Реферат по предмету "Культура и искусство"


Импрессионизм в русской живописи конца XIX – начала XX веков

КУРСОВАЯ РАБОТА
«Импрессионизмв русской живописи конца 19 – начала 20 веков»
Содержание
Введение
Глава 1. История Импрессионизма
1.1 Особенности французскогоимпрессионизма
1.2 Особенности русскогоимпрессионизма
Глава 2. Представители русскогоимпрессионизма: В.Серов, К.Коровин, И.Грабарь
2.1 Импрессинистический периодв творчестве В. Серова
2.2 Импрессионизм в творчествеК.Коровина
2.2.1 «Пристань на севере»Константина Коровина
2.3 Поздний импрессинизм И.Э.Грабаря (1871-1960)
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Подробное рассмотрениетемы импрессионизма в России до сих пор остается актуальным как историяпереломного момента и в европейском, и в русском искусстве. Смена веков, сменаэпох в мире живописи, смена принципа взаимодействия человека и искусства. Актуальностьданной работы заключается, прежде всего, в том, что изучение переломныхмоментов дает возможность понять, причины по которым развитие пошло тем илииным путем. Несомненно, что импрессеонизм был одним из таких «рубежных»явлений. Импрессионизм сыграл огромную роль в истории мировой живописи, иневозможно обойти стороной проявление этого феномена в русской живописи конца19 – начала 20 века.
В восприятии человекоммира есть два основных подхода: от ума, и от сердца. Импрессионизм сделалставку на первичности восприятия через чувства, что повлекло за собойразработку новых инструментов, техник, дало толчок к развитию новых направленийв живописи. Само название «импрессионизм» произошло от французского «impression» — впечатление. «Импрессионизм- это в первую очередь достигшее невиданной утонченности искусство наблюденияреальной действительности» (В. Н. Прокофьев).
Целью данной работы мы ставимрассмотрение проявлений импрессионизма в русской живописи конца 19 – начала 20века.
Исходя из цели, можнопоставить следующие задачи:
1. Изучитьлитературу по импрессионизму вообще и русскому импрессионизму в частности.
2. Выделитьхарактерные черты французского и русского импрессионизма.
3. Рассмотретьнекоторые аспекты творчества русских художников-импрессионистов, в частности И.Грабаря и К. Коровина.
4. Проанализироватьодно из произведений русского импрессионизма, а именно «Пристань на севере» (1894-1895)К. Коровина.
Глава 1. ИсторияИмпрессионизма Особенностифранцузского импрессионизма
Импрессионизм — этонаправление не только в живописи, но в искусстве, зародившееся во Франции, вовторой половине XIX века. Поводом послужило название пейзажа К.Моне«Впечатление. Восход солнца» (от французского impression — впечатление), появившегося навыставке импрессионистов в 1874 году. Это первое публичное выступление группыхудожников, объединившихся вокруг Э.Мане. Правда, уже с конца 1880-х годовформальные приемы их живописи были подхвачены представителями академического исалонного искусства, что дало повод Дега с горечью заметить: «Насрасстреливали, но при этом обшаривали наши карманы».
Свою задачуимпрессионисты видели в предельно точном воссоздании на холсте каких-либопреходящих, мгновенных состояний природы и человека, той окружающей нассветовоздушной среды — невидимой и бесцветной,— которая определяет в природевсе: контуры и цвет предметов, насыщенность и рефлексы цвета, его гармонию идисгармонию, изменчивую атмосферу пейзажа, настроение, эмоциональнуютональность. Писали они почти исключительно на природе, на открытом воздухе,возведя пленэр в своего рода, принцип, в значительной мере определившийспецифику импрессионистской живописи.
Отсюда невиданная до тогосвежесть и чистота цвета, очищенного от бурого музейного колорита,непосредственность и острота восприятия и отображения обыденной жизни,случайность композиции, построенной не по классическим канонам, а как быподсмотренной художником в жизни и пришедшей на смену сложным сюжетнымкомпозициям с развернутым повествованием, увлечение этюдом с натуры — не какподготовительным материалом для будущих картин, а как самостоятельным жанром живописи.
В силу самого методаработы на пленэре пейзаж, в том числе открытый ими городской пейзаж, занял вискусстве импрессионистов очень важное место. Не следует, однако, полагать, чтоживописи их было свойственно только «пейзажное» восприятие действительности,в чем их нередко упрекали. Тематический и сюжетный диапазон их творчества былдостаточно широк. Интерес к человеку, и в особенности к современной жизниФранции, в широком смысле был присущ ряду представителей этого направления.
Если рассматривать импрессионистическийпринцип разделения цветов, и, следственно, использование при письме чистыхцветов чисто с технической точки зрения, то можно прийти к выводу, что онродился естественным путем из подхода к живописи Клода Моне. Моне упрекали втом, что он излишне гонится за состоянием освещенности в определенный момент.Известный факт, что на пленер художник брал целую охапку чистых холстов, потомучто при изменении состояния освещения он просто не мог продолжать работу с этимопределенным состоянием природы, и начинал новую. В пасмурную погоду Моневообще не выходил из мастерской. Этот стиль письма диктует очень быстрый темпработы, при котором подбор оттенков становится просто невозможным, и письмочистыми цветами становится самым приемлемым способом. (Например, можносмешивать оттенки прямо на холсте, что также уменьшает затраты времени, ночасто приводит к неожиданному результату) Импрессионисты регулировали получениетого или иного оттенка количественно, по величине площади, занимаемойопределенным цветом и соседними ему. Но чистые цвета складываются в оттенкитолько при взгляде с расстояния, так что художники работали почти интуитивно,так как постоянные отступления от работы отнимают слишком много времени.Фрагментарность композиции, одно из нововведений и отличительных чертимпрессионизма, также вполне логично объясняется стремлением к живостивосприятия.
1.2 Особенности русскогоимпрессионизма
По словам В. Филиппова длярусского импрессионизма характерны следующие особенности: он проявился вусловиях «ускоренного развития», отчего образовалась смесь, сплав исимбиоз различных стилистических направлений и его растянутое, продленное вовремени существование. Для него характерна большая нагруженность смыслом именьшая по сравнению с французским городским вариантом динамизация, чтоопределяет его «деревенский» характер, и так называемый «культэтюда». Особенно сложной является проблема соотношения импрессионизма сдругими стилистическими направлениями. Основополагающим здесь было генетическоеродство импрессионизма с реализмом. Поэтому нелепо и несправедливо ихпротивопоставлять. Кровнородственные отношения импрессионизма и реализмавытекают из близости их творческих методов, связанных с натурным видением.Именно поэтому, «прислонившись» к импрессионизму, Репин, Поленов иСуриков обогатили свое творчество. И в дальнейшем оказались возможнымисопряжения русского импрессионизма со стилем модерн, сезаннизмом, фовизмом,экспрессионизмом и другими течениями. При этом сохранявшаяся в русскомискусстве тяга к содержательности живописного образа и его оптимистическойокраске объясняет живучесть импрессионизма в советской живописи.
Можно также отметить, чтофранцузские импрессионисты делали упор на впечатлении от увиденного, а русскиедобавили к этому и отображение внутреннего состояния художника. И именно этотфакт обусловил «эскизность», так как приходилось работать не только наизменчивый свет, но и на изменчивую «русскую душу». Это диктовало также и то,что работа должна была быть завершена за один сеанс, так как внутреннеесостояние сохраняет свою уникальность лишь до его прерывания, что делалозавершенность с точки зрения техники классической живописи практическиневозможной, при том. Известен факт, что К.Коровин написал портрет Шаляпина вполный рост за два часа, притом, что возможность написания такого портретасчиталась невозможной.
Также мы выделим, какотличительную черту русского импрессионизма, работу над изображением снегаИ.Грабаря и особую палитру северных пейзажей Коровина. Работы этих художников вприродных условиях отличных от Франции привели к созданию особых методовживописи, сохраняя при этом отличительные черты импрессионизма.
В июне 1891 года Саврасовзаписал: «Пейзаж не писать [без] цели, если он только красив, — в нем должнабыть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Этотрудно выразить словом, это так похоже на музыку». Саврасов не былимпрессионистом, но знал их и был учителем К. Коровина и его взгляд на пейзажоказал значительное влияние на молодого художника.
Летом 1898 года Дягилевперевез выставку работ русских художников в Германию — в Мюнхен, Дюссельдорф,Кельн и Берлин, где наряду с картиной «Девочка с персиками» Серовауспех имели и работы Коровина – бесспорно импрессионистические портреты и видыПарижа, пейзаж «Зимой». Этот факт важен для осознания того, что дажево Франции, родине импрессионизма, картины русских художников получилипризнание.
В России же напротив,однажды кто-то заметил ему по поводу одного из этюдов: «Надо бы позаконченней».«Я старался, — ответил Коровин, — но иначе все замирает». Изображениетрепета жизни, невозможность «замирания» момента, изображение жизни такой,какая она есть здесь и сейчас делали Коровина несомненным представителемрусского импрессионизма со всеми его особенностями и отличиями от французского.
В следующей главе мырассмотрим подробнее таких представителей импрессионистической живописи как И.Грабарь, В. Серов и К. Коровин.
Глава 2. Представителирусского импрессионизма: В.Серов, К.Коровин, И.Грабарь2.1 Импрессионистический период втворчестве В. Серова
В творчестве ВалентинаАлександровича Серова (1865—1911) выделяют лишь период увлеченияимпрессионизмом. А картину «Девочка с персиками» считают чуть ли не эталономрусского импрессионизма в портрете.
«Писал я большемесяца и измучил ее, бедную, до смерти, — вспоминал Серов, — уж очень хотелосьсохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старыхмастеров». В этом вроде бы простом суждении, «свежесть живописи приполной законченности», скрыт вовсе даже не простой парадокс:«свежесть» — это трепет подверженного исчезновению, ускользающего,незавершенного мгновения, тогда как «законченность» — это буквальното, что приведено к концу, остановлено. И, стало быть, чтобы их осуществитьвместе и одновременно, требуется воссоединение противоположно направленныхусилий. Первая сторона этого единства обычно относится по ведомствуимпрессионизма (хотя неизвестно, какие конкретно образцы импрессионистическойживописи Серов к тому времени знал). Импрессионистическими здесь являютсясвободная вибрация мазка, тонкослойная фактура, насыщенность световымирефлексами, обилие фрагментарно изображенных предметов, впечатление как быслучайно кадрированного пространства.
Серов в то время оченьмного работал со своим близким другом Коровиным, и вполне объяснимопредположение, что импрессионистические идеи в большой степени являлисьвлиянием именно этого человека.
«Антон» и«Артур» (так прозвал Мамонтов Серова и Коровина) составляли…неразлучную пару… Коровин очень любил пейзажи Серова и Левитана… Серовотносился к указаниям Коровина с большим вниманием и считал его лучшим другом.Влияние Коровина было, несомненно, благотворно для Серова. Коровин обладалпоразительным вкусом и в этом отношении мог быть незаменимым наставником"(Головин). 2.2 Импрессионизм в творчестве К.Коровина
Константин АлексеевичКоровин 1861—1939
Оба родителя хорошо егорисовали, друзьями дома были популярные в 1860-1870-х годах живописцы Л. Л.Каменев и И. М. Прянишников. Тринадцати лет вслед за старшим братом, Константинпоступил в лучшее художественное учебное заведение тех лет — в Московскоеучилище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где в 1870-х годах преподавали В.Г. Перов и А. К. Саврасов. «Ступайте писать — ведь весна, уже лужи,воробьи чирикают — хорошо. Ступайте писать. Пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте», — напутствовал, как вспоминает Коровин, своих учеников Саврасов,зажигая в юных сердцах творческие восторги перед натурой. «Мы слушалиАлексея Кондратьевича и были в восхищении. Шли в природу и писали с натурыэтюды, и говорили друг другу, указывая — »это не прочувствовано",«мало чувства», «надо чувствовать», — все говорили прочувства". Так рождался лирический пейзаж, пейзаж «переживания»,«настроения» — носитель новых эстетических принципов.
О художественных взглядахКоровина в те дни можно судить по реакции Поленова, осенью 1882 года сменившегоСаврасова в пейзажном классе. Познакомившись ближе с учеником, Поленов былозадачен: «Вы импрессионист? Вы знаете их?». Но их молодой москвич,конечно, еще не знал. Этот факт очень важен, так как к оценке зрелого художникаи преподавателя можно прислушаться. На склоне лет Коровин вспоминал:«Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как веснойоткрывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи,как написано, говорил о разнообразии красок». Влияние нового педагога ипривезенной им с Востока серии этюдов 1881-1882 годов несомненно ощутимо внеожиданном для Московского училища и отечественной живописи тех лет«Портрете хористки» (1883) с его ясной гармонией чистых красок. Легкои свободно написанный в один сеанс портретный этюд изображает молодую девушкуна веранде, выходящей в цветущий сад. Эта ранняя работа покоряет своейсвежестью, непосредственностью, светоносностью. В этом она опережает ипревосходит образы раннего Серова. Модель схвачена в неожиданном повороте вданный, неповторимый момент. Фигура хористки дана не полностью, фрагментарно, внеустойчивом положении, не в центре изображения. В ее неуверенной позе, вгрустном выражении лица и тоскливом взгляде еще сохраняется словно бы намек напсихологическое состояние образа. Непосредственное чувственное восприятиенатуры заставляет живописца трактовать человека в неразрывном единстве сокружающей его средой, уделять основное внимание передаче света и воздуха.Этому способствуют использование чистого открытого цвета и сама обнаженностьживописного приема. Фактура письма вскрыта, широкие, сочные мазки выразительномоделируют форму. Господствующим в изображении сочетанием является контрастдополнительных тонов – голубого и желтого: сложно разработанному голубому цветуплатья хористки противопоставлены золотисто-желтый веер, светло-коричневыйшарфик, кремовый капор и смуглое лицо в теплой полутени. Голубой лиф хористкитронут сверху свободными мазками белил, которые придают ему серебристость ивносят в изображение ощущение воздушности. Так Коровин самостоятельно пришел кпрактическому решению импрессионистических задач. Коровин постепенно осваивалбольшие эмоциональные возможности цвета. Картина казалась столь неожиданноновой по исполнению и непонятной по задачам («Девушка, освещеннаясолнцем» Серова появится только пять лет спустя), что Поленов, судя поавторской надписи на обороте холста, даже посоветовал питомцу не выставлять ее.Тем не менее «Портрет хористки», созданный в 1883 г. стал «первой ласточкой русского импрессионизма»
Под влиянием ПоленоваКоровин рано нашел свою тему – человек в пленэре – и стал уверенносовершенствовать мастерство. Первые его шаги в искусстве отмечены поискаминового живописного языка. В его произведениях повествовательный рассказначинает сменяться динамичным показом, жизнь человека и природы трактуется какединый поток, как взаимосвязь всего живого в процессе развития и роста. Немалоспособствовала тому импульсивная натура Коровина. Увлекающийся, влюбленный вкрасоту мира, он передавал чувственную его сторону, прославляя радость жизни совсей силой своего эмоционального восприятия.
Дора Коган отмечала:«…живопись импрессионистов воздействовала на искусство Коровина как своего родакатализатор, повышая интенсивность процессов, происходивших в нем ранее». А пословам Бориса Астафьева, «восприимчивость Коровина объяснялась еще, помимоличного темперамента художника, замедленностью тогдашнего темпа русскойгосударственности и быта в сравнении с Западом: возникавший динамическийконтраст представлялся глазу русского художника, естественно, острее иинтенсивнее, чем уже привыкшему к сильным раздражениями глазу западногоевропейца». Однако высвобождение времени в живописи Коровина не получило такогоглавенствующего значения, как в системе французского импрессионизма. У Коровинапри всем ускорении временного потока пространство и материальность натурыпродолжали доминировать и не растворялись в нем.
Следует отдельноразобрать очень важную поездку по Северу Коровина и Серова в августе-сентябре1894г. Художники почти полностью повторили маршрут Мамонтова, побывав вАрхангельске, на Мурмане и в Северной Норвегии. С видами крупных гаваней — «Архангельский порт на Двине» (1894), «Гаммерфест. Северноесияние» (1894-1895) — соседствуют изображения малолюдных становищ(«Мурманский берег», 1894), моря и необитаемых островов. Рядом сширокими панорамами — «Ручей св. Трифона в Печенге» (1894) — интимные, «уголковые» пейзажи — «Зима в Лапландии» (1894);редкий для тех лет натюрморт с рыбой.
Коровин много и увлеченноработал. Итогом этого явилось большое количество этюдов, в которых живописец,по меткому выражению искусствоведа Виктора Никольского, «окончательно постигчары колорита серебряных оттенков и жемчужно-опаловых мерцаний». Однако если вработах, привезенных из Франции, Коровин выдвигал на первое место чистоимпрессионистические проблемы — передачу воздушной среды в какой-тоопределенный момент, то в северных произведениях образы более устойчивы и (непобоимся применить это слово к порой очень небольшим этюдам) монументальны.Пораженный величественной и могучей красотой Заполярья, укладом жизни людей,которым изо дня в день приходилось бороться за свое существование, мастерстарался запечатлеть самые существенные стороны Севера: «Каждый его северныйэтюд — это переживание, часто не лишенное драматичности и внутреннейнапряженности, каждое полотно имеет четко выраженный сюжет». Своими работами,привезенными из этого путешествия, Коровин блестяще ответил на постоянныеутверждения о его легкомыслии, которые часто высказывались не толькохудожниками старшего поколения, но и его сверстниками. 2.2.1 «Пристань на севере» КонстантинаКоровина
Хотелось бы поподробнееостановиться на одной из картин, написанных под впечатлением от северного путешествия.Это «Пристань на севере», которую художник завершил уже по возвращении изпоездки (1895 г.). Работа хранится в Тюменском областном музее изобразительныхискусств, что и послужило дополнительным аргументом в пользу выбора именноэтого произведения для подробного рассмотрения.
Что же это? Первый беглыйвзгляд глаз отчетливо определяет весьма строгий и аскетичный натюрморт с двумярыбами. Но это далеко не все, рыбы слегка сдвинуты от центра вправо, что даетвозможность глазу проскользнуть дальше, «вглубь» картины, где мы видим бытовуюсценку отдыха рыбаков: кто-то сидит, кто-то лежит, все они увлечены каким-тоотнюдь не рабочим моментом, возможно, игрой в карты, удочки лежат поодаль.Несмотря на суровость, Север не безлюден. Во всех северных работах Коровинизображает или людей, или следы человеческой деятельности. И все это – и рыбы,и рыбаки – вписано в лаконичный и вместе с тем величественный северный пейзаж,так знакомый нам по другим северным работам Коровина. Преобладающие в картинегоризонтали объединяют произведение, которое, по сути, является синтезом трехжанров, в одно целое. Все подчиняется горизонталям, подчеркивающим покой ивместе тем живой трепет жизни в данный конкретный момент: и лежащие рыбы, инаправление досок пристани, и отдыхающие рыбаки, и невысокие ряды бочек, иплавные линии холмов на горизонте, и даже низкое северное небо. Вместе с темпрактически свободная диагональ, идущая от левого нижнего угла картины кправому верхнему совершенно отчетливо выделяет два плана. Лишь однажды этадиагональ пересекается удочками, и именно эта небольшая деталь не даеткомпозиции распасться на натюрморт и бытовую сценку.
Цветовая гамма «Пристанина севере» серебристо-приглушенная, преобладают охристые, серовато-лиловые,бурые, сизые тона. Совершенно отсутствуют какие бы то ни было яркие пятна.Самыми яркими на картине мы видим полосы на одежде лежащего рыбака, они-то вомногом и привлекают внимание к этой группке людей, которые практическисливаются с окружающей средой. Итак, «овладев разнообразием красочной палитры впредшествующие годы, живописец обратился к сдержанной серебристо-серой, почтимонохромной цветовой гамме, которой только и можно было передать ощущениесеверной природы». Широкие, уверенные мазки, отсутствие детализации, богатствотоновых переходов, несмотря на сдержанность палитры – все это характерно длясеверных работ Коровина.
В этой работе мы можемпроследить черты характерные для работ русских импрессионистов. Это «этюдность»и некоторая незавершенность, которые обеспечивают тот «трепет жизни», которыйбыл столь значим для них. Это и отсутствие той динамизации, которая былахарактерна для городской Франции, ведь ритм жизни европейских городов несравнимс ритмом русской жизни вообще и русского севера в частности: русское«мгновение», как ни крути, «продолжительнее» французского. Это и большаянагруженность смыслом: русский импрессионизм так и не перешел до конца в разрядживописи ради живописи. За этюдностью по-прежнему стоит нагруженность смыслом,что отлично видно на примере северного цикла. Овладев «внешностью» в «Пристанина севере», Коровин при этом не отпускал и присущее русскому искусствусодержательное начало. За фрагментарностью – продуманная композиция, замимолетностью момента – ясное смысловое начало: рыбная ловля – основа северногобыта, а выловленная рыба – то, что обеспечивает рыбакам возможностьбезмятежного отдыха даже в условиях северной действительности с ее холоднымлетом и надвигающейся суровой зимой. При этом, конечно, стоит отметить, чтоКоровин виртуозно владеет импрессионистическими приемами передачисвето-воздушной среды: легкая серебристая туманная дымка задает колориткартине, диктует отсутствие резких контрастов, общую приглушенность палитры инекую обобщенность фигур.
Северные работы Коровинасыграли особую роль в русской живописи. Причем их значение не сводится только кнепосредственному влиянию на живопись других художников. Самое важное то, чтоони открыли для русского искусства природу Заполярья, которая сталавпоследствии источником вдохновения для многих живописцев.

2.3 Поздний импрессионизм И.Э. Грабаря (1871-1960)
Принадлежность ИгоряГрабаря к русскому импрессионизму никогда не оспаривалась. Наряду с Коровинымон наиболее ярко дал свой вариант импрессионизма. Однако стилистическую егооснову трактовали по-разному. С одной стороны, его неоднократно пыталисьпричислить к представителям реализма: «Импрессионистические тенденции в техформах, в которых они были присущи Коровину, Грабарю и в известной мере Серовуи позднему Левитану, открыли новую главу в русской реалистическим пейзаже».Живопись Грабаря – это поздний русский импрессионизм, который органично усвоили переварил приемы и дивизионизма, и декоративного модерна, который, как и уКоровина, были приспособлены для решения своих задач.
Игорь Грабарьхудожественное образование начинал в Академии художеств у И.Е. Репина, азавершал в Мюнхене в знаменитой школе А.Ашбе. Во время первой поездки за рубежв 1895 году грабарь попал под обаяние живописи импрессионистов ипостимпрессионистов, красочные открытия которых стали для него подлиннымоткровением. Переход к новой манере с интенсивными цветовыми решенияминаметился уже в работе 1903 года «Зимний вечер». Ее широкие смелые мазки иконтраст теплых и холодных красок не оставляет сомнений в принадлежности кимпрессионизму.
«Мартовскийснег» (1904) — «ярко импрессионистическую вещь по замыслу ифактуре» — художник тоже писал на пленэре «с таким увлечением иазартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая ивзвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этойжизнерадостной мажорной фанфары». Снег играл важную роль в поэтикерусского импрессионизма. И здесь он – главный герой, занимающий большую частьполотна. Крестьянская девушка в розово-синих одеждах с коромыслом и ведрамивносит не столько жанровый, сколько знаковый акцент, выражающий то, к чемустремились наши художники, и что называли словом «русскость». Обостренноевосприятие красоты родной природы в праздничном ключе, интенсивностьпереживания пленэрных мотивов, красочные откровения сделали работы Грабаря 1904года вершиной позднего русского импрессионизма.русский импрессионизм серовстилистический
Заключение
Итак, мы попыталисьрассмотреть проявления импрессионизма в русской живописи конца 19-начала 20века:
1) Изучив литературупо данной теме (В. Филиппов, И.С. Ненарокомова, М.Киселев, М.Герман), мырассмотрели теоретические аспекты французского и русского импрессионизма, а такжетворчество художников-представителей этого направления, в особенности К.Коровина.
2) Мы попыталисьвыделить характерные черты французского и, что особенно важно для нашей работы,русского импрессионизма.
3) А так же отметитьэти черты на примере конкретного произведения, а именно картины «Пристань насевере» К. Коровина.
Таким образом, созначительного исторического расстояния видно, что живописные открытияхудожников второй половины XIX века составили целую эпоху в развитииизобразительного искусства и имели далеко идущие последствия. Импрессионизм,зародившись во Франции, проявился и в других национальных художественныхшколах, волнами распространился в искусстве многих стран мира. При этом имеломесто не влияние извне в форме прямого заимствования чужого языка, авзаимодействие, диалог художественных культур, продиктованный собственнымитенденциями развития каждой культуры.
Суть импрессионизмадвояка. С одной стороны, это стилистическое направление, особое мировидение,мироощущение, мировосприятие, мирочувствование. С другой — особый творческийметод со своей техникой, манерой, приемами. При этом типологическое сходствовариантов импрессионизма в разных художественных школах не исключает наличиянациональной специфики, внешнего несходства форм.
Мы придерживаемся точкизрения В. Филиппова о том, что сомневаться в том, был ли импрессионизм вРоссии, не приходится. русский импрессионизм был. У него было свое неповторимоелицо и его рождение явилось результатом не столько внешнего воздействия,сколько собственной эволюцией русского искусства.
В результате работы слитературой по теме курсовой и изучения творчества русскиххудожников-импрессионистов, можно выделить и характерные черты такого явлениякак русский импрессионизм:
1) Содержательнаядоминанта, тяготение к смыслу и значению художественного образа.
2) Меньшая динамизация ибольшая материальность и предметность живописи.
3) Основной формой в немстал этюд, но при этом была жива тенденция к картинной монументализациипленэра.
4) Он сохранялгенетическую связь с реализмом, из которого вырастал и который оживлял.
Русский импрессионизм наслоилсяна другие движения конца XIX — начала ХХ века. Так, в тяготении позднегорусского импрессионизма к декоративности, большим цветовым зонам, ритмическимпостроениям нельзя не видеть близости к стилю модерн. При этом чистоимпрессионистическое мировосприятие делало модерну прививку несвойственной емужизнерадостности, праздничности, мажорных настроений. А для молодых мастероврусского авангарда импрессионизм явился экспериментальной стартовой площадкой,с которой они начинали свое творчество.
Библиография
1. Филиппов В.Импрессионизм в русской живописи. — М.: Белый Город, 2004
2. Герман М. Импрессионизм:Основоположники и последователи. –М.: Азбука, 2008
3. Киселев М. Константин Коровин. — М.: Белый город, 2001
4. Ненарокомова И. С. КонстантинКоровин. — М.: Слово, 1987
5. vserov.ru
6. igor-grabar.ru
7. kkorovin.ru
8. centre.smr.ru/win/artists/korovin/biogr_korovin.htm
Приложения
Приложения 1
Клод Моне. Впечатление,Восход солнца. 1873
/>

Приложение 2
В. Серов Девочка сперсиками
/>

Приложение 3
И.Грабарь Мартовскийснег, 1904
/>

Приложение 4
И.Грабарь Сентябрьскийснег, 1903
/>

Приложение 5
И.Грабарь Иней. Восходсолнца, 1941
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.