Реферат по предмету "Культура и искусство"


Деятельность Рязанского театра Драмы

Содержание
Введение
1. Небольшойэкскурс из истории театра
2. Историясоздания Рязанского театра Драмы
3. РепертуарРязанского театра Драмы
Заключение
Списоклитературы

Введение
Основан в 1787 при содействии поэта и государственногодеятеля Г.Р.Державина под названием Оперный Дом.
Содержался на государственные средства (местного Приказаобщественного призрения).
В 1836 поставлен «Ревизор» Н.Гоголя, в 1840впервые на провинциальной сцене появился «Гамлет» У.Шекспира, главнуюроль в котором исполнял трагик П.С.Аксаков.
В 1862 построено каменное театральное здание.
В 1874-1875 помощником режиссера здесь служилВ.А.Гиляровский. В Рязань приезжали А.И.Южин, М.Н.Ермолова, А.А.Яблочкина, П.Н.Орленев, К.С.Станиславский, Ф.И.Шаляпин. В 1919 стал называться Рязанскийсоветский театр, первый спектакль — «Враги» по пьесе М.Горького.
В 1937 преобразован в областной театр. В этот периодздесь работала актриса Московского Камерного театра А.Л. Миклашевская.
В 1941 был эвакуирован в г. Бузулук.
В 1948-1953 коллективом руководил А.И. Канин, поставившийздесь почти все пьесы М.Горького и удостоенный в 1951 Сталинской премии.
С 1951 по 1954 в театре работал А.В.Эфрос. В 1970-1987главным режиссером был Н.С.Вознесенский.

1. Небольшой экскурс из истории театра
Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь вXVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжениивека – «потеха» (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину«театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» – «игрище», «игра». Врусском средневековье были распространены синомичные им определения –«бесовские», или «сатанические», скоморошные игры[1].Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI –XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царяПетра I. Термину «игрище» близок термин «игра» («игры скоморошеские»,«пировальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу, иряжение. Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальныхинструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины «игрище» и «игра» вприменении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков. Русскийтеатр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество –обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обрядыпотеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В нихзарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. Вдальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессеколлективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения впоколение. В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром вКонстантинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI векаизображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются влетописях скоморохи.
Киевской Руси были известны театры трех родов:придворный, церковный, народный.
Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев –скоморохов. Параллельно с народным театром развивалось профессиональноетеатральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. ВДревней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы,ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы.
В XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базелитургической драмы создать художественную литературную драму, эта попыткаоказалась единичной и бесплодной.
В XVII веке сложились первые устные драмы, простые посюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его зваливначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, небоящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке –придворный и школьный театр.
По велению Петра I в 1702 году был создан Публичныйтеатр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площадив Москве было выстроено здание – «Комедиальная храмина». Там давала спектаклинемецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которыеуспеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году,так как прекратились субсидии Петра I.
2. История создания Рязанского театра Драмы
Рязанский государственный областной театр драмы — русскийтеатр, один из старейших в России. Основан при содействии Г.Р.Державина в 1787под названием «Оперный дом». Впервые упоминается в донесении сенаторов графаА.Воронцова и А.Нарышкина об осмотре Рязанской губернии от 5 марта 1787 иподтверждается документами Рязанской казенной палаты. До середины 19 в[2]. Рязанский театр былодним из немногих стационарных театров российской провинции. Средипоказательных постановок того времени – Отелло У.Шекспира (1821), Волшебныйстрелок Г.Вебера (1829), Ревизор Н.В.Гоголя (1836), Керим Гирей – крымский хан,инсценировка А.Шаховского поэмы А.С.Пушкина Бахчисарайский фонтан (1837),Гамлет Шекспира (1840), поставленный впервые на провинциальной русской сцене. Соткрытием «Оперного дома» Рязань стала одним из крупных гастрольных центров. Нарязанской сцене выступали актеры императорских театров И.Дмитревский,В.Живокини, популярные провинциальные актеры Е.О.Петров, М.Т.Иванов-Козельский.В 1860 гастролировал знаменитый американский трагик Айра Олдридж. Особенно былбогат гастрольными событиями период на рубеже 19–20 вв.
В 1862 «Оперный дом» получил статус городскогодраматического театра. В репертуаре главное место занимала драматургияА.Н.Островского. В 1880–1890-е годы неоднократно гастролировал Малый театр,корифеи «Дома Островского» М.Щепкин, П.Орленев, М.Тарханов, братья Адельгейм,А.Юдин, М.Еромолова, А.Яблочкина нередко выступали в спектаклях рязанскойтруппы. С рязанской провинциальной сценой связана судьба основателя знаменитойдинастии актеров Малого театра П.М.Садовского. Здесь выступалиК.С.Станиславский, Ф.Шаляпин, М.Петипа, писатель В.Гиляровский, оставивший всвоих воспоминаниях яркие картины жизни рязанского театра 1870-х годов.
3. Репертуар Рязанского театра Драмы
На рубеже веков рязанский городской театр становитсявыразителем новых прогрессивных направлений сценического искусства,осуществляет постановки пьес, проникнутых передовыми идеями своего времени. В1899, через несколько месяцев после триумфальной премьеры в МосковскомХудожественно-общедоступном театре, пьеса А.П.Чехова Чайка была поставлена насцене Рязанского городского театра. В этот период Рязанский театр оказывалзначительное влияние на просвещение массового зрителя. Представления давалисьне только на сцене городского театра, но и на любительских подмостках в уездныхгородах. С большим успехом шли пьесы М.Горького Дети солнца, На дне, Мещане,Васса Железнова, историческая драма А.К.Толстого Царь Федор Иоаннович, Плодыпросвещения Л.Н.Толстого, Преступление и наказание по Ф.М.Достоевскому, СвадьбаКречинского А.В.Сухово-Кобылина, Дети Ванюшина С.Найденова.
В первое десятилетие 20 в. рязанский театр обратился ксовременной драматургии. Широко ставились пьесы Л.Андреева, Д.Мережковского, Г.Гауптмана, А.Стриндберга, М. Метерлинка. В творческое развитие театра вносилисвою лепту известные антрепренеры М.В. Лентовский, С.В.Василевская, А.И.Киенская-Лебедева, Н.А.Озеров, основавший в Рязани Ибсеновский театр (сезон1907–1908), который стремился проводить в жизнь принципы Художественноготеатра. С середины 1920-х годов на сцену театра приходит лучшее, что былосоздано советской драматургией. Первым успехом был спектакль Шторм по пьесеВ.Билль-Белоцерковского (1926). Одним из первых в стране театр поставил МандатН.Эрдмана, Авангард В.Катаева, Интевенцию Л.Славина, Любовь Яровую К.Тренева,Разлом Б.Лавренева. С образованием Рязанской области в 1937 городской театр былпреобразован в областной, что позволило привлечь значительные творческие силы.Об уровне театра свидетельствовали крупномасштабные постановки конца 1930-хгодов: На дне, Отелло и Гамлет, Мария Стюарт Фр.Шиллера, Горе от умаА.С.Грибоедова, Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского. В течение двух сезоновна рязанской сцене работала актриса Камерного театра А.Миклашевская, адресатлирики С.А.Есенина.
В канун и в годы Великой Отечественной войны в театре шлиЧапаев по Д.Фурманову, Нашествие Л.Леонова. Одним из первых в стране рязанскийтеатр поставил пьесы К.Симонова Парень из нашего города, Русские люди, Ждименя. Вернувшись из эвакуации, коллектив театра шефствовал над воинскимичастями, актеры выступали на призывных пунктах, в госпиталях, в составе двухфронтовых бригад выезжали на передовую. Послевоенное время рязанского театрабыло связано с именем ученика Станиславского, заслуженного артиста РСФСРА.И.Канина, поставившего в 1950-е годы такие значимые спектакли, как Дядя ВаняЧехова, Дворянское гнездо по роману И.С.Тургенева, Егор Булычев и другиеГорького, Пушкин А.Глобы. За постановку спектакля Мещане по пьесе Горькогорежиссер Канин был удостоен в 1951 Государственной премии. Этапным для театрадрамы стал спектакль Оптимистическая трагедия Вишневского (1956, реж.В.Токарев). Заметный след в театральной истории Рязани оставил заслуженныйдеятель искусств РСФСР, главный режиссер театра в 1958–1962 Д.М.Манский. Средиего лучших спектаклей Власть тьмы Л.Толстого, Третья патетическая Н.Погодина,Три сестры Чехова, Лес Островского.
С 1951 по 1954 в театре работал режиссером-постановщикомзаслуженный деятель искусств РСФСР А.В.Эфрос, поставивший на рязанской сценеспектакли Собака на сене Л.де Вега, Любовь Яровая Тренева, Девицы-красавицыА.Симукова, Горячее сердце Островского, Любовь на рассвете Я. Галана, Когдаломаются копья Погодина, Камни в печени А. Макаенка. С 1941 по 1974 главнымхудожником театра драмы был заслуженный художник РСФСР С.К.Исаев, оформившийболее двухсот спектаклей. Среди его лучших работ – Дворянское гнездо (1949) иМесяц в деревне (1968) Тургенева, Враги (1967, Диплом Всероссийского фестивалягорьковской драматургии) Горького, Живой труп (1964) Л.Толстого, Униженные и оскорбленные(1965) по Достоевскому, Горячее сердце (1953) и другие. В труппе тех лет актерыФ.Белопольский, М. Брылкин, Воронцова, А. Голубева, Н. Закиев, Н.Козлов, М. Урухина,Д. Числов, В. Сперантова, Н.Боголюбов, Д.Орлов, Э.Гарин, Н.Яковлев.
Новый герой и новая проблематика драматургии 1960-х годовнашла свое выражение на сцене театра в постановках пьес А.Володина, А.Арбузова,А.Штейна, Погодина. Диплом 1 степени Всесоюзного фестиваля чеховскойдраматургии получил спектакль Святая ночь П. Карваша (1966, реж. Г.Соколов,). Вэтот период на рязанской сцене играли народные артисты СССР Н.Черкасов,А.Грибов, А.Абрикосов, М. Астангов, А.Тарасова, Т. Пельтцер. Значительнымсобытием стало исполнение народным артистом СССР И.Смоктуновским роли царяФедора Иоанновича в одноименном спектакле по пьесе А.К.Толстого (1976, реж.Н.Вознесенский). В 1970–1980-е годы, стремясь осмыслить социальный инравственный опыт поколения, театр обратился к пьесам Человек со стороныИ.Дворецкого, Жестокие игры Арбузова, Гнездо глухаря В.С.Розова, Спешите делатьдобро М.Рощина, к прозе В.Шукшина, В.Распутина, Ф.Абрамова, А.Приставкина,Ю.Бондарева, Б.Васильева. С 1970 по 1987 театр возглавлял Н.С.Вознесенский. Вряду лучших спектаклей этого периода Разные дни войны по мотивам произведений Симонова(1975, медаль А.Д.Попова), Пелагея и Алька Абрамова (1982, Почетный дипломВсероссийского смотра театральных искусств). Принципиально важными для театрастали поддержка молодой режиссуры, попытки освоения «новой волны» вотечественной драматургии – постановка пьес Э.Радзинского, Р.Солнцева, А. Червинского,Л.Петрушевской, С. Лобозерова, А.Галина, работа над русской и мировойклассикой. В репертуаре появляются спектакли, давшие новое дыхание театру, –Тихий Дон по М.Шолохову (реж. Вознесенский), Берег по роману Бондарева (реж.Н.Царев), Завтра была война по повести Васильева (реж. В.Майоров), Кошка нараскаленной крыше Т.Уильямса (режиссер Вознесенский), Приятная женщина сцветком и окнами на север Червинского (реж. Е.Рыжик), Зодчий И.Баранова (реж. Вознесенский).
В 1988 театр возглавил В.В.Шульман, осуществивший первуюв истории советского театра постановку поэтической трагедии Н.С.ГумилеваОтравленная туника. На рубеже 1980–1990-х годов театр приглашал ряд драматурговв качестве постановщиков их собственных пьес («авторский театр»), успех пришелк спектаклям Иди ко мне С.Коковкина, Бестия Г.Соловского, Сотворение по Повестиоб Андрее Рублеве С.Романовского. В это же время театр развивает международныесвязи. Труппами из Болгарии и Германии осуществлены постановки спектаклей Бабьецарство Ст.Костова (1989, реж. Б.Богданов) и Коварство и любовь Шиллера (1992,реж. Ф.Хельмунд). В 1992 в Мюнстере (Германия) спектакль Лес Островскогопоставил Н.Черкасов.
В 1994 художественным руководителем театра стала заслуженныйдеятель искусств РФ Ж.В.Виноградова. Главное направление театра традиционнонаходится в русле психологического реализма, но театр, преодолевая «бытовизм»,подвигает зрителя к философским и социальным обобщениям, выводит на высотыпоэтического реализма. В репертуарной афише появляются спектакли ВиноградовойВеер леди Уиндермир О.Уайлда, Волки и овцы Островского, Смерть Иоанна ГрозногоА.К.Толстого, Черная невеста Ж.Ануйя, Гибель Европы на Страстной площадиЭрдмана, Лев зимой Д.Голдмена, Вечно живые Розова, Играющие на закате (Деревьяумирают стоя) А.Касоны. В 1996 спектакль Кроткая по повести Достоевского (реж.В.Коняхин) получил диплом 1-й степени за лучшую режиссуру на театральномфестивале, посвященном 175-летию Ф.М.Достоевского в Старой Руссе. В конце1990-х годов театр принимает активное участие в фестивалях и конкурсах. В 2000по приглашению «Театра Наций» спектакль Вас вызывает Таймыр А.Галича былпоказан в Москве, в 2001 спектаклем Торосский злодей А.Несина (реж.Виноградова) театр принял участие в фестивале «Современная турецкая драматургияна российской сцене». В труппе театра (2001) Б.Аржанов, З.Белова, С.Леонтьев,Г.Авдонина, Л.Митник, М.П.Шумилова и другие.

Заключение
Новую страницу в истории сценического искусства народовнашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах,существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы,балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частныеантрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театранародов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первыхпрофессиональных театров входили талантливые любители – представителидемократической интеллигенции.
Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность,стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовнойдеятельности людей.
Рязанский государственный областной театр драмы — русскийтеатр, один из старейших в России.
На рубеже веков рязанский городской театр становитсявыразителем новых прогрессивных направлений сценического искусства,осуществляет постановки пьес, проникнутых передовыми идеями своего времени.

Список литературы
1)История русского драматического театра, том 1.
2)«Культурология» под редакцией Марковой.
3)Детская энциклопедия, том 12. Москва, 1968 г.
4)Энциклопедический словарь юного зрителя. Москва, 1989 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.