Культура древнихобществ Востока
СОДЕРЖАНИЕ
1. Культура Древних обществВостока
1.1 КультураМесопотамии
1.2 КультураДревней Индии
1.3 КультураДревнего Китая
Список использованныхисточников
1. КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХОБЩЕСТВ ВОСТОКА
1.1 КультураМесопотамии
Цивилизация ДревнейМесопотамии (Междуречья или Двуречья) возникла приблизительно в то же время,что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала совторой половины IV тысячелетия до н.э. до 539 г. до н.э., когда Вавилон былзавоеван персами. В отличие от египетской, цивилизация Месопотамии не былаэтнически однородной, она формировалась в процессе смешения многих народов.Главную роль в истории и культуре Междуречья сыграли шумеры, аккадцы,вавилоняне и ассирийцы.
Шумеро-аккадскаякультура
Фундамент всейпоследующей цивилизации региона был заложен шумерами, которые в IV тысячелетиидо н.э. заселили южную часть Междуречья.
О происхождении ипрародине этого народа до сих пор идут споры. Загадочным, не имеющим аналоговостается и язык шумеров. Они создали высокую земледельческую культуру иразвитую систему мелиорации, служившую для осушения болот и сохранения воды напериод засухи. Шумеры раньше, чем другие народы, стали использовать колесо,гончарный круг, плуг- сеялку, парусную лодку, литье из меди и бронзы.
К началу III тысячелетиядо н.э. на юге Месопотамии сформировалось несколько городов-государств,наиболее крупные – Ур, Ниппур, Киш, Урук, Лагаш, Сиппар, Эреду. Приблизительнов середине III тысячелетия до н.э. территория, простиравшаяся от северныхграниц Шумера до восточных границ Египта, была занята семитскими племенами.Аккадцы, семитский народ, заселили земли к северу от Шумера, усвоили шумерскуюкультуру, религию и письменность. В XXIV в. до н.э. аккадский царь Сар- гонДревний подчинил города-государства Шумера. Значение этих событий столь велико,что позволяет говорить о достаточно целостной шумеро-аккадской культуре.
Религия.Религиозно-мифологические представления шумеров отличались большимразнообразием, однако они укладывались в достаточно стройное учение о мире собъяснением практически всех природных и общественных явлений. Религиозныевоззрения шумеров были частично унаследованы вавилонской культовой системой, аих космогоническая концепция продолжала оказывать влияние на жизнь народовМесопотамии после крушения шумерского государства.
Отчасти своей силойрелигия шумеров была обязана огромному числу богов. Шумерский пантеоннасчитывал не менее 3000 божеств. Фактически каждое природное явление и стороначеловеческой жизни входили в сферу влияния отдельного бога или богини. Попредставлениям шумеров, отдельные боги «заведовали», например, такими важнымипредметами, как плуг, кирка или кирпич. Кроме того, свои божества были нетолько у крупных городов, но и у самых мелких поселений, у каждой общины.
Со временем сложиласьиерархия божеств. Выше всех ставились те из них, кому подчинялись главныеприродные сферы: небо, воздух, земля и вода. Основную роль в пантеоне игралатриада: Ан – бог неба, Энлилъ – бог земли, Энки – бог воды. Статус этих божествне был постоянным. Сначала самым могущественным считался небесный бог Ан. Позжепальму первенства получил Энлиль.
Шумерских богов неотделяла от людей непреодолимая стена. Так же, как позднее греческим богам, имприписывались человеческие чувства и потребности. Во многих шумерских мифахподчеркивались низменность и грубость натуры богов, непривлекательность ихвнешнего облика и одновременно отчетливо выражалось подчиненное положениечеловека, созданного для служения богам. Свои желания и намерения боги доводилидо людей устами жрецов, присвоивших себе функции посредников.
Важную роль игралижертвоприношения. Таким образом смертные старались умилостивить богов,способных, как думали шумеры, наслать наводнение, засуху, эпидемию или набегигорных племен. Подобные беды И в самом деле часто обрушивались на землиМесопотамии, что способствовало укреплению веры и приносило немалую выгодужрецам и храмам.
Письменность. Одним изважнейших достижений шумерской культуры было создание письменности. Остраянеобходимость в надежном способе хранения и передачи информации появилась вместес развитием государственных структур, храмового хозяйства и торговых отношений.
Шумерская система письмапрошла в своем развитии несколько стадий. На начальном этапе письмо носилоизобразительный, пиктографический характер: понятия конкретных объектов, явленийи действий передавались условными рисунками-символами. Например, упрощенное изображениеголовы человека означало «голова», а две волнистые линии – «вода».
В дальнейшем этадостаточно примитивная система была усовершенствована. Теперь изображения моглипередавать смысл абстрактных явлений и действий. Так, шумерский символ,означавший «рот», стал также употребляться для передачи смысла слова«говорить». Символы объединялись в комбинации: например, два стоящих рядомзнака «рот» и «пища» означали глагол «есть».
Перелом в развитииписьменности наступил тогда, когда пиктографические символы в основном сталипередавать звуки, преимущественно те, с которых начиналось слово, ранеесоответствовавшее пиктограмме. К середине III тысячелетия до н.э. в шумерской письменностибыло отражено большинство звуков устной речи.
Вместе с изменениемфункции письменных символов менялся и их внешний вид. Пиктограммы, наносившиесяна глиняные таблички, преобразовались в стилизованные буквы. Кроме того, современем письмо получило новое назначение. Большинство ранних шумерскихтабличек содержали тексты практического характера, например, списки каких-либопродуктов или товаров. С годами возникла потребность в фиксации указов царей,правовых кодексов, произведений литературы. Получила распространение частнаяпереписка. И символы становились все более абстрактными, утрачивая связь сконкретным изображаемым объектом. Наряду со схематизацией знаков сокращалось ихчисло (с 1500 в Шумере до 300 в Нововавилонском царстве). Наконец, возниклиусловные элементы клинописи. Впрочем, наиболее существенные изменения произошлитогда, когда писцы поменяли заостренную тростниковую палочку на металлическую склинообразным концом, которую впоследствии заимствовали римляне назвав ееstilus. Преобразованная письменность получила название клинописи, ибописьменные символы напоминали клинья.
Шумерскому письму былауготована долгая жизнь. Его переняли аккадцы, вавилоняне и многие другие народыБлижнего Востока, приспособив к потребностям своих языков. Аккадский язык иклинопись долгое время являлись средством международного общения в данномрегионе. Усовершенствованная во II тысячелетии до н.э. финикийцами клинописьсоставила основу греческого, а через него – многих современных алфавитов.
Литература. ЛитератураМесопотамии подпитывалась многочисленными шумерскими и аккадскими мифами. Одиниз них – о сотворении мира и человека. Если роль творца в шумерском вариантеотводилась богу Энлилю, то в аккадском – богу Мардуку, который спас всех богов,когда богиня-чудовище Тиамат задумала их погубить. Мардук одолел Тиамат иразрубил на две части. Из одной он сделал небесный свод, а из другой – землю.Именно Мардук построил на небесах жилище для богов, разделил год на 12 месяцев,сотворил небесные светила, а землю населил животными и растениями. Убивчудовище Кингу, Мардук из его крови замесил глину и создал человека.
Этот и ряд других мифов,сохранившись, в преобразованном виде вошли в текст Библии. В отрывках дошло донас шумерское сказание о братьях-полубогах Эмеше и Энтене, сотворенных богомЭнлилем. В их истории угадывается позднейшее библейское сказание о Каине иАвеле. Как и в библейском варианте, братья вступают в конфликт, но в данномслучае дело не доходит до братоубийства.
Известны также несколькомесопотамских повествований о всемирном потопе, рассказ о первом рае, эпос оГильгамеше.
Наибольшее значение влитературе Междуречья имел эпос. Всемирную известность получилашумеро-аккадская эпическая поэма о Гильгамеше, герой которой – полулегендарныйправитель города Урука. Поэма складывается из ряда самостоятельных сюжетов,имеющих собственные названия. Например, «Гильгамеш и гора бессмертных» – опоисках героем бессмертия и вечной славы; «Гильгамеш и небесный бык» – обубиении героем громадного быка; легенда «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» – опереходе Энкиду в мрачный мир умерших; «Смерть Гильгамеша». Эпос о Гильгамешеможно отнести к истокам мировой литературы.
Архитектура.Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как вМесопотамии не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства;большинство зданий возводилось из менее долговечного материала – необожженногокирпича. Самыми значительными из дошедших до нас построек (в небольшихфрагментах) являются Бе- лап лый храм и Красное здание в Уруке (3200–3000 гг.до н.э.). Шумерские храмы обычно строили на утрамбованной платформе, котораязащищала здания от наводнений. Стены платформы, как и самого храма, красили иукрашали мозаикой. Храм представлял собой низкое толстостенное прямоугольноездание с внутренним двором.
У шумеров впервыепоявились такие архитектурные и художественные элементы, как арка, свод, купол,фриз, мозаика, резьба по камню, гравировка и инкрустация. В дальнейшем арки исводы, широко применявшиеся в Месопотамии, распространились по всему миру.
После объединения Шумерапод властью Аккада распространилась новая форма культового сооружения –зиккурат, представлявший собой ступенчатую трапециевидную пирамиду, на вершинекоторой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали вчерный цвет, средние – в красный, верхние – в белый. Символика зиккурата –«лестницы в небо» – была проста и понятна во все времена. В конце 3 тысячелетиядо н.э. в У ре был сооружен трехъярусный зиккурат высотой 60 м. До наших днейсохранилась только нижняя терраса внушительных размеров (длина сторон основания– 65 и 43 м).
Искусство. В искусствеаккадского времени в наибольшей степени отразилась идея могущественного,обожествляемого правителя. Характерным примером скульптуры этого периодаявляется отлитая из меди голова царя Саргона Древнего. Облик царя исполненспокойствия и внутренней силы. Скульптура свидетельствует о прекрасном владенииаккадскими мастерами техникой работы по металлу.
Вавилонская культура. Вконце III тысячелетия до н.э. территория Шумера и Аккада была захваченакочевниками амореями. Они захватили ряд месопотамских городов, основавсобственные династии, но очень скоро приняли аккадский язык и местные обычаи.Правитель Хаммурапи в первой половине XVIII в. до н.э. превратил город Вавилонв столицу огромного Старовавилонского царства. Но это государство оказалосьнедолговечным, уже в конце XVII – начале XVI вв. до н.э. его завоевываюткасситы и хетты, а позднее – Ассирия.
Религия. Во IIтысячелетии до н.э. с расцветом Вавилона получил неожиданное возвышение богМардук. Малоизвестный до того времени, он потеснил старые божества и был почтиповсеместно признан главным богом. В XIII–XII вв. до н.э. в Вавилоне сложилсяспециальный культовый эпос «Энума элиш» («Когда наверху...»), в которомобосновывались притязания Мардука на первенство. Боги как бы сами уступиливерховенство Мардуку в награду за свое избавление от страшного чудовища –богини Тиамат, с которой никто из них не отважился вступить в борьбу.
Из других богов большоезначение по-прежнему имела древняя шумерская триада, которая вавилонянами быланазвана по-своему – Ану, Эйя и Энлилъ. Образ последнего стал постепенносливаться с Мардуком. Пантеон пополнили новоявленные боги – покровителинебесных светил, которые часто представлялись в образах Солнца, Луны и другихпланет. Шамащ и Син, божества Солнца и Луны, почитались больше других. ПланетуВенеру олицетворяла богиня Иштар.
Искусство и архитектура.Среди памятников искусства Старовавилонского периода (XX–XVII вв. до н.э.)можно назвать базальтовую стелу царя Хаммурапи, на которой высечены тексты егознаменитых законов (кодекс царя Хаммурапи – один из самых древних сводовправовых актов Древнего Востока). Стелу венчает рельеф, запечатлевшийвавилонского правителя стоящим в почтительной позе перед богом солнца исправедливости Шамашем. Бог вручает ему атрибуты царской власти – жезл имагическое кольцо.
Время расцвета последнейдержавы Междуречья – Новова вилонского царства пришлось на правлениеНавуходоносора II (605–562 гг. до н.э.). К сожалению, от этого блистательного,но не долгого периода сохранилось очень мало памятников. И все же литературныеисточники донесли до нас сведения о крупных архитектурных сооружениях Вавилона.В первую очередь это огромный дворец Навуходоносора II с висячими садамиСемирамиды, которые причисляются к семи чудесам света. Не менее знаменитымсооружением был семиярусный зиккурат Этеменанки («связь земли и неба»),посвященный верховному богу Вавилона Мардуку. Его высота составляла 90 м, и именноего считают Вавилонской башней, описанной в Библии.
Единственноеархитектурное сооружение Вавилона, дошедшее до наших дней, – это ворота богиниИштар. Всего их было восемь, по числу главных божеств. На них Навуходоносор IIнаписал: «Я строил Вавилон, прекраснейший из городов… У порога его воротпоставил я огромных быков и змеев с ногами, чего не придумал до меня еще ниодин царь».
Наука. Высокого уровняразвития в Вавилоне достигла наука, и особенно такие ее отрасли, как астрономияи математика. В результате наблюдений за движением небесных светил иизменениями в природе были составлены астрономические и метеорологическиесправочники, лунный календарь и карта звездного неба. В Вавилонском календаремесяц соответствовал промежутку времени между двумя фазами луны, новолуниями(синодический месяц). Этот промежуток примерно совпадает со временем обращенияЛуны вокруг Земли. Месяц вавилоняне разделили на недели и привели всоответствие с количеством дней в году. Они успешно предсказывали затмения Луныи Солнца.
До нашего временисохранились вавилонские сборники математических задач с использованием дробныхчисел. Вавилонянам были известны возведение в степень, извлечение корня; онирешали уравнения с одним и двумя неизвестными. По сей день в наших минутах, секундахи градусах жива вавилонская шестидесятиричная система счисления.Ученых-математиков называли в Вавилоне «мудрыми писцами цифр».
О развитии вавилонскоймедицины свидетельствует сочинение из пяти частей, написанное на 40 табличках.Наиболее интересной и полезной является та часть, в которой перечисленыпризнаки различных заболеваний. Известны пособия для врачей,специализировавшихся на лечении болезней ушей, глаз, дыхательных путей, печении желудка.
В Междуречье уже в IIIтысячелетии до н.э. появилось символическое изображение бога здоровья в видедвух змей, обвивающих жезл. Оно очень похоже на современный символ медицины.Вавилонских врачей за их умения охотно приглашали в другие страны.
Образование. Главнымицентрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Школу называли «домомтабличек», директора – «отцом дома табличек», а учеников – «сыновьями доматабличек». Кроме простых учителей в школах были преподаватели рисования и«воспитатель с розгами», следивший за посещаемостью и дисциплиной.
При школах и училищахимелись библиотеки * глиняных книг». Тексты-таблички хранились здесь в глиняныхсосудах, ящиках, корзинах из лозы, которые размещались в строгом порядке и былиснабжены этикетками. До нас дошли библиотечные каталоги с названиями букварей идругих учебников, а также словарей шумерского, аккадского и иностранных языков.
Ассирийская культура. Вначале I тысячелетия до н.э. главенствующую роль в Месопотамии играла Ассирия –государство, центр которого находился на севере региона. Ассирию характеризуюткак самую милитаризованную и жестокую империю древности. В период наивысшегорасцвета она включала в свой состав Вавилонию, Сирию, Палестину, Египет,отдельные районы Закавказья. Просуществовала Ассирия до конца VII в. до н.э. В612 г. до н.э. она была уничтожена вавилонянами и мидянами.
Пожалуй, в древности небыло народа, который поклонялся бы силе и власти так, как ассирийцы. Эта чертазапечатлелась в их культуре.
Религия. Богипредставлялись ассирийцам сильными, грозными, завистливыми существами. Человекпо сравнению с ними казался существом ничтожным. Наиболее могущественным –«царем богов» – был объявлен Auiuiyp, покровитель одноименного древнего города.
Архитектура и искусство.Искусство Ассирии – своеобразный сплав элементов художественного творчестваразных народов, покоренных ассирийскими завоевателями. Постоянные войныопределили особенность ассирийского зодчества – оборонительный, крепостнойхарактер архитектуры, а также дворцового строительства. В царских дворцахимелись кухни, ванные комнаты с керамическими ваннами, туалетами, колодцынеобычной конструкции и т.п. Для регулярного снабжения водой к городамподводили водопроводы и акведуки. Так, царь Синаххериб провел в Ниневиюводопровод длиной в 50 км, по которому вода подавалась с соседнихвозвышенностей.
Ярким примеромассирийской архитектуры служит город Дур-Шаррукин, резиденция царя Саргона II(конец VIII в. до н.э.). Построенный по единому плану, он был окружен мощнойкрепостной стеной, высота и толщина которой равнялась 23 м. Грандиозный царскийдворец включал 210 залов и 30 внутренних дворов. У входа во дворец стояли шеду– высеченные из монолитных каменных глыб фигуры фантастических крылатых быков счеловеческими головами. Они достигали 5 м в высоту и имели пятую ногу,создававшую иллюзию шага животного. Ассирийцы верили, что эти изваяния защищаютсвященную особу царя от враждебных сил.
Тематика ассирийскогоискусства представлена военными, культовыми и охотничьими сценами,восхваляющими могущество ассирийского государства, царя и армии. Дляизображений, дошедших до нас, характерен трафаретный тип лица, условныйразворот тела и т.п. Канон в скульптуре Ассирии жестко регламентировализображение правителей – идеальный образ могучего повелителя, физическисовершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичностьфигур и внимание к мелким деталям. Таковы статуи Ашшурнасирапала II,Салманасара III и других царей.
Украшая покои царскихдворцов, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, и в этом виде искусства онисоздали собственный стиль. Непревзойденным образцом ассирийской пластикисчитаются рельефы из дворца царя Ашшурбанапала. «Штурм города», «Осада города»,«Охота на льва», «Раненая львица» – композиции, представляющие основные темыассирийских мастеров. С величайшим мастерством и выразительностью выполненырельефы со сценами охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. Онидинамичны и натуралистичны, особенно это относится к изображениям животных: ихоблик анатомически правилен, позы точны, а агония умирающих львов передана средким правдоподобием.
Просвещение. Средидостижений Ассирии необходимо отметить и крупнейшую для своего временибиблиотеку, созданную в столице государства Ниневии в VII в. до н.э. царемАшшурбанапалом. Она содержала более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Ноне только в этом состояла уникальность собрания: впервые в истории книгиподбирались и расставлялись по тематике, с учетом содержания. Посланцы царяразъезжали по стране, разыскивали в храмах древние таблички и переписывали ихдля царской библиотеки. Таким образом были собраны весьма разнообразные тексты,а также памятники литературы, в том числе эпос о Гильгамеше.
Говоря о значении ДревнейМесопотамии, необходимо подчеркнуть, что под сильным культурным ицивилизационным влиянием стран этого региона находилась вся Передняя Азия.Огромную роль сыграли шумерская письменность и вавилонская наука. Религиозныеверования Древней Месопотамии оказали большое воздействие на такие религии, какиудаизм, христианство, ислам.
1.2 Культура ДревнейИндии
Культура Мохенджо-Даро иХараппы. Около 2500 г. до н.э. в долине реки Инд народ неизвестногопроисхождения создал развитую городскую цивилизацию. Здесь зарождались ремесла,процветала торговля, возникла письменность. На пике своего развития Индскаяцивилизация охватывала территорию почти в 1,3 млн кв. км – от подножияГималайских гор до берегов Аравийского моря и от бассейна реки Ганг доКамбейского залива, на северном побережье которого находится современныйБомбей.
Архитектура. Крупнейшими городами Индскойцивилизации были Мохенджо-Даро (в переводе «холм мертвых») в низовье Инда иХараппа на берегу реки Рави, крупнейшего притока Инда в Пенджабе. В Хараппе,имевшем площадь 25 кв. км, проживало до 100 тыс. человек.
Оба города малоотличались друг от друга как по размеру, так и по внутренней планировке, чтопозволяет сделать вывод о едином архитектурном замысле. В отличие отбольшинства населенных пунктов древнегомира, развивавшихся спонтанно, Хараппа иМохенджо-Даро строились по плану: обращенную фасадом на запад цитадель окружаликварталы жилых домов, на юге и севере имелись городские ворота. Улицы городовшли абсолютно прямо, пересекаясь под прямым углом.
Постройки Индскойцивилизации отличались достаточно высоким для своего времени уровнем комфорта.В городах преобладали двух- и трехэтажные дома. Многие жители моглипользоваться системой водоснабжения и канализации (большая редкость в странахдревнего мира). В Мохенджо-Даро в благоустроенных домах имелась ванная комнатас мощеным полом и каменным водоотводом. Вода в нее доставлялась из облицованныхкамнем колодцев, которые в основном находились прямо в здании.
Главным источникомблагосостояния Индской цивилизации было ирригационное земледелие. Выращивалисьв основном ячмень и пшеница. Природные условия позволяли собирать 2 урожая вгод. В Хараппе и Мохенджо-Даро имелись огромные зернохранилища, площадь которыхдостигала 1000 кв. м.
Письменность. О религии и литературе жителейдолины Инда мы знаем мало, поскольку их письменность не удалось до концарасшифровать. Предполагается, что язык индейцев относился к дравидийскойязыковой семье.
Индийское письмо былоиероглифическим, в нем насчитывалось около 400 символов. Материалом для письмаслужили глина, медь, стеатит, из которых изготавливались резные печати. Вдолине Инда найдено более 2 тыс. таких печатей. Кроме иероглифов на печатяхизображались животные, чаще всего священные – бык, буйвол, коза, слон.
К концу XIX в. до н.э.города пришли в упадок, точную причину которого назвать трудно. Предположительно,изменились климатические условия, что привело к оскудению земли. Установлено,что население долины Инда страдало от эпидемий, в частности малярии. Так илииначе около 1800 г. до н.э. жители покинули города в долине Инда. Древнейшаякультура и цивилизация исчезла, почти не оказав воздействия на пришедшую ей насмену в середине II тысячелетия ведическую культуру — ариев, заложившихпрактически заново основы древнеиндийской культуры.
Культура ведийскогопериода (середина II – середина I тысячелетия до н.э.). Во второй половине IIтысячелетия до н.э. в долинах Инда и Ганга начали расселяться индоевропейскиеплемена ариев, пришедшие в Индию с северо-запада. В процессе становлениядревнеиндийской цивилизации приняли участие разные племена и народы, но этнос,язык и религия ариев играли при этом доминирующую роль.
О культуре древнихиндоариев известно гораздо больше. Главным источником наших знаний являютсядревнейшие индийские письменные памятники – Веды (от глагола «ведать»,«знать»). Язык, на котором написаны Веды, – индоевропейский, весьма близок ксанскриту и разговорным языкам Индии, которые принято называть пракритами. СамиВеды – это четыре сборника священных текстов, которые составляли основумировоззрения ариев еще до их прихода в Индию.
Первой и наиболееавторитетной из Вед является Ригведа (Веда гимнов). Действительно, Ригведасостоит из гимнов, или обращений к богам. Гимны содержат просьбы людей одаровании урожая, мира, благополучия, о наказании врагов, об установленииблагоприятной погоды. Второй Ведой является Самаведа (Веда мелодий). Ее текстыпелись во время богослужения. Считалось, что это благоприятно воздействует набогов. Третьей по значению считается Яджурведа (Веда жертвоприношений). Именнов Яджурведе описаны порядок и правила совершения жертвенных обрядов и ритуалов.Четвертой из Вед является Атхарваведа (название произошло от именижрецов-атхарванов). Она включает в себя заговоры и магические заклинания, целькоторых – отпугивание злых духов, излечение от болезней, обращение к богам и мелкимбожествам.
Влияние и авторитет Вед вДревней Индии были настолько велики, что почти все более поздние достиженияиндийской духовной культуры так или иначе оказались связаны с ними. Священныезнания заложили основы последующей религии, философии, науки Древней Индии.Именно поэтому древнеиндийскую культуру часто именуют ведийской, иливедической.
Религия индоариев, иливедийская религия, представляла собой многобожие с очень развитым ритуалом, воснове которого лежали жертвоприношения. Боги воспринимались в антропоморфном(человекоподобном) виде. Индоарии поклонялись богу грома Индре, богу огня Агни,грозному богу Варуне, которого считали хранителем мирового порядка, богуопьяняющего напитка Соме, солнечному богу Сурье, богине зари Ушас и многим болеемелким божествам.
Дальнейшим продолжениемведийской религии стал брахманизм (I тысячелетие до н.э.), возникший благодаряконтактам с местными (неарийскими) племенами. В нем на первый план был выдвинутБрахман – абсолютное безличное духовное начало, лежащее в основе всегосуществующего. Брахманизм установил свою иерархию богов, среди которых началивыделяться Брахма (создатель Вселенной), Вишну (охранитель мира) и Шива(разрушитель мира). Эта триада (впоследствии названная «тримурти») окончательнооформилась в индуизме.
Брахманизм далрелигиозное обоснование делению общества на четыре варны (брахманы – жрецы,кшатрии – правители и воины, вайшьи – ремесленники и крестьяне, шудры – слуги),которое позднее было дополнено дроблением на касты, главным образом по профессиональномупризнаку.
Основу брахманизмасоставляет учение о вечном переселении душ, которое называется сансарой.Положение человека в сансаре обусловлено кармой – совокупностью поступковверующего и его предков, определяющих судьбу индивида в последующихперевоплощениях. Смысл жизни индивида состоит в улучшении кармы, что повышаетшансы на новое лучшее рождение, а конечная цель бытия заключается в слиянии егодуши с мировым духом – Брахманом, ибо все живые существа есть лишь его частицы.Нарушение требований религии, неправедная жизнь приводят к несчастливымперерождениям.
Среди достижений первойполовины I тысячелетия до н.э. следует назвать признанные священнымикомментарии к Ведам: брахманы – обширные толкования ритуала (наиболее известна«Брахмана ста путей»), араньяки – наставления по отшельничеству и упанишады –философские комментарии и наставления, из которых берут начало многие индийскиефилософские учения.
Культура Индии во второйполовине I тысячелетия до н.э. В 321 г. до н.э. в Индии возникло первоеобъединенное государство – империя Маурьев. Она охватывала обширную территорию,соразмерную землям современной Индии (кроме крайнего юга) Пакистана, частиАфганистана. Расцвет империи пришелся на время правления царя Ашоки (ок.273–232 гг. до н.э.), при котором в качестве государственной религии утвердилсябуддизм.
Религия. Создателем буддизма – первоймировой религии – считается Сиддхартха Гаутама, который родился в 565 г. дон.э. в Лумбини (современный Непал) в семье кшатриев. В 40-летнем возрасте ондостиг состояния просветления и стал называться Буддой, т.е. «просветленным».Закончил свой земной путь около 486 г. до н.э.
Согласно учению буддизма,жизнь есть мучение и жить – значит страдать. Именно поэтому не стоит стремитьсяк возрождению в другом существе, поскольку это влечет за собой новые страдания.Чтобы вырваться из круговорота жизни, несущей страдания живому существу,необходимо отказаться от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, квласти, богатству, понять преходящий характер всего земного. Путь к спасению отстраданий мученической жизни состоит в переходе из сансары (цепи перерождений)в нирвану. Нирвана представляет собой особое состояние, для которого характерноотсутствие всех желаний, отрешеность от внешнего мира, внутреннее (духовное)просветление. Достигнуть нирваны должен стремиться каждый. Будда наметил путь косвобождению: на этом пути необходимо следовать основным заповедям, преждевсего четырем благородным истинам и восьмиричному пути.
Религия буддизма непризнает сословной иерархии, проповедует равенство всех варн, обещает спасениевсем верующим вне зависимости от социальной или национальной принадлежности,проповедует умеренность, святость живого и гуманность.
В одно время с Буддой жилМахавира (540 – 468 гг. до н.э.) – основатель джайнизма, еще одной весьмавлиятельной древнеиндийской религии ненасилия (с уклоном в аскетизм), хотя и неполучившей в дальнейшем такого распространения, как буддизм.
Литература. Вторая половина I тысячелетия дон.э. явилась временем подъема древнеиндийской культуры. Оформился и былобъявлен священным язык санскрит («обработанный»). На нем написаны великиеэпические поэмы Древней Индии «Махабхарата» (в составе которой находится«Бхагавадгита» – священная книга индуизма) и «Рамаяна», многие пураны(памятники индуистской литературы), знаменитые «Законы Ману», политическийтрактат «Артхашастра», свод индийской медицины «Аюрведа».
Многие культурныедостижения древних индийцев вобрали в себя богатейшую мифологию и народнуюмудрость. Наиболее полно это величайшее наследие дошло до нас в поэмах«Махабхарата» и «Рамаяна».
«Махабхарата» известнасвоими литературными достоинствами и религиозным руководством. Автором еесчитается мудрец Вьяса. Поэма состоит из почти 100 тыс. стихов, она содержитизложение дхармы, образцовых норм поведения царя, воина, любого человека,живущего в период бедствий, а также наставления для того, кто стремитсяосвободиться от цепи перерождений.
Название «Рамаяна»переводится как «Путь Рамы». Поэма написана на санскрите в III в. до н.э.поэтом Вальмики. В дошедшем до нас виде «Рамаяна» насчитывает около 24 тыс.стихов. Поэма до сих пор пользуется широкой популярностью не только в Индии. Еесюжеты распространились в Юго-Восточной Азии, а герои, вместе с героями«Махабхараты», стали традиционными персонажами народного театра.
Архитектура. Необычайным своеобразием отличаетсядревнеиндийское искусство. Ведущая роль в нем принадлежит архитектуре,памятники которой дошли до нашего времени. Буддистские храмы появились в III в.до н.э. В отличие от Древнего Египта и Месопотамии, где в строительстве широкоиспользовались камень и глина, в Индии основным материалом Древнегостроительства было дерево.
Камень начал применятьсяв Индии с III в. до н.э. для сооружения храмов, и это связано с принятиембуддизма в качестве официальной религии. Власти стремились увековечить основыбуддизма в монументальном искусстве. Гражданские здания (даже дворцы) строитьиз камня не разрешалось, поэтому они не сохранились до наших дней;увековеченная древняя и средневековая архитектура Индии представлена в основномхрамами и другими сооружениями культового назначения.
К таким сооружениямотносятся мемориальные колонны, соединяющие в себе элементы зодчества искульптуры. Колонна, или стамбха, представляет собой хорошо отполированныйкаменный столб, нередко превышающий 10 м и завершающийся капителью соскульптурными изображениями священных животных. Самая знаменитая из стамбх –Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до н.э.). По преданию, она былапоставлена на том месте, где Будда произнес свою первую проповедь. Ныне ееизображение является государственным символом Индии.
Одним из главных типовбуддийских сооружений в Индии является ступа – постройка в виде большогосферического купола. По легенде, на вопрос о том, каким должно быть егопогребальное сооружение, Будда перевернул круглую чашу для сбора подаяний. Такступа приобрела полусферическую форму и являет собой символ Неба, нирваны исамого Будды. Наиболее знаменита ступа из Санчи (середина III в. до н.э.),которая сложена из сырца и облицована обожженным кирпичом. У нее имеется оградас четырьмя воротами – торанами, ориентированными по сторонам света иукрашенными рельефами.
Начиная с III в. до н.э.храмы в Индии сооружали, выдалбливая помещения в цельной скале – чайтьи.Пещерный храм включал в себя зал с культовым символом – ступой или статуейБудды. Это сложное сооружение с колоннами и множеством крупных и мелких деталейцеликом высекалось из скалы.
Поверхности каменныхстолбов, балок и других элементов в храмах покрывали рельефом. За образецбралась резьба по дереву. Обильный, сочный, пластичный рельеф – одна изхарактерных черт индийской архитектуры. Стены построек покрывались резьбой,находили свое продолжение в скульптурных композициях. Сами сооруженияприобретали вид огромных фантастических скульптур.
Достижениядревнеиндийской культуры I тысячелетия до н.э. заложили основу для еедальнейшего развития в последующий период – эпоху Кушанской и Гуптской империй.
Индийская культура вэпоху Кушанской и Гуптской империя (I в. до н.э. – VI в. н.э.). С образованиемновых мощных империй возросло значение интегральных верований индуизма, которыепостепенно вытесняли буддизм.
Религия. Многоликийиндуизм – религия, распространенная в Индии вплоть до настоящего времени. Этоитог взаимодействия буддизма и брахманизма, синтез и конечный вариант всехиндийских религиозных поисков. Его важными чертами являются: поклонениесвященным животным (коровам, быкам, обезьянам), культ предков, отсутствиеединой церковной организации, множество сект, признание кастовой иерархии, верав вечность души, строгая регламентация прав и обязанностей человека от егорождения до смерти, вера в перевоплощение душ и троицу главных богов – Брахму,Вишну и Шиву. Два последних божества почитаются больше, что нашло отражение вдвух основных течениях индуизма – шиваизме и вишнуизме. В пантеон индуизмавключен и Будда как девятое воплощение Вишну, а также Кришна – как его восьмоевоплощение.
Искусство. Кушано-гуптский период считаетсяклассическим в индийской художественной культуре. В это время в искусстве Индиипараллельно с индуистскими инновациями развивались традиции, заложенные вимперии Маурьев. Широкое распространение получают буддистские пещерные храмы.Примером может служить храм в Карли (I в. до н.э.). Перед пещерой возведены двеколонны, увенчанные капителями с изображениями животных. Центральный коридорхрама отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В центрепещеры находится ступа.
В I–IV вв. н.э. вхудожественной культуре Индии произошли значительные изменения. Визобразительном искусстве появились антропоморфные изображения Будды, пришедшиена смену символам (священному дереву Бо, Колесу Закона и т.п.). Чертыэллинистического искусства заметны в статуе сидящего Будды из Тахт-и-Бахи(около 300 г.). Облик Будды ясен и спокоен, полон сосредоточенности иумиротворения. Его поза со скрещенными и поджатыми ногами (поза «лотоса») стого времени стала основной для буддийской скульптуры. По положению рук,ладоней и пальцев статуи можно судить об этапах священного пути Будды.
В эпоху Гуптов продолжалоразвиваться пещерное зодчество. Образцом великолепного единства архитектуры,скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV –VII вв.),состоящий из 29 пещер. Ансамбль Аджанты известен в первую очередь благодарясвоей живописи, так как это едва ли не единственный сохранившийся образецданного вида искусства Гуптской эпохи. Росписи пещер различны по содержанию,главное в них не композиция, а линия и цвет. Богатое сочетание красокпроизводит огромное эмоциональное впечатление.
В Гуптский периодпоследний расцвет переживало в Индии буддийское искусство, постепенно уступаяместо индуистским храмам и изображениям.
Наука. Значительными достижениями отмеченанаука Древней Индии. Начиная со второй половины I тысячелетия до н.э.математика и астрономия оказывали значительное влияние на развитиесоответствующих областей арабской и персидской науки. Почетное место в историиматематики занимает Арьяпхата, живший в V – начале VI в. н.э. Этот ученыйпредложил оригинальное решение линейного уравнения с использованием числа «пи».Кроме того, именно в Древней Индии система счисления впервые стала десятичнойза счет добавления к ней нуля. Сегодня она называется арабской и составляет основусовременной арифметики. Наибольшее развитие получила алгебра. Понятия «цифра»,«синус», «корень» впервые появились именно в Древней Индии.
Дошедшие до нас трактатыпо астрономии свидетельствуют о высоком уровне развития этой науки в ДревнейИндии. Независимо от античных ученых Арьяпхата высказал идею о вращении Земливокруг своей оси. Введение десятичной системы способствовало точнымастрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев небыло.
Почетное место виндийской науке занимает медицина. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав,влияние климата и наследственности на здоровье человека, большое вниманиеуделяли личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия:медицинский трактат «Сушру- та Самхита» содержит описание 300 операций, которыеделали древнеиндийские врачи, применявшие более 120 хирургических инструментов.
До сих пор в Индиибольшим почетом пользуется «Аюрведа», включавшая учение о долголетии.Популярная тибетская медицина основана именно на «Аюрведе».
Литература и театр. Высокого уровня развития достигла вДревней Индии теория литературного творчества, особенно поэзии. Ученыесоставляли подробные правила стихосложения, писали трактаты по теории, метрикеи поэтике. Несколько школ «поэтической науки» состязались между собой, велиспоры о жанрах, о цели литературы и особенностях художественного языка.
Концепция божественногохарактера речи заметно повлияла на развитие науки о языке. Согласно ей, другиенауки и искусства имеют в своей основе речь. В грамматике Панини (V–IV вв. дон.э.) анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, чтосовременные ученые ваходят сходство между теорией древних индийцев исовременной лингвистикой.
Большую роль в индийскойкультуре играл театр. Заслуга его создания приписывалась богу Брахме. Первыетеатральные действа были связаны с ведийским культом Индры. Спектакль включалдиалоги, музыку, песни, пантомиму, действия факиров, но главную роль игралтанец. Любопытно, что в спектакле использовались разные языки – до 10 диалектови наречий. Например, герой всегда говорил на санскрите, а героиня – накаком-либо диалекте. Со временем выделялись отдельные жанры – драма, клоунада,танцевальное представление. Крупнейшим древнеиндийским поэтом и драматургомсчитается Калидаса (прибл. V в. н.э.), которого называют «индийским Шекспиром».Мировую известность Калидасе принесли драма «Шакунтала», а также поэмы«Рождение Кумары» и «Облако-вестник».
Философия. Величайшее значение для духовнойкультуры Древней Индии имела философия. По традиции все древнеиндийскиефилософские школы делились на ортодоксальные, признававшие авторитет Вед, инеортодоксальные, отвергавшие их непогрешимость. К первым относятся веданта,санкхья, ньяя, вайшешика, миманса и йога. Ко вторым – буддийские иматериалистические, атеистические школы, наибольшее распространение средикоторых получила чарвака (локаята).
Отличительнойособенностью культуры Древней Индии является ее синтетический характер,нерасчлененность религиозных, моральных, эстетических начал. Индийскоеискусство неразрывно связано с религиозным и социальным ритуалами. Другимиважными чертами культуры Древней Индии являются преклонение перед любовью,чувственностью, жизнью, природой. Для нее также характерна исключительнаяживучесть традиций. Многие достижения древнеиндийской культуры вошли составнойчастью в информационный фонд современной Индии, а наиболее ценные из нихобогатили общее культурное наследие человечества.
1.3 Культура ДревнегоКитая
Древнекитайскаяцивилизация прошла особый путь развития с начала II тысячелетия до н.э. до IIIв. н.э. Ее характер во многом обусловили географическое положение Китая,изолированность от других очагов цивилизации – в том числе Месопотамии и Индии,с которыми Китай разделяли труднопроходимые горы, пустыни и джунгли.
В истории Древнего Китаявыделяется несколько больших исторических этапов: эпоха Шан (Инь) – 1550–1030гг. до н.э.;
эпоха Чжоу – 1027–256 гг.до н.э., в рамках которой особое значение имеет период Чжаньго («Борющихсяцарств»), датируемый V–III вв. до н.э.; эпоха династий Цинь и Хань – III в. дон.э. – III в. н.э.
Зарождение цивилизации вКитае относится к рубежу III–II тысячелетий до н.э. Первые ее очаги появились внижнем и среднем течении реки Хуанхэ. Важным достижением материальной культурыэтого времени было освоение бронзы. Переход китайцев к ирригационномуземледелию, характерному для многих древних цивилизаций, был завершендостаточно поздно – только в середине I тысячелетия до н.э. Тогда произошливажные изменения в сфере материальной культуры. Развитие обработки железасоздало условия для подъема земледелия и ремесел. В бассейнах Хуанхэ и Янцзыстроились гидротехнические сооружения – этого требовало широкое распространениеирригационного земледелия.
Мировоззрение. Во II тысячелетии до н.э. восновном сформировались религиозно-мифологические представления древнихкитайцев, поклонявшихся стихийным и природным объектам (известен их культвысоких священных гор), а также духу предков. В это же время зарождается циклмифов о преобразовании мира в результате деятельности различных божеств игероев. Его сохранила для потомков народная традиция.
Как и в ряде другихмифологий, сотворение мира понималось древними китайцами как постепенноепреобразование единой бесформенной субстанции, состоящей из мельчайших частичекци, путем принятия ею неких очертаний в результате процесса размежевания ци.Более легкие и светлые частицы ян, поднявшись вверх, создали небо. Тяжелые итемные инь опустились и образовали землю. В результате взаимодействия ян и иньпоявились сначала пять основных элементов-стихий (вода, огонь, дерево, металл,земля), а затем все вещи в пространстве между небом и землей, в том числе ичеловек.
Ян и инь представляютсобой важнейшие диалектические понятия, позволяющие уловить моментысогласования взаимного уравновешивания противоположностей. Так, ян олицетворяетнебо, мужчину, свет, добро, теплоту; инь – землю, женщину, темноту, холод, злои т.д. Ян и инь не столько ведут между собой борьбу, сколько сдерживают ипредупреждают формы переразвития друг друга и при взаимодействии достигают го-меостаза. Любой предмет или состояние содержат в себе одновременно ян и инь,поэтому, с точки зрения китайцев, неправильно видеть в мире толькопротивоположности, – например, добро или зло, надо стремиться понять ихвзаимодействие и соотношение.
Мифологическиепредставления о мире служили основой названий Китая на протяжении несколькихтысяч лет. Так, именование страны «Поднебесным государством» отражалопредставление об особом покровительстве ей со стороны верховного божества –Неба. Название «Срединное государство» должно было подчеркнуть, что Китайрасположен в «центре Вселенной». Обитавшим вокруг племенам и народам китайцыдали пренебрежительное имя «варвары четырех сторон света».
Религия. К середине IIтысячелетия до н.э. в Китае возникли крупные города, послужившие центрамипервого раннегосударственного образования Шан (Инь). С появлением государстваначали формироваться культы, которые связывались в первую очередь с фигуройправителя – вана. Он соединял военно-административные функции с функциямиверховного жреца. Иньцы уже поклонялись единому верховному богу Шанди, которыйсимволизировал Небо.
Важные измененияпроизошли в начале I тысячелетия до н.э. в царстве Чжоу, которое подчинило себегосударство Шан (Инь). Культ Неба был приспособлен для обоснованиябожественности власти чжоуских ванов. Правитель царства Чжоу провозглашалсясыном Неба (Тянь-цзы), получившим от самого Неба мандат на царствование (Тяньмин). Считалось, что он обладает магической силой дэ, которая делает егопосредником между земным и небесным мирами.
С появлением в Китае всередине I тысячелетия до н.э. новых религиозно-философских учений(конфуцианство, даосизм и легизм) древние мифологические представлениявыстроились в стройную систему, объяснявшую происхождение мира из хаоса.Фундаментальным произведением, объясняющим циклические мировые процессы,считается «Ицзинь» («Книга перемен»). Данная система оставалась практическинеизменной на протяжении тысячелетий.
Письменность. Китайцамиеще в древности было изобретено иероглифическое письмо, которым они снекоторыми изменениями пользуются до настоящего времени. Первые известные намобразцы китайской иероглифической письменности относятся к началу правлениядинастии Шан (Инь). Самые ранние надписи из обнаруженных в «Великом городе Шан»были сделаны на костях животных, а также на бронзовых ритуальных сосудах. Внастоящее время идентифицировано около 3 тыс. иньских иероглифов. В царствеЧжоу письмо и образование были доступны не только верхушке общества. До насдошло большое количество текстов эпохи Чжоу, которые активно использовалисьпоследующими китайскими авторами. В одном из исторических сочиненийрассказывается о приказе вана отлить бронзовые доски с нанесенными на нихзаконами, чтобы любой человек мог с ними ознакомиться. Данное сообщениесвидетельствует о значительном уровне грамотности китайцев в период Чжоу.
Широкое распространениеписьма привело к необходимости его унификации. На рубеже IX–VIII вв. до н.э.китайские иероглифы были впервые приведены в единую систему придворнымисториографом Ши Чжоу. Начиная с периода Шан (Инь), для нанесения иероглифовиспользовали длинные деревянные и бамбуковые планки. В эпоху Чжоу такой способписьма получил всеобщее распространение. Писали вертикально, сверху вниз.Ширина планки была рассчитана только на один иероглиф. Когда планки связываливместе, получалась своеобразная книга, которую можно было свернуть.
С древнейших времениероглифы наносили кисточкой из шерсти животных (особенно ценились заячьикисточки), которую обмакивали в тушь. При необходимости нанести новый текстнаписанное ранее соскабливали ножом. Отсюда происходит китайское образноеназвание чиновника – «кисть и нож».
Наиболее древними издошедших до нас памятников поэзии Древнего Китая являются фольклорныепоэтические произведения из книги «Шицзин» («Книга песен») – древнейшего вПоднебесной собрания песен и гимнов, созданных с XII по V в. до н.э.
Философия. В середине Iтысячелетия до н.э. на территории нынешнего Китая существовало несколькодесятков небольших государств, которые вели между собой упорную борьбу залидерство. На это время, получившее условное название эпохи «Борющихся царств»(Чжанъго), приходится творчески продуктивный период в истории духовной культурыКитая. Тогда, в «осевое время» (термин К. Ясперса), сформировался новый типмышления, связанный с возникновением критической философии и теоретическойнаучной мысли.
Видимо, не случайноосновные древнекитайские философские школы сформировались в бурную эпоху, ознаменовавшуюсякризисом, потрясшим основы жизни китайского общества. Взгляды их представителейрасходились в рецептах выхода из кризиса.
В последующие периодырелигиозно-философские идеи эпохи Чжаньго развивались и дополнялись, ноавторитет первых мудрецов оставался непререкаемым для последующих поколенийкитайских философов.
Кун-цзы – «учитель Кун»(551–479 гг. до н.э.), известный миру как Конфуций, выработал основные принципыучения об устройстве общества и государства. Он стал основоположникомрелигиозно-философской концепции, которую мы знаем как конфуцианство. После егосмерти ученики записали высказывания Кун-цзы и объединили их в книгу «Луньюй»(«Беседы и суждения»). Философа интересовали проблемы места и роли человека вобществе, нормы поведения, способные стабилизировать отношения в обществе. Егокрайне волновали беды, которые постигли страну. Размышляя над их причинами, онразрабатывал программу исправления общественной морали.
Конфуций утверждал, что впрошлом во главе Китая стояли «благородные мужи», твердой рукой управлявшиегосударством. Они установили справедливые законы, которые отвечали законаммироздания, и народ неукоснительно выполнял их. Это и было причиной процветаниястраны. Согласно его точке зрения, в современном обществе правители и подданныеотошли от древних традиций и общее падение морали не замедлило сказаться:китайское государство приходило в упадок, закончилось экономическоепроцветание, начались междоусобные войны и набеги варваров.
Конфуций требовалвернуться к традициям древности, чтобы возродить незыблемую мораль в обществе.Одна из основных ячеек общества – семья; она должна строиться на мудромруководстве главы, на сыновней почтительности и уважении старших. Продолжениемэтой почтительности являлось, по его мнению, поклонение умершим предкам.
Государство он предлагалстроить по образцу семьи: народ должен почитать императора как отца и во всемвыполнять его распоряжения, а император обязан всячески заботиться о народе.Одновременно император, испытывающий сыновнюю почтительность к воле Верховногоотца – Неба, будет советоваться с ним и правильно совершать все обрядыпоклонения великому божеству. Таким образом, общество будет строиться поиерархическому принципу и каждый человек займет свою социальную нишу.
Приблизительно в одновремя с Конфуцием жил Лао-цзы, основоположник религиозно-философского учения освязи человека с природой – даосизма.
Для китайцев Лао-цзыявляется, безусловно, исторической личностью, с чем не соглашаются некоторыезарубежные китаеведы. Дело в том, что о жизни этого мудреца мы знаем только изнескольких дошедших до нас преданий, которые содержат много мифологическихсведений. Перу Лао-цзы приписывают философское произведение «Дао дэ цзин»(«Книга о Дао и Дэ»). Уже в названии книги заложены две основные категорииданного вероучения. Дао («путь», «метод») – это основа мироздания, егопервоначало. Все в этом мире возникло в соответствии с дао, и оно же придаетэтому миру естественную гармонию, которая распространяется и на человеческоеобщество. Дао не поддается четкому определению, его осознание возможно толькона полуинтуитивном уровне. Дэ («благодать», «благодатная сила») является темвыражением дао, которое придает энергию всему миру, преобразует его. Дао и дэ –одновременно регуляторы морали и порядка в обществе, а потому их постижениеявляется важнейшей задачей и любого мудреца, и каждого человека. Вмешательствов миропорядок тщетно, более того, мудрец должен понимать опасность такоговмешательства. Главным для сторонника даосизма является следование естественномуходу вещей. Дао – вместилище всех сущих и возможных вещей, событий, состояниймира.
Письменность. В эпоху Чжаньго появились первыеавторские литературные произведения, основанные на фольклорно- мифологическойтрадиции. Показательно в этом плане творчество выдающегося поэта Цюй Юаня(340–278 гг. до н.э.). Его лирика отличалась изысканностью формы и глубинойсодержания. Созданная им ода «Скорбь изгнанника* заложила основу жанра фу,который получил в дальнейшем значительное распространение в китайской поэзии.Другим крупным поэтом эпохи был Сун Юй (290–223 гг. до н.э.). Его лирикапронизана оптимизмом, ощущением радости жизни. Он считается первым в Китаепевцом любви и женской красоты.
Эпоха династий Цинь иХань. В итоге долгой и тяжелой борьбы между царствами победу одержало царствоЦинь, объединившее под своей властью всю страну. «Циньцами» стали называть всехдревних китайцев. Существуют сходные названия Китая (латинское Синэ, английскоеЧайна, французское Шин). Основатель нового государства Цинь Шихуанди (221–207гг. до н.э.), что означает «первый император династии Цинь», объявил Китайимперией. Вскоре после его смерти власть перешла к династии Хань, котораяправила с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э. Последний год условно считаетсяокончанием китайской древности и началом средневековья.
Еще в период Чжаньго вКитае появились города с полумиллионным населением. В ханьской империипроживало около 60 млн человек, что составляло более 20 % населения тогдашнегомира. Ханьская эпоха считается временем наивысшего расцвета древнекитайскойкультуры – искусства, архитектуры, литературы, науки. Современные китайцыназывают себя ханьцами.
В ханьский период внекоторой степени была преодолена изоляция Китая. Связи с Ираном, Индией,странами Средней Азии и Средиземноморья удалось установить благодаря Великомушелковому пути, протянувшемуся на запад на 7 тыс. км. По этой дороге торговыекараваны тянулись друг за другом – «один не упускал из виду другой» (выражениеисторика Сыма Цяня). Шелк был основным монопольным предметом экспорта Китая вдревнем мире.
Письменность. При Цинь Шихуанди произошламасштабная унификация китайской письменности, положившая начало современномуписьму. Проведение реформы сопровождалось уничтожением при Цинь Шихуанди,противнике конфуцианства, всех книг, написанных с использованием старых системписьма. К концу периода Хань окончательно сложилась графическая системакитайского письма, которая, претерпев изменения, существует и по сей день.
С середины I тысячелетиядо н.э. в качестве материала для письма начали использовать шелк, но дорогаяцена последнего не позволяла сделать еГ0 общедоступным. Во многом благодаряэтому во II в. до н.э. появилась лимага – одно из самых значительных достиженийкитайской цивилизации. Однако далеко не сразу дешевая и удобная бумагавытеснила другие материалы. Представители высших классов еще в период династииХань предпочитали использовать бамбук и шелк.
Наука. Древний Китай достиг больших успеховво многих областях зарождавшейся науки. Китайцами были сделаны и предвосхощенымногие крупные научные открытия.
В древности скрываютсякорни своеобразной китайской медицины. Во всеобъемлющем труде «Хуан-ди нэйцзин»(середина I тысячелетия до н.э.) подробно описана анатомия и физиологиячеловека, раскрыты методы лечения многих заболеваний. Чжан Чжунцзин (150–219гг. н.э.) разработал метод диагностики по пульсу, применяемый и сейчаскитайской медициной. Начало развиваться иглоукалывание. Древние китайскиемедики использовали в лечебных целях травы, в том числе чай, который первоначальносчитался хорошим тонизирующим средством.
Научные знания особеннопродуктивно развивались в тех областях, которые имели прикладное значение. Так,большое внимание уделялось изучению природных явлений, тесно связанных скалендарными циклами, например, разливами рек. Необходимо было точно определятьсроки сельскохозяйственных работ. Китайские астрономы создали первый в мирезвездный каталог (V в. до н.э.). Они вычисляли сроки солнечных и лунныхзатмений, фиксировали появление комет, обнаружили существование пятен наСолнце. Китайский ученый Чжан Хэн (78–139 гг. н.э.) сконструировал небесныйглобус, описал 2500 звезд из 320 созвездий, выдвинул теорию безграничностиВселенной. Он же считается создателем уникального сейсмографа.
Древние корни имеют математикаи геометрия. Китайские математики использовали число «пи», отрицательные числа,знали десятичные дроби. В Китае был изобретен компас, представлявший собойквадратную железную пластину со свободно вращавшейся на ее поверхностимагнитной «ложкой», Ручка которой постоянно указывала на юг.
Литература. Особой популярностью пользоваласьисторическая литература, основоположником которой был Сыма Цянь (145 или 135 г.– ок. 86 г. до н.э.). Его 130-томная книга «Ши цзи» («Исторические записки»)стала вершиной исторической науки древнего Китая. Сыма Цянь излагал своиисторические наблюдения ясным, доходчивым языком, использовалнаучно-критический метод, отделивший установленные факты от мифологическихпреданий, и пытался проследить причинные связи между событиями. В дальнейшемкитайская историография опиралась на традиции, заложенные Сыма Цянем.
Архитектура. В Цинь-Ханьскую эпоху сложилисьосновные черты традиционной китайской архитектуры. Общественное устройство,формы мышления и религиозные представления наложили отпечаток на архитектуруКитая. Для нее характерен консерватизм, следование канону, раз и навсегдаустановленным принципам, от которых архитектор не должен был отступать. Даженезначительные детали конструкций и цвета раскраски архитектурных элементов быликанонизированы наподобие религиозных догматов.
Древнейшим сооружением,дошедшим до нашего времени, является Великая Китайская стена. Император ЦиньШихуанди возводил ее уже для защиты северных границ государства от набеговкочевников. В основном стена была построена в III в. до н.э. Работы по еедостройке, обновлению и реставрации продолжались с перерывами на протяжениипоследующих веков.
Первоначально стенасооружалась из щебня и земли, позднее – из камня и кирпича. Высота – 8–10 м,ширина – 5–8 м. Стена возводилась с таким расчетом, чтобы по ней могла пройтишеренга из восьми солдат или проехать четыре всадника (при необходимости постене проезжали и повозки). Таким образом, такое оборонительное сооружениедолжно было служить и дорогой. Через каждые 100–150 м устанавливались массивныебашни – всего 25 тыс. Невозможно точно установить длину стены: ее начальную иконечную точки по прямой разделяют 2450 км, но стена постоянно петляет; крометого, есть ответвления. С учетом этого длина составляет примерно 6000 км.
Большое влияние наразвитие китайской архитектуры оказало принятие буддизма. В отличие от Индии,где символом этой религии служит ступа, в Китае буддийскими мемориальнымисооружениями являются многоярусные башни – пагоды. Многоярусная пагода восходитк архитектуре традиционного китайского жилища. Дальнейшее развитие и широкоераспространение пагоды приходится на эпоху средневековья.
Новый подъем китайскойкультуры относится к средним векам. Однако именно в Древнем Китае быливыработаны основные принципы и ценностные ориентиры, на которых традиционнаякультура и цивилизация базируются до сих пор. Выдающиеся достижения древнихкитайцев значительно обогатили общее культурное наследие всего человечества.
Список использованныхисточников
культураиндия китайская месопотамия древняя
1. Эренгросс Б.А. Культурология.Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс,2007.
2. Культурология. Учебное пособие Подредакцией А. А. Радугина – М., 2001.
3. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология.Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.
4. Ширшов И.Е. Культурология – теорияи история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.