«Стрижка –это состояние ума, а не просто способ что-то cделать с волосами… Я думаю, чтодлинные волосы — это еще одни оковы, которые сбросили женщины на пути ксвободе», – эти слова принадлежат известной американской певице Мэри Гарден.
«Ревущие двадцатые»,«золотые двадцатые», «сумасшедшие двадцатые» — как только не называлидесятилетие, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений. Любойиз этих эпитетов подчеркивал особенность наступившего времени с егонеобыкновенной жизненной энергией, с новыми надеждами, появившимися у людей,переживших первую мировую войну, желанием жить на «полную катушку», получатьнаслаждение и веселиться так, словно каждый в душе уже понимал, что вскоре мирвновь окажется на «пороге беды». XX век – эпоха бурных перемен, прогресса,расцвета культуры, войн, открытия ядерной энергии и освоения космическогопространства. Первое десятилетие нашего века характеризовалось катаклизмами вобщественной жизни, революцией в общественном мнении и, как следствие,изменениями в моде. В самом начале века еще сохранялись прически из длинныхволос типа «шлем», «тюрбан», украшенные нитками жемчуга,цветами. В 1904 году в Германии изобрели перманент – долгосрочную завивку,которая могла держаться в течение 6 месяцев. Войныи революции заставили многих женщин взять судьбу в свои руки и заняться,наконец, практической деятельностью, да и нравы стали другими, так что в модувошел новый образ – женщина-мальчик в коротком платье и с короткой стрижкойгеометрических линий. Когда началась первая мировая война, многие женщиныухаживали за ранеными в госпиталях. Военное время очень сильно повлияла наженское мировоззрение. Пока мужчины воевали, женщинам приходилось выполнять ихобязанности и осваивать новые профессии. Тяжелая работа на фабриках и заводах,уход за ранеными в госпиталях, рытье траншей, необходимость выполнять функциипожарных, полицейских и т.д., изменили женский характер. Меняясь внутренне,женщины менялись и внешне. Им не хватало времени на замысловатые сооружения,поэтому волосы все чаще стригли.
В отличие от неспешныхвремен прошлого, в ХХ веке с точки зрения стиля каждое десятилетие было эпохой.Причем именно в начале века фактически было исчерпано все принципиально новое всоздании женской прически, оставив на долю потомков лишь бесконечные вариации имаркетинговые ходы. Как мы смутно помним, с середины XIX века, а именно с 1848года ведет свой отсчет история развития капитализма. То есть тойсоциально-экономической системы, которой и сегодня придерживается весьцивилизованный мир. Одновременно с зарождением капитализма почет и всяческоеприменение получили разные достижения технической мысли. Так например, в 1881году француз Марсель изобрел щипцы для горячей завивки, в 1884-1885 годах он жедовел до совершенства изобретенный немцем Фишером метод завивки волос сприменением химических средств. В 1904 году немец по происхождению Шарль Нестлеизобрел метод выполнения продолжительной завивки волос с помощью использованияхимических средств и обогрева. Все эти гениальные изобретения дали поистинереволюционный результат: освободили массу женского времени, которое раньшетратилось на сооружение причесок. А общая либерализация, в том числе и в моде,в начале ХХ века привела к тому, что короткая женская стрижка стала не толькопозволительной, но и актуальной. Наряду с этим, начало ХХ века – это еще иэпоха немого кино, чьи заграничные, да и отечественные образцы воспевалипрежний идеал женщины в виде то невинного, то падшего ангела. А где вы виделиангела с короткой стрижкой? Поэтому эпоха НЭПа так же ассоциируется в нашемсознании со стилем кинодив, их прическами, демонстирующими возможности завивкии окрашивания, акцентированным макияжем и общей тоской по утраченному времени. Эталономкрасоты признали актрису французского кинематографа Эве Лавальер, длякоторой известный французский парикмахер придумал прическу на коротких волосах– модельную стрижку.
ПРИЧЕСКИ
Короткаястрижка уверенно вошла в женскую моду. Короткие волосы у девушек сталиолицетворением перемен, новой жизни. Популярными были признаны стрижки«а-ля гарсон», «буби-копф».
Прическа«буби-копф» выполнялась из коротких, мелко завитых волос. Стриженныеволосы служили основой для причесок «фокстрот», «полька»,«танго», получивших названия от популярных тогда танцев. Началу XXвека обязана своим рождением и всемирно известная стрижка «каре». Однакодлинные волосы тоже не выходили из моды. Они разделялись прямым пробором,связывались узлом или закалывались в пучок на шее. Прически из них сталигладкие. Они украшались бусами, черепаховыми гребнями, шелковыми и бархатнымилентами, массивными брошами из полудрагоценных камней и бижутерией, цветами,кружевами. Стрижка «Боб» Ирен Касл Боб потрясла мир короткойдерзкой стрижкой. В английском языке даже появился новое существительное иглагол для описания стрижки – bob (В октябре 1921, Ирен Кастл, одна изневольных виновниц нового скандального женского имиджа, предоставилапопулярнейшему женскому журналу «Ladies Home Journal» свою статью под названием«Я постриглась, а затем…» («I Bobbed My Hair and Then…»), в которой поведалавсю подноготную своего появления на танцполе с короткой стрижкой. Онарассказывала, что специально не снимала с головы маленькую шапочку, стараясьприкрыть последствия пребывания в больнице. Но несколько ее знакомых дампопросили снять головной убор и продемонстрировать то, что под ним скрывалось.Увиденное вызвало восторг. Впрочем, откровения Ирен уже не были важны. Короткиеволосы стали модой! И повернуть назад было невозможно.).
С приходомженских стрижек под мальчика радикально меняется женский облик. Чарльстон,платья свободного покроя, жемчужные бусы и короткие волосы явились после Первоймировой войны внешним признаком нового времени и нового стиля. Пропагандисткамимужского стиля были Марлен Дитрих (Marlene Dietrich), которая охотноносила мужские смокинги и Аста Нильсен (Asta Nielsen), которая сыгралароль Гамлета. Рождается образ женщины-вамп. Господство блондинок свергнуто.Женщина – хрупкая, бледная, с черными, стриженными коротким «каре»,волосами и прямой челкой, спадающей на накрашенные глаза. Полемика по поводуможет ли женщина коротко стричь волосы или нет, все ещё не утихала. В газетах ижурналах появлялись статьи, в которых самым серьезным образом обсуждалась«проблема» новой женской моды. В популярных изданиях того времени публиковалисьопусы с устрашающими заголовками типа «Короткие волосы способствуют разрушениюсемьи», «Муж застрелился после того как жена постриглась», «Короткая стрижкаможет быть причиной головных болей», «Постриженные волосы у женщины – путь коблысению». У многих короткая женская стрижка вызывала негодование.Священнослужители выступали с проповедями, называя новую моду «дьявольскойнапастью» и призывали прихожан всячески противостоять ей. Консервативныеработодатели могли уволить женщину, если она делала стрижку. Но женщины упорнопродолжали следовать моде, а парикмахерские открывались одна за другой.
КОСТЮМ
Дамская одежда, которуюносили до первой мировой войны, была совершенно неприемлема в военное время.Женщинам, работающим в тылу, нужны были удобные, функциональные вещи. Изженского обихода исчезли корсеты, силуэты одежды стали проще, платья и юбкикороче, замысловатые прически остались в прошлом.
Одежда, которую шили длявоенных, приживалась и в повседневной тыловой жизни. Например, плащ тренчкот(«траншейное пальто»), хорошо известный и любимый и по сей день, был предложенв качестве обмундирования солдатам британской армии. Это универсальноеизобретение Томаса Бёрберри, сшитое в то время из водонепроницаемого габардина,женщины продолжали носить и в мирные 20-е годы. Эмансипация и феминистическоедвижение набирало свои обороты. Итак, 20-е годы – это эра женщин-подростков,женщин с андрогинными телами 15-летних мальчиков.
Почти обязательная длятого времени длинная нитка жемчуга (длина доходила до 2 метров) должна была лежать на груди абсолютно плоско, даже намек на грудь считалсяпредосудительным. Благодаря активным занятиям спортом, массажу, диетам женщинымогли обрести новое тело — с узкими бедрами и совершенно плоской грудью. Те,кто не обладал требуемыми данными, наглухо перебинтовывали грудь, чтобы она неугадывалась под одеждой. Все было чересчур — и загар до темна (даже купались вваннах с раствором йода, чтобы стать красновато-коричневыми)- жемчуга на темнойкоже смотрелись шикарно. Макияж того времени «компенсировал»недостаток женственности (темные тени, черная подводка, темно-красная помада –любую женщину превращали в роковую красотку). Появились цветные лаки дляногтей, эффектно сочетавшиеся с сигареткой в длинном мундштуке. Губная помада,тушь для ресниц, подводка для глаз, пудра – женщины 20-х годов просто не мыслятсвоего существования без этих «радостей жизни», хотя косметика еще очень далекаот совершенства. В течение 20-х годов, активно развивающиеся косметическиефирмы начинают разрабатывать всевозможные новинки, но настоящие открытияпоявятся лишь в следующих десятилетиях. Две вечные конкурентки Элизабет Арден иХелена Рубинштейн в своих салонах красоты предлагают, так называемые,комплексные подходы по уходу за лицом. Процветает империя Макса Фактора. Салоныкрасоты становятся излюбленным местом общения женщин. Первая мировая войнавнесла свою лепту и в мир красоты. В военное время врачи, спасая раненых,демонстрировали развитие своей профессии. В период между двумя мировыми войнамибыло разработано большое количество эстетических операций. Новые послевоенныесалоны красоты, предлагали своим клиентам не только стрижку и укладку волос инехитрые косметические манипуляции, но и всевозможные процедуры, продлевающиемолодость. Кстати, в области перманентного макияжа в 20-е годы очень моднымибыли перманентные румяна, вводимые под кожу электрическим аппаратом иобеспечивающие дамам постоянный румянец. Открытые ноги, обнаженная спина и рукистали почти обязательными для истинной модницы. В Чикаго даже ввели штрафы заизлишнюю «обнаженку». Дамы массово коротко постриглись, стали водитьавтомобиль, курить в обществе, ходить в театры и рестораны без обязательногопрежде спутника – мужчины; носили одежду в мужском стиле: смокинги, брючныекостюмы, сорочки и галстуки, шляпы и кашне, закрытые туфли типа мужскихполуботинок. Прической десятилетия считалась стрижка «паж».
Былипопулярны драпировки и длинные шарфы, прямые юбки, часто имевшие плиссированныескладки, пояс подчеркивал бедра. Юбки стремительно поднимались и к 1925 годубыли самыми короткими – выше колена. Именно этот образ у нас ассоциируется с20-ми годами по фильмам, хотя на деле эта мода была скоротечна – около трехлет. Юбки были так коротки, что подвязки были видны практически официально. Вих изготовлении и украшении соревнуются специальные мастерские. После ужасоввойны люди были во власти музыкальной эйфории. Все слои общества захватываетувлечение джазом и модными танцами – фокстротом, чарльстоном и танго. В 20-егоды музыкальные ритмы Южной Америки и североамериканского континента покоряютЕвропу. Дансингомания захватила весь мир и изменила модный костюм. Короткиеблестящие платья с летящими «хвостами» смотрелись ослепительно,украшавшая их бахрома подчеркивала пластику и «рваный» ритм новыхтанцев.
Иногда чехолиз прозрачной ткани надевался поверх плотной ультракороткой для того времениюбки. Основной силуэт тех лет – труба, с бретельками или без рукавов, с низкимдекольте спереди и сзади. Декольте на спине зачастую достигало талии. Популярныбыли банты на бедрах и неровный подол. В моде бисерная вышивка сверху донизу,бахрома.
Хитомдесятилетия стали танцевальные туфли на устойчивом каблуке с перепонкой итрикотаж. Произошел настоящий бум и в обувной моде – началось массовоепроизводство на фабриках. Впервые в истории модницы получили возможностьподбирать модели туфель к тому или иному платью. Для украшения их использовалиалмазы, существовало огромное количество специальных разнообразных пряжек иремней. Появились модные и удобные резиновые ботики. Они не былисамостоятельной обувью, а, как и галоши, надевались на хорошую обувь, чтобызащитить ее от воды и грязи. Широкий каблук у них был не сплошной, а с углублениемпо центру. Нарядная туфелька входила туда каблучком. Для мужчин наряднымкостюмом стал смокинг или мягкий темный пиджак (в основном двубортный) всочетании с очень широкими брюками. Пижоны в двадцатые заглаживали на брюкахстрелки спереди и сзади, порядочные консервативные джентльмены — по бокам. Элементыспортивной одежды проникают в повседневную одежду. Мужчины в неофициальнойобстановке облачаются в трикотажные кардиганы и пуловеры Особенно активно новыйстиль пропагандируют студенты престижных английских университетов — Оксфорда иКембриджа, подражающие принцу Уэльскому, большому любителю спорта.
Среди шляпоксамой модной стала шляпка – «колокол», носили кроме нее токи,канотье, береты.В 1921 году появились духи «Шанель № 5», а вслед заними, в 1926-м, — маленькое черное платье – самая знаменитая модель ХХ века.Оно сразу стало символом истинной стильности и элегантности, не подвластнойвремени и идущей всем без исключения женщинам. Достаточно было одной детали,чтобы преобразить такое платье в деловой или вечерний наряд. Габриель Шанель,ее стрижка, духи, ее платья и бижутерия стали практически символами 20-х годов.В ту декаду модниц Европы захлестнула мода на экзотику. Раскопки гробницыфараона Тутанхамона вызвали настоящее помешательство — египтоманию. Рисункилотоса, скарабеев, Клеопатры были везде. Геометрические женские стрижки,напоминавшие египетские парики, платья удлиненного силуэта, орнаменты,найденные в погребальных камерах гробницы, силуэты костюмов и древнеегипетскиеукрашения стали копировать модные журналы, ювелиры и модельеры.
«Ревущиедвадцатые», «Золотые двадцатые», «Безумные двадцатые» — это годы переполненныестилем, утопающие в новизне, изменившие представление о женственности. Годы,положившие в сокровищницу мировой моды огромное количество новаторских идей,ставших со временем вечными ценностями.
Звезда немого кино ВераХолодная воплотила в себе чистый, без примеси мещанства и пафоса, гламур.Созданный ею образ роковой женщины-вамп, пропитанный декадентством и опиумнымдурманом Серебряного века, стал главным женским типажом начала XX столетия.
Экзотическая внешностьактрисы породила множество легенд о ее происхождении. Ходили слухи о ееиспанских, еврейских и даже цыганских корнях, хотя на самом деле она родилась вПолтаве в обычной славянской семье. В детстве Холодная была этакой «вещью всебе» — всегда отрешенной, малообщительной, сосредоточенной на личном ипотаенном. В начале карьеры она пыталась подражать известной театральнойактрисе Вере Комиссаржевской, но в итоге создала свой неповторимый стиль.
После выхода на экранынемой картины «Молчи, грусть, молчи…» стало ясно, что это не кинематограф прославитХолодную, а она его. В то время, когда кино не только не было «важнейшим изискусств», но считалось пустой и пошлой забавой, для разгона желающих попастьна фильм с ее участием приходилось вызывать отряд конных драгун. Она не разполучала приглашения сняться в Голливуде, а открытки с ее изображениями (вмехах, вечерних платьях, шляпках и цыганских нарядах) выпускались огромнымитиражами, заменяя женщинам модные журналы.
Оригинальный и изысканныйвкус позволил Вере Холодной стать законодательницей мод. Она одевалась в нарядыот гламурного модельера Надежды Ламановой и сама ставила модные эксперименты.Стиль 1920-х годов сложился из строгой элегантности, сдержанности, подчеркнутойхолодности оттенков и фасонов, разбавленной броской, оригинальной деталью(крупной брошью на плече, асимметричным вырезом, замысловатой драпировкой).Актриса сама придумывала модели своих нарядов и могла из обыкновенногопростенького платья сделать роскошный вечерний наряд.