Реферат по предмету "Педагогика"


Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста

Федеральноеагентство по образованию
Нижнетагильскойгосударственной социально – педагогической академии
Институтпсихолога педагогического образования
Кафедравозрастной педагогики
Курсоваяработа
ДИАГНОСТИКАУРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Исполнитель:
студентка СП ИППО 23гр. Паньшина Татьяна Павловна
Научный руководитель:
преподаватель, Зубарева Ксения Александровна
НижнийТагил
2009г.

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическоеизучение проблемы диагностики уровня воспитанности дошкольников
1.1 Диагностика уровнявоспитанности дошкольников как педагогическая проблема
1.2 Возрастныеособенности и характеристика воспитанности дошкольника
1.3 Характеристикаметодов диагностики воспитанности дошкольников
Глава 2. Практическаяработа по диагностике уровня воспитанности дошкольника
2.1 Методики диагностики уровнявоспитанности детей дошкольного возраста
2.2 Определение уровнявоспитанности дошкольников на практике
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Проблемадиагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных впедагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту. В настоящеевремя в нашем обществе царит равнодушие и бездуховность, отсутствие бережного ичуткого отношения людей друг к другу. В связи с таким положением особоактуальным является не только развитие и воспитание у детей с раннего детствагуманного отношения к «другому», но одновременно и выявление ихуровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребенка.Следовательно, поднимается вопрос диагностики уровня воспитанности детейдошкольного возраста. Прежде всего проясним суть понятия «воспитанность». Подвоспитанностью традиционно понимают совокупность знаний о нормах поведения вобществе и умений применять эти знания во взаимоотношениях с окружающимилюдьми. Поскольку все, что касается поведения человека в социуме, его отношенийк людям, характеризует нравственный мир личности, то, когда говорят овоспитанности, подразумевают именно нравственную воспитанность.
Проблемадиагностики заявлена достаточно давно и решается как в психологических, так ипедагогических исследованиях.
Однако анализлитературы свидетельствует, что применительно к детям дошкольного возрастапедагогическая диагностика практически не разработана. Исключение составляетисследование И.В. Житко по частной проблеме — формирование трудолюбия у старшихдошкольников в процессе педагогической диагностики.
Висследованиях наиболее полно освещена психологическая диагностика детейдошкольного возраста: познавательные и эмоциональные процессы (Л. А. Венгер. Н.Е. Веракса, О. М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Т.Д. Марцинковская); направленностьличности (Н.И. Непомнящая); взаимоотношения личности в коллективе (Я.Л.Коломинский). Немало работ выполнено по проблеме морального развития ивоспитания детей дошкольного возраста, где изучаются: психологические механизмыстановления и развития моральных чувств, представлений и поведения (Ж. Пиаже,А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, А.Д. Кошелева. Я. З. Неверович, Т.А. Репина, Е.В.Субботский); характерные особенности и закономерности морального развития дошкольника(Ж. Пиаже, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон); педагогические условия и средства,способствующие формированию нравственных норм у детей (И.В. Княжева, Т.А.Маркова, В.Г. Нечаева, Л.П. Стрелкова). При изучении вопросов развития ивоспитания дошкольников проблема диагностики воспитанности самостоятельно невыделяется, но элементы «прослеживаются» в использованииразнообразных методов и методик, направленных на выявление нравственныхпредставлений, чувств и поведения, а также в выделении критерия нравственнойвоспитанности дошкольника (В.К. Котырло. С. Е. Петерина).
Практикапоказывает, что педагоги испытывают затруднения при определении уровнявоспитанности детей дошкольного возраста из-за недостаточной разработкиконкретных критериев и диагностических методик, способствующих выявлению уровнянравственной воспитанности.
Такимобразом, актуальная и важная проблема недостаточно теоретически и методическиразработана.
Объектомнашего исследования является диагностика уровня воспитанности дошкольников.
Предметомисследования являются методы диагностики воспитанности дошкольников.
Цельисследования заключается в рассмотрении и раскрытии основных методовдиагностики воспитанности дошкольников, и применении их на практике.
Гипотеза исследования:учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, можно сделатьпредположение, что для диагностики уровня воспитанности дошкольников будутэффективны следующие методы: 1) наблюдение за ребенком 2) беседа с ребенком 3)анкетирование родителей и самого дошкольника.
Всоответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования былипоставлены следующие задачи:
1) изучитьпсихолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2) выявитьсущность ключевых понятий: педагогическая диагностика, воспитанность, критериивоспитанности, методы диагностики
3) выявитьнаиболее оптимальные для дошкольного возраста методы диагностики воспитанности
4) применить однуиз методик диагностики воспитанности дошкольника на практике.
В нашемисследовании были использованы следующие методы: изучение и теоретическийанализ психолого-педагогической литературы, экспериментально-педагогическаяработа, проведение количественной и качественной обработки полученных данных.
Практическаязначимость исследования заключается в проведении диагностики на базе МДОУ СОШ №176 г. Нижнего Тагила, с целью определения уровня воспитанности учащихсяподготовительной группы.

Глава1. Теоретическое изучение проблемы диагностики уровня воспитанностидошкольников
1.1Диагностика уровня воспитанности дошкольников как педагогическая проблема
В первуюочередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика».Произошедшее от слова «диагноз» (греч. распознание, определение), данноепонятие долгое время было абонировано медициной и означало «распознаваниеболезни» и «определение болезни». Поставить диагноз значило выявить иопределить болезнь на основании исследования.
В настоящеевремя утвердилось расширенное толкование значения слова «диагностика», оновключает и сам процесс исследования для определения диагноза. Сначала кактенденция, а затем как свершившийся факт, содержание понятия расширилось от«распознавания болезней» до «распознавания характеристик» предметаисследования.
Такой путьлексического смещения особенно заметен в психологии. «Диагностики» создавалисьпредставителями патопсихологии, использовались психотерапевтами, затемпсихологами в случаях необходимости выявить некоторые психические отклонения, апотом – психологами для уточнения, присутствует ли аномалия в поведении человекаили это своеобразие нормальной личности.
В концеконцов, понятие «диагностика» стало означать сам процесс исследования в целяхвыявить, распознать, определить характеристики человека, неподдающиесяобнаружению в прямом непосредственном общении с человеком.
Тогда«диагностика» — при таком широком ее толковании – естественно вошла втерминологический аппарат педагогики, сначала в научные исследования, а затем всистему практической организации воспитательного процессапедагогов-профессионалов. Стремительное время внесло свои поправки: вместо«методики диагностирования» появилось одно слово «диагностика» как понятие,совмещающее в себе лексический смысл этого словосочетания.
Такимобразом, педагогические диагностики – это способы тонкого исследованиясоциально-психологических характеристик ребенка, скрытых в глубинах еголичностной структуры, но выявляемых путем особых методик, организуемых как вконтексте естественно протекающей жизнедеятельности, так и в лабораторныхусловиях.
Диагностикине решают педагогических проблем воспитания личности, не могут заменитьнеобходимости работать с детьми, не способны заменить собой систему воспитанияи снять высокие требования к профессиональной культуре педагога. Диагностики –и в этом их предназначение! – лишь фиксируют наличие определенных характеристикличности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления иразвития личности ребенка.
Диагностикипедагога, в большинстве случаев, носят скрытый характер, чтобы дети нечувствовали себя объектом исследования. Поэтому они всегда принимают формызанимательные, интересные, лаконичные.
Педагогическиедиагностики являются одним из элементов воспитательной работы с детьми. Иследовательно, профессиональное владение ими выступает как непременныйкомпонент профессионального мастерства педагога любого профиля. [14, стр. 3]
Воспитанностькак педагогическое понятие
В понятийномсловаре «воспитанность» толкуется как уровень развития личности, проявляющийсяв согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийсястепенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт междутем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводитьк кризису личности. Воспитанность — сегодняшний уровень развития личности вотличие от воспитуемости — потенциального уровня личности, зоны ее ближайшегоразвития.
Воспитанностьребенка — результат воспитания, предназначенного наилучшим образом подготовитьребенка к полнокровной жизни в современном мире, а значит, мера воспитанностиопределяет степень подготовленности ребенка к жизни на уровне ее современнойкультуры и потенциальной возможности счастливой жизни.
Говоря овоспитанности ребенка, подразумевают степень его соответствия высокимтребованиям культуры. Правда, взрослые тоже не все и не в очень высокой степениотвечают таким нормам, но воспитание во всем мире и всегда ориентировалось нанаивысшей уровень достижений культуры, который и определял цель воспитания.
Однакосуществует ли возможность обнаружить какими-то способами воспитанность человека,пользуясь достижениями человечества? Необходима мерка, которой станем оцениватьналичие воспитанности. Необходим критерий оценки явления, нас интересующего.[14, стр. 10]
Критерииоценки воспитанности
Исходныммоментом в установлении критерия оценки воспитанности являются наивысшиеценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса. Что этозначит для педагога, желающего прослеживать процесс развития своихвоспитанников? Это означает, что содержанием организуемых диагностик будутценностные отношении: их присутствие или отсутствие, их глубина и широта, ихраспространенность или узость, их устойчивость либо слабость, привычность,эмоциональность, целостность и т. п.
Чтобыпрофессионально судить о воспитанности или невоспитанности детей, следуетобратиться к системе наивысших ценностей жизни и выявить реальное отношениедетей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этихценностей т. е. принятие либо игнорирование их.
Учитываяскачкообразное развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегосяценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерияоценки воспитанности детей в ее динамике.
Остаетсяочертить круг наивысших ценностей, которые составляют содержательную сторонудиагностирования. Ценность – то, что значимо для жизни. Наивысшей ценностьюявляется сам Человек. Природа как дом человечества и Общество как социальноеусловие существования человека на земле, а так же сама Жизнь выступаютценностями второго порядка, обеспечивающими ценность человека. Добро, Истина иКрасота – характерологические ценности, определяющие основания человеческойжизни. Свобода, Справедливость, Счастье, Совесть, Равенство, Братство –характерологические ценности, описывающие достойное человека общество. Труд,Познание, Общение, Игра – деятельность человека, способствующая созданиюдостойной жизни на основании вышеназванных ценностей. [14, стр. 14]
Можновыделить и более конкретные критерии воспитанности, такие как честность, бескорыстие,вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность,дисциплинированность, трудолюбие, предупредительность, ответственность,любознательность, самостоятельность, дружелюбие, отзывчивость, дружелюбие,аккуратность, общительность и другие.
1.2Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника
Дошкольныйвозраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущейдеятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формированияличности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года),средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В рамках игровой деятельности происходитусвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формыдеятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личностистановится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг сдругом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного,ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом.
Вдошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведениинравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание ихценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценкупротивоположных действий (говорить правду — хорошо, обманывать — плохо) ипредъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши ужезнают, что следует говорить правду, а обманывать плохо. Но знания, имеющиесяпрактически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себесоблюдения нравственных норм.
Вситуациях, где экспериментально создано несовпадение моральных норм иимпульсивных желаний ребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно3 способа разрешения таких ситуаций:
1-йтип – «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это не стоило)встречается с 3-4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменениемотивации нравственного поведения: сначала ребенок старается избегать наказанияили порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполненияправил поведения.
2-йтип – «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило,удовлетворив своё желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуетсяпреобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствийеё нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.
3-йтип – «недисциплинированный правдивый тип» (нарушать правила, следуя своимжеланиям, и не скрывать этого): младшие дошкольники проявляют его силунедостаточности произвольности контроля, поэтому они и не переживают «свойпозор»; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине ссобой.
Вдошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемыепоступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».
Вэкспериментах Е. В. Субботского детям предлагалось в отсутствии психолога занаграду переложить шарики из банки в тарелку с помощью неудобной лопатки,загнутой под прямым углом. Обнаружилось, что младшие дошкольники в большинствеслучаев действовали по третьему типу, старшие — по первому, а вот 5-летки чащедругих врали. Из них в следующей серии эксперимента были отобраны «контролеры»,которые в отсутствии экспериментатора должны были смотреть, как справляются сзаданием другие дети. Оказалось, что даже дружеские чувства и обещанияподелиться наградой не всегда заставляют ребенка лгать. В большинстве случаевребенок стоит «за правду» и с чувством ответственности выполняет свои функции«контролера». [10, стр. 280]
Врамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка нагрупповую оценку формируются основы альтруизма – стремление ребенка кбескорыстным добрым поступкам.
Большинстводошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своимдостоянием ради общего блага – хорошо, а быть эгоистом – плохо. В экспериментахСубботского выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах ина деле. Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили занаграду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступитьтак: либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детейспрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудилиВову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.
Вреальном же эксперименте большинство детей брали награду себе: одни – открыто,другие прятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшиедошкольники оставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости,радости.
Нередко в тех случаях, когда ребенок виноват перед другими или видит страданиядругого, он в порыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь,сделать что-то за другого. И чем старше дошкольник, тем сильнее в немстремление сделать добро «просто так».
Нопоказателями воспитанности являются не только честность и бескорыстие. Какие жекачества, определяющие воспитанность, необходимо прививать ребенку с раннегодетства. Вежливость. Важно добиваться, чтобы вежливость детей, ocновывалась наискренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестаетбыть признаком нравственного поведения.
Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не доставит неудобстваокружающим, не даст повода ощущать свое превосходство, не станет навязыватьчеловеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы, илипроявлять излишнее любопытство.
Чуткость. Это моральное качество, проявляется в заботе о людях,умении сопереживать, помочь, утешить.
Чувстватакта. Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми. Тактпомогает определить, когда и как вступить в разговор, а когда промолчать, чтоможно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобыне обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в то же время неунизить, не оскорбить самолюбие другого.
Скромность. Эта нравственная черта характеризует подлиннуювоспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, невыпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромностисопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокаятребовательность к самому себе.
Не менее важно воспитывать в ребенке такие качества, какдисциплинированность, трудолюбие, предупредительность, ответственность.
Еще у самых маленьких в возрасте двух-трех лет прививают навыкиличной гигиены. Их приучают замечать неопрятность в одежде, прическе, формируютнавыки самообслуживания (снимать и надевать одежду, аккуратно ее складывать,расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуровывать обувь и т. п.). С помощьювзрослых приучают мыть руки перед едой и после любого загрязнения, создаваяпотребность к чистоте и опрятности, пользоваться своим полотенцем, носовымплатком, салфеткой, спокойно сидеть за столом, аккуратно есть, держать ложку вправой руке.
В этот же период детей знакомят с простейшими правилами поведенияв детском коллективе. Стараются воспитывать положительные взаимоотношения —умение играть рядом, не мешая друг другу, одновременно создавая желание кобщению в играх. У них воспитывают, элементарные проявления вежливости иорганизованного поведения — учат приветливо здороваться, прощаться,благодарить, обращаться с просьбой, правильно пользоваться игрушками: неразбрасывать и не портить их, аккуратно убирать на место. У малышей стараются«воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения наулице и в помещений; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенныедля этого места» (Программа воспитания и обучения в детском саду. — М.:Просвещение, 1985. —С. 36).
У детей от трех до четырех лет продолжают формировать навыки еды:не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом; учатправильно пользоваться ложкой, салфеткой. С помощью взрослого дети усваивают,что во время умывания необходимо засучивать рукава, иначе замочишь одежду,пользоваться мылом, вытираться досуха, малышей приучают пользоваться носовымплатком, замечать небрежность во внешнем виде и самим устранять ее, за помощьювзрослого обращаться лишь в случае необходимости.
Постепенно дети осваивают несложные правила организованногоповедения: спокойно вести себя, не затевать возню, не мешать окружающим крикоми шумом. С этой целью дошкольникам разъясняют, как они должны вести себя ввестибюле, в умывальной комнате, столовой, спальне, во время прогулки научастке и на улице, в общественных местах и дома.
Продолжается работа и по воспитанию вежливости, их приучаютназывать взрослых по имени и отчеству, обращаться к ним в вежливой форме, незабывать благодарить, здороваться, прощаться. У детей формируют культурувзаимоотношений, воспитывают умение дружно играть, сообща пользоватьсяигрушками и книгами. Стараются вызвать чувство симпатии, отзывчивости,доброжелательности к сверстникам и окружающим взрослым.
У детей от четырех до пятя лет значительно возрастаютинтеллектуальные и нравственные возможности — а в этой связи усложняются итребования к ним. У детей этого возраста уже имеются многиекультурно-гигиенические привычки, которые продолжают наращиваться йсовершенствоваться в связи с тем, что дети умеют обслужить себя — одеваться,раздеваться, умываться. Основываясь на имеющихся привычках и детскихвозможностях, у ребят 4—5 лет Продолжают вырабатывать опрятность, аккуратность.Их учат не только замечать неряшливость во внешнем виде и устранять ее, но иберечь одежду, обувь, личные вещи. Ребенок этого возраста должен уметь чиститьзубы на ночь, полоскать рот после еды, самостоятельно и без напоминанияпользоваться салфеткой, носовым платком и расческой, отворачиваться и закрыватьрот при кашле и чихании. Детей учат вести себя за столом, спокойно есть, братьпищу небольшими порциями, благодарить старших при выходе из-за cтола.
В отношениях со сверстниками также происходит дальнейшеесовершенствование. У детей продолжают воспитывать умение играть сообща,договариваться, уважать коллективный замысел, подчиняться общим правилам. Притом у них стараются развивать общительность, умение сопереживать, проявлятьдружелюбие и взаимопомощь.
Уделяется особое внимание дальнейшему воспитанию вежливости,приветливости, сдержанности. Детей учат не быть назойливыми, не вмешиваться вразговор Взрослых, не перебивать их, уметь оказывать услугу старшим. На новуюступень поднимаются требования к ребятам и в культуре общения со взрослыми исверстниками — они должны знать, как отвечать на вопросы, уметь своевременновступать в разговор, проявляя при этом вежливость, сдержанность.
К переходу в старшую группу у дошкольников должны быть воспитаныпрочные навыки личной гигиены, умение быть опрятными и аккуратными,самостоятельно следить за чистотой тела, приводить в порядок прическу, костюм.Все это помогает ребенку чувствовать себя подтянутым, помнить о том, что отправляясьна прогулку или собираясь на занятие или за стол для приема пищи, необходимопроверить свой внешний вид. Старшие дошкольники при целенаправленном воспитанииприобретают прочные навыки вежливости — приветливо здороваются и прощаются совсеми взрослыми и сверстниками (теперь уже без напоминания взрослого), называютзаведующего, воспитателей, няню и всех сотрудников и знакомых по имени иотчеству. У детей закрепляют умение выслушивать взрослых, внимательно выполнятьих требования, вежливо обращаться с просьбой и просить разрешения войти вкабинет заведующей или врача, благодарить за услугу, при необходимостипредложить свою помощь. Их приучают с уважением относиться к труду и отдыхустарших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать импомощь, стараться успокоить плачущего, заняв его игрушкой.
Правила, регулирующие общение детей, тоже заметно возрастают:ребят приучают справедливо разрешать споры и разногласия; дружелюбно напоминатьсверстнику те или иные правила поведения; самому отвечать за ошибки, неперекладывая свою вину на других. И постепенно подводят их к умению выполнятьправила поведения в отсутствие взрослых.
Детей учат самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнатеи на участке. Оставленные не на месте или в беспорядке вещи, игрушкирасцениваются как явление чрезвычайное. Большое значение придается выработкебережного отношения не только к личным вещам, но и ко всему общественномуимуществу детского сада.
У детей формируют культуру деятельности на занятиях и вне их. Ихучат объединяться для совместных игр, труда, согласовывать свои действия изамыслы друг с другом, считаться с мнением большинства. У детей воспитываютумение делиться игрушками и материалами, по необходимости ждать и уступать,уважать труд другого, справедливо разрешать споры. Ребенок должен уметьподготовить все необходимое для игры или занятия, не нарушая общего порядка вгруппе. В процессе деятельности уметь элементарно планировать ее ход. Детейучат завершать деятельность.
Значительное место отводится воспитанию у детей культуры речи —способности отвечать, вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу,задавать вопросы, четко и ясно формулируя мысль и употребляя вежливые формыобращений, отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и яснымпроизношением, разговаривать приветливо в доброжелательном тоне.
Детям прививают навыки общественного поведения: первымиздороваться со всеми знакомыми, прощаться, вежливо благодарить за оказаннуюуслугу, помощь или заботу, уметь проявить внимание и предупредительность кстаршим, пожилым людям, родителям (поднять оброненную вещь, придержать дверь ипропустить вперед себя, предложить помощь и т. д.); умение вести себя вобщественных местах организованно, сдержанно, не нарушая покоя окружающих и непривлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым ималеньким детям.
Немалое значение придается культуре общения детей как — способувыражения нравственных чувств — коллективности, товарищества.
Выше приведенная программа воспитания у детей навыков и привычек,способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляетсянепрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всемидругими задачами воспитания, предусмотренными программой. В этом случаеповедение ребенка становится выражением его воспитанности. [8, стр. 9]
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели возрастные особенностидошкольников, выявили показатели воспитанности детей и раскрыли сутьвоспитательного процесса в детском саду. Таким образом, мы видим, чтодошкольный возраст — важный период в жизни ребенка, так как именно в этомвозрасте закладываются основы нравственности.
1.3Характеристика методов диагностики дошкольников
В настоящеевремя разработано большое количество методов диагностики, но не все ониприменимы к детям дошкольного возраста. На наш взгляд наиболее приемлемымиявляются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.
Наблюдение
Древняя,неизменная, простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диагностика– это диагностика, осуществляемая педагогом в процессе естественно протекающейреальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самыеразнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делаетвывод. Педагог наблюдает отношение к ценностям окружающего мира. Например,дети, увидев малыша, проявили жалость и активное желание оказать помощь; вдругом случае они откликнулись на затруднения молодой дамы; потом педагогувидел, как дети плакали в театре, проживая горе героя спектакля; и на уроке когдаобнаружилось, что нет цветной бумаги у одного из учеников, они протянули ему совсех сторон свою бумагу. У педагога появились основания характеризовать детейкак отзывчивых и умеющих сочувствовать другому человеку. Их реальному поведениюдоверять можно больше, чем решениям, которые дети дадут во время тестирования.Но при условии свободного проявления воли детей, без воспитательного давленияпедагога.
Наблюдениепредполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественногоплана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно,потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.
Повседневныенаблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, какбы хитры последние не были. Но вот что важно:
·         Наблюдаютотношения – не действия;
·         Наблюдаютв ситуации свободного проявления – без давления со стороны;
·         Наблюдаютценностные отношения в их конкретной частной форме, извлекая из события илидействия скрытое ценностное отношение;
·         Наблюдениене является хаотичным, оно фиксирует характеристики, а если предоставляетсявозможность, производит так называемый «поведенческий срез», отмечаясовершенный детьми поведенческий выбор в его количественных показателях инаглядной, удобной для анализа форме;
·         Наблюдаютне только за тем, что проявляется, но и за тем в какой мере под благотворнымвлиянием изменяется проявленное сейчас отношение, скорректированное тожесейчас, ибо педагог находится рядом, наблюдает динамику развития детей,прослеживает плодотворность освоения, усвоения и присвоения культуры.
Беседа
Беседа — метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностейвоспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощьюпредварительно подготовленных вопросов.
Беседу такжеможно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе иследит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не толькосамых активных.
Беседа можетбыть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведетсяпо строго регламентированной программе, со строгой последовательностьюпредъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатыватьрезультаты.
Во второмслучае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее,шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов.Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.[12;77]
Существуюттакже промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительныекачества обоих указанных типов.
Приподготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.
1. Ведущийбеседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой онсобирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны.Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегатьслучайных.
2. Он долженопределить, в какой последовательности будет поднимать темы или задаватьвопросы.
3. Важноправильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не былолюдей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять наискренность собеседника.
Припроведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующихрекомендаций:
1. Начинатьобщение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно началговорить.
2. Вопросы,которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущениепроверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны бытьравномерно, распределяться по всей беседе.
3. Вопросдолжен вызывать обсуждение, развертывание мысли.
4. Вопросыдолжны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.
5. Искреннийинтерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре,желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие неменее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное икорректное поведение вызывает доверие.
6.Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенныевопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать навопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важнаядля исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседыможно задать еще раз в иной формулировке.
7. С точки зрениярезультативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем одинкрупный.
8. В беседе своспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с ихпомощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытыхсторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.
9. Ни в коемслучае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образомприблизиться к уровню своего собеседника — это шокирует.
10. Длябольшей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны вразличных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы,дополнять, снимать неопределенность.
11. Неследует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должнадлиться более 30-40 минут.
К несомненнымдостоинствам беседы следует отнести:
·         Наличиеконтакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оцениватьего поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные,уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, бытьгибкой, максимально адаптированной к воспитаннику
·         Наустный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.
·         Заметносокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению списьменными методами).
·         Учащиесяболее серьезно относятся к вопросам.
В то же времяследует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнениечеловека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажаетреальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитаетсказать то, что от него ожидают.
Опросник
Опросникпринадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этойдиагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют,когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретнойпедагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей,какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременномуопросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.
Критериемоценки вопросника является мера обнаружения направленного интереса ребенка, егожеланий, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мерадуховной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детямосмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для нихновый аспект жизни или новый ценностный объект.
Анкетирование
Анкетирование– опросник, составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкийкруг отношений к какой-либо жизненной ценности. Очень часто каждый вопростребует четкого ответа «да» либо «нет». Анкету легко общитывать и выводитьобщие количественные результаты именно по тому что ответы лаконичны иединообразны по форме. Анкетирование чаще всего проводят в конце какого-топройденного совместного периода активной деятельности, снимая результаты, хотяи очевидные, но нуждающиеся в подтверждении.
Проведениеанкеты выявляет многие детали общей картины, педагогу легче понять ситуациювоспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личностиребенка, тем самым открывается дорога профессиональной свободы ипрофессионального осмысления всего того, что производит педагог, что задумываетв своей работе, что предполагает получить в качестве профессионального продуктасвоей педагогической работы.
Сегодняневозможно представить воспитательно-образовательную деятельность безцеленаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся вразвитии ребенка.
Оценка должнабыть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может бытьиспользована) — необходимо применение точных параметров оценки результатовпедагогической работы с детьми на основе точных методик специальноразработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения,направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качествличности, способностей.
Диагностикаимеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществлениявоспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля(мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих еекомпонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Глава2. Практическая работа по диагностике уровня воспитанности дошкольника
 
2.1  Методикидиагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста
Оченьпопулярными являются диагностики детей, предусматривающие проведениеаналитических стандартизованных наблюдений за ребенком и последующеесопоставление полученных данных с возрастными нормами развития. Применение этихдиагностик требует специального опыта и должно выполнятьсяспециалистами-психологами. Но так как психолог имеет гораздо меньше возможностинаблюдать ребенка в естественной обстановке, чем воспитатель, то целесообразноорганизовать сотрудничество психолога с воспитателем — путем перекрестногосравнения собственных оценок и наблюдений психолога с оценками и наблюдениямивоспитателя.
Посколькудошкольники уже овладевают речью, реагируют на личность экспериментатора, тостановится возможным осуществление общения с ребенком и в ходе его проведениедиагностики развития. Однако речь дошкольника еще находится в стадиистановления, и иногда это ограничивает возможности применения вербальныхтестов, поэтому исследователи отдают предпочтение невербальным методикам.
Припроведении и оценке результатов диагностики развития дошкольника следуетучитывать особенности личностного развития в этом возрасте. Отсутствиемотивации, интереса к заданиям может свести все усилия экспериментатора на нет,поскольку ребенок не примет их.
Этиособенности следует учитывать как при проведении тестов, так и приинтерпретации получаемых результатов.
Следуетучитывать и время, которое потребуется для проведения испытаний. Длядошкольников рекомендуется отрезок времени на тестирование в пределах часа,учитывая и налаживание контакта с ребенком (Й. Шванцара, 1978).
Припроведении обследований дошкольников установление контакта между испытуемым иэкспериментатором превращается в специальную задачу, от успешного решениякоторой будет зависеть надежность получаемых данных. Как правило, опытныйпсихолог для налаживания такого контакта проводит обследование в знакомойребенку обстановке в присутствии матери или какого-то близкого родственника,воспитателя и т. д. Необходимо создать условия, при которых ребенок не будетиспытывать отрицательных эмоций от общения с незнакомым человеком (страха,неуверенности и т. д.), для чего работу с ребенком можно начать с игры и лишьпостепенно, незаметно для ребенка включать требуемые тестом задания.
Особоезначение имеет осуществление постоянного наблюдения за поведением ребенка вовремя обследования — его функциональным и эмоциональным состоянием,проявлениями интереса или безразличия к предлагаемой деятельности и т. д. Этинаблюдения могут дать ценный материал для суждения об уровне развития ребенка,сформированности его познавательной и мотивационной сфер. Многое в поведенииребенка могут объяснить и пояснения матери, воспитателя, поэтому важноорганизовать сотрудничество всех трех сторон в процессе интерпретациирезультатов обследования ребенка.
Вседиагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявлятьсяиндивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющимопыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляютсяустно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданиймогут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними).
Н.Е. Щурковапредлагает следующие методики диагностики воспитанности:
Опросник «Чтолюблю- -что ненавижу»
Содержаниеопросника самое разнообразное, оно определяется обстоятельствами развитиядетей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни,спецификой интересов детей. Например:
·         Чтоты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?
·         Чтотебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что тебе неприятно в лесу?
·         Чтоты любишь в садике? Что не любишь?
·         Чтотебе нравится во взрослых людях? Что тебя удивляет?
Тематический апперцептивныйтест
Экспонируютсясюжетные рисунки из палочных человечков (пиктограммы): их движения многозначныи могут быть прочитаны по разному. Испытуемые сообщают, что происходит междугероями картинки: дерутся, танцуют, дарят друг другу подарки, кричат, плачу,успокаивают другого, приветствуют. Общий вопрос такой: «Что ты видишь и чтослышишь глядя на картинку?»
Представленнаяиллюстрация вариантов ТАТ своим назначением имеет выявление этических отношенийк другому человеку. [14, 41]
Тест«Фантастический выбор»
Методфантастического выбора – один из самых любимых детьми. Производится апелляция квоображению ребенка, и на фоне воображаемой волшебной ситуации актуализируютсяи вербально оформляются ценностные предпочтения. Друзья сказок и знатокиволшебных героев, дети с удовольствием уходят в мир мечты и легко создаютпроекцию собственных предпочтений и даже ценностных иерархических пирамид.Например:
·         Приплылак тебе Золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Чего попросишь у рыбки?Подумай, всего три желания она выполнит, не больше.
·         Утебя в руках цветик-семицветик. Отрывай лепестки – чего просишь для себя?
·         Тыотправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю жизнь. С собойможешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови эти пять слов.
Индивидуальнаябеседа с ребенком
Индивидуальнаябеседа с ребенком позволяет выявить отношение воспитанника к моральнымценностям, нормам поведения и присутствие этих норм и ценностей в его жизни.
Любую беседус ребенком рекомендуется начинать с общих и понятных ребенку вопросов (Нравится ли тебе в детском саду? Много ли у тебя друзей? И т. д.) Послеустановления контакта с ребенком и заручениея его доверием можно переходить кинтересующим темам. Вопросы для обсуждения лучше подготовить заранее. Например:
·         Еслитебе предлагают принести игрушку, чтобы подарить ребятам из младшей группы, чтоты сделаешь? Почему ты так поступишь? Хотел бы ты подарить другу самую лучшуюсвою игрушку? Попросил бы что-нибудь взамен?
·         Есливо дворе ты увидишь плачущего малыша, как ты поступишь? Часто ли ты помогаешьмладшим ребятам? Почему? Как ты думаешь, почему нужно помогать другим людям?Что такое Добро?
·         Ктонаводит порядок в твоих игрушках? Как ты думаешь, должен ли человек бытьаккуратным? Почему? И др. [14, 65]
Какпроизводятся анализ и дальнейшая обработка исследовательского материала?Исходным принципом служит ориентация на духовные ценности, которые диктовалиизбранную диагностику. Так как механизм предлагаемых диагностик строится насвободном выборе (умозрительном, эмоциональном, поведенческо-действенном), авыбор есть ни что иное, как выявленное предпочтение определенной ценности, тообсчет материала производится через группирование высказанных и выявленныхразных предпочтений.
Напримерможно выделить группы противоположных предпочтений: ориентация на духовныеценности (…% — ?) и на материальные(…% — ?), на потребление (…% — ?) и насозидание (…% — ?), на индивидуальные блага (…% — ?) и на общественные (…% — ?). Процентное соотношение этих групп становится характеристикой, то естьрезультатом данной диагностики.
Результатыдиагностик можно фиксировать в виде сводных таблиц, различных графиков идиаграмм.
2.2Определение уровня воспитанности дошкольников на практике
Набазе МДОУ СОШ № 176 г. Нижнего Тагила нами была проведена диагностика уровнявоспитанности учащихся подготовительной группы. Для диагностики использоваласьметодика анкетирования родителей и самих детей, представленная в виде своднойдиагностической карты воспитанности, а так же была проведена индивидуальнаябеседа с детьми, приведенная в параграфе 2.1.
Цельбеседы заключалась в выявлении у ребенка отношения к такой ценности как Добро,которое проявляется в отзывчивости, доброжелательности, дружелюбии. А такжевыявление наличия у воспитанника таких качеств как аккуратность, щедрость ибескорыстие.
Результатыпоказали, что 40% детей осознают значимость такой ценности как Добро,достаточно часто совершают добрые, на их взгляд, поступки, помогают взрослым ималышам. Соответственно 60% детей понимают значимость доброты, но самисовершают добрые поступки не часто. 40% детей активно рассуждают на темуаккуратности человека, считают себя очень аккуратными и прилежными, понимаютзначимость этого качества личности. 40% детей не выделяют значимости этогокачество, и 20% отказываются рассуждать на данную тему. Все дети высказываютмнение о том, что человек должен быть щедрым и бескорыстным, готовы отдать ужененужные им игрушки малышам, но только 20% согласились пожертвовать любимойигрушкой ради друга.
Такимобразом, большинство детей понимают значимость ценностей, раскрываемых в ходебеседы, но далеко не все ведут себя согласно этим ценностям.
Своднаядиагностическая карта воспитанности (Приложение1) [6] была разработана педагогическим коллективоммуниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшегошкольного возраста “Начальная школа – детский сад № 1” города АнгарскаИркутской области.
Цельсводной диагностической карты воспитанности – это определение уровнявоспитанности каждого ребенка для выявления проблем в воспитании и нахожденияпутей их решения.
Картасостоит из двух таблиц: “Внутренняя культура личности” и “Внешняя культураличности”. Каждая таблица разделена на колонки, содержащие определенныеинтегрированные качества личности и раскрывающие их содержание.
Внешняя культура личности:
·         культура общения (общительность) – умениеребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
·         культура поведения (дисциплинированность) –способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
·         культура внешнего вида (аккуратность) –соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида,поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
Внутренняя культура личности:
·         отзывчивость(доброта) – хорошее отношение к окружающим, сострадание;
·         дружелюбие– стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивныхвзаимоотношений;
·         самостоятельность– самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действийсобственными силами, без посторонней помощи;
·         любознательность– устойчивый интерес к знаниям;
·         честность– искренность, умение говорить всегда только правду;
·         эмпатия– сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека,проникновение, вчувствование в его переживания;
Приопределении количества интегративных качеств внутренней культуры личностиобязательно были учтены возрастные особенности возраста: в подготовительнойгруппе – 6 качеств (в младшей группе – 3 качества, в средней группе – 4качества, в старшей группе – 5 качеств).
Интегративныекачества внешней культуры личности одни и те же для всех возрастов, различнотолько их содержание.
Впроцессе заполнения карты воспитанности участвуют все субъекты воспитательногопроцесса:
–предлагается оценить каждое качество личности своего ребенка родителю;
–ставит самооценку ребенок;
–оценивает качества личности педагог (последим).
Детямдошкольного возраста в игровой форме предлагается нарисовать себя на одной изтрех ступенек лесенки определенного качества, вспомнить литературного героя,обладающего данным качеством и ответить на вопрос педагога: “Хотел бы ты бытьеще добрее (вежливее, самостоятельнее и т. д.). Положительный его ответпредполагает наличие у ребенка мотивации, отрицательный – ее отсутствие.
Критерииоценивания интегративных качеств личности:
·          1 балл – данное качество присутствует у ребенка, всегда являетсяустойчивой чертой его личности;
·          0,5 балла – поведение ребенка соответствует данномукачеству чаще всего, есть потребность у ребенка вести себя именно так, но ононеустойчиво.
·          0 баллов – иногда поведение ребенка может соответствоватьданному качеству, но редко.
Поитогам заполнения сводной диагностической карты воспитанности всеми субъектамипедагог подсчитывает средний балл и определяет уровень воспитанности ребенка:
·          от 1до 0,8 – 1 уровень воспитанности;
·          0,8до 0,6 – 2 уровень воспитанности;
·          0,6до 0,4 – 3 уровень воспитанности.
Припроведении данной диагностики были получены результаты, приведенные в таблице(Приложение 2). Проанализировав полученные данные, можно сделать следующиевыводы. У 20 % детей подготовительной группы хорошо развиты такие интегративныекачества личности, как общительность, дисциплинированность, аккуратность (1уровень воспитанности). У 40% детей данные качества неустойчивы (2 уровеньвоспитанности). И у 40% развиты слабо (3 уровень воспитанности).
У 40 % детейотзывчивость, дружелюбие, самостоятельность, любознательность и честностьявляются устойчивыми качествами личности (1 уровень). У 20 % данные качестваприсутствуют, но еще не устойчивы (2 уровень). У 40% детей развиты слабо.
У 100% детейприсутствует мотивация к повышению внутренней культуры личности. У 60% детейприсутствует мотивация к повышению внешней культуры личности, у 40% — отсутствует.
В среднемгруппу можно охарактеризовать 3 уровнем воспитанности.
Длясистематического отслеживания состояния воспитанности группы, рекомендуетсяпроводить данную диагностику 2 раза в год:
·          декабрь– промежуточная диагностика,
·          май –итоговая диагностика.
Проведениеданной диагностики позволяет педагогу построить индивидуальные направлениявоспитания ребенка, наметить перспективы развития качеств личности. Участиесамого ребенка в процессе диагностики позволяет провести сравнение между егосамооценкой и оценкой взрослого (возможно несовпадение).
Привлечениеродителей к данной диагностике помогает сделать его активным участникомвоспитательной системы, а процесс заполнения им диагностической карты можетбыть использован опытным педагогом в индивидуальных встречах с родителем дляобсуждения проблем и перспектив развития ребенка.
Анализируядиагностическую карту по вертикали, педагог сможет выявить проблемы воспитаниядетского коллектива и спланировать целенаправленную работу по устранениюпроблем воспитательного процесса.
Диагностикавоспитательного процесса является самым трудным компонентом воспитательнойсистемы. Но без этой работы невозможно организовать обоснованный и эффективныйпроцесс развития личности ребенка и проанализировать качество воспитательнойсистемы.

Заключение
При написаниикурсовой работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическуюлитературу по проблеме исследования, определили сущность ключевых понятий. Выявиликритерии воспитанности детей дошкольного возраста, выделили основные методыдиагностики воспитанности дошкольников и дали им теоретическое обоснование,применили на практике одну из методик диагностики воспитанности детейдошкольного возраста.
Обобщая изученныйматериал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня воспитанностидетей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог долженопираться на следующие показатели воспитанности:
1)    показателем воспитанности являетсянаправленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; атакже выделение положительной направленности — на добро, созидание — иотрицательной — на зло, разрушение;
2)    показателем воспитанности являетсяналичие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может бытьразличным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. Вкачестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: кчеловеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.
3)    показателями являются мотивы поведениявоспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правилповедения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии свозрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.
Для диагностики воспитанности педагог должен использоватькомплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемаясистема методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этихметодов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседаи др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельностиребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др.
Многие из методов не только позволяют педагогу выявитьособенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательныйэффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.
Регистрация результатов диагностики осуществляется вразличных формах. Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровыеиндексы, шкалы, различные условные обозначения.
Диагностические методики должны подбираться педагогом сучетом возрастных особенностей детей. Таким образом, для определения уровнявоспитанности дошкольников целесообразно будет использовать такие методыдиагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителямизаполнение диагностических таблиц.
Диагностики фиксируют наличие определенных характеристикличности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления иразвития личности ребенка.
Диагностированиепозволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствоватьспособы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.
Педагогическаядиагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведениедиагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своейосновной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций исамооценки.

Списоклитературы
 
1)        БуреР.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети, Москва, Просвещение, 1985.
2)        ДаниловаО. Диагностика дошкольников.
Проективные методики // www.efekton.ru
3)        ЕрофееваТ.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений, Москва,Академия, 2000.
4)        КозловаС.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, Москва, Академия, 2000.
5)        КрулехтМ.В., Тельнюк И.В., Экспертные оценки в образовании, Москва, Академия, 2002.
6)        НаваренкоА.Н. Особенности диагностики воспитательного процесса в образовательномкомплексе «Начальная школа – детский сад» // Первое сентября, www.1september.ru
7)        Нравственноевоспитание детей. www.adalin.ru, 2007.
8)        ОстровскаяЛ. Ваш ребенок воспитан // Дошкольное воспитание, 1986 г. № 6 – стр. 9
9)        ПодласыйИ.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов, Москва, Владос пресс, 2001.
10)     Программавоспитания и обучения в детском саду. Москва, Просвещение, 1985.
11)     СапоговаЕ.Е. Психология развития человека, Москва, Аспект пресс, 2005.
12)     ФридманЛ.Л., Волков К.Н. Психологическая наука учителю, Москва, просвещение, 1985.
13)     ЧекинаЛ. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности, www.relga.ru, 2005.
14)     ЩурковаН.Е. Классное руководство: рабочие диагностики, Москва, Педагогическое обществоРоссии, 2001.
15)     ЩукинаЕ.Г. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся,Москва, Педагогика, 1988.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.