Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура и процссы ее развития

Содержание:
 
1. Понятие о культурныхпроцессах (прогресс, кризис, застой,
регресс)
2. Наука в системекультуры
3. Достижения и потеримировой культуры в период
 западноевропейскойколонизации мира
Список используемойлитературы

1. Понятие окультурных процессах (прогресс, кризис, застой, регресс).
Для того, чтобы начатьговорить о культурных процессах, необходимо знать, что из себя представляетпонятие «культура».
Итак, культура (лат.сulture) — 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданныхчеловеческим обществом и характеризующих определенный уровень развитияобщества, различают материальную и духовную культуру; в более узком смыслетермин культура относят к сфере духовной жизни людей; 2) уровень, степеньразвития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности; 3) степеньобщественного и умственного развития, присущая кому-либо.
Тогда, культурныепроцессы — изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а такжетиповые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Хотякультурные процессы эмпирически проявляются в совокупности культурных событий,эти понятия не тождественны. Под процессами имеются в виду типические,универсальные по масштабам распространения в разных культурах и устойчивые всвоей повторяемости функциональные процедуры, поддающиеся классификации наосновании общих признаков.
Культурные процессы- этопрежде всего динамика культуры.
В конечном счете всекультурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечениемколлективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальнойинтегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальнымвоспроизводством их сообществ, таким образом культура никогда не стоит наместе, она всегда находится в движении.
 Само понятие «культурныхпроцессов» включает в себя: прогресс, регресс, кризис, застой. Рассмотрим этипонятия.
 Прогресс (лат. progressus) – движение вперед, от низшего квысшему, переход на более высокую ступень развития, изменение к лучшему;развитие нового, передового.
Прогресс распространяетсвое действие не только на человеческое общество, но и на само историческоепознание. Накопление знаний о прошлом, все более точное, полное и подробноевыявление и изучение цепочек причинно-следственных связей должны были привести вконце концов к формулированию строгих законов исторического развития. Этизаконы уже имели ту или иную абстрактную философскую формулировку. Необходимолишь конкретизировать их в применении к эмпирическим историческим данным. Нореальный исторический опыт показывает, что в любом обществе наряду с прогрессомнепременно имеет место и регресс, что еще раз подтверждает законы цикличности инепрерывности исторического развития.
Регресс – понятие, обратное прогрессу -  (лат. regressus) – возвращение, движение назад,переход от более высоких форм развития к более низким, изменения к худшему.
Рассмотримпрогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта.
Древний Египет – одно из первых государств в истории человечества,возникшее на Африканском континенте в долине реки Нила примерно в начале 4-готысячелетия до н.э. Он относится к так называемымпервым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотическойвластью, долгим периодом существования.
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В эпоху Новогоцарства власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге ираспространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье и на побережье Красного моря.
Весь Египет с раннединастического периода делился на две больших области:Верхний и Нижний Египет,имевшие понескольку десятков областей,которые греки назвали номами.
Историю развития Египта можно разбить на 4 основных периода.
1. Древнее царство(2800-2050до н.э.) характеризуется укреплением государства и становлением могущества Египта за счет внешнихпоходов. Как воплощение могущества фараонов строятся  пирамиды, их насчитывается около 80. 18 век до н.э. ознаменован окончаниемстроительства пирамид. Постепенно Древняя Цивилизация  приходит в упадок. Номы и связь номов с царством ослабевает. 2250-2050 гг.до н.э. являются временем первого распада Египта.
2.Среднее Царство (2050-1580 г до н.э.)  характеризуется вторым распадом Египта (1750-1580 до н.э). В этот период натерритории Египта появляются лошади, овцы, свиньи, волы. Ведутся хозяйственныеработы, обширные строительства. В фаюмском оазисе создаются нории — водяныеколеса. С 16 в до н.э. начинается объединение Египта.
3.Новое царство (16-11 в до н.э.)  знаменуется новым рассветом Египта,благодаря правлению таких фараонов как Тутмос, Аминхотеп и Рамзес.
4. Позднее Царство (11-4 в до н.э.)  -власть фараонов становится всё слабее, Египеттеряет своё могущество. 341 год являетсягодом полного завоеванияЕгипта Персами.
Наиболее известными памятниками архитектуры Древнего Египта являютсяпирамиды Гизы, пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерпна, а также фигурасфинкса. Они отражают церемониальнуюупорядоченность и иерархию египетского общества.
В связи сдифференциацией населения набогатых и бедных, потребности этих слоев населения не совпадают. Первые возводят пирамиды, владеют золотом и драгоценностями, завоёвывают новые земли, что, содной стороны, развивает культуру, а также расширяет территории государства. Но с другой стороны бедняки, во много раз болеемногочисленный слой населения, отчаянно пытаются выжить за счет сельскохозяйственнойдеятельности и торговли. Это различие в стремлениях различных групп, внутренниепротиворечия социального характера привели кснижению обороноспособности страны, к ее внутреннему и внешнему ослаблению.Таким образом, эти проблемы являются ключевыми причинами регресса висторическом развитии Древнего Египта.
 Застой – отсутствие движения, развития,совершенствования; неподвижность.
Застой — явление, весьмахарактерное вообще для наиболее ранних цивилизаций, лишь только они достигалинекоторой высоты: например, известный культурный застой и Китая, и Индии. Вэтих странах историческая жизнь зародилась раньше эпохи полного расцвета греческойцивилизации, а между тем и китайцы, и индийцы, довольно рано выработав своюкультуру, страшно отстали от европейских наций, хотя предки последних толькочто готовились вступить в историческую жизнь, когда сама античная цивилизацияуже успела отцвести. Это явление, т. е. отсталость китайцев и индийцев, посравнению их с европейцами, может объясниться либо тем, что оба азиатскихнарода находились в более медленном, хотя и непрерывном движении, либо тем,что, сравнительно быстро достигнув сначала значительной культурной высоты, онивпоследствии, так сказать, остановились в своем поступательном движении,застыли и замерли в традиционных формах быта. Известно, что в историческойлитературе — и не без основания — составилось представление о застое как о характернойособенности истории обеих названных стран в течение целых столетий: застойобозначает едва заметное, крайне медленное движение, — так как абсолютногозастоя не бывает.
Культурный застой Индии иКитая — вот какая судьба постигла народы, ранее всех выступившие наисторическое поприще,— народы, историю которых мы имеем право рассматривать какпервую фазу истории общечеловеческого прогресса. Многие историки готовы былиобъяснить такие случаи культурного застоя, встречающиеся в истории, по аналогиис жизнью индивидуума, естественно и необходимо приводящей к старости иоканчивающейся смертью: нация также исчерпывает свои силы, как индивидуум, и,старея, делается неспособной к дальнейшему движению. Как ни удобна эта аналогиядля объяснений общего характера, она, во-первых, не может устранитьнеобходимости в частных объяснениях для каждого отдельного случая, когда толькомы имеем дело с прекращением исторического движения, а, во-вторых, сама по себеона основывается на гипотезе, доказательства которой весьма шатки и противкоторой, наоборот, можно привести немало веских доводов. Однако, культурныйзастой или регресс бывает большею частью результатом хотя и внутренних условийжизни народа, но таких, которые лежат не «в крови» последнего, якобывырождающейся в силу самого процесса исторической жизни, а в социальных формахнарода и его понятиях, раз те и другие принимают характер неблагоприятный идаже прямо враждебный всякому движению вперед.
И, наконец, кризис(греч. krisis) – решение, поворотный пункт, исход,резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние.
С наступлением XX века усилилось звучание трагическойтемы в творчестве мыслителей. Романтические идеалы и надежды, связанные ссудьбами народа и родины, все больше сменялись скептицизмом, неверием и отчаянием,осознанием застойности.
Культура – как этапчеловеческой истории не развивается бесконечно. В ней заложены истокипоследующих преобразований, как позитивных, так и способных к разрушению,гибели. На каждой ступени развития всякой культуры начинают обнаруживатьсяначала, которые порывают ее духовные основы. И становится очевидным, чтокультура не может удерживаться на той высоте, которой она достигает в периодсвоего цветения, ее устойчивость ограничена во времени. Во всяком историческисложившемся типе культуры выявляется срыв, неотвратимый переход в такоесостояние, которое не соответствует традиционному пониманию культуры.Происходит кризис культуры.
Так или иначе, всекультурные процессы представляют собой целеориентированную жизнедеятельностнуюактивность людей и являются осуществлением более или менее типовойпоследовательности процедур: осмысления людьми своих интересов и потребностей,возникающих в связи с какими-то обстоятельствами; разработки технологий(способов) удовлетворения этих интересов и потребностей (или модернизации ужеимеющихся технологий под новые задачи); практического применения этихтехнологий и получения какого-то результата; оценки эффективности примененныхтехнологий и соответствия полученных результатов преследуемым целям;закреплении полученных результатов в нормах, правилах, стандартах, ценностныхориентациях, традициях, содержащих организационно-технологическую, нормативно-регулятивную,коммуникативно-оценочную и иную информацию о наиболее эффективных и приемлемыхпо социальным последствиям способах удовлетворения тех или иных интересов ипотребностей людей (т.е. социальный опыт осуществления деятельности в такихформах, которые не имеют разрушительных  последствий для уровня социальнойинтегрированности и консолидированности сообщества). Совокупность подобных«текстов» и есть культура данного сообщества.
 
2. Наука в системекультуры.
Сегодня, на рубеже векови тысячелетий, любому образованному человеку понятен, если не вполне ясно, тохотя бы интуитивно смысл слова «наука».
Наука является частьюкультуры, поэтому любая научная картина отражает взаимное влияние всехэлементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культуры человечества,состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена всистему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определения системыкультуры и ее элементов.
Культура – это системасредств человеческой деятельности, благодаря которой программируется,реализуется и стимулируется активность индивида, групп, человечества и ихвзаимодействий с природой и между собой.
Материальная культура –это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Сюдавключены такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника,физическая Культура, благосостояние людей.
Социальная культура – этосистема правил поведения людей в различных видах общения и специализированныхсферах общественной деятельности. Система включает в себя такие элементы, какэтикет и разновидности нормативной деятельности (правовой, религиозной,экономической и другой).
Духовная культура – этосистема знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышленияиндивидов, а также непосредственных форм их выражений, знаков. Универсальнымзнаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, какмораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.
Наука – это системасознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинныхзнаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Науку можноподразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные, антропологические,технические, обществознание и естествознание.
Гуманитарные науки – этосистемы знаний, предметом которых выступают ценности общества. К ним относятся:общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения, поведения,основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы иличеловечества каких-либо предметных действий.
Антропологические науки –это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных иобщественных свойств. Они включают в себя такие науки, как физическаяантропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология,медицина (300 специальностей), криминология и т.д.
Технические науки – этосистема знаний и деятельности по практическому использованию законов природы винтересах человека в технологии. Они изучают законы и специфику создания ифункционирования сложных технических устройств, используемых индивидами ичеловечеством в различных сферах жизнедеятельности.
Обществознание – этосистема наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося вдеятельности людей. Оно изучает специфику макро- и микрообъединений общностилюдей (социология, демография, этнография, история и др.).
Анализ приведенных определенийпоказывает, насколько сложны и многообразны связи между элементами культуры какпо горизонтали, так и по вертикали.
Сущность научного знаниязаключается в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, заединичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений,объектов и событий. Венец научной работы есть предсказание. Онораскрывает нам даль грядущих явлений или исторических событий, оно естьпризнак, свидетельствующий о том, что научная мысль подчиняет задачамчеловечества и силы природы, и силы, движущие мысль общественную. Весь прогресснаучного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения.Предвидение же дает возможность контролировать процессы и управлять ими.Жизненный смысл всякой науки может быть охарактеризован так: знать, чтобыпредвидеть, предвидеть, чтобы действовать.
Следовательно, важнейшимифункциями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов иявлений объективной действительности на основе открываемых ею законов изакономерностей.
При дальнейшейконкретизации науки уточняются ее объекты и предметы.
Дадим определение: объектнауки (исследования) – выделенная по некоторым правилам часть мира,существующая независимо от сознания субъекта, противостоящая ему в егопознавательной и предметно-практической деятельности.
Предмет науки(исследования) –это научные знания о выбранном объекте или о той его стороне, котораярассматривается данной наукой (исследованием).
Реальность объекта иидеальность предмета не всегда очевидна из их названий, однако об этом важновсегда помнить и по возможности подчеркивать в формулировках.
Например, объектом физикислужат явления материального мира, а предметом – физические теории, законы,принципы.
Существует и такоепонятие, как предметная область науки (исследования). Это -  множествовсех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются внаучной теории.
Термин «предметнаяобласть науки (исследования)» употребляется тогда, когда не удается объединитьодним названием совокупность разных (частных) предметов, либо когда границыпредмета недостаточно четко очерчены.
Движение мысли отнезнания к знанию руководствуется методологией.
Методология – философское учение о методахпознания и преобразования действительности, применение принципов мировоззренияк процессу познания, духовному творчеству и практике.
В методологии выявляютсядве взаимосвязанные функции: обоснование правил применения мировоззрения кпроцессу познания и преобразования мира; определение подхода к явлениямдействительности.
В основе методологиинауки лежат ее методы.
Метод – это способ достижения цели.
Научный метод – это конкретный путь научногоисследования, позволяющий получить новые научные результаты и достичь целиисследования.
По своей сущности научныйметод является способом мышления, основанным на применении ранее накопленныхзнаний к исследованию еще не понятых и не ясных явлений и проблем.
К общенаучнымметодамотносятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение,абстрагирование, формализация, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия,моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический,гипотетический, исторический и системный методы.
Так чем же отличаетсянаука от других областей деятельности?
 К числу типичныхгносеологических признаков научного знания, согласно критериямнаучности, относят: истинность, рациональность, методичность,интерсубъективность, системность.
Познание мира берет своеначало со времен появления «человека разумного». А полученные результаты этогопроцесса обобщенно и наиболее концентрированно выражены в мифологии, религии,философии, искусстве и науке как формах общественного сознания в прошлом инастоящем.
При этом: мифологияявляется фантастическим отражением окружающего мира; религия – торжеством веры;философия – стремлением к всеобщему знанию и поискам истины; искусство –торжеством раскрепощенных человеческих чувств; наука – торжеством разума.

3. Достижения и потеримировой культуры в период западноевропейской колонизации мира.
 
Процессвзаимодействия культур начался много тысячелетий назад, но сейчас, в эпохуглобализации, он принял масштабный и всеохватный характер. И если бы подобноевзаимодействие всегда протекало бесконфликтно, то наша история не знала бывойн, распрей, ужасов колониализма и геноцида. Можно выделить множество формвзаимоотношения культур и практически все они в той или иной степени сопряженыс насилием.
Война, геноцид относятсяк наиболее очевидным по разрушительным последствиям фактам. Наименее очевидноразрушительное воздействие таких процессов как, например, модернизация ивестернизация.
Колонизация — этонавязывание иммигрантами своих культурных ценностей, норм, языка местнымжителям. В случае колонизации стиль потребления привносится на новую почву истановится доминирующим либо в стране в целом, либо в отдельных группахнаселения. Классическим примером культурной колонизации стало создание империйзападноевропейских стран в Азии и Африке, сопровождавшееся насаждением тамэлементов европейской культуры.
Можно с уверенностьюконстатировать, что колонизация одной культуры другой представляет собой актнасилия, ибо «активное навязывание» чуждых ценностей есть ничто иное, какнасилие. Но важно знать, всегда ли колонизация имеет отрицательные последствия,или она иногда бывает благом.
 Пожалуй, наиболееудачным в этом смысле примером является Южно-Африканская Республика, в которойнаблюдаются достаточно развитые институты демократии и рыночная экономика. Ноподобной ситуации долгое время предшествовала эпоха колонизации и апартеида.Поэтому данный пример является скорее исключением, чем правилом. В целом жемодернизация по западноевропейскому наиболее успешно прошла в Восточной Европе,где наблюдается большая родственность культур.
    С колониальногоосвоения африканского побережья были начаты в свое время поиски путей в Индию.Стоянки-форпосты, которые сооружались вдоль этого долгого пути на африканскойземле, со временем становились опорными пунктами самостоятельного значения, т.е. исходными точками для развития колониальной торговли, особенно работорговлив Тропической Африке.
   Однако, в XIX в.картина стала быстро меняться. Торговый колониализм трансформировался впромышленный; на смену работорговцам пришли заинтересованные в сбыте фабричныхтоваров и эксплуатации богатых природных ресурсов Африки европейскиекапиталисты. XIX век в истории Африки — время острого соперничества держав,особенно Англии и Франции, в попытках обогнать друг друга и захватить как можнобольше.
 Далеко не всегда захватытакого рода были экономически обоснованными с точки зрения того самогокапитализма, интересы которого диктовали приобретение новых колоний и рынковсбыта.
 В конечном счете речьшла именно о том, чтобы, не вдаваясь в мелочные расчеты, приобрести как можнобольше чужой земли. Считалось само собой разумеющимся, что рано или поздно этиприобретения окупятся с лихвой, что впоследствии и произошло, не говоря уже отом, что успех или хотя бы соучастие в этой гонке было делом престижа дляевропейских стран. Вообще же на долю других — Германии, Италии, Бельгии,Португалии, Испании — досталось не слишком много.
 Открытие алмазныхроссыпей вызвало в стране алмазную лихорадку, способствовало притоку старателейсо всего мира и быстрому экономическому развитию юга Африки.
 Вторым столь же мощнымтолчком для развития послужило открытие золота, где быстро вырос центрзолотоискателей Йоханнесбург. Южная Африка быстро становилась одним изпромышленных центров мира. Строились города, железные дороги, возникалимногочисленные предприятия, развивалась сфера обслуживания. Резко возрасталачисленность рабочих как из числа приезжих европейцев, так из средызаконтрактованных африканцев, создавались мощные капиталистические компании.Плантационное хозяйство было связано с выращиванием сахарного тростника, кофе,развивались горнодобывающие промыслы (алмазы, марганцевая и железная руда).
  Колонизация ЮжнойАфрики и создание Южно-Африканского Союза как многорассового государства сполитическо-правовым и социально-экономическим превосходством европейскогонаселения — явление уникальное не только в Африке, но и вообще в мире.
  Есть и совершеннонеудачные примеры колонизации, как, например, в большинстве стран Африки, когдастарые социокультурные институты были разрушены, а построение новых потерпелофиаско.
 Насильственные меры, какв странах Африки и, отчасти, в нашей стране, обычно отражается пагубнымипоследствиями.
 Колониализм обычнообъясняют нехваткой жизненного пространства или жизненных ресурсов. Обычноколонизация одной культурой другой сопровождается эксплуатацией ресурсовколонизированной культуры. Этот процесс очень хорошо виден сегодня на примеретранснациональных корпораций, головные офисы которых размещаются в развитыхстранах, а производства — в тех странах, где можно обеспечить дешевое сырье ирабочую силу. Но взятые ресурсы можно восполнить, а возможно — и нет. В первомслучае имеет место взаимообмен, аккультурация, а во втором — безудержнаяэксплуатация колонизированной культуры, которая может вызвать ее разрушение.
   О колонизации можновести речь тогда, когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активнонавязывают населению свои собственные ценности, нормы и модели поведения. Втаком случае под колонизацией следует понимать самый широкий спектр явлений,включая внедрение транснациональной корпорацией в какую-либо иную страну чуждыеей технологии.
 Думается, чтоисторические примеры все скажут лучше теоретических рассуждений. Если вспомнитьситуацию в той же Африке, то после ухода оттуда европейцев, начался процессдеградации общества и откат к первобытнообщинным отношениям.
 Для всех стран Южной иЮго-Восточной Азии было характерно ожесточенное сопротивление традиционнойкультуры колониализму, завершившейся в итоге деколонизацией и достижениемполитической независимости. Конечно, это случайно. Географическая близость иприродно-климатическое сходство стран, и наличие в них тех продуктов иресурсов, в которых остро нуждались колонизаторы, во многом объясняют причины,по которым они оказались первым страстно желанным объектом вторженияколониального капитала.
Цивилизационный фундаментстран, формировавшийся веками и тысячелетиями, господство сложившегося образажизни, привычных стереотипов поведения, устойчивых систем нравственныхценностей, генеральных мировоззренческих принципов и установок.
Цивилизационный фундаментлюбого общества опирается, как правило, на религию, являющуюся его главной иопределяющей основой, которая стала испытывать нажим на нее со стороны внешнихсил. Именно с такого рода ситуацией мы имеем дело в период колониализма.Фундамент стран был заложен в древности и связан с ведической культурой древнейИндии. Речь идет об индуизме и буддизме.
Традиционный фундаментэтих религий, обладая невиданным запасом внутренней прочности на индивидуальноми локальном (община, каста) уровня, вместе с тем не был связан с проблемойукрепления политической власти и государства как такового. Интегрирующаяфункция ограничивалась социально-религиозными и социально-культурными ееаспектами, тогда как в сфере социально-политической она не действовала. Отсюданевиданный в других обществах политический вакуум, с легкостью заполнявшийся тоодними, то другими, чаще всего внешними политическими силами. Отсюда же иотсутствие традиции организованного социального протеста либо энергичногосоциально-политического сопротивления внешним силам.
Но при всем том традицииэтих стран всегда сохраняли и внушительно демонстрировали свою внутреннюю силу,величественное достоинство, издревле существующей и практически неколебимойгигантской системы, с чем не могли не считаться внешние силы, вынужденныеприостанавливаться в своих стремлениях к насильственной трансформации общества.
Наиболее продуктивнымпредставляется сценарий, по котором пошло большинство культурАзиатско-Тихоокеанского блока и Средней Азии. Эти культуры приняли достижениязападной науки и техники, оставив при этом нетронутой систему социокультурнойрегуляции. Не только Япония, но еще и Сингапур, Тайвань, Саудовская Аравия и вменьшей степени Иран превратились в современные общества, не становясьзападными. И надо сказать, в своих успехах во многом превзошли даже запад.Невиданные темпы экономического роста и роста политической и военной мощиКитая, на фоне стагнирующего Запада, выглядят впечатляюще.
 Наиболее «европеизированной»в этом плане можно считать Японскую культуру. Япония на протяжении всего своегосуществования подвергалась влиянию иных культур Европы, впитывая лучшие ихдостижения и сохраняя национальный дух.
  Менее открытой дляиноземных влияния оказалась китайская культура. Китайцам следовало бы составитьхронологический перечень последовательно неудававшихся энергичных попытокЗапада обратить их в христианство.
 Колонизация — всегданасилие одной культуры над другой, но колонизировать можно двумя путями: путемконквистадоров, физически уничтожая колонизируемое население, или загоняя его врезервации; или путем, которыми пошли русские колонизаторы в Сибири — оставляяместное население с его обычаями нетронутым.
  Процесс аккультурации(взаимообмена), который затрагивался выше, заслуживает особого внимания. Аккультурация — процесс прямого и длительногоконтакта одной группы индивидов с другой, который изменяет культурные парадигмыобеих групп. Контакт нарушает единство каждой из контактирующих групп иустанавливается равновесие на новом уровне. И здесь, опять же, имеет смыслподчеркнуть, насколько адекватным является взаимообмен. Думается, если мощнаяевропейская культура соприкоснется с аборигенской культурой какого-нибудьтропического племени, то не трудно догадаться, какая культура повлияет надругую в большей степени.
 Но, все-таки, основнаяценность и самобытность каждой из культур должны сохраняться. В этом ряду непоследнюю роль играют такие явления как фундаментализм и традиционализм.
 В основании явления фундаментализма лежит стремление строить жизнь наосновах фундаментальных основ культуры.  Так как фундаментальные основыкультуры закладывались в прошлом, то фундаментализм можно рассматривать какпопытку возвращения к своим корням в буквальном смысле слова. Традиционализм — более мягкое в этом смыслеявление.
Фундаментализм можетвыражаться в насильственном закрытии и недопущении чужеродного влияния в своюкультуру.
 Такие системы могутобновляться, не создавая при этом впечатления, будто их социальные институтыкоренным образом меняются. Нововведение, скорее, призвано служить «незапамятнойдревности».
Историческая практикасвидетельствует, что ряд государств представляют собой достаточно развитыекультуры, не утратившие свою специфику, а ряд государств, особенно исламскихимеют более закрытый характер. Внутренняя трансформация значительно облегчаетсяавтономией  при полной взаимосвязи социальных, культурных и политическихинститутов смена одной культурной идентичности на другую, идет коренная ломкавсей культуры в целом. Автономия ряда институтов социокультурной регуляции,позволяет изменениям затрагивать только поверхностные слои культуры, оставляянетронутой ее сакральные пласты. По этой причине более инструментальныеяпонское и китайское общества раньше и легче пошли по пути модернизации, чемисламское.
 Объективные процессыглобализации, происходящие сегодня, остро ставят вопрос о том, какая культура ина каком основании будет задавать тон в регуляции этих процессов. Без насилияодних культур над другими не обойтись, вопрос в том, в чем будет заключатьсяспецифика этого насилия: в прямом конфликте, или в имманентном взаимодействии,диалоге культур.
  И опять встает набившийоскомину вопрос: единство, или мозаика культур? Насильственная унификациякультур, или насильственная изоляция? Оба пути ведут в никуда. Думается, чтовписывание каждой культуры в общемировой процесс, исходя из возможностей каждойкультуры, может быть достойным выходом из множества проблем.

Список используемой литературы:
 
1.  Арутюнов С. А. «Народы и культуры.Развитие и взаимодействие», Москва, 1989.
2.  Драч Г. А.  «Культурология»,Ростов-на-Дону: «Феникс», 1991.
3.  Маркова А. Н. «Культурология. Историямировой культуры», Москва: «ЮНИТИ», 1998.
4.  Орлова Э. А. «Введение в социальную икультурную антропологию», Москва, 1994.
5.  Петров М. К. «Язык, знак, культура»,Москва, 1991.
6.  Шпенглер О. «Закат Европы», Т.1,Москва: «Мысль», 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.