Историякружевоплетения на Руси
Кружевоплетение — один из самыхизысканных видов прикладного искусства. Считается, что техника плетения накоклюшках была изобретена на Западе в Италии не ранее второй половины XV в., апозднее распространилась по всей Европе. Наиболее древними европейскимицентрами, помимо Италии, были Фландрия, Франция и Испания — В России же кружевабыли привозными весь XVI и первую половину XVII в. Собственное жекружевоплетение предположительно появилось лишь во второй половине XVII в. вцарицыной Мастерской палате в Москве, в домашних мастерских царевен, княжеских светлицах- Существует также предание о начале кружевоплетения в тот же период в вМакарьевом монастыре города Калязина, завезённое, во время переселения тудацарицы Марии Ильинишны со всем своим штатом дворцовых мастериц, когда в Москвесвирепствовала моровая язва — Однако предание о Калязине не подкреплено пока ниархивными, ни материальными свидетельствами.
Вместе с тем плетение как таковое,известно было на Руси в глубоком средневековье. Многочисленные памятникиприкладного искусства и архитектуры IX .XV вв. декорированы разнообразнымиплетёнками. К сожалению, нитяное плетение этого времени до нас почти не дошлоза исключением весьма небольшого числа памятников. К ним относится образец изСуздаля, датированный XII в., служивший петлями для рубахи. Плетение выполненоиз золотного шнура. Интересно то обстоятельство, что орнамент его очень близокузору резного пояска на Дмитровском соборе во Владимире и инициалам рукописныхкниг XII — XIII вв. и тем доказывает факт бытования нитяных плетёнок наряду сих изображениями.
Примером раннего бытования плетенияна Руси может служить также волосник царицы Софьи Палеолог, найденный в еёпогребении. Более всего он близок технике макраме. Волосники, обнаруженные вдругих погребениях, представляют образец филейной работы.
В технике же плетения на коклюшках изизвестных науке образцов раннего русского кружева выполнены лишь прошвы и краяплатков и полотенец работы московской царицыной Мастерской палаты. Эти изделиядатированы 1670 — 1690-ми гг. XVII столетия. Известно также, что в Ростове вовторой половине XVII в. существовала золотошвейная мастерская Марии Луговской,жены князя Алексея Ивановича Луговского — В собрании Ростовского музея естьнесколько предметов работы этой мастерской. Все они — образцы лицевого шитья идатируются 1660-ми годами. С указанной мастерской связывается намипроисхождение четырёх видов серебряного кружева, обнаруженных в фондахростовского музея. Они располагаются на фелони XVII в., происходящей из селаУгодичи — вотчины князей Луговских. Музей имеет две фелони XVII в.,происходящие из этого села. Оплечье одной из них в несколько огрублённомварианте повторяет орнамент другой, более искусной работы. На этой фелони ирасположены указанные кружева. Характерные вытертости на ткани заставляютпредположить, что они были на этом месте изначально. Исследователь творчествамастерской Марии Луговской В.Г. Пуцко указывает на такую его характерную черту,как подражательность. Именно подражательным является орнамент нарассматриваемой фелони. Это также одна из причин, заставляющих отнести этуфелонь к мастерской Луговских. Другой характерной чертой его этот же авторсчитает нарочитую архаизацию в манере шитья. Обнаруженные нами кружева такжеотличаются архаичностью рисунка. Близкие им образцы содержит сборник моделейФрошауэра .New Modеllbuch., распространённый в Германии в 1561-1562 гг. Потехнике исполнения эти кружева относятся к плетешковым, т. е все элементыорнамента выведены плетешками, что также свидетельствует об их архаизме.Возможно, что это самые ранние из сохранившихся образцов русского кружева иединственный пример произведений княжеской светлицы.
О дальнейшем развитии кружевоплетенияв Ростове мы не имеем многочисленных свидетельств. Мы можем догадываться, что вначале XVIII в. оно существовало также. На это указывает одно из названий видовкружев бытовавших здесь: «фантажное». Фантаж — это модное кружевноеукрашение причёсок в эпоху Петра I.
О развитии русского кружевоплетения вXVIII обширных сведений также нет. Существует предание, что Пётр I в 1725 гвывез из Брабанта кружевниц и разместил их в Москве в Новодевичьем монастыредля обучения там бесприютных детей. Отсюда кружевоплетение получило широкоераспространение.
В 1883 г. была опубликована работарусского учёного иностранного происхождения Иоганна Готлиба Георги «Опобочных крестьянских работах».
Работа эта была написана им спустядесять лет после экспедиции по стране, во время которой он вёл записи, в томчисле, и о бытовавших на местах промыслах.
Георги пишет: «Многие крестьянеумеют весьма изрядно плести не токмо узкие, но и широкие кружева, коимиукрашают свои платки, скатерти и прочее. Вместо булавок для прикрепления кподушке употребляют они отчасти рыбные кости и пр. Плетение сие заслуживаетболее быть известно, поелику оно для девушек полезное упражнение и товар сейхорошо расходится. При поправлении обряда прядения и плетение по доброте нитокбудет лучше, особливо когда мы вместе будем стараться и о хорошем сколковомвкусе».
Исходя из его труда, можнопредположить, что вышесказанное можно отнести к центральным и северным районамстраны. Вероятно, речь идёт о наиболее старых русских центрах кружевоплетения,т.к. следует также учесть, что на момент описания Георги промысел был ужевполне утвердившимся и распространённым, для чего требовалось время — какминимум, десять-двадцать лет на его появление, становление и развитие.Следовательно, речь идёт примерно о середине XVIII в. В крестьянскую средупромысел был, очевидно, занесён дворовыми крепостными девушками — плетеямипомещичьих домашних мастерских, где это искусство было освоено ещё ранее.
Ростов — один из самых древнихцентров. К тому же в здешних местах, как и по всей Ярославщине были развитывыращивание и обработка льна — материала используемого крестьянами длякружевоплетения. Ростовские мастерицы последней четверти XIX в. утверждали, чтов здешних местах прежде плели только изо льна. Поэтому наблюдения Георги, визвестной степени, касаются и Ростова.
Какие плели кружева здесь в XVIIIв." Как они выглядели. К сожалению, на сегодняшний день нам мало об этомизвестно. Сохранившиеся образцы плетения относятся лишь к концу XVIII в.
В большой моде в этот период быликружева — «подишпаны». Подишпаны — разновидность гипюров, плетёных, ачаще шитых иглой без фоновой решётки. Кружева эти были разнообразными, и срединих были такие, которые носили название французских. Образцы таких впервыеобнаружила в коллекции Загорского, а ныне Сергиево-посадского музея-заповедникаГ. К. Баранова и опубликовала в каталоге, изданном в1993. Эти подишпаны шиты почтицеликом из серебряной бити.
В музее Ростова хранятся двакресчатых покровца и воздух из Рождественского монастыря. Они выполнены такжеиз серебряной бити в технике шитья иглой. По своему внешнему виду они ближевсего к упомянутым выше французским подышпанам г. В сравнении ссергиево-посадскими образцами, ростовские несколько грубее, из более широкой иразной фактуры бити: блестящей, матовой, тиснёной и отличающейся по оттенку. Внекоторых местах отчётливо видно, что там, где не хватило бити определённой фактурыи оттенка, продолжили шить такой, какая была под рукой. На наш взгляд, это,возможно, указывает на их местное происхождение и может быть даже в том жемонастыре. Исследование их дело будущего. Эти подышпаны датируются серединойXVIII в.
Известно также, что в это время вРостове выплетали кружева не только мерные, но и штучные. Последние носилиназвание «Nachttisch» и служили столешниками и накамодниками. Этоназвание не раз встречается в дневниках архиепископа ярославского и ростовскогоАрсения (Верещагина) -
Ростов в XVIII — первой четверти XIXвв. был городом купеческим. Сословие купцов составляло процентное большинствоего населения… Купеческие жёны вели затворнический образ жизни, занимаясьхозяйством и рукоделием. Одним из занятий было кружевоплетение. Об этомповествует неизвестное широкому кругу читателей рукописное художественноепроизведение «Сын купца», хранящееся в архиве ростовскогомузея-заповедника. Хоть произведение и художественное, однако, из содержанияего очевидно, что речь идёт о Ростове, который выведен под названием города«Р», стоящего на берегу озера. Названия же местных сёл и вовсе неизменены.
В этом труде говорится также, чтосколки для кружев брали у игуменьи местного женского монастыря.
В Ростове действительно существовал исуществует ныне женский монастырь во имя Рождества Богородицы.Приходо-расходные книги его рубежа XVIII — XIX вв. веков свидетельствуют, чтодействительно здесь плели кружевные концы полотенец. Материалом для них служилильняные нити.
Образцы кружев этого периода,демонстрируют нам образцы высочайшего мастерства ростовских кружевниц. Онивыполнены из очень тонких льняных ниток, изысканы по рисунку и отличаютсябезупречностью исполнения. Характерной особенностью плетения ростовских гипюровявляется оригинальная фоновая решётка, составленная из изящных ажурных крестов.В позднейшей литературе о ростовском кружевоплетении она получила название«Ростовская решётка» или решётка «Ростовский крест» — Особенность этой решётки, на наш взгляд, говорит о её монастырской разработке.Позднее, с открытием в 1883 г в Петербурге Мариинской практической школыкружевниц, она была взята на вооружение её воспитанницами и получила широкоераспространение. Широкое употребление получил также отдельный элемент, изкоторого она состоит.
Коллекция ростовского музея имееттакже примеры крестьянской кружевной работы конца XVIII — первой четверти XIXвв. Это также концы льняных полотенец. Образцы эти с одной стороны являютсяотражением народных орнаментальных традиций, с другой носят явное влияниевкусов времени.
На Руси издревлекружево создавалось двумя различными по технологии способами, а именно парным исцепным способом.
Слово «кружево» впервыепоявляется в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерскимкоролем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскимиошит» (Ипатьевская летопись, litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm). Вдуховной грамоте XV века говорится о ларце «с костьми, а в нем каймы икруживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя ВасилияБорисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукавасожены… да круживо на портищо шито золотом да серебром...». Кружево было непременной частью приданого. Вприданом Гликерии Ивановой Задонской из Вологодской земли перечислены:«телогрея, камка цветная на лисьих лапах, с круживом кованым – цена 10 рублей;да охабень алый… с круживом серебряным кованым – 10 рублей...» (1641). Вдокументах сговора Мавры Суворовой и Силы Пушкина из Твери (1694) упоминается«шуба камчатая, мех белей, круживо кушащатое с серебром; шуба камчатая луданая,мех лисей, пугвицы канительныя с круживом с серебряным, с золотом; шубатафтеная желтая, мех белей, с круживом, пугвицы серебряныя, круживо немецкое;шуба тафтяная, струйчатая, алая с круживом...». В сговорной грамоте 1612 годакрестьянина Марка Скоровского из Вологодской епархии и Милавы Окинфиевойупоминаются «две шапки женских камчатых, лазорева да красная, одна с круживомжемчюжным...». Все эти примеры взяты из замечательной книги Софии Давыдовой«Русское кружево и русские кружевницы» (1892). «Переезжая из одного центра вдругой, – писала С. Давыдова в своей книге, – я постоянно имела дело с самимимастерицами; мне приходилось входить в их избы и дома, приглядываться к их обстановке,вслушиваться в их рассказы и воспоминания, изучать их нравы и обычаи – словом,пожить с ними их жизнью». В результате кропотливой исследовательской работыбыла написана книга с очень ценным приложением – атласом из 77 таблиц с 270рисунками по истории кружев в России.
В России термин«кружево» не сразу получил современное значение. Изначально в русском быту подэтим словом понимали самые разные отделки, с помощью которых «кружили», т.е.украшали край одежды или какие-либо другие вещи из ткани. Это могли бытьвышивка, тесьма, низки жемчуга или самоцветов. Новый вид рукоделия – плетениеузора из нитей на коклюшках – привезен в Россию из Западной Европы в началеXVII века, где кружевоплетение появилось во второй половине XVI века (до этогобыли известны лишь шитые кружева). Вот тогда-то слово «кружево» укрепилосьименно за сплетенными ажурными изделиями, не имеющими тканой основы. Имя Софьи Александровны Давыдовой (1842 г.– 1915г.) узкий круг специалистов связывает обычно с организацией знаменитой Мариинскойшколы кружевниц и её фундаментальным трудом «Русское кружево и русскиекружевницы», удостоенным премии Императорской Академией наук. Между тем,заслуги её в становлении женских профессий в России трудно переоценить. Онастояла во главе всего кустарного кружевного дела в России, и во главе женскогопрофессионального образования, принимая непосредственное участие в устройствепрофессиональных и промышленных женских школ в разных городах России, всиротских домах помогала организовывать классы учительниц рукоделия, учреждалашколы учительниц домоводства. В 1900 году она была назначена членомУчредительного комитета Министерства народного просвещения по техническому ипрофессиональному образованию. Перечень печатных трудов Софьи Александровнысодержит 33 наименования.
Неоценимой заслугойСофьи Александровны является ее пропаганда изделий русских кружевниц намеждународной арене. В 1889 году на Международном промышленном Конгрессе вПариже Софья Александровна представляла Россию и была удостоена звания «Officierde L? Instruction publique», в1893 году она получила звание почетного членаКонгресса женского труда в Чикаго. Усилиям Софьи Александровны по воспитаниюкружевниц в Мариинской школе мы обязаны тем, что кружева России вошли в общуюисторию культуры и утвердились под названием «русское кружево». Это случилосьпосле присуждения кружевным изделиям России Grand-prix на Всемирной выставке вПариже в 1900 году «за выдающуюся красоту старинного рисунка». Центрыкружевоплетения, существовавшие в Советское время в Вологде, Рязани, Кирове иЕльце, были основаны еще под руководством Попечительского Совета,возглавляемого Софьей Александровной. Помимо практической деятельности С.А.совместно с директором Мариинской школы, Е.Е.Новосильцевой, по настояниюВ.В.Стасова и при содействии главного хранителя Императорского Эрмитажа В.ГБока вели исследовательскую работу по истории происхождения плетеных кружев,пытаясь воспроизвести плетение коптских шапочек из Египта, котороеискусствоведами считалось самой архаичной технологией плетеных кружев.
Посвятив себя изучениюрусского народного искусства, объездила в 1879 — 1883 гг. внутренние губернии,с целью ознакомления с русской кружевной промышленностью. Результаты этогознакомства Давыдова печатала в «Трудах комиссии по исследованию кустарногопроизводства в России» (тома V — XV). В 1892 г. появилось роскошное(in-folio) издание Давыдовой: «Русское кружево и русские кружевницы».В 1887 г. ею издано «Руководство для преподавания рукоделий в школах»,в последних изданиях дополненное «Методическими указаниями»; в 1907г. — «Альбом русских кружев». Несколько раз Давыдова получалакомандировки в губернии России и за границу, а также в Среднюю Азию и Бухару. В1892 г. организовала женские работы в наиболее пострадавших от голода уездахВоронежской и Нижегородской губерний. Устроила, при содействии министерствагосударственных имуществ, ряд школ пряденья, тканья и вышиванья, принимаетактивное участие во многих женских обществах и особенно известна деятельностьюпо распространению женского профессионального образования. Член ученогокомитета министерства народного просвещения по профессиональному образованию икустарного комитета при главном управлении земледелия.Мариинская практическая школа кружевниц-первое в России профессиональноеучебное заведение для женщин, обладавшее мощной педагогической и практическойбазой. Оно готовило мастеров — преподавателей кружевоплетения для всейевропейской части России. Возникновение подобнойшколы не было случайностью. Ему способствовал особый период в истории России,когда усилия, направленные на улучшение жизни беднейших слоев населения, вособенности крестьянства, находили горячую поддержку общественности и, чтосамое главное – поддержку в высших эшелонах власти. Это был период правленияАлександра III. Александр III поощрял все, что было связано с развитиемотечественной кустарной промышленности. Среди женских кустарных промысловкружевоплетение занимало ведущее место. Очевидно, поэтому в первую очередьименно оно и нашло свою патронессу-вдохновительницу – Софью АлександровнуДавыдову. Школа, получила название Мариинской в честь своей покровительницы –императрицы Марии Федоровны. Школа находилась в ведомстве Министерствафинансов, а затем – Министерства торговли и промышленности; управлялась Попечительнымкомитетом, состоящим из председательницы, помощницы и члена от министерства. ВПопечительном комитете в разное время работали: баронесса Э. Ф. Раден, Е.А.Нарышкина, кнг. М. А. Шаховская, Н. А.Огарева, Е. Н.Половцова и др. Сама С.А. Давыдова вначале была помощницей председательницы Попечительного комитета, с1908 – председательницей.
Цель, которую ставилаперед собой школа, заключалась в том, чтобы помочь мастерицам из внутреннихгуберний России совершенствоваться в технических приемах их ремесла, образоватьсвой вкус и упражняться в рисовании кружевных узоров и составления сколков. Повозвращении ученицы обязаны были обучать своих односельчанок приемам плетения ираспространять среди них новые образцы кружев. С таким планом устройства школыС.А.Давыдова обратилась к баронессе Э.Ф. Раден, на которую были возложеныпоручения, касавшиеся женских заведений ведомства Императрицы Марии, и присодействии Министра финансов Н. Х. Бунге и директора Технологического институтаН. П. Ильина были окончательно разработаны правила для школы кружевниц,утвержденные затем министром. С 1890, помимокружевоплетения, в школе начали преподавать также ковроделие и вышивку. Сюдапринимались взрослые мастерицы на срок от 1 года до 2-х лет. Во времяпребывания в школе они пользовались готовой квартирой, полным содержанием и,сверх того, каждая получала по 50 рублей в год (средний заработок кружевницы впровинции) для личных расходов. Путевые расходы от места жительства мастериц доС.-Петербурга и обратно производились за счет школы. По возвращении на родинувыпускницы были обязаны обучатьодносельчанок приемам плетения. Поначалу в школеучилось всего несколько мастериц, к 1908 их число увеличилось до 40. Всего с1883 по 1908 школу закончили 834 мастерицы, в дальнейшем ежегодно ихвыпускалось около 20. С 1890 г в школе начали преподавать ковроделие и вышивку.До 1901 года школу возглавляла опытный педагог Е.Е. Новосильцева, а с 1908 г.Е.Н. Воробьева В 1890-е при школе открыли платные курсы для всех желающих, гдекружевоплетению обучали сами ученицы. Школа не имела собственного здания инеоднократно меняла адрес (Кирочная ул., 8; Знаменская, ныне ул. Восстания,ул., 18; Невский пр., 147; Старорусская ул., 5). В 1916, после смерти С. А.Давыдовой, начальница школы М. С. Орлова, ввиду предполагаемой эвакуацииПетрограда, перевела заведение в свое имение в Рязанской губернии. Вскоре послебольшевистской революции школа была закрыта. Программазанятий была рассчитана на 3 года. В качестве преподавателей ПопечительныйКомитет приглашал высоких профессионалов. Об успехах школы можно судить поперечню наград на выставках, в которых принимала участие школа: 1885 г. –ремесленная выставка в СПб, 1888 г. – Международная выставка к Копенгагене,1893 г. – Колумбова выставка в Чикаго, 1894 – Международная выставка вАнтверпене, 1896 г. – Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде, 1897 г. –Международная выставка в Антверпене, 1900 г. – Всемирная выставка в Париже,1901 г. – выставка в Глазго, 1902 г. – Всероссийская кустарная выставка в СПб Помимопрактической деятельности руководство школы вело и исследовательские работы.С.А. Давыдова и Е.Е.Новосильцева, по настоянию В.В.Стасова, предпринялипопытку, но, к сожалению, безуспешно воспроизвести технику «старинных кружев изЕгипта», которые, как теперь ясно не без основания, многими искусствоведамисчитались предшественниками плетеных кружев. Безусловно, наиболее плодотворныйпериод существования Мариинской школы приходится на период до 1915 года, когдаПопечительный Комитет возглавляла С.А.Давыдова. Она не только сделала школубазой подготовки квалифицированных кружевниц для промыслов, но и способствовалаоткрытию кружевных школ под руководством членов попечительского комитата. Так,Н.А.Огарева открыла собственную кружевную школу в Елецком уезде Орловскойгубернии, Е.Н. Половцова открыла три школы и мастерские в Скопинском уездеРязанской губернии, в 1893 году была открыта кружевная школа в слободке КукаркаЯранского уезда Вятской губернии. Уроженка Вологды Ю. П. Шипова (Бараева)училась, затем работала в Мариинской школе, а после Октябрьской революциивернулась в Вологду и в 1928 году стала организатором и руководителем кружевнойшколы в Вологде.
Характер русскогокружева менялся со временем. Если в описаниях XIII века кружево характеризуетсякак «плоское», в XV веке – «кожушное», то в XVI веке встречаются самыеразнообразные названия: «в кружки», «колесчатое», «немецкое зубчатое»,«немецкое золотое с полосами кованными», «низано жемчугом в шахматы», «соженорясою», «сожено жемчугом» и т. д. Еще позже, в XVII веке, появились описанияразличных узоров, среди них узор «мелкотравный», «кубы», «кустики», «деревца»,«гребешки», «корабль», «бантики», «кулишки». Иногда узор (сколок) кружевапридумывался заранее – и это кружево называлось «русское сколочное кружево»;иногда узор повторялся, как в тесьме, а фигуры соединялись сеткой («сцепом») –такое кружево называлось «сцепным»; иногда узор срисовывали с вышивки иповторяли его посредством счета ниток – такую работу называли «численнымкружевом». Первым кружевам в России«скромность» не была свойственна: плетёные кружева иногда дополнялись жемчугоми драгоценными камнями. Впервые о русских кружевах из золотой и серебряной нитиупоминается в летописи второй половины XVI столетия. Кружево выплеталось сзолотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями и ценилась не столько искуснаяработа, сколько сам материал. Привезенное из Европы золотосеребряное кружевопрекрасно гармонировало с крупноузорчатыми тяжелыми тканями, бытовавшими вРоссии XVII века, со свободным покроем одежд, с русским жемчужным и золотымшитьем, достигшим совершенства в этот период. В музеях сохранились«металлические» кружева из золотых и серебряных нитей, которые поражают своимбогатством и великолепием. Такие украшения из-за их дороговизны могла позволитьсебе лишь высшая знать. Предназначались они для декоративной отделки светскойпарадной одежды, а также церковных облачений; ими украшались разнообразныепредметы великосветского и церковного обихода. Второерождение «русского кружева» произошло, когда Петр I ввёл моду назападноевропейский костюм в России в начале XVIII века, что весьмаспособствовало распространению кружева.
В 1725 году вНоводевичий монастырь Москвы даже были выписаны 30 мастериц из монастырейБрабанта, организовавшие мастерскую, где обучались плетению кружевдевочки-сироты.
Ко второй половинеXVIII века золотосеребряное кружево полностью исчезло в одежде крупной знати,но продолжало использоваться в одежде русского покроя (кокошники, сарафаны,душегреи) и в украшении предметов церковного обихода. В этот же период вкружево стали добавлять цветную нить, что повысило его декоративный эффект.Постепенно оно стало выполнять не только вспомогательную роль нашивки вукрашении, но и основную – создание различных аксессуаров одежды. Русскиемастерицы, перенимая пришедшее из Европы коклюшечное кружево, оказалисьнеимоверно талантливы и самобытны. Русские кружева вобрали в себя сюжеты иорнаменты, свойственные русскому народному искусству.
В Россию привозили нетолько готовые кружевные изделия, но и плоские золотые и серебряные нити сповышенным блеском, называемые «бити» или «плащенки», которые широкоиспользовались в шитье и кружевоплетении. Из одного грамма золота получалосьоколо 20 см такой нити, поэтому кружево оценивалось по весу. Узоры в ту порубыли незатейливыми, геометрическими. Плели кружева без предварительногорисунка, ориентируясь на число переплетений нитей. Первым и основнымпоставщиком золотосеребряного кружева была Царицына мастерская палата в Москве.Позднее искусные русские кружевницы, овладев этим рукоделием, работали ивкняжеских мастерских Москвы, а также во многих боярских и монастырскихмастерских, расположенных в столице или вдали от нее.Сначала тончайшие кружева различных видов («валансьен», «шантильи»,«алансон» и др.) поступали в Россию в качестве импортного товара. Но вскореискусством плетения таких кружев овладели и русские умелицы-крепостные вмастерских помещичьих усадеб. Образцы и рисунки для этого привозились изГермании, Фландрии и Франции. К концу XVIII — началу XIX века практически всевиды известного в европейских странах кружева производились в России. Усадебныекружевницы для этого использовали тончайшие «драбантские» нити. Постепеннопроизводство такого типа разрослось, продукции стало хватать не только длясобственных нужд, но и на продажу. Плетенное по заграничным сколкам кружевовыдавали за иностранное.
Мода на кружева находилавсе больше и больше почитателей. Эти новомодные украшения стали широкоиспользовать в отделке представители разных сословий – дворянства, купечества,мещанства.
Кружева высоко ценили ив крестьянской среде. Это ремесло обрело большое значение в крестьянской жизнив качестве дополнительного заработка: оно не отвлекало от домашних и сельскихработ, избавляло от поисков заработка вдали от дома, превращало в помощников ималых детей. В основном им занимались женщины, но изредка к нему подключались имужчины. Сажали за коклюшки и мальчиков 7-15 лет. Девочек же к этому рукоделиюприучали в некоторых губерниях с пятилетнего возраста.
Правительство Россиичерез земские организации всячески поддерживало развитие промысловойдеятельности населения, для чего содействовало созданию «складов» с образцами исколками кружев, специальных школ и курсов по обучению этому ремеслу. ОпытМариинской школы подчеркивал особую ценность труда кружевниц, показывал, чтосоздание кружева является сложным творческим процессом. Он требуетсосредоточенности, глубоких знаний основных закономерностей декоративногооформления предметов из тканей, умения составить или понять готовый узор ивыплести его на коклюшках. Чтобы достигнуть высокого мастерства, недостаточнобыло одной усидчивости и трудолюбия – требовалась большая ловкость рук,художественный вкус и острый глаз. Мастерице приходилось в своей работе одновременноследить за рисунком, прокалывать его булавками и перебрасывать коклюшки. От неезависела и возможность несколько видоизменить узор, «приукрасить» его, чтодостигалось введением дополнительной пары-другой коклюшек. Это делалось с цельюполучения нового, более изящного «манера». Некоторые кружевницы самостоятельно«сочиняли» новые «манеры» целиком. Продать такое кружево можно было болеевыгодно.
Коклюшечное кружево,шедшее на продажу, представляло собой 2 вида – штучное и мерное. Штучныеизделия (покрывала, занавески, скатерти, салфетки, шарфы, воротники, жабо,манжеты) требовали от кружевниц высокого уровня мастерства. Мерное кружево(ажурная лента с прямыми или волнистыми краями) служило для украшения различныхизделий из тканей и имело много общего с лентами и тесьмой фабричногопроизводства. Но оно было богаче по своим декоративным свойствам и болееразнообразным по ширине (до 15 и более сантиметров). Это значительно расширялосферу его использования. Коклюшечные кружева могли быть как белыми, так и цветными;плелись изо льна, шелка, хлопчатобумажной нити.
Наряду с делением потехнике исполнения на численное, многопарное и сцепное кружево различали и поместу производства. К началу 19 в. появились кружевные промыслы — в Вологде,Ельце, Рязани, Новгороде, Туле, Вятке и др. городах. В каждом кружеве были своиприёмы, по которым можно было определить, где оно было сделано. С отменойкрепостного права изготовление кружев резко сократилось, со временемотличительные черты различных промыслов сгладились и стали трудноразличимы. Вцарской России насчитывалось 17 районов, где плели кружева. Какие-то из нихвпоследствии стали промыслами, в каких-то кружево выплетали только для себя. Внастоящее время кружевных промыслов осталось мало, из них самые известные — Вологодский,Елецкий, Кировский, Михайловский промыслы.
Вологодское,Елецкое, Кировское, Михайловское кружево
Вологодское кружевничество,как промысел, существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А.Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимыхпомещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшиекружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик былаоснована помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделкиплатьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьихмастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним извидов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местногонаселения.
Немного позднее вВологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева.Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого«белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, иставший модным, «вологодский манер». Анфия вместе с дочерью Софьей разработалицелый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употреблениемелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмыи т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенскихдевушек и женщин.
В Вологодской губерниив начале Х1Х века также как и в других регионах России был организован рядмастерских при помещичьих усадьбах, которые впоследствии назывались фабриками.В 1820 году такую фабрику открыла помещица Н. Засецкая в имении села Ковырино,расположенном в трех верстах от Вологды. Кружевницы выполняли заказы, в связи счем их творческий потенциал не мог в полной мере проявляться в художественномрешении кружева. Вологодский кружевной промысел особое развитие получил всередине Х1Х века. Плетением кружев занимались не только сельские, но игородские жители, для которых этот вид ремесла становился единственнымисточником к существованию.
В середине Х1Х века,особенно после реформы 1861 года, в Вологодской губернии насчитывалось свыше 40тысяч кружевниц, которые работали не только в мастерских, но и дома по заказамскупщиков, стремившихся взять в свои руки сбыт крупных изделий. Вологодскоекружево становилось известным во всем мире. Спрос на него рос с каждым годом,торговля достигла значительных размеров.
В большом потокекружева не всегда удалось следить за качеством выполняемых изделий. Далеко невсе кружевницы могли выполнять сложные и добротные по техническому качествуузоры. Многие мастера, стремились к большому заработку, упращали рисунки итехнические приемы их плетения.
В середине 80-х годовпрошлого века, много сил развитию кружевного промысла России отдала С.А. Давыдова,способствовавшая открытию в 1883 г. в Петербурге Мариинской практической школы,одной из задач которой являлась подготовка профессиональных художниковкружевоплетения для работы в Вологодской губернии. В числе первых выпускницэтой школы была С.П. Брянцева, которая вместе со своей матерью А.П. Брянцевойввела новые приемы кружевоплетения, существенно отличающиеся от приемов другихцентров.
Именно в этот период вВологодском кружеве появляется полотнянка, с помощью которой мастера ихудожники добивались четкости в конструктивном членении узора, в рисуноквводятся разнообразные по узору решетки, насновки, многие другие элементы,ставшие традиционными для вологодского кружева.
В числе выпускницМариинской школы следует назвать Р.А. Борисоглебскую, А.И. Чурину, Ю.П. Шиповуи многих других.
С целью налаживанияпостоянного контроля за качеством вологодского кружева в 1886 году в Вологдеорганизуется специальный кустарный комитет, при котором открывается склад, гдекружевницы получали сколки, образцы кружев, необходимые материалы. Здесь жепринимались готовые изделия для сбыта. Комитет проводил работу по пропагандеВологодского кружева, устраивал ярмарки и выставки, организовал публикации овологодском промысле и ведущих мастерах.
В 1900 году склад былпередан в губернское земство, что способствовало лучшей организации его работы.При нем была открыта профессиональная школа кружевниц, что позволило повыситьквалификацию кружевниц и существенно улучшить качество выпускаемыхизделий.Четко налаженная система организации процесса изготовления кружевныхизделий, предъявления более строгих требований к качеству кружева, привели кнекоторому снижению численности кружевниц. Так, по данным исследователя этогопромысла С.А. Давыдовой в 1910 г. в Вологодской губернии работало 35426 мастеровкружевоплетения. А в 1913 году по сведениям Министерства земледелия числокружевниц вновь возросло и достигло 39000.
В периодимпериалистической войны (1914 г.) кружевной промысел переживает упадок,который продолжается до 1918 года, когда за возрождение и развитие этогопромысла взялись такие организации как Северосоюз, создавший отделы кружевницпри кредитных кооперативных товариществах и обществах.
В 1919 году был изданпервый декрет Советского правительства о кустарной промышленности. С этим годомсвязано зарождение кооперации кустарей, в том числе и вологодских кружевниц.
На возрождение иразвитие вологодского кружевного промысла большое влияние оказало создание в1920 году специальной секции кустарно-промышленной кооперации. Эта секцияспособствовала организации артелей, подготовке кадров, решению организационныхвопросов.
В 1919-1921 годахкружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологдебыла восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условияхстала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционныхприемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центраорнаментальных решений. В течение 34-х лет (1930-1964 гг.) директором школыбыла К.В. Исакова — проводившая практическую работу по возрождению и развитиювологодского кружева, подготовке квалифицированных мастеров-исполнителей.Вместе с учащимися школы она выезжала в районы области для сбора образцовстаринного кружева, привлечения к работе опытных мастеров кружевоплетения.
В 1930 году в Вологдебыл создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различнымселениям артелей с числом 40000 кружевниц. Форма организации труда в артеляхбыла, в основном, надомная. В помещении аретелей мастера приходили дляполучения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создалколлективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологиюизготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.
В 1936 году приВолкружевосоюзе была организована художественная лаборатория, в которую вошлиопытные художники-профессионалы, сумевшие значительно обновить ассортименткружевных изделий за счет включения в него более крупных штучных изделий,скатертей, накидок, покрывал и др.
С 1938 по 1946 г.организатором работы лаборатории была А.Г. Петрова, которая создалапрофессиональный экспериментальный творческий центр развития вологодскогокружевоплетения.
Великая Отечественнаявойна прервала работу кружевных артелей. Однако, уже во второй половине 1942 г.началась работа по восстановлению кружевного промысла. В 1944 г. кружева плелиартели: Вологодская, Усть-Кубинская, Кубено-Озерская, Грязовецкая, Сокольская,Харовская, Лежская, Кирилловская, Биряковская, а позднее и Чебсарская. Наиболеекрупной была Вологодская и Усть-Кубинская артели.
В 1960 г. в связи супразднением промкооперации и передачей кружевных артелей в государственнуюсистему — местную промышленность в Вологодской области образовалась 5 кружевныхфабрик: Вологодская, Усть-Кубинская, Сокольская, Грязовецкая и Кубено-Озерская,а в 1964 г. было создано Вологодское специализированное кружевное объединение, которое вошло в число ведущих традиционных промыслов России.
С объединением связана активная деятельность многих выдающихся художников итехнологов. Среди них: М.Н.Груничева — зав. лабораторией с 1952 по 1960 гг.,К.А.Блинова — главный инженер объединения, А.Н.Петрова — директор с 1947 по1979 г., В.Д.Веселова — главный художник с 1962 по 1975 г., В.Н.Ельфина — главный художник с 1975 по 1985 г., Г.Н.Мамровская — главный художник с 1985г., А.Ф.Смирнова — директор объединения с 1983 по 1990 г. и многие другие. Вразвитии вологодского кружевного промысла активное участие принимали художникиНИИ художественной промышленности, в частности, А.А. Кораблева, создавшая за 45лет совместной с промыслом работы более 200 новых видов кружевных изделий.Выполненный в Вологде по ее рисунку занавес получил наВсемирной выставке в Брюсселе высшую награду .
Вологодский кружевнойпромысел особенно активно развивался в 1970-е и 1980-е годы. За успешную работуВологодское объединение в 1986 году было награждено орденом Трудового КрасногоЗнамени. Всего Вологодское кружевное предприятие имеет более 200 орденов и моделей,дипломов, почетных грамот. Выполненные им изделия демонстрировались более чемна 300 отечественных и зарубежных выставках. О промысле и работающих в неммастерах опубликовано свыше 250 статей, научных трудов, альбомов, брошюр.
В настоящее времяВологодское кружевное предприятие по-прежнему является ведущим в числетрадиционных промыслов России. В связи с переходом к рыночной экономике в немпроизошли существенные изменения. С 1992 года объединение перешло вколлективную долевую собственность, преобразовалось в Товарищество сограниченной ответственностью, а затем в Закрытое акционерное общество и сталоназываться Вологодская кружевная фирма . Вологодские кружеваотличаются резким делением на фон и рисунок, крупными выразительными формами,извилистым контуром. Орнамент кружевных изделий чаще всего геометрический — решетки, составленные из сквозных шестигранников, кругов, квадратов. Рисункикружев имеют своеобразные народные названия: денежки, паучок, пуговка, березка.Вологодские мастера используют также растительные узоры. Часто для приданиярисунку рельефности вплетается утолщенная нить — скань. В изделиях, выпускаемыхобъединением, используется около 400 разнообразных рисунков.
Елецкиекружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце,возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее кнам из Европы искусство.
Центр кружевного промысла,возникновение которого восходит к началу 19 в., — г. Елец (Липецкая обл.).Елецкое кружево плетётся на коклюшках, преимущественно из белых катушечныхниток, реже из льняной, шёлковой (а с середины 20 в. и синтетической) пряжи.Отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) итонкого ажурного фона. С 1960 Елецкое кружево вырабатывается на Елецкомкомбинате художественных изделий (мерные кружева, воротнички, перчатки и т.д.).
Для традиционногоелецкого кружева характерна парная техника плетения. Местные жители овладелиплетением кружев в начале XIX в. на частной фабрике Протасовой.
С середины века онораспространилось во многих селах и деревнях и особенно большой размах получилов конце XIX в. Много выплетали модных в то время черных шелковых ковсынок. С1921 г. существовало товарищество кружевниц. В 1930 г. был организован Елецкийсоюз кружевниц. Елецкий промысел во время Отечественной войны прекратился всвязи с оккупацией и после победы пережил сложный период восстановления.
Елецкие кружева болеетонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянка елецких кружев — изменчивая поплотности и ширине, часто переходит в ажурные разработки. Но иногда решетка поплотности мало отличается от вилюшки, и нет здесь такого контраста, как ввологодском кружеве. Своеобразие ряда елецких кружевных изделий — в сочетанииразной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бысветотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Спецификакрупных елецких штучных изделий и в построении композиции центрального поля изотдельных элементов — розеток или квадратных фигур, которые, ритмичноповторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотнойузорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок,сочетая сцепную технику с парной. В этом — одна из выразительных особенностейелецкого кружева. Для кружевных решеток Ельца тоже характерны мотивы снежинок,морозных узоров, с которыми часто ассоциируется белое кружево разных центров.
Особенностью Елецкогокружева является необычайная тонкость и изящество узора. Для него типичны оченьлегкие и воздушные решетки, соединяющие узор; растительные мотивы имеют чертыособой прозрачности. Более разнообразным в последнее время стал цвет кружев. Сдавних пор в Ельце выполняют черные косынки, в которых рисунок растительногохарактера хорошо вписывается в трехугольную форму вещи. Многие Елецкиекружевные изделия выполняют в сером цвете, что придает изделиям еще большуюлегкость и элегантность.
Наряду с изготовлениемдополнений к костюму в промысле идет постоянная работа по созданию предметовинтерьера. Чаще всего это — панно, занавески, в которых привлекают внимание нетолько своеобразная трактовка темы, но и само кружево, поражающее богатством приемови тонкостью исполнения.
Европа впервыепознакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке вВене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики иполучили высокую оценку специалистов. Елецкие кружева получали разного родадипломы, медали на Всемирных выставках в Париже, Брюсселе, Монреале, Осаке.Лишь за последние десять лет «елецкое чудо» экспонировалось на 120международных выставках, всякий раз неизменно вызывая восхищение. А в 1994 годуна выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали. Онитрадиционно реализуются как в России, странах СНГ, так и в дальнем зарубежье.
Вятскиекружева появились в начале XVIII века. Во второй половине XIX века промысломзанималось многочисленное крестьянское население, заказы поступали из Петербурга.В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии в числе 9 другихбыла организована земская школа кружевниц. Преподавателями были ученицыМариинской школы из Петербурга. Все школы, учрежденные «Мариинкой», опиралисьна её методическую базу и разработанные в ней учебные программы. Вместе с тем,в кружеве вятских школ сформировались особые качества, выделяющие его средиизделий других учебных заведений. Формы изделий разнообразны и порой необычны,не имеют аналогий в других школах: это жилеты, оплёты платков, воротники,салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.Учреждённая школа способствовала расширению промысла по всей губернии.
Кировские кружеваотличаются большим изяществом, легкостью, прозрачностью. В кировских кружевах встречаются мотивы, близкие к вологодским иелецким, но здесь они приобретают особый, местный колорит. Для кировскихкружевных изделий характерно разнообразие узоров, переходящих из плотногоплетения в сетку, паучки, узорную тесьму с ажурным рисунком. Узоры кружевкировских мастериц отличаются легкостью и носят растительный характер, частоцветы и листья имеют остроконечные формы. Ассортимент кировских кружевныхизделий сходен с ассортиментом вологодских и елецких изделий.
В развитие местных чертвятского (кировского) кружева большой творческий труд вложила художница А.А. Гужавина.В 1906 году она окончила Кукарскую кружевную школу, более 50 лет проработала впромысле. В 60-е годы значительные работы были созданы художником промысла 3.А.Вараксиной — уникальные панно «Дымковская игрушка», «Дружба народов», которые исегодня можно увидеть в музеях Кирова.
B 70-х годах рядсложных многофигурных произведений создала А.Ф. Блинова. Ее праздничные панноорнаментально насыщены, как, например, панно «Вятские страдания», гдеиспользован сюжет молодежного гулянья; они весьма индивидуальны и тщательноисполнены с применением многообразных приемов плетения. В настоящий моментпанно выставлено в постоянной экспозиции музея народных промыслов Кирова —«Приказной избе».
В 90-е годы прошлоговека кружевная фабрика была ликвидирована, здание пустовало 10 лет, а затембыло продано районному суду. Но кировские кружевницы сохранили традиции итехнологию народного промысла и, объединившись в артели или небольшиепредприятия, продолжают радовать всех своеобразием своих декоративных решений.Среди них Куприна Е.П. (член Союза Художников), Кузьмина К.И., Дерягина В. И.
Михайловское.Начиная с ХVIII в. в г.Михайлове сформировался центр кружевоплетения исопутствующая ему художественная вышивка. В среде крестьян сел СтрелецкиеВыселки, Виленки, Новопанское, Пушкари, Прудская, Козловка, Щетиновка, Рачатники и Николаевка,выселившихся из посадов Михайловской крепости и не знавших крепостного гнета,возникло кружевоплетение. Это кружево оригинально. В нем нет цветочных,растительных и животных мотивов, которые широко распространены в других районахРоссии. Узор кружева, строгий и геометричный, стал основой этого уникального,единственного в своем роде художественного промысла. Плотное,почти без ажурного фона плетение напоминает полотно, полученное на ткацкомстанке. Жизнерадостность кружева — в многоцветьи красок: от сочетаний красногои белого до красного с черным. Красный цвет — особый в русском искусстве и вкружеве, как основной, утвердился только в Михайлове.
Первое упоминание оцветном михайловском кружеве относится к середине 18 века. Оно значительноотличается от кружев, изготовляемых в других областях (Вологодское кружево,Елецкое кружево и т.д.), как по технике плетения, так и по характеру рисунка.Выполняют его в простой технике численного кружевоплетения, сохраняя старинныйхарактер рисунка и расцветки. Эта техника уникальна и не имеет аналогов и мире.Для выполнения численного кружева не нужны были заранее нарисованные узоры — сколки. Его выполняли по памяти, соблюдая определенное количество переплетенийнитей на коклюшках, необходимое для получения узора. Отсюда и название кружева-численное (счетное). Михайловское кружево вначале выполнялось из льняных нитей,а для придания кружеву большей нарядности нити подкрашивали натуральнымикрасителями. С появлением хлопчатобумажных нитей различных цветов кружевницыстали использовать их наряду со льном. Плетение кружев в Михайловском уездеиздавна бытовало в крестьянских семьях. Цветное кружево рано приобрелопромысловый характер, так как отличалось красотой узора и разнообразиемколорита.
Плетение кружев вРязанской губернии издавна бытовало в крестьянских семьях. В украшениях одеждыкружево зачастую сочеталось с ткаными узорами и вышивкой. Особого развитиядостиг кружевной промысел в 70-х годах XIX в. в г. Михайлове. В 1925 г. в г. Михайловебыло организовано небольшое предприятие, впоследствии выросшее в современнуюМихайловскую фабрику «Труженица».
Кружева Рязанскойобласти значительно отличаются от кружев, изготовляемых в других областях, какпо технике плетения, так и по характеру рисунка. Выполняются они в простойтехнике численного плетения, сохраняя старинный характер рисунка и расцветки.Кружевам Михайловских мастериц присущи несложные кружевные узоры, которые носятнародные названия: бубенцы, мыски и т.п. В богатую расцветку Михайловскихкружев, кроме белых и серых, входят красный, синий, желтый и другие цвета. ДляМихайловских кружевных изделий характерно также сочетание кружева с вышивкой.
Соперничая с кружевами фабричнойвыделки Франции и Бельгии, михайловское цветное кружевоеще 100лет назад уже покорило Европу, Америку, Канаду.
Цветные кружева шли длядекоротивного оформления праздничного народного костюма, как женского, так имужского, где предпочтение отдавалось красному цвету. Ими украшали женскиепраздничные рубахи, навершники, передники, шушпаны, головные полотенца, а также мужские рубахи из холста. Кружево зачастую сочеталось с ткаными узорами ивышивкой.
Традиции кружевоплетения после некоторогозабвения были возрождены вновь, благодаря сподвижничеству заслуженного художника России Д.А. Смирновойи старейших кружевниц — М.И. Игнатовой, К.Ф. Краюхиной, М.Д. Морозовой. Легкиеженские платья, украшенные кружевными воротниками и вставками, нарядныеполотенца, дорожки, скатерти, салфетки с кружевной отделкой изготовлялисьнесколько лет назад на Михайловском строчевышивальном объединении«Труженица». Оказавшиеся безработы кружевницы объединились в художественно-творческиемастерские «Михайловское кружево», где продолжают создавать великолепныепредметы прикладного искусства на основе всестороннего изучения богатейшего опыта и традиций кружевоплетения.