Предмет — имидж делового человека
Костюм как средство коммуникации
Содержание
1. История одежды
Гармония Древнего Египта
Сияние Древней Греции
Уроки Древнего Рима
Величие рабского востока
Память индусов
Портной-философ Китая
Влиятельная Византия
Киевская и московская Русь
Средневековье
Эпоха Возрождения
Мода XVII века
Мода XVIII века
Мода XIX века
На рубеже столетий (XIX — XX ВЕКА)
Двадцатый век начался
Вторая половина столетия
2. Костюм как средство коммуникации
Домашняя одежда
Деловой костюм
Что может рассказать о нас одежда?
Особенности нарядных туалетов
Литература
1. История одежды
ГармонияДревнего Египта
Какой игрушечный удел,
Какие робкие законы
Приказывает торс точеный
И холод этих хрупких тел
О. Мандельштам
Если бы мода зажгла свечи наименинном пироге, все бы умерли от жары. Ведь мода появилась на свет еще донашей эры. Она ставила личное клеймо на властителях и рабах, завоевателях ипокоренных, мужчинах и женщинах… Мода шествовала по странам и векам, и,старинная, создала себя новую сама…
Древний Египет… все люди до сихпор питают к нему живой интерес. Небогатые времена, культ фараона, пригнетгорожан, крестьян и рабов. Словом, иерархия. В религии распространенкульт Солнца, Луны, Земли, животных. А как в Древнем Египте была развитасимволика! Смотрит, например, рядовой египтянин на головной убор некой дамы и зритна нем… лотос. «Ага, — тут же думает он, — дамочка-то непростая; на головене что-нибудь, а символ бессмертия!» Вообще, все изображения в Египтеносили чисто условный, схематический характер.
В Древнем Египте одеждой мужчинназывался передник из льна или кожи, который укреплялся на поясе. У знатныхлюдей этот фартук с боков украшался плиссировкой, в отличие от одежды простыхегиптян. Одежда женщин была гораздо демократичней: и царицы, и рабынизаворачивались в кусок материи абсолютно идентично. Однако качество тканейвыдавало тот или иной социальный слой. К примеру, привилегией высшей знати былчудный лен, который по своей тонкости не уступал натуральному шелку. Отчего телочеловека было видно даже через пять слоев льняной ткани, надетой на него!
Со временем социальныеразличия в одежде становились более заметны. Костюм знати все больше усложнялся:для его пошива применялись еще более тонкие и дорогие ткани со множествомплиссировок, золотых и эмалевых украшений. Еще в Древнем Египте сталииспользоваться манекены. Пока фараоны увлекались плиссировками и всевозможнымипокрывалами (новшество, пришедшее из покоренной Сирии), жрецы и воины храниливерность прежним фасонам. На жрецах покоились бессменныелеопардовые шкуры, наброшенные на одно плечо, а воины не снимали с себя кожаныенагрудники и передники. Всех объединяло лишь одно обстоятельство: страсть побегатьбосиком. Только изредка фараоны и его приближенные натягивали нехотя сандалии — что поделаешь, «светский этикет»!
Чему действительностоит поучиться у древних египтян, так это умению соблюдать во всем обликегармонию. Поразительное чувство меры и отсутствие «кричащих» цветовыхсочетаний отличают одежду древних египтян.
СияниеДревней Греции
И не будешь иных богов тыпочитать,
Кроме тех, кого сами мыславим:
Безграничного Воздуха ширь,Облака и Язык -
Вот священная тройца!
Аристофан
Древняя Грецияжила своей жизнью. Каждое общественное собрание походило на всенародныйпраздник. Античная культура может нас научить не только приятномувремяпрепровождению. Впервые в истории Земли на пьедестал была вознесенагармония духа и тела. Все желали воспевать совершенного человека. Женщина хотьи была несколько ущемлена в правах по сравнению с мужчиной, но в целом являласобой физически здоровую и всесторонне развитую натуру.
Основой древнегреческого костюмаявлялась драпировка. Прямоугольный кусок ткани, собранныйв складки, прекрасно подчеркивал физическое совершенство тех, у кого оно было. Молодежьимущих классов специально обучали искусству одевания и умения носить одежду. Делалиее преимущественно из льна и шерсти. Хлопок вызывал у них ребяческое удивление:«Это шерсть дерева!» — говорили греки. Так же не принимали античныелюди и разноцветные ткани. В одном из греческих мифов даже рассказывается отом, что богиня Афина победила одну из лучших ткачих Греции Арахну, выткаводнотонную прекрасную ткань вместо узорной. Единственное, что допускалось, — этоненавязчивый орнамент (геометрический или растительный).
Мужчины в Древней Греции имелидве части одежды — так сказать, верхню и нижнюю. Нижняя — хитон — быладостаточно короткой, стянутой в талии поясом. Верхняя же — гиматий — представляла собой огромный кусок ткани (приблизительно 1.7 х 4 м), которыйдрапировался вокруг фигуры различными способами. Чтобы ткань не соскальзывала,в нее зашивали груз — кусочки свинца. Так что в момент одевания грека лучше былонаходиться на безопасном расстоянии.
Несколько проще был еще один видплаща — хламида. Это прямоугольный кусок ткани из плотной шерсти, которыйскрепляли фибулой. Например, военачальники носили хламидыпурпурного цвета. Рабы и ремесленники носили лишь хитон из грубой шерсти, а тои вовсе набедренную повязку. На ногах, разумеется, не было ничего. А между темзнатные греки с удовольствием щеголяли в сандалиях из золоченой и цветной кожи,ремешки которой переплетали ноги до колена.
Женская одежда была намногокрасочнее и разнообразнее, чем мужская, хотя и состояла из тех же частей — гимантия и хитона. Ширина наряда была громадной, складок и гофрировки — хотьотбавляй, но в целом все смотрелось невероятно гармонично и изящно. Впечатлениедовершали богатые вышивки, аппликации и расписные орнаменты. В Древней Грециибыло особенно развито ювелирное искусство. Поэтому женщины не испытывалинедостатка в сергах, браслетах, фибулах и украшениях для волос. Женщиныпобеднее не могли похвастаться ни украшениями, ни добротными тканями, ни дажеколичеством своих скромных материалов. А рабыни носили костюм своей родины.
Если в одежде Древнего Египта мыотметили поразительную гармонию оттенков, то у греков стоит поучиться созданиювозвышенного, одухотворенного образа. Мода античности превосходно справилась сэтой задачей.
УрокиДревнего Рима
Так, у Мальтина туникаотвсюду висит и тащится;
Ну, а другой до пупаподнимает ее, щеголяя.
Пахнет духами Руфилл — икозлом воняет Гаргоний…
Гораций
Понадобилось всего нескольковеков, чтобы небольшой город-государство Рим превратилось в могущественнуюмировую державу. И все — благодаря военизированному характеру римялн, идеалыкоторых отличались от греческих. Ведь в Риме классовое расслоение было просточудовищным: с одной стороны — богатство и роскошь, а с другой — нищета ибесправие (чего не наблюдалось в демократической Греции).
Древние римляне предстают переднами суровыми, выносливыми физически сильными людьми. И дело тут не в культепрекрасного атлетического тела (как в Греции), а в строгости и простоте воина,его мужестве и приспособленности к любым условиям. Римлянки пользовались кудабольшим уважением у своих соотечественников, чем гречанки. И прав у римлянокбыло немало. Похоже, что где-то глубоко под маской воина римский мужчина хранилмягкость и трепетность. Иначе чем объяснить то, что он перенимал идеалы красотысвоих пленников — и греческий стиль, и образ белокурого раба-германца? И чемобъяснить поэтичность их потомков?
Влияние греческих традиций мывидим в манере одновременного ношения нескольких одежд, в использованиианалогичных тканей… Были, однако, и принципиальные отличия. Если грекам о шелкеприходилось только мечтать, то римляне запросто ввозили с Востока дорогие ткани- шелк и парчу. Парчу драпировать было сложновато, поэтому римляне постепенноотходят от греческих фасонов и начинают носить уже футлярообразные одежды. Акак хороши были расцветки! В период Империи цветовые сочетания необычайноизысканны: светло-голубые и зеленые с белым, светло-лиловые с желтым, серый сголубым, розовый с сиреневым…
Мужчина Рима, подобно грекам,имел два вида одежды: нижнюю (тунику) и верхнюю (тогу). Туника от хитонаотличалась тем, что надевалась через голову, а не просто драпировалась на теле.Чем знатнее был хозяин, тем раскошнее украшалась еготуника. Более того — по тунике можно было определить должность господина. Пурпурныевертикальные полосы спереди говорили о том, что это наряд сенатора либовсадника (все зависело от ширины полос и их количества). Туникаполководца-победителя была пурпурной и расшитой узором в виде золотых пальмовыхветвей.
Верхняя одежда — тога — былаглубоко символичным одеянием. Римский поэт Вергилий писал в своей «Энеиде»:«Владыки мира — народ, одетый в тоги». Иностранцу или рабу, надевшемутогу, было не избежать сурового наказания. В отличие от греческого гиматия,который свободно и непринужденно набрасывался на фигуру, тога замысловатопрятала лишь отдельные участки туловища. Она была огромной, тяжелой и роскошной. Понятно, что патриции с удовольствием носили тогу, каксимвол могущества, а вот воины нисколько не страдали оттого, что их одежда былазначительно легче и компактней. В самом деле, в бою куда удобнее в кожаномпанцире или шерстяном плаще. Беднякам же достались туники из грубой ткани идеревянные башмаки (мягкая кожаная обувь была привилегией знати).
Нижняя одежда женщин — туника — практически не отличалась от мужской. А вот поверх одевалась стола — накидка изпрозрачной ткани. Эту пару зачастую дополнял и плащ, краем которого можно былопокрыть голову. Наряд римлянки был не так изящен, как у греческих женщин, затопокорял богатством расцветок; особенно хороши сочетания золотистого скоричневым, лилового с зеленым, голубого с пурпурным.
Возможно, мода Древнего Риманаучит нас смело и уверенно сочетать открытые сочные цвета — это придает особуюпрелесть наряду. Чему еще? Пожалуй, той любви к себе, которая выражается вжелании облачаться в одежды из роскошных материй. Парадоксэто или отголоски социализма, но вот факт: многим из нас не хватает как разсредств, а именно желания тратить деньги на великолепные костюмы.
Величиерабского востока
Иду торжественно и прямо
Без страха посреди пустынь.
Н. Гумилев
Много культур объединилоарабский халифат. Под валстью арабов в седьмом веке оказались Сирия, Палестина,Египет, Судан, Тунис, Марокко, Испания, Турция. Производство тканей в арабскомхалифате, просуществовавшем почти триста лет, было на высочайшем уровне. Это немогло ни сказаться на качестве костюма, который и в нашидни является источником вдохновения для многих кутюрье.
Очень интересно описание мавров(арабов, осевших в Испании), данное К. Марксом в письме дочери: "…Иходежда — даже нищенская — красива и изящна: короткие штаны, покрывало (илимантия из тонкой белой шерстяной материи) или плащ с капюшоном; для покрытияголовы употребляют тюрбан или кусок белого муслина,которым они опоясывают свои штаны. Обыкновенно они оставляют свои ноги босыми ине обуваются, а лишь изредка надевают туфли из желтого или красного сафьяна. Дажесамый бедный мавр превзойдет величайшего европейского актера в «искусстведрапирования» в свой плащ и в умении выглядеть естественным, изящным иполным благородства…"
В древности житель пустыни — бедуин — носил широкую и длинную рубаху, подпоясанную на талии красивым ремнемили кушаком. Сверху бедуин накидывал плащ из грубой шерсти в желто-черную или вжелто-голубую полоску. Весь этот наряд венчал намотанный на голову полосатыйшарф. Пустившись завоевывать мир, арабы пересмотрели и свой гардероб. То и делоони привносили в одежду какие-нибудь новые детали, заимствуя их у покоренныхнародов. Самое ценное из этих «приобретений» — штаны (от азиатов),которые стали носить все арабы поголовно. Вскоре костюм завоевателясформировался окончательно: широкие штаны (шаровары), белая рубашка из льна,шелка или хлопка, узорчатый кафтан с широкими рукавами, пояс из пестрой шали изапашной халат. Излюбленной обувью стали башмаки из красного сафьяна сзагнутыми носками.
Жены арабов не мудрствуя лукавопереняли весь упомянутый гардероб. Правда, внесли небольшие коррективы. Шароварыбыли расширены, кафтан приобрел боковые разрезы, а на голову легло роскошное покрывало из тончайшей ткани. Цветовая гамма неподдается описанию — Восток, как известно, неравнодушен к пестрым тканям ивычурным орнаментам. Но что бы ни надела арабская женщина — бедный ли, богатыйкостюм, — она неизменно имела величавую осанку, грациозные движения и плавнуюпоходку.Памятьиндусов
Индиец, ты гордость свою не продашь,
Пусть нагло глядит на тебяторгаш!
Он прибыл с Запада в этоткрай, -
Но шарфа ты светлого неснимай.
Р. Тагор
Также самобытен был иэстетический идеал красоты древней Индии. Яркая декоративная косметика всегдабыла в большом почете как у женщин, так и мужчин Индии.
Воины Александра Македонскогобыли восхищены мастерством индусов, изготовляли ткани «из шерсти, добытойиз орехов» (так они называли хлопок). До сих пор никто не оспорил праваИндии зваться родиной хлопка. Там же впервые появились и набивные ткани.
Внезапно появившиеся арабывнесли-таки свои коррективы в работу индусов: в средние они стали производитьшелковые ткани, украшенные золотом и драгоценными камнями. Древние индусыоткрыли также кашмирские шали, высоко ценимые в Европе. Делали тот кашмир изпуха тибетских козлят.
В древности индусы не покрываливерхнюю часть туловища. Нижнюю же лихо обертывали неким подобием платка — дхоти.Зато на голове непременно красовалась чалма. Иногда можно было лицезретьмужчину в плаще — рупане. Но не это было предметом роскоши и главным украшением.Массивные ожерелья, ножные и ручные браслеты — вот чем гордился истинный индус.
Позже он сменяет свою «первобытную»одежду на длинные узкие штаны прилегающий кафтан. В результате всех перипетиймужской индийский костюм дошел до нас в следующем виде: длинный (до 5 м) дхоти,немыслимо драпированный, белая рубаха до коленей и коротенькая курточка срукавами или без оных. На плечах — плащ со множеством складок, весь костюмдополняли аксессуары: голубая, желтая или красная чалма и пестрый пояс.
Женщина поначалу такжедефилировали в набедренной повязке (правда, изящно накручено). Постепенно онаувеличилась в размерах и превратилась в сари, мастерство драпировки которогоскладывалось веками и до сих пор имеет свои незыблемые законы. Шести-семиметровымкуском ткани виртуозно обертывают тело снизу вверх, от щиколоток до шеи. Иногдаодновременно с сари индийские женщины надевают короткую обтягивающуюкофточку-лиф — холи. Ну и какая же индианка без украшений и декоративнойкосметики? В целом традиции в Индии настолько живучи, что и в наши днинациональную одежду носят с большой охотой. К примеру, у стюардесс — гладкоесинее сари, у студенток медицинских учебных заведений — белоснежное прозрачное.
Отличается одежда людей,исповедующих разную религию. Например, одежда сикхов отличается от одежды техже индусов тем, что сикхи носят удлиненные свободныебриджи, затянутые книзу, а поверх них одевают длинную рубаху. Также именносикхи никогда не стригут волосы и постоянно носят чалму.
Действительно, есть чемупоучиться у индусов. Не только почтению к национальной одежде, но и поголовномуумению носить ее!Портной-философКитая
Не по залам и по салонам
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Н. Гумилев
Древний Китай в нашем сознаниинеразрывно связан с Великим шелковым путем. Китайское философское учение оприроде определило основные черты китайского искусства,символику форм, орнаментов и цвета.
В Китае много времени уделялидекорированию главного достояния страны — шелка. Еще в древности считалось, чтотрение шелка о кожу человека излечивает его от многих болезней. Шелк искуснорасписывали, орнаменты на нем был тесно связаны с представлениями китайцев осчастье, жизни, природе. Словом, с местной философией.
Основной мотив китайскогоорнамента — волны, спирали, ленты — символы молнии и грома (единство двух сил: Небаи Земли). И образ дракона — из той же грозовой «оперы», ибо он — повелитель дождя. Очень интересна цветовая символика Китая. Зеленый — цветвесны и травы, красный — лета и огня, желтый — земли и хлеба, белый — осени ириса. Белый также цвет Запада, а поскольку именно там «умирает» Солнце,то он и есть траурный цвет.
С древних времен женщины имужчины Китая носили длинные штаны свободную запашную кофту (или халат). Изэтой простой одежды развился торжественный ритуальный костюм императора. Егоцвет, орнаменты и формы глубоко символичны. Подобно струям дождя с головногоубора свисали нити нефритовых шариков… В средние века государственные указычетко регламентируют форму, цвет и материал костюмов императора, егопридворных, а также чиновников, разделенных н 9 рангов. В основном же мужчины иженщины не расставались с халатами, имеющими боковые разрезы. Совершенствовать они предпочитали не фасоны одежды, а ее декор.
Лишь в семнадцатом веке, когда Китай завоевали маньчжуры, национальный костюм китайцев был насильственно изменен. Халаты стали гораздо уже,декору на них поубавилось, зато появились на спине и груди квадратные нашивки ссимволическим орнаментом. Они должны были означать ранг носителя. Пострадало отманьчжуров и великолепие китайских головных уборов — они стали намного проще иобыденнее… тем не менее можно поражаться утонченности китайцев, их вдумчивомуподходу к созданию одежды, каждая деталь которой наделена отнюдь не бытовымсмыслом.ВлиятельнаяВизантия
Бедные девушки молча сидят.
Им веселиться теперь не велят.
Бердах
В Византийской культуресформировался свой новый идеал — духовный. Интерес художников сосредоточился налице человека.
Поскольку телом теперь никто неинтересовался, все внимание переключилось на одежду. Ее украшали, расписывали,обогащали всеми мыслимыми способами. Рисунки на тканях были крупными и зачастуюсимволичными. У императора на одежде красовались лев и орел, олицетворяющиевласть. Особенно широко использовались библейские темы; на одном костюме моглобыть изображено до 600 сюжетов.
Фасон одежды можно было назвать«футляр», который был чрезвычайно прост по покрою, сшит из оченьплотной ткани и делал тело как бы бесплотным, что и требовалось по тогдашнимканонам. Драпировки практически исчезли, в крайнем случае допускались несколькотяжелых фалд. Мужчины попроще с удовольствием носили штаны (явное заимствованиеу Востока), короткие рубашки-туники. А вот для императоров и священников шилисьроскошные длинные туники с широкими рукавами и богатейшими украшениями.
Женское тело маскировалось ещесильнее, чем мужское; дамские фасоны были совершенно цилиндрическими. Появилисьнакидки, которые закрывали не только плечи, но и голову. Этот костюм настолькосоответствовал требованиям христианства, что стал постоянной одеждой святых,изображаемых в иконописи. Лишь женщины низших сословий могли порадоваться болеесвободной и легкой одежде. Правда, эти преимущества им давала необходимостьпостоянного нелегкого труда.
Никакая другая мода не оказываластоль огромного и длительного влияния на одежду россиян, как византийская. Посути, она держалась на Руси… 800 лет!
Киевскаяи московская Русь
Я красавиц таких, лебедей
С белизною такой молочной,
Не встречал никогда и нигде,
Ни в заморской стране, ни ввосточной.
Н. Гумилев
Русскую статность и гордуюосанку прекрасно подчеркивал силуэт костюма: слегка расклешенный книзу, сширокими рукавами. Все отделки и украшения были симметричными, что придавалоустойчивость и спокойствию облику. Голову непременно венчал красивый головнойубор, который всегда нес и социальную нагрузку.
Наиболее распространеннымитканями были лен и шерсть, от тонких до самых грубых сортов. О национальныхорнаментах говорить особо не приходится, поскольку до XVII — XVIII веков на Руси не было своегокрупного ткацкого производства.
Парадные одежды в основном шилииз бархата, затканного крупным золотым узором, а для иной одежды использовалсяатлас с золотой нитью. Чем действительно славилась Русь с давних пор — так этосвоими мехами. Россияне поставляли их во многие страны.
Средневековье
В моих строках и тыпереживешь
Венцы тиранов и гербы вельмож.
В. Шекспир
Пока Византия мирно творила своинравы, по западной территории павшей Римской империи деловито расселялисьразличные племена варваров. Германы заняли территорию современных Италии,Франции, Испании, Германии, Англии и Нидерландов. К VIIIвеку они наконец создали крупнейшее феодальное государство — королевствофранков, которое достигло небывалого могущества во времена правления КарлаВеликого.
Вскоре, в IXвеке, королевство франков распадается на три больших: Францию, Германию иИталию. Искусство эти королевств было противоречиво.
Противопоставлялись понятиямужской и женской красоты. Поэтому и костюмы «рыцарей» и «прекрасныхдам» разделялись. Прежде всего реконструкции подвергся рыцарский костюм. Монолитнуюкольчугу разделили на отдельные части — латы, которые стали соединять с помощьюкрючков, пряжек и шарниров. Рукава решили делать съемными (они крепились припомощи тесьмы и шнуровки). Позже стали разрезать выкройки по линии талии, чтообеспечило максимальное прилегание.
В средневековье росли города,развивалась торговля. Буржуазия почувствовала себя в силе и захотела заняться утверждением через костюм. Ну разве могло этопонравиться дворянской элите? Филипп Красивый в 1294 году издает вердикт о роскоши,который запрещает носить меха горностая, золотые пояса и шелка женщинам, недворянского происхождения.
Мужчина эпохи средневековьяпереодевался неоднократно. В империи Карла Великого носилидлинные узкие штаны из двух половинок и по две туники одновременно. Знатномугосподину достался еще и плащ с драгоценной фибулой. Почувствовав себя современем рыцарем, мужчина переоделся в более короткую и облегающую одежду — блио. Правда, с плащом все же не расстался. Блио дополняли узкие штаны-чулки,остроносые башмаки и маленькая шапочка, напоминающая колпачок с узкими полями. Намужском средневековом костюме сказалось появление феодальных гербов. Гербы этиделились на две-четыре разных по цвету части, что мгновенно было перенесено наодежду. Так появилась на свет знаменитая мода «мипарти», согласнокоторой отдельные части одежды окрашивали в контрастные цвета.
Женщины постепенно меняли туникина более облегающую одежду. В стремлении подчеркнутьфигуру они стали носить узкие короткие жилеты, которые поддерживали грудь инеплохо украшали весь костюм. Повальным увлечением были и шнуровки. Мода «мипарти»не обошла и слабый пол; «прекрасные дамы» шили платья из двухразноцветных половин (строго повторяя сочетания цветов в своем гербе). Вверхней одежде фаворитом стал длинный плащ в виде мантии. Спереди он стягивалсялентой с пряжкой. Полукруглая форма этого плаща позволяла образовыватьсямногочисленным фалдам, ровно ниспадающим книзу. Женщины сбросили ненавистныепокрывала и распустили волосы. Правда часть их сбривали,чтобы зрительно увеличить лоб. В ход пошли обручи, венки, ленты и прочиеукрашения. Неизменные успехом в эпоху готики пользовались и различные головныеуборы, начиная от чепцов и кончая, высокими конусообразными сооруженияминевиданных размеров.
Средневековая Русь была одетанарядно и броско. Большое влияние на моду того времени оказала Византия, связис которой расширились после принятия россиянами христианства. Знатные мужчиныносили синие плащи на красной подкладке, с золотым орнаментом.Кафтаны имели необычайно крупные, контрастные узоры, что придавало обликуизрядный оптимизм. Шапки с меховой опушкой могли себе позволить все, толькоширина и качество меха были разными. Очень красив был наряд русских воинов: наобычную одежду они надевали короткую кольчужную рубашку с разрезами по бокам икороткими рукавами, на голову — «шалом».
Для женского наряда оченьхарактерен «убрус» — огромный полотняной платок, которым покрывалиголову и плечи. Сверху принято было носить круглую шапочку с меховой опушкой. Верхнийнаряд знатных женщин по силуэту мало отличался от мужского, лишь орнамент былболее сдержанным. Однако в простонародье различия в одежде сильного и слабогопола были очевидны: крестьяне издревле носили рубахи ипорты (штаны из холщовой ткани).
Мода средневековья научиламужчин и женщин носить принципиально различные одежды.ЭпохаВозрождения
Надевай же платье ало,
И не тщись всю грудь закрыть,
Чтоб, ее увидев мало,
И о прочем рассудить.
В. Тредиаковский
Начиная с XVвека Италия стала законодательницей моды в Европе. Постепенно уходила в прошлоемода готики. В начале XV века итальянцы еще носилиодежду прилегающих силуэтов, но уже не столь утрированную. Основными элементамимужских костюмов были: полотняная рубашка и узкие штаны-чулки.Сверху набрасывали короткий широкий плащ с огромными рукавами и отправлялись напрогулку.
В XVIвеке итальянец уже носил рубашку с рюшками, которая выглядывала из-под костюмаповсюду: в вырезе горловины, в прорезях рукавов, на плечах и локтях, в застежке-шнуровке…С одной стороны, эта рубашка являлась нижней одеждой, а с другой — по-своемуукрашала и освежала костюм. Позже на одежде стали делатьмассу прорезей, в которых была видна другая ткань. Таким образом создавалисьинтересные цветовые эффекты.
Итальянские женщины судовольствием подчеркивали пышность своих форм с помощью объемных юбок, широкихрукавов и глубоких вырезов на груди. Сочетание красных, синих и зеленых шелковс золотом парчи и ослепительной белизной нижней рубашки придавало итальянкамочень живописный вид. Венецианки проявили чрезмерный интерес к обуви. Ихцокколи («коровьи копытца») — башмаки на деревянной подставке — достигали высоты 55 см! Подошвы цокколей обтягивались тонкой кожей, бархатом сшикарной вышивкой. Постепенно культ роскоши и богатства стал характерной чертойитальянской моды эпохи Возрождения.
В конце XVвека Испания предложила новый тип европейского костюма — каркасный (для мужчини женщин). Гражданский костюм испанца простегивали с ватой, конским волосом инабивали сеном, опилками и прочими «изысками». Белые рюши нагорловине рубашки не просто увеличили — из возвели в максимальную степень. Новоесооружение в виде огромного крахмального белого воротника получило названиефреза и заставило испанцев держать голову более чем высоко. Сия роскошь стоилатак дорого, что по цене порой превосходила весь костюм. Ноги мужчины обтягивалитрико, а наверх надевали короткие шарообразные штаны. На плечи набрасываликороткий свободный плащ.
Несладко приходилось испанкам. Онибыли вынуждены таскать на себе юбки с металлическими и деревянными обручами. Такимобразом все индивидуальные особенности фигуры доводились до общепринятогостандарта. Костюм закрывал фигуру очень высоко, а чтоб не было видно признаковженственности, грудь туго забинтовывали. Девочкам перевязывали грудь с помощьюсвинцовых пластин. По эстетическим понятиям этой страны идеальной считаласьтолько худая и стройная женская фигура. Отсюда и чрезмерно суженный лиф, иобтянутые бедра. Лишь крестьянкам в этом смысле жилось вольготно: единственнойузкой деталью их одежды был корсет. Но как бы ни была жестока мода испанскойзнати, под ее влиянием формировались дворянские костюмы всей Европы вплоть доначала XX века.
Французы на основе испанского иитальянского костюмов создали свой, имеющий узкий лиф с глубоким вырезом ипышную юбку на каркасе. Мужчины были не столь привередливы и в целом повториликостюм испанцев, придав ему больше изящества.
Германия жила своей жизнью. Тамеще долго оставались в употреблении старые средневековые фасоны. Единственное,что нашло отзвук в сердце немцев, так это уже знакомая нам форма ландскнехтов — крайне вычурная, пестрая и кричащая. Солдаты прорезали одежду в местах коленныхи локтевых сгибов для большей свободы движения, а вслед за ними и все германскиещеголи использовали прорези для декорирования своих костюмов. В почетепо-прежнему была и мода «мипарти».
В XVIвеке одежда англичан отличалась чрезмерной роскошью и вычурностью. Здесьиспользовались одновременно восточные ткани и русские меха, венецианский бархати индийский ситец, испанские, немецкие и английские фасоны одежды. Лишьгорожане и буржуазия, предпочитая спокойные, уравновешенные пропорции,добротные и неброские ткани, выращивали в своей среде то, что впоследствииназовется английским национальным вкусом.Мода XVII века
…по рангу всем даны различныеоковы,
Кому из золота, кому изчугуна.
М. Ренье «Придворная жизнь»
Россия «прорубило окно вЕвропу» и сменила тяжелые и громоздкие боярские одежды на европейскоеплатье. Сбривались бороды, обрезались полы у длинных одежд и натягивалисьбархатные камзолы.
Целью искусства стало преждевсего ослепительное зрелище. Человек просто утопал в знаках отличия иатрибутах, он стремился покорить окружающих всем — начиная от роскоши узорныхтканей и драгоценностей и заканчивая тяжелым париком и властнымвзором.
К моде приобщаются буржуа иремесленники, что не нравится дворянам. Так установился диктат моды, который современем перешел из Англии во Францию, где и остается по сегодняшний день.
На заре XVIIвека в Европе господствовала мода Испании. Она выражалась в засилье черныходежд, громоздких тканей. Молодежная испанская мода небыла так строга: юноши носили большие войлочные шляпы набекрень с лихозаломанными полями. Кожаный жилет для молодого испанца тех лет был простонеобходим. Довершали столь бравый вид сапоги с широкими отворотами и плащ.
Наряд рыцарей и воиновстановится простым и скромным, причем такой силуэт был популярен не только длясолдат, но и всех прочих граждан.
У дворян, однако, «своягордость». Дворянскую одежду от солдатской отличали более дорогиематериалы и украшения. Появляется еще один «писк» моды — детскиепропорции костюма. Обусловлено это было подражанием Людовику XIII,вступившему на престол в возрасте четырех лет.
Повальным было увлечениекружевами. Дворяне устраивали настоящие соревнования — укого больше кружев!
Кружева были неотъемлемымукрашением мужчин на протяжении двух столетий. А солдаты сушили кружева изавивали кудри.
Придворные добивалисьрасположения августейшей особы не своими личными качествами,а изощренностью костюма. Например, имя некого Кадэнэта дошло до нас в связи стем, что он «выдал» идею заплетать с правой стороны головылокон в косичку (с пышным бантом на конце). Известен и некто Баланьи,утвердивший новый способ ношения плаща — на одном плече.
В 1633 Ришильеиздает эдикт о роскоши, после чего одежда немедленно уменьшается в объеме,ткани и расцветки становятся скромнее, а костюмы — изящнее.
Мода Франции отличаетсядиспропорциями, беспорядочностью. Вот что об этом пишет Марио Джамбаптиста вкниге «Париж и парижские нравы»: «Француженки, чтобы казатьсякрасивее, лепят на лицо наклейки. Волосы обсыпают белым порошком, от которогокажутся седыми. Дамы носят вокруг талии особого рода бочарные обручи — вертугадены… У мужчин спина открыта сверху донизу длинным разрезом, манжеты уних длинней рукавов, а их заворачивают кверху, так что рубашка оказываетсяповерх камзола. Ходят мужчины в сапогах со шпорами. Большинствоносит плащи и чулки ярко-красного цвета, зато остальная часть одежды пестритбольшим числом красок, чем палитра художника… На голове носят парики…
Тот, кто выдумал здешниеворотнички, обладал большим хитроумием, чем изобретатель игольного ушка. Этиворотнички построены в дорическом стиле, снабжены контрфорсами и окруженыравелином, аккуратно пригнаны, туги и выровнены по уровню, но приходитсямириться с тем, что носишь голову в фаянсовом тазу и что шея совершеннонеподвижна…
…Вместо завязок на обувикакие-то помпончики, или, вернее сказать, целые кочаныкапусты., от которых ступни у меня становятся мохнатыми. Это одновременно итуфли, и деревянные башмаки, ибо на подошве под пяткой у них нечто вродескамеечки, дающий мне право претендовать на титул „высочество“.Шляпу я ношу, способную дать прохладу даже в Марокко…
…Дворянство здесь блещетвеликолепием, а народ здесь серенький…».
В России использовались дорогие,узорчатые ткани. Появилась и шуба — роскошная одежда ихатласа, парчи или бархата на меховом подбое. Шубы носили практически всеклассы, особенно на севере.
Основной одеждой женщины на Русислужили красиво вышитая рубаха с широкими рукавами. На нее надевался сарафан, асверху (в прохладное время) — душегрея (что-то вроде расклешенного жилета наплечевых лямках). Душегрейка еще не раз возвращалась в моду в последующие века(в XIX и XX). Большое значениерусские красавицы придавали косметике и головным уборам. Девушки заплеталиволосы в косу, а вокруг головы повязывали расшитые атласные ленты. Замужниеженщины волосы покрывали, а в праздники носили всем известный кокошник. Длясостоятельной дамы считалось неприличным выходить на люди без румян и белил. Украшалисебя дамы ожерельями, серьгами, браслетами и бусами.
XVII векподарил миру очки, веера, галстуки а-ля Стейнкерк и плотные шелковые чулки,военную форму.Мода XVIII века
Безмерна власть его надженским полом:
Кто ж, фраком опьяняськороткополым,
С раздвоенным, как у чижа,хвостом,
Захочет на мужчин смотретьпотом?
Эдгар По
Мужчины во Франции носилиприталенные длинные, до коленей, жакеты и того же фасона жилеты, украшенныевышивкой. Роскошное жабо, столь характерное для французского двора, иногдазаменяли белым муслиновым бантом или узкой черной лентой из тафты. Цветоваягамма у французов была самая нежная: все оттенки коричневого, желтого изеленого. Не обошлось без кружев и драгоценных пуговиц. Мужчины впервые узнали,что такое фрак. Его носили с узкими штанами. Фрак, как и плащ-редингот былподчеркнуто узким, дабы соответствовать моде при дворе Людовика XV.
В одежде француженок деталейпоубавилось, зато расцвел декор. Самым любимым одеянием стало платье «полонез»,которое шилось из тонких и мягких тканей и изобиловало оборками, рюшами,кружевами и цветочками. Следую моде, лиф был предельно открытым,а юбка раздулась как шар.
В Англии наконец победилнациональный стиль, зародившийся больше века назад. Мужчины с презрениемотвергали бархат, шелк, атлас и прочие «французские штучки», отдавпредпочтение добротным шерсти и сукну. Фрак носили со скромными шейнымиплатками и галстуками.
Дамский костюм приобретал все большуюстрогость и деловитость. Особенно леди любили костюмы, состоящие из юбки ижакета, напоминающего мужской фрак.
В России указом от 4 января 1700года, подписанным Петром I, горожанами дворянам было велено не носить старый русский костюм и вместо него установитьследующие формы: мужчинам — прилегающий короткий кафтан, камзол, длинные чулкии башмаки я с пряжками, бритое лицо, белый парик или сильно напудренные волосы;женщинам — широкие каркасные юбки, сильно облегающий лиф (корсаж) с глубокимдекольте, туфли на высоких каблуках, парик и непременная косметика (белила ирумяна).
В XVIIIвеке появляются все более совершенные журналы мод, но по-прежнему основнымисточником информации о моде оставались костюмы аристократов.Мода XIX века
А черный шелк цилиндрафрантовского? -
Он частью стал пейзажагородского.
Нидать, ни взятьАдонис во плоти! -
Воротнички, воздушные почти…
Эдгар По
Одежда становится более демократичной:ткани упрощаются, из костюма исчезают шелк, парча, кружева, бархат, украшения,парики и каркасы. Особенно ясно это проявилось в одежде санкюлотов (революционеров):простота, удобство, влияние элементов народного костюма и, конечно, цветоваяреволюционная символика.
Пока одни гражданепропагандировали одежду санкюлотов, другие вспоминали о Древней Греции. Натрико или прямо на обнаженное тело дамы надевали длинные платья из тонкойматерии. Глубокое декольте, высокая линия талии, отсутствие украшений — в такомвиде предстают нашему взору французские красавицы,запечатленные на живописных полотнах.
Было и третье направление в моде тех лет. В мужском костюме бытовал темный шерстяной фрак,светлый жилет, замшевые штаны и высокая строгая шляпа. К дамскому платью,подчеркивающему линию талии и грудь, добавилась шаль. Она свободно покрывалаплечи, перекрещивалась на груди и завязывалась сзади. В России шаль сталанеизменным спутником легкого туалета. В нее надо было уметь драпироваться особо:перекинуть на одно плечо, на оба, закинуть на спину и на грудь… Словом,выполнить множество затейливых движений.
В Париже появились кутюрье. Одеждатеперь стала разграничиваться не только по сезонам, но и по часам дня, и поназначению. Появились костюмы для визитов, прогулок, балов, театров, длядеревни города, для игры в теннис и верховой езды…
Аристократический идеал быстросменяется идеалом респектабельности. Принцип иерархии в одежде стал настолькоутонченным, что выражался лишь в качестве покроя.
И все же, мода, как быласлужанкой избранного круга состоятельных господ, так и осталась. Античныеодежды, реанимированные идеалами революции, превратились лишь в предлог дляизысканной обнаженности. Драгоценности вернулись из небытия и продолжили своеслужение сильным мира сего.
Возникла новая мода в подражаниежертвам Французской революции. Наследники казненных Конвентом получилинаследство и учредили в клубах «балы жертв». Юноши брили волосы назатылках (как у казнимых) и, приглашая даму на танец, делали дергающие движенияголовой (по тому же поводу). Женщины безжалостно обрезали свои шикарные волосы,подражая «жертвам» и носили красные ожерелья, которые должны былиассоциироваться со следом от гильотины. Красная шаль на плечах напоминала оШарлоте Корде, убийце Марата.
Наряду с античной «греческой»модой появились еще «римская» и «турецкая».
Среди рьяных модников находилисьприверженцы разных крайностей, а старики носили одежду, бывшую свидетелем ихславы, молодости и красоты.
Император, желая подчеркнутьвеличие и блеск своего двора, напрочь отказался от простоты и скромности водежде. Тяжелые лионские шелка стали расшивать золотыми орнаментами (правда, вантичном стиле), а головы украсили драгоценными диадемами. В период с 1806 по1809 год женщины особенно злоупотребляли драгоценностями. Мужчины, желавшиепонравиться императору, надевали бархатные и атласные кафтаны, сетки на волосыи пудрились. Вскоре от античной моды остался лишь силуэт.
В России в связи спатриотическим движением развилась своя, особенная мода. Вспомнили старинныерусские одежды и стали подражать их фасонам. После того, как пала империяНаполеона, мода России проявила максимум патриотизма: женские шляпы принялиформы военных касок и рыцарских шлемов.
Период романтизма коснулся икостюма. Мужчины носили фраки, жилеты, двууголки.
В дамской одежде от мягких иплавных линий начала века не осталось и следа. Если прозрачные ткани ииспользовались, то только на плотном чехле, но в основном женщины теперьпредпочитали бархат, кашемир, тафту и репс. Лиф платья был достаточно узким, аюбка значительно расширялась книзу, без всяких каркасов; портные подшивалиподол ватным валиком.
Мода 1825 — 1835 годов — этоверх изысканности. У женщин появились огромные рукава, поддерживаемые изнутриспециальной тканью и прозванные «жиго» (окорок). И это — причрезвычайно узенькой талии. Мужчины скоро тоже захотели стянуть талии. Для этойцели они даже стали использовать корсеты. Жилет, редингот и фрак обтягивалигрудь, а их полы расширялись, как юбка. Эту весьма достойную картину завершалипокатые плечи, широкие рукава и складки на панталонах.
В 1840-е годы, под влияниемженского движения за равноправия, исчезли пышные рукава и банты, а прическизначительно упростились. Весь силуэт стал проще, однако начал изобиловатьнеимоверным количеством нижних юбок. Дамы стали носить костюмы амазонок дляверховой езды, стрелять из пистолета, курить.
Мужская мода вновь следует постопам женской: исчезают буфы на рукавах и упрощается силуэт. Исчезает пестротав одеждах.
В 1850-е годы количество нижнихюбок стало еще больше. Вновь на свет явились кринолины. Юбки стали легкими,хотя и достигали трех метров в диаметре, узкие рукава расширились книзу, акружева и тюль просто заполнили всю одежду.
Скоро кринолины претерпелиизменения в своей конструкции. Это произошло в связи с изданием указа озапрещении посещения церкви в кринолинах. Из круглых обручи стали овальными ирасположились под углом. Дамы стали выглядеть грациозней и миниатюрней. Однакопрогрессивная часть общества всей Европы выступала вообще против моды кактаковой. Практически всю вторую половину XIX века непрекращалась борьба между так называемой прогрессивной модой и салонной.
Последние два десятилетия XIX века принесли свои силуэты. Особенно красивым былоплатье-принцесса. Оно имело приталенный, наглухо закрытый лиф и две юбки. Нижняя- совершенно узкая и длинная (с изнанки имела шнуровку, за счет чегодостигалось максимальное прилегание к туловищу), а вторая — драпированная, своланами и рюшами, которая крепилась сверху. Шились такие платья из тканейодного цвета, но разных фактур. Строгие визитные платья делали из клетчатойткани с контрастной бархатной отделкой.
Скоро юбки стали расширяться, ав области пониже спины странным образом приподнимались. Так появились на светплатья с турнюром (то есть с маленькой подушечкой, которую пришивали на нижниеюбки в упомянутом месте). Чем круче была эта линия, тем лучше считалась фигура.Эту нелепость дополнили исчезнувшие было рукава «жиго».
В конце XIXстолетия проявилось повальное увлечение спортом. Это способствовало тому, чтоодежду все чаще стали упрощать ради большей свободы в движениях. Женщинызаимствовали из мужского гардероба все больше и больше деталей и элементов. Так,у дам появились пальто-крылатки и соломенные шляпы-канотье (с низкой тульей игоризонтальными плоскими полями). Женский костюм имел простую английскую формуи дополнялся галстуком. Мужчины по-прежнему носили фрак, сюртук и полосатыевизиточные брюки. Также был огромен выбор шляп, которые выбирались под разноевремя суток и ситуации.
Самым популярным журналом модбыл «La mode»,основанный в 1829 году Эмилем Жирарди. Начинают устраиваться показы мод.Нарубеже столетий (XIX — XX ВЕКА)
Ты должен, направляясь впуть,
Взглянуть назад, впередвзглянуть.
Бердах
В одежде этого времени быломного противоречий. Многие одевались либо с вызывающей экстравагантностью, либос крестьянской простотой.
У дам колокольчиком расширяласьоблегающая бедра юбка, замысловатым хвостом обвивала ноги и позволяла приниматьсамые грациозные позы. А заодно «невзначай» показывать нижние юбки изшуршащей тафты.
Извивались боа из перьев птиц итюля, переливались шелковой тесьмой и бисером шикарные вышивки, звенела бахромаиз мелких бусин. Всю эту роскошь венчали огромные шляпы, украшенные чучеламиптиц, перьями, цветами и вуалью.
Эстеты боролись заиндивидуальность в одежде и предлагали образ «эстетической леди» в платьебез корсета. К эстетам присоединились пророки модной науки — гигиены,перечисляя болезни, которые вызывает чрезмерно узкая одежда.
Наконец был создан новый образ,нашедший воплощение в «платье реформ», или «мешке реформ», какназывали его злые языки. Увы, такое платье слабо отвечало эстетическимтребованиям своего времени. Поэтому пришлось вмешаться уважаемому английскомустилю и напомнить о таких ценных качествах одежды, как удобство и практичность.За этим спором и застал модников XX век.Двадцатыйвек начался
Штиблеты щеголей в гамашах
По лестнице скрипели
И с плеч хихикали, оскалясь,
Шлюх драные лисицы…
Е. Евтушенко
Уже в 1914 — 1915 годах длинаюбок едва доходила до щиколотки, а затем стала еще короче — до середины икры. Появиласьженщина-мальчик: тонкая, длинноногая, с узкими бедрами и без намека на грудь италию, с мальчишеской стрижкой. Такая женщина выбрала для себя прямоеплатье-рубашку длиной до середины коленей, достаточно простого покроя. Рукисовершенно оголяли, а губы красили в ярко-красный цвет. Такой стиль получилназвание «гарсон» (от фр. «Le garcon» — «мальчик»).
В мужской одежде появляютсятакие формы, как куртки (от летчиков), брюки гольф, толстые шерстяные носки,кепи, закрытый пиджак-френч с поясом и накладными карманами, брюки галифе, плащреглан и краги.
С 1927 по 1923 год большинствороссиян комбинировали, донашивали старую одежду. Появилась кожанка.
С 1926 года большойпопулярностью стали пользоваться блузы с широкими рукавами и набуском на бедрах.Женщины носили их сочень узкими, выше коленей, юбками. Характерны были вечерниеплатья из шифона и атласа, с глубокими вырезами, вышивками, длинными шарфами ибоа. Дополняли такой элегантный вид блестящие чулки и остроносые туфли сперепонками. Прически: выбритые затылки и волны на лбу и перед ушами. Все этоназывалось «фокстрот»
В одежде молодежи преобладалиширокие брюки, коротенькие юбочки из хлопчатобумажной ткани, белые блузы иполосатые футболки, тапочки. У женщин постарше были длинные волосы, узкие юбки,строгие блузы с галстуками.
С 1925 года французский «откутюр» начал вновь удлинять юбки, а манекенщицы демонстрироваливеликолепные прически. С 1930-х годов в женскую моду проникают брюки и трикотаж.Появляются массивные подплечники, обувь на высокой пробковой или деревяннойподошве, сумки с ремешками через плечо и шляпы, напоминающие военные каски.
В мужском костюме появилисьчерный жакет с жилетом и полосатые брюки. В торжественных случаях господанадевали смокинги и фраки. Появляется фетровая шляпа. Развивается стиль одеждырабочего человека.
В 20-е годы «кукольный»типаж создали Мэри Пикфорд и Лиа де Путти. На смену им пришел образ, созданныйГретой Гарбо и Марлен Дитрих. А в 40-х годах очень популярен стал образбелокурой красавицы с широкими скулами, крупным ртом, наклеенными ресницами итонкими, как ниточка, бровями. Эталон — Любовь Орлова.
В начале второй мировой войны сталимодны широкие плечи, костюмы с накладными карманами, хлястики, отрезные кокетки,заломленные набок тирольские шляпы… Обувь приобрела толстые массивные каблуки итупые круглые носки.
В Париже в военное времяпоявились молодые люди с изысканно небрежной прической, в клетчатых пиджаках,стянутых в талии и доходящих до колен, в узких мятых брюках. Девушки всвитерах, коротких юбках и башмаках без каблуков, с высоко взбитым чубом ираспущенными по плечам волосами.
В Дании после того, как гитлеровцыуничтожили национальный флаг, стали носить шапочки трех цветов в той жепоследовательности, что и на флаге.
Принято считать, что моды 1939 — 1945 годов не было как таковой. но все дело в том, что сущность ее была поройнеприглядна.Втораяполовина столетия
И ты, о человек, живя слюдьми,
Что суетно, что истинно,пойми.
Агахи
Послевоенные годы добавляют водежду романтизм. Мода от Кристиана Диора стала общепризнанной. Однакорасклешенные платья с тонкой талией и прилегающим лифом шла не всем, поэтомукутюрье создают целый ряд иных модных силуэтов, напоминающих буквы «Н»,«Х», «А», «Y». Практическивсе они были популярны в 1950-е годы. Также женщины носили брюки.
В 60-е годы каждый учился носитьто, что ему нравилось. Этому немало способствовало возникновение молодежноймоды. Из кажущегося хоса постепенно вырисовывался стиль 60-х, который сталпредметом подражания в 90-е годы.
В моду входят пальто, подкоторые с трудом влезает шерстяная кофта, юбки, в которых почти неприлично сидеть,не положив на колени сумку. Никому и в голову не приходило надеть платье длинойниже коленей.
Вышедший в конце 60-х фильм«Бонни и Клайд» прогремел на весь мир и дал толчок к проявлениюнового стиля в моде. Резко и решительно изменился облик людей, а мода 30-хвесьма органично переплелась с «хиппизмом». Так зарождалась мода70-х…
В 70-е годы появляется стиль,вдохновленный фольклором. В одежде — полный «интернационал»: мексиканскоепончо и афганские куртки, индийские шали и перуанские вязаные шапочки, арабскиеодежды русские дубленки и сарафаны. Все эти новшества были обязаны своимпоявлением движению хиппи, столь распространенному в 1970-е года.
Японский дизайнер Такада Кензовнес в европейскую одежду черты сельского восточноевропейского костюма. Ив Сен-Лоранпредложил платья в «боярском» стиле. Романтика 70-х напоминалацыганщину. Существовала и военизированная мода, проявившаяся в стиле «сафари».Брюки-клеш, острые и длинные концы воротничков, прически «под битлов».70-еобъединили несколько стилей и создали свой неповторимый образ.
1980-е годы сделали резкийповорот от романтичности к деловитости. Воротнички уменьшились, юбкиудлинились, брюки сузились, а ткани и расцветки значительно померкли. Спортивныйстиль нашел свое воплощение в джинсах. В начале 90-х произошел взрыв цвета ирадостных эмоций. Проявляется ассоциация с модой 60-х: длина мини и безумствоцвета.90-е привнесли в моду отрицание стандартов. Возможность носить одну и туже вещь и как майку, и как платье, и как блузку в комплекте с юбкой или брюками.XXI век создает сам свою моду. Собирает отдельныекусочки из мод всего XX столетия и привносит своикоренные изменения. Такого многообразия, контрастности, сочетания разных стилейне было никогда. И брюки-дудочки, и брюки-клеш, и кофты с напуском на бедра, истиль «а-ля битлз» — все это скрепилось, как коллаж, и прекрасносмотрится в моде XXI столетия.
2. Костюмкак средство коммуникации
Какой же должна быть одежда втой или иной ситуации? Что одеть в театр, на премьеру, в гости? Попробуем вэтом разобраться…
Знаменитый художник-модельерПьер Карден сказал, что хорошо одетым можно считать человека, который считаетсяс собой и с другими. Человек живет не для того, чтобы одеваться, а одеваетсядля того, чтобы жить. Какими бы возможностями мы не располагали, наша одеждадолжна прежде всего зависеть от того, где мы с большей охотой проводим своесвободное время, от наших привычек, от нашего образа жизни, наконец. Завзятомутеатралу чаще понадобятся строгий костюм, белая рубашка, несколько нарядныхгалстуков. Если же мы в свободное время предпочитаем прокатиться на мотоциклеили заняться спортом, то нас в первую очередь должны интересовать спортивныерубашки, кожаные куртки и пуловеры.
Выбор различных предметов одеждызависит от вкусов человека, его привычек, возраста, фигуры, от его финансовыхвозможностей, социального положения и многого другого. Главное, постоянноконтролировать себя, чтобы не делать необдуманных покупок и всегда прикидывать,подходит ли новый предмет одежды по стилю, материалу и цвету к уже имеющимся увас вещам, можно ли его носить в комплекте с ними.
Домашняяодежда
Во всем мире большое значениепридают домашней одежде. Все потому, что наш домашний наряд создаетсоответствующее настроение окружающим. Даже если вы дома одни, вы своейодеждой, своим внешним видом создаете настроение самим себе. Домашняя одеждадолжна быть, во-первых, удобной для вас, а во-вторых, она не должна раздражатьокружающих, а наоборот, создавать у них хорошее настроение.
Мы часто видим в американскихфильмах бизнесменов, расхаживающих по дому постоянно в халате. Но фильмам лучшене доверять. Если бы миллионеры целыми днями в халатах ходили, они бы оченьбыстро обанкротились. Почему? Да потому, что каждая одежда хороша в свое время.Ведь что такое халат? Это одежда, которая нежит тело, располагает к лени, котдыху. Поэтому халат можно одевать только поздно вечером, когда вы готовитесько сну, или рано утром, когда вы уже встали, но еще не совсем проснулись, чтобысделать переход от сна к бодрствованию более комфортным. А миллионерам нежитьсянекогда, им деньги делать надо!
Домохозяйка тоже должна иметьсвой образ, имидж. Ее внешний вид в то время, когда она занята домашнимиделами, должен тоже создавать настроение и в то же время — ведь она преждевсего женщина — нести в себе некую изюминку.
Деловойкостюм
Каким должен быть деловой костюм?Элегантным, простым и сдержанным, но в то же время в нем должна быть изысканнаяженственность для женщин и привлекательный шарм для мужчин. Ваш деловой костюмдолжен помогать и вам, и окружающим делать дело, а не отвлекать от него. Самымприемлемым для работы будет классический стиль. Как известно, классикойсчитается все то, что устоялось, стало не столько модой, сколько стилем. Каждойженщине, как, впрочем, и мужчине, должно быть известно, что одежда, включая иобувь, и различные аксессуары (сумочку, шляпу и т.д.) по своей цветовой гаммене должна превышать трех тонов, желательно одного спектра. Идеальными можносчитать классические сочетания:
черный — белый — красный;
черный — белый — фиолетовый;
белый — синий — голубой;
коричневый — бежевый и т.д.
многие считают, что носки должныподбираться под цвет рубашки, а это совершенно неверно. Носки должныосуществлять плавный переход от ваших брюк к туфлям (по цвету). А туфли,естественно, должны подбираться в тон вашему костюму.
Чтоможет рассказать о нас одежда?
Одежда очень много можетрассказать человеку о своем хозяине. Ведь в каждом костюме как бы заложенопределенный код, который можно расшифровать. Когда мы оцениваем чей-то костюм,мы оцениваем и того, кто этот костюм носит — насколько уместно он одет,насколько точно понимает ситуацию, в которой находится. Каждый человеквыступает в той или иной социальной роли, которую он играет или пытается играть.В этой ситуации одежда, костюм становятся легко читаемым внешним знакомсоциальной роли человека. Ведь и сейчас обладатели престижных вещей средимолодежи легко объединяются в группы по принципу «свои — со своими». Чистоинтуитивно человек, одетый в том же стиле, что и мы, с первого взглядастановится нам ближе и понятнее. Уже одно то, что ему нравятся те же самыевещи, что и нам кажутся красивыми, создает у нас иллюзию, будто мы и мыслим, исмотрим на мир схоже. Выбирая себе костюм, человек открыто заявляет о своихпривязанностях, независимо от того, каковы они. Однако в любом случае, получаяинформацию, которую несет костюм знакомых ил малознакомых людей, мы даем имоценку, исходя из своих собственных привязанностей и вкусов, хотя мнение нашечисто субъективно.
Мода — это форма, в котороймогут проявляться те или иные отношения между людьми. Любой костюм несет в себелибо груз традиций, либо отказ от них. Мы вольны надеть то, что нам больше повкусу, но при этом мы должны помнить, что в нашем костюме заключен большой иширокий смысл, чт он расскажет о нас очень многое, и мы должны считаться с этой«утечкой» информации. Она ведь может быть и очень интимного свойства…
Особенностинарядных туалетов
Не бывает просто вечернегокостюма на все случаи жизни. Если мы идем на банкет по случаю большогопраздника или приглашены на юбилей, то надо выбирать торжественный костюм вклассическом стиле, причем он не должен быть слишком ярким, иначе вы рискуете,что внимание гостей переключится с виновника торжества на ваш костюм. Если этопросто дружеская вечеринка, то в этом случае можно позволить себе одеждуавангардного стиля, свободные, раскрепощенные силуэты. Если же мы приглашены набанкет по случаю презентации,, то здесь вполне уместным будет костюмклассического или романтического стиля, хорошо бы нетрадиционной цветовой гаммы.В таких случаях может помочь рецепт известного модельера Унгаро. Он как-тосказал, что если вас поразила красотой какая-то женщина, но вы не можетевспомнить, во что она была одета — значит, она была одета идеально!
Одна занимательная историяпроизошла с Марком Твеном. Как-то раз он пришел в гости к Гарриет Бичер-Стоу,забыв надеть галстук. Заметив свою оплошность, Твен принес хозяйке своиизвинения, однако Стоу заявила ему, что извинений не принимает. Марк Твенпонял, какое большое значение придавалось его галстуку, поэтому на следующийдень выслал Стоу бандеролью свой галстук.
Вечерний костюм — это поэма, вкоторой «вечно женственное» берет верх над мужским началом, этоапофеоз всего противоположного, всегда чуждого мужскому костюму!
Характер нарядного костюма оченьважен. На выпускном вечере, в присутствии учителей, родителей, девушка (как,впрочем, и юноша) должна быть одета строго празднично, немного торжественно и вопределенной степени считаться с тем, что находится в официальном месте.
Но дискотека — совсем другоедело! Здесь ваш наряд, напротив, должен быть эффектным, выделяющимся — иначе вырискуете весь вечер простоять у стенки. Рисунок современного танца читаетсягораздо лучше, да и двигаться им будет удобнее, если девушка будет в брюках илив платье, которое подчеркнет достоинства ее фигуры, подаст ее в выигрышномсвете.
Простой наряд можно преобразитьс помощью акцентов. Правильно подобранные шарфик, шляпка, брошь, бусы — иодежда соответствует конкретной житейской ситуации!
Литература
1. «Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях».– Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1995. — 512 с. Под ред. А.Л. Крупенина.
2. «Ваш гардероб, стиль, имидж», Мн, 1999: изд-во «Сервек»,составитель И. Демидова.