Реферат по предмету "Педагогика"


Социально-психологическая поддержка учащихся в образовательном пространстве

Социально-психологическая поддержкаучащихся в образовательном пространстве
 

Содержание
 
Введение
Глава1. Цели и задачи социально-психологической поддержки учащихся
Глава2. Специфика психологического сопровождения детей на этапе перехода из ДОУ вначальную школу
Глава3. Социальная служба МОУ СОШ № 100 г. Саратова
Заключение
Списоклитературы
Приложение1
Приложение2

Введение
 
Воспитание личности способной осуществлять свое бытие вразличных культурных пространствах, то есть интерпретировать и верно пониматьфакты, представленные посредством той или иной культурной системой мышления,должно быть целью современной педагогики. В концепции общего среднегообразования РФ говорится о том, что «изменения в системе общественных отношенийактивно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватногоответа на задачи нового исторического этапа». Здесь же указывается на то, что«обновление общеобразовательной школы становится необходимым для достижениянового качества общего образования». Таким образом, возникает необходимостьсоздания такого образовательного пространства, структура и процессуальныехарактеристики которого могут выступать средством формирования современной личности.
Данная работа посвящена проблеме психолого-педагогическойподдержке учащихся на всех этапах образовательного процесса.
Актуальность этой темы обуславливается тем, что в большинствеслучаев отсутствует единство в понимании задач деятельности педагога-психологасамим специалистом и руководителем образовательного учреждения. Как следствие,руководитель не может адекватно оценить деятельность специалиста, не видитсмысла и объёмов выполняемой им работы.
Объектом исследования выступает социально-психологическаяслужба образовательного учреждения. Предметом исследования являетсядеятельность педагогов и психологов по осуществлению социально-психологическогосопровождения детей на всех этапах обучения.
Цель работы – выяснить, какую функцию в современнойобразовательной системе выполняют социально-психологические службы, а такжевыяснить, какие задачи выполняет социально-психологическая поддержка учащихся.
Для достижения этой цели:
— мы рассмотрим основные современные тенденции, показавшиенеобходимость социально-психологической поддержки детей в образовательномпространстве;
— определим, какую роль играют социально-психологическиеслужбы в концепции непрерывного образования;
— рассмотрим работу социальной службы на примере школы № 100г. Саратова.

Глава 1. Цели и задачисоциально-психологической поддержки учащихся
 
В последние годы опубликован ряд научных работ, авторыкоторых рассматривают теоретические и практические аспекты функционированияобразовательных учреждений и особенности деятельности психологических служб вэтих школах: Битянова М.Р., Качимская А.Ю. Целью работы психологов становитсяне просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическоесопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть системапрофессиональной деятельности, направленная на созданиепсихолого-педагогических, социально-психологических условий для успешногообучения ребенка.
Провозглашение и распространение во всем мире новой этики вотношении детей является важнейшей приметой нашего времени. Универсальноевыражение новой этики – Конвенция о правах ребенка, принятая ГенеральнойАссамблеей ООН 29 ноября 1989 года. Она подтверждает три основных права ребенка:на выживание, на развитие и на защиту.
В России, переживающей не самые лучшие времена, около 50 млн.семей, из них 30,3 млн. имеют несовершеннолетних детей, которых насчитывается46,1млн[1]. Педагогическийкомпонент социальной защиты детей и молодежи заключается в учете индивидуальныхособенностей и в конкретных условиях социального созревания. Этоосновополагающий принцип современной социально-педагогической парадигмы.
Реализация в науке и практике этого принципа означает, содной стороны, понимание детства как проблемы неравных возможностей и различныхобъективных и субъективных потребностей и, с другой стороны, — направленностьсоциальной защиты на выравнивание возможностей для социального старта при переходеиз детства и подростковой в молодежную социально-демографическую группу.
Учителям, социальным педагогам и педагогам-психологам,необходимо понять, а поняв, строго выстраивать иерархию потребностей детей всоответствии с биологическими, психологическими и социальными характеристикамидетства.
Основная идея – создать в школе модель гуманной по отношению кученику социально-психологической службы, сформировать и апробировать концепциюразвивающего школьного коллектива с позиции социально-педагогической целесообразностии, наконец, придать школе статус открытого по отношению к социумуобразовательных учреждений[2].
Совершенно очевидно, что негативные явления имеют свойствонарастать в арифметической, а в отдельных случаях и в геометрическойпрогрессии, поэтому справиться с этими явлениями педагогам очень трудно.Родительская общественность и отдельные учащиеся младших и старших классов изчисла «помощников социальных педагогов» могут в этом вопросе быть лишьподспорьем, но они никак не могут профессионально решать возникающиесоциально-педагогические проблемы. Таким образом, на помощь может прийти толькоспециально подготовленный социальный педагог, способный профессионально решатьсоциально-педагогические, юридические и иного плана проблемы.
Образование как целенаправленный процесс воспитания иобучения человека в его собственных интересах, а также в интересах общества игосударства требует четких критериев его эффективности и качества. Одним изтаких критериев является степень выраженности развивающего компонента вобразовании. Отсюда следует, что в системе образования должна присутствоватьструктура, основной миссией которой является обеспечение развивающего характераобразования[3].
Миссия социально-психологической службы заключается вобеспечении развивающего характера образования, т.е. созданиипсихолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающихпсихологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранениеих психического и психологического здоровья, предполагающего полноценноепсихическое и личностное развитие на всех возрастных этапах.
Глава 2. Специфика психологическогосопровождения детей на этапе перехода из ДОУ в начальную школу
 
Специфика деятельности психолога заключается еще и в том, чтовозникает необходимость психолого-педагогического анализа реализациипедагогическим коллективом школы программы непрерывного образования. Результатыанализа учебного процесса в школе дают возможность оценить состояние учебногопроцесса, подвести итоги работы педагогов, оценить эффективность исследовательскойдеятельности коллектива. Это, в свою очередь, позволяет обосновать исформулировать запросы школы, направленные в адрес дошкольного образовательногоучреждения, так как без единого взгляда на проблему преемственности в развитиидетей невозможно осуществление комплексного психологического сопровождения. Понашему мнению, психолого-педагогический анализ итогов работы приобретает особоезначение, так как дает возможность совместно с дошкольным учреждениемразработать цели деятельности единого коллектива (педагогов и воспитателей),основные задачи его направление развития такой сложной системы, какой являетсяфункциональный комплекс «детский сад – школа».
Однако психологическая деятельность не исчерпываетсяаналитической работой. Психологи проводят обширную практическую работу посопровождению на этапе перехода детей из детского сада в начальную школу. Всоответствии с запросом школьных психологов методисты и воспитатели детскихсадов создают свой банк данных, характеризующих психологические особенности детей,зоны их актуального и ближайшего развития, возможные затруднения, которые могутвозникнуть на начальном этапе обучения детей в школе. В дальнейшем, при приемедетей в первые классы, комиссия, в которую обязательно входят воспитателидошкольного учреждения, производит отбор и комплектование классов, опираясь наполные сведения о каждом конкретном ребенке и потенциальных возможностях егоразвития. Это позволяет в необходимых случаях, уже в первые дни пребыванияребенка в школе разрабатывать индивидуальные программы поддержки, реабилитациии коррекции психического развития первоклассников.
В свою очередь школьные психологи, наблюдая за процессомадаптации детей к школе и анализируя результаты регулярных психодиагностическихобследований, направляют получаемую информацию в дошкольные учреждения, наосновании которой методисты и воспитатели вносят соответствующие коррективы всодержание и методику проведения своей работы с дошкольниками.
При подобной форме сотрудничества между школой и дошкольнымидетскими учреждениями осуществляется такое взаимодействие, которое позволяетобеспечивать психологическое сопровождение преемственности развития детей всистеме «детский сад – школа».
Специфика функционирования психологической службы школысостоит еще и в том, что она выполняет большой объемкоррекционно-диагностической и консультационной работы. Кроме того, чтопсихологами выполняется весь объем непосредственной практической работы, ихосновной задачей становится придание этой работе четкой системы. Это отбор,апробация, модификация используемых психодиагностических методик в работе нетолько со школьниками, но и с детьми детского сада. Разработка развивающих икоррекционных программ, направленных на оптимизацию процесса преемственностиразвития детей[4].Составление практических рекомендаций по подготовке детей к обучению в школе иадаптации первоклассников и др. То есть в целом повышение научно-методическогоуровня работы психологической службы.
Психологическая служба в системе образования претерпелаизменения в плане трансформации ее позиции по отношению к образовательномупроцессу. Если прежде психолог занимал реактивную позицию — решал ситуативныезадачи, возникающие в детском саду или в период обучения в школе, то теперь онзанимает активную, опережающую позицию, состоящую в моделировании ивыстраивании образовательной среды на этапе перехода ребенка из детского сада вшколу[5]. Этапозиция психолога ориентирована на ученика как субъекта образовательногопроцесса, на максимальную и достаточно быструю актуализацию потенциала каждогоребенка, на сохранение его психологического и физического здоровья. Превращениеребенка в субъекта образовательного процесса в системепсихолого-педагогического сопровождения требует в качестве необходимойсоставляющей организацию специальной работы по целенаправленному формированиюсложных форм самостоятельности и активности, без чего невозможно достижениезрелости, адаптивности личности, требуемых в современном обществе. Такая работаявляется профилактикой пассивности, инфантильности, которые могут возникнутьпри акценте на чрезмерную опеку, повседневный контроль, приспособление учителяк стилю и уровню деятельности каждого ребенка.

Глава 3. Социально-психологическаяслужба МОУ СОШ № 100 г. Саратова
 
Социально-психологическаяслужба МОУ СОШ (муниципальное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа) № 100 с 2006 года работает по программе«Профилактика правонарушений несовершеннолетних», разработанной социальнымипедагогами школы.
Цель деятельности социально-психологической службы: сформировать у учащихся навыки,способствующие успешно реализовать себя в современном социуме.
Задачи:
1. Помочьучащимся разобраться в своих индивидуальных особенностях.
2. Помочьосознать важность бережного отношения к своему здоровью
3.Сформировать культуру поведения в обществе.
4. Сформироватьу учащихся представления об Уголовном кодексе, об административнойответственности.
5. Создатьцелостное представление о личной ответственности человека за антиобщественныедеяния, предусмотренные уголовным правом.
6. Развитьотрицательное отношение к правонарушениям как фактору, подрывающемуматериальное и психологическое благополучие гражданина.
7.Предупредить об опасности, свойственных подростковому возрасту необдуманныхдействий, которые могут привести к совершению преступления.
Программавключает в себя блоки занятий, посвященные культуре общения, бережному,отношению к своему здоровью, эстетическому воспитанию, правовому воспитанию
Первый блок «Общение»проводится в форме тренинга, и даетвозможность уточнить свои индивидуальные особенности, самостоятельно и спомощью группы разобраться в себе, найти свои слабые и сильные стороны;одновременно эта деятельность позволяет повысить самооценку и определить своюжизненную установку и строить планы на будущее.
Второй блок «Здоровье», который также помогает учащимся определить своёотношение к жизни и к самому себе. Здоровье – основа плодотворной творческойжизни, радостного отношения к миру. На этом этапе дети разбираются со своимотношением к здоровью, думают о том, как распорядиться доставшимся от природыбогатством, чем помочь себе. Урок проводится в форме тренинга.
Третий блок «Культура общения».Перцептивная сторона общенияпостроена на формировании в нашем сознании образа другого человека, учитпонимать внутренний мир человека, его действия, его психологическиеособенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Навыки культурыповедения помогают учащимся выяснять для себя, какие поступки следует совершатьв самых различных жизненных ситуациях, чтобы мы, окружающие нас люди не теряличувства собственного достоинства, уважали себя и друг друга, испытывали чувстваэмоционального комфорта. Чтобы своим поведением каждый из нас вносил свою лептув демократизацию и гуманизацию нашего общества. Урок проводится в форметренинга.
Четвертый блок «Права и обязанности». В данном блок предполагается сформировать у учащихсяпредставления о содержании и тенденциях развития отечественного уголовногоправа, необходимые гражданину России; создать целостное представление о личнойответственности человека за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовнымправом; развить отрицательное отношение к правонарушениям как фактору,подрывающему материальное и психическое благополучие граждан; предупредить обопасности, свойственных подростковому возрасту необдуманных действий, которыемогут привести к совершению преступления.
Поработав над этими проблемами, учащиеся приступают к осмыслению своегоотношения к правовым нормам, за нарушения которых следует не толькообщественное порицание, но и уголовное наказание «Незнание закона неосвобождает от ответственности», в том числе и несовершеннолетних.

Заключение
 
Итак, в ходе проведённого исследования нам удалось выяснить,что основные задачи социально-психологической поддержки:
— Создание единой эффективно действующей системы,социально-психолого-педагогической помощи учащимся, их родителям, педагогамобразовательного комплекса.
— Защита прав личности обучающихся, обеспечение ихпсихологической и физической безопасности,
— Психолого-педагогическая поддержка и содействие ребенку впроблемных ситуациях.
— Квалифицированная комплексная диагностика возможностей испособностей ребенка, начиная с раннего возраста согласно специфике учебногокомплекса.
— Реализация программ, преодоление трудностей в обучении,участие специалистов социально-психологических служб в разработкеобразовательных программ и проектов деятельности комплекса, адекватныхвозможностям и особенностям учащегося.
— Участие школы в психологической экспертизе профессиональнойдеятельности педагогов, образовательных программ, учебно-методических пособий ииных средств обучения.
— Формирование личности учащегося, владеющегопсихологическими методами защиты от стрессовых ситуаций, знающего свои права иобязанности и умеющего ими пользоваться.
— Организация профориентационной работы с учащимися и ихродителями.
— Психолого-педагогическое сопровождение профильногообучения; выявление и поддержка интересов и склонностей учащегося старшейшколы.
— Организация работы по профилактике правонарушений средишкольников с девиантным поведением совместно с органами общественного контроля.
На наш взгляд, для успешного выполнения этих задач, в каждомобразовательном учреждении должен быть сформирован комплекснормативно-правового и организационно-методического обеспечения программы реализациисоциально-педагогического сопровождения школьной образовательной программы.

Список литературы
1.        Битянова М.Р.Организация психологической работы в школе. М.: Генезис. 2002. 298с.
2.        Василькова Ю. В.Лекции по социальной педагогике. В 2 т. М.: 2007.
3.        Воронов В.В.Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей.– М.: Школьная пресса, 2000.
4.        Воспитательныйпроцесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: Сфера, 2001.
5.        Кащенко В.П.Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей иподростков. М., 1994.
6.        Лэндрэт Г.Л.Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
7.        Максимова С.Грамотная психодиагностика – и потребность. И необходимость// Народноеобразование. 2001. № 1.
8.        Основыкоммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослымии сверстниками./ Под ред. Л.И.Миницыной и др. СПб., 1993.
9.        Селиванов В. С.Педагогика, Смоленск, 2001.
10.     Социальнаяпедагогика: Курс лекций / Под общ. Ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2003.
11.     Шевченко С. Г.Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты:Метод. Пособие для учителей кл. коррекционно-развивающего обучения. М., 2001.
12.     Яковлев Д. Е.Дополнительное образование. Словарь – справочник. – М.: АРКТИ, 2002.
13.     Ярцев Д. В.Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 2005.

Приложение 1
 
Дневник наблюдения. Работа социально-психологической службыМОУ СОШ № 100 г. Саратова по оказанию социально-психологической поддержкиучащимся.
 
1.         ( )
Сегодня я принимала участие в проведении анкетирования. Врамках проведения диагностической работы социальным педагогом родителям былирозданы для заполнения анкеты. На общем родительском собрании социальныйпедагог обратился к родителям с такой просьбой:
«Уважаемые родители! Для наиболее эффективной работысоциально-психологической службы с Вашим ребенком нам необходимо знатьнекоторые особенности его жизни и развития. Это поможет нашим специалистамподобрать для Вашего ребенка адекватные методы обучения и коррекции с учетомего индивидуальных особенностей, а также позволит дать соответствующиерекомендации педагогам.
Пожалуйста, постарайтесь ответить на все вопросы анкетыподробно, ничего не пропуская. Заранее благодарим Вас за ваш труд».
Анкета состоит из двух частей. Первая часть включает в себя 6вопросов о составе семьи, возрасте и профессии родителей, бытовых условияхпроживания, и является мини-социальным паспортом. Вторая часть анкеты болееобширна – она состоит из 32 вопросов, ответы на которые помогут педагогу большеузнать о психологических и физиологических особенностях ребёнка. Наконец, 3часть анкеты состоит из вопросов медицинского характера, например, «Какиесерьезные заболевания есть у Вашего ребенка в настоящее время?» и «Принимает лиребенок в настоящее время лекарства?». В заключение анкетирования, педагогзадаёт родителям вопрос: «На какие особенности Вашего ребенка Вы хотели быобратить особое внимание сотрудников детского сада?»
Мне удалось заметить, что диагностическое направлениеявляется важной частью работы социального педагога. В данном направлениисоциально-психологическая служба ориентируется на: углубленное изучение ребенкана протяжении всего периода обучения в школе, выявление индивидуальныхособенностей, в воспитании и обучении.
Кроме анкетирования диагностическая работа с детьмипроводится в групповой и индивидуальной форме. Специалистысоциально-психологической службы осуществляют: проведение диагностического обследованиес целью определения хода их психологического и соматического развития всоответствии возрастным нормам; изучение особенностей детей и социальнойситуации их развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессеобучения, помощи в профессиональном и личностном самоопределении; проведениесоциально-психологической диагностики общения детей со взрослыми сверстниками,выявление психологических причин нарушений общения.
2.        ( )
Сегодня в школе проводилось открытое занятие в младшихклассах совместно с родителями. Руководитель И.П. Пензина
Тема: «Театр и дети».
Цель: познакомить родителей с видами театра, рассказать опедагогических ценностях театра.
Оборудование: краски, картон, клей, ножницы, карандаш, нитки,иголки, ткань (вырезанная заранее).
Ход:
Преподаватель: Добрый вечер, родители. Я рада видеть вас в«Школе молодой семьи». Тема нашего очередного занятия «Театр и дети». Приглашаювас в театральную гостиную. Хочу немного рассказать о театре. Давайте, дорогиеродители, окунемся в мир детства. Хочу с вами поиграть в театральную игру.Сейчас я буду показывать атрибуты для театра, а вы будете называть, какой этовид театра (пальчиковый, варежковый, теневой, настольный). Сейчас в нашутеатральную гостиную приглашаем детей. Для нас дети покажут русскую народнуюсказку «Репка». Приглашаю наших артистов и всех детей занять места вместе смамами и папами. Немного поработать».
Начинается представление, дети вместе с педагогамиразыгрывают сказку «Репка». По окончании спектакля, преподаватель предлагаетродителям вместе с детьми поучаствовать в изготовлении реквизита для школьноготеатра. Родители и дети разделились на 4 команда. Каждая команда по очередивыбирала билеты, на которых было написано, какой вид театра им нужно сделать.После того как команды показали каждый вид театра с помощью реквизита,преподаватель-ведущий благодарит всех за участие и объявляет об окончаниизанятия.
Это занятие показало мне, насколько театральное искусствоблизко и понятно детям. Ведь в основе театра лежит игра. Хорошо, если мамы ипапы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящих театрах спектаклине рассчитаны на самых маленьких, но вот дома показать ребенку небольшойспектакль-игру и даже привлечь к нему самого малыша можно.
В театральной игре ребенок воспроизводит знакомыелитературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память,развивает воображение и ориентацию, совершенствует речь. Выступая передзрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Всеэти качества благотворно скажутся па учебной деятельности в школе, помогут емупочувствовать себя уверенно среди сверстников. Подобные мероприятияосуществляют развивающее и коррекционное направление социально-психологическойслужбы школы.
3.        ( )
На этой недели среди учеников средних классов проводилосьизучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью по методике разработаннойдоцентом А.А. Андреевым. В целях изучения степени удовлетворённости учащихсяшкольной жизнью социальный педагог предложил учащимся прочитать утверждения иоценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Предлагались следующие утверждения:
1.        Я иду утром вшколу с радостью.
2.        В школе у меняобычно хорошее настроение.
3.        В нашем классехороший классный руководитель.
4.        К нашим школьнымучителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5.        У меня естьлюбимый учитель.
6.        В классе я могувсегда свободно высказать своё мнение.
7.        Я считаю, что внашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8.        У меня естьлюбимые школьные предметы.
9.        Я считаю, чтошкола по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10.     На летнихканикулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных проводилась следующим образом: показателемудовлетворённости учащихся школьной жизнью (У) является частное от деленияобщей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если Убольше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости, если жеУ больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о среднейи низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Мне кажется, методика позволяет определить не только степеньудовлетворённости школьной жизнью, но и насколько высоко ученики сами оцениваютпроцесс обучения в школе, какие отношения складываются в коллективе.

Приложение 2
 
Интервью с социальным педагогом социально-психологическойслужбы МОУ СОШ № 100 г. Саратова Спириной Анной Сергеевной.
— Мы проводим исследование, цель которого выяснить рольсоциально-психологической поддержки в образовательном процессе. Мы бы хотели вэтом интервью обсудить эту проблему с вами, как специалистомсоциально-психологической службы. Но сначала расскажите, пожалуйста, о себе:сколько лет вы работаете в школе, почему выбрали для себя именно эту сферудеятельности?
— Начну с того, что я сама являюсь выпускницей школы, вкоторой теперь работаю педагогом. Я росла в многодетной семье, и школа всегдаоказывала нашей семье, как и другим семьям с трудной жизненной ситуациейвсестороннюю поддержку. Именно это и определило мой выбор профессии. В 1997году я поступила в Саратовский Социально-педагогический колледж на факультетесоциальной педагогики. После окончания колледжа я устроилась на работу социальнымпедагогом в детский сад № 177. Три года назад я перешла работать в роднуюшколу.
— Исходя из вашего опыта, скажите, какие основные отличияработы социального педагога в детском саду и в школе?
— Задачи и цели социально-психологической поддержки детей вшколе и детском саду по сути одни и те же, различаются методы. Дошкольникитолько начинают получать социально-культурный опыт, здесь огромное значениеимеют слаженные действия педагогического коллектива с родителями. Основнымметодом диагностики и коррекции эмоционального состояния детей является игра. Вшколе большое внимание мы уделяем развитию коммуникационных навыков у детей,учим справляться со стрессовыми ситуациями, разрешать конфликты.
— Расскажите историю создания службы, опишите структурувашей социально-психологической службы.
— Социально-психологическаяслужба МОУ СОШ № 100 является необходимым компонентом организационной структурышколы и создана для психолого-педагогического обеспечения деятельности,направленной на сопровождение развития учащихся и учебного процесса в целом вданном образовательном учреждении; оказания консультативной помощи всемучастникам образовательного процесса: администрации, педагогам, учащимся,родителям; проведения диагностики и коррекции развития. Основана в 1993 году.Первые психологи, стоявшие у истоков внедрения психологических концепций впедагогическую практику, Лихачева Елена Александровна и Русак ЕленаВсеволодовна. Непосредственное управление деятельностью службы осуществляется всоответствии с положением, приказами и распоряжениями директорашколы. Осуществляет управление руководитель, который организует всю работуи несет персональную ответственность за ее результаты. В настоящее времядеятельность специалистов психологической службы направлена на создание условийдля целостного психологического развития учащихся школы, а также решение впроцессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения и психическогосамочувствия учащихся.
— Каковыосновные направления работы службы?
— В своейработе мы стараемся использовать максимум доступных средств, чтобы не толькоуспешно решать возникающие проблемы у учащихся, но по возможности предотвращатьпоявление таковых. В этих целях работа службы ведётся по следующимнаправлениям: для диагностики используются психологическое обследование детейдошкольного возраста, диагностика психологической готовности детей к обучению вшколе (1,5,9 кл.), диагностика причин школьной дезадаптации (социальных,индивидуальных и пр.), диагностика детско-родительских отношений,анкетирование; с педагогическим коллективом — проведение психологическогоанкетирования, проведение опросов педагогического коллектива по конкретнымзапросам. Мы проводим консультирования, например, профконсультирование учащихсястарших классов, консультирование родителей по вопросам взаимоотношений сребёнком и вопросам воспитания. Особое внимание уделяетсякоррекционно-развивающей работе: проведение индивидуальных психологическихзанятий по запросам детей, учителей, родителей, проведение развивающих занятийв рамках проектов моделирования, проведение психолого-педагогической программыпо формированию адаптационно-развивающей среды в 5-х классах, проведениепсихолого-педагогической программы адаптации первоклассников к обучению в школе,цикл занятий по активизации процесса жизненного и профессиональногосамоопределения подростков. Немаловажным является и организационно-методическоенаправление работы: проведение семинаров (информационных и обучающих) с целью повышенияпсихологической компетентности педагогов и социальных работников, повышениепсихологической грамотности родителей в общении с детьми, подготовкаметодических материалов.
— О какихрезультатах работы социально-психологической службы вы можете рассказать?
— Мы считаем,что по праву можем гордиться достигнутыми результатами. Во-первых, существенноповысился уровень социально-психологической культуры учащихся и родителей.Во-вторых, мы отмечаем снижение числа учащихся с вредными привычками иувеличение числа учащихся, приобщающихся к здоровому образу жизни.
— Как высчитаете, какие проблемы испытывают на сегодняшний деньсоциально-психологические службы, работающие в сфере образования?
— Кругвопросов, решаемых социально-психологическими службами образовательныхучреждений, остается чрезвычайно широким и постоянно растёт, созданная же всередине 90-х годов система социально-психологических служб города Саратова,претерпела, в рамках перехода на новую систему финансирования, далеко непозитивные изменения. Во-первых, во многих образовательных учреждениях городаснизилось количество ставок специалистов социально-психологической службы (впервую очередь педагогов-психологов и учителей-логопедов), а в некоторых онивообще исчезли из штатного расписания. Во-вторых, на фоне складывающейся сегодняситуации финансирования, существенно меняется качественный состав специалистовслужб: на смену опытным специалистам, покидающим школы в поисках работы с болеедостойной заработной платой, приходят выпускники ВУЗов или студенты-старшекурсники.В-третьих, при всей важности развития социально-психологических служб образовательныхучреждений и обеспечения профессионального роста специалистов этого профиля, основныминосителем профессионально-педагогических ценностей, направленных наформирование физически, социально, психически и духовно здоровой личности,остаются педагоги, классные руководители, чья психолого-педагогическаякомпетентность сегодня, к сожалению, оставляет желать большего.
— И взаключение нашего интервью скажите, как вы считает, что необходимо сделать длярешения указанных вами проблем?
— Намуниципальном уровне необходимо разработать и внедрить в действие муниципальноеПоложение о социально-психологической службе образования, определяющеедостойное, соответствующее требованию времени, место социально-психологическихслужб образовательных учреждений в образовательном пространстве города.Учитывая необходимость защиты интересов ребёнка, обеспечение его эффективнойадаптации в рамках школьного коллектива и социализации в целом, не допускатьпрактику исключения ставок специалистов социально-психологических служб изштатного расписания образовательных учреждений. Уделить внимание развитиюкадрового потенциала и повышению профессионального уровня практических работниковсоциально-психологических служб образовательных учреждений в вопросахформирования школьного коллектива и социально-психологической поддержки семьи ипсихологического сопровождения интеграции детей-инвалидов в образовательноепространство. Руководители образовательных учреждений должны обеспечитьвключение плана работы специалистов социально-психологической службы в общийплан учебно-воспитательной работы образовательного учреждения с учётомактуальных потребностей школы и уровня квалификации специалистовсоциально-психологических служб. Также всячески поддерживать повышениепсихологической компетентности педагогов и классных руководителей и создаватьусловия для повышения профессионального мастерства и эффективности работыспециалистов социально-психологических служб. Наконец, поддерживать инициативысотрудников образовательных учреждений в вопросах формирования школьногоколлектива, профилактики социально-психологических проблем и проблем развитияребёнка в образовательной среде и в социальном становлении.
— Большоеспасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Удачи вам в вашей работе.
Интервью с психологом социальной службы школы № 100 г.Саратова Левиной Светланой Викторовной.
— Здравствуйте, мы проводим исследование, посвящённоесоциально-психологической поддержки учащихся. Светлана Викторовна, мы знаем,что вы уже несколько лет работаете психологом в социальной службе школы,скажите, какова структура вашей работы? С кем вы взаимодействуете, решаямногочисленные проблемы школьной молодежи? — Мы поддерживаем контакт с целым рядом городскихучреждений, с Центром семейного воспитания. Центром занятости населения,воскресной православной школой, с наркологическим диспансером, с инспекцией поделам несовершеннолетних и др.
Работа с детьми — это одновременно и работа с их родителями.Мы беседуем с ними, стремимся в отдельных случаях воздействовать на них или жеполучить поддержку в добрых усилиях, предпринимаемых детьми по отношению друг кдругу.
— В настоящее время развивается активный процессрасслоения общества. На одном полюсе оказывается часть людей, которые имеютвысокий достаток в семье (благоустроенная квартира, современная обстановка,дача, машина и т.д.). На другом — значительное число тех, кто принадлежит кмалообеспеченным, неимущим слоям населения. Как сказывается контрастностьсоциального положения родителей на психологии и чертах характера детей, ихвзаимоотношениях в школьном коллективе?
— К сожалению, на этой почве бывают трения между детьми. Так,в одном из классов произошел конфликт между ученицами. По отношению к девушкамиз бедной семьи одноклассницы могли бросать колкие, оскорбительные клички(например, «бомжиха»). Обиды и унижения стали граничить с попыткамивступить в драку, ударить по лицу.
Как воспитать мягкость, тактичность, дружелюбие по отношениюк сверстникам из малообеспеченных семей? Здесь мы обращаемся, наряду с другимисредствами воспитания, к слову христианского вероучения. Педагог воскреснойшколы провел с учениками шесть встреч.
— На современном этапе кризисного состояния экономикимногие виды внешкольного образования и воспитания, отдыха детей свернуты врезультате отсутствия материальных средств. Какую помощь получает школа состороны местных управленческих структур и организаций? Каким образомпедагогический коллектив реализует задачи всестороннего физического инравственного формирования ребенка, развития его интеллектуального потенциала?
— Педагогический коллектив стремится к вовлечению подростковв спортивные кружки. Летний отдых детей мы организуем в школе при помощиместного бюджета. Ребята с большим удовольствием отдыхают в школьном летнемлагере. В отдельных случаях помогают нам и спонсоры. Творческуюсамодеятельность учащихся мы стимулируем при помощи различных конкурсов,кружков. Любовь к творчеству стремимся прививать, во-первых, с учетом интересови способностей детей, во-вторых, с целью развития навыков самостоятельнойтворческой работы, которая в будущем могла бы стать опорой в материальномобеспечении себя и своей семьи.
— Что бы вы хотели в заключение беседы пожелать школьникам иих родителям?
— Ученикам школы я бы пожелала расти сильными, добрыми,волевыми, а их родителям — быть оптимистами, не бояться трудностей, искать инаходить верных друзей среди взрослых и детей для всесторонней поддержки своихдочерей и сыновей.
— Большое спасибо за беседу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономико–математические методы в управлении
Реферат Medical Marijana Essay Research Paper Medical MarijuanaThe
Реферат История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем
Реферат Racism And Prejudice Essay Research Paper KismartoniSociology
Реферат The Life Of Hernando Cortes Essay Research
Реферат Иррациональное в существовании человека
Реферат Анотований перелік рекомендованих тем для обговорення на засіданнях шкільного методоб’єднання вчителів української мови в 2010-2011 н р. Компетентнісний підхід у навчанні мови
Реферат My Week-day
Реферат Classical Rhetoric And Its Influence Essay Research
Реферат «Программа ввода информации в бд системы оценки достоверности взаимосвязанных фактов»
Реферат Нормированное пространство. Банахово пространство
Реферат Cortes And The Conquest Of Me
Реферат Good Vs Evil
Реферат British Stereotypes In America Essay Research Paper
Реферат Leadership Theory Essay Research Paper According to