Реферат по предмету "Культура и искусство"


Дворцы Петербурга

Перевезенцев С. В.
Известно,что Летний дворец Петра I — это самый ранний и самый скромный из петербургскихдворцов. На левом берегу Невы в том месте, где из нее вытекает река Фонтанка, первуюцарскую резиденцию — деревянное здание «голландского» фасада — возвели еще в 1704 г. В 1708–1712 гг. архитектор Д. Трезини построил вместо деревянного дома, небольшой каменныйдворец, который и стали называть Летним. В работе по внутренней и внешнейотделке дворца принимал участие архитектор А. Шлютер.
Прямоугольное,двухэтажное здание дворца, перекрытое четырехскатной черепичной кровлей, былодовольно скромным и не отличалось каким-то особенным великолепием. Лишь позднеефасады здания украсили 29 рельефами на мифологические темы, в которых вхудожественной форме были отражены события Северной войны. Скромность внешнегои внутреннего убранства объяснялась тем, что летний дворец не был предназначендля официальных приемов, а служил императорским жилищем, в котором Петр I ссемьей жил с апреля по октябрь.
Накаждом этаже дворца расположено по семь комнат. Первый этаж император отвел подсвои покои, второй этаж предназначался для его жены Екатерины Алексеевны идетей. Поэтому в дворце было два кабинета, а также токарня, в которой государьзанимался токарным делом, танцевальная, детская, спальня, столовая игардеробная. Из скромного убранства царских покоев сохранились изразцовые печи,резные дубовые панно, живописные потолочные плафоны. Великолепное впечатлениепроизводит огромный, во всю стену барометр, с тремя круглыми табло, которыепоказывают атмосферное давление, направление и силу ветра. Над Летним дворцомвозвышается флюгер — фигура Святого Георгия Победоносца.
Вокругдворца по повелению Петра I в 1704–1730 гг. был разбит Летний сад. Регулярный, сострого геометрической сеткой аллей, сад был тогда новинкой в России. К тому жев саду установили многочисленные статуи, бюсты, скульптурные группы на античныесюжеты, что было тоже новостью в отечественном садово-парковом искусстве. В1773–1786 гг. со стороны Невы Летний сад обнесли изящной кованной решеткой, выполненнойпо проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова. С тех пор решетка Летнегосада стала одним из самых ярких символов Санкт-Петербурга.
Михайловский(Инженерный) замок строился в 1792–1800 гг. для императора Павла I. Сохранилосьнесколько преданий, объясняющих почему Павел I решил устроить для себя новыйимператорский дворец, впрочем, их истинность не поддается проверки. Одноизвестно точно, дворец получил свое имя в честь небесного покровителяимператора — архангела Михаила. Неизвестно точно и имя архитектора — в разныхисследованиях называют имена В. Баженова и В. Бренны. Последние исследованияпоказали, что проект замка принадлежал все же В. Баженову, но строившийМихайловский дворец В. Бренна частично изменил и дополнил баженовский проект.
Новыйцарский дворец был построен в стиле средневекового замка. По заказу императораодин из фасадов дворца опоясала оригинальная терраса-балкон, боковые фасадызавершены башнями, внутренние помещения имели разную форму — круглые, овальные,многоугольные. Само здание в плане представляет собой квадрат с восьмиугольнымвнутренним двором. С четырех сторон замок окружали воды рек Мойки и Фонтанки, атакже двух специально прорытых каналов — Церковного и Воскресенского. ЧерезВоскресенский канал перекидывался цепной мост, который на ночь поднимали.Красно-коричневый цвет стен завершал несколько мрачное впечатление, котороепроизводил замок.
Впрочем,основная «мрачность» Михайловского замка связана с событиями, которыеразвернулись в нем, вскоре после того, как император Павел переехал в него нажительство. Именно здесь в ночь с 10 на 11 марта 1801 г. император Павел был убит в результате заговора.
Послеэтого почти два десятилетия дворец пустовал. В первой четверти XIX в.архитектор Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка — были засыпаныканалы, но сохранились мосты через них. Наконец, в 1819 г. его передали Инженерному училищу и уже с 1823 г. замок официально стал называться Инженерным.В этом училище инженерное образование получил множество выдающихся русскихвоенных инженеров, в частности, герой Севастопольской обороны во время Крымскойвойны генерал Тотлебен, и герой Великой Отечественной войны генерал Д.Карбышев. А самым знаменитым выпускником училища стал великий русский писательФ.М. Достоевский.
ВокругМихайловского (Инженерного) замка разбит Михайловский сад, напротив дворцаустановлен памятник Петру I, выполненный Бартоломео Растрелли-старшим. Этотпамятник Растрелли начал делать еще при жизни Петра, закончил в 1746 г., однако он был установлен только императором Павлом. Поэтому неслучайно памятник украшаетнадпись «Прадеду правнук».
Первоеупоминание о Петергофе относится к 1705 г. Здесь, в путевом дворце Петр I останавливался на пути из строившегося Петербурга в Кронштадт. С 1714 г., после первых значимых побед в Северной войне, началось строительство парадной царскойрезиденции.
Авторомпервого проекта дворца, возможно, был сам Петр I, ведь в основе первоначальноговарианта чертежей лежали его карандашные рисунки. Северный «парадиз», т.е.«рай», государь решил посвятить победам русской армии и флота в Северной войне.Замыслы русского государя воплощали в жизнь иностранные и русские мастера —архитекторы Ж.-Б. Леблон, И.Ф. Браунштейн, Н. Микетти, М. Земцов, скульптор Б.Растрелли. Позднее в работе над строительством Петергофа участвовали В.В.Растрелли, Н. Пино, К. Оснер, Т. Усов, И. Мордвинов.
Ещепри жизни Петра I, за десять лет были созданы Верхний сад и Нижний парк, прорытМорской канал, на гребне склона возведены Верхние палаты (Большой дворец), аперед ними Большой каскад — система фонтанов и водных каскадов, построены малыедворцы и множество фонтанов. Проообразом всего петергофского ансамбля отчастипослужила резиденция французских королей — Версаль. Более всего о немнапоминает планировка Верхнего сада, разбитого со стороны южного фасада дворца:прямые дорожки, газоны в форме геометрических фигур, бассейны с фонтанами.Центральный из них украшен скульптурной группой Б. Растрелли «Нептунователега». Причем фигура мифического морского бога олицетворяла Петра I — новоговластителя Балтики.
Большойдворец — это истинное произведение архитектурного и инженерного искусства.Построенный Ж.-Б. Леблоном дворец с самого начала подтапливало водами Финскогозалива, и поэтому архитектор соорудил подземный акведук для отвода вод изподвала. В самом дворце Леблон устроил сквозной вестибюль, проделал широкиедвери и окна в Итальянском салоне, украсил его деревянными резными панелями иживописью.
В 1719 г. архитектор И.Ф. Браунштейн провел внутреннюю отделку дворца. Самымудачным его творением стал кабинет Петра I, украшенный резными дубовымипанелями. В 1745–1755 гг. по велению императрицы Елизаветы Петровны В.В.Растрелли перестроил и расширил Большой дворец: увеличил центральную часть, пристроилдва боковых флигеля и соединил их галереями с боковыми корпусами — Церковным иГербовым. Именно в таком виде Большой дворец дошел и до наших дней.
Кцентральной части Большого дворца, обращенного в сторону моря и Нижнего парка, примыкаетуникальное, не имеющее аналогов сооружение — Большой каскад. Он представляетсобой пятиарочный грот в основании дворца, обрамленный с трех сторон каскаднымилестницами. На лестницах размещены 38 статуй и 213 мелких скульптурныхпроизведений, а также 75 фонтанов. Большой каскад начал действовать в 1723 г., и в наши дни он представляет собой феерическое зрелище: по мощным уступам низвергаютсяпотоки воды, в живописном узоре водяных струй сверкают позолотой статуиантичных богов и героев. Центром скульптурного убранства Большого каскада сталфонтан-монумент «Самсон, раздирающий пасть льва», установленный в 1735 г. в честь победы в Полтавском сражении.
Натерритории обширного Нижнего парка находятся малые дворцы. Дворец Марли — дом спрудами, садом, каскадом «Золотая гора» расположен в западной части парка.Эрмитаж — павильон уединения — находится у самого моря. Монплезир — любимыйприбрежный дворец Петра построен в стиле «голландской» архитектуры в восточнойчасти парка. К нему прилегают сады, фонтаны, каскад Драконов. Все этисооружения соединены между собой и с Большим дворцом прямыми аллеями.
С1770-х гг. вокруг первоначального ансамбля Петергофа начал складыватьсякомплекс пейзажных парков. Дж. Кваренги для Екатерины II создал Английский паркс дворцом в стиле строгого классицизма. В 1820-е гг. А. Менелас построилАлександрию — собственную дачу супруги императора Николая I АлександрыФедоровны — с домом (Императорским коттедж) и часовней Александра Невского внеоготическом стиле. В 1830–1850-х гг. архитектор А. Штакеншнейдер устроилЛуговой парк с Никольским домиком и дворцом Бельведер на Бабигонском холме инесколько резиденций для детей Николая I.
Петергофперенес тяжелейшие разрушения в годы Великой Отечественной войны.Немецко-фашистские оккупанты почти полностью разрушили дворцы, погиб весьвнутренний декор, даже полы и перекрытия кое-где рухнули. С 1952 г. в Петергофе начались восстановительные работы, но первых посетителей этот уникальный музейсмог принять только через 12 лет.
ЦарскоеСело — это летняя загородная императорская резиденция под Петербургом. В началеXVIII в. на месте Царского Села находилась финская деревня «Саари Мойс»(«возвышенная местность»). После того, как Ингерманландия была отвоевана ушведов в ходе Северной войны, Петр I в 1708 г. подарил «Сарскую мызу» вместе с окружающим лесом своей жене Екатерине. При ней был построен сначала деревянный, азатем каменный дворец (1717–1723 гг.) и разбит регулярный сад с террасами. С 1724 г. резиденция стала называться Царским Селом.
РасцветЦарского Села приходится на период царствования Елизаветы Петровны. Оназатратила 1200 тыс. рублей на украшение своей любимой резиденции. В 1743–1751гг. архитекторы М. Земцов, А. Квасов и С. Чевакинский перестроили и расширилидворец, построили церковь, служебные корпуса — циркумференции, — началиперепланировку парка и возведение павильонов, в том числе Эрмитажа.
В1752–1756 гг. архитектор В.В. Растрелли окончательно преобразил Царское в«Русский Версаль». Он объединил все части строения Екатерининского дворца, выровнялих по высоте и подвел под общую кровлю, выделив центр (Средний дом). С западнойстороны был создан Корпус под звездой с Парадной лестницей внутри, с восточной— церковь. Фасады дворца были украшены скульптурами и нарядно окрашены: на фонебирюзовых стен своей белизной выделялись колонны и наличники, сверкалипозолотой статуи и лепнина. Торжественный и праздничный Большой Екатерининскийдворец в стиле русского барокко соответствовал великолепию императорскогодвора.
Богатствои блеск интерьеров еще более утверждали царственное величие дворца. На второмэтаже Растрелли оформил серию великолепных залов парадной анфилады, главным изкоторых был Большой (Тронный) зал площадью 846 м. Он освещался 24 окнами. Зеркала в простенках, золоченые скульптуры, резьба по ценным породамкамня, сверкающий паркет, набранный из различных пород дерева, создавалииллюзию необъятного, сверкающего пространства. Ее усиливал живописный плафон «ТриумфРоссии» (Дж. Валериани). К числу сокровищ дворца относилась знаменитая Янтарнаякомната, подаренная Петру I королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом I.
Растреллирасширил старый парк (позднее Екатерининский), достроил Эрмитаж, создал Грот, распланировалНовый или Верхний сад, который впоследствии стал регулярной частьюАлександровского парка.
Вцарствование Екатерины II, с 1760-х гг. и до конца XVIII столетиядворцово-парковый ансамбль Царского Села был дополнен новыми сооружениями встиле классицизма. В этот период здесь работали А. Ринальди, В. Неелов, Ю.Фельтен, Ч. Камерон, Дж. Кваренги. К лучшим постройкам относятся Палладиев мостВ. Неелова, Ростральная и Морейская колонны, Кагульский обелиск, Орловскиеворота А. Ринальди, посвященные, в основном, победам в русско-турецкой войне.Шедевром классицизма стал созданный Ч. Камероном комплекс, пристроенный клевому торцу дворца. Он включал Холодные бани, Агатовый павильон, Висячий сад игалерею, получившую имя архитектора. Неподалеку от него находится Александровскийдворец, построенный Дж. Кваренги для будущего императора Александра I. Кправому торцу дворца были пристроены Церковный флигель и корпус Лицея, возведенныйархитектором И.В. Нееловым для детей Павла I. Здание Лицея было частичноперестроено в 1811 г. В.П. Стасовым. В Новом саду был создан ансамбль«китайской деревни».
В1810–1820 гг. был распланирован Александровский парк, расширен Баболовский исоздан Фермерский парк. При Александре I в Екатерининском парке В. Стасовустановил чугунные ворота в память победы в Отечественной войне 1812 г.
Рядомс дворцовыми постройками с самого начала XVIII в. стали возникать «казенные» иобывательские дома. Образовавшийся городок, подчинявшийся дворцовому ведомству,также называли Царским. В 1785 г. в связи с «Греческим проектом» Екатерины IIрядом был основан город София с Софийским собором, построенным Ч. Камероном пообразцу знаменитой Софии Константинопольской. В 1808 г. София и Царское Село были соединены в один город, ставший уездным (уезд назывался Софийским).
Вгоды Великой Отечественной войны Царское Село подверглось страшнейшимразрушениям, а особенно пострадал Екатерининский дворец, оказавшийся в руинах.Оккупанты вывезли из Царского огромное число ценностей и культурных памятников.С 1957 г. началось кропотливое восстановление Царского Села. К сегодняшнему днюиз 55 залов, существовавших до 1944 г., величайшим трудом реставраторов истроителей восстановлено 22 зала.
Дворцовыйкомплекс Ораниенбаума сложился в XVIII в. Поначалу эти земли в 47 км от Петербурга на берегу Финского залива напротив острова Котлин принадлежали светлейшему князюА.Д. Меншикову. По велению царского любимца в 1711–1727 гг. здесь был построензагородный Большой Ораниенбаумский (Меншиковский) дворец на гребне высокойестественной террасы по проекту итальянца Д. Фонтана. Сам «увеселительный дом вОраниенбауме» возводил мастер Г. Шедель.
Послетого, как в 1727 г. Меншиков был лишен власти и выслан из Петербурга, Ораниенбаумскийдворец отошел для государственных нужд. В 1743 г. императрица Елизавета Петровна подарила дворец наследнику престола великому князю ПетруФедоровичу, будущему императору Петру III. В 1796 г. император Павел I преподнес дворец в дар своему сыну, будущему императору Александру I.
Дворецпредставлял собой сложную симметричную в плане фигуру. От двухэтажногоцентрального корпуса с высокой куполообразной крышей отходили одноэтажныедугообразные галереи с открытыми аркадами, которые заканчивались восьмиграннымипавильонами с куполами. В западном павильоне была придворная церковь, поэтомуон получил название Церковный, а восточный павильон прозвали Японским, потомучто в нем разместили более двухсот предметов японского и китайского фарфора.
Интерьерыдворца перестраивались и улучшались под руководством В.В. Растрелли в 1740-егг. и А. Ринальди в 1770-е гг. По проекту Ринальди была сооружена великолепнаялестница — спуск из дворца в Нижний сад с прямыми и закругленными маршами иполукруглым балконом. Марши лестницы оградили резными перилами и балясинами ввиде фигурных ваз.
Отберега Финского залива до северного фасада дворца был разбит регулярныйпарадный сад, который стали называть Нижним. Через сад от дворца к морю прорылипятисотметровый канал с гаванью для небольших судов и шлюпок. В самом садуустроили цветники, фонтаны, установили скульптуры. Еще большим по размеру былВерхний парк. В нем вырыли два пруда, в одном из которых — Нижнем, прозванным«Малым увеселительным морем», — плавали небольшие парусные и гребные суда. Эта частьпарка была столь прекрасна, что ее прозвали Швейцарией.
Привеликом князе Петре Федоровиче в Ораниенбауме построили военный городок«Петерштадт» с крепостью, валом и перекидным мостом через ров. По проекту А.Ринальди возвели небольшой двухэтажный дворцом, сохранившимся до сих пор. Здесьнаходились комендантский дом, дом офицеров, гауптвахта, казармы, арсенал.
Повелению Екатерины II в 1762–1768 гг. А. Ринальди возвел в глубине парка дворец,который назывался «Голландским домиком» или «Собственной дачей». По краям кдворцу примыкали два крыла. В одном из них располагались личные покои Екатерины,а в другом — ее сына Павла Петровича. В ансамбль «Собственной дачи» входилитакже Кавалерийский корпус, Фрейлинский домик и Катальная горка. Современникиособенно восхищались Катальной горкой, длина которой составляла 532 м. Спуски на горке были устроены разнообразными, с волнообразными подъемами и спусками. Но в XIXв. саму горка из-за ветхости разобрали, сохранив только трехэтажный павильон соткрытыми террасами на каждом из этажей.
Позднее,уже в XIX в. этот дворец прозвали Китайским. Это название появилось оттого, чтов отделке нескольких его помещений использовались мотивы китайского искусства.В 50-е гг. XIX в. архитектор А. Штакеншнейдер перестроил Китайский дворец, дополнивего вторым этажом, двумя передними — Большой и Малой, а также застекленнойгалереей.
Ораниенбаумзнаменит еще и тем, что неподалеку от него, в селение Усть-Рудица, в 1753 г. М.В. Ломоносов открыл первую в мире фабрику по производству бисера и смальты для мозаики.М.В. Ломоносов, первым в России освоивший технику мозаичного художественногоискусства, с помощью этой смальты выполнял замечательные картины, которыеукрашали как ораниенбаумский, так и многие другие петербургские дворцы. Впамять о великом русском ученом и поэте, в 1948 г. Ораниенбаум был переименован в город Ломоносов.
Артобстрелыи воздушные бомбардировки во время Великой Отечественной войны нанесли сильныеразрушения ораниенбаумскому дворцовому ансамблю. Он был восстановлен толькопосле многолетней реставрации. Но на счастье в дворцовых зданиях сохраниласьподлинная внутренняя отделка, выполненная в XVIII в. Поэтому на сегодняшнийдень ораниенбаумские дворцы — единственные из дворцовых комплексовпетербургских окрестий, которые привлекают туристов подлинной старинойвнутренней отделки.
«Павловскоеначато строить в 1777 году» — гласит надпись на чугунном обелиске. Именно в 1777 г. у цесаревича Павла Петровича родился первый сын — Александр. В честь рождения внукаимператрица Екатерина II и подарила сыну село Павловское, находившеесянеподалеку от Царского Села, а также окрестные земли в долине реки Славянки.После воцарения в 1796 г. император Павел переименовал село в Павловск.
Павловскийдворцово-парковый ансамбль складывался в 1770-е — 1820-е гг. и с тех пор неизменялся. С начала 1780-х гг. строительными работами руководил архитектор Ч.Камерон. Центром усадьбы цесаревича архитектор сделал здание трехэтажногоПавловского дворца с пологим куполом, который строился в 1782–1786 гг. В1797–1799 г. архитектор В. Бренна преобразовал Павловский дворец в параднуюимператорскую резиденцию. Полукруглые галереи и боковые флигели надстроиливторым этажом, пристроили два новых дугообразных служебных корпуса.
Послесмерти императора Павла в 1801 г., дворец превратился в резиденцию вдовствующейимператрицы Марии Федоровны. Пожар 1803 г. сильно повредил сам дворец, который позднее реконструировали архитекторы Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси.Смерть Марии Федоровны в 1828 г. окончательно прекратила использованиеПавловского дворца в качестве императорской резиденции, а в 1843–1844 гг. попроекту архитектора А. Штакеншнейдера здесь произвели некоторые переделки.
Вконце XVIII в. по плану Ч. Камерона вокруг Павловского дворца разбилипрекрасный парк. В конце Тройной липовой аллеи располагалось Парадное поле дляпроведения больших воинских парадов. В Собственном саду возвели павильон Трехграций — на каменной террасе шестнадцать колонн ионического ордера поддерживалидвухскатную крышу. В центре павильона располагалась скульптурная группа Трехграций, выполненная скульптором П. Трискони. Эта скульптурная группасохранилась неповрежденной. В саду расположили Колоннаду Аполлона, Храм Дружбы,мост Кентавров, около ста декоративных скульптур.
Поволе императрицы Марии Федоровны и по проекту архитектора Тома де Томона в1808–1810 гг. был возведен Мавзолей в память императора Павла I. На фронтонеМавзолея выбита надпись: «Супругу-благодетелю». Внутри Мавзолея располагаетсятраурная скульптурная группа, выполненная И.П. Мартосом.
Название«Гатчина», по-видимому, восходит к селению Хотчино, которое известно пописьменным источникам с конца XV в. В XVIII в. эти земли — «Мыза Гатчина» —неоднократно переходили из рук в руку, ими владели царевна Наталья Алексеевна, сестраПетра I, князь Куракин, наконец, граф Г.Г. Орлов, которому мыза была подарена в 1765 г. императрицей Екатериной II.
В1766–1781 гг. по проекту А. Ринальди на берегу озера Белого был возведеннапоминающий рыцарский замок Гатчинский дворец, состоявший из трехэтажногоглавного корпуса и двух флигелей, связанных с главным корпусом дугообразнымигалереями. Со стороны парка по углам главного корпуса архитектор построил двевысокие башни — Сигнальную и Часовую. Еще две башни построили по угламфлигелей. Дворец был облицован местным серо-желтым известняком. В паркеустроили Зверинец — охотничьи угодья.
В 1783 г., после смерти Г.Г. Орлова, Екатерина II подарила его сыну ПавлуПетровичу. После этого Гатчина стала главной резиденцией цесаревича, превращеннаяим в настоящую крепость с бастионами, рвом с подъемными мостами, военнымплацем. Позднее архитектор В. Бренна надстроил двумя этажами оба флигеля.
Сосмертью императора Павла, Гатчина перешла к вдовствующей императрице МарииФедоровне, а в 1828 г. — к императору Николаю I. В 1844 г. осуществили новую переделку дворца, надстроив на один этаж Сигнальную и Часовую башни. С 1857 г. в Гатчину из Петергофа перевели царскую охоту, для чего построили Егерскую слободу, а вогороженном Зверинце содержали животных для охоты.
Основойпарковой композиции Гатчины служили водоемы — Белое и Серебряное озера, Карпинныйпруд. Сам гатчинский парк изначально отличался многообразными и диковиннымипостройками. К примеру, грот «Эхо» на берегу Серебряного озера и соединенный сдворцом подземным ходом — слова, произнесенные в этом гроте неоднократноотражались от стен и потолка. В павильоне «Фазанария» на берегу Колпанскойречки был устроен птичник.
В1797–1798 гг. на берегу Черного озера по проекту архитектора Н. Львова былвозведен Приоратский дворец и разбит Приоратский парк, предназначенные дляприора — игумена Мальтийского рыцарского ордена.
Немецкаяоккупация в годы Великой Отечественной войны нанесла неизбывный урон Гатчине.Восстановительные и реставрационные работы в Гатчине заняли много лет.
Мраморныйдворец был построен в 1768–1785 гг. по проекту А. Ринальди и является наиболеевыдающимся памятником архитектуры раннего русского классицизма. Многие детализдания как снаружи, так и внутри облицованы мрамором. Строители использовали 32сорта мрамора, оттенки которого подобраны с необычайной изысканностью. ИзЛеванта и Тивдии доставили белый и цветной мрамор, с греческих островов — белый,с Урала — желтоватый. Это и позволило назвать сам дворец Мраморным. В 1844–1851гг. внутреннее убранство дворца было перестроено под руководством архитектораА.П. Брюллова.
Изначальнодворец предназначался Екатериной II для графа Г.Г. Орлова, но он умер раньшеокончания строительства. Поэтому Мраморный дворец перешел в собственностьимператорской семьи — сначала им владел великий князь Константин Павлович, затемвеликий князь Константин Николаевич. Последним владельце дворца был великийкнязь Константин Константинович — знаменитый драматург и поэт, публиковавшийсвои сочинения под псевдонимом «К.Р.» (Константин Романов).
В 1937 г. в Мраморном дворце открыли филиал Центрального музея В.И. Ленина, а водворе установили знаменитый ленинский броневик, с которого он произносил речьна Финляндском вокзале в апреле 1917 г. Ныне во в здании дворца расположилсяфилиал Русского музея, а несколько лет назад во дворе установили памятникимператору Александру III работы скульптора П. Трубецкого, который в 1909–1937гг. стоял на Знаменской площади (ныне — площадь Восстания).
Михайловскийдворец был построен архитектором К.И. Росси в 1819–1825 гг. по велениюимператора Николая I для брата великого князя Михаила Павловича, и стал первымтворением Росси в Петербурге.
Архитекторрасположил дворец в центре обширного ансамбля, включавшего 15 различных зданий,в том числе Михайловский театр, дом ордена Иезуитов, Дворянское собрание, домГоленищева-Кутузова и другие. Перед дворцом раскинулась обширная площадь сосквером (ныне — площадь Искусств). Монументальное здание Михайловского дворцаявляется образцом архитектуры высокого классицизма и истинным архитектурнымшедевром.
ИмператорАлександр III повелел выкупить здание Михайловского дворца в казну и в 1898 г. здесь открылся Русский музей — крупнейшее собрание русского искусства в мире. В 1957 г. в сквере на площади перед дворцом был открыт памятник А.С. Пушкину (скульптор — М.К.Аникушин).
В1818–1822 гг. на Елагином острове архитектор К.И. Росси перестроил длявдовствующей императрицы Марии Федоровны дворец, ранее принадлежавшийобер-гофмейстеру императорского двора И.П. Елагину, по имени которого и получилназвание и сам остров. Отделку Овального зала с полуколоннами и кариатидами, Малиновойи Голубой гостиной, а также других помещений Росси осуществлял вместе с лучшимискульпторами того времени — С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. Кромедворца Росси построил и другие здания в усадьбе — кухонный, конюшенный корпуса,оранжерею, музыкальный павильон. По проекту Росси и садовника Д. Буша вокругдворца был разбит обширный пейзажный парк с искусственными прудами и каналами, островкамии мостами. До 1917 г. уединенный дворец на Елагином острове был любимым местомлетнего отдыха императорской семьи. В 1937 г. здесь устроили Центральный парк культуры и отдыха. Ныне во дворце располагается музей.
Мариинскийдворец стал подарком императора Николая I своей дочери великой княгине МарииНиколаевне к ее бракосочетанию с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Дворецстроился в 1839–1844 гг. по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера на левомберегу р. Мойки напротив Исаакиевского на месте, где до того стоял дворец И.Г.Чернышева. В плане здание Мариинского дворца имеет сложную замкнутуюконфигурацию с внутренним двором и напоминает флорентийские палаццо временРенессанса. Но фасад здания выполнен в соответствии с принципами классицизма.
МарияНиколаевна с мужем поселились здесь в 1845 г. но через несколько лет дочь императора покинула дворец и он долгое время пустовал. В 1884 г. Мариинский дворец занял Государственный Совет. С 1945 г. во дворце разместился городской совет Ленинграда. Ныне в нем заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Другойпример архитектурного цитирования — раскинувшийся на Дворцовой набережнойдворец, напоминающий флорентийское палаццо Строцци. Этот дворец был возведен в 1874 г. архитектором В. Шретером для великого князя Владимира Александровича, брата императораАлександра III Во дворце отлично сохранились интерьеры. Сегодня здесьрасполагается Дом ученых.
Авот дворец для великого князя Михаила Николаевича, находящийся также наДворцовой набережной, архитектор А.И. Штакеншнейдер построил в 1861 г. как своеобразную вариацию на тему ренессанса и барокко. Этот дворец стали называтьНовомихайловским, потому что в Петербурге уже был один Михайловский дворец, построенныйдля великого князя Михаила Павловича. Сейчас во дворце размещаются Институт народовВостока и Институт материальной культуры.
Спервых дней основания Санкт-Петербурга дом губернатора Ингерманландии (позднее— Петербургской губернии) Александра Даниловича Меншикова всегда был главным вгороде. И тогда, когда это был еще небольшой деревянный домишко, и потом, когдаМеншиков стал светлейшим князем и отстроил себе роскошный дворец наВасильевском острове, намного превосходивший богатством Летний дворец самогоцаря. Впрочем, этого от Меншикова требовал сам государь император Петр Алексеевич.
ПоПетербургу из уст в уста передавали один рассказ. Однажды Петр, прибыв к князю,был неприятно удивлен дешевыми шпалерами на стенах и отсутствием пышноговнутреннего убранства. Меншиков пожаловался — он, мол, вынужден был содратьдорогие обои и продать мебель, чтобы расплатиться со штрафами, наложенными нанего за растрату государственных средств. Петр рассердился и пригрозил: если кследующему его визиту все останется в таком же убогом виде, то светлейшийпонесет суровое наказание. Пришлось Меншикову исполнять царскую волю — онвосстановил на стенах дорогие гобелены и штофы, вернул на место мебель изеркала.
Иэто было не случайно — именно дворец Меншикова был одновременно дворцом Петра.Здесь давались пиры, проводились торжественные приемы и ассамблеи, отмечалисьсвадьбы и даже семейные праздники царской фамилии. Так что и по воле государя, идля собственных прихотей светлейший князь держал у себя во дворце лучшую встолице кухню, огромное количество иностранных слуг, великолепный оркестр, роскошныйвыезд и пышно обставленные покои.
ДворецМеншикова сегодня — это второе здание, наряду с Летним дворцом Петра I, сохранившийсяс первых лет существования города. Он начал строиться в 1710 г. по проекту архитектора Д. Фонтана, а завершался в 1714 г. архитектором Г. Шеделем. Впрочем, А.Д. Меншиков постоянно требовал каких-то переделок, поэтому строительныеработы не прекращались вплоть до 1727 г., т.е. до той поры, когда отринутому отвласти светлейшему князю пришлось покинуть Санкт-Петербург и отправиться вдалекую ссылку. После этого Меншиковский дворец передали Сухопутномушляхетскому корпусу, преобразованному в XIX в. в кадетский корпус. Ныне водворце размещается замечательный и уютный музей «Дворец Меншикова», являющийсяфилиалом Эрмитажа.
Трехэтажныйдворец Меншикова изначально был усадьбой, с садом и огородом. Дворецпредставлял собой замкнутое в плане четырехугольное здание с трехчастнымфасадом на Неву. Фасад прямоугольного центрального корпуса был поэтажнодекорирован пилястрами, увенчан балюстрадой с резными статуями из дерева, а набоковых ризалитах — фронтончиками затейливой барочной формы и огромнымизолочеными княжескими коронами. В 1720-е гг. к центральному корпусу былпристроен флигель с западной стороны. Восточный флигель построили в 1758–1760гг.
На«европейский манер» сквозь все центральное здание дворца, как в венецианскихпалаццо, проходили парадные сени. Торжественный вид вестибюлю придавали колоннытосканского ордера. В конце вестибюля — нарядная светлая лестница, украшеннаялепниной, живописью, изразцами на окнах. На уровне второго этажа фасад зданияопоясывала деревянная галерея. Через сени второго этажа можно было попасть вБольшой зал, отделка которого поражала пышностью и великолепием. Большой зал несохранился — еще во времена бытования во дворце кадетского корпуса этот залпеределали церковный, кроме того, сделали верхнюю площадку для еще однойлестницы.
Еслина первом этаже размещались подсобные помещения и проживала прислуга, то семьяА.Д. Меншиков и он сам жили на втором этаже. По существовавшим тогда правилам, домделился на две половины — мужа и жены. Они объединялись общими параднымипокоями, где супруги принимали гостей. Таких помещений во дворце было три — залв центре и две приемные по сторонам.
Ужеговорилось, что Меншиковский дворец отличался богатством внутренней отделки.Так, были использованы редкие тогда в России керамические плитки — плоскиебелые с синим рисунком, покрытые прозрачной глазурью. Парадный кабинетМеншикова называли Ореховой комнатой, ибо она была отделана ореховым деревом, атакже небольшими панно из наборного ореха. Потолок кабинета украшал живописныйплафон, написанный на холсте. К счастью, до наших дней отделка Ореховой комнаты,выполненная в 1716–1718 гг. дошла до наших дней практически без изменений.Комнаты на половине княгини были столь же роскошно украшены изразцами, тканями,деревом и обставлены дорогой разнообразной мебелью.
ВXVIII в. в Санкт-Петербурге было возведено множество великолепных по своемувнешнему и внутреннему убранству дворцов, принадлежавших самым значительнымрусским вельможам своего времени.
Одиниз них — трехэтажный дворец на Садовой улице, построенный в 1749–1757 гг. дляканцлера М.И. Воронцова архитектором Ф.Б. Растрелли. Нарядному декору главногофасада в стиле барокко соответствует пышная отделка Большого зала и пятидесятидругих парадных помещений дворца. Залы и комнаты дворца украшают лепнина, живописныеплафоны и золоченая резьба. Дворец был окружен изящной чугунной решеткой.Позднее Воронцов продал свой дворец в государственную казну. При Павле I дворецстал местом пребывания Мальтийского ордена, а во дворе по проекту Д. Кваренгисоорудили католическую капеллу. С 1810 г. во дворце размещался Пажеский корпус, а ныне там располагается Суворовское училище.
Дляграфа С.Г. Строганова в 1752–1754 гг. архитектор Ф.Б. Растрелли построил дворецна пересечении Невского проспекта и реки Мойки. Выполненный в стиле барокко, фасадСтрогановского дворца украшен спаренными колоннами на уровне второго и третьегоэтажа, а простенки между окнами — медальонами с мужским профилем. Считается, чтоэто портрет владельца дворца графа Строганова, но бытует и другое мнение — этопортрет самого Растрелли. Внешнее убранство дворца дополняет пышная лепнина —львиные маски, кариатиды, раковины. В 1790-е гг. архитектор А. Воронихин провелработу по оформлению интерьеров каждого из пятидесяти дворцовых залов.
Построенныев елизаветинскую эпоху в стиле барокко дворцы графа П.И. Шувалова наИтальянской улице и графов Шереметевых на набережной Фонтанки принадлежаттворчеству архитектора С.И. Чевакинского. Шуваловским дворцом позже владел А.А.Вяземский, при котором здание было частично перестроено и его фасады приобреличерты, характерные для архитектуры раннего классицизма. Ныне в нем находитсядом санитарного просвещения. Шереметевский дворец, возведенный в 1750–1755 гг.,получил еще одно название — Фонтанный дом. И здание дворца, и усадьбасохранились до наших дней. С 1990 г. во дворце располагается Музей театральногои музыкального искусства. В дворцовом флигеле с 1989 г. открыт музей А.А. Ахматовой, которая прожила здесь много лет.
Напересечение Невского проспекта и реки Фонтанки в 1741 г. началось возведение обширной усадьбы по проекту архитектора М.Г. Земцова, после его смерти в 1743 г. строительство продолжилось по проекту Г.Д. Дмитриева, а заканчивал строительство Ф.Б.Растрелли. По окончании строительства императрица Елизавета Петровна подариладворец и усадьбу своему морганатическому супругу графу А.Г. Разумовскому. Нодворец стали называть Аничковым — это название происходит от Аничковой слободырабочего батальона, которым руководил подполковник М.О. Аничков. Во временаЕкатерины II дворец перешел в собственность светлейшего князя Г.А. Потемкина ибыл перестроен в 1778–1779 гг. архитектором И.Е. Старовым в духе раннегоклассицизма. Особенностью Аничкова дворца является его несколько странноеположение по отношению к Невскому проспекту — дворец выводит на него боковымторцом, а главным фасадом — на набережную Фонтанки. Объясняется это тем, что всередине XVIII в. набережные рек играли большее значение в градостроительствеПетербурга, нежели Невский проспект. Недаром перед центральным входом дворца состороны Фонтанки была вырыта небольшая гавань для захода и стоянки малых судов.
Вначале XIX в. Аничков дворец перешел в собственность императорского Кабинета, аархитектор Д. Кваренги построил на берегу Фонтанки здание Кабинета, котороезакрыло сам дворец. Чуть позже архитектор Л.И. Руска расширил здание Кабинета, пристроивк нему два флигеля со стороны дворца. В 1817–1818 гг. К.И. Росси перепланировалвнутренние помещения Аничкова дворца, а также всю усадьбу, значительно уменьшивразмеры дворцового сада. Во дворце стали жить цесаревичи, а в последниепредреволюционные годы вдова императора Александра III императрица МарияФедоровна. После революции 1917 г. здесь размещался Музей города, с 1937 г. — Дворец пионеров, ныне называющийся Дворцом творчества юных. В 1936 г. в палехские живописцы расписали здесь «Комнаты сказок» на темы сказок Пушкина и рассказовГорького.
НапротивАничкова дворца, на другом берегу Фонтанки, раскинулся дворецБелосельских-Белозерских, построенный в 1846–1848 гг. архитектором А.И.Штакеншнейдера в стиле необарокко (как Строгановский дворец). Терракотовыефигуры атлантов, поддерживающие колонны на фасадах, выполнены по моделискульптора Д.И. Иенсена. Сейчас здесь находится муниципальный культурный центр.
Дворецгетмана Украины и президента Академии наук К.Г. Разумовского, младшего братаА.Г. Разумовского, строился на левом берегу реки Мойки неподалеку от Невскогопроспекта в 1762–1766 гг. архитекторами А.Ф. Кокориновым и Ж.-Б.Валлен-Деламотом как типичная для того времени усадьба: главный особнякрасполагался в глубине двора за оградой с въездными воротами. Фасад главногокорпуса декорирован колоннадой из шести колонн коринфского ордера, поставленныхнад аркадой первого цокольного этажа. В 1798 г. дворец передали Воспитательному дому, а затем Николаевскому женскому сиротскому институту. В 1829–1834 гг. кзданию пристроили лазаретный корпус и домовую церковь, были построены и другиеособняки. Сейчас здесь находится Педагогический университет им. А.И. Герцена, водворе перед главным входом установлен памятник А.И. Герцену.
Юсуповскийдворец на берегу реки Фонтанки впервые построили в середине XVIII в., а в1789–1792 гг. здание дворца перестроил Д. Кваренги, создавший здесь и пейзажныйсад с прудами и каналами. Конфигурация этого дворцового комплекса сложная.Здание дворца было расположено в глубине сада с фасадом в сторону Садовой улицы,в на Фонтанку выходили двухэтажные жилые дома с аркой-воротами между ними.
Шедевррусского классицизма XVIII в., Таврический дворец на Шпалерной улице, возводилв 1783–1789 гг. архитектор И.Е. Старов. Дворец принадлежал светлейшему князюГ.А. Потемкину-Таврическому, присоединившему к России Крым (Таврию). В планездание напоминает растянутую букву «П», раскрытую к Неве. В центре композиции —двухэтажное здание с шестиколонным портиком в античном стиле и плоским куполомна невысоком барабане. Оно соединено галереями с боковыми двухэтажнымикорпусами и вместе с ними образует обширный парадный двор. Внутренне убранстводворца отличалось величественностью, особенно Белоколонный и громадныйКупольный залы. Но, к сожалению, интерьеры дворца не сохранились, ибо зданиенеоднократно перестраивалось. Так, после смерти Г.А. Потемкина, император ПавелI передал дворец Конногвардейскому полку, и в Купольном зале устроили конныйманеж. С 1906 г. в Таврическом дворце разместилась Государственная дума. ПослеВеликой Отечественной войны в здании дворца находилась Ленинградская высшаяпартийная школа, а ныне — Межпарламентская ассамблея СНГ.
Безмалого два с половиной столетия стоит на изломе набережной реки Мойкизнаменитый Юсуповский дворец. Первоначально на этом месте располагалсядвухэтажный каменный дворец П.И. Шувалова — блестящего царедворцаелизаветинской поры. С 1795 г. дворец принадлежал графине А.В. Браницкой и еедочерям. В марте 1830 г. дворец выкупил князь Н.Б. Юсупов, один из богатейших иобразованнейших людей Европы. Дом предназначался для жены князя и его сына Б.Н.Юсупова.
Пораспоряжению Юсуповых архитектор А.А. Михайлов-второй осуществил реконструкциюдворца, во многом сохранив габариты старого здания с центральным шестиколоннымпортиком тосканского ордера. Одновременно были надстроены до третьего этажабоковые крылья. В результате фасад здания приобрел монументальный классическийоблик, дошедший до наших дней. Рядом архитектор возвел новый трехэтажный корпусс большим Белоконным залом. Этот корпус сомкнулся с основным зданием. Врезультате образовалась анфилада из шести больших парадных залов, оформленная вдекоративной манере русского ампира. В 1832–1834 гг. Михайлов пристроил кдворцу еще один корпус, где находились пять залов для размещения семейногособрания художественных произведений и домашний театр.
Всоздании интерьеров Юсуповского дворца принимали участие многие русские изарубежные мастера: А. Травин, П. и Т. Дылевы, М. Кропотов, А. Галанин, К.Кузнецов, А. Виги, Б. Медичи, Ф. Торичелли, В. Мадерни, А. Трискорни, Я.Фратини и другие. Залы парадной анфилады бельэтажа и сегодня поражаютвоображение узорчатыми шелками, изысканной лепкой, благородными мраморами.Продолжают анфиладу Синяя и Красная гостиные, каждая из которых имеетнеповторимое своеобразие. Благородством и элегантностью отличается убранствоТанцевального зала. Но самым ослепительным стал Белоколонный зал, чей потолокпокрыт изящной живописью, а стены охватывает колоннада коринфского ордера.
В1840-е гг. швейцарский архитектор Б. Симон создал во в дворце зимний сад (несохранился) и Гобеленовую гостиную, чьи стены были покрыты уникальнымигобеленами, изготовленные в XVII — начале XVIII вв.
Новаясерьезная перестройка дворца произошла в 1860 гг., когда им владел князь Н.Б.Юсупов-младший. По проекту архитектора И.А. Монигетти был заново оформленнижний вестибюль, создана мраморная лестница из каррарского мрамора, стенывестибюля покрыл пышный лепной декор. Монтигетти создал и экзотическуюВосточную гостиную, стены который были расписаны арабесковой вязью позолоченому фону, восьмигранная чаша бассейна украшена резным восточныморнаментом, а камин был отделан ониксом. Заново были отделаны несколько комнатна половине князя Юсупова, получивших название Зал Генриха II, Турецкий кабинет,Буфетная, Музыкальная, Кариатическая. На половине княгини появился Помпейскийкоридор, Персидская комната, вновь отделаны будуар и гостиная. Во дворцепоявились резные камины из мрамора, оникса и малахита, гарнитуры роскошноймебели. Значительной переделке был подвергнут интерьер театра.
В1890-е гг. велась очередная реставрация дворца, охватившая весь комплекспомещений, велась под руководством архитектора А.А. Степанова. Тогда на местезимнего сада была устроена Дубовая столовая, отделанная резными панелями изрезного дуба, вновь дополнен и изменен интерьер домашнего театра, причемархитекторы использовал значительные элементы стиля рококо.
В1911–1916 гг., когда владельцем дворца стал князь Ф.Ф. Юсупов графСумароков-Эльстон и его супруга Ирина Александровна, произошла последняязначительная переделка внутренних дворцовых помещений. Архитекторы А.П. Вайтенси А.Я. Белобородов в стиле неоклассицизма оформили личные покои молодых хозяев.Художники В. Конашевич, Н. Тырса и С. Чехонин работали над декоративномоформлением комнат, в частности, Серебряного будуара княгини, но события 1917 г. прервала их труды.
Именнов этом дворце в декабре 1916 г. произошло трагическое событие — убийство Г.Распутина, в организации которого принимал участие князь Ф.Ф. Юсупов.
Послереволюции 1917 г. Юсуповский дворец перешел в государственную собственность. Вгоды Великой Отечественной войны в результате прямых попаданий снарядов и бомббыли повреждены фасад и фундамент дворца, многие залы и комнаты, а некоторые изних погибли в пожарах. Но в 1946–1955 гг. было восстановлено и открыто дляпосещений большинство залов. Уникальной операцией стало извлечениенеразорвавшегося снаряда из стены дворцового театра. Восстановительные работыпроводились и позднее, продолжаются они и сегодня. Ныне здесь находится Дворецкультуры работников просвещения, проводятся экскурсии, в дворцовом театрепроходят концерты.
Дворцовоестроительство, расцветавшее в Санкт-Петербурге на протяжении более чем стасемидесяти лет, прекратилось в конце XIX в. В столичной архитектуре тогданаступила эпоха модерна. Представители царского семейства, аристократии, деловогомира начали строить для себя особняки, изящные здания которых оказалисьразбросаны по всему городу.
НаПетроградской стороне особенно выделяются особняки Кшесинской и Витте. Особнякдля знаменитой балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской возводил в1904–1906 гг. один из самых ярких представителей петербургского модерна А.И.Гоген. Здание отличается живописной ассиметричностью наружной композиции, неожиданнымсочетанием новых и традиционных отделочный материалов. Изящная высокая беседкаустановлена на углу ограды. Весной 1917 г. в особняк Кшесинской разместился Центральный Комитет большевиков. Рядом с особняком Кшесинской в 1910 г. архитектор Р. Мельцер построил особняк Брандта, в котором находились утонченные деревянныеинтерьеры, а особенно уютно и празднично выглядит деревянная лестница, ведущаяна второй этаж. Ныне в объединенных специальном переходе особняках Кшесинской иБрандта находится Музей политической истории.
Неподалеку,в начале Каменноостровского проспекта расположился особняк С.Ю. Витте, председателякабинета министров Российской империи, одного из самых ярких деятелейотечественной истории. Двухэтажное здание особняка строилось в 1898 г. по проекту архитектора Э.Ф. Вирриха. Примечательной деталью особняка был лифт, ходивший спервого этажа на второй.
Рядинтересных загородных особняков был построен в начале XX в. на Каменномострове. К примеру, деревянный «Дом-сказка», возведенный в 1904 г. архитектором Р. Мельцером для самого себя — деревянный сруб, украшенный острыми двускатнымиобъемами, нависающими друг над другом. А для Э.Г. Фолленвейдера в том же 1904 г. Р. Мельцер выстроил дом, как романтическую композицию с высокой черепичной крышей, увенчаннойчетырехгранной башней. Этот особняк прозвали «Теремок». Но ослепительно белыеоштукатуренные стены дали повод к тому, что дом начали называть «Сахарнойголовой». Еще один удивительный дом, прозванный местными жителями «Золотойрыбкой», построил для себя в 1910 г. архитектор Ф.Ф. Постельс. Столь сказочноепрозвище у дома появилось потому, что стены дома были облицованы живописнымитонкими дощечками, напоминающими рыбную чешую.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Готельно-ресторанні послуги в індустрії туризму
Реферат Moscow Theatres
Реферат Kheops
Реферат Проблема ефективності - це завжди проблема вибору
Реферат Философские искания Толстого: "мысль народная"
Реферат О примирительных процедурах (посредничестве) и проблемах мирового соглашения
Реферат Xристиянство, особливості його віровчення
Реферат Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в речевом развитии
Реферат Телевидение, как предприятие, оказывающее услуги населению
Реферат Налоговый кредит: порядок получения, отражение в бухгалтерском учете
Реферат "Серебрянный век" русской культуры
Реферат Имидж ученого:анализ самовосприятия субъектов науки
Реферат Расчет технологии работы на токарном станке
Реферат Социальная статистика в системе общественных наук
Реферат Финансовые права и ответственность предприятия