Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего
профессионального образования
«Хабаровская государственная академияэкономики и права»
Кафедра маркетинга и рекламы
ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА
Вариант 4
Живопись северного Возрождения, ее отличие от итальянского,ведущие представители нидерландской школы
Хабаровск 2009
ПЛАН
1. Общая характеристика живописи Северного Возрождения
2 Периодизация и основные течения в живописи СеверногоВозрождения
Заключение
Список использованных источников
1. Общаяхарактеристика живописи Северного Возрождения
С XIV века на этих территориях происходилиперемены культурно-социологического характера: на смену церкви в качестве главногозаказчика произведений искусства пришли светские меценаты. Нидерланды как центрискусства стали оттеснять искусство поздней готики при французском дворе.
В XV веке придворах герцогов бургундских в Дижоне, Брюгге и Турне появилась собственная художественнаяшкола, сочетавшая готику и Ренессанс. Некоторые историки искусства видят её корниво французско-фламандской книжной миниатюре, например, в творчестве Жана Пюселяили братьев Лимбург.
Эти произведенияживописи резко отличаются от своих готических предшественников почти фотографическимреализмом. Импульс, полученный от раннего и зрелого итальянского Возрождения, всоединении с местными традициями привёл к формированию самостоятельного, абсолютнонового художественного языка. Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажнойживописи. Сначала золотой фон средневековых картин сменили реалистичные ландшафты,а затем пейзаж стал самостоятельным жанром в искусстве.
Точность в наблюденииявлений природы распространилась и на изображение человеческого тела. Изображениеобнажённых Адама и Евы на Гентском алтаре Яна ван Эйка отличает естественность,невиданная с античных времён. В отличие от итальянских художников, увлекавшихсяв своих изображениях обнажённой натуры анатомическими деталями, Ян ван Эйк изучалповерхность и движение человеческого тела и отражал до мельчайших подробностей всвоих работах.
Новизна раннейнидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описанииповерхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счётточно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. В основу нового стилялегла новая живописная техника — масло.
До ван Эйков иРобера Кампена нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональнуюготику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Даже самые крупныемастер ещё долгое время не могли полностью освободиться от этого влияния, вытянутыефигуры и богатые складками одеяния явно свидетельствуют о более древних живописныхтрадициях. В общем ранней нидерландской живописи до XV века в настоящее время достаётсямало внимания. Картины считаются провинциальными и второразрядными, во многих публикацияхпо истории искусства ранняя нидерландская живопись рассматривается только начинаяс Флемальского мастера.
У истоков раннейнидерландской живописи, понимаемой в узком смысле, стоит Ян ван Эйк, который в 1432году закончил работу над своим главным шедевром — Гентским алтарём. Ещё современникисчитали работы Яна ван Эйка и других фламандских художников «новым искусством»,чем-то совершенно новым. Хронологически старонидерландская живопись развиваласьприблизительно в одно время с итальянским Ренессансом.
С появлением портретасветская, индивидуализированная тема стала впервые главным мотивом живописи. Жанровыекартины и натюрморты совершили свой прорыв в искусстве лишь в период нидерландскогобарокко XVII века. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступленииНового времени. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатаязнать и купечество. Человек на картинах больше не идеализировался. Перед зрителемпредстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Морщины, мешкипод глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Святые большене обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан.
Одним из самыхпервых представителей новых художественных взглядов наряду с Яном ван Эйком считаетсяФлемальский мастер, которого в настоящее время идентифицируют как Робера Кампена.Его главная работа — триптих Мероде (около 1425), хранящийся в Музее Метрополитенв Нью-Йорке.
Уже долгое времяподвергается сомнению сам факт существования у Яна ван Эйка брата Хуберта. Новейшиеисследования показали, что упоминаемый лишь в нескольких источниках Хуберт ван Эйкбыл всего лишь посредственным художником гентской школы, который не имел ни родственного,ни какого-либо иного отношения к Яну ван Эйку.
Учеником Кампенасчитается Рогир ван дер Вейден, который, вероятно, принимал участие в работе надтриптихом Мероде. В свою очередь он оказал влияние на Дирка Боутса и Ганса Мемлинга.Современником Мемлинга был Хуго ван дер Гус, впервые упоминаемый в 1465 году.
Из этого рядавыделяется самый загадочный художник этого времени Иероним Босх, чьё творчестводо сих пор не получило однозначного толкования.
Рядом с этимивеликими мастерами заслуживают упоминания такие ранние нидерландские художники,как Петрус Кристус, Колин де Котер, Альберт Боутс, Госвин ван дер Вейден и КвентинМассейс.
До настоящеговремени сохранилась лишь малая толика работ ранних нидерландских художников. Бесчётноеколичество картин и рисунков пали жертвой иконоборчества во времена реформации ивойн. Кроме того многие работы получили серьёзные повреждения и нуждаются в дорогостоящейреставрации. Некоторые произведения сохранились лишь в копиях, большинство же утерянонавсегда.
Творчество раннихнидерландцев и фламандцев представлено в крупнейших художественных музеях мира.Но некоторые алтари и картины по-прежнему находятся на своих старых местах — в церквях,соборах и замках, как, например, Гентский алтарь в соборе Святого Бавона в Генте.Однако посмотреть на него теперь можно только через толстое бронированное стекло.2Периодизация и основные течения в живописи Сверного возрождения
Изучение вопросаживописи «Северного Возрождения» предполагает знакомство с художественнойкультурой Нидерландов, Франции и Германии XV — XVI веков. Для этих стран, в искусствекоторых уже начиная с первой трети 15 века, проявляются ренессанские тенденции,названный период стал эпохой высочайшего культурного расцвета. Он ознаменовал творчествомтаких великих художников как Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, Жан Фуке, Альбрехт Дюрер,Ганс Гольбейн мл., Питер Брейгель и др.
При наличии вкаждой из названных стран, ярко выраженной национальной специфики, художественноеразвитие Нидерландов, Германии и Франции в момент перехода от средневековья к Новомувремени обладает чертами общности, особенно отчетливо выступающими при сопоставленииих с Италией. Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее; ее влияниезаметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества(архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим. Сами процессы обновлениякультуры в странах, расположенных севернее Альп отличались той последовательностью,которую можно наблюдать в Италии, они протекали неравномерно — быстрее в живописи,медленнее в других видах искусства — и, как правило, на сопровождались синхроннымтеоретическим осмыслением. Изучение линейной перспективы, анатомии, поиск идеальныхпропорций человеческого тела шли в североевропейских странах, главным образом, полинии накопления эмпирических наблюдений, не становясь предметом систематическогонаучного изучения. Контакт с искусством классической древности также не был здесьстоль прямым и непосредственным как в Италии. Столь характерная для Италии ориентацияна античные образцы в изобразительном искусстве и архитектуре Северной Европы даето себе знать не раньше 16 века и зачастую выступает в причудливых «готизированных»формах.
Названные отличияот классической итальянской модели Возрождения имеют в своей основе причины глубинногомировоззренческого порядка. Ренессансный «гуманизм» — рационалистическаяантропоцентрическая философия, аппелирующая к примеру древних — сравнительно поздно,лишь в 16 веке, обрел приверженцев в североевропейских странах. Подлинным духовнымстержнем перемен происходивших в культуре этих земель, средоточием интеллектуальнойжизни, главным пунктом споров и полемики были идеи религиозного обновления. Процессыстановления новой этики, новой системы взглядов на роль в обществе, новых представленийо свободе и ответственности человека были связаны с борьбой за реформу церкви иоказывали решающее воздействие на художественное развитие. Вне контекста глубокихдуховных перемен привнесенных в европейскую культуру реформацией не может быть правильнопонята сущность искусства Северного Возрождения.
ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XV в.
Проблема изучениянидерландской живописи. Основной источник ее изучения — «Книга о художниках»(1604 г.) Карела ван Мандера.
Творчество братьевГуберта и Яна ван Эйков. Связь с традицией фламандской и бургундской миниатюры.«Гентский алтарь» (ок. 1432г.) Его место в истории нидерландской школы.Другие живописные работы Яна ван Эйка.
Робер Кампен («Флемальскиймастер») как один из основоположников нидерландской школы.
Нидерландскаяживопись после Яна ван Эйка. Рогир ван дер Вейден — крупнейший нидерландский художниксередины 15 века. Его связь с готической традицией; влияние на последующее развитиенидерландского искусства. Другие мастера середины века — Петрус Кристус, Дирк Баутс.
Творчество Гугован дер Гуса. Экспрессивный и драматический характер его искусства. «АлтарьПортинари» — шедевр художника; влияние этого памятника на современное ему нидерландскоеи итальянское искусство.
различные теченияи местные школы в нидерландской живописи конца 15 века. «Школа Брюгге»;Ханс Мемлинг и Герард Давид как важнейшие представители. Развитие живописи в СеверныхНидерландах; Гертген тот Синт Янс и его роль в истории пейзажной живописи.
Творчество ИеронимаБосха. Переплетение в его искусстве элементов средневековой фантастики и натуральногонаблюдения.
ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVI в.
Различные направленияв нидерландской живописи первой половины 16 века. Позднеготический стиль «антиверпенскихманьеристов». Квентин Массейс и Трансформация традиции 15 века в его творчестве.Зарождение пейзажного жанра в творчестве Иоахима Патинира. Распространение «романтизма»— направления, связанного с использованием опыта итальянских художников ВысокогоВозрождения.
«Романисты»первого поколения. Творчество Яна Госсарта и Барента ван Орлея. Итальянизирующеетечение в искусстве Северных Нидерландов — Ян Скорель и Мартин ван Хемскерк.
Лукас ван Лейден— крупнейший нидерландский живописец и гравер первой трети 16 века. Его отношениек «романизму», контакты с Альбрехтом Дюрером, влияние на последующее развитиенациональной школы.
«Романизм»в Южных Нидерландах в середине 16 века: творчество Питера Кука ван Альста, ЛамбертаЛомбарда, Франса Флориса.
Развитие портретногожанра. Антонис Мор и его влияние на последующее развитие европейского парадногопортрета. Сложение жанра группового портрета. Бытовой жанр и натюрморт: Питер Артсен,Иоахим Бейкелар.
Питер Брейгельст. — величайший нидерландский художник 16 века. Эволюция его творчества. Основныеживописные произведения. Создание образцов для гравюр. Новизна философской и социальнойтематики его искусства. Влияние Брейгеля на развитиек нидерландского искусства второйполовины 16 века.
Основные тенденциив искусстве Нидерландов на исходе 16 века. Вклад художников в развитие «национальногоманьеризма»: творчество Бартоломеуса Спрангера, Фредерика Сустриса. Пейзажныйжанр в нидерландской живописи и графике: Рулант Саверей, Гиллис ван Конникслоо.
Зарождение национальнойголландской школы живописи. Художники «Харлемской академии»; сочетаниев их творчестве черт маньеризма с кассицизирующими тенденциями. Хендрик Гольциус— крупнейший европейский гравер и рисовальщик второй половины 16 века.
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ
Германия в XVв. Стойкость системы, раздробленность страны и связанное с этим развитие обособленныхместных школ в искусстве. Живучесть готики в искусстве Германии.
Живопись северонемецкихгородов в начале 15 века, связь с традициями позднеготической миниатюры. МастерФранке (работал в первой трети XV в.). «Поклонение младенцу» из алтаряФомы Бекета (1424, Гамбург, Кунстхалле).
Южноамериканскаяживопись начала 15 в. Картина неизвестного мастера верхнерейнской школы «Райскийсад» (ок.1410, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт).
Искусство Германиив 30-40 годах XV в. Ведущая роль южнонемецких областей. Швабия. Новое осмыслениерелигиозной темы. Новые приемы изображения.
Лукая Мозер (перваячетверть XV в). Алтарь Магдалины из Тифенбронна 1431г.
Кондрад Виц (ок.1400-1446).Его алтари. Включение жанровых мотивов в религиозные композиции.
Ганс Мульчер (ок.1400-1467).Алтарь с изображением «страстей Христа». (1437, Берлин-Далем, Картиннаягалерея Государственного музея). Усиление драматического начала.
Стефан Лохнер(ок.1410-1451) — крупный художник Северной Германии. Сочетание в его искусстве элементовюжнонемецкой живописи со старой традицией кельнской школы. Триптих «Поклонениеволхвов» (1440, Кельн, собор) и др.
Мастер жизни Марии(упоминается в Кельне в 1465-1490 годах) и влияние на него нидерландской живописи.
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.
Усиление готическихтрадиций в живописи. Начало книгопечатания и развития графики в Германии, распространениегравюры как самостоятельного вида искусства.
Мартин Шонгауэр(ок. 1435-1491) — крупнейший художник Германии XV в. Его живописные работы («Мадоннав беседке из роз», 1473, Кольмар, Музей Унтер-Линден), гравюры из меди.
Творчество МихаеляПахера (ок. 1435-1498) и его связь с искусством северной Италии. Живописные скульптурныеработы Пахера. Алтарь св. Вольфгана (1471-1481, алтарь в паломнической церкви вместечке Санкт-Вольфганг близ Зальцбурга) и др.
НЕМЕЦКОЕ ИСКУССТВО XVI в.
Германия в XVIв., ее культура и искусство. Реформация; влияние идей религиозного обновления нанемецкую культуру первой четверти 16 века. Немецкий гуманизм. Преобразование в изобразительномискусстве. Сближение с итальянской традицией при ярко выраженном своеобразии. Преобладаниеэкспрессии над гармонией, конкретных индивидуальных черт над возвышенными и идеальными.
Изобразительноеискусство:
Ведущие виды искусстваГермании — живопись и гравюра. Альбрехт Дюрер — величайший художник Немецкого Возрождения.Ранние живописные произведения Дюрера, графические сери «Апокалипсис»,«Большие страсти». Поездка в Италию, интерес к перспективе и пропорциямчеловеческого тела. Живописные и графические произведения Дюрера его зрелого периода,во время и после второй поездки в Италию. Поздние работы, путешествие в Нидерланды.Дюрер как теоретик искусства. Влияние Дюрера на современное ему искусство. ТворчествоГанса Бальдунга Грина и Ганса Бургмайера.
Другие направленияв немецком искусстве XVI в. Творчество Маттиаса Грюневальда; экспрессия и трагизмего образов. «Изенгеймский алтарь» — центральное произведение художника.Лукас Кранх старший, характер и эволюция его творчества.
«Дунайскаяшкола» и развитие пейзажа в немецком искусстве. Живопись и графика АльбрехтаАльтдорфера.
Ганс Гольбейнмладший — крупнейший немецкий художник следующего за Дюрером поколения. Его портретнаяживопись и графика, религиозные композиции. Пребывание Гольбейна в Англии и еговлияние на немецкое и английское искусство.
Скульптура Германиивторой половины XV — первой трети XVI века. Устойчивость готической традиции в сферескульптуры. Творчество Петера Фишера, Фейта Штосса. Тильман Рименшнайдер — крупнейшийскульптор своего времени.
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XV- XVI вв.
Живопись и скульптураФранции XVI века:
Тесная художественнаясвязь с Нидерландами и постепенное, начиная с середины века, проникновение итальянскихвлияний. Традиция книжной миниатюры и ее воздействие на станковую живопись. Местныешколы; значение школы Прованса; Ангерран Шаротон и его произведения. Турская школа;творчество Жана Фуке, его знакомство с современным ему нидерландским и итальянскимискусством. Основные произведения Фуке — портреты, алтарные картины, миниатюры.
Живопись концаXV века, перемещение ее центра в Париж. Мастер из Мулен и «Муленский триптих».
Развитие скульптуры.Бургундская надгробная пластика половины 15 века.
Живопись ФранцииXVI в.
Расцвет портретаво французской живиписи и рисунке. Творчество Жана и Франсуа Клуэ, Корнеля де Лиона,Этьена и Пьера Дюмустье.
Усиление влиянияитальянского искусства, приезд во Францию мастеров, приглашенных Франциском I изИтаоии: леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини. Приглашение дляработы в королевском замке Фонтебло выдающихся представителей флорентийского маньеризмаРоссо, Приматиччо и Никколо дель Аббате. Формирование «школы Фонтебло»и ее значение для развития национальной французской школы живописи.
Заключение
Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрожденияв северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северуот Альп. Как таковое, Северное Возрождение не являлось монотонным. То есть, в каждойстране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяетНемецкое, Нидерландское, Французское, Испанское, Английское Возрождение и др. Воснове Возрождения лежат идеи гуманизма. Северное Возрождение тесно связано с итальянскимВозрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Итальянский Ренессанспрактически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространилсяпо континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступленияэпохи барокко.
Основные отличия:большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античногонаследия, тщательная и деталированная техника письма. Кроме того, важной идеологическойсоставляющей явилась Реформация.
Истоки: в числепрочих придворное искусство Бургундии.
Наиболее выдающиесяобразцы искусства Северного Возрождения — нидерландская живопись (братья ван Эйк,Р.Кампен, Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Х.Мемлинг, проч.). Образцы более позднегопериода — творчество Босха и Брейгеля.
В Германии — АльбрехтДюрер, М. Грюневальд, Лукас Кранах Ст, А. Альтдорфер, Гольбейн, и т. д. (См. такжеДунайская школа живописи)
Во Франции — Ж.Фуке,оба Клуэ, Ж.Гужон.
Списокиспользованных источников
1. Мастера искусства об искусстве. Т.2-3.М., 1966, 1967.
2. Альбрехт Дюрер. Дневники, письма, трактаты.Т.1-2., М-Л., 1957.
3. Вельдлин Г. Искусство Италии и Германииэпохи ренассанса. М., 1934.
4. Кристеллер П. История европейской гравюры15-18 веков. Л., 1939.
5. Всеобщая история искусств. Т.3. М.,1962.
6. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения.М., 1973.
7. Виппер Б.Р. Становление реализма вголандской живописи 17 века. М., 1957.
8. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М.,1966.
9. Герщензон — Чегодаева Н.М. Нидерландскийпортрет 15 в. Его история и судьбы. М., 1972.
10. Никулин Н.Н. Нидерландская живописьв собрании Эрмитажа. М., 1976.
11. Фомин Г.И. Иероним Босх. М., 1974.
12. Гращенков В.Н. Рисунок мастеров немецкогоВозрождения. — «Искусство», 1961, № 3.
13. Либман М.Я. Искусство Германии 15-16в. М., 1964.
14. Либман М.Я.Дюрер и его эпоха. М.,1972.
15. Немилов А.Н. Грюневальд. М., 1972.
16. Немилов А.Н. Лукас Кранах Старший.М., 1973.
17. Лившиц Н.А. Французское искусство15-18 вв. Л., 1967.
18. Петрусевич Н.Б. Искусство Франции15-16 вв. М., 1973.
19. Каменская Т.Д. Новосельская И.Н. Французскийрисунок 15-16 в. Л., 1969.
20. Знамеровская Т.П. Творчество ХусепеРиберы и проблема народности испанского реалистического искусства. Л., 1955.
21. Левина И.М. Искусство Испании 16-17вв. М., 1965.
22. Кантерева. Эль Греко. М., 1965.