Реферат по предмету "Культура и искусство"


Историко-архитектурные особенности комплекса "Лошицкий парк"

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЛЕКСА «ЛОШИЦКИЙ ПАРК»
Глава 2. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИКОМПЛЕКСА «ЛОШИЦКИЙ ПАРК»
Глава 3. характеристика ландшафта и Биоразнообразия «Лошицкого паркА»
Глава4. Современное состояние и перспективы развития комплекса «Лошицкий парк»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Гасцінна васЛошыцкі парк сустракае
Куток мастакоў,навукоўцаў, паэтаў
Сыходзіць у нябытмітусня гарадская
І бачна ў кроплібязмежж сусвету.
Терехов Е. Г.
Данная работа посвященатеме «Историко-архитектурные особенности комплекса «Лошицкий парк»». Лошицкийпарк является единственным сохранившимся в Минске уникальным садово-парковымкомплексом, история которого начинается на рубеже XV-XVI веков.
В настоящее время в нашемгосударстве уделяется большое внимание охране исторических памятников. Приняторяд законодательных актов, которые регламентируют восстановление иреконструкцию национального достояния. В частности, Минским городскимисполнительным комитетом разработана программа по реконструкции Лошицкогопарка.
Историко-архитектурныеособенности Лошицкой усадьбы и современный взгляд архитекторов на развитиекомплекса придают изучению данной темы актуальность.
Основной целью работыявляется изучение историко-культурных ценностей Лошицкого парка и потенциалавозможности использования в формировании национальной среды обитания в чертестоличного мегаполиса.
Задачи исследования:
1. Изучитьисторические особенности формирования комплекса «Лошицкий парк»;
2. Исследовать процессформирования архитектурного облика и ландшафтно-биологического разнообразияусадьбы;
3. Проанализироватьсовременное состояние Лошицкого парка;
4. Выявить уровеньинтереса к культурно-историческому наследию города у юных минчан.
Данная работа состоит четырехглав:
1) Историческиеособенности возникновения комплекса «Лошицкий парк»
2) Архитектурныеособенности комплекса «Лошицкий парк»
3) Характеристикаландшафта и биоразнообразия комплекса «Лошицкий парк»
4) Современное состояниеи перспективы развития комплекса «Лошицкий парк»
Первоначально мы рассмотрелиисторические аспекты возникновения и существования комплекса «Лошицкий парк».
Достоверно установлено,что уже XVI веке на месте слияния двухрек – Свислочи и Лошы – существовало феодальное поместье. Первые письменныевоспоминания про Лошицу возникают на страницах «Лiтоускае метрыкі». Удачное место привлекало внимание многих дворян, поэтому поместьенесколько раз меняло владельцев.
Начиная с XVII века до 80-х годов XIX века урочищем владели Прушинские гербаЛюбич. Последние владельцем стал Евстафий Иванович Любанский, представительженской линии рода Прушинских.
После 1917 годавсе события социально-политической жизни советской Беларуси отразились вЛошицких событиях.
В годы оккупациив Лошицком особняке разместилась резиденция минского областного комиссара В.Фрайтага. С июля по ноябрь 1944 года в Лошице размещался штаб партизанскогодвижения Беларуси. После войны Лошицкий парк был отдан под сельхозугодия совхозу“Лошица”. В 1988 году Лошицкий усадебно-парковый комплекс был взят под охранугосударства и объявлен памятником истории, культуры и архитектуры.
Историки иархеологи установили еще одну уникальную особенность парка: около 10 тысяч летназад здесь проходила граница, на которой остановился последний ледник. Поэтомув этих местах наблюдаются 32 почвенные разновидности и более чем 400биологических видов, среди которых встречаются и редкие интродуценты.
Здесь также около40 лет существовал институт селекциии экологии, где проводились уникальненаучно-исследовательские работы по скрещиванию разнообразных древесныхрастений, под руководством академика Н.И. Вавилова.
В послении годы Президентомнашего государства А.Г. Лукашенко и Правительством Республики Беларусь большоевнимание уделяется охране памятников архитектуры и природных парков, а также ихвосстановлению и реконструкции. Поэтому в настоящеее время является,безусловно, актуальным исследование исторических, архитектурно-ландшафтных ибиологических особенностей комплекса “Лошицкий парк” – одно из элементовпрограммы сохранения и развития культурно-исторического наследия Беларуси.
При работе надтемой были использаванны многочисленные исследования. Историко-архитектурныйоблик Лошицы нам помогли воссоздать труды А.Т. Федорука, О.А. Трусова, Т.И. Чернявскойи Е.Ю. Петросовой. Особенно полно история формирования архитектурного облика комплексараскывается в работах А.Т. Федорука, где он прослеживает судьбу Лошицкойусадьбы от истоков до современного состояния.
Оландшафтно-биологических особенностях мы узнали из статей М.А. Джуса, а такжеГ.И. Маргайлик и Л.А. Кирильчик.
Большую помощь визученнии данной темы оказали: сотрудник ГУ “Минскпроект” А.А. Аксенова, доценткафедры ботаники БГУ М. А. Джус, которые также предоставляли документацию иоказывали помощь в составлении работы.

Глава 1
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЛЕКСА «ЛОШИЦКИЙ ПАРК»
Лошицкийусадебно-парковый комплекс расположился на месте слияния двух рек — Свислочи иЛоши. История не оставила письменных источников возникновения Лошицы, однакособытия можно проследить по народным сказаниям.
Легенда о возникновенияназвания реки Лоша гласит: « Князь собирал дружину в поход для войны с роднымбратом. Войско князя продвигалось через леса, луга и поля. Казалось, что листвадеревьев шептала: «Остановись!», а нежные луговые цветы опутывали копыта еголошадей, чтобы замедлить ход благородных животных.
Вечером уставший князьприказал разбить лагерь. После ночного отдыха князь обнаружил, что на томместе, где находилось его ложе, появилась криничка. Князь мечом расчистил ейдорогу. И виделась ему большая полноводная река.
«Она появилась, — сказалкнязь, — откликнувшись на тепло моего тела. Убить легче, чем дать жизнь». Князьнизко склонил голову и приказал повернуть лошадей обратно.
Криничка не позволиластаршему брату развязать войну против младшего и превратилась в полноводнуюрека и назвали ее Лоша, так как ее начало было под княжеским ложем. Со временемрека дала название местности.
Еще одну романтическуюверсию происхождения этого местечка изложил зам. директора усадебного комплексаЕвгений Терехов, в своей книге «Казкi Лошыцкага парку»: он пишет «Налетели однажды на нашу землю враги: сталидеревни жечь, крестьян грабить. Собрал тогда князь свою дружину и вышел навстречу разбойникам. Встретились войска на небольшой речке. Тяжелой былабитва… был ранен князь, упал в беспамятстве. Но белая лошадь спасла хозяина.Вынесла с поля боя. Войско отступило. Прошло время. Вновь собрал дружину князьи прогнал врага со своей земли. А речку ту, в память о белой лошади князя, людистали звать Лоша или Лошица. «(Слова лошадь в белорусском языке нет, и не было:каняка, конь, кабыла)
И еще одна легенда опроисхождении названия реки Лоша — рассказ Игоря Готальского «Много веков назадминский боярин Миловид построил на берегу реки Свислочи, в лесу, небольшой дом.Когда враги жгли Минск, он прятался здесь. Узнал об этом неприятель. Но никогдабы не нашел дорогу к убежищу Миловида, если бы не завистник Нежич.»
Не было у Нежича такогобелого коня дивной красоты. Будто туманами умытая, ветрами взлелеянная, чистойводой опоенная – прекрасная Лоша… Паслась Лоша на лугу, когда врагиподобрались к тайному убежищу Миловида. Почуяв недоброе, заржала. УдивилсяМиловид – чего бы Лоше волноваться? Оседлал коня, и вот уж птицей летитбесстрашная Лоша на врага. Вырвавшись из плена, понесла хозяина подальше отстрашного места. Много лет прошло, на месте усадьбы Миловида стоят другие дома,речку, когда-то безымянную, что в Свислочь впадает, назвали Лошей или Лошицей,как просил Миловид.
Первые письменныевоспоминания о Лошице относятся к 16 веку. Согласно «Лiтоускаеметрыкі» вдоль течения рек Свислочи и Лоши,размещались «Лошыцкiй двор» князяТолочинского, « Сухая Лошица» князя Одинцова, « Лошица Горностаевская» и другиеусадьбы.
Позже Лошица была вовладении М. Тышкевича, С. Медведя, а в 1582г. Принадлежала дочке минского городничегоМартина Володковича – Полонии, которая вышла замуж за князя П.Друцгого-Горского. Тогда же начинает формироваться архитектурный облик Лошицкойусадьбы.*
В 1787г. на территорииЛошицкой усадьбы была построена Лошицкая римско-католическая церковь РожденияПани Марии (каплица.). В 1780-х владельцы усадьбы Прушинские превратили каплицув костел, который действовал до разгрома восстания 1863года. После 1905 года онвозобновил свою деятельность, но ее прервали уже советские власти в 1920- х.годах. В подземельях каплицы хоронили владельцев Лошицы.*
Начиная с XVII в. До 80-х XIX урочищем владели Прушинские (Прушинские) герба Любич.В 1724 году Прушинский взялся за благоустройство имения и на месте старогогосподского дома возвел новый, основная планировка которого дошла до нашихдней. Он же заложил и новый парк с разными сортами экзотических деревьев икустарников.**
А потом до 1917г. Лошицкойусадьбой владели — Любанские, которые принадлежали к женской линии Прушинских. Благодаряхозяйственности и старательности представителей этого шляхетского рода Лошицаприобрела известность среди шляхты того времени.
 Значительную роль вформировании архитектурного и ландшафтного облика Лошицкого усадебно –паркового комплекса сыграл Евстафий Иванович Любанский, владелец усадьбы в 1884году. При нем была проведена последняя реконструкция усадебного дома (белогодома: это название здание получило за свой белый внешний вид), белый домсостоит из двух частей: деревянного одноэтажного и двухэтажного каменного,прилегающего к торцовой части первого. Разный строительный материал и внешнийвид говорят о том, что создавались они не одновременно.
У Любанского было многоувлечений, он был завзятым любителем нового модного средства передвижения — велосипеда. Летом тропинки Лошицкой усадьбы делались театральными подмосткамидля зрелищных спектаклей минских велосипедистов, товарищество которыхвозглавлял сам хозяин пригородной усадьбы.
Любанский обогатилздешний парк. Позже в этом же парке проводились эксперименты по скрещиваниюразнообразных древесных растений. Первые саженцы для него специальнозаказывались из разных стран. Прямо здесь можно увидеть маньчжурский орех,горную и крымскую сосну, сибирскую пихту, магнолию…
В 37 лет пан Любанскийженился. Его избранницей стала двадцатилетняя дочь главы мозырьской шляхты ЯдвигаКиневич. Красавица Ядвига была женщиной любвеобильной и успевала строить глазкимногим видным мужчинам, с ее именем связаны также самые романтичные страницыистории Лошицы.
В 1905 году обаятельнаяхозяйка усадьбы отмечала свой день рождения. Пан Любанский сделал своей любимойжене королевский подарок — наладил в ее честь шикарный бал, отличивши еготеатральной инсценировкой. Центральная липовая аллея, что соединяет усадьбу сгородской улицей — Игуменским трактом (сегодня улица Маяковского) предстал дляэкипажей иностранных гостей как настоящая сказка, дорога вдоль которой горятпраздничные огни, обнимали горящие смоляные бочки. Вечерний воздух наполняличудесные мелодии венских вальсов Штрауса,- играла полковая музыка, приглашеныоркестры Коломенского и Серпуховского военных полков, расквартированных вМинске. Одним словом все было в лучших традициях устройства балов великосветскойзнати.
Но назавтра утромименинница, куда то внезапно исчезла. Вскоре две комнатные собачки болонкинашли ее шляпу. Встревоженный недобрым знаком Любанский с прислугой кинулись напоиски. Предчувствие беды не было напрасным. Последним что увидели глазамолодой пани, была зеркальная поверхность Лошы, говорили, что пани Ядвигаповстречала красивого молодого человека, который вскружил ей голову.Утопленницу нашли возле островка рядом с тем местом, где, Лоша встречается соСвислочью. То, что тогда случилась в Лошице окутано тайной, которую надежнохранит Лошицкий парк. Неумолимый двигатель времени уменьшает шансы на егоразгадку...
Сохранились некоторыефотоснимки пани Ядвиги Любанской. Остались только считанные старожилы деревниЛошица, которые видели пани Ядвигу, забальзамированную в гробу, которыйнаходился в усыпальнице Прушинских в Лошице. Говорят, она и там напоминала непокойницу, а скорее спящую вечным сном невесту и густыми косами на плечах.
Оценкой глубокой скорби,было отдано соответствующее распоряжение хозяина Лошицы заложить кирпичами окнокомнаты пани Ядвиги, размещенного на первом этаже белого дома. В такомнеобычном виде оно и сохранилось по сегодняшний день, как щемящее эхопотерянного счастья, и своеобразный памятник нестерпимому человеческому горю. Потомнедалеко, по приказу хозяина усадьбы посадили печальную одинокую вербу
Потерявший жену, панЛюбанский стал меньше интересоваться делами хозяйства и вскоре уехал: по однойверсии – на Кавказ, по другой в Варшаву, где и умер.
Ядвига же, судя по всему,покидать Лошицкие владения не собирается… о появляющимся в полнолуние беломпризраке рассказывают не только любящие посудачить бабки, но и люди вполнесерьезные. Например, заместитель директора Лошицкого садово-паркового хозяйстваЕвгений Терехов. «В апреле, когда полнолуние совпадает с периодом цветенияреликвии Лошицкого парка – Маньчжурского абрикоса, с10 до11 часов вечера нафоне луны появляется необычайно отчетливый силуэт женщины в широких белыходеждах. А не далее как в 2003 г, в пятницу, 13, в канун Янова дня, которыйбывает примерно раз в 70 лет, у слияния Лошы и Свислочи также с 10 до 11 вечерасилуэт белой дамы парил над водой.
В довоенное времяЛошицким парком занимались очень мало. Не пережила периода большевистскойборьбы с религией католическая каплица, служившая усыпальницей последнихвладельцев. В 1935 взорвали ненужное строение, а свинцовый гроб с останкамиЯдвиги Любанской из могильника отправили на переплавку для аккумуляторовмашинно-тракторной станции. Останки умершей, равно как и других представителейдинастии Прушинских, при этом были захоронены неподалеку, а затем разграблены.
В годы оккупации с 1941по 1944, в Лошицком особняке разместилась резиденция минского областногокомиссара В. Фрайтага. Здесь бывал генеральный комиссар Беларуси В. Кубе и егопреемник К. фон Готберг. Он любил посещать Лошицу и нередко проводил здесьсовещания. Одно из таких совещаний в 1943 году партизанское командование решилоиспользовать для проведения карательной акции, чтобы разом уничтожить всюверхушку немецких оккупационных властей. Однако мину, заложенную в одну изпечей, обнаружили, а три женщины из прислуги (мать и дочь Чижевские и Н.Моисеева), которых партизаны выбрали для выполнения диверсии, были схвачены иказнены.*
Местные старожилывспоминают, как фашисты свозили на машинах в парк по 20-30 человек,преимущественно евреев. Затем раздавались автоматные выстрелы.
С июля по ноябрь 1944 вЛошице размещался штаб партизанского движения Беларуси. Довершили разрушениеотступающие немецкие войска в 1944 году, взорвав каплицу вместе со складомбоеприпасов, которые не успели вывезти.*
На территории Лошицысегодня расположена братская могила №1 Ленинского района, воинское захоронение№1158. на памятнике, на верхней плите имена солдат и офицеров, погибших приосвобождении Минска. Справа, на стеле, высечены в граните фамилии жителейЛошицы, призванных в армию в 1944 г. И погибших при освобождении Европы. Какрассказывают их родственники, большинство пало при боях при штурме Варшавы ивзятии Берлина.

Глава 2
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИКОМПЛЕКСА «ЛОШИЦКИЙ ПАРК»
Старинные усадьбызанимают особое место в культурно- историческом наследии Беларуси. Это сложныекомплексы соподчиненных архитектурных и природных элементов. Усадьбы включаютжилые, служебные, хозяйственные и промышленные сооружения, сады и парки, водныесистемы, а также малые архитектурные формы.
Как и все старинныеусадьбы, Лошицкая, создавалась в соответствии с духом своего времени:центральная планировочная ось в ней проходит через въездною аллею и упирается вусадебный, Белый дом. В усадьбу был еще один въезд со стороны Игуменскоготракта, ныне ул. Чижевских, здесь расположены: белая мельница и броварскийкомплекс.
В XVIII в. на территории Лошицкой усадьбыбыла построена римско-католическая церковь каплица. Алтарь его был выдержан встиле позднего белорусского (виленского) барокко, которому присущи красочностьи пластичность форм, многоплановая пространственная структура фасадов, богатствосвета, стройность и легкость, которые придавали здания утонченные пропорции,мудреные сквозные проемы, криволинейные облики башен и фронтонов. Ее вместе спанорамой всей усадьбы запечатлел на своей акварели известный художник ЮзефПешка. Лошицкая авторитария представляла собой каменное, криволинейное8-гранной конфигурации здание, законченное шалашеподобным куполом под шатровойкрышей. Изюминку интерьеру придавали орган и богато декорированные, испещренныеуникальной резьбой алтаря Святой Пани Марии Святого Николая.* Вообще наличие вкостеле нескольких дополнительных алтарей, кроме главного, расположенногоалтарной части, — это явление распространенное, но то, что это подчеркнуто вназвание самого католического храма – факт очень нетрадиционный. Послеприсоединения белорусских земель к Российской империи, по Беларуси прокатиласьволна восстаний. В настоящее время остатки каплицы сохранились недалеко отглавной аллеи.
В XVIII веке также был заложен новый,уникальный парк с разными сортами экзотических деревьев и кустарников.*Планировка парка, заложенного Прушинским, дошла и до наших дней. Украшениемэтого парка был дом Прушинских. Уже в 1880-х годах в польских энциклопедическихизданиях о Лошицком парке говорится, как о «красивой резиденции». Дом Прушинских,был не слишком велик. Внешний вид его характерен для шляхетской усадьбы среднейруки или фольварка: прямоугольный в плане, одноэтажный, из бруса, на мурованномфундаменте, накрытом тесом от дождя, под высокой гонтовой крышей, с небольшимкрыльцом без покрытия таким дом простоят без изменений почти 150 лет.
Последняя реконструкциибыла проведена Любанским. Был специально приглашен архитектор, который нашелдовольно нестандартное решение задачи по реконструкции. К деревянному дому XVII века был пристроен новый каменныйкорпус с четырех скатной крышей, а с тыльной стороны перед новой двухэтажнойчастью сделали поднятую на высокий цоколь террасу — веранду. В итоге домполучил ассиметричную, но органичную композицию, как будто задуманную с самогоначала строительства. Декоративной резьбой украсили изящные столбики передвходом, оконные рамы.
Любанский превратил длясвоей невесты Ядвиги провинциальный дом в изящную резиденцию в стиле модерн.Дом стал не только удобным, но и красивым – деревянные резные детали придавалиему особую эстетику. Внутренняя отделка соответствовала тогдашним понятия ороскоши: стены облицованы дубовыми панелями, печи и камины выложеныудивительного достоинства изразцами, уникальными на сегодняшний день. Любанскиевыбрали для вестибюля английский стиль, для коридора и лестничного подъема –помпейские росписи. Оформляя библиотеку и столовую, использовали элементыренессанса, а гостиные были выдержаны в нарядном и затейливом стиле рококо. Непоследнюю роль в убранстве покоев сыграли кафельные печи. Их в доме сохраниласьцелая коллекция, центральное место в ней занимает камин, выполненный в Риге понемецким образцам.* Заботливо были подобраны мебель, картины, библиотека. Послеперестройки Лошицкая усадьба стала упоминаться в европейских, в частности, впольских альбомах, как одна из самых живописных.
 Одновременно среконструкцией белого дома рядом с ним был построен двухэтажный деревянныйфлигель (зеленый дом), сделана ограда из кованых прутьев. Не остались безизменений и хозяйственны постройки.
Евстафий Любанскийпостроил в Лошице несколько доходных предприятий: две мельницы, крахмально-паточный цех, винокуренный «бровар», кирпичный заводик(благодаря которому,кстати, обнес обширную территория кирпичной стеной, остатки которой существуюти сегодня).
В 1901 Любанскийобратился в Минское губернаторское правление с прошением о строительстветрехэтажной мельницы. Проект, которой разрабатывала техническая контораизвестной в Беларуси фирмы Якобсона и Лившица, подтвердили, и вскоре на местестарой деревянной мельницы выросла новая каменная (по последнему словутогдашней техники) трехэтажная новая. Ее живописные развалины можно увидеть исегодня.
Как говорят в народе: намельницах черти водятся. Не стала исключением и Лошицкие мельницы. (А их былодве). Видят чертей обычно те, кто изрядно принял на грудь. Но видят их лишьоднажды. После встречи пьянчуги с чертом снова, первого находят наутро мертвым.На памяти Евгения Терехова, случаев, когда пьяных наутро находили мертвыми, иименно на развалинах мельницы, наберется уже с десяток.
Еще в Лошице обращают насебя внимание въездные ворота и мощные кирпичные пилоны, к которым пристроена вэклектических формах небольшая сторожка. Ворота были построены в конце XIX в., частично разрушены во второйполовине XX в., отреставрированы в 1996 г.
Небольшой кирпичныйдомик, согласно сохранившимся инвентарным книгам, введен в эксплуатацию в 1895году. Можно предположить, что в нем жил привратник, но достоверно известно, чтов этом домике на протяжении более полувека жила семья садовника ВасилияСемашко. Его дочь – Елена Семашко, известный белорусский селликционер
В процессе реставрации,естественно возник вопрос, как выглядела ограда парка. Но фундаменты под столбыобнаружить не удалось. Как говорят местные старожилы, парк и сад имели тольколегкие ограждения от скота. В светлое время суток в нем разрешалось игратькрестьянским детям, а в воскресенье после обеденной службы в парке гулялипразднично одетые местные жители. Такой образ жизни сформировал соответствующееотношение к панскому имуществу. Во время войн и революций они не подожгли и неразграбили усадьбу, а скорее берегли ее от мародеров.
Комплекс почти целикомсохранил историческую структуру: центральную — усадебно парковую часть сгосподским домом, флигелем, каплицей и прочими постройками. В 1988 годуЛошицкий комплекс получил статус республиканского историко-культурногодостояния. Указ об этом был подписан Правительством нашей республики, вчастности Советом министров. Наиболее старая из сохранившихся построек — частично уцелевшая каплица 18 века. Внутри усадьбы сохранились лепные потолки,изразцовые печи, стена из красного дерева с потайной дверцей, веранда, откудаоткрывается вид на реку.
Глава 3
характеристикаландшафта и Биоразнообразия «Лошицкого паркА»
Лошицкий парк интересенне только своим архитектурным обликом, но и поражает воображениебиоразнообразием и ландшафтом. Реки, взгорья, болотца – расположились нанебольшой площади – всего 100 га.
Река Лошица делит усадьбуна две части — юго-западную, между прудом (пруд уже отсутствует) и Игуменскимтрактом, где был расположен небольшой регулярный парк, и северо-восточную,располагавшуюся на левом (высоком) берегу Лошицы.
Сегодня, Лошицкий парк, скорееотносится к пейзажным, но наличие регулярности прослеживается здесь по линейнымпосадкам старых лип ХVШ в.Основу его составляют местные породы деревьев: липа, дуб, клен, сосна, ввозрасте 100 и более лет. Заложен парк в конце ХVIII в., еще при Прушинских. Много внимания ему уделял ипоследний владелец Лошицы – Евстафий Любанский, при котором парк частичноутрачивает регулярность. На месте боскетов (группа ровно подстриженных в видестенок деревьев или кустарников) Е. Любанский создает пейзажные композиции.*
Парк создавался посистеме взаимосвязанных полян. Все композиции выполнены с большим эстетическимвкусом и, в целом, представляют образец садово-паркового искусства, обладающегосильным эмоциональным воздействием.
Именно Е. Любанским натерритории Лошицкой усадьбы был заложен чудесный парк, ценный дендрологическимскладом своих насаждений. Учитывая то, что в Лошице сложился своеобразныймикроклимат, Е. Любанский, который был одним из активных членов Минскогосельскохозяйственного товарищества, предложил создать тутпримерно-показательную станцию для научных исследований. Но осуществить этузадумку он не смог, не найдя соратников.
Тем не менее, Лошицапомещика пана Любанского стала одним из самых известных и образцовых хозяйствминской губернии. Первые саженцы для него специальнозаказывались из разных стран благодаря пану Любанскому. По егоинициативе в парке насадили немало экзотических растений, и сейчас здесь можноувидеть маньчжурский орех, горную и крымскую сосну, сибирскую пихту, магнолию.Специально для своей жены привез из Японии магнолию кобус, которая расцветаетбудто бы в день ее рождения.
К старинному паркупримыкают сады и питомники с коллекциями плодовых и цветочно-декоративныхрастений, созданные многолетней работой ученых-селекционеров. В парке проводились уникальные эксперименты по скрещиваниюразнообразных древесных растений. С 1922 по 1925 гг. в Лошице былаорганизована исследовательская станция Белорусского государственногосадово-огородного института, на базе которой, в 1925 г. по инициативе академика Николай Иванович Вавилова, создано и работало под его руководством –Белорусское отделение Всесоюзного института прикладной ботаники и новыхкультур. Именно так первоначально назывался институт растениеводства, (созданиеотделения окончательно утверждено постановлением СНК БССР от 10 октября 1925 г). АкадемикН.И.Вавилов одно время работал в Белорусском отделении Всесоюзного институтарастениеводства в Лошице.
Мало кто знает, чтораспространенный в Беларуси сорт черной смородины называется «Лошицкий», чтоэта культура, которую раньше очень трудно было выращивать, сталанетребовательным растением, благодаря усилиям профессора А.Г. Валузнёва, не только создавшего уникальный гибридный фонд, нои сохранившего его во время немецкой оккупации.
Анатолий ГригорьевичВалузнев в 1927 г. закончил учебу в Ленинградском сельскохозяйственноминституте, на факультете земледелия. С 1929 по 1990 годы работал в Лошице. Заэто время он вывел 42 сорта ягодных культур. Сады, бывшие питомники и коллекцияинститута, которому долгое время принадлежала Лошица, образуют большой массивнасаждений – 35 га. С 1965 года начался постепенный перевод научно-исследовательскихлабораторий за границы города, который завершился в середине 90-х годов.Сегодня эта территория принадлежит унитарному предприятию «Минскзеленстрой».
Парк дошёл до нас в томвиде, каким он сложился при последнем хозяине, только очень запущенным икое-где разоренным. Но все-таки это цельный ансамбль, и в этом егоуникальность.
Площадь парка — 100 га.Из 64 типов почвы, какие только есть в Беларуси, 32 находятся именно здесь, в Лошице.Окружающий ландшафт необычайно красив. Возвышенности, открывающие взору широкуюперспективу — зеленые луга, извилистую речку, обрывы и низины с болотцами,поросшими камышом. Парковой структурой пронизан и объединен одновременно веськомплекс. Головная часть парка — при главном усадебном доме. Она построена насистеме четырех взаимосвязанных полян (партер перед зданием, большая верхняяполяна, широкое раскрытие на пойму Свислочи от юго-восточного фасада усадебногодома и нижняя поляна). Композиционный акцент — усадебный дом, прямо иликосвенно (визуально) присутствующий во многих перспективах. Главное содержаниеверхней и нижней полян — солитерные деревья на газоне: роскошные лиственницы,дубы, сосны. В центр усадьбы приводит главная липовая аллея (от ул.Маяковского), возраст насаждений которой — 200–300 лет.
Историки и археологиустановили еще одну уникальную особенность парка: около 10 тысяч лет назадздесь проходила граница, на которой остановился последний ледник. Поэтому вэтих местах наблюдаются 32 почвенные разновидности и более чем 400 биологическихвидов (деревьев, кустарников, трав, насекомых, животных и птиц).
Большинство деревьевпарка поражают своими параметрами: двух-, трехствольные, в три обхвата и — шире. Попадаются редкие экземпляры: молодой плодоносящий маньчжурский орехпосреди пня-великана, дерево, укоренившееся в поваленном стволе. Жизненная силамногих из них просто поражает. Например, на две трети разрушенный пеньпродолжает питать выросший на оставшейся от него коре ствол огромного дерева.Само место, из которого этот ствол растет, напоминает корни, сползающие по коревниз. Когда распилили старую липу, поваленную ветром, и подсчитали число колец,оказалось — дереву не менее 240 лет!
На территории парковойзоны произрастают:
· Клен остролистный– величественное, красивое дерево, с колонновидным стволом иширокоцилиндрической или густой, шатровидной кроной.
· Сосна черная –дерево гор. У этого вида обширный первичный ареал: от Марокко до Пиренейскихгор, от Альп до Карпат, все горы Средиземноморья и Малой Азии.
· Веймутова сосна,распространена в основном на северо-американском континенте, встречается вумеренной зоне и в тропиках Европы и Азии.
· Лиственница –очень красивое, высокорослое дерево.
· Береза. Группавысоких белоствольных деревьев всегда привлекает внимание. Это березы. Передвами дерево, высотою до 25-30 метров, со сквозистой и легкой разрастающейсякроной. Ствол стройный, но часто он бывает двойным или даже многоствольным.
· Сирень – большойпопулярностью пользуется сирень как декоративное растение. Из неё создаюталлеи, зеленые изгороди. Её листья задерживают в три раза больше пыли, чемкрона тополя, липы, и ряда других деревьев. Свое название этот кустарник получилот греческого слова «сиринкс» — трубка, потому что из его древесины в старинупастухи вырезали трубки для курения и свирели.
Эфирные масла,содержащиеся в цветках, издавна привлекали внимание парфюмеров.
Много внимания разведениюсирени в Лошице уделял Иван Иванович Соболев. После войны он привез из Германиибольшую коллекцию цветов, в том числе, около 90 сортов сирени. Общее количествосортов, собранных под его руководством, составило 5000 единиц.
Благодаря труду ИванаИвановича, Лошицкий парк превратился, пожалуй, в самое красивое местореспублики – он был в цветах с ранней весны до поздней осени.
· Дуб черешчатый.Дубы, распространённые в лесах и парках Беларуси, относятся, как и эти, кнаиболее ценному виду – дубу черешчатому.
· Магнолия кобус.Род магнолия был назван в честь известного французского ботаника Пьера Магнола.По мнению ботаников, первые магнолии появились на Земле около 140 миллионов леттому назад – в эпоху динозавров, являются прародителями большинства современныхцветочных растений.
Попытки размножения егочеренками или семенами пока не привели к успеху. Считают, она появилась здесьблагодаря стараниям сотрудников Белорусского отделения Всесоюзного институтарастениеводства. Но есть и другая версия: когда Евстафий Любанский попросилруки юной красавицы Ядвиги, она ответила, что согласится, если он подарит ейцветы невиданной красоты, выращенные своими руками, и построит самый красивый вгубернии дом.
Самой морозостойкойследует назвать магнолию кобус.
Орех серый илисердцевидный. Свое название он получил из-за того, что его плоды похожи насердечки-медальоны.
Так же, как и дуб, орех вдревние времена считали священным. Верили, что ветка орехового дерева можетуказывать зарытые клады, что орехи обладают волшебной силой делать человеканеуязвимым, останавливать летящую стрелу, потушить огонь, прекратить грозу,освободить от цепей. Много сказок существует о золотых орехах с изумруднымиядрами, об орехах-двойняшках, делающих человека богатым.
Само же дерево орехасердцевидного декоративно и представляется перспективным для озеленения. Точныйвозраст его неизвестен. Судя по диаметру ствола, он был посажен в первойполовине ХХ века. Возможно Любанским, а возможно кем-то из сотрудниковинститута.
·  Абрикос маньчжурский, распространен вЯпонии, Китае. Согласно Лесной энциклопедии на своей родине дерево доживает до90 лет.
В 1990 г. по срезускелетной ветки определили среднюю ширину годичного кольца. Исходя из диаметраствола, установили возраст дерева, который составил 85-90 лет. Это означает,что абрикос, скорее всего, был посажен при Любанском, а не сотрудникамиинститута.
Согласно преданию,Любанский посадил его там, где нашли тело любимой.
·  Ива белая «Chermesina» или, как называют её в Беларуси –верба Использована в оформлении аллеи – сохранилось 9 деревьев. Красивосмотрится ива у водоёма, гибкие ветви дерева с длинными зелеными листочкамисклоняются к самой воде.
Кроме всего прочего, естьеще в Лошицком парке и культовое языческое место: Дуб влюбленных (или обручальный дуб). Юноши и девушки столетиямиприходят к нему, принимают здесь решение о свадьбе, просят у дерева счастья.
По легенде, кто-то изкнязей Друцких-Горских, около 1580г, посадил здесь, в день свадьбы дочери тридуба (тонюсеньких дерева): один, чтобы молодые любили друг друга, второй, чтобыдети были здоровы, а третий, чтобы дела спорились, и в доме был достаток. Непростые это были дубки, а взращенные из желудей дуба Всеслава Чародея. Толькоодин из трех, дожил до наших дней. Говорят, он и теперь помогает людям ввыполнении их заветных желаний.
Как вспоминала внучатаяплемянница последней хозяйки усадьбы, с незапамятных времен сюда приходилипросить здоровья, любви, дружбы, творческого вдохновения. В общем, кому чтонужно. И все желания (особенно если речь идет о творчестве) дуб до сих порисполняет исправно.

Глава4
Современноесостояние и перспективы развития комплекса «Лошицкий парк»
Благодаря документации,предоставленной сотрудником ГУ «Минскпроект», А.А. Аксеновой мы узнали о том,что комплекс на данный момент почти целиком сохранил историческую структуру:
· центральнуюусадебно-парковую часть с господским домом, флигелем, каплицей и прочимипостройками.
· производственно-хозяйственныезоны (комплекс “броварного” завода, мельницы, конюшни и пр.);
· приусадебнуюдеревню при Минско-Игуменском тракте (ныне часть одноэтажной частной застройкиул. Чижевских, включая исторические постройки начала XX в.).
Наиболее старая изсохранившихся построек — каплица (ХVІІІ в., уцелела частично). Остальныепостройки носят следы широкомасштабной реконструкции имения 2-й половины ХІХ —начала ХХ в.
Сегодня культурныйландшафт комплекса, его лаконичная и одновременно выразительная композицияобогащены живописнейшими фрагментами заболоченных прибрежных экосистем. Онивыполняют важную функцию — поддерживают экологическое равновесие назначительных территориях. Таким образом, комплекс сегодня обладает высокойисторико-культурной, природно-экологической и рекреационной ценностью
В 1988 г. было приняторешение Мингорисполкома № 538 от 16 апреля «О восстановлении и развитииЛошицкого усадебно — паркового комплекса в г. Минске».
Будущее Лошицкого усадебно-парковогокомплекса, — каким оно представляется? Разработанный концептуальный проектпредусматривает стратегию сохранения и восстановления объекта с активнымвовлечением его в социально-культурное развитие города. Лошицкий комплексвидится как крупный культурный центр города, как базовый центр в разработкетуристических маршрутов Беларуси. Он, как предлагается, включит несколькомузеев: Лошицкой усадьбы, истории паркового строительства Минска и усадебно-парковогохозяйства Беларуси, селекции и экологии, ремесел и обычаев, “бровара”, филиалмузея народного быта (на базе сохранившегося домика кучера) и др. Комплексимеет все возможности стать музеем ХХІ в. — тематическим парком (многоцелевымцентром досуга). Здесь уместен принцип “участия” посетителя в театре ожившегопрошлого.
Музейный характеркомплекса предполагает реконструкцию фрагмента планировки и застройки селищаХ–ХІ вв., которое обнаружено археологами на территории комплекса (исследовательЮ.А. Заяц и др.), а также восстановление каплицы и малой мельницы (на дваколеса) с пекарней. Есть планы воссоздать корчму и каретный двор, которые несохранились. Вместе с другими постройками они довершат общую картинуисторического прошлого. Кроме этого, предусмотрены фирменные магазинчики,фирменные кафе и рестораны.
Реконструируемый в стилеэтнографической деревни участок застройки ул. Чижевских (бывшая приусадебнаядеревня) позволит не только реставрировать исторические постройки, но и создатьсеть “постоялых дворов”, одновременно решив гостиничную проблему.
Для наиболеерепрезентативной части комплекса (центральная часть с главным усадебным домом)предусматривается представительская функция (эпизодическое использование вкачестве гостевого дома для особых приемов мэрии).
Основная функциякомплекса — отдых, общение человека с природой, с ландшафтным искусством икультурой. Предполагаемая архитектурно-планировочная организация комплексабазируется на исторической объемно-пространственной структуре со всеми еесоставляющими: постройками, планировочными элементами, посадками, особенностямиземлепользования. Существующая система полян в центральной и южной частяхкомплекса может быть дополнена новым каскадом полян в северной части памятника.
Итак, главная идеяконцептуального проекта — раскрыть образ ландшафтно-художественной средывоссоздаваемого комплекса путем прослеживания смены исторических принциповпаркостроения, которое здесь применялось или могло применяться. В итогеобъемно-пространственная структура комплекса будет включать в себя следующиеэлементы:
· селище (Х–XIвв.),
· аптекарскийогород-травник (ХVІІ в.),
· регулярный садик(ХVІІ в.),
· пейзажный парк(ХVІІІ — начало ХХ в.),
· “сельхозугодия”(Х — начало ХХ в.),
· конный двор(скаковые лошади),
· гульбище (сретроаттракционами — шутейный фонтан, катальная горка с бельведером и пр.),
· выставочно — музейно-образовательный центр (музей селекции и экологии с гостиничнымкомплексом и соответствующими экспозиционными зонами),
· приусадебно — этнографическая деревня,
· духовная зона (втом числе строительство малой церкви в этнографической деревне).
Все этифрагменты будут объединены в целостный организм с помощью соответствующегопланировочного решения (каркасные исторические аллеи, связанные “пояснойдорогой”) и средствами озеленения. Несмотря на большую протяженность ивнутреннее разнообразие, объект воспринимается как единый ансамбль. Этодостигается также и внесением новых, но стилистически однородных небольшихпостроек и малых форм, соответствующих характеру “усадебного” парка (павильон — молочня, фазанарий, домик садовника и др.).
Проектпредлагает два этапа освоения территориальной границей между этапами являетсясуществующий водоем
Первый этапвключает:
Ÿ Реставрациюусадебных строений (дома, флигеля, каплицы и сторожки) с созданием в нихмузейных экспозиций, административных помещений, небольших кафе,информационно-кассовых пунктов и т.п.
Ÿ Восстановлениеисторических, ландшафтных объектов (центральный партер, поляны, аллеи, «мельничнаядорога» и т.п.) с консервацией руин мельницы, селища X-XI вв., курганныхзахоронений.
Ÿ Благоустройствовходных зон, замену ограждения паркового комплекса.
Ÿ Созданиетематических парковых зон: поляна художников (сезонная выставка продажа картини ремесленных промыслов). Ландшафтный амфитеатр (сценическая площадка дляэтнографических фестивалей), павильон этнографического фото, площадь часов,детский игровой городок, парковые аттракционы, велосипедная трасса с прокатомретро-велосипедов.
Ÿ Созданиеэкспозиционной зоны цветочно-декоративной растительности, зон «тихого» отдыха исозерцания природных ландшафтов.
Ÿ Реставрациюоткосных набережных с видовыми площадками и реконструкции моста с плотиной.
Ÿ Организацию местсезонной торговли.
Ÿ Создание на базеЛошицкого садово-паркового хозяйства центра-комплекса с сетью гостиничных,образовательных, торговых и производственно-хозяйственных помещений
Ÿ Созданиеинфраструктуры паркового комплекса: подъездные пути, автостоянки, туалеты и т.п.
Второй этаппредусматривает мероприятия по восстановлению исторических объектовприусадебной деревни с производственно-хозяйственными зонами в т. ч.:
Ÿ Ремесленноеподворье.
Ÿ Музейный комплекс(«броварня», мельница, крама, постоялый двор).
Ÿ Фирменныйресторан с видовой площадкой.
Ÿ Духовная зона.
Этапыосвоения разбиваются на очереди строительства, каждая из которых даетзавершенный фрагмент комплекса и может существовать самостоятельно .
С цельювыявления уровня интереса к историко-культурному наследию города у учащихсягимназии №75 г. Минска мы провели анкетирование в 10-11 классах. Вниманиюучеников были предложены следующие вопросы:
1. Знаете ливы где расположен Лошицкий парк?
а) в другомгороде
б) где-то в городеМинске
в) вЛенинском районе
г) не знаю изнать не хочу
2. Скольколет парку?
а) где-то 15тыс. лет
б) не знаю
в) несколькостолетий
г) 10 лет
3. С кемсвязана история парка?
а) Петр I
б) князьяДруцкие-Горские
в) НиколайВавилов
г) СергейВавилов
д) князьДолгорукий
4. Каким вывидите будущее Лошицкого парка?
а) достаточнопочистить дорожки и убрать мусор
б) «Свислочьв бетонных берегах»
в) похожим напарк Горького
5. Как скоровы хотите посетить реконструированный Лошицкий парк?
а) вближайшие 10 лет
б) вближайшие 5 лет
в) пусть обэтом думают другие
г) посещатьпарк вообще не планирую
Результатыанкетирования следующие:
63% — осведомлены о месте нахождения парка;
87% — незнают сколько лет парку;
13% — имеютпредставление об исторических личностях, связанных с судьбой Лошицкого парка.
Каким видятбудущее парка учащиеся:
16% — считаютдостаточным почистить дорожки и убрать мусор;
23% — представляютЛошицкий парк, как «Свислочь в бетонных берегах»;
61% — заинтересованы в том, чтобы парк был похож на парк Горького.
Большинствоучащихся (88%) хочет посещать восстановленный Лошицкий парк в ближайшие годы.
Анкетированиепоказало, что молодое поколение плохо знает историю Лошицкогоусадебно-паркового комплекса, но в то же время заинтересовано в реконструкциипарка. Поэтому важно воссоздать первоначальный облик усадьбы.
Ученики нашейгимназии выезжали на пленэры в Лошицкий парк, где зарисовывали полюбившиесяуголки усадьбы. Соприкосновение с прекрасным побудило наших учеников внестисвой вклад в реконструкцию комплекса.
Ученики разработалипроект «Млын». Обновленная трехэтажная мельница будет включать:
1 этаж –одноименное кафе «Млын»;
2 этаж – сувенирнуюлавку; 3 этаж – «Музей хлеба».
Рядом — хозяйственная постройка. У берега – лодочный причал с прокатом лодок икатамаранов. Перед входом в здание – альпийская горка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лошицкая усадьба пережиланемало исторических испытаний. Сегодня частично реконструированный комплекс всееще впечатляет лиризмом и гармонией. Это место является одним из самыхромантических уголков белорусской столицы. Гостей сюда привлекает очарованиеживой природы в современном мегаполисе, а также таинственные истории, связанныес этим парком.
Лошицкий парк — единый,органично связанный архитектурный ансамбль, имеющий большую историко-культурнуюценность. Но время неумолимо. Оно беспощадно к деталям и мелочам, стирая ихбезвозвратно. От целостности картины былого оно оставляет нам лишь осколки. Ичем дальше уходит в прошлое момент некой реальности, тем меньше остается«осколков», по которым мы пытаемся восстановить картину событий.
Однако без прошлого неможет быть будущего. И мы должны сохранить не только этот парк и эту усадьбу.Каждый камень, каждое дерево хранят в себе тепло рук наших далеких предков. Ипрежде чем разрушать что-либо, нужно тысячу раз подумать о своем будущем.
Белорусская национальнакультура – часть культуры мировой системы, единого культурного пространства,призванного сохранить память о предках, преобразовать ментальность нации идуховность человечества. Сохранение природных и историко-архитектурных богатствнашей страны поможет будущим поколениям любить, понимать и ценить красотуродного края.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Энциклопедия истории Беларуси. –Минск, 1996 г.
2. Энциклопедия литературы иискусства Беларуси. – Минск, 1980 г.
3. Минск: энциклопедическийсправочник. – Минск, 1983 г.
4. Жучкевич В.А. Краткийтопонимический словарь Белоруссии. – Минск, 1974 г.
5. Антипов В.Г. Парки Белоруссии. –Минск, 1975 г.
6. Федорук А.Т. Садово-парковоеискусство Беларуси. – Минск, 1985 г.
7. Новикова Н.М. ФормированиеЛошицкой усадьбы на фоне историко-бытовой перспективы // Паведамленнi Нацыянальнага мастацкага музеяРэспублкi Беларусь. – Мiнск, выпуск 3, 1997 г.
8. Новикова Н.М. К вопросу об историиЛошицы и её владельцах (ХVI –начало ХХ веков). ПаведамленнiНацыянальнага мастацкага музея Рэспублкi Беларусь. – Мiнск,выпуск 2, 1997 г.
9. Сабина П. Беларусь живописная. –Минск, 2006 г..
10. Чернявская Т.И., Петросова Е.Ю.Памятники архитектуры Минска ХУП – начала ХХ в. – Минск, 1984 г.
11. Маргайлик Г.И., Кирильчик Л.А.Встречи с природой. – Минск, 1974 г.
12. Память: Минский район. – Минск, 1998 г.
13. Кур’яновiч Ю. Аповеды старасвецкае Лошыцы, ж. «Спадчына», №5 1994 г., №1, 2001 г.
14. Кур’яновiч Ю. Старасвецкая Лошыца, ж. «Беларусь» № 10, 2001 г.
15. Алфер А. За цёмнай даллю Лошыцкiх алей ж. «Вестник ВысшегоХозяйственного суда Республики Беларусь» №№17,18, 2005 г.
16. Трусов О.А. Изразцовые печи икамины Лошицкой усадьбы, ж. «Строительство и архитектура» №6, 1989 г.
17. Федорук А.Т. Старинные усадьбыМинского края. – Минск, 2000 г.
18. Кулагин А.Н. Архитектурадворцово-усадебных ансамблей Белоруссии. – Минск, 1981 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.