Реферат по предмету "Психология"


Ранняя алкоголизация

Содержание
1. Глава 1. Понятие ранней алкоголизации и факторы, приводящие к риску алкоголизма
2. Глава 2. Психологические аспекты и клиническиесимптомы ранней
алкоголизации
Список использованной литературы
 

 
Глава1. Понятие ранней алкоголизации и факторы, приводящиек риску алкоголизма
 
Простоеалкогольное опьянение(классическая форма)—острая, как правило, обратимая, патологическая реакция общетоксическогопроисхождения, которая является следствием употребления этанола, различного покрепости, качеству и количеству. Это состояние всегда включает преходящие соматовегетативные,неврологические и психические расстройства, собственно психотропный эффектпроявляется изменением поведения, а также эмоциональными, мотивационными иречевыми нарушениями, снижением способности к прогнозированию, самоконтролю ивозможности адекватной, критической оценки ситуации. Основными проявлениямиклассического варианта является эйфоризирующий, коммуникативный, седативный,транквилизирующий, релаксирующий [3].
Социологическиеисследования и данные официальной медицинской статистики показывают, чтоупотребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. Стой или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личномупризнанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет [4]. Средний возраст, в котороммолодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольныенапитки (включая пиво) ежедневно или через день 33.1% юношей и 20.1% девушек.Пиво — наиболее любимый молодежью напиток. Каждый третий подросток в возрасте12 лет употребляет пиво, а в возрасте 13 лет — двое из каждых трех. Долязлоупотребляющих спиртными напитками в школах составляет 15.7%, в ПТУ — 24.4%,в техникумах и колледжах — 33.7%, в вузах — 32.4% [4]. Каждый год студентыколледжей тратят 5,5 миллиардов долларов на алкоголь (главным образом на пиво)— это больше того, что они тратят на книги, газированную воду, кофе, соки имолоко вместе взятые [6].
Под раннейалкоголизацией понимается знакомство со спиртными напитками в возрасте до 16лет и регулярное его употребление в старшем подростковом возрасте; о раннемалкоголизме можно говорить при появлении признаков хотя бы первой стадииболезни до 18 лет [5].
Диагноз раннегоалкоголизма (I стадия) ставится на основании следующих критериев [4,5]: 1)появление индивидуальной психической зависимости (алкоголизация становитсяглавным интересом в жизни, начинают пить 2-3 раза в неделю, нередко водиночку); 2) повышение толерантности к спиртному; 3) утрата рвотного рефлекса;4) утренняя анорексия (отсутствие аппетита); 5) палимсесты (частичная утрата памяти)опьянения. Ранняя алкоголизация приводит к формированию алкоголизма к возрасту20-22 лет [4,5]. Факторы, приводящие к риску алкоголизма и наркоманиисреди подростков [1]:1. Экономическое/социальное неблагополучие.Дети из социально неблагополучных семей, для которыххарактерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия,родители которых имеют мало престижный род занятий или являются безработными,имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и частозлоупотреблять алкоголем и наркотиками. 2. Неблагоприятное окружение и общественная необустроенность.Скверное соседство и общественнаянеобустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребленияалкоголем среди местной молодежи. 3. Частые перемены места жительства.Частые перемены места жительстваоказывают отрицательное влияние на психологическое состояние подростка,поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новымидрузьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление трудностей ипроблем. />4. Противоречия и несогласованность в законодательстве.Поскольку в последнее время сложилосьявно негативное отношение к законам и законодательной власти, существуетопасность игнорирования законов как выражение протеста существующейполитической и экономической ситуации в нашей стране. 5. Доступность алкоголя и наркотиков.Доступность алкоголя и наркотиковобъективно связана с вероятностью злоупотребления ими. В школах, где наркотикиболее доступны, существуют более высокие показатели употребления наркотиков.Кроме того, на вероятность употребления наркотиков оказывает влияние соседствосо школой ночных клубов, ресторанов, кафе, продуктовых магазинов, рынков,парков и других мест с пониженным контролем над распространением наркотиков иалкоголя. 6. Семейная предрасположенность.Дети, рожденные или воспитанные всемьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься калкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по–видимому, играют какгенетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Чем большечленов семьи употребляют алкоголь и наркотики, тем выше риск употребления ими уподростка.7. Неумелость и непоследовательность в воспитании.В семьях, в которых родители неустанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленнымисамим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна,подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частогоупотребления алкоголя и наркотиков. 8. Склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности.Этот фактор риска главным образомсвязан с мальчиками от пяти до семи лет. Мальчики младших классов начальнойшколы, необщительность и изоляция среди одноклассников которых объясняется ихагрессивностью, в одинаковой мере подвержены риску правонарушений излоупотребления наркотиками в подростковом возрасте. 9. Неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе.Начиная с четвертого, пятого ишестого классов неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления алкоголем,наркотиками и вероятность правонарушений. 10. Протест и риск в подростковом возрасте.Подростковый возраст известен каквозраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людейморальных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначнонегативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из формпротеста выбирают употреблением наркотиков. 11. Положительное отношение к алкоголю и наркотикам.Когда дети считают, что от курениямарихуаны нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с «хорошо проведеннымвременем», существует очень большая вероятность того, что они будут выпивать иупотреблять наркотики. По большей части то, как подростки объясняют своеповедение (употребление наркотиков, алкоголя), связано с существующими мифамитипа «В любой момент я могу бросить», «От бутылки пива не становятсяалкоголиками» и т.д.
Глава2. Психологические аспекты и клинические симптомы ранней алкоголизации
С началом систематическогоупотребления алкоголя подростков неизбежно возникают конфликты в учебномзаведении, на работе, в семье. С алкоголем связано почти 40% всех проблем сучебой и 28% всех отчислений из учебных заведений [6]. Однако, как правило, висториях больных ранним алкоголизмом это противодействие микросредыограничивалось либо мерами репрессивного характера (выговоры, порицания,административное воздействие), либо их «пугали» последствиями алкоголизма,пагубными перспективами связи с «дурной компанией». Подобные меры, будучинегативными, не могли оградить подростка от «уличной» компании, поскольку несочетались с психологически обоснованными позитивными решениями, спредложениями такого социально приемлемого стиля жизни, таких формдеятельности, в которых могли бы быть удовлетворены эмоциональные запросы иожидания подростка, его потребность в личностном общении, ощущении собственнойзначимости, силы и т. п. «Уличная» же компания, пусть в извращенной форме, нодавала им все это, и в подобной ситуации сопротивление, а тем более репрессиилишь увеличивали внутреннюю сплоченность компании, отрезая или, во всякомслучае, крайне затрудняя путь возвращения ее членов к благополучному детству.
Несколько иными, нежели у взрослых,являются пути формирования психологического содержания алкогольнойдеятельности [2]. Во-первых, свойственные подростковому возрастулабильность, возбудимость, быстрая «заражаемость» общим групповым настроениемкрайне ускоряют формирование искомых в опьянении эмоциональных состояний.Во-вторых, диапазон этих потребностных состояний значительно уже, чем увзрослых, фактически сводясь к одному — весело провести время в своей компании.В-третьих, если у взрослых притягательная сила алкогольной деятельности вомногом связана с возможностью «улаживания», разрешения конфликтов реальнойжизни, переноса их в план ирреальный, то у подростков компенсаторная функцияэтой деятельности долгое время не является столь актуальной. Их ущемления вреальной жизни (неудачи в учебе, отвержения в классных коллективах и т. п.)компенсирует сама компания, членство в ней, а алкогольная деятельность являетсялишь атрибутом, одной из форм, хотя и чрезвычайно значимой, групповойактивности.
На этапе раннейалкоголизации при ее переходе в алкоголизм у подростков отмечается феноменгрупповой психической зависимости, когда тяга к спиртному возникаетисключительно в «своей» компании [4]. За пределами «своей»группы тяготения к алкоголю нет: с чужими и малознакомыми не пьют. Отрыв отгруппы прекращает алкоголизацию. Наличие групповой психической зависимости несвидетельствует о наличии хронического алкоголизма, а лишь угрожающимпредвестником его. С точки зрения А.Е. Личко групповая зависимость являетсяпроявлением аддиктивного поведения подростков.
По мнению Ц.П.Короленко [4], аддиктивное поведение: это «одна из форм деструктивногоповедения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путемизменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществили постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видахдеятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций».
С точки зрения А.Е.Личко и В.С Битенского [4], для подростков термин аддиктивное поведениепредставляется наиболее адекватным, поскольку указывает на то, что речь идет нео болезни, а о нарушениях поведения. Авторы выделяют два пути, по которымразвивается аддиктивное поведение. В первом случае подростки пробуют различныеПАВ: бензин, клей, затем алкогольные напитки, не гнушаясь при этом приложенныхтаблеток или сигарет с марихуаной. Последовательность употребления может бытьразличной, экспериментирование продолжается до того момента, пока не будетокончательно выбрано наиболее предпочитаемое вещество. Иногда злоупотреблениеобрывается раньше.
Во втором — наблюдаетсязлоупотребление только одним каким-нибудь ПАВ (бензин, алкоголь и др.). Ранеесосредоточение на одном наркотике обычно связано с недоступностью других, режепроисходит произвольный выбор.
Данные официальнойстатистики зафиксировали [4], что за период с 1991 по 2000 годы число впервыедиагностированных подростков, больных алкоголизмом выросло в 1.5 раза исоставило 10.5 на 100 тыс. подростков. Число подростков, состоящих на учете унаркологов, также выросло в 1.5 раза и по данным официальной статистики на 2000г. составило 819.8 человек на 100 000 населения. О явно неблагополучнойситуации в отношении алкоголя свидетельствует и существенный рост алкогольныхпсихозов среди подростков — в 8 раз — за последнее 10-тилетие ХХ века [4,5].Это прогностически неблагополучный показатель, т.к. алкогольный психоз уподростка — в принципе случай достаточно редкий. Для его возникновенияхронический алкоголизм должен длиться минимум 2-3 года.
Все увеличивающееся злоупотреблениенеизбежно приводит к значительным изменениям и нарушениям в еще неокрепшеморганизме подростка. Подростковые клинические симптомы алкоголизма имеют и вэтом плане свою специфику [2]. Во-первых, симптомы болезни возникают здесьзначительно скорее, чем у взрослых. По данным П. И. Сидорова, например, уподростков 14—18 лет признаки алкоголизма могут появиться даже в течение 5—6месяцев регулярного пьянства, тогда как у взрослых этот срок обычно 5—7 лет.Во-вторых, в отличие от относительно выраженной последовательности, сменыодного симптома другим, при подростковом алкоголизме наблюдается их нередкоесмешение, лавинообразное нарастание. В-третьих, здесь можно наблюдать появлениевнешних признаков, симптомов алкоголизма до того, как наступает собственноболезнь. Например, подросток начинает наутро регулярно опохмеляться не потому,что испытывает такую необходимость, а потому, что так «принято», так делают«все».
В данном случаевхождение в «компанию», подражание ее нормам формируют не просто готовность кзлоупотреблению алкоголем, но сразу навязывают самое это злоупотребление всамых его крайних, существующих лишь при уже развитой болезни формах. Понятнопоэтому, что такое массированное употребление, падая на несформированныйподростковый организм, столь быстро приводит к его перестройке, к появлению ужене подражательной, а подлинной, настоящей клиникизаболевания, не«алкогольной личности до болезни», а личности больного ранним алкоголизмом [2].
Суждения при раннемалкоголизме выглядят обычно не согласованными и не аргументированными, несут насебе отпечаток подростковой незрелости, неустойчивости, подчас контрастности[2]. Подростки могут, например, то утверждать, что пьют крайне мало и редко,или, напротив, с гонором преподносить утяжеленный, явно не соответствующийдействительности анамнез. Но общая направленность «системы самооправдания»остается такой же, как и при взрослых формах: трезвость представляется чуждой инеполноценной, тогда как употребление вина (а на деле — его злоупотребление) —нормальным и естественным явлением.
Как правило, раннийалкоголизм свидетельствует об изначальной психопатичности. По данным разныхавторов число случаев психопатии при алкоголизме колеблется от 25 до 52 % [4].Наиболее часто ранний алкоголизм формируется у неустойчивых и эпилептоидныхпсихопатов. У неустойчивых формирование происходит медленно — как следствиерегулярных выпивок, часто в асоциальных компаниях. Параллельно алкоголизациипроисходит нарастание делинквентности. При эпилептоидной психопатии путь иной:после тяжелых первых опьянений с агрессией и аутоагрессией может пробудитьсякомпульсивное влечение пить «до отключки». Это одно из проявлений нарушениявлечений при эпилептоидной психопатии. Эпилептоидные психопаты легко переходятк алкоголизации в одиночку. Деньги при этом вымогают у близких и сверстников. Сдругой стороны, при психастенической и сенсетивной психопатии раняяалкоголизация встречается крайне редко [4].
В исследовании В.А.Гурьевой и В.Я. Гиндикина [4] указывается, что наиболее подверженными развитиюранней алкоголизацией оказались возбудимые (эпилептоидные) психопаты — около40% психопатических личностей, страдающих бытовым пьянством, далее шлиистерические и неустойчивые (по 18,4%), мозаичные (14,5%). Реже всеговстречались шизоидные, психастеники и тормозные. При трансформации раннейалкоголизации в алкоголизм обнаружена достоверная большая частота неустойчивыхпсихопатов (42,8% от общего числа неустойчивых психопатических личностей против22,5% с остальными типами психопатий).
Кроме психопатий,злокачественное течение алкоголизма отмечается у умственно отсталых подростков,подростков с резидуально-органической мозговой недостаточностью, у подростков счерепно-мозговыми травмами [4].
 

 
Списокиспользованной литературы
 
1. Березин С. В., Лисецкий К. С…Психологияранней наркомании. М., 2000
2. Братусь Б. С.Аномалии личности.— М.: Мысль, 1988. С. 258-268
3. Бухановский А. О. и др. Общая психопатология: Пособиедля врачей / А. О. Бухановский, Ю. А. Кутявин, М. Е. Литвак. — 3-е изд.,перераб. и доп. — Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003. 296-298
4. Егоров А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в молодежнойсреде: проблемы и перспективы. //http://www.medline.ru/public/art/tom2/art51.phtml
5. Егоров А.Ю. Современные особенностираннего алкоголизма// www.narcom.ru/cabinet/online/37.html6. КомерР. Основы патопсихологии. 2000. С. 294-298


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.