Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство русской народной вышивки

Поговорим об оберегах
Все, что на современном языкеназывается «украшениями», имело в древности ясно читаемый религиозныймагический смысл. Оберегами у языческих славян считались предметы и явленияприроды, составляющие основу их верований и распространялись на все сферы ихдеятельности. Это относилось к жилищам, быту, одежде и т.д.
Древнейшей, самой любимой ираспространенной нательной одеждой древних славян была рубаха (руб — кусокткани). Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с магическимипредосторожностями. Она должна была не только согревать, но и отгонять силызла, а душу — удерживать в теле. При выкраивании ворота вырезанный лоскутпротаскивали внутрь будущего одеяния. Это означало сохранение. Накоплениежизненных сил. По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить»все необходимые отверстия в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегомздесь служила вышивка, содержащая всевозможные священные изображения имагические символы.
Ворот был особенномагически важной деталью. Через него в случае смерти вылетала душа. Желая повозможности этому помешать, ворот обильно оснащали охранительной вышивкой. Иногдау состоятельных людей она была шита золотом, жемчугом и т.д. И со временемворот превратился в отдельную наплечную часть — «ожерелье».
Рукава рубах были длинныеи широкие и у запястья схватывались тесьмой. В праздничных женских рубахахтесемки на рукавах заменялись створчатыми браслетами.
Пояс мог быть тканый иливязаный у женщин, у мужчин — ременный (наказание — отрешить от пояса).
Когда хоронили умершего, поясобычно расстегивали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело иотправиться в загробное путешествие.
Подол расшивался (иногдаочень богато, включая и сюжетные композиции). Вообще характер и техника вышивкисвязана с формой предмета и его назначением. Элементы вышивки различаются, либоимеют различное толкование в зависимости от местности. Но общая трактовкавсе-таки сохраняется. В русской деревне женщина была хранительницей обрядов,которые должны были обеспечить благо семье. В начале XIX в. еще был жив обрядчтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парнивыбирали в провожатые старых женщин, показывая им вышитые девушками передники иподолы рубах, поясняя смысл узоров. Но позднее содержание народного узорочьястало забываться. Вышивальщицы не всегда могли дать правильное толкованиедревнего орнамента, зная лишь то, что в них заключена сила добра.Язык русской народной вышивки
Раскидистое древо, часто сбольшими плодами, увенчанное солнцем и окруженное птицами. Узоры, исполненныеиглой, построены по законам симметрии и поражают своими математически вывереннымипропорциями. Это представление о рае, о чудесной жизни. Уже в глубокойдревности у земледельческих народов космогонический образ мирового древазаменяется представлением о Вселенной в женском облике, коим являютсяизображения Рожаниц. На вышивках встречаются изображения крестов в ромбах. Частоиз этих крестов словно вырастают геометризованные человеческие фигурки то сопущенными, то с поднятыми руками. Иногда чередуются между собой «девы»с поднятыми руками и «матери» с опущенными. Соединение этих женскихизображений с ромбом, в который они вписаны, символизирует женское начало вприроде и само плодородие, а ромб с крестом и женским изображением, возможно, — с солнцем рождающим. Солнце обозначалось кругом с расходящимися лучами, прямымиили косыми крестами, с крестом внутри, несколькими концентрированными кругами скрестом внутри, розеткой, свастикой. Древнее светило представлялось в разныхобликах, в том числе и женском. Когда оно приняло человеческий облик, на головестали изображать лучистый солнечный диск с крестом или заменяющим его ромбом. Лучистостьголовы женского божества стала одной из самых характерных черт вышивки. Этотперсонаж изображается в рост, по пояс, оглавно. В любом случае голова несетсолярную символику (у «девы» — лучистый диск, у «матери» — поройзавершие в виде двух рогов). В орнаменте вышивки солярным знакам частосопутствуют растительные мотивы. Фигуры чередующихся между собой «дев»и «матерей» и растений, либо малых и больших растений, словно бысимволизирующих смену природных циклов. Солнце часто олицетворялось с птицей споднятыми крыльями и расправленными перьями со знаками солнца, света, огня иплодородия. Солнце также представлялось и в образе коня — фантастическогосущества с серебряной шерстью и золотым хвостом и гривой. Конь у древних славянзнаменовал видимое движение солнца, Лошадь в древнем мире была воплощениембожества растительности, с ее хвостом связывалось представление о плодородии. Образоленя встречается реже (в Приладожье). Олени на узорах то предстоят древу, топопарно запряжены, как птицы или кони. Они символизируют движение солнца, арога уподобляются солнечному сиянию. «Податель плодородия и всяких благ»- солнце вешнее представлялось в виде юного Бога весеннего света и тепла Ярилы.Конь со всадницей — один из основных сюжетов северорусской вышивки. На вышивкахчасто встречается трехчастная композиция. Центром может быть женская фигура, адве всадницы по бокам. Все персонажи с воздетым руками могут быть осмыслены как«встреча весны». Трехчастная композиция часто окружена узорнойрамкой, состоящей из изображения «дев», мелких растений, птиц,солярных знаков. Такая последовательность напоминает многократно повтореннуюмолитву на урожай. В вышивках изображались и ладьи с конскими или птичьимиголовами, на которых восседает женская фигура. Это тоже символизировалопоявление солнца. Таким образом, в архаических вышивках отражались верованиядревних славян, поклонение Божествам, просьбы о счастье, добре, изобилии,урожае, помощи в трудной жизни
Искусство народной вышивкиоформилось в народный художественный промысел уже в XIX в., в связи с развитиемпромышленного капитализма в России, — первоначально в районах со слабо развитымземледелием. Такими промыслами стали искусство золотошвейной вышивки в Торжке,строчевых вышивок в поселке Крестцы Новгородской губернии, в поселках Палех,Холуй, Верхний и Нижний Ландех Владимирской губернии, а также вышивка белойгладью в поселке Мстёра той же Владимирской губернии.
/>На базе этихпромыслов, сложившихся в XIX в., после Великой Октябрьской социалистическойреволюции развились современные советские центры народной Художественнойвышивки, причем сохранилась та основная специализация, которая характеризовалаих в XIX в. Так, мировой известностью пользуется крестецкая строчка Новгородскойобласти. Здесь существует и бережно сохраняется, передаваясь из поколения впоколение, ряд типических народных узоров-швов, например: «рассыпной гипюр»в виде сетчатых квадратов, кружков и плотных перемычек, «старинный гипюр»в виде восьми лепестковых розеток и, в особенности «вологодские стекла»- квадратные вставки, заполненные изысканно разработанными звездчатыми,ажурными розетками.
Белая ажурная строчка характернадля вышивальных предприятий Ивановской области, где их насчитывается более 15. Вих числе вышивальные предприятия Палеха и Холуя, Верхнего и Нижнего Ландеха,Пестяков, Шуи и ряда других городов и поселков. В Горьковской области — вГородце и Балахне сложился свой тип строчевой вышивки — горьковский гипюр,напоминающий тончайшее кружево.
Белая строчевая вышивкаИвановской, Горьковской, Новгородской областей служит для декоративногооформления постельного и столового белья, в отдельных случаях — дляторжественных дорогих выставочных занавесей и панно.
На цветной перевитиспециализировалось вышивальное предприятие Тарусы Калужской области. Здесь вэтой интересной и сложной технике создаются декоративные полотенца, панно,комплекты столового белья. Сюжеты выполняемых цветной перевитью декоративныхкомпозиции близки по строю к старинным вышивкам русского севера с ихптицами-павами, конями и барсами.
Особое развитие получилвышивальный промысел в поселке Мстёра Владимирской области. Здесь укоренилась иразвилась необычайно декоративная, красная по белому фону, вышивка такназываемыми владимирскими швами. Эти декоративные верхошвы, объединяющие какпрямолинейные, так и криволинейные мотивы и элементы, дают возможностьсоздавать сочные застилистые узоры с богатой фактурной разработкой иразнообразными сюжетами. Среди мотивов мстёрской вышивки владимирскими швамиизображения растительных форм, птиц, животных, человеческих фигур, трактованныххотя и плоскостно и в условном красном цвете, но в то же время воспринятых ипереданных очень реально, близко к живой природе. Мстёрская красная вышивкаукрашает диванные подушки, полотенца, занавеси, скатерти с салфетками,декоративные панно.
Близка к мстёрской краснойвышивке владимирскими швами по насыщенности цвета и отчасти по растительныммотивам вышивка г. Александрова Ярославской области.
В Торжке Калининской областинаходится единственный в Российской Федерации промысел золотошвейной вышивки. Здесьиспользуются всевозможные приемы золотого шитья, раньше применявшегося дляизготовления предметов культового назначения, а также для вышивки на головныхуборах, на душегреях. Узоры золотошвейной вышивки состоят из условно,декоративно решенных цветов, листьев, из геометрических форм.
Знаменитый золотошвейныйкованый, или литой, шов — это, по сути дела, верхошов, настил золотых илисеребряных нитей, причем для достижения эффекта рельефности всех частей рисункамастерицы подкладывали под настил нитей полоску кожи, бересты или простокартона. Золотые швы состояли из крестов, ромбов и других мелких разделочныхфигур. Они по-разному переливались и мерцали на поверхности кожи, сукна илибархата. Золотой или серебряный плотный, рельефный, «кованый» настилили легкий, ажурный шов отдельными стежками дополнялся блестками, такназываемой «битью» — плоскими золотыми и серебряными кружочками,нашивавшимися среди участков вышивки. Современные вышивальщицы создаютдекоративные детали к нарядным выходным платьям и костюмам — косынки, шарфы,банты, галстуки, накидки, сумки, кошельки, разнообразные пояса. Золотошвейнаявышивка выполняется чаще всего по плотным тканям — бархату, сукну, по замше иее заменителям
В настоящее время вышивкаполучила особенно широкое развитие на предприятиях художественных промыслов вРоссии, а также на Украине, в Белоруссии, Молдове, Узбекистане и Таджикистане.
Россия.
Вышивка, продолжая исторически сложившиесявиды традиционного мастерства, развивается в русских и национальных регионахРоссии. Своеобразна вышивка Нижегородской, Рязанской, Ивановской,Новгородской областей, районов Поволжья, Сибири, Северного Кавказа.
Виды вышивки.
1) Счетная. На хлопковойили льняной ткани белого или серого цвета. Рисунок — геометрические узоры сусловными изображениями животных. Распространена на Русском Севере (Архангельская,Вологодская, Костромская области). Главный центр — город КаргопольАрхангельская обл.
2) Строчевая. Орнамент — геометрический.Цвет ткани белый. Распространена в Новгородской, Нижегородской, Калужской,Ивановской, Тверской, Тульской областях. Центры строчевой вышивки вНижегородской области: Нижний Новгород, Городец, Бор, Чкаловск, Арзамас,Лысково. В Ивановской области: Иваново, Шуя, Палех, Васильевск, Верхнеландеховское,Лух, Пучеж, Пестяково, Холуй.
3) Кубанец. В основном наскатертях. Разные геометрические фигуры, главная из которых — куб. Палех(Ивановская обл.).
4) Цветная перевить: вышивкацветными нитками. Рисунок: геометрические фигуры, птицы с пышными хвостами,кони. Распространена в Рязанской, Смоленской, Калужской (г. Таруса) областях.
5) Золотое шитье. Нижегородская,Тверская, Вологодская области.
Главный центр — город Торжок(Тверская обл.)
6) Владимирские швы: вышивкакрасным по белому фону. Узор растительный. Город Владимир.
7) Тонкая белая гладь — однаиз самых ажурных вышивок. Изделия: покрывала, накидки на подушки. Пос. Холуй(Ивановская обл) и пос. Мстера (Владимирская обл).
8) Олонецкий шов — по письму.Фон — ажур. Рисунок крупные растения. Изделия: полотенца, столешницы, платья,костюмы. Карелия.
9) Тамбурная. Используюткрасные и белые нитки. Рисунок: растения.
Карелия, Тверская,Архангельская, Орловская. Липецкая области.
10) Поволжская вышивка. Распространенау народов, проживающих на территории Волжского бассейна (марийцы, чуваши, мордва,удмурты, башкиры). У каждого из этих народов принято вышивать определеннуючасть одежды. Так у удмуртов — это нагрудники, у чувашей, марийцев и мордвы — рубахии головные уборы. Рисунок: S-образные мотивы, кресты, ромбы, кони, птицы,женские фигуры. В этих рисунках наблюдается проявление древнеязычной символики.Основные цвета: терракотово-красный, зеленый, синий и черный.
Украина.
Основное изделие — это рушник.Также блузы и мужские сорочки. Рисунок геометрический и растительный. Основныецвета: белый, красный и черный. В центральных и южных районах Украиныраспространен геометрический орнамент. Вышивка широко распространена в Киевской,Полтавской, Винницкой, Черниговской, Ивано-Франковской областях.
Белоруссия.
Изделия: рубахи, холщоваяверхняя одежда, полотенца, скатерти. В отличие от украинской, в белорусскойвышивке орнамент более строгий, в основном — геометрический. Основные цвета: красный,белый и серый. Основные центры: Минск, Витебск, Гомель, Слоним, Бобруйск,Гродно, Полоцк.
Узбекистан.
Изделия: безрукавки и тюбетейки.Ткани для вышивки: бархат, хлопчатобумажная и особенно шелк. Рисуноккрупный, с преобладанием растительных мотивов (розы, гвоздики, тюльпаны, маки,коробочки хлопка, ветки гранатового дерева). Основные районы вышивки: Самаркандская,Ферганская, Андижанская, Наманганская, Ташкентская области.
Таджикистан.
Изделия те же, что и вУзбекистане. Преобладает растительный орнамент на красном фоне. Основные центры:Куляб, Каратаг, Дангар, Болыдуан, Гиссар, Кишляр, Ура-Тюба, Хатласс.
Киргизия.
Основные изделия: ткани дляюрты, убранство коня, настенные подвесные сумки — текче, юбки, шапочки невесты,колпаки, халаты. Узор: растительный. Цвета разные. Основной центр вышивки – Бишкек.
Городецкая золотная вышивка — этоодин из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественногонародного искусства
Богато украшенная золотойвышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельныхпрекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числеи города Городца. Сверкающий узор украшал жен праздничный костюм, которыйявлялся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству отматери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал. Сложнаятехника золотого шитья требовала специального обучения, поэтому была достаточноредко распространена. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородскойгубернии являлся г. Городец.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка миссии, целей и стратегии на примере фирмы «Полярис»
Реферат Объекты международной правовой охраны окружающей среды
Реферат Антропометрическая идентификация
Реферат Толстой Тетерев и лиса
Реферат Антитрестовское законодательство США сущность и последствия
Реферат Проект создания предприятия по ремонту дорожно-строительных машин в городе Ижевске
Реферат Роль насекомых в экологическом равновесии
Реферат С нами Бог и андреевский флаг
Реферат Рекреационные ресурсы Эстонии
Реферат Російський цар Олександр ІІ
Реферат Старение и болезни опорно-двигательного аппарата. Задачи медицинской сестры и сестринской службы
Реферат Издержки фирмы,сущность и структура
Реферат Розробка додатку Відділ кадрів до автоматизованої системи
Реферат Специфика развития национально-территориальных образований - субъектов Российской Федерации на
Реферат Флэш-память