Натерритории Древней Руси ножами из металла пользовались издревле. А вотиспользовать их как оружие стали позже. Первое упоминание об этом датируетсяконцом девятого века. В письменах арабского писателя Ибн-Фаллана говорится отом, что каждый русский воин был вооружен секирой, мечом или ножом. Наосновании этого можно сделать вывод, что нож на Руси – одно из самых древнихоружий наших предков.
Ножиподразделялись на три вида. Поясные – обоюдоострые ножи, носились в ножнах икрепились при помощи специального крюка, прикрепленного к ножнам. Засапожные –ножи с закривленным клинком. Их носили за голенищем сапога правой ноги, аназвание таких ножей — «шлак» говорило об их восточном происхождении.Подсаадашные ножи были длиннее и шире поясных и засапожных. Они заострялисьтолько с одной стороны, а лезвие таких ножей изгибалось вверх. Такие ножиносились немного ниже саадака (колчана со стрелами и лука) и дополняли полноевооружение всадника.
Историяножа как предмета вооружения положена мастерами-оружейниками, которые святочтили свои обычаи и традиции в изготовлении оружия. К шестнадцатому веку уроссийских оружейников имелась своя уникальная манера изготовления ножей, непохожая на восточную и европейскую школу. Тульские мастера кузнечного деламогут похвастать ножами не только как оружием, но и как произведениямиискусства.
Предметыоружия тульских мастеров по художественной ценности можно разделить нанесколько категорий. К первой категории относится оружие с использованиемзолотой или серебряной насечки и с применением травленого орнамента. Технологиятравления заключается в том, что на изделие наносится состав, который устойчивк воздействию кислоты. Затем на этот слой острым предметом наносится орнамент,после чего изделие заливают соляной кислотой. По прошествии определенногопериода времени изделие вынимается из кислоты и защитный слой с его поверхностиудаляется. После чего на изделии остается рисунок. При необходимости рисунокдополнительно углубляли и наносили слой амальгамы – смесь золота и ртути. Припрогреве в горне ртуть испарялась, а золото прочно приставало к рисунку. Такаяже техника наводки использовалась при нанесении серебра или меди.
Техниканасечки рисунка появилась в пятнадцатом веке. На поверхности металла орнаментвысекали в виде мелких зарубок. После чего по контуру рисунка посредствоммолотка наносилась золотая или серебряная проволока. Перед нанесением проволокупредварительно разогревали, после чего изделие шлифовали.
Ковторой группе можно отнести предметы оружия оборонного производства. Дляукрашения таких ножей и кинжалов использовали рельефный орнамент, который былвыступающим за счет того что его «выдавливали». В большинстве случаев основнойфон рисунка покрывали позолотой. А основными элементами узора былипереплетенные с листьями стебли, завитки и раковины.
Дляоружия, представляющего большую художественную ценность, требовались исоответствующие ножны. А изготавливали такие ножны из материалов высококачества: отполированной кожи ската, выкрашенной в зеленый цвет; бархата сизысканным шитьем золотом или серебром.
Втретью группу вошло оружие с орнаментом, выполненным в виде маленьких цветов,сплетенных в венки. При изготовлении этого оружия использовались разныетехники: насечка, гравировка, пайка, чеканка и художественное литье. В созданииножей и кинжалов, модных во время кавказской кампании, для изготовления ножен ирукоятей, мастера пользовались медью, латунью и оловом.
Четвертаягруппа изделий представлена в технике «диамант». Тульские мастера всовершенстве овладели техникой превращения стальных шариков в сверкающиегранями камни, имитирующие драгоценные. Порой на заготовку наносилось до 86граней. Такая огранка называлась «королевской». Формы граней были самымиразными: простые, фантазийные, овальные, «маркизы» и даже те, которые неприменяются в ювелирном деле. Размеры ограненных шариков находились в пределахот половины миллиметра до пяти миллиметров. Процесс их изготовления былтрудоемким, поэтому, соответственно, изделия немало стоили. Их выполняли назаказ, для подарков или подношений. Недаром считалось, что изделия тульскихмастеров стояли на одном уровне с европейскими и восточными ножами и кинжалами,а в отдельных случаях и превосходили оных по качеству стали, по изысканностирисунка и по способу изготовления.
Новсе-таки радостно, что мастерство изготовления холодного оружия тульскимимастерами не утрачено и до наших дней. И сегодня на разных выставках, как вРоссии, так и за рубежом, можно встретить неповторимые работы русской школымастеров. Мало того, мастерство русских оружейников не утратило своих позиций,но и развивается. И сейчас, как и в далекие времена, ножи и кинжалы ручнойработы с художественно оформленными рукоятями и ножнами являются дорогимподарком для настоящих ценителей.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kulturoznanie.ru/