Реферат по предмету "Культура и искусство"


"Серебрянный век" русской культуры

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА
Экономический факультет
Специальность: Государственное имуниципальное управление

Контрольная работа
Тема: «Серебряный век» русскойкультуры
Выполнила Студент 1 курса
Группа 08-ЗГМУ
Левина Е.И.
Преподаватель Тесля Е.Т.
г. Сочи 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
Глава1. Просвещение
Глава2. Наука
Глава 3. Литература
Глава 4. Живопись
Глава 5. Скульптура
Глава 6. Архитектура
Глава 7. Музыка, балет, театр,кинематограф
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Первое десятилетие XX века вошло в историю русскойкультуры под названием «серебряного века». Это было время небывалогорасцвета всех видов творческой деятельности, рождения новых направлений вискусстве, появления плеяды блестящих имен, ставших гордостью не только русской,но и мировой культуры.
Художественнаякультура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России. Идейнаяпротиворечивость, неоднозначность были присущи не только художественнымнаправлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников,композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанровхудожественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», повыражению М. В. Нестерова. Неоднозначным становилось отношение к наследиюреволюционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры.Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся приматсоциальности в передвижничестве.
Врусской художественной культуре конца XIX – начала XX в. получилораспространение «декадентство», обозначающее такие явления в искусствекак отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферуиндивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позициичасти художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизнив мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала всвоем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.
Декадентскиенастроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числеи реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.
Понятие«модернизм» (фр. тое1егпе – современный) включало многие явлениялитературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнениюс реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого временипоявляются новые художественно-эстетические качества: расширяются «рамки»реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности влитературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез,опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия сприсущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностьюискусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи,музыке, рождение нового сценического реализма.
В начале XX в.существовало множество литературных направлений. Это и символизм, и футуризм, идаже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеютразные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать надритмом, словом, довести игру звуками до совершенства.
Вместе стем начал звучать голос предъявлявшего свой счет представителям реализма новогопоколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства —непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этогопоколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал — материи идуха, способно не только «отображать», но и «преображать» существующий мир,творить новую реальность.

Глава 1. Просвещение
 
Процессмодернизации предусматривал не только коренные изменения всоциально-экономической и политической сферах, но и существенное повышениеграмотности, образовательного уровня населения. К чести правительства, этапотребность им учитывалась. Государственные расходы на народное образование с1900г. по 1915г. увеличились более чем в 5 раз.
Основноевнимание уделялось начальной школе. Правительство имело намерение ввести встране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводиласьнепоследовательно. Сохранилось несколько типов начальной школы, наиболеераспространенными были церковно-приходские (в 1905г. их насчитывалось около 43тыс.). Выросло число земских начальных училищ (в 1904г. их было 20,7 тыс., а в1914г. — 28,2 тыс.) В 1900г. в начальных школах Министерства народногопросвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914г. — уже около 6 млн.
Началасьперестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальныхучилищ. В гимназиях увеличивалось количество часов, отводимых на изучениепредметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальныхучилищбыло дано право, поступать в высшие технические учебные заведения, а послесдачи экзамена по латинскому языку на физико-математические факультеты университетов.
Поинициативе предпринимателей создавались коммерческие (7-8-летние) училища,которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличиеот гимназий и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей идевушек. В 1913г. в 250 коммерческих училищах, находившихся подпокровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, втом числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебныхзаведений: промышленных,технических, железнодорожных,горных, землемерных, сельскохозяйственных и др.
Расшириласьсеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге,Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет, новые техническиевузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. Для обеспечения реформыначальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, атакже свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступуженщин к высшему образованию. К 1914г. насчитывалось около 100 высших учебныхзаведений, в которых обучалось примерно130 тыс. человек. При этом свыше 60%студентов не принадлежали к дворянскому сословию. Высших ГосударственныхЧиновников готовили в привилегированных учебных заведениях-лицеях.
Тем неменее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалосьнеграмотным. Средняя и высшая школа из-за высокой оплаты за обучение быланедоступна значительной части жителей. На просвещение тратилось 43 коп. на душунаселения, в то время как в Англии и Германии — около 4 руб., в США — 7 руб. (вперерасчете на наши деньги).
Глава 2. Наука
ВступлениеРоссии в эпоху индустриализации знаменовалось успехами в развитии науки. Вначале XX в. страна внесла весомый вклад вмировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией вестествознании», так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотруустоявшихся представлений об окружающем мире.
ФизикЛебедев П. Н. впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновымпроцессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.),сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в Россиифизическую школу.
Рядвыдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Жуковский Н. Е.Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик Чаплыгин С.А.
Уистоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназииЦиолковский К. Э. В 1903г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавшихвозможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.
Выдающийсяученый Вернадский В. И. получил мировую известность благодаря энциклопедическимтрудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии,биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основусовременной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознаетсятолько теперь, когда мир очутился на грани экологической катастрофы.
Небывалымвсплеском характеризовались исследования в области биологии, психологии,физиологии человека. Павлов И. П. создал учениео высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904г. ему былаприсуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908г. Нобелевскую премию получил биолог МечниковИ. И. за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.
Начало XX века — время расцвета Российской историческойнауки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории былиКлючевский В.О., Корнилов А.А., Павлов-Сильванский Н.П., Платонов С. Ф.Проблемами всеобщей истории занимались Виноградов П.Г., Виппер Р. Ю., Тарле Е.В. Мировую известность получила русская школа востоковедения.
Началовека ознаменовалось появлением трудов представителей оригинальной русской религиозно-философскоймысли (Бердяев Н. А., Булгаков Н.И., Соловьев В. С., Флоренский П. А. и др.).Большое место в трудах философов занимала так называемая русская идея —проблема самобытности исторического пути России, своеобразия ее духовной жизни,особого предназначения России в мире.
В началеXX века были популярнынаучно-технические общества. Они объединяли ученых, практиков,любителей-энтузиастов и существовали на взносы своих членов, частныепожертвования. Некоторые получали небольшие правительственные субсидии. Самыми известнымибыли: Вольное экономическое общество (оно было основано еще в 1765г.), Обществоистории и древностей (1804г.), Общество любителей российской словесности(1811г.), Географическое, Техническое, Физико-химическое, Ботаническое,Металлургическое, несколько медицинских, сельскохозяйственных и т.д. Эти обществане только являлись центрами научно-исследовательской работы, но и широкопропагандировали научно-технические знания среди населения. Характерной чертойнаучной жизни того времени были съезды естествоиспытателей, врачей, инженеров,юристов, археологов и т.д.
 
Глава 3. Литература
Наиболеепоказательно образ«серебряного века» проявился в литературе. С однойстороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критическогореализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднималпроблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни («Живой труп», «ОтецСергий», «После бала»). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой засудьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу изащитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого —невозможность устранить зло насилием. Антон Павлович Чехов в эти годы создалпьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», в которых отразил происходившие в обществеважные изменения. Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодыхписателей. Иван Андреевич Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов,происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмираниедворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как онивлияли на души русских людей («Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов).Куприн А. И. показал неприглядную сторонуармейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность «господофицеров» («Поединок»). Одним из новых явлений в литературе стало отражение вней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал Максим Горький(«Враги», «Мать»).
Лирика «серебряного века»многообразна и музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит, как колокольчик.Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов — музыкантов. Стихи «серебряноговека» — это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ниодной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и музыкально.
В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла целаяплеяда талантливых «крестьянских» поэтов — Сергей Есенин, Николай Клюев, СергейКлычков.
Зачинателями новогонаправления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войнуматериалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия — краеугольныйкамень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделеныспособностью, приобщаться к запредельному миру посредством художественныхсимволов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим терминомподразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженныйиндивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии Бальмонта К.Д., АлександраБлока, Брюсова В. Я.
После1909г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается вславянофильские тона, демонстрирует презрение к «рационалистическому» Западу,предвещает гибель западной цивилизации, представленной, в том числе иофициальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, кславянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит врусской народной жизни корни «второго рождения» страны. Эти мотивы особенноярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы «На поле Куликовом», «Родина»)и А. Белого («Серебряный голубь», «Петербург»). Русский символизм стал явлениеммирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие «серебряныйвек».
Оппонентамисимволистов выступали акмеисты (от греч. «акме»-высшая степень чего-либо,цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашалисамоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл,освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчестваакмеистов (Гумилев Н. С., Анна Ахматова, О. Э. Мандельштам)
безупречныйэстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.
Русская художественнаякультура начала XX века испытывалавлияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма.Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие освоем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания«нового искусства». Яркими представителями русского авангарда были футуристы (отлат. «футурум»-будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не ксодержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристовориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях онииспользовали вульгарную лексику, профессиональный />жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборникистихов футуристов носили характерные названия: «Пощечина общественному вкусу»,«Дохлая Луна» и др. Российский футуризм был представлен несколькимипоэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа«Гилея» — В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, Владимир Маяковский, А. Е. Крученых, В.В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичныевыступления И. Северянина
Особенно, в этомпреуспели футуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературныхтрадиций, «старого языка», «старых слов», провозгласил новую форму слов,независимую от содержания, т.е. пошло буквально изобретение нового языка.Работа над словом, звуками становилась самоцелью, тогда как о смысле стиховсовершенно забывалось. Взять, например, стихотворение В. Хлебникова «Перевертень»:
Кони, топот, инок.
Но не речь, а черен он.
Идем молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод чем меч долог?
Пал а норов худ и духворона лап ...
Смысла в этомстихотворении никакого, но оно замечательно тем, что каждая строчка читается ислева направо, и справа на лево.
Появлялись, изобретались,сочинялись новые слова. Из одного лишь слова «смех» родилось целоестихотворение « Заклятие смехом»:
О, рассмейтесь смехачи!
О, засмейтесь смехачи!
Что смеются смехами, чтосмеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешек надсмеяльных- смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльносих надсмейных смеячей!
Смейво, смейво,
Усмей, осмей, смешки,смешки,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи.

Глава 4. Живопись
 
Сходныепроцессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживалипредставители реалистической школы, действовало Общество передвижников. РепинИ. Е. закончил в 1906г. грандиозное полотно «Заседание Государственного совета».В раскрытии событий прошлого Сурикова В. И. в первую очередь интересовал народкак историческая сила, творческое начало в человеке. Реалистические основытворчества сохранялись и у Нестерова М. В..
Однакозаконодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Модернистскиеискания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как Коровин К.А., Серов В. А… Сторонники этого направления объединились в обществе «Мирискусства». Они заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая,что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вредживописи. Искусство, по их мнению, — это самостоятельна сфера деятельности, ионо не должно зависеть от социальных влияний. За длительный период (с 1898 по1924г.) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие художники — Бенуа А. Н.,Бакст Л. С., Кустодиев Б. М., Лансере Е. Е., Малявин Ф. А., Рерих Н. К., СомовК. А… «Мир искусства» оставил глубокий след в развитии не только живописи, нои оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики, выставочногодела. В 1907г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», вкоторой приняли участие 16 художников (Кузнецов П. В., Сапунов Н. Н., Сарьян М.С. и др.). Это была ищущая молодежь, стремившаяся обрести свою индивидуальностьв синтезе западного опыта и национальных традиций. Представители «Голубой розы»были связаны с поэтами-символистами, выступление которых являлось современныматрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единымнаправлением. Он включил в себя, например, таких разных по своей манерехудожников, как Врубель М. А., Петров-Водкин К. С. и другие.
Рядкрупнейших мастеров — Кандинский В. В., Лентулов А. В., Шагал М. 3., Филонов П.Н.и другие — вошли в историю мировой культуры как представителе уникальных стилей,соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.
 
Глава 5. Скульптура
Творческийподъем переживала и скульптура. Ее пробуждение во многом было связано стенденциями импрессионизма. Значительных успехов на пути обновления достигТрубецкой П. П… Широкую известность получили его скульптурные портретыТолстого, Витте, Шаляпина и др. Важной вехой в истории русской монументальнойскульптуры стал памятник Александру III, открытый Петербурге в октябре 1909г. Он был задуман как некий антиподдругому великому монументу — «Медному всаднику» Э. Фальконе.
Соединениемтенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество Голубкиной А. С…При этом основной чертой ее произведений является не отображение конкретногообраза, а создание обобщенного явления: «Старость» (1898), «Идущий человек»(1903), «Солдат»(1907) «Спящие» (1912) и др.
Значительныйслед в русском искусстве оставил Коненков С.Т., Его скульптура сталавоплощением преемственности традиций реализма в новых направлениях. Он прошелчерез увлечение творчеством Микеланжело («Самсон»), русской народной деревяннойскульптурой («Лесовик»), передвижническими традициями («Камнебоец»),традиционным реалистическим портретом («А.П.Чехов»). И при всем при этомКоненков оставался мастером яркой творческой индивидуальности. В целом жерусская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, неразвернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную дляживописи.
Глава 6. Архитектура
 
Вовторой половине XIX века новыевозможности открылись перед архитектурой. Это было связано с техническимпрогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитиетранспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурныхрешений. Не только в столицах, но и в провинциальных городах строились вокзалы,рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Вместе с темпродолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главнойпроблемой архитектуры стали поиски нового стиля. И так же как в живописи, новоенаправление в архитектуре получило название «модерн». Одной из особенностейэтого направления стала стилизация русских архитектурных мотивов — такназываемый неорусский стиль.
Наиболееизвестным архитектором, творчество которого во многом определило развитиерусского, особенно московского модерна, был Ф. О. Шехтель. В начале своеготворчества он опирался не на русские, а на средневековые готические образцы. Вэтом стиле был построен особняк фабриканта С. П. Рябушинского (1900-1902). Вдальнейшем Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества.В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве(1902--1904). В последующей дельности архитектор все больше приближается к направлению,получившему название «рационалистический модерн», которое характеризуетсязначительным упрощением архитектурных форм и конструкций. Самыми значительнымзданиями, отражающими эту тенденцию, были банк Рябушинских (1903), типографиягазете «Утро России» (1907).
Вместе стем наряду с архитекторами «новой волны» значительные позиции удерживалипоклонники неоклассицизма (И. В. Жолтовский), а также мастера, использующиеприем смешения различных скульптурных стилей(эклектику). Наиболее показательным в этом было архитектурное решение зданиягостиницы «Метрополь» в Москве (1900), сооруженной по проекту В. Ф. Валькотта.
Глава 7. Музыка, балет, театр, кинематограф
Начало XX века — это время творческого взлетавеликих русских композиторов-новаторов А. Н. Скрябина. И. Ф. Стравинского, С.И. Танеева, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамкитрадиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы.Достигла значительного расцвета и музыкальная исполнительская культура. Русскаявокальная школа была представлена именами выдающихся оперных певцов Ф. И.Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова,3. Ершова.
К началуXX в. русский балет занял ведущиепозиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась наакадемические традиции конца XIXв., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И.Петипа. В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодыепостановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизмавыдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторамиспектакля становились не только балетмейстер композитор, но и художник. БалетыГорского и Фокина ставились в рациях К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста,Н. К. Рериха.
Русскаябалетная школа «серебряного века» дала миру плеяду блестящих танцоров — АннуПавлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.
Примечательнойчертой культуры начала XX в.стали работы выдающихся театральных режиссеров. К. С. Станиславский, основательпсихологической актерской школы, считал, что будущее театра — в углубленномпсихологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В. Э.Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности,использования элементов народного балагана и
театрамасок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостныеспектакли.
В началеXX века все отчетливее проявляласьтенденция к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этогопроцесса стоял «Мир искусства», объединявший в своих рядах не толькохудожников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908-1913 гг. С. П. Дягилеворганизовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы «Русскиесезоны», представленные балетными и оперными спектаклями, театральнойживописью, музыкой и т. д.
В первоедесятилетие XX века в России, вслед за Францией,появился новый вид искусства — кинематограф. В 1903г. возникли первые «электротеатры»и «иллюзионы», а к 1914-му уже было построено около 4 тыс. кинотеатров. В 1908г.была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911-м— первый полно метражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстроразвивалась и становилась очень популярной. В 1914г. в России насчитывалосьоколо 30 отечественных кинофирм. И хотя основную массу кинопродукции составлялифильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, появились деятели кино смировыми именами: режиссер Я. А. Протазанов, актеры И. И. Мозжухин, В. В.Холодная, А. Г. Коонен. Несомненной заслугой кинематографа была его доступностьдля всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном какэкранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании«массовой культуры» — непременного атрибута буржуазного общества.

Заключение
 
Как много нового внес «серебряныйвек» поэзии в музыку слова, какая огромная проведена работа, сколько созданоновых слов, ритмов, кажется, произошло единение музыки с поэзией. Этодействительно так, т.к. многие стихи поэтов «серебряного» века переложены намузыку, и мы слушаем и поем их, смеемся и плачем над ними… .
Многоеиз творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русскойкультуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда былоопьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба, вызов.
Взаключении словами Н.Бердяева хочется описать весь ужас, весь трагизмположения, в котором оказались творцы духовной культуры, цвет нации, лучшие умыне только России, но и мира.
«Несчастьекультурного ренессанса начала XXвека было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом кругеи оторвана от широких социальных течений того времени. Это имело роковыепоследствия в характере, который приняла русская революция… Русские люди тоговремени жили в разных этажах и даже в разных веках. Культурный ренессанс неимел сколько-нибудь широкого социального излучения… Многие сторонники ивыразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции,но было охлаждение к социальным вопросам, была поглощенность новыми проблемамифилософского, эстетического, религиозного, мистического характера, которыеоставались чуждыми людям, активно участвовавшим в социальном движении…Интеллигенция совершила акт самоубийства. В России до революции образовалиськак бы две расы. И вина была на обеих сторонах, то есть и на деятеляхренессанса, на их социальном и нравственном равнодушии...
Раскол,характерный для русской истории, раскол, нараставший весь XIX век, бездна, развернувшаяся междуверхним утонченным культурным слоем и широкими кругами, народными иинтеллигентскими, привели к тому, что русский культурный ренессанс провалился вэту раскрывшуюся бездну. Революция начала уничтожать этот культурный ренессанси преследовать творцов культуры… Деятели русской духовной культуры взначительной своей части принуждены были переселиться за рубеж. Отчасти этобыла расплата за социальное равнодушие творцов духовной культуры»

Список литературы
 
1. Бердяев Н.Самопознание, М., 1990,
2. Данилов А.А.,Косулина Л.Г., Отечественная история, история государства и народов России, М,2003.
3. Заичкин И. А.,Почков И. Н., Русская история от Екатерины великой до Александра II,
4. Кондаков И.В.,Культура России, «КДУ», 2007.
5. Сахаров А. Н., ИсторияРоссии


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Чем близки мне нравственные идеалы "новых людей" (по роману Чернышевского "Что делать?")
Реферат Sport in my life
Реферат Fish Gills Essay Research Paper Not all
Реферат Жизнь Древнего Рима: бани
Реферат Предикативні внесення у оповіданнях Уільяма Фолкнера структурні, семантичні і прагматичні особл
Реферат Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца
Реферат Рецензия на «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Реферат Организация финансов предприятия дорожного хозяйства, выявление резервов и путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов
Реферат Отчет по технологической практике на Мариупольском металлургическом комбинате "Азовсталь"
Реферат Особенности формирования художественно изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Реферат Либерализм в российской теории международных отношений
Реферат Коллективный разум
Реферат Фразеологизмы английского языка с компонентами зоонимами с их эквивалентами в русском языке
Реферат Закон тождества
Реферат Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях