/>/>СодержаниеВведение1. Придворные бальные танцы1.1 Полонез1.2 Кадриль «летучая мышь»1.3 Галоп (галопад)1.4.«Па-де-патинер» («современная полька»)1.5 Pas-de-Gras (Па де Грас)1.6 Шакон1.7 Котильон2. Спортивные бальные танцы XX века2.1 Европейские стандарты бального танца2.1.1 Медленный вальс (Slow Waltz)2.1.2 Танго (Tango)2.1.3 Венский вальс (Viennese Waltz)2.1.4 Медленный фокстрот (Slow Foxtrot)
2.1.5Быстрый фокстрот (Quickstep)2.2 Латиноамериканские танцы (латина)2.2.1 Самба (Samba)2.2.2 Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha)2.2.3 Румба (Rumba)2.2.4 Пасодобль (Paso doble)
2.2.5Джайв (Jive)ЗаключениеСписок литературы
/>Введение
Бальный танец — танец,предназначенный для общественных развлечения. Исполняется парой или большимколичеством участников на танцевальных вечерах или балах. Бальный танец возникв XV в. в Италии, затем распространился во Франции, которая в XVI-XVII вв.стала его законодательницей. Первоначально бальный танец не имел четкоустановленной формы. Преобладали так называемые «низкие танцы»(бас-данс), часто в виде шествий, сопровождаемые пением танцующих или игрой налютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглеров и труверов набалы проникали народные танцы, приспособлявшиеся исполнителями к чопорности иэтикету двора. Обычно танцы объединялись попарно, например, эстампида илибас-данс с сальтарелло, павана с гальярдой, пассамеццо с гальярдой, курантойили канари.[1]
Спортивные бальные танцыуходят истоками в романтический период балов ХVIII-ХIХ веков. Под музыкувеличайших композиторов того времени Ф. Шопена, И. Штрауса на балах танцеваливальс, мазурку, полонез. С 30-х годов прошлого столетия в Англии сталипроходить первые танцевальные турниры. Чуть позже к танцам пристрастиласьГермания. Первоначально танцевальная программа состояла из классических иевропейских танцев. Перед второй мировой войной до Европы докатились отголоскиджаза. Раскрепощенность латино-американских танцев отразилось в рок-н-роле,фокстроте, румбе и др.
В Советском Союзе бальныетанцы долго были под запретом. В 70-е годы прошлого века советская программабальных танцев включала в себя вальс Гавот, полонез, Сударыню, Рилио. Ближе к80-м годам программа соревнований дополнилась латино-американскими танцами.
В конце XIX-начале XX вв.значительное влияние на развитие бального танца оказали страны Северной и ЮжнойАмерики. Появились тустеп, уанстеп, блюз, фокстрот, квикстеп, чарльстон идругие, затем бостон, танго, а после I-ой мировой войны — румба, самба. Длясовременного бального танца характерна импровизация, танцующие свободноварьируют бальные па. Со второй половины XX в. интерес к импровизационнымтанцам значительно возрос. Большинство бальных танцев 60-70-х гг. — танцысвободной композиции (твист и другие).
Целью данной работы являетсярассмотрение истории спортивного бального танца.
В работе поставлены следующиезадачи:
· Рассмотреть придворный бальный танец;
· Рассмотреть историю спортивногобального танца в XX веке: рассмотреть европейские бальные танцы;рассмотреть латиноамериканские танцы.
/>1. Придворные бальные танцы
К придворных бальным танцамотносятся: полонез, Контрдансы XVII века (Scotch Cap, Childgrove, Comic fellow,Mad Robin, Контрданс марионеток, Дженни собирает груши), Контрдансы XVIII-XIXвеков (Вальс-контрданс, Kембриджский вальс, Московская кадриль, Кадриль«Летучая мышь»), Вальсы (Вальс-миньон, Вальс Людовика XV, Фигурныйвальс, Вальс-прогулка, Венский вальс, Шотландский вальс), Польки (Галоп,Крабовая полька, Полька на троих, «Па-де-патинер» («современнаяполька»)), Променады (Па-де-грас, Шакон), а также Котильон, Русскийлирический и Казабар.[2]
Большое значение в развитиипридворного танца сыграло появление профессиональных учителей танца, которые нетолько обучали знать, но и являлись арбитрами в области этикета и манер иоказывали обычно большое влияние на атмосферу при дворе.
Далее в работе будут описанынекоторые виды придворных бальных танцев./> 1.1 Полонез
Этим танцем открывался любойбал. По сути своей это было торжественное шествие, в котором принимали участиевсе прибывшие, даже если потом они весь бал проводили за карточным столом. Впервой паре шел хозяин с самой знатной гостьей, во второй — хозяйка с самымименитым гостем. Если на балу присутствовал Император, то полонез открывал он схозяйкой дома, а второй парой шел хозяин с Императрицей. Первая пара задавалафигуры, остальные повторяли их. Количество фигур не было ограничено. Их можнобыло придумывать прямо по ходу танца. Безвкусными считались только«воротики». Сам танец мог продолжаться около часа.[3]
Шаги полонезапервой половины 19 века и эпохи модерана различались.
Шаг полонеза первой половины19 века. Глиссе правой ногой, переходящее в плие (небольшое приседание наноге). Шаг на полупальцы левой ногой, шаг на полупальцы правой ногой. Всеповторяется с левой ноги.
Шаг полонеза эпохи модерна. Шагправой ногой на полупальцы, шаг левой ногой на полупальцы, шаг правой ногой наполную стопу. Все повторяется с левой ноги.
Стоит отметить, что полонездолжен танцеваться плавно, без задержки между шагами.
Положениетанцующих: развернуты лицом понаправлению движения, корпуса чуть откинуты в стороны друг от друга, кавалерпредлагает даме правую руку, дама лишь слегка касается ее пальцами левой руки.Кавалер не должен тащить даму или сжимать ее руку.
В начале танца первый кавалер громко объявлял («Руку дамам,господа, и следуйте за мной»). После чего приглашал даму и начиналравномерное движение по кругу. Остальные пары встраивались в общую колонну. Вседолжны были идти в ногу. Бежать (и вообще сильно ускоряться) считалось неприличным.Между парами должно держаться равномерное расстояние (около 1 метра). Послесоздания колонны начинали исполняться различные фигуры./>
Фигуры полонеза делились нафигуры «прямые» — исполнялись колонной, или «боковые» — дляих исполнения все перестраивались в цепочку. Для того чтобы перестроиться,первая дама, не отпуская руки партнера, делала шаг назад и предлагала рукуследующему кавалеру, затем тоже самое делала вторая дама и т.д.
Фонтан: дойдя до стены, пары расходятся: кавалеры идут налево,дамы направо, в конце зала сходятся, снова соединяют пары, и колонна идетдальше./>
Кресты: начинается также как «Фонтан», но в концезала первый кавалер подает руку второй даме, а над их руками второй кавалер — первой даме. Такими четверками идут до точки, где расходились в первый раз,далее руки опускаются, и исполняется «Фонтан»
Приветствие: начинается также как «Фонтан», но в концезала пары не соединяются, а линии дам и кавалеров проходят мимо друг друга:кавалеры по внешнему кругу, дамы по внутреннему. У точки, где пары расходились,линии вновь проходят друг мимо друга, кавалеры по внешнему кругу, дамы повнутреннему, снова доходят до конца зала, где соединяются в пары. Когда кавалери дама одной пары проходят друг мимо друга, они приветствуют друг друга кивком./>
Две колонны: кавалер и дама первой пары кланяются друг другу и наодин полонезный шаг расходятся в стороны и встают лицом друг к другу. Втораяпара проходит между ними и расходится также. Далее все следующие пары. Когдавсе перестроились в две линии, кавалер первой пары подает своей даме руку ипроходит между линиями, далее то же делает кавалер второй пары (после того, какмимо него прошла первая пара), и так далее, пока колонна не восстановится./>
Траверсе: у стены пары расходятся — первая налево, вторая — направо, и так далее, перестраиваясь в две колонны. Дойдя до конца зала,колонны оказываются лицом друг к другу. Все опускают руки и проходят сквозьвторую колонну, так, что бы дамы первой и второй колонн проходили внутри, акавалеры снаружи (дама 1-й колонны между кавалером 2-й и дамой 2-й, дама 2-йколонны между дамой 1-й и кавалером 1-й). После чего колонны снова доходят доточки, где они разделились, и снова сливаются в единую колонну./>
Лабиринт: все танцующие выстраиваются в цепочку за первымкавалером, который ведет их, описывая разные фигуры (зигзаги, улитку и пр. — как подскажет фантазия).
Гирлянды: все выстраиваются в цепочку, цепочка замыкается вкруг, все останавливаются. На первый полонезный шаг первая пара разворачиваетсялицом друг к другу. На второй это делают все остальные. За три такта,соответствующие следующему полонезному шагу, первый кавалер подает своей дамеправую руку, она кладет на нее свою правую руку. За следующие три такта то жеделают все остальные. На следующие три такта все меняются местами со своимипартнерами и оказываются лицом с другими партнерами. Им подают левые руки.Далее на каждый полонезный шаг нужно поменяться со следующим партнеромпоочередно за правую и левую руки, пока не вернетесь к своему партнеру./>
Змеиные линии: все идут змейкой, и последние две пары, не размыкаямежду собой рук, отрываются от общего хвоста. Общая змейка проходит перед ними(сначала перед последней дамой, затем перед ее кавалером, перед второй дамой,ее кавалером), последние две пары снова отрываются, и так пока все неперестроятся в колонну по две пары. Тогда последняя дама ведет свою четверкузмейкой между другими четверками и встает перед первой четверкой (дама переддамой, кавалер перед кавалером), затем следующая дама ведет следующую четверку- и так пока не пройдут все./>
Фонтан парами: дойдя до стены (далее стена где расходятся), перваяпара идет направо, вторая налево, третья направо, четвертая налево и т.д. Парыобходят зал, встречаются у противоположной стены (далее стена где сходятся), иснова перестраиваются в единую колонну в прежнем порядке.
Четверки: пары расходятся также как и в предыдущей фигуре, но устены, где они сходятся, пары не сливаются в единую колонну, а становятся вчетверки (первая со второй, третья с четвертой и т.д.). Дойдя до стены, где онирасходятся, четверки снова разбиваются на пары, далее фигура заканчиваетсятакже как и предыдущая./>
Кавалеры отдельно и дамыотдельно: фигура начинается также как ипредыдущая — пары расходятся направо — налево, перестраиваются в четверки, но устены где они расходятся от четверки отделяется только левый кавалер (т. е.кавалер 1, 3, 5 и т.д. пары), он идет налево, а оставшиеся трое — направо. Устены, где сходятся, они снова объединяются в четверку, а у стены, гдерасходятся правая дама (т.е. дама 2, 4, 6 и т.д. пары) уходит направо, аоставшиеся трое — налево. Далее, сделав круг, все снова собираются в четверку,фигура заканчивается как и предыдущая.
Проход сквозьстрой: пары проходят до стены ирасходятся на фонтан (дамы направо, кавалеры налево). Встретившись у другойстены, они не соединяются, но проходя на сторону партнера: сначала первая дама,затем первый кавалер, затем вторая дама, затем второй кавалер и т.д. строй дами строй кавалеров пи этом скрещиваются как бы проходят друг сквозь друга. Приисполнении этой фигуры нужно особенно тщательно соблюдать ритм движения ирасстояние между парами, чтобы на месте скрещивания строев не получилось толпы.[4]/>1.2 Кадриль «летучая мышь»
Описание танца кадриль«летучая мышь» приведено в табл. 1
Таблица 1 Описание танцакадриль «летучая мышь»/>