Реферат по предмету "Культура и искусство"


Концепция культуры Э.Б. Тейлора

Реферат
 
по дисциплине:
«Культурология»
на тему:
«Концепция культуры Э.Б. Тейлора»


Содержание
 
Немного биографии
Основные идеи Э.Б. Тейлора
Наука о культуре
Работа Э.Б. Тейлора
Человек как частьразвития природы
Все народы равны или нет?
Составляющие культуры Э.Б. Тейлораи дальнейшая структура его работы
Обряды и церемонии

Немногобиографии
ЭдуардБернетт Тейлор (в новой русской транслитерации – Тайлор, Edward Burnett Tylor)родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожногопромышленника. Его формальное образование ограничилось квакерской школой, послеокончания которой он стал помогать своему отцу. В 1855 г. по настояниюврачей Э. Тайлор отправляется в длительное путешествие.
Во времявизита на Кубу в 1856 г. он познакомился с богатым меценатом Г. Кристи,пробудившим в нем интерес к изучению древности. Вернувшись в Англию, Э. Тайлорзанялся самообразованием и научными исследованиями в области этнографии иантропологии. Первую официальную должность он получил лишь в 1883 г., ставхранителем этнографического музея при Оксфордском университете. В 1884 г.он был назначен лектором по антропологии в Оксфорде, а в 1886 г. – доцентомАбердинского университета. Э. Тайлор был членом Королевского обществаАнглии, дважды избирался на пост президента Антропологического институтаВеликобритании и Ирландии. Умер Э. Тайлор в Оксфорде в 1917 г.
Основныеработы Э. Тайлора: «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние исовременные» (1861), «Исследования в области древней истории человечества»(1865), «Первобытная культура» (1871), «Антропология: Введение к изучениючеловека и цивилизации» (1881). Э. Тайлор был признанным лидером английскойшколы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремилсяпоказать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно ипрогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Всемирную известность Э. Тайлорупринесла, разработанная им, анимистическая концепция происхождения религии,согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе идуховных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, которыйгармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Э. Тайлорвыдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула сталапредметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки орелигии.
Основныеидеи Э.Б. Тейлора
ЭдуардБернетт Тейлор (в новой русской транслитерации – Тайлор) принадлежит к числунаиболее выдающихся этнографов, антропологов и историков культуры XIX в.Особенно велик его вклад в изучение истории первобытного общества. Тейлор многосделал для изучения и понимания закономерностей развития первобытной культуры икультуры вообще, методов ее изучения и воссоздание картины культурной, преждевсего религиозной жизни первобытного человека. Основной труд Тейлора – «Первобытнаякультура» – был закончен и опубликован в 1871 г. Авторитет Тейлора в наукебыл необычайно велик. Уже в год выхода «Первобытной культуры» Тейлор был избранчленом Королевского общества (британской «академии наук»). Перу Тейлорапринадлежат еще такие труды, как «Антропология (Введение к изучению человека ицивилизации)», а также множество статей (общее их число превышает 250), вкоторых он проявил свой яркий талант, скрупулезную научную добросовестность иписательский дар. И все же его труд «Первобытная культура» остается, пожалуй,самым ярким, важным и глубоким.
Наука окультуре
Особеннаяважность этого труда видна уже потому, что автор начинает с общего вопроса, срассмотрения науки о культуре вообще и, что немаловажно, с рассмотрения методаисследования. Сначала Тейлор определяет предмет, которым занимается его наука икоторый он сам намерен рассмотреть, а затем он выбирает единственно правильныйи научный с его точки зрения метод, который позволил бы рассматривать этотпредмет. Первая глава его «Первобытной культуры» более важна, чем множествоэнциклопедических сводных обзоров по истории культуры.
Тейлор даеттакое определение: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смыслеслагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности,законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенныхчеловеком как членом общества» [Тейлор. С. 18]. Хочется сразу сказать, чтоэтим своим определением Тейлор как бы закладывает основания многих будущихисследований. В этом определении сразу бросается в глаза три важных момента.Во-первых, все то, о чем говорит Тейлор, все сферы человеческой жизни,относятся, в общем, к тому, что можно было бы назвать духовностью. Точнее, иверования, и искусства, и нравственность и т.д. не имеют меньшее отношение кразвитию экономики или материальному аспекту человеческой жизни, чем, скажем,техника. И при этом, во-вторых, видно, что Тейлор берет все эти явлениякомплексно, не разделяя их на группы. Он перечисляет важнейшие «нематериальные»сферы человеческой жизни. И, наконец, очень важной представляется указание нато, что все эти явления будут рассматриваться как способности человека какчлена общества. То есть Тейлор хочет здесь подчеркнуть общественную природучеловека. И кроме того, он здесь фактически объясняет, почему его исследование,скажем, искусства, не является искусствоведением, а изучение нравственности – моральнойфилософией или историей морали.

Работа Э.Б. Тейлора
В первойглаве своей работы («Наука о культуре») Тейлор постоянно обращается кнескольким важнейшим положениям. Эти положения он называет «двумя великиминачалами», и о них и будет далее рассуждать.
Первое из них-то,что явления различных культур в разных областях представляют собой определенноеоднообразие. То есть, в различных культурах, при всей их особенности, мыобязательно встретим схожие черты. Этот факт, с точки зрения Тейлора,свидетельствует о том, что существуют «однообразные законы», действию которыхподчиняется ход человеческой истории.
Второе – этото, что «различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития,из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известнуюроль в формировании будущего». [Тейлор. С. 18]
Далее Тейлоробосновывает и доказывает необходимость и неизбежность такого толкования. В еговремя такие мысли были еще новы для общественных наук и нуждались в тщательнойпроработке.
Тейлорговорит, что естественные науки «при изучении строения и жизни растений иживотных или даже при исследовании низших функций человека» признаюперечисленные «руководящие идеи» как основные и естественные. Но в областиизучения культуры во времена Тейлора такого единства еще не было. Но онообязательно должно быть, поскольку «история человечества есть часть или дажечастичка истории природы». Он говорит, что «наши мысли, желания и действия сообразуютсяс законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением воли,сочетанием химических элементов и ростом растений и животных» [Тейлор. С. 18–19].
Совершенноочевидно, что в XIX в. предложенные Тейлором идеи вызывали противодействиев обществе, которое не было еще готово признать себя равным обычной природе, ив среде богословов и некоторых философов, которые видели в истории человекавмешательство высших сил. Но Тейлор, вслед за многими выдающимися ученымисвоего времени (вспомним, например, Дарвина), говорит: «Отстраняясь целиком отсоображений о сверхъестественном вмешательстве и беспричинной произвольности,мы примем это предполагаемое существование естественных причин и следствий вкачестве главной основы и, отправляясь отсюда, пойдем так далеко, как этоокажется возможным. Это будет тем же основанием, опираясь на которое физическиенауки продолжают с постоянно возрастающим успехом свои исследования законовприроды» [Тейлор. С. 19–20].
Следуетотметить, что для Тейлора важнейшим представляется цепь причинно-зависимойсвязи событий и явлений. С его точки зрения, в таком предмете, как человеческаякультура, цивилизация, искусство и т.д. не может быть ничего случайного,неважного. Все имеется свои основания и порождает, в свою очередь, другиеявления. [Тейлор. С. 20]
Другим важнымположением для Тейлора является то, что существуют общие законы человеческойдеятельности, развития истории и культуры. Эти законы можно открыть черезисследование причин и следствий в человеческой истории. «Во все временаисторики, насколько они стремились стать выше простых хроникеров, – пишетТейлор, – употребляли все усилия, чтобы показать не только последовательность,но и связь событий, которые они описывали. И кроме того, они стремились ещевыяснить общие начала человеческих действий и этим истолковать частные события…»[Тейлор. С. 20]. «При рассмотрении с более широкой точки зрения характер инравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений… Какоднообразие, так и постоянство можно проследить, без сомнения, с одной стороны,в общем сходстве природы человека, с другой стороны, в общем сходствеобстоятельств его жизни» [Тейлор. С. 21].
Исходя изэтих положений, Тейлор говорит, что отдельные сферы человеческой жизнисравнительно нетрудно можно представить как последовательность причин иследствий на основании общих законов. «Изучая различные обычаи и воззрения, мынеизбежно убеждаемся в наличии причинности, лежащей в основе явленийчеловеческой культуры» [Тейлор. С. 26]. «Этнография, – утверждает Тейлор, –имеет дело именно с такими общими и единообразными свойствами организованныхчеловеческих существ» [Тейлор. С. 25–26].
Кроме того,важно помнить, что вся человеческая культура и культура отдельного народарассматривается именно в развитии. «Для этнографов же не может быть и вопроса овозможности развития одних видов орудий, нравов и верований из других, так какразвитие в культуре доказывается общественными данными» [Тейлор. С. 27]. «Прогресси деградация, переживание, оживание, видоизменение и пр. представляют собойсвязующие нити сложной сети цивилизации» [Тейлор. С. 29]. При этом дляТейлора такое развитие является в первую очередь прогрессивным. «Обнаруживаетсявсе более многочисленные ряды фактов, – пишет он, – которые по своей последовательностимогут быть размещены только в одном определенном порядке, но никак не вобратном» [Тейлор. С. 28]. «Несмотря на отдельные факты деградации,основной тенденцией культуры от первобытных до новейших времен оказываетсядвижение ее от дикости к цивилизации» [Тейлор. С. 31]. Поэтому еще одноопределение культуры или цивилизации звучит у Тейлора так: «общееусовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельногочеловека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности,силы и счастья человека» [Тейлор. С. 36]. Во второй главе «Развитиекультуры» Тейлор подробно доказывает и демонстрирует свою правоту на множествеконкретных примеров.
Если же наосновании указанных правил мы станем производить классификацию различных,предметов, событий, явлений и т.д., то мы сможем выделить различные стадииодного процесса развития. Эти стадии есть и у развития одного искусства, и уразвития культуры народа вообще, и, соответственно, у развития человека кактакового. Эта важнейшая особенность, – то, что человеческая историяпредставляет собой последовательность стадий, – настолько очевидна, что «неследует придавать большого значения хронологической датировке илигеографическому положению. Обитатели озерных жилищ древней Швейцарии могут бытьпоставлены рядом со средневековыми ацтеками, а североамериканские оджибве – рядомс южноафриканскими зулусами» [Тейлор. С. 21]. «При сравнении диких племенс цивилизованными народами мы ясно видим, как шаг за шагом быт малокультурныхобществ переходит в быт более передовых народов, как легко распознается связьмежду отдельными формами быта тех и других» [Тейлор. С. 22].
Такимобразом, следует сказать, что новая для своего времени концепция Тейлораобладала рядом преимуществ. Важнейшим из них кажется то, что вся человеческаяистория предстает в единстве. В ней нет никаких случайных, не связанных сдругими частей. Она вся является единым потоком развития. При этом части этогоразвития предстают у Тейлора в упорядоченном виде, что, разумеется, даетвозможность более подробно и эффективно рассматривать и изучать различныеявления истории культуры. Кроме того, имея в виду общие законы этого единогоразвития, можно даже предсказывать, какие изменения последуют в будущем, илипредполагать, какими были те или иные не дошедшие до нас элементы древнихкультур. Каждый аспект культуры того или иного народа по методологии Тейлораможно рассматривать как неслучайный, необходимый фрагмент всего этапа развитияэтого народа, а сам этот этап – как определенный элемент всей истории народа ичеловечества вообще. «Каменный наконечник стрелы, украшенная рельефами палица…могут сами по себе характеризовать и отображать известную сторону культуры уданного народа с такой же достоверностью, как правильные таблицы количествасмертей от отравления… выражают… другие стороны быта и культуры целого общества»[Тейлор. С. 25].
Вместе с этимТейлор дает возможность изучать преемственность в истории культуры. Современнаястадия развития того или иного народа является результатом действия болеедревних причин. Таким образом, ни один народ не существует без цели – егодостижения обязательно будут востребованы.
Человеккак часть развития природы
Необычайноважным представляется то, что Тейлор рассматривает человека, его культуру и историюкак часть общего развития природы. Это дает возможность не только представлять,чем человек обязан животным, но и изучать все явления на планете исходя изобщих оснований. Тем самым Тейлор саму науку о культуре поставил в один ряд состальными, естественными науками: ведь у них единый предмет и метод егоизучения, одни основания.
Но здесьвозникает следующее сомнение. Не является ли попытка Тейлора свести всечеловеческое поведение к сфере чисто природных законов. То есть, не пытается лион, таким образом, представить все человеческое общество как видоизмененныйвариант групп животных, а человеческое поведение – как совокупность инстинктов.На это отвечал еще сам Тейлор. Он говорит в первой главе, что речь идет не опризнании природных законов в человеческом обществе, а об «определенных законахчеловеческой мысли и действия», при которых ни одно действие не является нибезвольным, ни безмотивным. [Тейлор. С. 20] То, что Тейлор был далек отпопыток представить человека как чисто природное существо, говорит и то, что вего теории нет ни одного намека на расизм. Он сам был против такой попыткитолкования причин различия европейских народов и «дикого» населения колоний. «Врамках поставленной задачи нам представляется возможным и желательным устранитьсоображения о наследственных изменениях человеческих рас и считать человечествооднородным по природе, хотя и находящимся на различных ступенях цивилизации»[Тейлор. С. 22].
Все народыравны или нет?
КонцепцияТейлора обладает удивительной уравнивающей силой. Все народы Земли предстаютперед взглядом ученого как одно целое, на равных. Среди нет ни одного отприроды безнадежно дикого или необычайно цивилизованного. Предки современныхевропейцев когда-то были не менее «дикими», чем современные народы Востока, и вто время никто не мог заметить у них каких-либо выдающихся качеств. Но с другойстороны, есть народы более или менее отсталые с точки зрения общего движения изакона мировой истории. Есть, таким образом, и самый передовой народ, икажется, что таким народом Тейлор считает цивилизованных европейцев. Кажется,что в концепции Тейлора, при всех ее достоинствах, скрыт определенныйнедостаток. Он заключается в том, что все положительные черты отсталых народовтеряют свое значение по сравнению с современными передовыми народами и могутслужить только средством для познания этими передовыми народами своейсобственной истории.
Установив этиосновные положения, Тейлор перечисляет основные методы для дальнейшегоисследования. «Для нашего исследования потребно много материала» – пишет он[Тейлор. С. 34]. «Первым шагом при изучении цивилизации должно бытьрасчленение ее на составные части и классифицирование этих последних» [Тейлор. С. 22].В дальнейшем этнограф интересуется их географическим и историческим распределением.Вслед за этим следует обратиться «от распределения явлений культуры поразличным странам к их распространению в каждой отдельной стране». Именно здесьмы уже можем «оставляя в стороне исключительные факты, описывать народы понекоторому среднему уровню» и «представить себе громадные массы подробностей понескольким типическим фактам». При этом Тейлор считает возможным изучать этиявления так же, как биолог изучает распространение видов или их особенностей.[Тейлор. С. 23–25]
«Показав, чтоявления культуры могут быть разделены на значительное число групп, куда войдутискусства, верования, обычаи и т.д., мы приходим к вопросу, в какой мере факты,размещенные по этим группам, развивались одни из других» [Тейлор. С. 27].Мы начинаем изучать их развитие и объяснять известные нам формы из болеедревних.
Рассматриваяисторию происхождения одних культурных форм из других, Тейлор столкнулся сважнейшим явлением, которое он наименовал «пережиток». Он является сохранениемстарых обычаев при переходе к более прогрессивной стадии. Пережиток неявляется, по Тейлору, «мертвым грузом». Он может впоследствии приносить пользуили вред, возрождаться и даже принимать форму рецидива. С другой стороны, черезналичие таких пережитков мы можем изучать более ранние стадии развитиякультуры. «Пережитки, рассеянные по всему пути развития цивилизации… и теперьеще сохраняются в нашей среде, служа памятниками первобытности, памятникамиварварской мысли и жизни» [Тейлор. С. 32]. И, кроме того, само изучениепережитков дает нам твердое рациональное основание и методы борьбы с вреднымиих видами. [Тейлор. С. 28–32] Пережиткам посвящены особые (третья ичетвертая) главы «Первобытной культуры».
Составляющиекультуры Э.Б. Тейлора и дальнейшая структура его работы
Во второйглаве своего труда Тейлор неоднократно дает понять, что составляющими культурыили цивилизации в его понимании этих терминов являются «отсутствие или наличиепромышленности, высокая или низкая степень развития различных ее отраслей, вособенности обработки металлов, выделки различных орудий и посуды, земледелия,архитектуры и пр., распространение научных сведений, определенный характернравственных начал, состояние верований и обрядов, сложность общественной иполитической организации и т.д.». Все это складывается, как видно из называнияпервой рубрики главы, в промышленную, умственную, политическую и нравственнуюобласти культуры. На основании классификаций различных явлений в этих сферахисследователь может составить некоторую «шкалу цивилизации». [Тейлор. С. 36]Тейлор признает, что «при исследовании отношения умственного состояния дикарейк мышлению цивилизованных людей» необходимо постоянно иметь в виду развитиематериальной культуры [Тейлор. С. 63].
Однакобольшая часть труда «Первобытная культура» посвящены другим сферам культуры:языку, мифологии, обычаям и религии. Основная часть труда делится на трибольшие раздела: мифология, анимизм и обряды и церемонии. Именно в областиизучения первобытной религии, мифологии и связанных с ними обрядов Тейлорсделал необычайно много.
В первуюочередь, Тейлор настаивал, что «нигде… исторический подход не является стольнеобходимым, как в изучении религии» [Тейлор. С. 32]. В своем труде Тейлорподробнейше исследует различные мифы, классифицирует их и сводит в единуюсистему.
Мифологическийвымысел, утверждает Тейлор, как и все другие проявления человеческой мысли,имеет основанием своим реальный опыт. Ум изменяет и перерабатывает впечатленияи передает их другим умам. При этом, изучая мифы, мы изучаем, по сути, законывоображения. В развитии мифов всегда важнейшую роль играла аллегория. [Тейлор. С. 121–125]
Важныммоментом здесь представляется то, что Тейлор проводит четкую аналогию междуособенностями мифологического и детского сознания. Дикарь для Тейлора – какребенок. Подобно тому, как дети выдумывают различные сказки, чтобы объяснитьокружающий мир, так и первобытный человек измышлял мифы. Дети впоследствиивзрослеют и склоняются к более рациональным способам осмысления реальности.Точно так же и человечество по мере своего развития все дальше отходит отмифологической картины мира. [Тейлор. С. 129]
Тейлорпроводит скрупулезный анализ причин появления мифа и его содержание. С еготочки зрения «первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта вмиф есть верование и одушевление всей природы – которое достигает высшей точкив олицетворении ее». [Тейлор. С. 129] Таким образом, Тейлор указываетна важнейшую особенность мышления первобытного человека. Тейлор здесьвводит специальный термин – анимизм, – которым обозначает первобытноепредставление об одушевленности всего мира. [Тейлор. С. 130–1] Анимизмявляется важнейшей особенностью первобытного человека. Различные мифологическиевысказывания древних народов о душе не являются оборотами поэтической речи[Тейлор. С. 132]. Тейлор на большом материале разбирает такие явления, какколдовство, оборотничество, наличие различных родов в языке, и приходит квыводу, что объяснить это поэтичностью невозможно. Это есть определенного родафантазмы с определенным основанием для существования. Анимизм – основание имифологии, и религии, и обрядов.
В шестойглаве Тейлор переходит к рассмотрению мифов и их классификации. Онрассматривает множество конкретных мифов и называет основные сюжетные ипонятийные линии в них: Небо как отец и Земля как мать всего существующего,разрыв между этими двумя началами, Солнце и порядок в мире – затмение какзнамение конца света,
Он выделяетфилософские мифы (объясняющие причины разных событий), геологические мифы,этнологические мифы (о происхождении людей), мифы-преувеличения (о карликах,великанах и т.д.), мифы об исторических личностях, этимологические мифы (опроисхождении названий предметов), эпонимические мифы (о названиях народов,областей и т.д.) и некоторые другие. Таким образом, мифы, по Тейлору, служатдля объяснения всего, что могло понадобиться объяснить для древнего человека.[Тейлор. С. 177–203]. Важным оказывается еще и то у Тейлора, что саммифологический принцип описания окружающей природы сохраняется и развивается вформы религии и даже поэзии. [Тейлор. С. 150–176] Свое исследование мифовТейлор заключает так: «Исследование этих сложных и неправильных действий всеболее и более выявляло два принципа мифоведения. Первый заключается в том, чтолегенда, будучи классифицируема в достаточно длинном постепенном ряду,обнаруживает такую правильность в развитии, которую никак нельзя объяснитьбеспричинным вымыслом, и что возникновение ее подчинено известным законам…Второй принцип касается отношения мифа к истории… Миф есть история его авторов,а не действующих в нем лиц…» [Тейлор. С. 204]. Таким образом, исследованиетипов мифов выявило возможность применения к ним основных методов. Следующиенесколько глав своей работы Тейлор посвящает анимизму, причем по сути онирассматривают религию. Большинство вопросов, связанных с душей, Тейлор относитк области религиозных верований. Это так, поскольку, согласно знаменитомувысказыванию Тейлора, анимизм, вера в духовные существа составляет «минимумрелигии». Кроме того, учение о духовных существах присуще вообще спиритуалистическойфилософии, в отличии от материалистической. [Тейлор. С. 206–211]
«Анимизм, – пишетТейлор, – характеризует племена, стоящие на весьма низких ступенях развитиячеловечества, он поднимается отсюда без перерывов, но глубоко видоизменяется припереходе к высокой современной культуре» [Тейлор. С. 211]. Тейлор даеттакже такое важное определение религии: «религиозные учения и обряды» являютсячастями «религиозных систем, созданных человеческим умом» [Тейлор. С. 212]
Сущностьанимизма как основания религии заключается в вере в отдельное существованиедуши и в существование остальных духов, вплоть до богов. Тейлор пытаетсяобнаружить причины, по которым первобытный человек сделал заключение о всеобщейодушевленности окружающего мира. По его мнению, первобытные люди частозадумывались о таких явлениях, как сновидения или смерть. После подробныхнаблюдений за этими явлениями они решили, что в каждом человеке естьопределенная особая субстанция, которая может временно или навсегда покидатьсвою телесную оболочку. Обычно такую субстанцию именуют «душа» (по латыни «анимус»,откуда слово «анимизм»). Из такого рода представления далее развиваютсяпредставления об уже отдельно существующих духах, которые олицетворяют,одушевляют растения, животных, отдельные предметы и даже природные стихии.[Тейлор. С. 212–214]
Далее Тейлоррассматривает связь представлений о душе с учением о дыхании, возвращении духаумершего, влиянии увечий на тело и душу, обычаи засыпать следы духов, хоронитьвместе с вождем его слуг и жен, будущую жизнь и воздаяние. [Тейлор. С. 214–249]Заканчивается глава восьмая важной констатацией того, что анимизм являетсяважной частью и философии. Во многих философских системах, особенно у древнихнародах, есть представление о душе и всеобщей одушевленности. [Тейлор. С. 249–252]
Огромныйматериал о представлениях и учениях о жизни после смерти, переселении душ,посмертных странствиях душ и загробном мире собран и систематизирован Тейлоромв девятой и десятой главе «Первобытной культуры». Свой обзор Тейлор заканчиваеттакже важным примечанием, что в дальнейшем все эти представления составиливажный двигатель человечества и имеют по сей день нравственную ценность.[Тейлор. С. 310]
Далее Тейлоррассматривает различные следствия учения о душе. Сначала он исследует такоеявление, как убеждение в том, что душа может вселяться в различные предметы илилюдей. Рассмотрев такую возможность, Тейлор приходит к выводу, что анимизмлежит в основании такого явления как фетишизм – поклонение определеннымпредметам. [Тейлор. С. 331]. Фетишизм может развиваться далее ипревращаться в идолопоклонство [Тейлор. С. 345].
Главадвенадцатая посвящена такому аспекту анимизма, как представлениям о том, чтодухи могут быть непосредственными причинами явлений природы. Родственнымиявлениями, по Тейлору, являются всякого рода кошмары, зловредные и благие духи,с одной стороны, и духи географических объектов – скал, вулканов и т.д., – сдругой. Соответственно, Тейлор находит возможным объяснить через анимизм ещеодно характерное явление первобытной религии – тотемизм, то есть поклонениетому или иному животному. [Тейлор. С. 382–383] В двух же заключительныхглавах из посвященных анимизму, то есть в тринадцатой и четырнадцатой, Тейлоррассматривает так сказать «высшую степень» анимизма – веру в высшие божества, вверховное божество. Тейлор рассматривает божества и классифицирует их пофункциям: бог войны, солнца и т.д. И, как обычно, он показывает, что этотаспект анимизма развивается и становится в современности философией религии.
 
Обряды ицеремонии
 
В последнейглаве рассматриваются обряды и церемонии. Тейлор показывает и то, что они такжеимеют анимистическое основания. Религиозные обряды, по его классификации,являются либо символическим выражением религиозных (а, значит, анимистических)представлений, либо непосредственное воззвание к конкретному духу. [Тейлор. С. 458]
Несомненно,важность и уникальность всей основной части труда Тейлора состоит не только вшироте обзора, но в том, что различные виды первобытных религиозных представленийрассматриваются не как отдельные, изолированные явления, а как теснопереплетенные между собой. Тейлор находит единообразное и рациональноеобъяснение каждому виду мифов и религиозных верований, что, разумеется, такженеобычайно важно.

Список литературы
1. Тайлор Э.Б. Первобытнаякультура. М., «Издательство политической литературы», 1989.
2. Кармин А.С., НовиковаЕ.С. Культурология. – СПб: Питер, 2004.
3. Материалы, взятые ссайта www.wikipedia.org


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :