Реферат по предмету "Культура и искусство"


Общее понятие о конструктивизме и его истоках

Содержание
 
Введение
1. Общее понятие о конструктивизме и егоистоки
2. Московский конструктивизм
3. Ленинградский конструктивизм
Заключение
Литература
 

Введение
 
Традиционно конструктивизм отождествляется с архитектурой Советскойэпохи, пережившей расцвет в 1920-30-е гг. Этот стиль объединил передовую технологиюи проектирование с прямо коммунистической социальной целью. Хотя этот стиль былразделен на несколько конкурирующих направлений, каждое из которых произвело многопилотных проектов и закончило здания, прежде, чем уйти из моды приблизительно в1932 году. Влияние этого стиля отмечается и в более поздних направлениях в архитектуре.
Конструктивизмпринято считать явлением нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, каки любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестникомэтого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементыкак модерна, так и конструктивизма.
Возникновениеи развитие конструктивизма происходило в условиях непрекращающегося поиска новыхформ, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от«искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству. Большинствотех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого«производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезныевещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущемв благоустроенном городе.
«Производственноеискусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесёнименно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречалисьтакже слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
Помимо вышеуказанногонаправления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм,кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако социально обусловленнойосновой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращениемк текущим российским реалиям 1920-х.
Архитектура как наиболее фундаментальноевоплощение принципов конструктивизма до сих пор является его ярким образчиком, прекрасносохранившимся и доступным массовому зрителю. Этим и обусловлена актуальность нашейработы – вновь вспыхнувший интерес к советскому прошлому нашей страны, его переоценкас современных позиций соответственно делают необходимым и выявление роли конструктивизмав советском искусстве и архитектуре.
Таким образом, цель нашейработы – выявить особенности контруктивизма как одного из направлений в архитектуресоветского периода.
Объект изучения – процессвоплощения идей данного направления в материальных объектах архитектуры Москвы иСанкт-Петербурга.
Предмет – архитектура в стиле«производственного искусства» двух крупнейших городов России.
Задачи исследования:
— определить сущность и основныепризнаки констуктивизма;
— выявить особенности московскогоконструктивизма;
— рассмотреть специфику ленинградскогонаправления в конструктивистской архитектуре;
— сделать вывод о значении«производственного искусства».
Практическая значимость нашейработы заключается в том, что материал, представленный в ней, может быть использованв курсе изучения как общей истории искусства, так и при исследовании истории отечественнойархитектуры в частности.
конструктивизмархитектура стиль геометризм

1. Общее понятие о конструктивизмеи его истоки
Конструктивизм — направление не только архитектурное,это скорее авангардистский художественный метод, отразившийся также в изобразительномискусстве, фотографии, декоративно-прикладном искусстве.
Как особый стильконструкивизм имел несколько характерных признаков, прежде всего это строгость,геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика.
Термин «конструктивизм»использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервыеон был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, котораятак и называлась — «Конструктивизм». А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистовставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника,конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры»[1].
То есть явнымобразом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.
Источником конструктивизмаявляется общеевропейское направление — функционализм, основные идеи которого советскиеконструктивисты оригинально переработали в 1920-30-х гг. Однако период развитияконструктивизма был недолгим, строительная деятельность велась преимущественно наокраинах города, практически не затронув его исторического центра (корпуса фабрикиКрасное Знамя; фрагменты в застройке пл. Стачек).
Произведения ленинградскихархитекторов второй половины 1930 1950-х гг. были ориентированы на возрождение классическогонаследия. Возродился ансамблевый подход к застройке, тяга к эффектной монументальностии образной выразительности, постепенно перераставшие во внешнюю парадность. Именнотогда родился термин, определивший застройку этого периода как сталинский ампир,типичным примером которого стали многоквартирные жилые дома на Московском проспектеза парком Победы.
Отказ от сталинского ампирапроизошел в начале 1960-х гг., ознаменовав возврат к прерванной традиции конструктивизмаи приобщение к международному опыту. За последние десятилетия по результатам разработокмногочисленных архитектурных мастерских возведены так называемые спальные районы,в том числе Ржевка и озеро Долгое, грандиозный новый комплекс больницы Кировскогозавода, жилая застройка от станции метро Приморская до начала Морской набережнойи многое другое.
Важной вехой вразвитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида,Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской»эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлениикниг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).
Впервые архитекторы-конструктивистыгромко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. ПроектВесниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего обликаэстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительныхматериалов и конструкций.
Ближайшим соратникоми помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённымтеоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» онразмышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» историческойэпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит«…непрерывная механизация жизни», а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологиии эстетики»[2]. Гинзбург и братья Весниныорганизовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущиеконструктивисты.
C 1926 года конструктивистыначинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» (или просто «СА)». Выходилжурнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимался Алексей Ган.
Теоретическуюконцепцию зрелого конструктивизма определил функциональный метод, основанный нанаучном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительныхкомплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачирассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочнаяструктура (форма соотвествует функции). На этой волне происходит борьба конструктивистовпротив стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролисьпротив превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство,без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Г. Бархин, создавшийизвестный Дом «Известий».
В эти же годыпроисходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал вРоссию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.
В среде ОСА выдвигаетсяряд перспективных архитекторов, таких, как братья Голосовы, И.Леонидов, М. Барщ,В. Владимиров.
Конструктивистыактивно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры,клубов, жилых домов.
Особой фигуройв истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходециз крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его вомногом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудныегоды.
В начале 1930-хгодов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а, следовательно,и в искусстве. Новаторские течения сначала подвергались резкой критике, а потоми вовсе оказались под запретом, как буржуазные. Как правильно написал конструктивистМ.Гинзбург, каждой эпохе соответствует свой стиль искусства[3].На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышныеформы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма.
Конструктивистыоказались в опале. Те из них, кто не захотел «перестроиться», до конца дней влачилижалкое существование (или даже оказались репрессированы). Однако Илья Голосов, например,сумел вписаться в конъюнктуру 1930-х и смог создать по-настоящему интересные постройки.Братья Веснины также участвовали в творческой жизни СССР, однако такого авторитета,как раньше, уже не имели. По мнению некоторых авторитетных учёных в СССР в 1932—1936гг. имел место «переходный стиль», названный условно «постконструктивизм»[4].
В 1960-е годы,когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнилио наработках конструктивистов. Изучение их наследия стало обязательным для молодыхархитекторов. А с начала 1990-х годов многие невоплощённые идеи 1920-х стали реальностью.Примером может служить торговый комплекс «Три кита» на Минском шоссе (выполнен вдухе двадцатых годов), многообразное по исполнению элитное жильё в Москве и прочиесооружения современного мегаполиса.

2. Московский конструктивизм
В Москве многодостопримечательностей, но лишь небольшая их часть — здания в конструктивистскомстиле. А между тем они занимают особое место не только в отечественной, но и в мировойкультуре.
Начало прошлоговека (1920-1930‑е годы) — время коренных социальных преобразований в нашейстране, а также поисков и экспериментов в архитектуре. Именно тогда стали появлятьсямногочисленные общественные здания, в том числе совершенно нового назначения. Бытовыепотребности, например, решали с помощью прачечных, яслей и детских садов, общественныхстоловых и фабрик-кухонь. Последние освобождали женщину от части домашней работыи привлекали ее к производственной деятельности. Первое подобное заведение былопостроено в 1928 году на Ленинградском шоссе по проекту архитектора А. И. Мешкова.Сейчас это здание находится в достаточно хорошем состоянии, но подверглось значительнойперепланировке. А в то время производство было оснащено передовым оборудованием- картофелечистками, овощерезками, мясорубками, хлеборезками. Механизация коснуласьне только приготовления пищи, но и мытья посуды и пр. На двух этажах располагалоськонвейерное производство обедов, которые затем развозили по заводским столовым иотпускали на дом. Остальные помещения занимали столовая и магазин. Мощность предприятиясоставляла20 тысяч обедов в сутки.
Свой досуг советскийчеловек должен был проводить в залах для собраний, читальнях и рабочих клубах — местах встречи «лучших» людей, приобщения их к новой культуре. Чтобы отвечать подобнымцелям, эти учреждения обязаны были быть многофункциональными, совмещающими в себебиблиотеки, спортивные секции, залы для демонстрации кинофильмов, театральных постановок,проведения собраний и т. п. Для этого требовалось предусмотреть возможность помещенийтрансформироваться, например, расширить пространство зала или, наоборот, сделатьего меньше, разбив на несколько аудиторий с помощью специальных передвижных стен.Согласно первоначальному проекту К. С. Мельникова, выполненному для клуба фабрики«Буревестник», театральный зал должен был превращаться в бассейн. Нырять туда следовалос пола, расположенного несколько выше спортивного зала, который во время спектаклейи кинопоказов служил балконом для зрителей. Солнечные ванны можно было приниматьв солярии на кровле башни здания. К сожалению, бассейн так и не удалось построить,но в целом это была очень смелая и прогрессивная идея.
В 1927-1929 годахдля профсоюза коммунальников по проекту архитектора И. А. Голосова на улице Леснойбыл возведен Клуб имени С. М. Зуева. Композиция этого здания построена на пересечениивертикального стеклянного цилиндра лестничной клетки и горизонтального параллелепипедаверхнего этажа. В прямоугольном объеме размещены зрительный зал на 850 мест, малыйзал на 200 мест и другие помещения. Клуб неоднократно переделывали и ремонтировали,но он сумел и в наши дни сохранить первоначальную функцию.
В 1928-1929 годахна улице Стромынка возвели Клуб имени И. В. Русакова для рабочих-коммунальников- первый из пяти подобных учреждений, построенных К. С. Мельниковым в Москве. Вплане он представляет собой треугольник, вершину которого занимает сцена и обслуживающиеее помещения. В центральной части находится партер, а основание этого треугольникакак бы разветвляется на три обособленных балкона-амфитеатра. С помощью раздвижныхстен три амфитеатра, по замыслу автора, могли либо сливаться с партером, образуязал вместимостью 1170 человек, либо превращаться в отдельные помещения. В 1990‑хгодах интерьеры подвергли перепланировке: была уничтожена библиотека, вместо нееоткрыли кафе. Нетронутым остался лишь зрительный зал. Ныне Клуб им. И. В. Русаковазанимает Театр Романа Виктюка.
Также на рубеже20-30‑х годов по заказу профсоюза химиков К. С. Мельниковым был построен клубфабрики «Свобода» на улице Вятской. По форме здание представляло собой цистерну,зажатую с двух сторон монолитными объемами. Посередине она разделялась раздвижнойстеной, которая должна была делить помещение на две части — театральный и кинозал.Под партером предполагалось разместить бассейн, но он так и не был сооружен, в томчисле и из‑за отсутствия в этом районе водопровода. Зато позади строения расположилсяфизкультурный зал.
В 1927 году наулице Плющиха тем же архитектором и по заказу того же ведомства был построен клубзавода «Каучук». Его функция сохранялась вплоть до 1990‑х годов, когда помещениябыли сданы в аренду. Сегодня здесь расположены ресторан, казино, музыкальный и развлекательныйцентр, офисы. Проведенные арендаторами переделки исказили первоначальный облик здания,а учитывая тот факт, что реставрацию в нем никогда не проводили, можно сказать,что этот памятник архитектуры находится в трудном положении.
Задуматься о реорганизациисамого типа жилища новая советская идеология, помноженная на квартирный кризис,заставляла прогрессивные умы, которые пришли к выводу, что идеальным вариантом расселениясмогут стать дома-коммуны, объединяющие «социализм в одном здании»[5].Самое знаменитое сооружение подобного типа — дом-коммуна Наркомфина на Новинскомбульваре, построенный в 1928-1930-х годах архитектором М. Я. Гинзбургом. Оно считаетсяпрототипом строений французского архитектора Ле Корбюзье в Марселе, Нанте и Берлине(1940-1950‑е годы). Это было первое в мире жилое здание с полным циклом бытовогообслуживания. Шестиэтажный корпус с 50 одно-трехкомнатными квартирами был соединенкрытым переходом с коммунальным корпусом, в котором располагались кухня, столовая,спортивный зал, библиотека, клубные комнаты, ясли-сад. Отдельно размещались гаражии прачечная самообслуживания. Таким образом, жилье максимально освободили от «быта».
Студенческий дом-коммунаархитектора И. С. Николаева, расположенный на улице Орджоникидзе, строили как экспериментальноежилище нового типа в соответствии с разработками секции типизации Стройкома РСФСРпо научной организации быта. Это было уникальное здание. Впервые здесь были примененыбезбалочные перекрытия, фонари верхнего света, стальной и железобетонный каркасы,горизонтальные окна, открытые опоры под зданием, плоская кровля. (Позже этими приемамибудет пользоваться Ле Корбюзье.). Комплекс состоял из восьмиэтажного спального корпусакоридорной системы на тысячу двухместных комнат площадью шесть квадратных метров.Он был соединен (посредством санитарного блока с туалетами, душевыми кабинами имедицинскими кабинетами) с двухэтажным общественным корпусом, в котором размещалисьспортивный зал, зрительный зал на 150 человек, чертежный зал на 300 человек, кабинетыдля индивидуальных занятий, а также прачечная, детские ясли на 100 мест, комнатыдля кружков и пр. В 1964 году комплекс был передан Институту стали и сплавов (МИСиС),который является владельцем памятника и по сей день. В настоящее время частичноздания были сданы в аренду, а спальный корпус находится в стадии разрушения. В результатемногочисленных переделок сооружение утратило первоначальный вид, тем не менее этоне умалило его ценности как памятника архитектуры.
Приметы конструктивизмаможно встретить и в современном строительстве. Это простые, геометрически правильныеформы и объемы, необычные конструкции, прямые линии, гладкие стены, минимум декора,лаконичные, преимущественно светлые цвета и т. д. Так, в духе неоконструктивизмавозведены офис УПДК в Курсовом переулке, новое здание Московской городской думына улице Петровка, «Инфобанк» на проспекте Вернадского, «Сбербанк» на Андроньевскойплощади и др.

3. Ленинградский конструктивизм
Основными представителямиленинградского конструктивизма являются А.И. Гегелло, Н. Демков, Е.В. Левинсон,Э. Мендельзон, А.С. Никольский, Я.Г. Чернихов, И.Г. Явейн.
Считается, чтов ленинградский конструктивизм был не столь радикален, как московский, что он былготов соскользнуть в своеобразное сталинское ар-деко, за которым последовал сталинскийампир[6]. И все же у ленинградскойархитектуры того времени были и шедевры. Как, например, единственная, по-видимому,сохранившаяся постройка проектировщика Якова Чернихова, от которого в основном осталосьлишь графическое наследие – парадоксальная по конструкции водонапорная башня завода«Красный гвоздильщик». И если столица гордится «Центросоюзом» Ле Корбюзье, то упетербуржцев тоже имеется здание, возведенное именитым западным архитектором. Речьидет о похожем на линкор корпусе фабрики «Красное знамя». Автор проекта – основательи, кажется, единственный участник немецкого направления экспрессионистской архитектурыЭрих Мендельсон. Таким образом, ленинградский конструктивизм не менее ценен, чеммосковский.
Но в отличие от московского,ленинградский конструктивизм мало изучен и практически неизвестен широкой публике.Он утвердился в Ленинграде в середине 1920-х годов и прошел короткий, искусственнопрерванный цикл развития. Важнейшим фактором, оказавшим влияние на его формирование,явилось экспериментальное творчество Казимира Малевича. Созданная им художественнаясистема супрематизма была применена на практике архитектором Александром Никольским.
Мэтры ленинградского конструктивизма— Никольский, Гегелло, Троцкий — пытались адаптировать этот стиль для своего города.Они смягчали чистую геометрию, заставляли ее быть не такой лапидарной, не такойсухой и делали это со вкусом.
Версия «чистого»конструктивизма представлена в ряде построек А.И. Гегелло, Г.А. Симонова, А.К. Барутчева,И.А. Гильтера, И.А. Меерзона и Я.О. Рубанчика. Влиянием экспрессионизма проникнутотворчество Н.А. Троцкого, который вносил в функционалистские схемы данного направленияособую эмоциональность, динамику и монументальность. Экспрессионистский оттенокносят постройки Е.А. Левинсона и И.И. Фомина, в их деталировке уже сквозят классицистическиеэлементы.
Современным продолжениемидей «производственной архитектуры» в Санкт-Петербурге является так называемый скандинавскийконструктивизм, наиболее органичный для загородных домов близ Северной Столицы.В Санкт-Петербурге преобладание пасмурной погоды приводит к недостатку солнечногосвета. Эта проблема разрешается за счет свойственных скандинавскому конструктивизмубольших площадей остекления и объемных помещений в домах. Ритмичность линий и подчеркнутаястрогость геометрии придают домам, выполненным в стиле скандинавского конструктивизма,свой неповторимый облик, а простота и естественность вкупе с использованием натуральныхматериалов, обеспечивают притягательность архитектурного решения. Такие дома органичновписываются в загородный ландшафт и близки по духу аристократичным петербуржцам.

Заключение
 
Возникновениеи развитие конструктивизма как особого направления в советском изобразительном иприкладном искусстве, фотографии, архитектуре происходило в условиях непрекращающегосяпоиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашалиотказ от «искусства ради искусства». Искусство ставилось на службу производству.Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологамитак называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательнотворить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобнымивещами и живущем в благоустроенном городе.
Как особый стиль конструкивизмимел несколько характерных признаков, прежде всего это строгость, геометризм, лаконичностьформ и монолитность внешнего облика.
Русский конструктивизм,несмотря на восприятие идей общеевропейского направления – функционализма — не былзаимствованным, он намного опередил свое время и за недолгий период существования(1920‑е — начало 1930‑х годов) заметно изменил отношение к объему ипространству, задачам архитектуры, приемам проектирования, выбору строительных материалов.Оказав влияние на западный рационализм, в 1960‑е годы он вернулся на родинув виде советского модернизма. В 1980‑е годы к нему обратились европейскиенеомодернисты. Памятников конструктивизма, подобных московским и ленинградским,нет ни в одном другом городе мира. Причудливые и новаторские формы произведенийавангарда — это то, что знают о нашей архитектуре и особенно ценят на Западе. Изучатьих приезжают специалисты из разных стран.

Литература
 
1. Вайтенс А.Г. Архитектураконструктивизма в Ленинграде: идеи и результаты // Сто лет изучения архитектурыРоссии: Сб. науч. тр. СПб., 1995
2. Е. Федотова. Русскийконструктивизм //Salon №9 — М., 1999.
3. Лисовский В.Г. «Национальныйстиль» в архитектуре России. М., 2000.
4. Ревзин Г.И. Неоклассицизмв русской архитектуре начала ХХ века. М., 1992
5. Хан-Магомедов С.О.Архитектура Советского Авангарда. Кн. 1: Проблемы формообразования. — М., 1996.
6. Хан-Магомедов С.О.У истоков формирования АСНОВА и ОСА — две архитектурные группы ИНХУКа. — М., 1994


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.