонов неодинаково.
Для оценки качества использования пассажирских вагонов во времени рассчитывают оборот пассажирских составов. Норму оборота пассажирских составов устанавливают по каждому направлению и каждому поезду при разработке расписаний движения поездов. Фактическую величину оборота определяют по графикам исполненного движения. Расчет оборота состава производят по формуле:
,
где L— расстояние пробега пассажирского состава от пункта формирования до пункта оборота, км;
— средняя маршрутная скорость данного поезда в четном и нечетном направлениях, км/ч;
— время нахождения пассажирского состава в пункте формирования от
момента прибытия до момента отправления, ч;
— время нахождения пассажирского состава в пункте оборота, ч.
Показатель оборота пассажирских составов используется при расчете потребности в пассажирских составах. При его уменьшении парк вагонов, необходимый для работы поезда на конкретном маршруте, сокращается.
По показателю оборота вагонов рассчитывают среднесуточный пробег конкретного состава:
.
Чем меньше время оборота состава, тем при прочих равных условиях выше среднесуточный пробег вагона.
Экономическая эффективность улучшения качественных показателей использования подвижного состава в пассажирском движении
Важнейшей задачей пассажирского транспорта является обеспечение высокого качества перевозок при полном удовлетворении потребностей населения в передвижении. Необходимое качество перевозок пассажиров не может быть обеспечено без высокого качества эксплуатационной работы. Вместе с тем, задачу улучшения качества эксплуатационной работы нельзя рассматривать только с позиций улучшения транспортного обслуживания населения. Это большой резерв повышения эффективности всего транспортного производства, позволяющий экономить эксплуатационные расходы, высвобождать парки подвижного состава, наиболее рационально использовать живой труд, экономить инвестиции на развитие и реконструкцию пассажирского транспорта.
Основными показателями использования подвижного состава в пассажирском движении являются: населенность вагонов, состав поезда и скорости движения (табл. 22.1).
Экономическая эффективность повышения населенности вагона. Населенность пассажирского вагона — это важнейший резерв улучшения использования вагонного парка. Ее значение в пассажирском движении примерно такое же, как динамической нагрузки в грузовом движении.
1. Населенность вагона зависит, во-первых, от размеров движения поездов и величины пассажиропотока. Населенность показывает, в какой степени размеры движения пассажирских поездов, намеченные по графику, соответствуют фактическому пассажиропотоку.
--PAGE_BREAK--