Реферат по предмету "Культура и искусство"


ИФЛА – всемирная организация библиотечных работников, её цели, задачи, структура, основные программы

ФГОУ ВПО
Пермскийгосударственный институт
Искусства и культуры
Факультетдокументально-информационных коммуникаций
Кафедрадокументоведения, библиотековедения и библиографии
ИФЛА– всемирная организация библиотечных работников, её цели, задачи, структура,основные программы
 
Выполнила:студентка гр. БМ-22
Захарченко Ю.А.
Проверила:доцент, КПН
Кислицина Е.Н.
Пермь
2008

Оглавление
 
Введение
1. Общие сведения об ИФЛА
§1.1 История образования ИФЛА
§1.2 Политика и цели ИФЛА
§1.3 Структура ИФЛА
§1.4 Основные программы ИФЛА
1)      Всеобщая доступность публикаций(UAP)
2)      Универсальный библиографическийучет и международная программа MARC (UBCIM)
3)      Сохранность и консервация (PAC)
4)      Универсальная передача данных ителекоммуникации (UDT)
5)      Развитие библиотечного дела встранах третьего мира (ALP)
§1.5 Стратегический план ИФЛА 2006–2009
2. «Рабочие моменты» Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В современном миречеловек потребляет огромное количество информации, и поэтому библиотеки и информационныеслужбы являются активно действующими институтами, предоставляющими людямвсемирные информационные ресурсы, а также помогают узнать о различных мнениях иразнообразной творческой деятельности. Библиотеки и информационные службыпредоставляют доступ ко всем богатствам человеческой мысли и раскрываюткультурное многообразие, представленное на любых носителях. Но не стоитзабывать и о библиотечном персонале, который помогает нам воспользоватьсянеобходимой информацией, в связи с этим существует такая всемирная независимаянеправительственная международная профессиональная организация как ИФЛА,которая оказывает содействие в сотрудничестве в исследованиях и развитии вовсех областях библиотечной деятельности. Сюда включено библиографическое иинформационное обслуживание, доставка документов и подготовка кадров. Вкачестве неправительственной организации ИФЛА представляет собой орган, спомощью которого всемирное библиотечное сообщество может быть представлено прирассмотрении вопросов международной значимости.
Целью моего рефератаявляется раскрытие основных моментов, заключённых в деятельности ИФЛА – еёцелей, задач, структуры и некоторых основных программ, представленных наобсуждение на конференциях.

1.Общие сведения об ИФЛА
§1.1История образования ИФЛА
 
Для библиотекарей всегомира Шотландия – это не только древняя Каледония, страна гор, средневековыхзамков и волынки, где национальный мужской костюм – клетчатая юбка-килт, нетолько родина Марии Стюарт, Адама Смита, Вальтера Скотта и Роберта Бернса ит.д., но и родина ИФЛА…
Весной 1926 г. в Праге на Международном конгрессе библиотекарей и книгоиздателей Габриэль Хенриот (GabrielHenriot) выступил с предложением:учредить постоянный Международный комитет национальных библиотечных ассоциаций(Г. Хенриот, которого называют духовным отцом ИФЛА, был в то времяпрезидентом Ассоциации библиотек Франции).
В том же году вАтлантик-Сити (США) на конференции, посвящённой 50-летию Американскойбиблиотечной ассоциации, выдвинутая Г. Хенриотом идея была поддержана. Вконференции приняла участие Л.Б. Хавкина, возглавлявшая в те годы НИИбиблиотековедения при Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина.Реализовалась эта историческая идея 30 сентября 1927 г. в Эдинбурге – в дни празднования 50-летия Библиотечной ассоциации Великобритании:представители библиотечных ассоциаций 15 стран подписали резолюцию обучреждении Международного библиотечного комитета, который считают фундаментомсовременной ИФЛА.
Первым президентом ИФЛАстал один из руководителей Шведской национальной библиотеки – Исак Колийн (IsakCoollijn).
Первая конституция ИФЛАутверждена в 1929 г. в Риме на Международном конгрессе по библиотековедению ибиблиографии, который проходил уже под эгидой ИФЛА. В её работе участвовалиЛ.Б. Хавкина и Г.К. Дерман, директор Библиотеки Коммунистической академии.
С начала своегосуществования новая профессиональная организация – ассоциация библиотечныхассоциаций – стала местом встречи лидеров библиотечного дела Европы иАмерики. И так продолжалось довольно долгое время. Позднее присоединилисьКитай, Индия, Япония, Мексика, Филиппины. Однако ещё в течение 40 лет ИФЛАскромничала и не считала себя действительно международной организацией.
Ещё одна важная веха вистории ИФЛА: в 1947 г. на первой послевоенной конференции в Осло, гдесобрались 52 делегата из 18 стран, было подписано официальное соглашение осотрудничестве между ИФЛА и ЮНЕСКО.
1952-1969 гг. в историиИФЛА памятны как коренной реорганизацией, так и кризисом роста. Кульминациейэтих процессов стало создание Центрального секретариата и открытие в 1970 г. Штаб-квартиры ИФЛА в Гааге. Однако с тех пор ещё дважды ИФЛА реорганизовывалась: в 1977 и в 2000 г.
Своё современноеназвание – InternationalFederationofLibraryAssociationsandInstitutions– Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений – ИФЛА получилав 1976 г.
К настоящему времениИФЛА объединила в своих рядах более 2000 библиотечных ассоциаций, организаций ииндивидуальных членов из 150 стран [6, с. 98-99].
§1.2Политика и цели ИФЛА
 
/>Долгосрочная политика ИФЛА направлена на укрепление роли имиссии Федерации: продвигать лидирующую роль ее членов на благо общества исоздавать идеальную структуру развития библиотечной профессии. Деятельность всехподразделений ИФЛА сфокусирована в области следующих вопросов: роль библиотек иих развитие в контексте культурного и социо-культурного измерения общества;борьба против неграмотности; право личности на доступ к необходимой информации;необходимость заполнения разрыва между богатыми информацией и беднымиинформацией; интеллектуальная свобода и защита от цензуры; информационный рыноки информация как товар; статус профессии; а также влияние новой информационнойтехнологии [1].
Эти программырассчитаны на долгосрочный период. Но существуют и среднесрочные проекты,принимаемые обычно на 3-4 года. Они призваны решать более локальные и частныевопросы. Проекты сегодняшнего дня нацелены на решение наиболее актуальных инеотложных проблем библиотечного сообщества. Среди них:
— решение вопросовавторского права для официальных и правительственных электронных документов стем, чтобы обеспечить режим контроля, учёта, отчислений за пользование идепозитарного хранения аналогично порядку использования традиционных бумажныхизданий;
— всемерноестимулирование использования электронных устройств и их продвижение вбиблиотеки стран третьего мира для расширения масштабов их применения в самыхразличных сферах библиотечной деятельности (от оцифровывания карт докомпьютеризации выпуска национальной библиографии);
— подготовкаспециалистов по электронным технологиям, внедрение интерактивных методовобучения и повышения квалификации библиотечных работников самого различногопрофиля;
— издание ииспользование всевозможных информационно-библиографических банков и баз данныхдля обеспечения электронного доступа к газетам, сериальным и другим некнижнымизданиям, а также развитие учёта электронных документов в национальныхбиблиографиях;
— стимулированиеиспользования компьютерного учёта и контроля операций по межбиблиотечномуабонементу, обмену и комплектованию фондов, в особенности в библиотекахразвивающихся стран;
— разработка ивнедрение стандартов и протоколов для обеспечения информационно-коммуникативныхи библиографических форматов, способствующих преодолению языковых барьеров иунификации постоянно встречающихся имён и заглавий [7, с. 30].
Среднесрочнаяпрограмма ИФЛА является средством, с помощью которого реализуется долгосрочнаяполитика ИФЛА. Все профессиональные группы ИФЛА разрабатывают свои программы насреднесрочной многолетней основе в контексте долгосрочной политики.
ИФЛАспособствует развитию международного сотрудничества, проведению дискуссий иисследований во всех областях библиотечного дела. Деятельность ИФЛА распространяетсяна все направления библиотечной работы. ИФЛА стремится иметь членов во всехстранах и авторитетно представлять библиотечную профессию во всемирноммасштабе. Эти цели, а именно: международный характер организации, всестороннийохват библиотечной деятельности и статус представительства — определяютструктуру и профессиональные программы ИФЛА [1].
§1.3Структура ИФЛА
 
ИФЛАимеет демократическую структуру. Высшим органом является Совет (общее собраниевсех членов). Члены выдвигают кандидатов в Исполнительное бюро, выборыпроводятся на собраниях Совета. Члены имеют также право состоять в секциях и вэтом качестве — предлагать кандидатуры и избирать постоянные комитеты (основныегруппы экспертов) этих секций. Из членов постоянных комитетов формируютсяосновные руководящие органы. В соответствии с действующим Уставом ИФЛА,основными руководящими органами являются Исполнительное и Профессиональноебюро. Исполбюро выполняет административно-управленческие функции, Профбюроосуществляет координацию и планирование профессиональной деятельности. В составИсполнительного бюро входят Президент и семь членов, избираемых на заседанияхСовета, а Президент Профессионального бюро является его членом по должности.Профессиональное бюро включает председателей всех восьми отделов ипредседателя, избираемого из прежнего состава Профбюро его новыми членами.
/>ИФЛА объединяет библиотечные ассоциации, библиотеки ибиблиотекарей независимо от типа библиотеки и специализации. Все они могутнайти в структуре ИФЛА группу, соответствующую их профессиональным интересам.
ИФЛАявляется, вероятно, одной из наиболее привилегированных международныхорганизаций, поскольку материал, с которым работают библиотекари, имеетмеждународный характер. Текущие вопросы — такие, как Универсальныйбиблиографический учет и Международная программа МАРК, Всеобщая доступностьизданий, Сохранность и консервация, Универсальная передача данных ителекоммуникации — столь сложны и тесно взаимосвязаны, что поиск общих решенийсовершенно необходим.
ИФЛАосуществляет свою деятельность посредством двух типов подразделений: с однойстороны, профессиональные группы (34 секции и 11 круглых столов,сгруппированных в 8 отделов), с другой — группы, отвечающие за реализациюмеждународных программ.
Секциии круглые столы — это основные профессиональные подразделения ИФЛА: половина изних сформирована по типам библиотек, другая половина — по видам библиотечнойдеятельности. Члены могут регистрироваться в секции (секциях) по своему выборуи могут выдвигать экспертов в состав постоянных комитетов — основных группбиблиотечных специалистов, которые разрабатывают программы секций иосуществляют контроль за их реализацией. В этих группах работают более 650экспертов, выдвинутых и избранных рядовыми членами.
Имеетсяодин отдел специального назначения, деятельность которого отражает всенаправления работы ИФЛА и выступает в роли катализатора библиотечнойдеятельности в странах «третьего мира» — Отдел региональнойдеятельности.
Профессиональнаяработа пяти основных программ идет под руководством Профессионального бюро исоответственно координируется с работой отделов и секций. Управление политикойи ресурсами, касающимися основных программ, осуществляется Исполнительным бюро.Центры основных программ расположены в национальных учреждениях: Универсальныйбиблиографический учет и международная программа MARC (UBICIM) в Немецкойбиблиотеке, Франкфурт-на-Майне; Всеобщая доступность публикаций (UAP) в Центрепо обеспечению документами Британской библиотеки, Бостон-Спа; Сохранность иконсервация (PAC) в Национальной библиотеке, Париж; Универсальная передачаданных и телекоммуникации (UDT) в Национальной библиотеке Канады, Оттава;Развитие библиотечного дела в третьем мире (ALP) в Уппсальском университете,Швеция.
Впоследние годы были созданы два специальных комитета: (в 1995г.) СпециальныйКомитет ИФЛА по доступу к информации и свободе выражения мыслей (CAIFE) длярассмотрения деятельности ИФЛА по стимулированию свободного потока информации изащите свободы выражения мыслей, и (в 1997г.)Специальный Комитет ИФЛА поавторскому праву и другим вопросам, касающимся законодательства, (CLM) длярасширения деятельности ИФЛА в сфере библиотечного законодательства как вобласти авторского права так и в других областях международногозаконодательства и права, в частности, например, в области права наинтеллектуальную собственность.
Штаб-квартираИФЛА расположена в Гааге, Нидерланды. Секретариат служит центром,контролирующим деятельность отделов, секций, круглых столов и основных программ[1].

§1.4Основные программы ИФЛА
/>/>1) Всеобщаядоступность публикаций (UAP)
UniversalAvailabilityofPublications(UAP)
Цели основной программыUAP:
· обеспечениемаксимально полной доступности для потенциальных потребителей публикаций (тоесть зафиксированных в печатной форме знаний, предназначенных для всеобщегоиспользования), где бы и когда бы ни возникала в них потребность;
· выявлениепричин и обстоятельств, ограничивающих доступность публикаций;
· разработка,осуществление и поддержка мероприятий по улучшению доступности на всех уровнях,от местного до международного, и на всех этапах, от публикации новых материаловдо обеспечения сохранности последних экземпляров.
2) Универсальный библиографический учет и международнаяпрограмма MARC (UBCIM)
UniversalBibliographic Control and International MARC (UBCIM)
Цели основной программыUBCIM:
· координациядеятельности, направленной на развитие автоматизированных систем исовершенствование стандартов в области библиографического учета на национальномуровне, развитие международного обмена библиографической информацией в томчисле путем поддержки профессиональной деятельности соответствующих секций и отделовИФЛА, контроля за соблюдением требований стандартов на библиографическоеописание и машиночитаемый формат, а также выполнения функцииинформационно-посреднического центра по предоставлению информации одеятельности ИФЛА в данной области;
· содействиераспространению формата UNIMARC, координация деятельности специалистов по егосовершенствованию и осуществлению контроля за его соблюдением;
· обеспечениеиздания программ и проектов, касающихся международных библиографическихописаний и машиночитаемых форматов, а также материалы соответствующихконференций и семинаров.
3) Сохранностьиконсервация(PAC)
Preservationand Conservation (PAC)
Цели основной программыPAC:
· обеспечениесохранности всех библиотечных материалов, как опубликованных, так инеопубликованных, на всех видах носителей в целях максимального продления срокаих использования;
· содействиепоиску решения серьезных проблем физического разрушения библиотечных иинформационных материалов;
· содействиеразработке национальных и международных стандартов, имеющих отношение кпроизводству, сохранности и использованию библиотечных материалов;
· всемерноепоощрение инициатив в области сохранности и консервации, предпринимаемых какотдельными учреждениями и странами, так и на международном уровне.
4) Универсальная передача данных и телекоммуникации(UDT)
UniversalDataflow and Telecommunications (UDT)
ЦелиосновнойпрограммыUDT:
· содействиеразвитию электронной передачи данных между библиотеками и их пользователями;
· устранениебарьеров, препятствующих развитию телекоммуникаций;
· осуществлениеконтроля за разработкой и соблюдением международных стандартов по использованиюэлектронных средств передачи данных в библиотеках, информационного обеспеченияв данной области;
· поддержкаи практическое содействие реализации других Основных программ путемиспользования электронных средств передачи данных.
5) Развитие библиотечного дела в странах третьего мира(ALP)
Advancementof Librarianship (ALP)
Основное назначениепрограммы ALP — содействие библиотечной профессии, библиотечным учреждениям, атакже библиотечному и информационному обслуживанию в менее развитых странах.Цели ALP — продвигать поступательное совершенствование библиотечного иинформационного оюслуживания в развивающихся странах, с тем чтобы оно игралоактивную роль в национальном развитии.
Цели ALP на периодсреднесрочной программы:
· оказыватьпомощь библиотечному персоналу, библиотечным школам и библиотечным ассоциациямв программах по подготовке кадров и образованию;
· поощрятьсоздание и развитие библиотечных и информационных служб для населения с особымвниманием к нуждам сельских районов и городских окраин;
· поощрятьбольшее участие библиотек в работе по распространению грамотности и ееподдержку [1].

§1.5Стратегический план ИФЛА 2006–2009
Правление ИФЛАразработало проект стратегического плана ИФЛА.
Стратегическиенаправления:
Столп«Профессия»
ИФЛАбудет помогать библиотекам и информационным службам выполнять их назначение иреагировать на нужды клиента в быстро меняющемся обществе.
1.ИФЛА возглавит совместные действия по созданию руководств и стандартов,обеспечивающих организацию информации и необходимых для обеспечениябеспрепятственного доступа к этой информации сквозь государственные границы исоциальные, культурные и экономические барьеры.
Стратегическиедействия:
a.Дать возможность пользователям искать, идентифицировать, отбирать и получать
информациюс помощью согласованных на международном уровне стандартов и руководств(например, стандартов в области метаданных, библиографического учета, доставкидокументов и т.д.)
b.Создавать руководства и распространять информацию о наиболее успешном опытечерез секции и отделения в целях оказания помощи библиотекам и развитиясотрудничества.
c.Поддерживать идею интегрированного подхода к управлению электронными ресурсами.
d.Способствовать взаимоиспользованию ресурсов, чтобы пользователи библиотек имеливозможность получать нужную им информацию за пределами своих библиотек.
e.Продвигать сотрудничество, взаимоиспользование ресурсов и прямой доступ кресурсам библиотек, музеев и архивов.
f.Разрабатывать и распространять учебные материалы по преподаванию различныхаспектов библиотечного дела, как для теоретических курсов, так и для различногорода профессиональных программ обучения в течение жизни.
2.ИФЛА будет развивать качество библиотечного и информационного обслуживания вовсех частях мира.
Стратегическиедействия:
a.Разрабатывать и распространять программы деятельности секций и дискуссионныхгрупп.
b.Сотрудничать с коллегами и всеми заинтересованными сторонами в библиотекахразвивающихся стран в наращивании профессионального потенциала в библиотечномделе, библиотеках, библиотечных и информационных службах при помощи Программыразвития библиотек в странах третьего мира (ALP).
c.Поддерживать секции и дискуссионные группы ИФЛА в разработке и осуществленииразличных программ и проектов.
3.ИФЛА — источник профессиональных публикаций, оказывающих помощь библиотечным иинформационным учреждениям в вопросах управления, организации и обслуживании.
Стратегическиедействия:
a.Оживление работы IFLANET в целях профессионального развития и обмена опытом.
b.Выпуск печатных и электронных публикации на темы, имеющие приоритетныйпрофессиональный интерес, и на возможно большем количестве языков (IFLAJournal, отчеты ИФЛА (зеленая серия), отчеты секций)
4.ИФЛА будет укреплять библиотечные ассоциации особенно в развивающихся странах.
Стратегическиедействия:
a.Развивать и распространять программу GLAD (Развитие программы глобальнойбиблиотечной ассоциации).
b.Подготавливать и проводить семинары и другие обучающие мероприятия поподготовке сотрудников и руководителей национальных библиотечных ассоциаций сцелью обеспечения демократического, эффективного и результативного руководстваэтими ассоциациями
c.Разработать серию руководств для ассоциаций по определению потенциальныхчленов, увеличению их числа и поддержке членов ИФЛА (в особенности, молодыхпрофессионалов).
5.ИФЛА будет оказывать поддержку библиотекам и информационным службам,пострадавшим в ходе природных бедствий, а также катастроф, вызванныххалатностью или вооруженными конфликтами.
Стратегическиедействия:
a.Публиковать руководства по предотвращению катастроф и восстановлению послебедствий.
b.Продвигать принципы защиты культурного наследия, в особенности в периодвооруженных конфликтов (Международный комитет «Голубой щит», ICBS).
c.Предоставлять поддержку и помощь в случае возможных последующих бедствий.
Столп«Общество»
ИФЛА,работая с библиотечными и информационными службами всего мира, будет помогатьнаселению мира создавать и участвовать в жизни справедливого информационногообщества, использовать в своей повседневной жизни право на свободу доступа кинформации и свободу высказывания.
6.ИФЛА будет развивать и осуществлять эффективную программу поддержки библиотек,библиотекарей и пользователей библиотек во всем мире.
Стратегическиедействия:
а.Обеспечить возможность поддержки в Штаб_квартире ИФЛА и разработать компаниюподдержки по следующим темам:
✔Свобода доступа к информации и свобода высказывания и реализация этих свобод вбиблиотеках и информационных службах о Равенстве в области авторского права;обмен потоками информации между богатыми и бедными нациями; интеллектуальнаясобственность.
✔Включение процессов, обеспечивающих доступ к информации в информационномобществе, и создание общества информации и знаний.
b.Укреплять возможности ИФЛА по лоббированию своих интересов посредствомконсолидации и партнерства.
c.Продвигать выполнения рекомендаций Саммита.
d.Провести компанию «Библиотеки на повестке дня».
e.Продвигать чтение, развивать информационную грамотность и непрерывноеобразование как ключевые направления создания информационного общества.
f.Поддерживать основное право на медицинское обслуживание посредством программобучения по доступу к мировой профессиональной и потребительской информации.
7.ИФЛА будет существенно воздействовать на международную политику и практику включевых вопросах, имеющих отношение к библиотечным и информационным службам.
Стратегическиедействия:
a.Воздействовать на международное законодательство в области авторского права иинтеллектуальной собственности с тем, чтобы все пользователи библиотек моглииметь доступ к информации в соответствии с принципами законного использования(CLM).
b.Продвигать требования уважать право доступа к информации и свободе высказывания(FAIFE).
c.Содействовать защите и доступу к информационным и культурным источникам во всеммире (FAIFE, ALP, РАС, Международный комитет «Голубой щит», Всемирнаяэлектронная библиотека).
Столп« Членство»
ИФЛАдолжна управляться на хорошем уровне и предоставлять своим членам различныеуслуги посредством эффективных коммуникаций, базовых программ и возможностейдля обучения, что позволит им совершенствовать качество обслуживанияпользователей.
8.ИФЛА будет систематически и эффективно поддерживать связь с отделами, секциямии дискуссионными группами, а также с новыми и потенциальными членами.
Стратегическиедействия:
a.Внедрять ассертивный менеджмент в обслуживание своих членов и корпоративныхпартнеров, в набор новых членов посредством возобновления членства вэлектронной форме
b.Создавать электронные новостные бюллетени, предназначенные офицерам и членамИФЛА.
c.Улучшать коммуникации и услуги, оказываемые офицерам секций, включаяорганизацию ориентации новых офицеров и создание дискуссионных форумов (списковрассылки) для офицеров.
d.Постоянно и систематически отслеживать потребности и пожелания наших членов;начиная с 2007 г. организовать опрос членов ИФЛА и в последующие годысистематически проводить подобные исследования.
e.Вслед за первым обследованием разработать интегрированную коммуникационнуюстратегию и план, которые касались бы также «косвенных» членов ИФЛА (членовбиблиотечных ассоциаций и сотрудников членов учреждений).
f.Разработать инструментарий для отделов, секций и дискуссионных групп длявыявления потенциального рынка членов, набора новых членов и продлениячленства.
9.ИФЛА будет проводить различные форумы и другие мероприятия для сетевогосотрудничества, чтобы содействовать профессиональному развитию нынешних ибудущих членов ИФЛА.
Стратегическиедействия:
a.Ежегодно проводить качественно организованные Всемирные библиотечные иинформационные конгрессы, выгодные в финансовом плане для ИФЛА, но в то жевремя приемлемые по затратам для членов ИФЛА.
b.Разрабатывать постоянные базовые образовательные программы и другие проекты,которые бы позволили участникам ИФЛА совершенствовать знания в своейпрофессиональной сфере и международном библиотечном деле.
c.Продвигать другие мероприятия и встречи под эгидой ИФЛА, которые позволятучастникам обменяться идеями и опытом.
d.Увеличить степень вовлеченности в работу.
10.ИФЛА будет эффективно управлять Федерацией, Штаб-квартирой и другимиструктурами для удовлетворения потребностей своих настоящих и будущих членов.
Стратегическиедействия:
a.Увеличить уровень профессионализма всех офицеров ИФЛА для обеспечения еестратегических направлений и действий.
b.Постоянно совершенствовать системы информационных технологий ИФЛА дляобеспечения качественной и быстрой связи, включая интеграцию баз данных иразработку нового дизайна сайта ИФЛА, являющегося основным инструментомуправления и связи.
11.Средства, полученные ИФЛА за счет увеличенных регистрационных взносов ипривлеченных средств, будут идти на поддержку и улучшение обслуживаниянастоящих и будущих членов.
Стратегическиедействия:
a.Эффективно и разумно распределять и распоряжаться средствами ИФЛА длядостижения целей Федерации.
b.Осуществлять набор новых членов как из стран, традиционно сотрудничающих сИФЛА, так и из стран, еще не представленных в Федерации.
c.Осуществлять набор дополнительных членов и корпоративных партнеров.
d.Разработать разветвленную, основательную и стабильную сеть привлечениядополнительных источников.
12.ИФЛА проанализирует свою структуру (включая Устав, Основные программы, числосекций).
Стратегическиедействия:
a.Пересмотреть работу секций и профессиональных групп, основываясь на подходе«жизненный цикл», модернизировать и усовершенствовать ИФЛА.
b.Изучить и пересмотреть Устав ИФЛА.
c.Пересмотреть работу Основных программ в целях их диверсификации и гибкости [4,с. 7-9].

2.«Рабочие моменты» Федерации
В жизни любойорганизации наступает момент, когда для её развития требуются новые стимулы,иногда коренные изменения. То, что было хорошо, к примеру, в 70-е гг., не годитсясегодня, в начале нового века [3, с. 78]. Поэтому эта международная организация(ИФЛА) ежегодно проводит конференции, на которых рассматриваются новыепредложения по улучшению качества работы библиотечных специалистов.
Одной из особенностейразвития библиотечной сферы России последних лет является быстро сокращающийсяразрыв между библиотеками России и принятыми международным сообществомэталонами [5, с. 12].
Следует также заметить,что в нынешнем образовании происходит процесс стандартизации и огромноевнимание уделяется документам в области библиотечно-информационногообразования. Опираясь на эти документы, раскрывается сущность требований кразличным аспектам подготовки: документам, учебному процессу,профессорско-преподавательскому составу, материально-технической базе учебногозаведения, готовящего библиотечно-информационные кадры.
Заслуга в формированииоснов стандартизации библиотечного образования принадлежит М. Дьюи. Благодаряему Американская библиотечная ассоциация с 1924 г. начала проводить аккредитацию программ. С этого времени обучение по аккредитованнойАмериканской библиотечной ассоциацией программе стало обязательным требованиемдля профессиональной работы. Поэтому ИФЛА главным аспектом своей деятельностисчитает активное участие в создании международных стандартов в областибиблиотечно-информационного образования. Первый стандарт для библиотечных школбыл утверждён на 42-й сессии Генерального совета ИФЛА в 1976 г. в Лозанне, где рассматривались важнейшие принципы, структура понятий и средств в сферемеждународного библиотечного образования. В данном документе установленыкритерии, применимые в любом национальном контексте.
Важным шагом в этомнаправлении явилось утверждение на 66-й сессии ИФЛА в 2000 г. в Иерусалиме «Основных направлений развития профессиональных программбиблиотечно-информационного образования», подготовленных на основепересмотренного стандарта для библиотечных школ 1976 г. рабочей группой, в которую входили Эвелин Даниел, Сьюзан Лазингер и Оле Харбо. Документсодержит новые требования к профессии библиотекаря.Если стандарт 1976 г. по библиотечно-информационному образованию был направлен на развитие коллекций книг и другихматериалов в стенах библиотек и предназначен для людей, которые училисьотбирать, комплектовать организовывать, хранить и распространять бумажныематериалы, то в новом документе библиотека не рассматривается, как коллекциядокументов, собранных в одном месте. Библиотекарь должен широко использоватьглобальные информационные компьютерные сети для обеспечения пользователейразличной информацией. Отмечается, что библиотечно-информационное образованиедолжно удовлетворять потребности страны в политическом, социальном,экономическом и техническом развитии и учитывать особенности учреждения, гдепроходит обучение. Учебное заведение (по международной терминологии – школа)осуществляет на университетском уровне подготовку бакалавров, магистров идокторов наук согласно международной классификации ЮНЕСКО (ISCED).
В документах школычётко определяются цели, задачи, методология, принципы, методы, уровеньподготовки библиотечно-информационных работников, а также область их специализации.Цели и задачи обучения базируются на образовательной политике страны,утверждаются вышестоящими органами и должны быть известны общественности.
Серьёзные требованияпредъявляются к вузовской документации. В учебном плане отражаются цели, содержание,методы и результаты обучения. Наряду с теоретическими, он предусматривает ипрактические курсы, содержание которых раскрывается в программах.
Программы учебныхкурсов направлены на профессиональную подготовку студентов и должны включатьнаиболее важные компоненты знаний, умений и навыков с учётом требованийгосударственных органов в области образования и профессиональных ассоциацийстраны. В них должен быть представлен международный уровень знаний как поотдельным темам, так и по главным вопросам. По мере необходимости программыдолжны пересматриваться.
Для осуществленияучебного процесса необходимо соответствующее помещение и оборудование.Профессорско-преподавательский состав и студенты должны иметь открытый доступ кресурсам Интернет, компьютерному оборудованию, программному обеспечению имультимедийным ресурсам для обучения и научных исследований. В учебном планедля библиотечно-информационного образования необходимо предусмотретьобщеобразовательные дисциплины и практику. Благодаря производственной практикезакрепляются знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения.
Документы ИФЛАрекомендуют регулярно пересматривать планы, где учитываются интересы студентови преподавателей, а также работодателей, практиков и профессиональныхассоциаций. Для этого предлагается регулярно проводить разнообразные опросы,особенно среди студентов.
Указанные задачи можетрешить профессорско-преподавательский состав, обладающий высокой квалификациейи значительным профессиональным опытом. Педагоги должны иметь научные степени иучёные звания в области библиотековедения и информатики, а также владеть новымиинформационными технологиями, методикой обучения. Следовательно, у штатныхработников должна быть квалификация как минимум третьего уровня поклассификации ЮНЕСКО: это кандидаты и доктора наук. Желательно, чтобыпреподаватели имели различные специализации, разнообразный профессиональныйопыт и принадлежали к разным научным школам. На одного штатного преподавателядолжно быть не больше 12 студентов.
В библиотечно-информационныхшколах нужны образцовые библиотеки, с большими и хорошо подобранными фондами,которые могут обеспечить все курсы, читаемые в этом учреждении, а такженаучно-исследовательскую работу преподавателей и студентов. Число томов наодного студент не должно быть ниже, чем в аналогичных вузах страны. Требуетсяхорошая коллекция книг по библиотековедению, библиографоведению, информатике,которая должна представлять полный репертуар как отечественных изданий, так изарубежных на английском, немецком, французском языках. Особенно тщательноследует подбирать специальные, профессиональные журналы, а также ежегодныеотчёты ЮНЕСКО, ИФЛА, ИСО и документы других международных организаций.Желательно иметь литературу и для повышения квалификации библиотечных работников.
Собрание документовразмещается как в фундаментальной библиотеке, так и в кабинетах кафедр.Комплектование осуществляется совместно работниками библиотеки ипреподавателями. В библиотеке должны быть представлены компьютерные технологии,обеспечивающие доступ к глобальным информационным компьютерным сетям, а такжеработу с электронными документами любых форм и модификаций.
Деятельностьбиблиотеки, укомплектованной библиотекарями высшей квалификации, должна вестисьна высоком профессиональном уровне, так как она является базой для практикистудентов.
В ряде странпериодически проводится оценка работы библиотечно-информационных школ насоответствие их национальным стандартам. Школа, деятельность которой отвечаетстандарту, определяется как аккредитованная. Аккредитованные школы имеютпреимущество перед неаккредитованными при отборе студентов и лучшихпреподавателей, а также распределении выпускников на лучшие библиотечныедолжности. Это хороший стимул для более слабых школ улучшить свою деятельность.
ИФЛА предлагает двапути внедрения международных стандартов:
1)Страна или регион через профессиональные школы следует «Основным направлениямразвития профессиональных программ библиотечно-информационного образования». Вэтом случае школа конкретной страны или региона отвечает перед своими органамивласти за реализацию этих критериев; награды и стимулы соответствуютнациональному или региональному уровню.
2)Отдельные школы просят помощи в определении соответствия своей деятельностистандартам, в получении аккредитации ИФЛА.
Реализациятакого плана достаточно сложна, но она привела бы к получению международнойквалификации в области библиотечно-информационных наук [2, с. 135-138].
ИФЛА считает, что вселюди обладают правом на создание и доступность информации, на открытоевыражение своих взглядов, и именно поэтому крайне важным признаётся содействиеразвитию информационной грамотности и непрерывности образования.
Также ИФЛА стремитсяоказывать влияние на политические и экономические решения, имеющие этическоеинформационное значение. Уделяется особое внимание охране прав интеллектуальнойсобственности библиотек и авторов.
ИФЛА также всестороннепомогает развитию коллективных ресурсов и придаёт большое значение сохранениюинтеллектуального наследия. Также в зону интересов Федерации входят улучшениепрофессиональной подготовки кадров и инфраструктуры библиотечных организаций,представление интересов библиотек на рынке технологий [5, с. 12].

Заключение
Изучив основные моментыдеятельности, цели, задачи, структуру и основные программы Международнойорганизации ИФЛА, я могу сделать вывод, что сотрудничество библиотечныхассоциаций с ИФЛА является конструктивным, взаимовыгодным и перспективнымделом. Помимо этого я могу заметить, что эта организация динамично развиваетсяи становится всё более востребованной. Также обеспечивается возможностьприменения зарубежного и международного опыта в практику работы библиотек.Замечательно также то, что опыт различных библиотек доводится и обсуждается намеждународном уровне, обеспечивается возможность международного сотрудничествабиблиотек, прежде всего с целью создания единого международного пространства,равного доступа к информации в различных странах и регионах.
Можно также отметить,что в условиях происходящих процессов глобализации и реально расширяющегосяинформационного неравенства участие библиотек в работе ИФЛА носит, в том числеи политический характер, так как, решая профессиональные проблемы,представляются интересы и права граждан на доступность информации вмеждународных библиотечно-информационных сетях.

Списокиспользованной литературы
1. www.ifla.org
2. АкуличЮ.В. Международные требования к библиотечно-информационному образованию / Ю.В. Акулич// Библиография. – 2002. — №3.
3. БакунД.Н. На земле обетованной: 66-я генеральная конференция профессиональногосообщества [Текст] / Д.Н. Бакун, В. Крахотина, О. Толстикова // Библиотека –2001. — №3.
4. ГайшунИ.В. Стратегический план ИФЛА 2006-2009 [Текст] / И.В. Гайшун, Г.А. Кисловская,Е.А. Шибаева // Школьная библиотека. – 2006. — №7.
5. ЗайцевВ.Н. И представительство, и активное участие [Текст] / В.Н. Зайцев //Библиотека. – 2005. — №4.
6. ЗемсковА.И. ИФЛА – 2002 [Текст] / А.И. Земсков, Н.П. Павлова // Научные и техническиебиблиотеки. – 2003. — №1.
7. СухоруковК. Конференция ИФЛА в Иерусалиме [Текст] / К. Сухоруков // Книжное дело. –2000. – №4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Астафьев в п В чем истинная красота человека по рассказу в астафьева фотография на которой меня
Реферат Хемосинтез і фотосинтез
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Лэндл"
Реферат Гемоглобин эритроцитарных мембран человека
Реферат Царские реформы в Казахстане во второй половине XIX в. Проникновение капиталистических отношений
Реферат Спецификация финансового учета и отчетности в некоммерческий, общественных и религиозных организациях
Реферат Пастернак БЛ и его роман Доктор Живаго
Реферат Рынок капитала и особенности его развития в современной российской экономике
Реферат Генная инженерия: возможности и перспективы
Реферат Определение оптимального по квадратичному критерию качества программного управляющего воздействия
Реферат Идеальное - реально
Реферат Сравнительное иследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классах
Реферат Неправомірне використання виборчих бюлетенів підлог виборчих документів або неправильний підрах
Реферат Особенности коррекционной работы по формированию навыков звукоанализа и синтеза
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "РегионЛесСтрой"