Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Беларуси в конце XVI-XVIII вв.

Тема 23.Культура Беларуси в конце XVI-XVIII столетиях

1. Система образования и развитие литературных жанровна Беларуси: историко-мемуарного, полемического, сатирического
В ХVI-XVIII ст. образование на Беларусиразвивалось в условиях борьбы между православием, католичеством и реформаторскимдвижением. При поддержке властей иезуиты открывали школы, которыеспособствовали укреплению позиций католической церкви и уничтожениюреформаторского движения в ВКЛ. В 1579 г. Они основали Виленскую академию –первое в ВКЛ высшее учебное заведение. Первым ректором академии былидеолог-котрреформист Пётр Скарга. Среди её наиболее известных выпускников — Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Альберт Каялович.
В наиболее значительныхгородах Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке,Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) иезуиты открыли свои коллегиумы –учебные заведения средней ступени, которые имели антипротестантский, а затем иантиправославный характер. В коллегиумах преподавались грамматика, риторика,этика, богословие, физика, математика. Кроме иезуитов, свои школы сталиоткрывать бернардинцы, францисканцы и другие католические монашеские ордены.
Ответом православнойцеркви на католическую экспансию в последней трети ХVI ст. было открытие братских школв Вильно, Бресте, Могилёве, Шклове и др. городах. В них преподавалисьграмматика, риторика, математика, география, астрономия, языки: белорусский,польский, греческий, латинский. Преподавателями братских школ трудилисьизвестные педагоги: Василий Тяпинский, братья Зизании, Милетий Смотрицкий,Леонтий Карпович.
После заключенияБрестской церковной унии 1596г. Начали открываться униатские школы. Первыетакие школы возникли в Барунах, Жировичах, Минске, Новогрудке. В них училисьпредставители разных вероисповеданий, в основном, шляхетского происхождения идети духовенства. В годы Северной войны значительное количество униатских школбыло уничтожено.
Если говорить о культуре XVI-XVIII столетий в целом, то можно сказать, что на неёоказали огромное значение идеи таких направлений общественно-политическоймысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.
Представителемренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель ФранцискСкорина (около 1490 — около 1551 гг.). В центре его внимания была проблемаобщества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира,совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуситипографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».
ТрадицииФ. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 — 1533гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором спатриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа роднойстраны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейскихнародов, осуждаются войны, междоусобицы.
Крупнымвкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 — 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Обоправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».
ВзглядыС. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен — умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языкахЕвангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой одуховной и материальной поддержке белорусской культуры.
XVIIIстолетие – это эпоха Просвещения. Интеллектуальная элита европейских странсчитала, что приближается «царство разума», эпоха свободы, равенства,гражданской справедливости.
Наиболеезначительным результатом влияние Просвещения на Речь Посполитую была школьнаяреформа, осуществлённая Образовательной комиссией – организацией по руководствународным просвещением, основанной сеймом 1773-1775 гг. Это была первая подобнаяорганизация в Европе. Первым её руководителем был И.Масальский.
Образовательнаякомиссия осуществила реформу школ и университетов в духе идей Просвещения.Проведению реформы способствовал и роспуск в 1773 году папой римским орденаиезуитов, в руках которого на протяжении ХVII-XVIII стст.Фактически находилась монополия на образование в Речи Посполитой. Школы иимущество ордена были переданы Образовательной комиссии.
В1783 г. Комиссия утвердила устав для академий и школ Речи Посполитой. Ейподчинялась Главная школа Великого Княжества Литовского (так с 1781 г.называлась Виленская иезуитская академия), которая являлась высшей ступенью иглавным научным центром в княжестве. Её ректором комиссия назначила белорусскогоматематика и астронома Мартина Почобута-Одленицкого, который занимал этот постоколо 20 лет, провёл в школе реформу и придал ей почти светский характер.
Среднююступень образования составляли окружные и подокружные школы. На территориицентральной и западной Беларуси (восточная уже была в составе России) такиешколы комиссия открыла в Бресте, Гродно, Новогрудке, Жировичах, Пинске,Барунах, Волковыске, Поставах, Бобруйске, Мозыре, Минске, Несвиже, Слуцке,Лиде, Щучине.
Нижнейступенью образования должны были стать местечковые и городские училища.
Результатомреформы было увеличение численности начальных и средних школ на Беларуси,приобретением образованием всё более светского характера.
Вначале XIX века на Беларусисуществовало около 130 начальных, 33 средних и неполных средних школы,значительное количество еврейских религиозных школ, около 40 школ различныхкатолических орденов. Школьное образование было доступным детям шляхты,духовенства, зажиточных горожан.
ИдеалыПросвещения повлияли на общественные настроения в Речи Посполитой, что привелок реформам и принятию Конституции 3 мая 1791г. Однако интервенция соседнихстран и внутренняя реакция части магнатства привели к поражению революционногодвижения и разделу государства.
Развитиебелорусской литературы в период XVI –XVIII вв. происходило в сложныхисторических условиях. Усиление социального и национального угнетениябелорусского народа, разорительные войны, дальнейшее наступлениеКонтрреформации и другие факторы вызвали упадок белорусской культуры изначительно задержали общий прогресс страны. Активизировались консервативныесилы, в первую очередь церковь, которая пыталась восстановить своепошатнувшееся господствующее положение в духовной жизни общества. Вновь повеялодухом Средневековья с его религиозным фанатизмом.
Развитиебелорусской литературы в это время осложнялось и тормозилось также общимкризисом средневековой системы древней белорусской литературы. Ее последнимзначительным взлетом была литература полемическая, упадок которой наметился в30-е годы XVII в. Практически уже исчерпала себя полемика междусторонниками и противниками унии. По характеру своего содержания полемическаялитература отстала от жизни, потеряла свою злободневность и, естественно, немогла удовлетворять духовные запросы времени. Не случайно попытка возобновитьполемику и возродить полемическую литературу, предпринятая в 40-е годынекоторыми церковными писателями, например К. Саковичем, потерпела неудачу.
Последнимпредставителем большой плеяды писателей-полемистов был в Белоруссии АфанасийФилиппович (1597—1648). Как общественный деятель и как писатель А. Филипповичсформировался в духе традиций полемической литературы и братского движения. Ончувствовал глубокую духовную связь со своими предшественниками, борцами противунии, и считал себя непосредственным продолжателем их правого дела. Решительныйи энергичный в поступках, непреклонный и бескомпромиссный в идейных убеждениях,А. Филиппович боролся против кровавого насаждения в Белоруссии и на Украине«проклятой» унии и даже ходил к московскому царю просить заступничества заправославную веру.
В историюбелорусской литературы А. Филиппович вошел как автор «Диариуша» (дневника),представляющего собой своеобразное соединение полемической антиуниатскойпублицистики с автобиографическим повествованием. «Диариуш» находится еще врусле полемической литературы, однако в жанровом отношении он во многом близокк произведениям историко-мемуарного характера, в которых рассказ о событияхобычно связан с фактами личной биографии автора или преимущественноосновывается на его личных впечатлениях. В отличие от писателей-полемистовконца XVI — начала XVII в. А. Филиппович почти совсем не касаетсядогматических вопросов богословия. Направляя свой обличительный пафос противгосподствующих верхов Речи Посполитой, он основное внимание сосредоточивает нараскрытии бесправного положения белорусского и украинского народов, на описанииистории их борьбы за традиционную веру.
С болеешироких и передовых позиций выступал автор сатирических произведений «РечьМелешки» (вторая четверть XVII в.) и «Послание к Обуховичу» (1655). «РечьМелешки» написана в форме выступления на варшавском сейме реальносуществовавшего Яна Мелешки, бывшего в 1615—1622 гг. смоленскимкаштеляном, и является литературной мистификацией. Произведение направленопротив засилия в Белоруссии иностранцев (поляков, немцев), которые чувствовалисебя здесь полновластными хозяевами. Сознательно выдавая себя за человека,малосведущего в вопросах большой политики, прикидываясь этаким простаком, авторумело и остроумно пародирует их нравы и этикет, едко, с присущим емуострословием высмеивает слепое преклонение перед всем иностранным, свойственноебелорусской шляхте, которая отреклась от своих национальных традиций и обычаев.Он смело обвиняет правящие верхи Польши в захватнической, колониальной политикена белорусских и украинских землях и подвергает беспощадному осуждениюантинародную, верноподданническую позицию местных феодалов. Спасение своейродины писатель видит в изгнании всех иностранцев, «што до нас влезли противкоправу нашему».
«РечьМелешки» и близкое по своей идейной направленности, образно-стилистическомустрою «Послание к Обуховичу» были значительным шагом вперед в развитиибелорусской литературы по пути усиления критического направления и дальнейшейдемократизации, что проявилось не только в народном взгляде их авторов нанекоторые важнейшие проблемы общественно-политической жизни страны, но и вшироком использовании народной фразеологии, юмора, сатиры. Более того, если во второйполовине XVI — начале XVII в. наблюдается процесс олитературиванияисторических, деловых записей, то здесь мы имеем дело с явлением иного рода:перед нами литературное произведение — продукт художественного творчества,умышленно выдаваемое автором за служебную речь или деловое послание. «РечьМелешки» и «Послание к Обуховичу» следует рассматривать как явления этапные вистории старой белорусской литературы.
Настоящийрасцвет переживает в XVII в. в Белоруссии историко-мемуарный жанр,вызванный к жизни ростом индивидуального самосознания, усилением личностногоначала в литературе. Десятки людей, преимущественно представители шляхты, пишутдневники, мемуары, путевые заметки. События русско-польской войны началаXVII в. нашли отражение в «диариушах» Я. Сапеги, И. Будиллы, С. Маскевича;эпохе национально-освободительной войны белорусского и украинского народов(середина XVII в.) посвящены воспоминания Б. Маскевича, Ф. и М. Обуховичей;описание своих путешествий по разным странам оставили А. Каменский-Длужик (поСибири) и Я. Цедровский (по Западной Европе); яркие картины жизни, быта инравов белорусской шляхты второй половины XVII в. нарисованы в мемуарах К. Завишии С. Незабитовского. Разнообразные по содержанию и литературно-художественномууровню, эти произведения в целом воссоздают пеструю картину своего времени,построенную из отдельных историй жизни конкретных личностей.
2. Становление художественного стиля барокко вархитектуре Беларуси
Основнойстиль белорусской художественной культуры XVII-XVIII вв. — барокко — раскрылсяв двух разновидностях: восточнославянской (сформировалась на основе синтезаместной культуры и западноевропейских влияний) и западноевропейской, носителямикоторой в Беларуси были католические и униатские ордены. Оба направления самобытнопроявились в архитектуре. В XVII в. в Беларуси началось интенсивное развитиесветской философии, школьного образования, книгопечатания, театральногоискусства, книжной графики и портретной живописи, деревянной скульптуры внародном стиле, церковной и светской поэзии, музыки.
Впоследней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляетсяпервое сооружение в стиле барокко — костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.),повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италииархитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементамиготики и ренессанса.
Обострениерелигиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество междууниатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства киспользованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу ихс местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв.сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусскогобарокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.
Впериод раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовыхзданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднегобарокко (вторая половина XVII — 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов,введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним изкультовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор вВитебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивырококо./> Архитектурно-художественная система позднего барокко вмонументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которогосоставляли белорусские земли) получила в искусствоведении название «виленскогобарокко». Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооруженияхуниатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 — 1760 гг., построен нафундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви имонастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 — 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 — 1754 гг.),Толочине Витебской области (1769 — 1779 гг.), Богоявленская иКрестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области(1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.
Православныехрамы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом каккаменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые икомпозиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типоммонументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с нимистроились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее раннейиз этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь вМинске, построенная в 1612 г.
Большуюгруппу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиесяпреимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове(начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.),Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенноразвито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкогорайона, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, ВолпеВолковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области,Наровле Гомельской области и другие).
Основнымстроительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX в.было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества,начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшиев каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве Пружанскогорайона Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились двеосновные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранениемместных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетическихконцепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве былболее сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление,но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменнойи деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которыеопределяли официальное культовое искусство своего времени.
Замковое(крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный путь развития. На белорусскойземле понятие «замок» не всегда имело одинаковое значение. В городахзамком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью ислужившее для защиты жителей от неприятеля. Замками также называли все видыукреплений или резиденций знатных людей. Для Беларуси наиболее точным являетсяпредставление о замках как о владельческих укреплениях феодалов XVI-XVII вв.Зачастую это были дворцово-замковые ансамбли.
Сочетаниемощной системы оборонительных укреплений (земляные валы с бастионами, глубокиервы, крепостные стены и башни) с дворцом, стоящим внутри, становится типичным взамковой архитектуре Беларуси XVI-XVII вв.
Дворцово-замковыеансамбли XVI-XVII вв. представляют большое разнообразиеархитектурно-планировочных и объемных композиций. Выдающимся произведениембелорусского зодчества является замок в Мире (Гродненская обл.) Замокрасположен на открытой и невысокой местности. С трех сторон он был окруженрвами и земляными валами с бастионами, с четвертой, южной стороны, прикрывалсяводоемом. Строительство дворцово-замкового комплекса проходило в несколькоэтапов. Первоначально были построены крепостные стены, башни. Позднее, в началеXVII в., при Николае Радзивилле Сиротке, вдоль восточной и северной стенстроится трехэтажный дворец. Стены замка вначале имели высоту около 13 м,толщина их в основании достигает 3 м. Достопримечательностью замка являютсябашни. Они возвышаются над стенами и имеют богатый разнообразный декор в видениш и орнаментальных поясов. Ныне только главная, въездная, и юго-западнаябашни сохранили изначальные характерные черты готики. Другие башни, как идворец, получили формы и декор архитектуры ренессанса. В XVII-XVIII вв. Мирскийзамок представлял собой роскошный дворцово-замковый комплекс, где удивительноудачно сочетались черты военно-фортификационного сооружения и мягкость,пышность и величественность дворцовой постройки. До наших дней замок сохранилсяв полуразрушенном состоянии, сейчас здесь ведутся реставрационные работы.
Шедевромархитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс (Минская обл.). Вего архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует омногоэтапности строительства и использовании художественных достижений разныхисторических эпох. Каменный замок на месте деревянного в Несвиже был заложен Н.Радзивиллом Сироткой в 1583 г. Его строительство на первом этапе велитальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Замок располагался в стороне отгорода, на возвышенности. Попасть сюда можно было только по разборномудеревянному мосту. Вал высотой до 20 метров и другие фортификационныеустройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость. Зазамковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующихвнутренний двор. Центральный корпус, построенный напротив въездных ворот,занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмиграннымибашнями по углам. Разобщенные корпуса в последующие годы перестраивались иобъединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор. В1706 г. замок был разрушен шведами. Восстановлен и перестроен в стиле бароккоархитектором Казимиром Ждановичем после 1726 г. На протяжении XVIII в. замокдостраивался и перестраивался.
Несвижскийзамок, резиденция местных Радзивиллов, в свое время являлся и богатымкультурным центром, средоточием средневекового искусства. Здесь размещаласьбиблиотека на 20 тысяч томов, где хранились также редкие рукописи истаропечатные издания, портретная и картинная галереи, насчитывавшие болеетысячи полотен, богатая коллекция европейского, арабского, японского икитайского оружия, а также знаменитые слуцкие пояса, кореличские и несвижскиешпалеры, большая коллекция монет и медалей, роскошная мебель и др.
Вначале XVII в. в Любче (Гродненская обл.) на берегу Немана построен дворцово-замковыйкомплекс Радзивиллов. С трех сторон его территорию окружал оборонительный ров,с четвертой — воды реки. Согласно документам XVII в. в Любчанском замке былочетыре башни (сохранились две), дворец (не сохранился). В главной башне,въездной, лишь верхний из четырех этажей был приспособлен к обороне и имелбойницы. Остальные этажи с просторными окнами использовались под жилье ивспомогательные помещения. Только через арку въезда в башне можно было попастьво внутренний двор. Такой прием замкнутой пространственной композиции былтипичным для многих дворцово-замковых ансамблей XVI-XVII вв.
ВXVIII в. в Беларуси формируется новый тип дворцового здания в виде открытойкомпозиции, увязанной с окружающей природой. Обычно дворец располагался междупарадным двором и большим садом-парком. От въездных ворот главную осьархитектурной композиции всего дворцового комплекса продолжала обсаженнаядеревьями дорога, а со стороны парка — широкая аллея. При создании пышныхмагнатских резиденций зодчие того времени использовалихудожественно-композиционные средства архитектуры позднего барокко или рококо.Во 2-й половине XVIII в. в дворцовом строительстве на смену барокко приходитклассицизм, который окончательно утвердился в конце столетия.
3. Монументальная и станковая живопись, иконописныешколы XVI– XVIIIст.
Встанковой и монументальной живописи конца XVI– XVIII ст.столетий наблюдается переплетение разных черт: готики, ренессанса, маньеризма ибарокко.
Дляживописи начиная с XVIIв. характерноразвитие церковных монументально-декоративных росписей. Достигается большоесинтетическое единство росписей с архитектурой (церковь Петропавловскогомонастыря в Минске, в которой, в отличие от католических костелов, живописьпокрывает и стены и столбы). Особенностью стиля этих росписей является связь страдициями и приемами народного искусства. В XVIIIв.декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптуройэлементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIIIв. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резныеиконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом.Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минскеработы резчика Казимира Круповича).
Иконописьв это время также переживает значительные изменения. Православные, чтобыотмежеваться то униатства обращаются к старовизантийскому письму. Одновременнопроявляется стремление дать психологическую характеристику библейскимперсонажам («Троица старозаветная» из д.Достоево Брестской области, 1-яполовина XVII века). Фоны икон этогопериода богато украшались орнаментом. Многие иконы писались с местнымиособенностями. Зачастую иконы напоминали жанровые сцены, в них появляетсяпейзаж, изображения животных, интерьер. С середины XVIIвека в Беларуси формируется несколько иконописных школ: брестская, могилёвская,витебская, гродненская, истоки которых лежат в общественно-политическом,экономическом и конфессиональном развитии этих территорий.
Встанковой живописи XVII века важноеместо занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный,репрезентативный, рыцарский, погребальный. Дальнейшее развитие получилсарматский (парадный) портрет. Крупные магнаты, шляхта хотели видеть всюгалерею родственников. Чем древнее был род, тем почётнее. Иногда художникамзаказывали портреты несуществующих знатных предков.
Впортрете XVII века важную рольиграла не только написанная особа, но и обстановка вокруг, которая иногда имеласимволический или аллегорический смысл. Портреты писали как местные, так ииностранные живописцы, которых было достаточно в Речи Посполитой.
Сарматскийпортрет мало изменился, т.к. он подчинялся строгим канонам: фигура должнаизображаться в рост, реже – погрудно или поколенно, в парадной одежде сатрибутами власти, под изображением помещалась длинная подпись («ПортретГризельды Сапеги», «Портрет Елизаветы Радзивилл», «Портрет КшиштофаВеселовского»). Авторы большинства портретов нам не известны. И всё-такинесколько имён художников того времени мы знаем: Бартоломей Стробель, ИоганнШрётер.
Высокогохудожественного уровня достигает живопись XVIIIв. Преобладающим остаётся стиль барокко, влияние рококо и классицизма былонезначительным.
Монументальнаяроспись преобладала при оформлении костёлов, униатских и православных храмов.Роспись храмовв XVIII веке неподчинялась строгим канонам, как ранее, библейский сюжет трактовался вольно,включались и исторические сцены (росписи Кармелитского костёла в Мстиславле,росписи Кармелитского костёла св. Станислава в Могилёве. По барочномусимволичны с многочисленным количеством символических фигур росписи иезуисткогокостёла Божьего Тела в Несвиже). Эти росписи занимают почётное место в историибелорусской культуры.
Иконописьявлялась средством борьбы за сохранение национальной культуры православных.Поэтому иконы писались на старинный манер: плоскостное письмо, упрощённыефигуры ит.д., но добавляются бытовые предметы, которые превращают икону впроизведение народно-примитивного смысла.
Белорусскийпортрет XVIII века продолжалразвиваться в рамках сарматского портрета, который к тому времени смотрелся какархаизм.
Приглашённыемагнатами западноевропейские живописцы писали заказные портреты парадного типа.К ним относятся знаменитый портрет Михаила Казимира Огинского – высокообразованногочеловека, мецената, музыканта, знатока искусства, основателя оперного театра вСлониме. Огинский показан в полный рост, в довольно театральной позе, в яркомкафтане, выделяющемся на тёмном фоне, при ордене Белого орла. Это парадноеизображение представляет нам волевого и уверенного человека.
4. Усиление полонизации на белорусских землях.Общественно-политическая мысль и её представители: К. Лыщинский, И. Каниевич,С. Полоцкий
Всоответствии с Люблинской унией 1569 года Польское Королевство и Великоекняжество Литовское объединялись в одно государство — Речь Посполитую. Единогогосударя предполагалось избирать на общем сейме, провозглашая его КоролемПольским, Великим князем Литовским, Русским, Прусским, Мазовецким, Жемойтским,Киевским, Волынским, Подляшским и Инфлянтским. Отдельное избрание Великогокнязя Литовского прекращалось. Права поляков в княжестве и жителей княжества вПольше уравнивались. Для обсуждения общегосударственных дел предусматривалисьобщие сеймы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но егогосударственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско,судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части РечиПосполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. — государственныеязыки. В княжестве таковым был белорусский.
Врезультате Люблинской унии Польша получила большие возможности для проведениявеликодержавной политики в отношении населения Великого княжества. ПолитикаРечи Посполитой по насаждению на белорусских землях католицизма и проведениюполонизации дополнили дифференциацию белорусского общества этнорелигиознойдезинтеграцией. Полонизаторские процессы привели к отрыву от белорусскойэтнической общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили процессформирования и развития единого народа. Противодействовать этим явлениям былотрудно. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польскихпредставителей. В сейме, где из ста восьмидесяти послов только сорок шестьприходилось на Великое княжество, из них на белорусские поветы — тридцатьчетыре.
Нарядус политическими ограничениями белорусская шляхта почувствовала и экономическиеограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединенык Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретенияимений в княжестве. Все это явилось основой сепаратистских и даже антипольскихнастроений в Беларуси в 70 — 90 гг. XVI в. Было немало сторонников разрывасоюза с Польшей, которые вели борьбу за независимость своего государства. Вэтот период регулярно созывало свои сеймы ВКЛ. В 1581 г. была создан высшаяинстанция — Трибунал, а принятие в 1588 г. своего свода законов — Статута — посуществу сводило на нет некоторые положения Люблинской унии.
Вовторой половине XVII — XVIII вв. условия для развития белорусской национальнойкультуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточныхземель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного игосударственного делопроизводства, а в конце XVII в. его использование какофициального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г.все переводилось на польский язык. С XVII в. книги печатались на польском,французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках.Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретилпереходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте,священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.
Интеллектуальнаяжизнь во второй половине XVII — начале XVIII вв. характеризовалась как быдвижением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации,снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которыхразвилась культура Беларуси, определили ее особенность — полилингвистическийхарактер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественнонародная культура — культура крестьянства, городских низов, части шляхты идуховенства.
Школьноеобразование до середины XVIII в. концентрировалось, в основном, в рукахмонашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращенадеятельность братских и протестантских школ. Преподавание велось на латинскомязыке, предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика,арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центрами образования были ВиленскаяИезуитская академия и Полоцкая Иезуитская коллегия. В 1773 г. была созданаКомиссия по национальному образованию (Образовательная комиссия). Ее стараниямишкола приобретает светский характер.
Вобщественно-политической мысли господствовала схоластика. Однако широкуюизвестность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинского. Оставив Ордениезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», где утверждал, что Богне существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей.Католическое духовенство жестоко расправилось с белорусским вольнодумцем. В1689 г. К. Лыщинский был сожжен на костре, по другим источникам, король,разрешил его сперва обезглавить, а тело затем сожгли на костре и пепел развеялипо воздуху.
Вовторой половине XVIII в. на территорию Беларуси начали проникатьнаучно-философские идеи западноевропейских просветителей Ф. Вольтера, Ж.Ж.Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы,разделявшие просветительские идеи французов. Среди них К. Нарбут, Б. Дабшевич,М. Карпович, И. Каниевич. Сторонниками идей физиократов были И. Хрептович, И.Стройновский, М. Карпович и др. Широкую известность получил философ и церковныйдеятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль впознании природы.
Однимиз ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий(1629 — 1680 гг.). Существенная часть его жизни была связана с Москвой. С.Полоцкий создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион».Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателемцарских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко-латинскую академию.На становление белорусской литературы в немалой степени повлияло устноенародное творчество. Литературная жизнь Беларуси XVIII в. отличалась ещебольшими полилингвизмом, чем в предыдущую эпоху.
Полоцкомуприписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава(«Привилеи») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждениеФёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академииПолоцкого, ректору и преподавателям академии предоставлялся высший контроль поделам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанностьбороться с ересями, причём за многие преступления привилеяпредусматривала сожжение. С. Соловьёв писал о «Привилее»: «Московскаяакадемия по проекту царя Феодора — это цитадель, которую хотела устроитьдля себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иновернымЗападом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал:произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ — икостер запылает для преступника.
Вбогословском споре о времени преложения Святых Даров был поборником взгляда,впоследствии (1690) осуждённого как «хлебопоклонная ересь». Участвовал на«латинской» стороне в «разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 с ЕпифаниемСлавинецким в Крестовой палате у Патриарха Питирима в присутствии последнего ивластей. В тот период спор имел чисто богословский характер;общественно-политической звучание он приобрёл значительно позже, уже по смертиСимеона.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :