Реферат по предмету "Культура и искусство"


Музейные коллекции и художественный рынок

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЧУО «ИНСТИТУТСОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМ. А.М.ШИРОКОВА»
ГУМАНИТАРНЫЙФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРАКУЛЬТУРОЛОГИИ
Допущено кзащите
______________________________
Зав. кафедройЮ.Г.
« » ________________2009г.
Музейныеколлекции и художественный рынок
 
Курсоваяработа
студентки 4курса
дневной формыобучения
специальности«Культурология»
Научныйруководитель
Минск, 2009

Содержание
 
Введение
1. Коллекционирование
1.1 Из историиколлекционирования
1.2 Виды коллекций
1.3 Самые необычные музейныеколлекции мира
2. Арт рынок
2.1 История арт-рынка
2.2 Аукционы
2.3 Антиквариат
2.4 Критерии оценкипроизведений искусства
Заключение
Список литературы
 

Введение
Становление рыночныхотношений сопровождается кардинальными изменениями во всех сферахжизнедеятельности общества.
Процессы перехода к рынкууже затронули и сферу культуры. Художественные произведения все чащерассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности.Изменения, связанные с началом перехода к рыночной экономике, повлекли за собойактивную коммерциализацию искусства, формирование новой модели художественногосознания общества, взаимодействия бизнеса и культуры. Товарное обращениехудожественных произведений стало восприниматься как фактор, оказывающийсущественное влияние на развитие современного искусства и на творческиепроцессы и личность художника.
Процессразгосударствления культурных фондов, легализация положения продавца ипокупателя выделили в экономическом пространстве специализированную область«художественного» предпринимательства, в которой основным компонентомделовой активности выступает посредничество.
Многообразиепосреднических форм в стране представлено сегодня множеством антикварныхмагазинов, салонов, галерей и аукционных домов. Эти коммерческие предприятиявозникли относительно недавно. Однако уже сегодня они оказывают существенноевлияние на систему формирования заказов в сфере культуры, а также служатфундаментом для становления и развития цивилизованного арт-рынка.
Цель работы: изучение ианализ функционирования музея и направления его деятельности.
Задачи: изучить историюмузейного коллекционирования, изучить арт рынок как систему товарного обращенияпроизведений искусства, а также критерии оценки произведений искусства.

1.Коллекционирование
 
1.1 Изистории коллекционирования
Коллекционированиесчитается некоторыми учеными одним из основных рефлексов человека и важнойхарактеристикой развития человеческого общества. Как процесс систематизацииокружающего мира начинает определяться в государствах древнего Востока, вДревней Греции и Риме. В России известно с 10-11 вв. Это, прежде всего,собирание книжных и рукописных собраний в храмах и монастырях, сакральных имемориальных памятников в ризницах, оружия в арсеналах. В средние века благодарясобирательской деятельности начинается формирование великокняжеской и царскойсокровищницы. В 16-17 вв. берет свое начало собирание коллекций растений воранжереях и садах. Интерес к животному миру проявился в создании коллекцийзверей и птиц в зверинцах (см. Протомузейные формы).
Расцветколлекционирования начинается в 18 в., когда Россия встала на путь освоенияевропейских культурных форм. Появляется множество универсальных испециализированных собраний, как частных, так и государственных (Петербургскаякунсткамера, музей Академии художеств, коллекции Академии наук), отражающихэстетические приоритеты, развитие науки и культуры в стране. В 18 в.коллекционирование в стране проходит путь от модной забавы до серьезногоувлечения, сопряженного с научными интересами коллекционера (Г.А. Демидов, Н.Б.Юсупов, Н.П. Румянцев). Создаются первые объединения коллекционеров, например,Румянцевский кружок объединял любителей и собирателей книг. В начале 19 в.расширяется тематика коллекционирования, социальный состав коллекционеров:кроме дворянства в процесс вовлекаются представители купечества, духовенства,разночинцы. В 19 в. коллекционирование становится заметным фактом культурнойжизни страны, многие коллекции составляют основу для создания музеев (коллекцияА.Д. Черткова — книжного собрания Исторического музея, коллекция Н.Н. Демидова- музея естественной истории Московского университета и т.д.) Результатыколлекционирования начинают использоваться в учебных целях (создание коллекцийи музеев в университетах, гимназиях). Научное направление в коллекционированиисвязано преимущественно с музеями, которые активно включаются в процесспополнения своих фондов; здесь же разрабатывается научная систематизацияобъектов коллекционирования.
В 20 в.коллекционирование продолжает активно развиваться, расширяются его виды итематика. Среди новых объектов музейного коллекционирования — формированиефондов артефактами нематериального наследия. В частном коллекционированииразличают демократическое и элитарное направления. К демократическомуотносятся, например, филателия, филокартия, филумения. Одним из наиболеепопулярных является книжное коллекционирование.
Потребностиколлекционирования удовлетворяет рынок произведений искусства и предметов наукии культуры, в структуру которого входят аукционы, салоны, антикварные лавки,специализированные издания.
1.2 Видыколлекций
Археологическиеколлекции- систематические собрания предметовархеологии. Являются основой для создания археологических музеев или составнойчастью краеведческих музеев и музеев исторического профиля. Формированиеархеологических коллекций прошло несколько этапов становления, от сбораслучайно обнаруженных древностей до научно разработанных методов отбораматериала во время полевых работ. Полевые работы проводятся при наличииспециального разрешения. С 1990-х гг. катастрофические масштабы приобреладеятельность «черных археологов»; впервые встала проблема сохраненияне только археологических коллекций в составе музейных и частных собраний, но инедвижимых археологических объектов и комплексов в историческом ландшафте.
Первые археологическиеколлекции в России появились в начале 18 в. По указу 1718 г. «все, что зело старо и необыкновенно», «старые вещи», найденные в землеили воде, надлежало приносить за вознаграждение. Руководителю первой научнойэкспедиции в Сибирь (1719 г.) Д.-Г. Мессершмидту было предписано искать исобирать различные древности, раскапывать курганы, делать зарисовки. ИнтересПетра I к сибирским древностям вызвал появление указов об охранеархеологических памятников. В эти годы сформирована первая археологическаяколлекция в России — т.н. Сибирская коллекция Петра I.
Научные экспедиции, с 1725 г. проходившие под покровительством Академии наук (Г.Ф. Миллера и И.Г. Гмелина, И.Г. Георги идр.), значительно расширили круг источников и материальную базу археологии; вэкспедициях велась документальная фиксация и описание памятников. Преобладающийинтерес к древностям Сибири, Приуралья, Поволжья привел к формированиюсоответствующих коллекций, которые поступали в Кунсткамеру и Академию наук.
Дальнейшее формированиеархеологических коллекций связано с развитием исторической науки,дифференциацией научного знания и выделением археологии как науки. В конце 18-начале 19 вв. интерес к античным древностям Причерноморья способствовал началупланомерных раскопок и проведению первых мероприятий по охране памятников.Созданные в результате этой деятельности А.к. стали основой для создания первыхархеологических музеев в России: в Николаеве, Феодосии, Одессе, Керчи, а такжеархеологических коллекций «керченских древностей» в Эрмитаже.
Со второй половины 19 в.раскопками и накоплением археологического материала стали заниматься ученые — И.Д. Черский, В.В. Докучаев, К.С. Мережковский, А.А. Иностранцев и др.;расширилась тематика исследований (славянские, восточные, первобытныепамятники). Формированию археологических коллекций во второй половине 19 в.способствовала деятельность научных обществ, среди которых первенствопринадлежит Академии наук, Археологической комиссии в Петербурге и Одесскомуобществу истории и древностей. Разнообразные находки присылались в Русскоеархеологическое общество, где была сформирована значительная археологическаяколлекция и музей (1840-е гг.) Собирание археологических памятниковинициировалось выставками, проходившими во время проведения археологическихсъездов. По инициативе научных обществ и ученых архивных комиссий возник рядмузеев с коллекциями археологических памятников. Археологические коллекциистали значительными отделами вновь образованных провинциальных музеев вЯрославле, Воронеже, Минусинске, Кяхте, Вятке и др.
Во второй половине 19 в.памятники археологии — важная составная часть многих частных коллекций (И.К.Айвазовского, Д.Г. Бурылина, И.А. Шлякова, В.Д. Поленова, Д.Я. Самоквасова идр.). Ряд частных археологических коллекций послужил основой создания музеев: вТюмени, Туле, Красноярске, Екатеринославле (Днепропетровске) и др.
В настоящее времяархеологические коллекции в основном формируются в результате полевыхисследований, проходят камеральную обработку и атрибутированные поступают вмузеи. Наиболее крупными и ценными археологическими коллекциями обладаютЭрмитаж, Исторический музей в Москве, ряд региональных музеев, в которых именноархеологические коллекции наиболее полно характеризуют местную историю(археологическая коллекция Ростовского областного музея краеведения, Азовскогокраеведческого музея, Кяхтинского музея, Екатеринбургского краеведческогомузея, Сахалинского краеведческого музея). Научные исследования и открытия висторических науках способствуют созданию новых археологических коллекций вряде музеев. Например, коллекция эпохи палеолита создается в музее-заповеднике «Кижи».
Этнографическиеколлекции — систематизированные собрания предметов, представляющих культуру определенногоэтноса или этнической группы. Предметы, изъятые из среды бытования, могутполноценно существовать в рамках коллекций и стать музейным экспонатом толькопри сохранении этнокультурной информации. Этнографические коллекции отражаюткак материальную культуру этносов (бытовую, хозяйственную, производственную,религиозную), так и нематериальное наследие (традиции, верования, обряды,фольклор). Артефакты этнографических коллекций имеют наряду с собственнымихарактеристиками (материал, технология) характеристики культуры, в рамкахкоторой они были созданы (функциональное назначение в культуре, тип, условиябытования и др.)
Начало созданиюэтнографических коллекций в России было положено в 18 в., когда из экспедиций вСибирь, Поволжье, Кавказ были привезены диковинные предметы, относящиеся к инымкультурно-этническим сообществам. Первые этнографические коллекции появились всоставе Петербургской Кунсткамеры (1714 г.)
В 19 в. этнографическиеколлекции становятся распространенным типом коллекций в музеях и частныхсобраниях. В 1848 г. основан Этнографический музей Русского Географическогообщества в Петербурге, в 1867 г. — Дашковский этнографический музей какподразделение Румянцевского музея, этнографический отдел Русского музея.Значительные этнографические коллекции были сформированы в этот период вместных музеях: в Иркутске, Тифлисе, Минусинске, Тюмени, Владивостоке, Чите,Рязани, Архангельске и др., в музеях при университетах, научных обществах истаткомитетах. Для пополнения этнографических коллекций снаряжались специальныенаучные экспедиции. В 1924-48 гг. в Москве работал Музей народоведения, вкотором были сформированы уникальные этнографические коллекции, характеризующиемногочисленные народности России. Во второй половине 20 в. этнографическиеколлекции становятся все более специализированными, они различаются по географическому,этническому, предметному принципам.
В настоящее времякрупнейшие этнографические коллекции находятся в Музее антропологии иэтнографии им. Петра Великого в Петербурге, в Российском этнографическом музее,Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока и др.Этнографические коллекции представлены в музеях декоративно-прикладного инародного искусства, в составе национальных музеев республик РФ и музеевисторического профиля, существуют практически во всех краеведческих музеяхстраны. Значительные этнографические комплексы находятся в составе музеев подоткрытым небом (Усть-Вымский историко-этнографический музей, музей-заповедник«Тальцы» под Иркутском)
Художественныеколлекции — собранияпредметов изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры),декоративно-прикладного и народного искусства. Во все времена служилиудовлетворению эстетических потребностей, отражая развитие эстетическихпредставлений и наук об искусстве.
Известны с древнейшихвремен. Прообразами художественных коллекций считаются коллекциидревнегреческих храмов муз Мусейонов, коллекции при храмах и термах Др. Рима.Являлись составной частью ризниц храмов и монастырей, царских сокровищницсредневековой Европы (в России, например, художественные коллекции находились всоставе Оружейной палаты), универсальных коллекций древностей, кунсткамер эпохиВозрождения и Нового времени (Петербургская кунсткамера). Целенаправленноеколлекционирование художественных предметов начинается в эпоху Возрождения вИталии. Стремление к запечатлению процесса развития искусства и осознаниеценности собираемых артефактов приводит постепенно к выделению художественнойчасти собраний в самостоятельный вид коллекционирования. В России этот процессприходится на 18 в., когда создаются художественные галереи и ценныехудожественные собрания во дворцах и усадьбах: в Петергофе, Царском Селе,Эрмитаже, во дворцах Юсуповых, Строгановых, Шуваловых. Для размещенияхудожественных коллекций были выстроены специальные здания.
К началу 19 в. относятся первыепопытки придать художественным коллекциям статус музея, а в художественныхколлекциях появляются произведения современных русских художников. Так, направах частного музея существовали «Русский музеум» Павла Свиньина,галерея Ф.И. Прянишникова и др. Во второй половине 19 в. на основе частныххудожественных коллекций создаются художественные музеи: Третьяковская галерея,Цветковская галерея, Музей изящных искусств и др., а также сеть провинциальныххудожественно-промышленных музеев. Собиратель, руководствовавшийся прежде лишьсобственным вкусом и модой, теперь начинает ориентироваться на исследования вобласти искусствознания. Художественные коллекции все более специализируются, кконцу 19 в. как самостоятельные области художественных коллекций выделяютсяколлекционирование икон (коллекция И.С. Остроухова), предметовдекоративно-прикладного искусства (коллекции М.К. Тенишевой, Г.А. Брокара).
В 20 в. художественныеколлекции остаются важной частью частного коллекционирования, которые зачастуюпополняют фонды государственных собраний.
Коллекции книг представляют собой собрания книжныхраритетов, рукописных, старопечатных и современных изданий, имеющихисторическое, библиографическое, художественное значение.
Книги становятся объектомсобирательства в древнейшие времена. Одними из первых известных коллекций былиименно книжные — известно о создании книгохранилищ при дворцах и храмахДревнего Египта и стран Передней Азии (Александрийская библиотека, 3 в. дон.э.; собрание клинописных текстов при дворце Ашшурбанипала в Ассирии).Длительное время книги собирались как источник информации; позднее — также сцелью сохранить книгу как произведение книгопечатного и изобразительногоискусства, явление культуры. В средние века значительные книгохранилищасоздавались при монастырях, храмах и первых университетах. В России крупныекнигохранительницы были сформированы при Софийском соборе в Новгороде Великом,в Софии Киевской, в Кирилло-Белозерском, Соловецком монастырях. С 15 в. вЕвропе и с 17 в. в России начинают формироваться частные книжные собрания. В 18в. формирование коллекций книг становится делом государственным, в результатеобразуются такие крупные книжные хранилища как библиотека ИмператорскойАкадемии наук в Петербурге, библиотека Московского университета и др. В 19 в.часть книжных коллекций преобразуется в крупные государственные библиотеки,другая часть становится значимой частью музейных собраний (Румянцевскаябиблиотека, Синодальная (Патриаршая) библиотека, библиотека Эрмитажа).
В настоящее время книжныеколлекции с уникальными и раритетными изданиями являются значимой частьюмузейных собраний. Функционируют музеи книги, которые появляются в Европе во2-й пол. 19 в., а в 20 в. в России: музеи Российской государственной библиотекив Москве, Российской национальной библиотеки в СПб, музей миниатюрной книгииздательства «Книга» и музей издательства «Детскаялитература» в Москве и др. Интенсивно развивается частноеколлекционирование книг.
Естественнонаучныеколлекциипредставляют собой «систематизированные собрания объектов природы»,которые «являются документальным свидетельством достоверности научныхфактов». Включают как объекты живой, так и неживой природы, в т.ч.специально обработанные и законсервированные (чучела животных, анатомические препаратыи др.) Используются для научных исследований, проведения мониторингов природныхпроцессов. В число естественно-научных коллекций входят: ботанические (в т.ч.сады, оранжереи, дендрарии, гербарии), зоологические, антропологические,геологические, палеонтологические, почвенные, медицинские.
Созданиеестественно-научных коллекций тесно связано с развитием естественных наук. Ужеколлекции, сформированные в период античности, использовались висследовательских целях. Значительные естественно-научные коллекции, состоящиеиз редкостей «трех царств природы» — растительного, животного,минерального, были собраны в европейских кунсткамерах в 16-18 вв.; широкоераспространение получили также анатомические театры, ботанические сады,зверинцы. В России в 16 в. функционируют первые зверинцы, в 17 в. — ботанические сады, в 18 столетии создается Петербургская кунсткамера,универсальное собрание, в котором были собраны анатомические, зоологические,ботанические коллекции. На протяжении 18 в. появляются первые частныеестественнонаучные коллекции: А.С. Строганова, П.Г. и Н.А. Демидовых, частныеботанические сады Г.А. Демидова, А.К. Разумовского. С 18 в. начинаетсявыделение естественно-научных коллекций в обособленные коллекции и музеи, а в19 в. — их специализация (в 1830-е гг. из собрания Петербургской кунсткамерывыделяются Зоологический, Ботанический, Геологический и др. музеи). Создаетсяряд систематических коллекций, в которых отражалось видовое разнообразиеприроды. Естественно-научные коллекции становятся значимой частью музеевместного края и музеев учебных учреждений.
В 20 в. одной из формсохранения и представления многообразия природы стали особо охраняемыеприродные территории, природные заповедники и национальные парки (Тебердинскийбиосферный заповедник, Прибайкальский национальный парк). Возникли новые типыестественно-научных коллекций, отражающие приоритеты и проблематикуестественнонаучных исследований в настоящее время — музеи-аквариумы,экологические тропы. Среди наиболее крупных и известных музейных естественно-научныхколлекций- собрания Дарвиновского музея и Биологического музея им. К.А.Тимирязева, Геологического музея им. В.И. Вернадского в Москве, Ботаническогоинститута им. В.Л. Комарова, Антропологии и этнографии им. Петра Великого вПетербурге.
Коллекции фономатериалови фотодокументов — систематизированные собрания предметов, на которых определенным способомзафиксированы различные звуковые процессы и визуальные образы, отражающиеразличные исторические события, факты науки, культуры и искусства.
Такие коллекции начинаютформироваться с развитием соответствующих технических устройств в конце 19 в.:у частных коллекционеров, в музейных собраниях, на фирмах-производителяхзвуковых и видео-носителей. Первоначально Ф.к. имели исключительную ценностькак документальные свидетельства событий, впоследствии приобрели значение какобразцы техники. Среди частных коллекций распространены коллекции граммофонныхпластинок, старых фотоаппаратов, дагерротипов. В музеях ценность имеет нетолько носитель информации, ныне уже не применяемый для воспроизводства(граммофоны, пластинки, дагерротипы), но и зафиксированный ими факт. Крупнейшиев России — фоно-коллекции Студии грамзаписи, Музея музыкальной культуры им.М.И. Глинки, Музея музыкального и театрального искусства в СПб, Архивакинофонофотодокументов в СПб, фотоколлекции — Исторического музея,Литературного музея, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Центрального архивакинофотодокументов в Красногорске.
В настоящее время музеипри формировании Ф.к. широко используют целенаправленную фиксацию событий,воспоминаний, выступлений на звуковые и видео-носители, создавая т.о. базудокументальных источников; запись приобретает значение подлинного музейногопредмета. В музеях естественнонаучного профиля записи имеют значение вспомогательногоматериала (аудио-записи голосов зверей и птиц, фотофиксация природныхпроцессов). Соответственно, предметы из фоно- и фото-коллекций могут быть какосновными предметами экспозиционных комплексов, так и выступать в ролинаучно-вспомогательного материала. Особую ценность имеют монографическиеаудио-коллекции (например, коллекция записей Ф.И. Шаляпина в Театральном Музееим. А.А. Бахрушина), личные архивы фотографов (фонд А.О. Карелина вНижегородском краеведческом музее).
 
1.3 Самыенеобычные музейные коллекции мира
Туристичский портал Travel for Life определил самые необычные музейные коллекции мира.
Музей растворимойлапши Йокогама,Япония
В этом музее передпосетителями оживает история растворимой лапши, начиная с самых ранних времен.Обширная коллекция включает в себя старинные упаковки всех цветов и форм,палочки для еды, мисочки, чашки и даже отреставрированное блюдо для лапши,принадлежавшее самурайскому роду XVII века.
Музейчревовещания Форт Митчелл, Кентукки
Единственный в миремузей, посвященный искусству чревовещания. Здесь собраны сотни «говорящих»кукол, марионеток и манекенов разных размеров, которые когда-то развлекалидетишек.
Музей аномалий Филадельфия, Пенсильвания
Музей, являющийсяотделением Филадельфийского медицинского колледжа, был основан в 1850 году дляпрохождения будущими врачами анатомической практики. Удивительная и немногопугающая коллекция этой своеобразной «кунсткамеры» до сих пор представляетнаучный интерес. Тысячи посетителей могут увидеть деформированные скелеты и черепа,фотографии людей с серьезными физическими отклонениями, десятки образцовголовного мозга различных животных и внутренние органы с выраженнымипатологиями.
Музей гашиша Амстердам, Нидерланды
Если бы ненепрекращающиеся споры о вреде и пользе марихуаны, а также о запретах илегализации, то, скорее всего, это был бы заурядный музей истории сельскогохозяйства. В Hash Museum, находящимся в знаменитом «районе красных фонарей»,можно узнать все о способах выращивания марихуаны и ее долгой истории, включаяисторию легализации. А в качестве сувенира можно купить семена конопли.
Международныймузей криптозоологии Портленд, штат Мэн
Криптозоология— наука, посвященная целенаправленному поиску животных, существование которыхлибо не доказано, либо считается невозможным в данной местности и/или в данноевремя (например, Лох-Несское чудовище, снежный человек и т. д.). Вкриптозоологии виды, существование которых не доказано, то есть находящиеся в«скрытом» состоянии, получили название криптиды. Музей был основан в 2003 годукриптозоологом Л.Коулманом. Среди экспонатов — восьмифутовое 250-килограммовое«чучело» Йети. Поскольку музей расположен прямо в доме у эксперта и открываетсятолько по предварительной договоренности с хозяином.

2. Артрынок
 
2.1 ИсторияАрт рынка
Художественным рынкомназывают систему экономических и культурных взаимоотношений в сфереизобразительного искусства, при которых формируются спрос и предложение напредметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальнаястоимость.
Если условно разделитьисторию зарождения арт рынка на этапы, то первый этап связан с зарождениемарт-рынка в Англии в конце XVII века. В отличие от Франции, где статусхудожника в XVIII и XIX веках определялся степенью его признания в различныхсалонах, в Англии этот статус определялся торгами, то есть показателем,состоящим из цены на работу и количества проданных работ. При этом, британскаямодель оказалась более популярной, распространившись на национальные арт-рынкиГолландии, Германии и США. Популярность данной модели, можно связать спротестантской этикой раннего капитализма, господствовавшей в данных странах,на основании которой любой продукт, который производится (в том числе ипроизведение искусства), имеет цену. Очевидно, что покупка и продажа произведенийискусства существовала на протяжении всей истории искусства. Однако толькопосле буржуазной революции возникли условия, способствующие формированиюрыночной экономики, а, следовательно, и арт-рынка. Поэтому приблизительнымпериодом появления рынка искусства считается конец XVII века.
Одно из мнений,ссылающееся на ряд работ, посвящённых истории продаж произведений искусства иопубликованных в конце XIX века (в качестве примера можно назвать работыРедфорда (G. Redford, Art Sales (1888)) и Робертса (W.Roberts, Memorials ofChristie’s (1897))), полагает точной датой возникновения арт-рынка 21 июня 1693года, когда в Банкетном доме в поместье Уайтхолл Лордом Мелфордом былорганизован большой аукцион по продаже произведений искусства. В первойполовине XVIII века такие аукционы стали одним из развлечений британскойаристократии. Тогда крупных доходов подобные аукционы не приносили. Одной изпервых демонстраций аукционов, как средства к обогащению, стали продажи,проведённые в феврале и марте 1754 года доктором Ричардом Мидом. Общая суммапродаж оказалась по тем временам рекордной и составила £ 16 069. Начинаясо второй половины XVIII века можно отметить значительный приток капитала вполе арт-рынка. Стоит, однако, отметить, что большую часть продаж составлялиработы малоизвестных авторов, зачастую не самого высокого качества. Акцент напокупке работ Великих мастеров появился лишь в начале XIX века. Данный акцентбыл связан с теми суммами, которые тратились на приобретение одной илинескольких работ, что, в свою очередь привело к шумихе, которая поднялась впрессе, игравшей всё большую и большую роль в формировании общественногомнения.
В1801 году на торгах,организованных сэром Уильямом Хамильтоном, Бекфорд заплатил 1300 гиней заработу «Смеющийся мальчик» Леонарда Да Винчи. В 1807 и в 1811 годах на торгахЛафонтена было продано две картины Рембрандта, «Обнажённая» и «Судостроитель»,каждая по 5000 гиней. Столь высокие продажи вдохновляли ряд авторов не столькона поиски богатых покровителей, сколько на выставление своих работ на торги.Однако на заре арт-рынка современные авторы не могли претендовать назначительный барыш, так как крупных капиталовложений, как тогда полагалось,заслуживали лишь работы Великих мастеров.
Второй период развитияарт-рынка можно датировать серединой XIX века. В середине 19 в. в Европесоздается структура художественного рынка, в которую входили маршаны илидилеры, торговцы произведениями искусства, выставки и галереи, распродажи иаукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама. В эту системувключаются также коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты.
Второй период развитияарт-рынка характеризуется также увеличением капиталовложений в современныхавторов, которые иногда даже вытесняют Старых мастеров из списка самых громкихлотов торгов. Именно начиная со второй половины XIX века можно говорить оразделении арт-рынка на две сферы – сферу продаж мастеров прошлого и сферупродаж современных авторов. Обе эти сферы активно конкурируют между собой.Однако институционального разделения между ними не наблюдается до сих пор. Нааукционах Сотби и Кристи активно продают как Великих мастеров, так ипредставителей современного искусства. Также в XIX веке изменился и класспотребителей дорогостоящего искусства. На смену аристократии пришли богатыепредставители буржуазии. Посредством приобретения дорогостоящих произведенийискусства они хотели повысить свой капитал, а также продемонстрировать своювласть в поле распределения экономического капитала. Подобная ситуация имеламесто и в парижских салонах.
Важной особенностьюданного периода стало и расширение арт-рынка. На торги стали выставляться нетолько работы современных авторов, представителей протестантского мира (восновном, британцев и голландцев), британские коллекционеры заинтересовались ифранцузской современной живописью. Так, например, картина Коро “Dance desAmors” была продана в 1898 году за £ 7 200, а “Denizens of the Highlands”Розы Бонор в 1888 году за 5 000 гиней. Конечно, французские авторы не могликонкурировать с портретистами-британцами (именно портреты в конце XIX века былисамыми дорогостоящими) или же с работами Тёрнера. Самыми дорогими портретами,нарисованными британцами в XIX веке, стали портрет леди Бетти Делм Рейнольдса, проданный в 1894 году за 11 000 гиней, и портрет леди Спенсер Ромни,проданный в 1896 году за 10 500 гиней. Самой дорогой картиной Тёрнера сталакартина «Терасса Мортлейк», проданная в 1908 году на Голландских торгах за 12600 гиней.
В России художественныйрынок возникает на рубеже 18-19 вв.: в это время был сформирован слой богатыхлюбителей искусства, и страна становится привлекательным рынком сбыта дляевропейских торговцев, развивается отечественное искусство и художественнаякритика, частное коллекционирование.
В начале XXI векаарт-рынок переживает новую волну подъема, характеризующуюся плавным переходом втот период, который мы могли бы назвать новым этапом развития арт-рынка. Рынокочевидным образом виртуализируется, появляются новые виды искусства, такие какdigital art. Кроме того, участие на торгах за счёт виртуальных системстановится более удобным. Это приводит к необходимости реструктуризации крупныхаукционных домов, перевода продукции из поля реального в поле виртуального.
В настоящее время вструктуру художественного рынка входят аукционы, художественные и антикварныесалоны, магазины, галереи, дилерские и страховые компании, общества оценщиков,экспертов, антикваров, в России — институт музейной экспертизы и т.п. Дляфункционирования художественного рынка необходимо участие органовгосударственного контроля и заинтересованных покупателей. Центрами мировогохудожественного рынка являются Лондон, Нью-Йорк, Токио (на долю Великобританиии США приходится 73% всех продаж в мире).
Особенностиценообразования зависят от мировых экономических тенденций, региональныхособенностей, конъюнктуры и моды. Например, на конъюнктуру рынка могутоказывать влияние ряд галерей, зарекомендовавших себя каквысокопрофессиональных участников художественного рынка. Цены устанавливаются напубличных торгах, в т.ч. на аукционах. В России оборот художественного рынкаоценивается в 25 млн. долларов в год; ок. 80% оборота составляет антиквариат. Внастоящее время сфера художественного рынка значительно расширилась; наиболееактивно развиваются букинистика и нумизматика. По-прежнему велико количествоподделок.
 
2.2 Аукционы
Аукционы от лат. auctio —продажа с публичного торга, способ продажи различных продуктов человеческойдеятельности, в т.ч. произведений искусства, антиквариата, раритетов, заявленныхподлинниками. Проведение аукциона предусматривает предварительную выставкупредметов, издание каталога; покупателем становится предложивший наибольшуюцену.
Как форма торговлипроизведениями искусства аукционы появляются в античные времена; активноформируется в 18 в., одновременно с европейским художественным рынком. Вовторой половине 18 в. в крупнейших столицах Европы создаются аукционные дома, вт.ч. действующие поныне крупнейшие Sotheby's (Лондон, 1744 г.), Christie's ( 1766 г.) Первые художественные аукционы в России проходят в конце 1760-х гг.,преимущественно в Петербурге. К 20 в. в Петербурге существовало несколькоаукционных домов. С начала 1990-х гг. началось возрождение аукционнойдеятельности в России. Аукционы, которые представляют как антиквариат, так исовременное искусство, стали проводиться регулярно, преимущественно в Москве.Лидерами аукционной торговли являются аукционные дома «Альфа-Арт» и«Гелос». Периодически проводятся аукционы в различных российскихгородах.
Музеи во всем миретрадиционно принимают активное участие в аукционах. Эпизодически используютэтот путь приобретения культурных ценностей российские музеи. Определеннуюфинансовую помощь музеям оказывает государство, которое обладает приоритетнымправом на приобретение в государственную собственность произведений,выставляемых на отечественных аукционах.
Зарубежные аукционы
В настоящее времякрупнейшие аукционные дома контролируют до 90% мирового антикварного рынка.Ежедневно проводятся десятки аукционов в разных странах мира. Крупныеаукционные дома проводят торги по направлениям, например, Sotheby's имеетотделы древности и этнографии, азиатского искусства, книг и манускриптов,коллекционных и памятных изделий, всего 13 отделов. Русское искусство (восновном, русскую живопись, скульптуру, произведения декоративно-прикладногоискусства) регулярно представляют дома Christie's, Philips, Bukowski,«Русские торги» проводит Sotheby's. В последние годы интенсивноразвивается новая форма проведения аукционов — Интернет-аукционы (наиболееизвестные E-bay, Amazon). На сайтах аукционных домов посетитель можетознакомиться с каталогом предметов и принять участие в он-лайн торгах.
Аукционы в России
В России формированиесистемы аукционных торгов проходило достаточно медленно. Известны и болееинтересны отечественным коллекционерам были европейские аукционы, где напротяжении 18-19 вв. ими было приобретено значительное количество произведенийискусства. Так, в 1716 г. по распоряжению Петра I на аукционе в Амстердамеприобретено полотно Рембрандта «Давид и Ионафан», помещенное в первуюхудожественную галерею России, расположенную в Монплезире. При помощи русскогопосла Д.А. Голицына для Екатерины II был куплен на аукционе шедевр Рембрандта«Возвращение блудного сына» и десятки других шедевровзападноевропейских мастеров. Первые художественные аукционы в России проходят вконце 1760-х гг., преимущественно в Петербурге. В основных чертах систематорговли художественными произведениями в России сформировалась в начале 19 в.,когда после европейских революций в Россию хлынул поток художественныхценностей, а в торговый оборот страны стали включаться произведенияотечественного искусства. Аукционы становятся более насыщенными испециализированными, что отражало изменения в развитии исторических наук иискусствознания. К началу 20 в. в Петербурге существовало несколько аукционныхдомов.
2.3 Антиквариат
 
Антиквариатом называютподлинные предметы старины, обладающие историко-культурной, художественнойценностью.
Состав антикварныхпредметов необычайно широк и включает в себя все сферы коллекционирования(книги, рукописи, живопись, нумизматику, мебель и т.д.) Стоимость антиквариатазависит от потребительской моды, художественной и мемориальной ценности, атакже от временного статуса антикварной вещи.
Понятие антиквариата какнеотъемлемой области коллекционирования начинает формироваться в 18 в.; онотесно связано с ценностной маркировкой мирового историко-культурного наследия ипамятников, с формированием художественного рынка. Антикварной становиласьвещь, которая в значительной степени утрачивала свое утилитарное назначение иприобретала новую функцию (произведения искусства, исторического символа,памятного знака). Во второй половине 19 в. началась систематика антиквариата,который стал важной частью аукционов.
В настоящее время вМоскве проводятся Российские антикварные салоны, на которых демонстрируетсямаксимально широкий спектр предложений на антикварном рынке. Первоенегосударственное антикварное объединение «Акция ЛТ» (1988 г.) занимается антикварной торговлей («Антикварная лавка») и проведениемантикварно-букинистических аукционов. В структуру антикварного рынка входит рядаукционных домов (антикварный аукцион «Кростби», «Гелос»).С 2001 г. работает компания «Русский антиквариат» (предоставлениеинформационных услуг антикварам). В 2002 г. создана новая профессиональная организация «Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров».Среди зарубежных антикварных салонов наиболее престижны Chelsea Antiques Fair(одно из самых значительных международных мероприятий проводится 2 раза в год вАнглии, специализируется на предметах мебели 17-18 вв. и собирает крупнейшихарт-дилеров и коллекционеров мира), The International Fine Art Fair вНью-Йорке, Toulouse Antiques Fair во Франции.
2.4 Критерииоценки произведений искусства
Отсутствие четкихкритериев оценки художественных произведений оставляет простор длянеадекватного завышения стоимости произведений не заслуживающих особоговнимания, и для недооценки произведений достойных. Таким образом, необходимостьвыработки таких критериев диктуется самой жизнью.
Одним из наиболее очевидныхспособов оценки, к которому прибегают на рынке произведений искусства являетсядоступность по цене и понятность массами. Очевидно, что этот подходспособствует распространению малоценных работ, доступных широкому кругупотребителей. Этот факт нетрудно объяснить стремлением получить максимальныеприбыли, что очень хорошо подтверждается фактом существования рынка массовогоискусства, имеющего огромные прибыли.
Стремясь войти в узкийкруг избранных ценителей, многие покупатели выкладывают любые деньги за чуждыеим по духу произведения искусства. Многие вещи могут быть непонятны людям всилу сложности их восприятия, но, тем не менее, являться образцами, достойнымибыть занесенными в сокровищницу человеческой культуры. Но кто даст гарантию,что при таком подходе на Олимп нетленных ценностей будут занесены произведениябессмысленные в принципе, а потому непонятные никому?
Другой критерий оценки — древность. Чем древнее, тем ценнее. То же можно сказать о количественныхпараметрах произведений искусства. Эксклюзивность всегда увеличивала его цену.
Новизна произведения длявосприятия окружающих совершенно очевидным способом влияет на его рыночнуюстоимость. В ряде случаев, особенно сейчас, в эпоху, когда найти что-то новоесложно, новизна сама по себе расценивается как фактор, увеличивающий стоимостьпроизведения искусства. Причем новизна может касаться как содержания, так иформы.
Как видно из спискаприведенных выше критериев, все они касаются в основном внешних по отношению кпроизведению искусства параметрам. Внутренние же, содержательные параметры(характеристики художественного образа, идейного, ценностного содержания ипр.), поддаются гораздо более сложной оценке, особенно с финансовой точкизрения, поэтому во многом игнорируются.

Заключение
Музей — сложный организм,который функционирует как система взаимодействия и взаимообусловленностиразличных сфер. Качественная и эффективная работа музея зависит от успешногоразвития всех направлений деятельности музея. К основным направлениям музейнойдеятельности относится фондохранение, экспозиционная, культурно-образовательнаядеятельность. В последние десятилетия в музеях активно развиваютсяинформационные технологии. Новые технологии, связанные с решением проблемуправления, также находят применение в музейной практике.Всякое собрание художественных ценностей или материальныхпредметов исторического, познавательного, культового характера отражаетособенности личности самого коллекционера, его вкусы и пристрастия. Этипристрастия изменялись в различные исторические эпохи.Во вкусах современных коллекционеров наибольшей степенинаблюдается проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая,мотивация социального престижа и эстетической потребности. Экономическаямотивация при этом является доминирующей.Благородная деятельность коллекционеров, несомненно, вноситзначительный вклад в международное сотрудничество, во взаимопонимание ивзаимообогащение народов и государств.
Арт-рынок — социально-экономический и культурно-исторический феномен, представляющий собойсистему товарного обращения произведений искусства. Это способ распространенияи перераспределения культурных ценностей в обществе. В исследовании термин«арт-рынок» используется для обозначения понятия товарооборота не столькопроизведений искусства, но и более широко — культурных ценностей.
Арт-рынок — необходимыйэлемент развития цивилизованного общества. По мнению специалистов, его можноназвать зеркалом социально-культурных процессов, происходящих в обществе.

Список литературы
 
1. Бахрушин А.П. «Кто что собирает» 1916 г.
2. Боханов А.Н.«Коллекционеры и меценаты в России» 1989 г.
3. Ревякин В.И.«Художественные музеи» 1974 г.
4. Музеи книги икнижного дела. Указатель музеев мира 1987 г.
5. Заславский М.А.«Ландшафтные экспозиции музеев мира» 1979 г.
6. Николенко В.П.,Михайлова Г.Г. « Фотоматериалы и их значение для музейных фондов. Актуальныепроблемы фондовой работы» 1979 г.
7. Антиквариат:Энциклопедия мирового искусства / Ред. Х. Маллалью 2003г.
8. Большойхудожественный справочник / Ред. А. Бочкарева 2004г.
9. Рыбак И.Г.«Антиквариат: История, основы атрибуции и экспертизы» 2003г.
10.Чижова Л.В. «Из истории художественных музеев России»1991г.
11.Шиманский Е.А. «Справочная книга для русскихбиблиофилов и коллекционеров» 1905г.
12.Шмит Ф.И. «Исторические, этнографические,художественные музеи. Очерк истории музейного дела» 1919г.
13.http://www.travelforlife.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.