МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
ПОКУЛЬТУРОЛОГИИНАТЕМУ: Культуракак результат человеческой деятельности
Выполнила студентка 33 группы
Столяренко Юлия
Киев 2009
Культура как результатчеловеческой деятельности
Среди техопределений, которые главным принципом своего рассмотрения делают результатычеловеческой деятельности, есть несколько вариантов — от предельно широкого донаиболее узкого. Подчеркнем еще раз, что эта система определений в качествекультуры рассматривает только результаты человеческой деятельности. Среди нихмы выделим надприродное, аксиологическое (ценностное) и нормативное определениякультуры (см. схему 1).
/>
Схема 1
Надприродноеопределение культуры
Наиболеераспространенным является взгляд на культуру, который противопоставляет ееприроде. Такой тип определения культуры называют надприродным. Всистеме надприродного определения культура -все, что создано человеком, всясистема материальных и духовных явлений. В этом предельно широком определении сохраняетсяантичный взгляд на культуру, в нем противопоставлены не только природа икультура, но и естественное и искусственное, и культура вбирает в себя толькоискусственное, созданное людьми.
Однако такоеопределение несет в себе и противоречия. В самом деле, все ли деяния рукчеловеческих одинаковы? Все ли они существуют на благо человечества в целом,общества, отдельного человека? Люди с самых давних времен пытались понять, вчем их отличие от природы, от дикого состояния, чем они могут достигнуть тойступени, которую и предполагали для себя: ступени высшего существа в мире. Иименно в отличии от дикой, природной жизни человечество увидело свое величие,оно и стало пониматься как культура.
Человек давновошел в противостояние “природа — общество”. В процессе этого противостояниячеловечество, казалось, боролось само с собой: строило величественные храмы ипирамиды, создавало сладкозвучные стихи и прекрасные полотна, познавало мир,творя мифологии, мировые религии и науку, искало пути к самосовершенствованию ибессмертию. Но оно же убивало, грабило, унижало, ненавидело инакомыслящих иинаковерующих, истощало недра планеты и губило природу, бесконечно воевало ипридумывало все новые способы уничтожения и самоуничтожения. И то, и другоевходит в представление о том, чем же человек противоположен природе. В наше времястало ясно, что вмешательство в сферу природы, ее изменение — не всегдаулучшение. Каждое вмешательство чревато самыми различными последствиями, часторазрушительными, а иногда и убийственными. Когда мы сталкиваемся сэкологическими катастрофами, многие из которых — прямой результат человеческойдеятельности, то их трудно воспринять как культуру.
Для того,чтобы понять, как соотносятся созидательные и разрушительные тенденции всистеме надприродного определения, вводятся дополнительные градации культуры,выделяются различные ее уровни. Вся система культуры предстает в подвижномразделении на высокую, примитивную, архаическую, обыденную, народную, массовуюи маргинальную культуру.
Высокаякультура — этонепревзойденные образцы человеческой деятельности, включающие в себя гениальныеоткрытия, изобретения, уникальные произведения искусства, подвиги духа,осуществленные идеалы своего времени, то, что представляет собою гордостьлюбого народа и человечества в целом. Явления высокой культуры неповторимы, номогут служить образцом для жизни и деятельности последующих поколений. Оничасто воспринимаются как определенные ступени в развитии всего общества, кактакие феномены, которые как бы фокусируют в себе достижения предыдущих поколений.Высокая культура — источник общечеловеческих ценностей и достижений, средоточиевеличия человеческого духа.
Примитивнаякультура (лат. primitivus“первый, самый ранний”) охватываетпростейшие действия, элементарные сведения о мире, опыт, который не требуетособого понимания, произведения, не несущие глубоких мыслей, простейшие уменияи навыки. Предметы, созданные примитивной культурой, основаны на первичномзнании о мире, схватывающем лишь внешнее состояние вещей. Примитивное мышлениеповерхностно, обращено к тем сторонам действительности, которые доступныпростому созерцанию. Такое мышление отмечает существование различных фактов илиих элементов, но не представляет их истинных сущностей и связей между ними илиакцентирует внимание на внешних, случайных связях.
/>
Экспозиция скульптуры Древнего Рима в ГМИИ им. А. С.Пушкина
Таковы же иорудия труда раннепервобытного периода, элементы морали и религии на заречеловеческого общества. Но как только мышление, пусть даже в очень наивнойформе, начинает фиксировать связи между явлениями действительности, представляямир как целостность, оно перестает быть примитивным. Ведь даже первобытноесознание несет в себе сложный и многоплановый взгляд на мир, особую систему знаний,где доминирует не логическое, а интуитивное, мифологическое, магическое. Поэтомупервобытная культура, скорее, принадлежит к архаическому уровню культуры, чем кпримитивному.
Примитивнаякультура существует и в современности, фиксируя элементарное, воплощая его ввещах, различных воззрениях или в искусстве. Примером такого искусства являетсярусский лубок, в котором отразились простые, доступные пониманию любогочеловека стороны мира, и сделано это людьми, не имеющими особой выучки, со всейнаивностью непосредственного взгляда на мир. Создатели лубочных изображенийпридумали для него название “простовик”, “простяк”. Рыночные торговцы лубкомвыкликали: “А вот Антипка рисовал, Степка малевал, тетка Арина коленом давила,а добрый человек покупает, горницу украшает” [114]. Или так: “Резал Иван, акрасил Селифан, рисовала Акулина, вышла картина!”
/>
Русский лубокс текстом песни
Однакопримитивную культуру нужно отличать от специального художественного приема, прикотором намеренное упрощение действительности помогает глубже раскрыть еесодержание, как это делали Поль Гоген, некоторые художники модернизма,современная русская художница Т. А. Маврина. Такие приемы в искусстве нередкость, в руках талантливого мастера они выступают как способ видения иотображения мира. Так же точно обстоит дело и с теми произведениями, авторыкоторых не были обучены тонкостям художественного ремесла, но обладали талантоми глубиной мировосприятия, как, например, французы Ван Гог, Анри Руссо илигрузинский художник Пиросманишвили (1862?—1918). Каждый из них в своихработах передал отнюдь не примитивные взгляды на мир, а психологию тех людей,чьи портреты они писали, многокрасочность, свежесть и искренность отношения кжизни.
/>
А. Руссо. Спящаяцыганка
Архаическаякультура (греч. archaios“древний”) включает в себя устаревшие,переставшие быть актуальными явления. Она сохраняет для последующих поколенийвсе, что составляло жизнь человечества в древности, и позволяет проследитьпуть, проделанный человечеством к своему современному состоянию. Архаика невсегда примитивна, но и не обязательно выступает как образец высокой культуры.В ней может присутствовать и то, и другое: не просто старинные, но устаревшиеобычаи и традиции, слова и выражения, орудия труда и быта, произведенияискусства и художественные стили, убеждения и взгляды и т.д.
Например, всказке “Конёк-горбунок” П.П. Ершова (1815— 1869) Иван говорит царю:
Дляцаревниной поимки
Надо, царь,мне две ширинки,
Шитый золотомшатёр.
Да серебряныйприбор
Весьзаморского варенья...
За этимтекстом стоят явления, давно ушедшие из культурной жизни. Ширинка — широкоеполотенце, которое ткалось из длинноволокнистого льна на специальном станке сширокой основой. Они использовались в особых случаях, для повседневного жеупотребления ткались холсты из менее качественных льнов, и основа такого станкабыла более узкой. Прибор заморского варенья — серебряный прибор,изготовленный заморскими мастерами. Без знания подобных явлений нет полнотыпонимания культуры прошлых поколений.
Архаическаякультура — фундамент, лежащий в основании любой культуры, в ней обнаруживаютсебя истоки большинства культурных феноменов современности.
Обыденнаякультура несет в себе все приметы повседневности,новые и старые, сложные и примитивные. К ней принадлежат как вещи, которые насокружают, так и формы общения, привычки и навыки ежедневной деятельности,способы организации быта, труда и отдыха, менталитет отдельного человека иобщества в целом. Обыденная культура складывается в обществе стихийно, впитываяв себя все наиболее устоявшееся, практически необходимое для человека, внекотором смысле она представляет собой образ жизни того или иного человека,социального слоя, общества в целом.
Всеупомянутые выше уровни культуры концентрирует в себе народнаякультура.Не вдаваясь в глубокий анализ этого сложного явления, отметим только, что она —носитель традиций, вырабатывавшихся на протяжении многих веков, если нетысячелетий. В обществе практически нет сферы, которая различными связями неуходила бы в глубь народной культуры, народного сознания. Она включает в себявсе способы практической деятельности народа, отношения с природой, умение,навыки, привычки и взгляды. Здесь и нормы языка, его лексика, грамматика, егообразные выражения; это пословицы и поговорки, в которых заключен кладезьнародной мудрости, приметы и наблюдения за природой; это особенности различныхформ в искусстве, орнамент и традиции одежды, обычаи, нормы поведения и многоедругое. Народная культура при всей своей стихийности отбирает и сосредоточиваетв себе только то, что представляет ценность для народного самосознания и образажизни, мало меняясь с течением времени. В ней чаще всего невозможно выделитьконкретных авторов, есть только интерпретаторы. При этом народная культураоказывает самое непосредственное влияние на все другие уровни, формы и видыкультуры общества в целом.
/>
Лидер ансамбля “Роллинг стоунз” Майкл Джаггер
Массоваякультура — порождение двух взаимосвязанных и взаимообусловленныхобстоятельств, сложившихся еще в прошлом веке: развития техники и все болееусиливающегося отчуждения. Развитие техники привело к тому, что сначала человекоказался отчужденным от результатов собственного труда: он участвовал в ихсоздании лишь частично, выполняя одну какую-либо операцию. Для такой работы нетребовалось никаких особых знаний, работы мышления, сложных отношений с другимилюдьми. Человек в системе производства стал требоваться только в одном качестве— в качестве функции (лат. functio“исполнение,осуществление”), но не личности. Уже в начале века Ортега-и-Гасет говорит отом, что огромные массы людей не несут ни за что ответственности, превращаясь внечто среднее. “Масса это средний человек… Это совместное качество, ничейноеи отчуждаемое, это человек в той мере, в какой он не отличается от остальных иповторяет общий тип” [228, с. 309].
В отличие отобыденной и народной, массовая культура не складывается стихийно, а создаетсяцеленаправленно профессионалами, выполняющими определенный социальный заказ.Этот заказ должен удовлетворить усредненную элементарную частицу массы,человека толпы. Все реалии массовой культуры предлагаются как товар, который всостоянии иметь практически любой человек, не тратя при этом душевных усилий.За определенную плату можно получить суррогат любви, радости, оптимизма,веселья, благосостояния и прочего.
Высокаякультура требует понимания, проникновения в сущность ее явлений, для массовой —это лишнее. Она понятна и доступна всякому, независимо от его уровня развития.Она существует не для удовлетворения духовных потребностей, а для заполнениярынка товаров и услуг. Как современное производство делает любого человекафункцией, средством, а не целью, личностью, так и массовая культура обращаетсяне к человеку — к функции, предлагая ему бездумную жизнь. И если обыденнаякультура не существует как массовая, то массовая — вполне может статьобыденной. То же справедливо и для примитивной культуры: примитивная культуране претендует на массовость, но массовая — может нести в себе элементы примитива.
/>
Обложка “космического” комикса
Массовая культураявляется одной из форм отчуждения человека в современном обществе. Если впроизводственной сфере человек — лишь средство этого производства, то вмассовой культуре человек — это покупатель, и усредненный вкус множества людейпрепятствует развитию отдельной личности. Круг замыкается: созданная, чтобыудовлетворять потребности массы, культура сама формирует эту массу. И здесьпонятие “масса” взято не в смысле “народной массы”, а в значении среднего,отчужденного, стандартизированного потребителя, к которому принадлежит “всякийи каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает такимже, “как и все”, И не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью”[там же, с. 310]. В системе массовой культуры вырабатывается особая мораль —мораль толпы, здесь живут расхожие идеи, множество предрассудков, создаетсяособое искусство, предлагающее в готовом виде и в яркой упаковке стандартыповедения, жизненные установки, образцы для подражания и прочее. Все этоподкреплено широчайшими техническими возможностями фотографии, клипа, коллажа,кино- и телепродукции. Техника, стоящая между потребителем и действительностью,создает как бы “второй круг” отчуждения, лишая этого потребителя возможностибыть самим собой, индивидуальностью, личностью.
Собственноговоря, массовая культура как особый феномен сформировалась на базе техники,позволяющей воспроизводить большими тиражами практически все, что в прежнейкультуре могло представлять собой уникальное явление. Появилась возможностьтиражировать не только произведения живописи, графики, актерскую игру, но исоздать клише, предполагаемый “штамп” поведения, чувств, оценок, взглядов,всего того, что является внутренним миром личности. Под воздействием средствмассовой информации вся неповторимость индивидуальности сводится к эмоциям длятолпы, к упрощенному и усредненному состоянию человека как микрочастицы общества.Человеку навязываются товары и услуги, образ жизни, вкусы, идеи и идеалы,иллюзии и мечты. Он получает некий заменитель, эрзац практически всех сторонсвоей жизни. Для этого существуют реклама и шоу-бизнес, те виды искусства,которые связаны с техникой, стоящей между создателями массовой культуры и ееполучателями.
Однакотехника, будучи, посредником между производителем и получателем, сама по себенейтральна. Она может быть использована для создания как шедевров, так инизкопробной продукции, рассчитанной на невзыскательный вкус массовогопотребителя. Все зависит от общества, начавшего решать индивидуальные проблемыпри посредстве тиражирующей техники. Поэтому можно сказать, что массоваякультура — явление, связанное с развитием самой техники, с индустриализациейобщества, с отчуждением человека в обществе. Массовая культура выступает и какорудие этого отчуждения, и как средство, компенсирующее человеку многие егоутраты. Она создает и поддерживает иллюзии и мечты обывателя, возмещает ему то,чего он никогда не имел и вряд ли будет иметь. Имидж шоу-мена, образ страдальцаили страдалицы из очередного сериала, в котором всегда обеспечен хеппи-энд,облик преуспевшего и преуспевающего ловкача, ковбоя или ревнителясправедливости, пробивающего себе путь кулаками или оружием, и многое другоепризваны отвлечь, увести от реального мира с реальными заботами. Самой важнойособенностью массовой культуры становится то, что она не рассчитана начеловека, являющегося личностью, и сама не поднимается на личностный уровень(см. также главу XXI).
Низшимуровнем культуры является маргинальнаякультура (лат. margo“край”, marginal“находящийся на обочине, с краю”),включающая в себя ту человеческую деятельность и ее продукты, которые находятсяна тонкой грани, отделяющей общество от природы: за пределами этой грани — животноесостояние. Это — все то, что унижает человека и его достоинство: расоваянетерпимость и насилие, нецензурщина и порнография, индустрия уничтожениялюдей, преступления и аморальное поведение, невежливость и невежество. В каждомобществе есть специфические группы людей, являющиеся носителями маргинальнойкультуры: это люди, по объективным причинам или в силу случайных обстоятельствоказавшиеся за пределами социума, различные асоциальные или антисоциальныегруппы, бандитские формирования и др. Маргинальная культура иногда становитсяформой стихийного протеста, свойственного человеку “толпы”, подверженнойэмоциям разрушения. Поэтесса Новелла Матвеева писала, что
… Путь отПлатона к планктону
И от Фидия кмидии прост.
[190]
На Западетакого рода явления обозначены понятиями “антикультура” или “контркультура”.Как бы ни были уродливы подобные формы проявления человеческих действий, онисуществуют лишь в человеческом обществе, поэтому, согласно надприродномуопределению, представляют собой особый уровень существования культуры.
В системенадприродного определения культуры можно выделить и другие ее феномены:например, профессиональную культуру, молодежную культуру и т. д.Это говорит о том, что, во-первых, между всеми уровнями культуры имеетсянекоторое количество переходных, во-вторых, надприродное определениекультуры столь широко, что требует постоянного уточнения, конкретизацииисходных критериев. Отнесение к культуре всего, что создано людьми, можетразмывать рамки культуры в целом. Учитывая эти и другие недостаткинадприродного определения, культурологи пытаются для определения культурывыделить какие-либо качественные характеристики, дающие возможность болееполного проникновения в ее сущность. Одной из таких качественных характеристикстановится понятие ценности и связанное с ним определение культуры.
Использованная литература:
1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебноепособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: ИздательствоФёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.