Реферат по предмету "Культура и искусство"


Обычаи и традиции народов Северного Кавказа

Содержание
 
Введение
1. Предмет и проблемы этнологии
2. Этнологические школы и направления:конструктивизм, инструментализм
3. Этногенез адыго-абхазских народов(адыгейцы, абхазы, черкесы, кабардинцы)
4. Свадьба и свадебные обряды и ритуалы
5. Застольный этикет и традиционная пищанародов Северного Кавказа (ногайцы)
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
Актуальность избраннойтемы. Национальный фактор не теряет свою значимость вобществе: напротив, он порождает все новые проблемы, для решения которых целесообразно,на наш взгляд, обратиться к прошлому, чтобы понять причины ошибок, почерпнутьсвежие идеи и, вернувшись к исходной точке, выйти на следующий виток спирали жизни.Изменения, затронувшие общественно-политические, экономические, социальныесферы, коснулись и культурных процессов, что в свою очередь привело к пересмотруобщечеловеческих ценностей, идеалов, к поиску своего этнического «я».
Объектом исследования контрольнойработывыбрана классификация народов Северного Кавказа, предмет ипроблемы этнографии, этногенез отдельных представителей нации. В контрольнойработе рассматриваются свадебные обряды и ритуалы.
Территориальные рамкиисследования охватывает огромную территорию СеверногоКавказа.
Степень разработанноститемы. Более четко и точно пытался выявить предметэтнологии, а так же этнологическое школы и направления: конструктивизм иинструментализм. В застольном этикете все заключалось по традициям, которыевыражались в правилах рассаживания за столом,, в подаче блюд и распределениимясной пищи между участниками трапезы согласно их статусу. В контрольной работеотражены исследования различных ученых культурных деятелей. Одним из источниковявлялось пособие Луценко В.В « Обычаи и традиции народов Северного Кавказа». Также такие авторы как Алимова Б.М, Хелен Краг, ЛарсФунк Хансен, С.В. Лурье и т.д.
Целью контрольнойработы является, актуализация теоретических знаний по дисциплине обычаи итрадиции народов Северного Кавказа. Подробное изучение материалов согласновыбранной темы. Правильное и грамотное составление основной структуры работы.Составление и выполнение поставленных задач.
Для реализациипоставленной цели были выявлены следующие задачи:
1. Составитьбиографический список по теме.
2. Осуществить краткийтеоретический анализ, использовать теоретические источники по данной теме.
3.Составить введение,заключение.
Структура контрольнойработы определена объектом исследования, состояниемразработки темы, целью и задачами контрольной работы.Она состоит извведения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы.

1.Предмет и проблемы этнологии
 
Любое научноеисследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизациивсего необходимого объема знаний. Но специфика объекта познания в любой наукенеизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемыхматериалов, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание обизучаемом объекте.
Сразу жеотметим особо, что предметом этнологии и её проблематикой являются не толькоизучение систем родства, верований и мифологии так называемых примитивныхобществ. В современной этнологии для научного анализа используется самыйразнообразный материал: результаты, исследований и описания ученых-этнографов,записки путешественников, фольклорные и художественные тексты,этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистическиематериалы, официальные документы, историческая и общественно-политическаялитература и т.д. Кроме того, при возможности непосредственного контакта спредставителями изучаемого этноса ценными становятся наблюдения за их реакциейна различные ситуации, логикой аргументов и рассуждений, используемых в спорахи беседах, способами объяснения различных явлений окружающего мира исобственного поведения и т.п.
Этнология — это наука,изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, ихидентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности ихколлективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальнойсреды.
Своеобразие каждойнауки, как известно, определяется ее собственным предметом изучения и методамиисследования этого предмета. С начала становления этнологии как науки и понастоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этническихкультур и межэтнических отношений. Первоначально на основании крайне ограниченнойи разрозненной информации о ранних периодах существования человека ученыестроили (и продолжают строить сейчас) обобщающие этнологические теории. И хотяих авторы претендовали (и претендуют) на точную реконструкцию историческойреальности, результаты построения не следует отождествлять с тем, «что было насамом деле». Чаще всего эти теоретические конструкции можно расценивать какконцептуальные модели, которые в лучшем случае представляют собой упрощенныеидеализированные схемы, служащие точкой отсчета для упорядочения эмпирическогоматериала.
Сопоставление такогорода теоретических моделей позволяет сделать вывод, что исторически первымпредметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развитиякоторых был значительно ниже, чем у европейцев. Такой методологический подход вопределении предмета этнологии был обусловлен тем, что к концу XIX в. врезультате процессов модернизации практически все европейские народы сумелисоздать качественно новый тип цивилизации. В результате стремительного техническогоразвития и уверенности в безграничности человеческого прогресса европейцыначали считать, что историческое место культурно отсталых народов должно бытьне рядом с цивилизованными европейскими народами, а далеко позади них. Этинароды были для цивилизованных европейцев в некотором роде «живыми предками»,заслуживающими изучения и подчинения своим интересам. Европейцы зафиксировалиэто различие между народами и их культурами в самом названии «отсталых»народов, обозначив их словом «primitive», что дословно можно перевести как«первые».
Новое название получилоширокое распространение в быстро развивающейся этнологии, поскольку удачновписывалось в новую систему классификации культур, основывающуюся на критериидостигнутого уровня технологического развития. Исходя из такой классификации,примитивные народы и их культуры стали главными объектами формирующейсяэтнологии. Об этом самым убедительным образом свидетельствуют работыосновоположников этнологии XIX в. — Льюиса Генри Моргана («Древнее общество»), ЭдуардаТайлора («Первобытная культура»). Ранние работы основоположников немецкойэтнологии Теодора Вайца и Адольфа Бастиана также посвящены описаниям не имевшихпрошлого «первобытных народов», которым противопоставлялись имевшие своюисторию «культурные народы». К последним, естественно, относились народыЕвропы, творившие историю путем интенсивного покорения природы, в то время какпримитивные народы были беспомощны перед окружающим их миром из-за своейлености, инертности, необузданности.
Другая часть ученыхвыступала против сохранения термина «первобытные народы», поскольку егоупотребление предполагало использование термина «культурные народы», а такоепротивопоставление придает первому понятию уничижительный смысл. Действительно,нет ни одного человеческого общества, которое бы не достигло хоть какого-топрогресса в культуре, даже если говорить о людях каменного века, создавшихпервые каменные орудия труда. В мире вообще не существует человека в егопервозданном состоянии, как это представлялось ученым на рубеже XVIII-XIX вв.Каждый человек предстает перед нами как существо окультуренное, создающеекультуру, и поэтому разговор о «бескультурных» и «культурных» народахбессмыслен. Речь может идти только о разных типах культур, изучение которых идолжно стать основным предметом этнологии.
Исторические события ипроцессы XX в. привели ученых к убеждению, что любой народ имеет право насамостоятельную жизнь, на самобытную культуру, право быть равным в сообщественародов. Среди этнологов господствующим стало убеждение об отсутствии«отсталых» и «передовых» народов — все народы равноправны.
Новые историческиеобстоятельства и общественные проблемы вновь значительно расширили предметнуюобласть этнологии. К традиционным этнологическим областям знания добавляются новые,что позволяет ученым выделять внутри этнологии относительно самостоятельныесферы и направления. Так, в западноевропейской этнологии четко оформились иуспешно развиваются хозяйственная (экономическая) этнология, социальнаяэтнология, правовая этнология, политическая этнология, религиозная этнология.Процесс дифференциации этнологических исследований еще далек от завершения, и вближайшие два десятилетия следует ожидать появления новых направлений вэтнологической науке.
Таким образом, предметэтнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать четкоеопределение этой науки. Поэтому в отечественной и зарубежной этнологии неткакого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большоеколичество определений, основанных на различных методологических подходах,которые подчеркивают, по мнению их авторов, наиболее существенные чертыэтнологической науки. Разные определения предмета исследования этнологииявляются выражением частично различных постановок вопросов, а частично и различныхтеорий и конструкций. В совокупности все эти определения предмета, постановкипроблем, объяснения и описания составляют этнологию как науку в целом, дажекогда отдельные исследовательские направления или отдельные ученые занимаютсятем или иным аспектом этой науки. В этой ситуации динамичных измененийпредметного поля этнологии мы не берем на себя смелость дать еще одноопределение этнологии. Однако для более строгого и систематизированногоизложения следующих тем данного учебника и для обстоятельного изученияэтнологии студенческой аудиторией необходимо дать рабочее определениеэтнологической науки. Не претендуя на универсальный и единственно верныйподход, мы считаем, что антология — это наука, изучающая процессы формированияи развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурнойсамоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия,взаимосвязи личности и социальной среды.
Как можносформулировать основную проблему современной этнологии? Сделать это очень просто,не прибегая ни к какой специальной лексике, а на обычном бытовом языке.«За десятилетие папуас может полностью отойти от традиционногопредставления о космосе, принятого в его племени, пройдя при этом несколькоэтапов. Так, миссионер может убедить его, что источником могущества белогочеловека является Библия… Через пять лет папуас уже голосует за кандидата вдепутаты палаты представителей, становится совладельцем грузовика и узнает овысадке человека на Луну, которую он еще десять лет тому назад воспринимал кактотемное божество. Остается загадкой, как человек может справиться с такимихаотичными сдвигами в области сознания и не сойти при этом с ума?»[1]
2.Этнологические школы и направления: конструктивизм, инструментализм
 
1.Инструментализм. В середине 70-х гг. ХХ века в западной этнологииширокое распространение получила другая трактовка этничности, в соответствии скоторой она рассматривалась как инструмент, используемый политическими лидерамидля достижения своих интересов. Подобное понимание этничности, типичное дляполитологических исследований межэтнических отношений сложилось в рамкахполитологии, социологии власти и политической антропологии.
Вэтом значении этничность как идеология, создаваемая политической элитой длямобилизации масс в борьбе за власть.
Существеннойчертой всех инструменталистских теорий является их опора на функционализм ипрагматизм. Исходя из положений социологического функционализма, сторонники инструментализмасчитают этничность продуктом этнических мифов, которые создаются элитойобщества и используются ею для достижения определенных выгод и получениявласти. Культурные особенности, ценности и деятельность этнических группявляются орудием элиты для достижения определенных выгод.
Вотличие от примордиалистского подхода инструментализм ориентирован не на поискобъективных оснований этничности, а на выявление тех функций, которые выполняютобщности и этносы. Инструментализм исходит из положения: раз этносы иэтничность существуют, значит, они служат определенным целям и конкретныминтересам человека, облегчая его жизнь в обществе.
2.Конструктивизм. Согласно конструктивистскому подходу кпониманию:
этничность- это не что иное, как интеллектуальный конструкт писателей, ученых, политиков.Для конструктивизма этничность — вопрос сознания; членство в этнической группезависит от представлений индивида о том, что такое эта группа.
Поэтомудля определения этничности решающее значение имеет не культура этноса, а текультурные характеристики, которое в данный момент подчеркивают различия игрупповые границы.
Этносв конструктивизме понимается как общность людей на основе культурнойсамоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которымиона находится в фундаментальных связях. Отличительной особенностью этойконцепции этноса и этничности по сравнению с другими концепциями является недобавление в определения этих понятий новых признаков, а введение в любойподобный перечень элемента «представления об этих признаках». Так, признакамиэтнической общности являются не общее происхождение, а представление об общейисторической судьбе общности, а также вера в то, что это — наша культура, а несам по себе очерченный культурный облик, который без такой веры ни о чем неговорит.
Современнаяэтнология, основанная на философии постмодернизма, подчеркиваетнеопределенность, бесконечность трансформации и текучесть этничности, посколькуона есть результат внутреннего выбора, вариант согласия только части социальноактивного населения.
Следствиемвыше представленных концепций является распространение следующего определенияэтноса — это группа, члены которой имеют общее наименование (этноним), обладаюткомплексом сходных черт в культуре, мифом об общем происхождении и коллективнойисторической памятью, связывают себя с определенной территорией и чувствомсолидарности.
Причемнаиболее важна субъективная сторона: коллективное сознание, мифология, воображение,а не связь с территорией и историческими процессами в качестве объективнойданности.[2]
3.Этногенез адыго-абхазских народов (адыгейцы, абхазы, черкесы, кабардинцы)
 
Касогская (адыго-абхазская)группа:
— абхазы
— адыгейцы
— кабардинцы, черкесы.
Древние греки называлинаселение Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии — гениохи. Понекоторым данным, досемитское население Палестины (т.н. рефаим) былоадыго-абхазским. Древнейшее государство Хеттия (II тыс. до н.э.) возникло наэтнооснове хаттов, проживавших на востоке Малой Азии, а затем покорённыхиндоевропейскими народами анатолийской группы — лувийцами, палайцами инеситами. К гениохам относились киммерийцы (меоты, таны, тавры, синды, досхи,дандарии), древнейшее население Крыма и Дона, находившееся на первобытнойстадии развития. Адыго-абхазское население Черноморского побережья былооттеснено на Кубань, пришедшими на Кавказ иберийцами.
Антропологическиадыго-абхазские народы относятся к западнокавказскому подтипубалкано-кавказского типа европеоидной расы. Особенности: высокая переносица,прямые брови, узкое лицо, высокий рост.
Абхазы (апсуа):
По народным преданиям,ведут свою родословную от Яфета. Свою страну называют Апсны — «Странадуши».
Численность — 115 тыс.человек. Основная масса верующих — православные.
По науке, существует 2основных версии происхождения, которые являются отражением грузино-абхазскогоконфликта. Наиболее аргументированной и доказанной является первая версия.
Первая версия(абхазская). Абхазский народ сформировался к 8 в. н.э. Этнооснову составилиубыхские племена абешла, абазгов, санигов и апсилов (коренного населенияЧерноморского побережья Кавказа). Консолидация убыхских народов связана спринятием в 6 в. н.э. христианства, которое сменило местные языческие культы, втом числе культ человеческих жертвоприношений. В 6 веке на территориисовременной Абхазии сложились такие образования как Абазгия, Апсилия, Мисиминияи Санигия. Этот же период (6 — 8 вв.) характеризуется и другими знаменательнымисобытиями:
— Сложился абхазскийстиль византийского архитектурного направления.
— Под Иверской горой(Анакопией) было разбито арабское войско.
— Абхазия сталапредоставлять политическое убежище для беглых «политиков» из Армениии Ирана.
Абхазы делятся на 4территориальные этногруппы: саму рзакан (восток Абхазии), бзыбь (западАбхазии), гудоут (в районе Гудауты), абжуи (центр), которые используют своидиалекты абхазского языка (литературный — абжуйский), и имеют характерныеокончания фамилий:
-ба (Чанба), -иа(Гулиа), -аа (Ашхараа), -уа (Чарруа).
Абхазский языкподразделяется на два диалекта: кодорский (к нему отнесены говоры — абжуйский,саму рзаканский, гумский ) и бзыбский.
Вторая версия(грузинская). Грузинский историк Отар Иоселиани считает, что нынешние абхазы — это северо-кавказское мусульманское племя апсуа, которое в 17 в. н.э. пришло сКубани, и ассимилировало местный грузинский народ абхазов, который населялтерриторию от Поти до Сухуми. Пришельцы приняли христианство и этноним«абхазы».
Однако, слово«абхаз» представляет грузинскую транскрипцию этнонима«абазг».
Версия Димитри Гулиа.
Димитри Гулиа в своейкниге «История Абхазии» (1925) развернул эфиопскую гипотезупроисхождения абхазов, подчеркивая, что «абхазы и их предки гениохи — сутьколхи, вышедшие из Египта и, главным образом, из Абиссинии». Этипредположения базировались на «сказаниях Геродота о выходе колхов изЕгипта, вообще из Африки». Завоеватели древнего Египта гиксосы, ввидучастых мятежей среди египтян, «могли часть египтян и эфиопов выселить всвою страну и на ее окраины — в области, смежные с Закавказьем… Потомкамиэтих невольных переселенцев и могли явиться отчасти те колхи, египетскоепроисхождение которых, для Геродота стояло вне сомнения». Подозревалосьродство абхазов также с семитами и хамитами, исходя из «родства языковсемитических и яфетических (адыго-абхазских)». В частности, имелось ввидуналичие префиксов в абхазском языке как черты, указывающей на связьадыго-абхазских языков с хамитскими (берберскими), и наличием аналогичныхявлений в одном из хеттских языков (хеттские языки представляли собойиндоевропеизированные адыго-абхазские языки хаттов). Теория родства схамитскими ( западно-чадскими) языками обсуждалась и в отношениинахско-дагестанских языков. Высказывалось также мнение, что абхазский язык посвоей фонетике имеет сходство с языками койсанских племен Южной Африки — бушменов и готтентотов.
Однако, данная версияне подтверждена антропологически: абхазы принадлежат к понтийскому подтипубалкано-кавказской ветви, а египтяне относились к кушитской ветви, хотя междуэтими типами имеются определённые схождения, в частности в форме носа и ширинелица.
Адыгейцы (адыгэ):
Прямые потомкикасогских племён адыго-абхазской группы. В формировании этого, а такжекабардинского и черкесского этносов участвовали киммерийцы (фракийские племена,пришедшие с Балкан через Дон и Дунай), ахейцы (иллирийские племена, пришедшие сБалкан). Говорят на адыгейском языке, который распадается на несколькодиалектов, на которых говорят субэтнические группы: абадзехи, бесленеи,бжедуги, егер-укаевцы, мамхеги, махошеи, натухайцы, темиргоевцы (литературныйдиалект), шапсуги, хатукаевцы. В результате царских репрессий, связанных нетолько с обвинениями в дружбе с Турцией (как было указано в статье ГеоргияАпхазури «К понятию нетрадиционной агрессии: Абхазская технология»,www.newpeople.nm.ru, www.abkhazeti.ru), но и с массовым задействованиемкавказцев на сельхозработах (после отмены крепостного права, многие крестьянеКубани выкупились и уехали на север), 300 тысяч адыгов выехало в Турцию, аоттуда — в Сербию, на Косово поле, где они осели на исконно албанской земле. Внастоящее время, численность ~ 2,2 млн. человек, из них 2 млн. — в Турции иКосово.
С Х века н.э. назападном Кавказе господствовало христианство, которое в 18 в. сменилосьсуннитской ветвью ислама.
Черкесы и кабардинцы:
Предки кабардинцев — зихи — до VI в. н.э. жили севернее Кубани, откуда были вытеснены гуннами.Кабардинцы в 14 в. переселились в местность Пятигорье (Беш-Тау), где потеснилипотомков алан — осетин.
Сами себя кабардинцыназывают также «адыгэ», однако, в средние века они возвышались надостальными народами, которые платили дань кабардинским князьям. Названием этнособязан князю Кербертею. Чиленность — около 1 млн. человек, причём 600 тысяч — за пределами России.
В большинстве своёмкабардинцы — сунниты, моздокские — православные.
Черкесский этнос возниквследствие смешения адыгов-бесленеев с родственными им кабардинцами в 18 в.н.э.
«Черкес» — это литературное наименование кавказских народов в 18 в. Это слово, по наиболеераспространённой версии, происходит от тюркского слова «чер-кесмек»(разбойник) или от племени керкетов. Численность черкесов — 275 тыс. человек.
Говорят на диалектахкабардино-черкесского языка: литературный диалект Большой Кабарды, моздокский,бесленеевский, кубанский.
Характерным дляадыго-абхазских языков является огромное кол-во согласных звуков: в убыхскомязыке — 82, в бзыбском диалекте абхазского языка — 67, в адыгейском — 55, вкабардинском — 48. Гласных очень мало: в абхазском языке — две, в абазинском — две в ударном и одна в безударном слоге, в убыхском — три. А всего всеверо-кавказских языках суммарно насчитывается 299 различных звуков.
4.Свадьба и свадебные обряды и ритуалы
 
Свадьба также как и сватовство было наполнено рядом этикетных моментов.Прежде всего, это поздравления, адресованные родителям невесты. По правиламэтикета отца невесты поздравляли мужчины, мать – женщины.
Мужчин и женщин, прибывших на свадьбу, устраивали в разных кибитках,рассаживание гостей происходило по старшинству. Мужчин за столом обслуживалиюноши, а женщин – девушки. За столом соблюдались все правила застольногоэтикета. Кроме того, мужчины соблюдали правила распития хмельных напитков.
Одним из развлечений свадебного торжества считалось исполнение певцаминародных песен, во время которых слушатели должны были придерживатьсяопределенных правил поведения: они не должны были переговариваться, выкрикиватьс места реплики, прерывать певца, подавать кому-либо различные знаки,жестикулировать. Запрещалось во время коллективного прослушивания песен, музыкидемонстративно покидать свое место. Если возникала такая необходимость, то этонадо было сделать как можно незаметнее. Присутствие женщин не возбранялось, ноони никогда не садились рядом с мужчинами.
По этикету новобрачные на свадьбе не должны были находиться вместе. Другимразвлекательным моментом на свадьбе являлись танцы. Танцующие пары такжеследовали определенным нормам поведения: инициатива приглашения на танец всегдаисходила только от мужчины, а его завершение – от девушки. Категорическизапрещалось силком тянуть девушку на танец, делать лишние движения, непредусмотренные танцем, смеяться, гримасничать, девушка должна была вести себяскромно, не выбегать навстречу партнеру, не выказывать особого желаниятанцевать и т.д.
Согласно этикету невесту встречали все старшие родственники, кромежениха. Этикет не позволял семье жениха открыто выражать свое недовольство малымразмером приданого, его составом и качеством входящих в него вещей. В знакуважения к новой семье, родственникам жениха невеста до конца свадьбы стояла.По этикету каждого посетителя невеста приветствовала кивком головы.
Руководил застольем тамада. Если кто-нибудь желал на короткое времяотлучиться, он должен был спросить разрешения у тамады. Уходящему ивозвращающемуся присутствующие оказывали уважение вставанием. Этих традицийстрого придерживались и другие тюркские народы. После свадьбы молодожены продолжалисоблюдать обычаи избегания, они не разговаривали друг с другом при постороннихи не уединялись.
Одним из завершающих этапов свадебного церемониала было посещениеновобрачной родительского дома после свадьбы.Ее приезд к родителям такжеобставлялся рядом этикетных моментов. Так, молодая невестка из аула мужа должнабыла уйти незаметно, пешком, а к аулу отца подъехать на арбе. Будучи в гостях уродителей она не должна была показывать, что в ее жизни произошли какие-тоизменения. Из отцовского дома она также старалась уйти незаметно, не привлекаяк себе внимания. Подъезжая к аулу мужа, она снова сходила с арбы и стараласьнезаметно войти в дом. В последующие посещения родительского дома это скрываниеуже не соблюдалось.
Завершением свадебных церемоний считалось приглашение зятя в родительскийдом жены. Между зятем и родственниками жены соблюдались разговорные запреты иизбегания. Менее строгими они становились после официального приглашения в домтестя, хотя и после этого зятю не разрешалось обращаться к тестю по имени,пить, курить при нем и т.д. Зять не называл и тещу по имени, не заходил в еекомнату, не садился с ней рядом, не прикасался к теще, не обнажал перед нейголовы и других частей тела. Общение между ними сводилось до минимума. Подобнымже образом в отношении зятя вела себя и теща.[3]

5.Застольный этикет и традиционная пища народов Северного Кавказа (ногайцы)
 
Застольного этикета ногайцев. Рассаживание членов семьи во время застольяпроисходило строго по правилам этикета. Согласно этикетной проксемике во времясемейной трапезы почетное место – «тоьр» – занимал глава семьи, по правуюсторону от него садились сыновья, по левую – жена и дочери. Наиболее почетныелица, взрослые члены семьи сидели ближе к хозяину и хозяйке, а менее почетные имолодежь – ближе к двери. Подобный обычай рассаживания за столом имеет давниетрадиции и восходит к древним обычаям кочевников. Мы склонны связывать его спроявлением деликатности и скромности и, конечно, с культурой поведения иэтикетом.
У ногайцев существовали и определенные этикетные позы сидения за столом.Мужчинам полагалось сидеть по-турецки, женщинам — подмять под себя одну ногу, авторую, согнув в колене, поставить перед собой.
Участники семейной трапезы обязаны были соблюдать определенные нормыповедения. Первым к пище прикасался глава семьи. Брать пищу следовалообязательно правой рукой. Есть за столом следовало неторопливо и аккуратно, непричиняя неудобств окружающим. Брать из общей посуды полагалось те куски, чторасположены ближе всего. Во время трапезы считалось неприличным выбирать себелучший кусок, если он находился в непосредственной близости от одного изсотрапезников, откусывать от целой лепешки, макать надкушенный хлеб в общуючашу со сладостями или подливами. Неприличным было наблюдать за соседом вовремя еды, откусить и положить обратно в общее блюдо непонравившийся кусокхлеба, мяса. От членов семьи, не говоря уже о госте, требовалось, чтобы вслучае необходимости посторонний предмет, случайно попавший в блюдо, был удаленнезаметно для остальных сотрапезников. Эти правила на Северном Кавказе и вДагестане были распространены повсеместно .
Недопустимым было во время еды ковырять в зубах, носу, почесывать голову,вычищать остатки пищи под ногтями. Считалось неприличным чавкать за столом,втягивать губами пищу, долго и неаккуратно размешивать еду в пиале. Подобныхправил во время трапезы придерживались и многие другие народы Кавказа, особеннострого их соблюдали тюркоязычные народы Дагестана. Однако разжевывать мягкиекости, соскабливать ножом остатки мяса с кости, выбивать или высасывать костныймозг для кочевников-скотоводов было в порядке вещей, равно как сделать отрыжкупосле еды в знак насыщения.
Определенные правила существовали и при распределении мясной пищи. Самымипрестижными частями бараньей туши считались: голова (правая сторона ее),лопатки или тазовые кости – их выделяли для главы семьи и старших участниковзастолья, часть грудинки и мякоть от ножки – для главной хозяйки. Существовалии определенные куски мяса, которые предназначались отдельно мужчинам и отдельноженщинам. Так, например, бедренные части – «орта сан», часть ножек – «ербасар», «бут», ребра – «кабырга» полагались сыновьям, а грудинка – «тоьс»,сердце – «юрек», почки – «буйрек» – дочерям. Остальные, куски (шейная часть,самые нижние части ножек) считались менее престижными и предназначались дляснох и младших участников трапезы. В результате этнокультурного взаимодействияс ногайцами эти правила распределения мяса были переняты адыгами.
Особо почетной частью ногайцы считают голову животного. Право разделаголовы принадлежало главе семейства. Эта часть семейной трапезы также содержаларазличные этикетные моменты. Если во время семейной трапезы приходил гость, тоего сажали рядом с хозяином. При этом гостя приветствовали лишь киванием головы(подавать руку для приветствия во время трапезы не полагалось, так как ногайцысчитают, что еда выше гостя). Женщины садились спиной к гостю, а молодые снохивообще покидали юрту. Старшую женщину эти условности не касались, онапродолжала сидеть на своем месте. При этом все ели медленно, чтобы гость успелнасытиться. Для обозначения сытости во время трапезы использовалиськинесические приемы. У ногайцев отказаться от дополнительной порции можно было,закрыв сверху чашу ладонью.
Не принято было оставлять еду в чашке, но и вычищать ее дно кусочкамихлеба считалось неприличным, не принято было доедать за кем-либо еду, наступатьна пищу, пренебрегать ею, выражать свое недовольство по поводу качества тогоили иного блюда. Во время трапезы не позволительным считалось вести посторонниеразговоры. По окончании трапезы ногайцы за еду благодарили Аллаха, а нехозяина, как это принято сейчас. Первым из-за стола вставал глава семейства,затем все остальные.
Результаты исследования показали, что в застольном этикете ногайцев восновном превалировали тюрко-монгольские традиции.
Национальная пища ногайцев — мясо-молочные, мучные и рыбные блюда:бесбармак (мясо с лапшой), кувырдак (жареное мясо с луком), казы и толтырма(колбасы), шашлык, казан борек (пельмени), инкал (род галушек), балык сорпа(уха), каши, различные виды сыров, пирогов, яичниц и т. д. Употребляютсянапитки: ногай шай (ногайский чай), йоурт, кумыс, айран, буза, сербет сув имногие другие.

Заключение
 
Проводится итог проведенного исследования. В данной контрольной работепредставлены предмет и проблемы этнологии, этнологические школы и направления,этногенез адыго-абхазских народов, свадьбы, свадебные обряды и ритуалы,застольный этикет и традиционная пища.
Анализматериала обнаружил, что этнология — это наука, изучающая процессы формированияи развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурнойсамоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия,взаимосвязи личности и социальной среды.
Как показывают материалы исследования, у ногайцев в исследуемый период всемье довольно строго придерживались этикетной проксемики. Существовали иэтикетные нормы в подаче и распределении пищи между участниками трапезы.Благодаря этнокультурному взаимодействию и взаимовлиянию правила рассаживания ираспределения пищи за столом, характерные для кочевников-скотоводов, сталиизвестны многим тюркоязычным народам Северного Кавказа и Дагестана, а такжеадыгским народам.
Этикетное поведение участников семейных мероприятий заключалось впроизнесении тостов, здравиц, благопожеланий, связанных с различными семейнымисобытиями, которые у разных групп имели свои специфические особенности. В результатенашего исследования мы пришли к выводу, что этикет семейной жизни народовСеверного Кавказа, много общего.
А так же выяснили, что антропологически адыго-абхазские народы относятсяк западнокавказскому подтипу балкано-кавказского типа европеоидной расы.Особенности: высокая переносица, прямые брови, узкое лицо, высокий рост.
СеверныйКавказ — это Россия в миниатюре. Многочисленное население со
своимиобычаями, традициями, верованиями, языками, со своей культурой и историей. Вобщественном быте, традициях и обычаях народов Северного Кавказа есть многообщего, хотя, безусловно, у каждого народа есть и свои различия.
Горскиенароды находились на разных уровнях исторической эволюции

Список используемой литературы
 
1. С.В. Лурье. Историческая Этнология.Глава I./ www.psyhology.org
2. В.В. Луценко – ОТНСК / Часть-1, Кр.:2006 г. С. 77
3. Алимова Б.М. — Брак и свадебныеобычаи в прошлом и настоящем. / www. shax-dag.ru
4. www. Interkavkaz. Info
6. Луценко В. В. – Обычаи и традициинародов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: -2007 С. 105
7. Хелен Краг, Ларс Функ Хансен.Северный Кавказ: народы на перепутье. Спб – 1996 С. 126


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.