Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«СибирскийГосударственный Индустриальный Университет»
Контрольнаяработа
по дисциплине «Культурология»
Тема:«Искусство и религия»
Выполнил: студент гр. ЭНЭЗ-08
Корчева А.В.
Проверил: Каймашникова Е.Б.
Новокузнецк2009
Содержание
Введение
Глава 1. У истоковискусства и религии
1.1 Дорелигиозная эпоха
1.2 «Божеское» ичеловеческое
1.3 Искусство и религиякак способ познания мира
Глава 2. Религиозноеискусство
2.1 Понятиерелигиозного искусства
2.2 Основные функциикультового искусства
2.3 Вера всверхъестественное как источник противоречий культового искусства
Глава 3. Библия
3.1 Бестселлер всехвремен
3.2 Ненавидимая илюбимая
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Вреальной истории зарождения и развития общества людям неоткуда было ждатьпомощи и даже в самые суровые времена борьбы за выживание им приходилось уповатьлишь на собственные силы. И все же, хотя и с трудом, в процессесовершенствования человеческого рода пробивались ростки гуманизма, возникалиразличные формы общественной деятельности и общественного сознания. А среди них– искусство и религия.
Искусство– великий инструмент не только познания мира и человека, но и ихпреобразования, самосовершенствования. Чудо искусства дает людям невыразимоенаслаждение и радость, всесторонне развивает их способности к творчеству «позаконам красоты» (К. Маркс). Искусство есть высшее выражение свободы человека иобщества.
Религия– это вера в некое Всемогущее существо, Создателя и Управителя Вселенной,Вседержителя, который управляет не только жизнью каждого человека, слабого ибеспомощного перед Богом, но и судьбой всего человечества, природы в целом.Милосердие Бога к послушно следующим Его заветам столь же безгранично, скольстрашен гнев и беспощадна кара тем, кто не почитает своего Защитника, проявляетгордыню либо нечаянно нарушает божественные установления.
Социальныепотребности, породившие зачатки искусства и религии, были не только отличны, нов определенном смысле даже противоположны. Тесное взаимопроникновение, подчасдаже слияние искусства и религии на протяжении длительного историческогопериода, особенно в эпоху средневековья, объясняется в значительной меренекоторыми общими особенностями эстетической и религиозной деятельности,искусства и религии, которые следует учитывать, ни в коей мере не игнорируя приэтом принципиальных, коренных различий между ними.
Актуальность.Внаше время как никогда важно духовное возрождение нации, это прекрасно понимаетнаше правительство, поэтому даже в Конституции РФ прописано право человека насвободное вероисповедание. Ни для кого не секрет как упали нравы, поэтомуЦерковь имеет мощную поддержку со стороны правительства.
Цельработы. Определить взаимосвязь искусства и религии, иопределить ее влияние на судьбу культуры.
Задачи.
1. Изучитьразличные подходы к пониманию влияния религии на искусство в работах великихученых
2. Понять,что представляет собой современная техника в рамках культуры.
3.Дать характеристику техники, культуры и природы человека.
Глава1. У истоков искусства и религии
Чтобыпонять сущность того или иного социального явления, необходимо выяснить его происхождение.Особенно важно учитывать, когда речь идет о таких сложных социальных феноменах,как искусство и религия. Проблема происхождения любого общественного явления, втом числе искусства и религии, может быть правильно решена лишь при учете того,что всякое социальное явление возникает на основе определенной общественнойпотребности. Важно учитывать также, что определенная социальная потребностьреализуется в той или иной системе деятельности людей.
Впервобытную эпоху, когда умственный труд еще не отделился от физического,сознание первобытных людей было непосредственно связано с их деятельностью, ипрежде всего деятельностью трудовой, производственной. Именно в сфере трудовой,производственной деятельности, так и их первоначальных религиозных верований.
Формированиеи развитие человеческого сознания, как известно, происходило в единстве сразвитием такого материального средства общения людей, как язык. И этоотносится в равной мере к художественному и религиозному сознанию. Зачатки тогои другого находили свое материальное, предметное воплощение не только взвуковой речи, но и в изображениях, танцах и песнях, которые первоначально,по-видимому, выступали как элементы целостного обрядового комплекса.[1]
1.1.Дорелигиозная эпоха
Религиянеизвечна, она представляет собой историческое явление и возникла лишь наопределенном этапе развития человеческого общества. Возникновению религиипредшествовал дорелигиозный период развития человечества. Весь древний, среднийи отчасти поздний палеолит, когда люди не знали религии, существовали инравственность, и искусство. Уже в древнем палеолите существовали нравственныенормы, регулировавшие поведение отдельных особей, формировались эстетическиепотребности и искусство, но полностью отсутствовали религиозные верования.Прогресс человечества проявлялся в форме овладения людьми новыми средствамитруда и познания (орудиями труда и знаковыми системами) и в передаче умений, навыкови знаний новым поколениям. С этого момента прогресс общества реализуется какпрогресс человеческой культуры, в то время как на этапе формирующихся людей онреализовался еще и как наследственные изменения морфологической структуры,определявшиеся естественным отбором.
Уформирующихся людей на протяжении длительного периода отсутствовали религиозныеверования, но это свидетельствует лишь о том, что их сознание было весьмапримитивным, что они не выходили за рамки осознания конкретной ситуации, что ихвоображение оставалось неразвитым, что они не были способны к обобщениям иабстрагированию.
Зачаткихудожественной деятельности у неандертальцев свидетельствовали о возникновенииу них чувственных образов, непосредственно не связанных с материальными потребностями,выходивших за рамки осознания конкретной сиюминутной ситуации. Подобныепредпосылки необходимы были и для зарождения зачатков магических верований ипредставлений. Нет никаких оснований, ни теоретических, ни фактических,отделять время возникновения зачатков искусства от времени возникновениязачатков религии. Напротив, есть все основания полагать, что формирование тогои другого шло одновременно. Одновременное формирование зачатков искусства ирелигии совсем не означало, что эти явления возникали на основе одной и той жесоциальной потребности. Это была и эпоха до возникновения искусства инравственности, эпоха, предшествовавшая формированию общественного сознания всобственном смысле слова.[2]
1.2«Божеское» и человеческое
Одноиз проявлений острой противоречивости сознания людей состоит в том, что такиеего формы, как философия, наука, мораль, политика, право, – это сфера реальногознания о тех или иных сторонах жизни. Религия же хотя и отражает мир, но виллюзорных, фантастических образах (Бог, ангелы, духи, Дьявол и т.д.). Причемверующие поклоняются этим сверхъестественным творениям фантазии как реальнымсуществам.
Вискусстве тоже существуют созданные фантазией художника, вымышленные образы(русалки, нимфы, кот в сапогах, Воланд, ковер-самолет, машина времени и мн.др.). Но писатели, художники не настаивают на реальном существовании. В обиходеже мы часто употребляем многие слова, понятия, имеющие неоднозначный смысл, невсегда отдавая себе отчет, что они могут истолковываться двояко: религиознолибо научно, в зависимости от того, кто ими оперирует – верующий или сторонникнаучного мировоззрения, атеист.
Религиознаямолитва божеству (поклонение святыне) чаще всего совершается с надеждой, чтоона будет им услышана и просьба верующего, выраженная в молитве,удовлетворится. Ведь верующий обращается к Богу как реально существующему.
Вотличие от религии искусство не считает свои создания за нечто другое, чем ониесть на самом деле. Оно утверждает подлинно гуманистические, народныепредставления о красоте мира и самого человека.[3]
1.3Искусство и религия как способ познания мира
Благодарявнешней — проговоренной, воплощенной, овеществленной — существующей внечеловека форме, религия, искусство имеют не только личностную, но общественнуюзначимость — являются сферами социальной деятельности, которую мы называем познанием.
Общаясхема познавательного процесса проста: человек что-то увидел, почувствовал,уловил и — зафиксировал это внутреннее состояние во внешней себе форме; словах,линиях, звуках.
Можно,конечно, и сам акт чувствования, видения трактовать как познание. Но такоенепосредственное, внешне не проявленное индивидуальное познание не только неможет быть передано другим людям, но и не всегда однозначно воссоздаваемовнутри человека.[4]
Унифицированностьи абсолютность религии как способа познания Мира, с одной стороны, отражают(констатируют) всеобщее единство самого Мира, и, с другой стороны, предлагаютединый язык для выражения индивидуальных всплесков познания, язык человеческоговзаимопонимания.
Длятерминологического однообразия все возможные формы фиксации человеческогопознания (этого вздоха предчувствия истины) будем называть словом«высказывание».
Таквот, высказывание художника (мелодия, картина и так далее), вызванноекаким-либо явлением, верней чувством, порожденным этим явлением — абсолютносубъективно и уникально.
Пробудитли это явление такое же чувство у других художников, никто не знает, но можногарантировать, что их высказывания будут другими (не рассматривая, конечно,случаи плагиата или совершенно невероятных совпадений).
Крометого, что все высказывания художников об одном и том же явлении мира уникальны,так еще и восприятия этих высказываний другими людьми (зрителями) совершенно неоднозначны.
Именноэта мимолетность, случайность, уникальность (и со стороны творения, и состороны восприятия) являются отличительными чертами искусства как способапознания. Оно запечатлевает Мир в мгновенности и неповторимости его явлений ииндивидуальных восприятий.
Верующийчеловек, в отличие от художника, не выражает личное отношение к миру в самостоятельных,уникальных, оригинальных высказываниях, аформулирует их в предзаданных, уже существующих терминах одной из религий.
Длятакой унификации религия изначально строится как некая абсолютная система, наязыке которой возможно выразить любой познавательный порыв, любое чувство,предощущение истины.
Вотличие от искусства, в котором схожие чувства выражаются в разнообразнейшихпроизведениях искусства, в религии – весь спектр чувств фиксируется в терминахединой формализированной схемы. Но именно эта внесиюминутность,внеиндивидуальность характеризует религию как способ познания вневременногоединства Мира, его общности во всех его явлениях и нашем восприятии его.
Есливысказывания художника отражают лишь его субъективное отношение к явлениям, арелигиозные высказывания констатируют вневременное единство всех элементовМира, то научные высказывания, прежде всего, формулируют отношения отдельныхявлений Мира друг к другу, их некоторое относительное единство, ихвзаимозависимую последовательность.[5]
Вывод.У формирующихся людей на протяжении длительного периода, по-видимому,отсутствовали религиозные верования, но это свидетельствует лишь о том, что ихсознание было весьма примитивным, что они не выходили за рамки осознанияналичной конкретной ситуации, что их воображение оставалось неразвитым, что онине были способны к обобщениям и абстрагированию.
Глава2. Религиозное искусство
Весьмаактуальной тему религиозного искусства делает и гигантский рост интереса кпамятникам культуры прошлых веков. Древнее русское искусство – храмовоезодчество, мозаики, фрески, иконы – перестало быть предметом исследованиянемногих специалистов. Сейчас им интересуются миллионы людей разных профессий иразного возраста. Это не может не радовать, ибо свидетельствует о ростекультурных запросов и потребностей людей, об их глубоком интересе к историикультуры своих предков.[6]
2.1Понятие религиозного искусства
Разговоро религиозном искусстве следует начать с уточнения этого понятия, т. е.определить критерии, позволяющие то или иное произведение искусства считатьрелигиозным.
Религияи искусство в ходе их исторического развития не просто взаимодействовали, онипроникали друг в друга, переплетались между собой, сливались, образуя тесвоеобразные явления истории культуры. Религиозные организации стремилисьпоставить к тому, чтобы подчинить себе искусство, поставить его себе на службу.
Никакаярелигия не может существовать без культа, т.е. системы особых действий, спомощью которых религиозные люди пытаются влиять на сверхъестественные объектыих веры – духов и т.п. Культовые действия предполагают создание особойобстановки, отличной от повседневности, насыщенной религиозными символами иобразами сверхъестественных сил и существ. Уже на заре человеческой истории, впервобытном обществе, культовые действия включали в себя многие эстетическиекомпоненты.
Религиознымискусством можно назвать те произведения искусства, которые включены в системурелигиозного культа и выполняют в ней определенные функции.
Включениев систему религиозного культа оказывало существенное воздействие как насодержание искусства, так и на его форму. Художественная форма рассматриваласьслужителями культа лишь в качестве средства, способного вызвать у людейэмоциональное отношение к мифологическим образам, утвердить в них веру всуществование сверхъестественного.
Впроцессе исторического развития искусство получало все большую относительнуюсамостоятельность. Уже в эпоху рабовладения и феодализма возникает искусство,не связанное непосредственно с культом. В античное время развивается светскоезодчество, живопись, скульптура, литература. Появляютсяхудожники-профессионалы, не связанные с религиозными организациями.Средневековье существенно затормозило процесс развития светского искусства, ноне прекратило его. Особенно бурным было развитие нецерковного искусства в эпохуВозрождения. Многие художники и писатели этой эпохи творят по заказу светскихвластителей и богачей. Содержание их произведений становится все болеемногообразным, форма все более свободной и оригинальной. Каноническиерелигиозные традиции перестают оказывать определяющее влияние на их творчество.
Еслив средние века почти вся живопись непосредственно обслуживала церковь (фрески,иконы и т.п.), то в последующую эпоху вне церкви появляется станковая живописьс религиозным содержанием.
Следовательно,ныне существует не только религиозное искусство, включенное в систему культа,но и религиозное искусство, не связанное непосредственно с культом, но имеющеерелигиозную идейную направленность. Очевидно, к религиозному искусству нельзяотнести то или иное художественное произведение только потому, что его тема,сюжет, образы заимствованы из религиозной мифологии. В искусстве народов Европынемало произведений живописи, скульптуры, литературы, которые используютотдельные сюжеты и образы библейской мифологии, но по своей идейнойнаправленности, по мироощущению очень далеки от христианства.
Такимобразом, ни сюжет, ни образы сами по себе не делают произведение искусстварелигиозным. Религиозным его делает общая идейная направленность, общий смысл.Если художник средствами искусства утверждает реальность сверхъестественногомира и трактует человека как существо слабое и греховное, целиком зависящее отсверхъестественного, данное произведение религиозно.
Искусство,как правило, не воспринимается однозначно разными людьми, т.к. егохудожественно-образная система весьма сложна и многопланова. Не все глубиныхудожественного произведения бывают доступны каждому зрителю, читателю илислушателю. К тому же на оценку тех или иных произведений художественноготворчества всегда влияют субъективные вкусы, пристрастия, симпатии и антипатии.Поэтому при оценке идейного смысла и идейной направленности определенныхпроизведений искусства возможны не только споры, но и резкие расхождения.[7]
2.2Основные функции культового искусства
Искусствов системе культа не перестает быть художественным творчеством. Оно не теряетсвоей эстетической стороны и продолжает вызывать эстетические переживания нетолько у его создателей, но и его «потребителей» – участников культовогодейства.
Темсамым мы можем констатировать наличие у культового искусства двух функций: специфически-религиозной(церковной), укрепляющей и усиливающей религиозные верования, и эстетической,вызывающей у воспринимающих это искусство людей эстетические чувства исуждения.
Междууказанными двумя функциями культового искусства существует весьма сложное ипротиворечивое взаимоотношение: с одной стороны, при определенных условияхэстетическая функция может усиливать религиозное воздействие того или иногопроизведения культового искусства, а эстетические чувства могут влиться в общийпоток религиозных переживаний, активизируя и углубляя их; с другой стороны, виных обстоятельствах эстетическая функция может прийти в конфликт срелигиозной, оттеснить на задний план культовое значение данного произведенияискусства, его религиозную направленность. Наконец, возможна и такая ситуация,когда религиозная функция культового искусства вовсе отсутствует, и оновоспринимается исключительно в его эстетическом содержании.
Еслиэто глубоко верующий, то, естественно, в его сознании эстетическая сторона тогоили иного культового объекта или действия будет всегда подчинена религиознойстороне.
Дляубежденного приверженца православия икона (и особенно «чудотворная») преждевсего предмет культового поклонения, видимый представитель «невидимого»сверхъестественного мира, а не объект эстетического любования. Любопытныйэпизод, иллюстрирующий подобное отношение к иконе, приводит писатель В.Солоухин. Убеждая пожилую колхозницу отдать ему старинную икону, автордоказывал, что икона нужна не для того, чтобы издеваться над ней, а, напротив,все на нее будут глядеть как на картину, любоваться, восхищаться будут ею. Вот,мол, какая прекрасная русская живопись. И вдруг неожиданный ответ: «Я и говорю:нешто иконой любуются? На нее молятся. Огонек перед ней зажигают. Нешто онадевка нагая, чтобы на нее любоваться?»
Вэтом эпизоде ярко проявилось отношение к иконе ревностной последовательницыправославия. Для нее икона – предмет поклонения, но ни в коем случае не объектчистого любования, эстетического созерцания.
Уневерующих и колеблющихся религиозная функция нередко оттесняется эстетической,которая выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение. Дляатеистов икона не предмет поклонения, а произведение древнего искусства,имеющее историческую и художественную ценность.
Новзаимоотношение эстетической и религиозной функций культового искусства зависитне только от позиции воспринимающего субъекта. Во многом оно определяется иобъективными особенностями того или иного произведения религиозного искусства.Икона может быть замечательным и оригинальным творением художника, но она можетбыть и ремесленной поделкой «богомаза», безвкусной и грубой копией.Естественно, что ее эстетическое воздействие в этих двух случаях будетразличным, хотя основные культовые функции останутся без изменений.[8]
2.3Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства
Включениеискусства в систему религиозного культа накладывало глубокий отпечаток на егосодержание и художественную форму. Искусство могло выполнять свою религиознуюфункцию лишь в том случае, если оно направляло сознание людей в сторону образовсверхъестественного.
Первоначально,в ранних формах религии, существовавших в первобытную эпоху, сверхъестественноееще не отделилось от естественного, земного. Соответственно и художественныеобразы, используемые в ходе религиозно-магических обрядов, также конкретны,взяты из окружающей природы или родоплеменного быта.
Лишьна более поздних этапах развития первобытного общества возникает понятиесверхъестественного существа, или сущности: дух или душа. В дальнейшембезличные духи персонифицируются и превращаются в богов, наделенных именем ивоспринимаемые как особые могущественные сверхъестественные личности.
Однакодухи и боги еще не отделены четко от природных стихий, зверей и людей.Например, в Древнем Египте бог Гор изображался в виде сокола, Анубис – сголовой собаки, богиня Сохмет – с головой львицы. Эти боги походят на людей не тольковнешне (поскольку они изображались в облике могучих и прекрасных мужчин иженщин), но и с точки зрения их поведения, приписываемых им психологическихчерт и особенностей. Боги Древней Эллады – это возвеличенные и идеализированныеобразы людей, которым свойственны не только добродетели, но и пороки. От людейих отличает лишь бессмертие.
Дуализместественного и сверхъестественного нашел свое наибольшее проявление вмонотеизме (единобожии). Бог противопоставляется всему земному и человеческому.Бог – вечен, земные вещи – конечны и переходящи, Бог – Всемогущий Творец мира,мир – результат Его творческой деятельности, Бог – воплощение мудрости идобродетели, человек – существо слабое и греховное.
Богословскаяи философская проблема соотношения Бога и человека имела непосредственноеотношение к судьбам культового искусства в монотеистических религиях. Ведьлюбое изображение Бога возможно лишь в земных формах, в формах «естественного»,реального мира. Следовательно, изображая Бога, художник как бы низводит Его доуровня чувственно воспринимаемой реальности. Но Бог, согласно вероучениюмонотеистических религий, есть высший дух, к которому неприложимы земные мерки.
Иудаизми ислам пошли по пути запрета всяких изображений Бога в храмах. В исламе запретизображать Бога был распространен на изображениях живых существ вообще – какчеловека, так и животных. Мусульманам запрещалось создавать рисунки искульптуры с изображениями животных и людей.
Этотзапрет существенно повлиял на развитие искусства в мусульманских странах.Арабское изобразительное искусство до последнего времени не знало портрета, ахудожественное творчество средневековых восточных мастеров развивалось главнымобразом в направлении создания разнообразных форм растительного орнамента.
Вхристианстве, начиная с первых веков его существования, были две тенденции.Первоначально многие «отцы церкви», активно боровшиеся против «языческой»античной культуры, выступили против любых изображений божества и вообще противискусства, рассматривая его как пагубное идолопоклонство. В христианствепобедила точка зрения, признававшая допустимым изображения Бога и святых вцеркви.
Художественныесредства и приемы, использовавшиеся в средневековом культовом искусстве,определялись не чисто эстетическими моментами, а прежде всего потребностямицеркви. Именно этими потребностями определялся в значительной мересимволический характер художественных образов в культовом искусстве. Символ,как известно, есть разновидность знака. Также как и любой другой знак, символвыступает в процессе познания в качестве своеобразного заместителя реальныхпредметов, процессов и явлений. В качестве символов тех или иных объектовберутся в ряде случаев образы животных, растений, явлений природы или продуктовдеятельности людей, в которых усматриваются сходные черты с символизируемымпредметом.
Такимобразом, символ – это наиболее удобная форма «изображения» сверхъестественныхиллюзорных сущностей в религиозном сознании вообще и в религиозном искусстве вчастности. Богословско-религиозные символы пронизывали всю культурусредневековья и реализовались как в литературе, так и в изобразительномискусстве.
Вцерковных фресках, мозаиках и иконах в Византии цвет приобретал такжесимволическое значение. Так, золото было символом «божественного света», пурпур– символом царской власти, белый цвет – символом чистоты, отрешенности отмирского, черный цвет символизировал смерть, ад, зеленый – юность, цветение ит.п. Требования церкви к культовому изобразительному искусству фиксировались вцерковном каноне, строго регламентировавшем содержание и форму любых фресок иикон в храме.[9]
Вывод.Культовоеискусство возникало и развивалось на основе подчинения художественного началарелигиозному. Главным для него было не отражение реальной действительности, а«приближение» человека к Богу, возбуждение в нем религиозных образов инастроений.
Главнаязадача церковного канона состояла в том, чтобы сохранить религиознуюнаправленность изображений, обеспечить вполне определенное их воздействие напосетителей храма. Отсюда неизбежно вытекала тенденция к схематизации иусловности культовых изображений. Изображая сверхъестественный мир, нужно былоотделить его от естественного, противопоставить последнему.
Хотяцерковь и стремилась свести иконопись к выражению богословских идей,христианских образов и представлений, в действительности творения талантливыхдревних иконописцев гораздо богаче и глубже их богословского содержания. Ониявляются художественными и историческими памятниками эпохи, страны, народа.
Глава3. Библия
ВБиблии больше тысячи страниц, «книга книг» – ценнейший памятник духовнойкультуры человечества. С точки зрения церкви и верующих, Библия – это священнаякнига, откровение самого Бога, данное людям. С точки зрения ученых, изучавшихисторию еврейского народа, на языке которого она первоначально была написана,Библия – это собрание самых разнообразных сочинений (книг), составлявшеесявеками самыми различными авторами. Окончательно она сложилась не ранее IIв. н. э. и состоит из двух основных частей: Ветхого завета и Нового завета.
Следуетзаметить, что постоянной традицией в отношении ученых к Библии были стремленияразоблачить ненаучный характер, содержащийся в ней основных положений. Уклассиков марксизма-ленинизма также имеются специальные работы, посвященныеанализу не просто религии (в частности, христианства),но и некоторых библейских книг, раскрытию противоречивостиутверждений«святого писания».
Идейно-познавательныеи общекультурные ценности древнейших памятников духовной культуры человечества,особенно Библии, – это выработанные народом нравственные идеи и идеалы,воплощенные в яркой художественно-выразительной литературной форме ипсихологически достоверных образах. Библия представляет собой поистиненеисчерпаемый кладезь мудрости и всестороннего жизненного опыта.
Многиеученые как у нас в стране, так и за рубежом постоянно отмечают присутствие в«книге жизни» огромной массы сведений о реальной земной истории народов,особенно Ближнего Востока. Своеобразный принцип историзма человеческой культурысоблюдается уже в Ветхом завете.
Главноездесь – целостное объяснение именно истории зарождения мироздания и жизни наЗемле. В Библии в афористически-краткой, запоминающейся форме изложены простыенормы нравственности, выработанные людьми в их вековом опыте трудной борьбы засуществование.
Библиянужна людям и как неисчерпаемый источник жизненных наблюдений и практическихсоветов. Но книга ценна еще и тем, что написана простым, понятным языком.Авторы стремились, чтобы «писание» было изложено в форме, удобной для пониманияи запоминания всем.[10]
культовое искусство религия библия
3.1Бестселлер всех времен
Начнемс того, что Библия – это бестселлер, наиболее распространенная книга напротяжении всей истории человечества. По данным Книги рекордов Гиннеса,изданной в 1988 году, за период с 1815 по 1975 год было напечатано2500 000 000 экземпляров Библии. Это огромная цифра. Ни одну другую книгу вистории нельзя даже сравнить с Библией по числу напечатанных экземпляров.
Крометого, ни одну другую книгу не переводили на столько языков. Сейчас Библию можночитать – частично или полностью – более чем на 2 100 языках мира. Американскоебиблейское общество сообщает, что сегодня Библия доступна 98 процентамнаселения нашей планеты.[11]
3.2Ненавидимая и любимая
Нужноотметить, что ни одна другая книга в истории не становилась объектом такогожестокого преследования и даже ненависти. Со времен средневековья и вплоть доХХ века Библию сжигали на кострах. И даже в наше время за чтение ираспространение Библии людей штрафовали и сажали в тюрьму. В прошлые века затакие «преступления» часто пытали и казнили.
Нарядус этим Библия вселяла в людей дух преданности. Несмотря на жестокоепреследование, многие продолжали читать Библию. Познакомимся, например, сжившим в XVI веке англичаниномВильямом Тиндалем, который получил образование в Оксфордском университете, азатем стал уважаемым преподавателем в Кембриджском университете.
Тиндальлюбил Библию. Но в его дни религиозные власти настаивали на том, чтобы Библияоставалась на латинском языке, который к тому времени уже стал «мертвым». Чтобысделать Библию доступной для своих соотечественников, Тиндаль решил перевестиее на английский язык. А поскольку закон это запрещал, Тиндалю пришлосьоставить свою престижную научную должность и бежать на континент. Ведя труднуюжизнь беженца, Тиндаль успел перевести на родной язык Греческие Писания (НовыйЗавет) и некоторые книги Еврейских Писаний (Ветхий Завет), но в конце концовего арестовали, обвинили в ереси и задушили, а тело потом сожгли.
Тиндаль– один пример из огромного числа людей, которые пожертвовали всем ради того,чтобы читать Библию или сделать ее доступной для других. Ни одной другой книгене удалось вселить в стольких обычных мужчин и женщин такое мужество. В этомБиблии поистине нет равных среди всех книг.[12]
Вывод.Библия– это не просто книга. Это богатая библиотека, состоящая из 66 книг, одни изкоторых маленькие, другие — довольно большие; в них содержатся законы,пророчества, исторические факты, стихи, советы и многое другое. Эти 66 книгбыли написаны в течение 1 600 лет, начиная со времени, когда мировой державойбыл Египет, и, заканчивая временем, когда в мире господствовал Рим. В СловеБога, Библии, содержатся самые надежные советы – и эти советы касаютсяразличных сфер жизни. Они полезны во многих отношениях, потому что учат нас,как поступать в мире, где большинство людей не желают руководствоватьсямудростью Того, кто обладает наивысшим разумом.
Сегоднямодно сомневаться во всем: обычаях, взглядах, морали, даже в существованииБога. Тем более люди сомневаются в ценности Библии. Большинство считает ееустаревшей и бесполезной.
Заключение
Изфакта древнейшей нерасчлененности эстетической и религиозной (культовой)деятельности не следует вывод, что один из этих видов деятельности возник издругого, один породил другой. Вырастая из принципиально различных социальныхпотребностей и играя в силу этого разную роль, художественное и религиозноеосвоение мира реализовалось в первобытную эпоху первоначально в однойнерасчлененной системе практически-духовной деятельности, которую представлялсобой мифологически-обрядовый комплекс. В последующие исторические эпохи вклассовом обществе взаимодействие форм общественного сознания в значительноймере определялось их внутренним содержанием, т.е. содержанием той деятельности,которая была специфична для определенного вида духовного производства.
Содержание
1. УгриновичД.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. – 288 с.,ил.
2. КарпушинИ.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. – М.: Педагогика,1991. – 160 с.: ил.
3. Культурология:Курс лекций. / Под ред. А.А. Радугина. [Текст]. – М.: Граф, 2000. – 246 с.
4. Культурология.История мировой культуры [Текст]. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.Научнаялитература, 2001. – 587 с.
5. Библия:слово Бога или человека? / Общество Сторожевая Башня, 1998. – 192 с.