Реферат по предмету "Государство и право"


Принцип светского государства в РФ. Государственные органы с особым правовым статусом

Содержание
 
1. Реализацияпринципа светского государства в Российской Федерации.
2. Государственныеорганы с особым правовым статусом в Российской Федерации

1.Реализацияпринципа светского государства в российской Федерации
 
Вст. 14 Конституции[1] РФуказывается, что Российская Федерация является светским государством. Такаяхарактеристика означает, что государство и религиозные объединения отделеныдруг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такуюхарактеристику Российскому государству, Конституция в названной статьераскрывает ее в следующих положениях:
— никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной илиобязательной;
— религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Светскимгосударством считается такое государство, в котором не существует официальной,государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным илипредпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а такжерелигиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния нагосударственный строй, на деятельность государственных органов и их должностныхлиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельностигосударства[2].
Светскийхарактер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви(религиозных объединений) от государства и светским характером государственногообразования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношенийгосударства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена вцелом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).
Всовременном мире есть государства, где узаконена официальная религия,называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англиитакой религией является одно из основных направлений христианства — протестантизм (англиканская церковь), в Израиле — иудейская. Есть государства,где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако втаком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило,пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на егожизнь.
Противоположностьюсветскому государству является теократическое, в котором государственная властьпринадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня — Ватикан.
Вмире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство сцерковью не слито. Однако церковь через институты, установленные взаконодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, ашкольное образование в обязательном порядке включает изучение церковныхдогматов. Таким государством является, например, Иран.
Каксветское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозныеобъединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ(ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября1997 г. N 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозныхобъединениях»[3], гдесказано, что религиозные объединения равны перед законом.
Отделениерелигиозных объединений от государства означает, что государство не вмешиваетсяв определение гражданином своего отношения к религии и религиознойпринадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, всоответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совестии свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединениявыполнение функций органов государственной власти, других государственныхорганов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; невмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречитзаконодательству; обеспечивает светский характер образования в государственныхи муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органовгосударственной власти и органов местного самоуправления не можетсопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лицаорганов государственной власти, других государственных органов и органовместного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать своеслужебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
Вто же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот,оказывает финансовую, материальную и иную помощью религиозным организациям вреставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятникамиистории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательныхдисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями всоответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Всоответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений отгосударства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельностьв соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой,выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственнымустановлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, другихгосударственных органов, государственных учреждений и органов местногосамоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и ворганы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партийи политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Но это не означает,что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти иорганы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в этиорганы не от религиозных объединений и не в качестве представителейсоответствующей церкви.
Отделениерелигиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений правчленов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами вуправлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и ворганы местного самоуправления, в деятельности политических партий,политических движений и других общественных объединений.
Религиозныеобъединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правилпри условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы,является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и орелигиозных объединениях».
Согласноэтому Закону религиозным объединением в РФ признается добровольное объединениеграждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основанияхпроживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания ираспространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов ицеремоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп ирелигиозных организаций.
Религиознойгруппой признается добровольное объединение граждан, образованное в целяхсовместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность безгосударственной регистрации и приобретения правоспособности, юридического лица.Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имуществопредоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеютправо совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а такжеосуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиознойорганизацией признается добровольное объединение граждан РФ или иных лиц,постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РоссийскойФедерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения верыи в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридическоголица.
Религиозныеорганизации в зависимости от территориальной сферы своей деятельностиподразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организациейпризнается религиозная организация, состоящая не менее чем из десятиучастников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местностилибо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиознойорганизацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии сосвоим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Государственнаярегистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстициии органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленномдействующим законодательством.
Религиозныеорганизации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иныеместа и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных ирелигиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
Богослужения,другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовыхзданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах,предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местахпаломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, накладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
Религиозныеорганизации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических ибольничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых иинвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишениясвободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специальновыделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетомтребований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих вбогослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаяхпубличные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются впорядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
Попросьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной властив РФ вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями насоответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например,Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.
Религиозныеорганизации вправе производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать ираспространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы и иныепредметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную икультурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессиональногорелигиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовкислушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскуюдеятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенномзаконодательством Российской Федерации; устанавливать и поддерживатьмеждународные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия всобраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, атакже приглашать для этих целей иностранных граждан.
Всобственности религиозных организаций могут находиться здания, земельныеучастки, объекты производственного, социального, благотворительного,культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения,денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения ихдеятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество заграницей.
Запрещаетсясоздание религиозных объединений в органах государственной власти, другихгосударственных органах, государственных учреждениях и органах местногосамоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях,а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиозные организациимогут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченногона то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случаенеоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законовлибо в случае систематического осуществления религиозной организациейдеятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
ВРоссии основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другиевероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсемнедавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарноегосударство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубоатеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозныхслужителей.
Нынеобщепризнано, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении Россиии вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов,но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место вомногих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение неучаствовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никакихпретензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуютна такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенныекруги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламскиегосударства[4].
Закреплениесветского государства отнюдь не означает умаление или ущемление свободывероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, исветское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу.В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма,каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозныхобъединений. Более того, нравственный долг требует, чтобы государство оказывалоим содействие в их деятельности.
Светским государствомсчитается такое государство, в котором не существует официальной,государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным илипредпочтительным. В таком государстве религия, а также религиозные объединения,действующие в нем, не в праве оказывать влияние на государственный строй,деятельность государственных органов и их должностных лиц, на системугосударственного образования и другие сферы деятельности государства. Светскийхарактер государства обеспечивается отделением церкви (религиозных объединений)от государства и светским характером государственного образования (отделениемшколы от церкви).
Вст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерацияявляется светским государством. Согласно Конституции РФ государство и религиозныеобъединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела другдруга; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной илиобязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны передзаконом.

2.Государственныеорганы с особым правовым статусом в Российской Федерации
Какв любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственнойвласти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную,исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют всоответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Охарактеризуем этиорганы.
ПрокуратураРоссийской Федерации — это единая федеральная централизованнаясистема органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор заисполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируетсяКонституцией РФ в ст. 129, находящейся в гл. 7 «Судебная власть». Однако это еерасположение в Конституции является скорее данью традиционному подходу, рассматривавшемупрокуратуру в тесной связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура неявляется судебным органом, а одна из основных ее функций — надзор засоблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. — непосредственно не связана с деятельностью судебной власти. Прокуратура к томуже принимает участие в правотворческой деятельности, осуществляет координациюдеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовноепреследование, а также ряд других функций[5].
Прокуратурадействует на основе Федерального закона от 17 января 1992г. №2202-1 (ред. от17.07.2009) «О прокуратуре Российской Федерации»[6],который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было восуществление прокурорской деятельности.
Генеральныйпрокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности СоветомФедерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учрежденийпрокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Напрокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральнымизаконами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам ФедеральногоСобрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации ио проделанной работе по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать какустановление полной подотчетности прокуратуры[7].
Центральныйбанк Российской Федерации. Статус Центрального банка РФопределяется Конституцией и Федеральным законом от 10.07.2002 №86-ФЗ (в редакцииот 19 июля 2009 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[8].
КонституцияРФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляетсяисключительно Центральным банком РФ. Его основная функция — защита и обеспечениеустойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органовгосударственной власти. Среди функций Банка: разработка и проведение (вовзаимодействии с Правительством) единой государственной денежно-кредитнойполитики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковскихопераций, управление золотоносными резервами, банковский надзор, осуществлениевалютного регулирования и контроля, установление официальных курсов иностранныхвалют по отношению к рублю и др.
БанкРоссии не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии сним. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность иосвобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, атакже членов Совета директоров. Банк представляет Государственной Думе нарассмотрение годовой отчет. Нормативные акты Банка России обязательны дляфедеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физическихлиц.
Всеэти нормы создают Банку России уникальный статус. Руководство Банка создается ив определенных формах контролируется Государственной Думой, но Банк неотносится к числу органов законодательной власти. Он не является также органомисполнительной власти, хотя тесно взаимодействует с Правительством РФ. Этоавтономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенциине зависит ни от Президента РФ, ни от Федерального Собрания, ни отПравительства РФ. Только федеральный закон может внести изменения в статусБанка.
Счетнаяпалата Российской Федерации является постоянно действующим органом контроля заисполнением федерального бюджета, образуемым Федеральным Собранием РФ иподотчетным ему. Согласно Федеральному закону от 11.01.1995 (ред. от09.02.2009) №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»[9]в рамках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональнойнезависимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ (ч. 5 ст. 101),осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федеральногобюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность ицелесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности идр.
Бюджетныйкодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 19.07.2009)[10]включает Счетную палату в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями,и в число участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями нафедеральном уровне. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначаетГосударственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов — Совет Федерации. Но представления о кандидатах на эти должности, как ипредставления об освобождении этих лиц, вносит в палаты Президент РФ.
ФункцииСчетной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти невправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок. Еепредписания носят обязательный характер.
Проверкарасходования Счетной палатой средств федерального бюджета, выделенных на еесодержание, может осуществляться только на основании постановлений СоветаФедерации и Государственной Думы. Такая процедура исключает возможностьпроверки финансово-хозяйственной деятельности Счетной палаты органомисполнительной власти, ответственным за исполнение федерального бюджета(Министерством финансов, Федеральной службой бюджетно-финансового надзора), т.е. объектом ее внешнего контроля.
Счетнаяпалата регулярно представляет Совету Федерации и Государственной Думеинформацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимыхконтрольных мероприятии. Она взаимодействует с контрольными органами ПрезидентаРФ, Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органомзаконодательной или исполнительной власти.
Центральнаяизбирательная комиссия действует на постоянной основе всоответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 09.11.2009) «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации»[11]. Этоторган, не указанный в Конституции РФ, обладает конституционно обозначенными (ч.3 ст. 3 Конституции РФ) функциями — руководит подготовкой и проведениемвыборов, референдумов.
Центральнаяизбирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой,Советом Федерации и Президентом РФ (по пять членов каждым из этих органов).Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всехизбирательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят нормативныйхарактер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.
Особыйстатус Центральной избирательной комиссии проявляется также в отсутствииподконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органугосударственной власти.
Уполномоченныйпо правам человека. Этот орган государственной властипредусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного поправам человека назначает на должность и освобождает от должностиГосударственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяютсяФедеральным конституционным законом от 26.02.1997 №1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) «ОбУполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[12].
Уполномоченныйпризван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, изчего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым инеподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам.Уполномоченный вправе выступать с докладом на заседании Государственной Думы,вносить предложения о создании парламентской комиссии по расследованию определенныхфактов и обстоятельств и о проведении парламентских слушаний. Он вправеобращаться в Конституционный Суд РФ.
Академиинаук.В соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 02.08.2009)«О науке и государственной научно-технической политике»[13]Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академиясельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российскаяакадемия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук,Российская академия художеств) имеют статус государственных академий. Они создаются,реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению ПрезидентаРФ или Правительства РФ.
ПрезидентРАН после его избирания общим собранием утверждается в должности ПрезидентомРФ, а президент отраслевой академии — Правительством РФ. Высшим органомакадемий является общее собрание, которое принимает устав, подлежащий, однако,утверждению Правительством РФ. Академии наделены правом управления своейдеятельностью, сохраняя, таким образом, элеметы былого самоуправления.
Академиипредставляют Президенту РФ и Правительству РФ доклады о состояниифундаментальных и прикладных наук в РФ, отчеты о своей деятельности, а такжепредложения о приоритетных направлениях развития науки.
ВРоссийской Федерации существуют государственные органы с особым правовымстатусом. Они не входят ни в одну из трех властей — законодательную,исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют всоответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу ониявляются независимыми органами государственной власти. К числу таких органовотносятся следующие федеральные органы государственной власти: прокуратураРоссийской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Счетная палатаРоссийской Федерации, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный поправам человека, Академии наук.

Список использованной литературы
1.   РоссийскаяФедерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]:[принята 12.12.1993 г.] // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
2.    РоссийскаяФедерация. Кодексы. Бюджетный кодекс РФ [Текст]: [Федеральный закон №145-ФЗ от31.07.1998 (ред. от 19.07.2009)] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — №31. — Ст.3823.
3.    РоссийскаяФедерация. Законы. О свободе совести и о религиозных объединениях [Текст]:[Федеральный закон N 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. (ред. от 23.07.2008)] // Собраниезаконодательства РФ. — 1997. — N 39. — Ст. 4465.
4.    РоссийскаяФедерация. Законы. О прокуратуре Российской Федерации [Текст]: [Федеральныйзакон №2202-1 от 17 января 1992г. (ред. от 17.07.2009)]// Собраниезаконодательства РФ. -1995.-№ 47. — Ст.4472.
5.    РоссийскаяФедерация. Законы. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)[Текст]: [Федеральный закон №86-ФЗ от 10.07.2002 (в редакции от 19 июля 2009г.)] // Собрание законодательства РФ. — 2002. — №28.- Ст.2790.
6.    РоссийскаяФедерация. Законы. О Счетной палате Российской Федерации [Текст]: [Федеральныйзакон №4-ФЗ от 11.01.1995 (ред. от 09.02.2009)] // Собрание законодательстваРФ. — 1995. — №3. — Ст.167.
7.    РоссийскаяФедерация. Законы. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участиев референдуме граждан Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон №67-ФЗ от12.06.2002 (ред. от 09.11.2009)] // Собрание законодательства РФ. — 2002. — №24. — Ст. 2253.
8.    РоссийскаяФедерация. Законы. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации[Текст]: [Федеральный конституционный закон №1-ФКЗ от 26.02.1997 (ред. от10.06.2008)] // Собрание законодательства РФ. -1997. — №9. — Ст.1011.
9.    РоссийскаяФедерация. Законы. О науке и государственной научно-технической политике[Текст]: [Федеральный закон №127-ФЗ от 23.08.1996 (ред. от 02.08.2009)] //Собрание законодательства РФ. -1996. — №35. — Ст.4137.
10.  Баглай,М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов [Текст] / М.В. Баглай. — М.: Норма, 2007. — 784 с.
11.  Козлова,Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник [Текст] / Е.И.Козлова, О.Е Кутафин. — М.: Проспект, 2008. – 608с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.