1. КультураБританской империи в XVIIвеке
XVII век стал для Англии временем важных общественно-политическихперемен. Буржуазная революция и гражданские войны 1642-1646 гг. и 1648 г.завершились падением монархии и установлением республики. К власти пришлисторонники пуританства — одного из направлений протестантизма. Проведённые имиреформы затронули не только социальную, но и культурную жизнь страны. Пуританеотвергали церковную музыку, созданную в предшествующие столетия: они сжигалиноты, разрушали органы, скрипка была объявлена инструментом греховным.
Светское искусство, особенно театр, считалось греховной роскошью. В 1660г. произошла реставрация (восстановление) монархии: на трон взошёл Карл IIСтюарт. Художественная жизнь сосредоточилась (как и в других государствах в тотпериод) вокруг королевского двора. Карл II, вернувшись на родину из французскойэмиграции, стремился подражать Людовику XIV. Возобновилась деятельностьКоролевской капеллы; при английском дворе давала представления итальянскаяоперная труппа, выступали известные певцы и инструменталисты. Английскиемузыканты вновь получили возможность знакомиться с достижениями итальянских ифранцузских мастеров.
Ни один из европейских стилей не существовал вискусстве Англии XVII в. в чистом виде, поскольку все они пришли на английскуюпочву гораздо позже, чем в другие страны. Поэтому, например, черты барокко иклассицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего илидаже в одной постройке. Для английского искусства характерны большое внимание кэмоциональной жизни человека, постоянный поиск средств, которые могли бывыразить сложный и изменчивый мир чувств и ощущений. Всё это нашло блестящеевоплощение в портретной живописи. Другая, не менее важная черта английскойхудожественной культуры — обострённое внимание к проблемам этики и морали. АнглийскоеПросвещение, сложившееся на рубеже XVII-XVIII вв., буквально пронизано идеейнравственного воспитания личности. Одним из ведущих в живописи стал бытовойжанр, приобретший яркую сатирическую окраску.
В XVII столетии Англия наряду с Францией являласьодним из крупнейших центров европейской архитектуры. Она не только догнала всвоём развитии остальные европейские державы, но и сама начала давать образцыдля построек в других странах. XVII в. стал для английской архитектуры эпохойученичества
В истории английского зодчества XVII в. невозможновыделить чётко ограниченные периоды. Различные архитектурные стили инаправления существовали подчас одновременно.
В начале XVII в. в английской архитектуре произошлибольшие изменения, связанные с именем Иниго Джонса, крупнейшего мастера тоговремени. Он привнёс в неё дух классики: его работы выполнены под влияниемвыдающегося итальянского зодчего эпохи Возрождения Андреа Палладио.
С 1615 по 1642 г. Джонс был придворным архитектороманглийских королей. Он делал декорации к театральным представлениям, а такжепроектировал королевские дворцы. Первым среди них был загородный дом королевыАнны (супруги короля Якова I) — Куинзхаус в Гринвиче, пригороде Лондона (1616-1635гг.). Двухэтажный Куинзхаус представляет собой монолитный куб, совершенно белыйи почти без архитектурных украшений. В центре паркового фасада расположеналоджия. В этой постройке Джонс придал манере Палладио чисто английскуюхолодность, геометризм и строгость.
Следующая работа архитектора — Банкетингхаус в Лондоне(1619-1622 гг.). Его двухэтажный фасад почти весь покрыт архитектурнымубранством. В интерьере двухъярусная колоннада воспроизводит облик античногохрама. Позднее, уже в 30е гг. XVII в., Джонс создал проект нового дворца Уайтхолл, частью которого должен был стать Банкетингхаус. Однако этот проект былстоль грандиозен, что так и остался неосуществлённым. Постройки Джонса отражаливкусы английского двора того времени, однако большинство архитекторов вплоть доконца XVII в. продолжали строить дворцы и усадьбы всё ещё в традицияхсредневековой Англии. И лишь в начале XVIII столетия творчество Джонса былозаново открыто поклонниками Палладио, а его работы стали образцами для построеканглийского палладианства.
Новый этап в истории английской архитектуры начался вовторой половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена,вероятно наиболее выдающегося английского зодчего. Рен был учёным, занималсяанатомией, физикой, астрономией и математикой; только в 60е гг. он обратился кархитектуре.
В 1665 г. Рен предпринял путешествие в Париж, чтобыизучать по стройки современных французских архитекторов. Особенно егозаинтересовали купольные храмы в Париже и его пригородах (в Англии тогда небыло ни одной церкви с куполом). Поездка во Францию — единственное в биографииархитектора путешествие за границу — оказала большое влияние на всё его последующее творчество.
В сентябре 1666 г. Лондон был охвачен огромнымпожаром, который уничтожил старый собор Святого Павла, восемьдесят семь церквейи свыше тринадцати тысяч домов. Современники говорили: «Лондон был, но егобольше нет».
Спустя три года после пожара Рена назначиликоролевским архитектором. Он возглавил работы по перестройке города и посвятилим почти всю жизнь. Венцом этих работ стало новое здание собора Святого Павла — главный шедевр Рена. Кроме того, в 1670-1686 гг. по его проектам были построеныновые кирпичные дома и пятьдесят две церкви (конечно, Рен работал не один, а сцелой командой помощников).
Никто тогда не знал, как должна выглядеть англиканскаяцерковь: ведь сгоревшие храмы строились ещё в Средние века. Теперь нужно былоспроектировать здания специально для англиканского богослужения. Всеотводившиеся под них участки были неправильной формы, поэтому каждая вновьпостроенная церковь имела свой особый план. Однако все церкви объединял одинглавный мотив — колокольни, высоко поднимавшиеся над городом.
Последнее крупное сооружение архитектора — королевскийгоспиталь в Гринвиче, возведённый Реном в 1696-1716 гг. недалеко от КуинзхаусаИниго Джонса. Госпиталь состоит из двух симметричных корпусов, над которымивозвышаются башни с куполами. Колоннадами из сдвоенных колонн корпуса выходятна разделяющую их небольшую площадь. Эти колоннады образуют очень эффектнуюперспективу, заканчивающуюся Куинзхаусом.
Английский классический ландшафт — это яркоестилистическое направление в садово-парковом искусстве, зародившееся в Англии вконце XVII века. По сути — это пейзажный парк со свободной планировкой, будтобы созданный самой природой. Его появление можно связывать и с охватившимАнглию духом либерализма, и с мировоззрением Нового времени, согласно которомуприрода и «естественный человек» стали главными ориентирами в жизни. Большое влияние нанепосредственное формирование отдельных садовых уголков и парковых «картинок»оказала получившая тогда развитие пейзажная живопись. Произведения знаменитогоанглийского художника Томаса Гейнсборо своеобразно запечатлели сложившийся вАнглии в XVIII веке стиль сентиментализм.
2. Художественная культура Российской империи в первойполовине XIXвека
В истории тысячелетней культуры с “пяти Россий” (Н.Бердяев) — от Киевской Руси до императорской России ХIХ век занимает особоеместо. Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, которыйсправедливо может считаться великим российским Ренессансом. ХIХ век уникаленпрежде всего своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости,человеческого братства и всемирного счастья.
В начале XIX в. глубокие сдвиги в общественной жизни России способствовали вызреванию новых течений в живописи, скульптуре и архитектуре. Под влиянием общественного и патриотического подъема новое содержание и плодотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм.
В стилезрелого классицизма с его мощными, сильными имонументально-простыми формами строятся лучшие общественные,административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов; обширными ансамблями украшаются главные города России.
Классицизм — европейское культурно-эстетическоетечение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское)искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе векклассицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не былоклассицизма, зато в живописи и, особенно в архитектуре он оставил подлинныешедевры.
Постройки в стиле классицизма отличаются ясностью,уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главнымизаконами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общаягармония частей и целого. Парадный вход в здание располагался в центре иоформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами ифронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонныбыли белыми, стены — желтыми.
Еще в середине XVIII в. Петербург был городомодиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был во многом похожна старую Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавшихего проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургскийклассицизм — это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов иансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.
Работа по упорядочению центра Петербурга началась свозведения здания Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова. Вгромадном здании архитектор выделил центральную башню. Ее динамичныйвертикальный ритм как бы отталкивается от массивного кубического основания,переходит в меньший куб с легкой колоннадой, и затем стремительно взлетаетзолоченая игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмиралтейства задалтон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал его символом.
Принципиальное значение имело возведение в начале XIXв. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Зеркало Невы объединилосистему Петропавловекая крепость — стрелка Васильевского острова — Дворцоваянабережная. Объем здания Биржи сравнительно невелик, но мощь его архитектурныхформ в сочетании с ростральными колоннами позволила ему уверенно противостоятьобширному пространству водной глади. Тема господства над водной стихией быларазвита и в дополняющей ансамбль монументальной скульптуре.
В 40-50-е годы XIX в. Невский проспект украсилибронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта “Укротители коней”, установленныена устоях Аничкова моста через Фонтанку.
Старый Петербург, оставленный нам в наследствоРастрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси, другими русскими ииностранными архитекторами,— это шедевр мирового зодчества. Бережное егосохранение для детей и внуков — святая обязанность каждого нового поколенияграждан России.
Московский классицизм был характерен отдельнымизданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли наизогнутых улицах с наслоениями разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломилтрадиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки. Впалитру этого разностилья классицизм внес свои яркие краски.
После пожара в Москве были возведены такие выдающиесяпо красоте здания, как Большой театр, Манеж, Опекунский совет на Солянке. НаКрасной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому.
В целом, однако, московский классицизм не отличалсятакой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы былихарактерны небольшие особняки усадебного типа. Один из лучших московскихособняков классического стиля — дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музейЛ.Н.Толстого).
Провинциальный классицизм в целом был ближе кмосковскому. В провинции выдвинулся ряд крупных архитекторов. Так, например, ученикВоронихина М. П. Коринфский, уроженец Арзамаса, строил в Нижнем Новгороде,Казани, Симбирске и в своем родном городе.
В 30-е гг. XIX в. классицизм вступил в пору кризиса.Современников стало угнетать однообразие зданий с колоннами. Творческая мысль архитекторовостановилась на принципе “умного выбора”. Считалось, что здание должно бытьпостроено в том стиле, который более отвечает его назначению. В конечном жеитоге все определялось желанием заказчика и вкусом архитектора. Помещики началистроить свои усадьбы в стиле средневековой готики. В городах появилисьаристократические особняки в стиле необарокко (нового барокко).
Большим совершенством отличаются изделиядекоративно-прикладного искусства этого времени, отмеченные классической ясностьюи простотой форм. Мебель, произведения из чугуна и бронзы, керамика, резьба подереву способствуют богатству и привлекательности внутреннего и внешнегоубранства зданий, участвуя в общем создании стиля зрелого классицизма.
Развитие живописи и графики в начале Х1Хв. определялосьреалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненнымнаблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства кдействительности. Сломав старые, условные и ограниченные рамки художественноготворчества, установленные классицистической эстетикой, живописцы и графикиэтого времени подходят к более свободному и широкому, порой окрашенномудушевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека.
Списоклитературы
1. ИсторияЕвропы. Т.4. – М.: Наука, 1993.
2. Липская М. За зелеными кулисами //Архидея. — 2002. — №1. C. 55-59
3. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры.- М., 1993