Мария Штеппат
КазимирСеверинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в польской семье в Киеве.
Егопервыми опытами в живописи были натурные пейзажные этюды в импрессионистическойманере.
В1896 году семья переезжает в Курск, где Казимир поступает на службу втехнический отдел управления железной дороги чертежником. В 1904 году едет вМоскву, где посещает Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1906учится в студии Ф.И.Рерберга и начинает участвовать в выставках. носистематического образования Малевич не получил, больше полагаясь насобственную художественную практику, овладевая новыми приемами и методами.
Малевичискал новые пути в искусстве и быстро стал одной из центральных фигурхудожественной жизни Москвы и Петербурга. он пришел к неопримитивизму, одновременноразрабатывая приемы кубизма. В 1913-1914 годах проиллюстрировал несколько книги создал эскизы декораций и костюмов к опере «Победа над солнцем»(текст А.Е.Крученых, музыка М.В.Матюшина). Максимальное упрощение игеометризация форм в эскизах подвели Малевича к открытию нового художественногонаправления — супрематизма, в котором он полностью отказался от изобразительностиэлементов, сохранявшихся в кубизме и футуризме.
Вгоды революции Малевич был членом коллегии изобразительных искусств Наркомпроса,заведовал Художественным отделом Московского совета, преподавал в первых ГСХМ вМоскве и Петрограде. Делал декорации к первой постановке пьесы В.В.Маяковского«Мистерия-буфф» (1918). В Витебске преподавал в организованнойМ.З.Шагалом, Народной художественной школе, вскоре преобразованной вХудожественно-практический институт, где он со своими последователями учредилУновис («Утвердители нового искусства»). В 1922 году Малевичупришлось вернуться в Петроград, где он работал на фарфоровом заводе, предпринималусилия для продвижения лабораторных исследований живописи, начатых еще вВитебске. Базой для этого стал ИНХУК (Институт художественной культуры), организованныйпри участии Малевича в 1923 году, а после получивший статус государственного(Гинхук), где Малевич был директором и руководителем формально-творческогоотдела. В Гинхуке он разработал теорию «прибавочного элемента вживописи». В 1926 году Гинхук был присоеденен к Государственному институтуистории искусств. В 1929 году Малевичу пришлось оттуда уйти. В 1932 году онполучает экспериментальную лабораторию в Государственном русском музее. К этомувремени он вернулся к изобразительности, как бы заново проходил этапы своегоразвития. В 1932-1933 годах Малевич обратился к формам традиционного реализма, желаяне отставать от тенденций этого времени.
В1933 году Казимир Малевич тяжело заболевает. 15 мая 1935 года он умер, абольшая часть его наследия была передана на хранение в Государственный Русскиймузей.
Новациицвета и формы в творчестве Малевича
«Образующаяквадрат плоскость означает начало супрематизма, — писал Малевич, — новогоцветного реализма как беспредметного творчества. В искусстве супрематизма всеформы живут как живые формы природы» (Малевич К. Собрание сочинений в пятитомах. Т.2. М., 1998. С.31) Супрематизм характеризовался им как путь «откубизма и футуризма к супрематизму». А путь этот основывался на рационалистическомметоде и характеризовался как геометрическая абстракция.
Ключомк пониманию искусства Малевича является его собственная теория. Он разрабатывалсвои эстетические идеи в концептуальной манере. Художественный образ был длянего и внутренним процессом его ощущений.
Передтем как прийти к супрематизму, Малевич надеялся, что его кубистический стильписьма сможет визуально представить идею усложненного языка. и он разрабатываетнесколько вариантов кубического стиля. После чего супрематизм предстал каксистема, по которой происходит движение цвета. Цвет и динамизм Малевичрассматривал как фундаментальные элементы живописи. И говорил о том, что цветне имеет никакого отношения к настроению и не несет символического значения, ине проистекает из естественной природы объекта. Он понимал цвет, как энергию, заключеннуюв организм и которая в живописи предполагает выразительное средство, лишенноеформы. Малевич говорил о том, что цветовые ощущения и движения занимаютглавенствующее положение по отношению к форме. «В конце концов всупрематизме остались только динамичные цветовые ощущения, передаваемые черезцветовые прямоугольники» (Малевич К. Художник и теоретик. Альбом. М., 1990,с.60). Тем не менее, Малевич пишет: «Супрематизм в одной своей стадииимеет чисто философское через цвет познавательное движение, а во второй — какформа, которая может быть прикладная, образовав новый стиль супрематическогоукрашения» (Малевич К. Черный квадрат. Спб, 2001, с.73). А отсюда следует,что каждая форма имеет свойственную ей окраску. Считая это подтвержденным, наоснове ряда опытов, Малевич задается вопросом: "… можно ли говорить осоответствии формы цвету в живописных произведениях, если их сам живописец неразделял на форму и цвет" (Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах.Т.2. М., 1998, с.255).
Ион говорит о том, что «разделять живописное произведение на форму и цветневозможно, ибо это будет чисто абстрактное разделение» (Малевич К.Собрание сочинений в пяти томах. Т.2. М., 1998, с.255). И форма не вызывает ухудожника живописных ассоциаций, так как эти ассоциации либо создают форму, либоее деформируют. А живописец создает живопись, «которую нельзя разложить наформу и цвет» (Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т.2. М., 1998, с.256).Палитра художника имеет свой строй, но не форму, а изменение формы и цветапроисходят в силу изменений психики, когда возникает живописный образ.
"… явозражаю против вмешательства науки о цвете и дополнительных цветах изависимости формы от цвета в область художественно-живописного творчества, ноне имею ничего против того, чтобы художник использовал научные данные"(Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т.2. М., 1998, с.256).Единственное, что для художника определяет цвет и форму это ощущения. И еслидля импрессионизма более важен цвет, то для супрематизма — форма.«Наибольшее место в беспредметном супрематическом искусстве занимаетстадия динамического ощущения. Потом идет супрематический контраст. Вбеспредметном супрематизме предмет уже отсутствует, а самой жизни супрематическихявлений нет. Рассматривая динамическое ощущение, мы видим, что в данномощущении цвет „как таковой“ не имеет никакого значения»((Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т.2. М., 1998, с.266). Малевичнастаивает, что так и есть, и в то же время цвет в супрематизме не отвергает, говоря,что «цвет должен выйти из живописной смеси в самостоятельную единицу, — вконструкцию, как индивидуузм коллективной системы» (Малевич К. Художник итеоретик. Альбом. М., 1990, с.18). По его мнению, супрематизм с одной стороныимеет познавательное движение через цвет, а с другой — через форму, котораяобразовывает новый стиль.
Малевичстремится прорваться через цветовые ограничения. Но в своих живописныхпроизведениях, конечно, не разделяет цвет и форму, а напротив, уравновешивает.Свои теоретические положения художник представляет как собственную философию, направленнуюна создание гармонии между человеком и Вселенной. Он делает своеобразный выводо том, что «ни цвет, ни форма, ни воображение не определяют ничего, атолько выражает духовную силу или энергию ощущений. Ницвет, ни форма не естьэлементы, которыми можно было бы выявить или оформить то или иное ощущение, ибокаждое ощущение есть элемент чистого сжатия сил Вселенной» (Малевич К.Собрание сочинений в пяти томах. Т.2. М., 1998, с.267).
Малевичидет дальше и говорит: «Цветовые пятна представлены как цветовые контрасты,следовательно, в этом случае цвет и то, что мы называем формой, не имеют тогозначения, которое дало бы право их разделять на цвет и форму. Поэтомусупрематизм мы должны не рассматривать, а только ощущать воспроизведенные в немощущения» (Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т.2. М., 1998, с.267).
Ниформа, ни цвет не играют никакой роли, а все их восприятие и понимание зависитдаже не от того человека, который их воспроизводит в своих работах, а от того, ктона них смотрит. И все же, человек больше воспринимает формы в цвете. И даже всупрематизме, скажем, синий цвет + это представление бесконечности, идущее отцвета неба. Белый цвет — метафорическое обозначение бесконечного космическогопространства и в то же время белый цвет таит в себе все цвета. Черный цвет, впротивоположность белому, означает снятие всех цветов, смерть.
Ранниеабстракции вели К.Малевича к большему осмыслению формы и цвета. И он пришел кформуле «Черного квадрата». Спокойное и простое взаимодействие цветовчерного и белого здесь достигается не просто. Эффект знаменитого полотнаобнаруживается с течением времени, то есть появившиеся со временем трещины наплоскости вскрыли цветные комбинации под черным цветом. Это свидетельствует отом, что художник пришел к черному цвету в процессе экспериментов, в результатекоторых определил масштаб, форму и цвет. Малевич устанавливает что черныйквадрат на белом фоне это совсем не то, что такой же, но только красный квадратили круг. Потому что любая другая форма или цвет не могут создать ощущениетакого тесного взаимодействия.
Малевичискал свои формы и цвета, чтобы выделиться, не быть похожим на отцов, онназывает себя ступенью. «В искусстве есть обязанность выполнениянеобходимых форм, помимо того, люблю я их или нет» (Егоров И.М. КазимирМалевич. М., 1990, с.26).
СамМалевич делил свое супрематическое творчество на три периода по числу квадратовчерного, красного и белого — это черный период, цветной и белый.
Онзакреплял свои истины в теории, это привело к фиксации внешних формальныхэлементов нового мышления. Малевич стремился создать школу, выработать иреализовать педагогическую систему и теорию, развивающую идеи супрематизма.
Послезавершения супрематического периода Малевич стремился использовать его находкии достижения в применении к предметной живописи, к более традиционномуискусству. Замечателен крестьянский цикл, где отсутствует единый источник света,а световая разработка ведется на цилиндрических формах. В пейзаже чередуютсяобъемные и плоскостные формы, образующие небо и поля. Здесь у Малевича безликиеуплощенные формы, полуобразы. Здесь праздничный цвет («Две мужскиефигуры», 1928-1932; «Женщина с граблями», 1928-1932). Поздниеработы, портреты и автопортреты также имеют экспрессивный цвет с несколькоизмененной формой («Девушка с гребнем в волосах», 1932-1933;«Мужской портрет (Н.Н.Пунин)»).
Итак,Казимир Малевич в 1913 году основал направление супрематизм, как разновидностьгеометрической абстракции. Супрематические композиции состоят из разноцветныхплоскостей, имеющих формы геометрических фигур. Через такие комбинации художникстремился выразить свои эстетические идеи. Супрематизм явился системой, покоторой происходит движение цвета; это философское познание цвета и формы. Длясупрематизма форма главнее, но Малевич форму и цвет не разделяет, ауравновешивает. Единственное, по его мнению, что определяет цвет и форму — этоощущения. Малевич проводил различные опыты и эксперименты, чтобы подтвердитьверность своих идей и теорий относительно взаимодействия цвета и формы. Послеокончания супрематического периода. Малевич использовал его для достижения впредметной живописи.
Список литературы
ЕгоровИ.М. Казимир Малевич. М., 1990
МалевичК. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. М., 1995
МалевичК. Собрание сочинений в пяти томах. Т.2. М., 1998
МалевичК. Художник и теоретик. Альбом. М., 1990
МалевичК. Черный квадрат. Спб, 2001
Русскиехудожники: Энциклопедический словарь. Спб, 2000
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.inostranka-newlife.com