Реферат по предмету "Педагогика"


Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста

Организацияи методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста
 
Коломенцевой
Елены Викторовны
 

План
 
1.Особенностиигровой деятельности детей раннего возраста
2.Условияорганизации дидактических игр
3.Рольвоспитателя в руководстве дидактическими играми детей
4.Методикаруководства дидактическими играми в группе раннего дошкольного возраста

1.Особенности игровойдеятельности детей раннего возраста
 
Все здоровые дети с 1,5– 2 месяцев проводят бодрствование в манеже (размером 275 – 130 см). В неммогут находиться 6 – 8 малышей, близких по возрасту, например дети до 6 – 7месяцев, не умеющие ползать. С 7,5 – 8 месяцев, если в комнате тепло, детейспускают на отгороженную часть пола. Здесь устанавливают горку со скатом илесенкой. Диванчики, специальные столы для игры детей. Мебель расставляют так,чтобы дети могли переходить с места на место, придерживаясь рукой за крупные,устойчивые предметы. На полу должна быть теплая подстилка, обшитая клеенкой, вманеже игрушки 1 – 2 не ребенка. Для детей 2,5 – 6 месяцев нужно обязательноиметь несколько ярких, красочных, звучащих игрушек, способствующих развитиюзрительно и слухового восприятия. Большое внимание следует обращать на подборигрушек, действие с которыми, способствует развитию движении руки (кольца сцветными шариками, деревянные человечки из цветных бус). Эти игрушкиподвешивают на высоте выпрямленных рук ребенка. Когда он учится их брать, емуподвешивают предметы, более трудные для захватывания, типа ускользающей из рукрыбки, Нужно также иметь погремушки с удобной ручкой. Их не подвешивают, а даютв руки ребенку, побуждая удерживать. Детям от 5 – 6 месяцев до года игрушкикладут в манеж или размещают на столиках, диванчиках, орки. Необходимы игрушки,способствующие знакомству детей с разнообразными свойствами предмета иформирование начатков предметной деятельности: разной величины и материала,шарики, колечки, палочки и кольца к ним, мисочки, маленькие ведра, бидон, среднийстроительный материал (немного кубиков и кирпичиков). Маленькие пирамиды — башни, целлулоидные и резиновые игрушки. Для развития движений обычноиспользуют мячи разнообразных размеров, большие, но легкие предметы дляпереноса, мешочки, набитые опилками, ящички с прорезью для руки, большиекорзины, куда дети охотно влезают и т.д.
2. Условия организациидидактических игр
В повседневной жизни напрогулке, вовремя еды, игровой и самостоятельной деятельности ребенок многоеузнает. Однако важной задачей всестороннего развития малыша решается наспециально организованных занятиях, которые имеют свою специфику и отличаютсяот самостоятельной игровой деятельности ребенка. На таком занятии инициативапринадлежит взрослому. Выбор темы, планирование, организация занятий,использование соответствующих методов в ходе его проявления. Здесь ребенокподчиняется требованию воспитателя. На занятиях у детей формируют новые знания,умение наблюдать за окружающим миром, слушать воспитателя, подрожать егодействиям. Развивает память, внимание, умение самостоятельно решатьпоставленные перед ним задачи, проявлять творческую инициативу,любознательность. В результате совместной деятельности, во время занятия детейформируются положительные взаимоотношения. Все эти умения необходимы им длядальнейшего обучения, как в детском саду, так и в школе. В раннем возрастевнимание малыша в основном не произвольное, поэтому обучение на занятияхпроводится в игровой форме, так, чтобы вызвать у детей интерес поставленнойвзрослыми задачей положительными эмоциями. При организации занятий с детьмивторого года жизни важен тщательный учет взрослых особенностей детей, а такжесоответствующей возрасту объем занятий. На втором году жизни устойчивостьвнимания детей постепенно возрастает, но чем младше ребенок, те меньше выносливостьего нервных клеток, способность сосредотачиваться, отсюда и неустойчивоевнимание. Оно во многом зависит также от заинтересованности ребенка в томматериале, который используется на занятиях. Так, занятия, где требуютсяразнообразные движения, менее утомительны для малыша, а речевые занятия длянего более сложны, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. Когдаформируется новые умения по развитию ориентировки в цвете и т.д. Так, даетсярассказ без показа, занятия так же должны быть короткими. Количество детей назанятии зависит от их возраста и материала, над которым будут работать,объединения детей на занятии в небольшие группы возможно лишь в том случае есликаждый ребенок готов к обучению, умеет смотреть слушать действовать по показувзрослого. С детьми, вновь пришедшими в дошкольное заведение, следует провестииндивидуальное занятие, чтобы познакомиться с их возможностями. Занятия, накоторых дается новый материал, проводят индивидуально (формирование, умениеориентироваться в цвете, форме и т.д.)
Детям от 1,3 месяцадидактические игры проводятся 2 – 3 занятия в неделю. Детям от 1,6 месяцадидактические игры проводятся 4 – 6занятия в неделю. Детям до 2 летдидактические игры проводятся 6 -8 занятия в неделю.
Занятия сматрешками
 
Первый этап:1. Занятие с 2 матрешками (от 1года1 месяца до 1года 3 месяцев).
Цель занятия:Развивать умение ориентироваться в контрастных величинах формироватьцеленаправленные действия детей второго года жизни с матрешкой (открывать, закрывать,вынимать, вкладывать).
Материал: Матрешка содним нераскрывающимся вклалышам контрастной величины с разницей примерно 3см).
Второй этап
Занятие с тремяматрешками (от 1года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев)
Цель занятия:Ориентировка в контрастных величинах предмета с разницей примерно в 3 см;целенаправленные действия с матрешкой. Материал: Матрешка с 2–мя вкладышами изних один раскрывается, другая нет.

3.Роль воспитателя вруководстве дидактическими играми
 
Раннее детство от 1года до 3 лел – это период энергичного освоения детьми различных общественно –выработанных действий.
 Занятия сдидактическими играми по развитию предметной деятельности решают следующиезадачи:
 - сенсорное развитие(различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);
 - развитие способностиобобщения и элементарного конструктивного мышления;
 - развитие речи (умениепонимать и самому называть предметы, качества, действия);
 - развивать уменияучиться у взрослого: воспринимать наглядно – действенный показ взрослого иследовать ему;
 - развитиесосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользованияигрушками, аккуратности.
Основная цель занятий иорганизационных персоналом игр – воспитывать у детей с помощью взрослогокачества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры.А.П. Усова, говоря о специфике обучения детей дошкольного возраста,подчеркивала, что оно осуществляется на основе дидактических принципов,учитывающих возрастные особенности детей. В возрасте полутора лети старше,когда ребенок начинает понимать речь взрослого и говорить, он по–новомувоспринимает материал на занятиях: учиться слушать, отвечать, более совершеннымстановится подражание, у него формируется умение следить за действиемвоспитателя. Дети второго года жизни не всегда могут достаточно активновоспринимать и с пользой для развития перерабатывать впечатления окружающейжизни. Нужны обучающие воздействия взрослого. Многое дети получают в процессеиндивидуального общения и обучения в быту, игре и т.д. Однако при групповомвоспитании только путем индивидуального общения в обычной жизни труднообеспечить нужные темпы физического и психического развития ребенка. Учитываяуровень развития речи и подражания, на занятиях можно объединить небольшиегруппки детей. Эта форма не только экономична, но и эффективна. Воспитательпроводит занятие, ребенок не замечает, что его обучают: обучение сочетается сигровой деятельностью детей.
4. Методика руководствадидактическими играми в группе раннего дошкольного возраста
Игры-занятия сдидактическими играми на первом году жизни проводятся с целью развитиязрительного и слухового восприятия, движения руки и основных подготовительныхэтапов развития речи. Они направлены на формирование умений, с которыми впроцессе самостоятельных упражнений дети еще овладеть не могут. Совершенствуютсякаждое умение уже в процессе самостоятельной деятельности ребенка. Игры –занятия с дидактическими – играми планируются с учетом ведущих линий развития,которые были определенны при рассмотрении каждого возрастного периода. В концекалендарного месяца ребенку назначается индивидуальное занятие. В такой формеосуществляется большинство игр–занятий в первом полугодии жизни. Вдидактические игры постепенно вводят более сложные правила. Разнообразныеспособы использование игрушек, с начало обращается внимание детей на общий видпредмета. В дальнейшем в играх с предметами обихода, или с дидактическимиигрушками выделяется отдельные признаки предмета, цвет, форма, величина. Затему детей формируют разнообразные пространственные ориентировки: высоко, низко,далеко, ближе, ниже, вперед, назад. В дидактических играх, как и на занятияхиспользуются приемы наглядно – действенного обучения в частности показ,объяснение способов использования материалов и игрушек, включение речевых идвигательных поручений. Дети достают и называют игрушки «Чудесного мешочка»,разыскивают их в комнате, отгадывают предметы на ощупь. Велика активность детейв разнообразных играх с куклами (выкупаем куклу, уложим куклу спать, угостимкуклу). Эти игры не только развивают речь детей. Активность детейподдерживается с помощью разнообразных вопросов детей и поручений. Вместе с теммежду занятиями и дидактическими играми имеется существенное различия. Во-первых,они различаются по структуре в игре кроме дидактических есть еще и игровыезадачи, игровые действия, правила игры. Познавательные задачи дидактическойигры решается не прямо. Они связываются с занимательным началом, игровымидействиями. В младших группах в дидактических играх используют интерес детей кнеожиданному появлению и исчезновения предметов к смене действий к поискупредметов, отгадыванию. Развернутого действия во многих играх еще нет, и онипроводятся по форе поручения, часто вводятся передвижения детей в комнате на участке,например игра «паровозик», или «поезд». Игры и упражнения с дидактическимиигрушками незаменимы, когда в дополнении к занятиям необходимо потренироватьдетей в разнообразных действиях. Однако самостоятельная деятельность детямпредоставляются только те игрушки, которыми они научились действовать во времязанятий. Поэтому храниться они должны в определенном месте. Существенный вклад в разработку дидактических игр ивключение их в систему обучения дошкольников внесли Т.В. Васильева, Т.А. Мусейбова,А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова, М. Монтессори, Ф. Фребель и др.

Литература
 
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры вдетском саду. – м.: Просвещение 1991.
2. Воспитание детей раннего возрастаПособие для работников ясли–сада. Под ред. Г.М. Ляминой.М.; «Просвещение»,1974.
3. Воспитание и развитие детей раннеговозраста: Пособие для воспитателей дет.сада. /В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М.Кононова и др.; Под ред. Г.М. Ляминой. – М: «Просевщение,1981.
4.Дидактические игры изанятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В.Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. –4-е изд., переработанное. – М.: Просвещение, 1985.
5.Печарова К.Л.и др. Дети раннеговозраста в дошкольных учареждениях: Книга для воспитателя дет. сада/ К.Л. Печора,Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. –М.: «Просвещение»,1986.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.