Реферат по предмету "Культура и искусство"


Андроновцы. Бегады–Дандыбаевская культура

Министерство образования и науки республики Казахстан
Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова
РЕФЕРАТ
по дисциплине история Казахстана
На тему: «Андроновцы. Бегады – Дандыбаевская культура»
Выполнила: ст-ка гр. МП-11
__________________________
Проверила: преподаватель
Елеуханова С.В
Караганда 2007

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА
2. ХОЗЯЙСТВО АНДРОНОВЦЕВ
3. БЕГАЗЫ — ДАНДЫБАЕВСКАЯ КУЛЬТУРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
С освоением выплавки металла человечество входит в следующийпериод своего развития, названный археологами эпохой бронзы, так как основнымматериалом был сплав меди с оловом. Характерные признаки эпохи бронзы,последнего археологического периода доистории развитая металлургия в сочетаниис комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством.
На территории Казахстана появляются новые культурныесообщества, продолжающие традиции неолита. Эти локальные группы были во многомсхожи, что позволило выделить новую археологическую культуру — андроновскую.
Эта культура получила свое название по месту первых находок вМинусинской котловине и разделяется на два этапа — ранней и средней бронзы.Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а дляЦентрального — нуринского периода (XVIII- XVI вв. до н.э.). Средняя бронза вСеверном Казахстане носит название алакульского, в Центральном — атасускогопериода (XV-XII вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э., андроновская культура сменяетсякультурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной — в Западном Казахстанеи бегазы-дандыбаевской — в Центральном (XII-VIIIвв. до н.э.»
В археологии Казахстанасуществует неразгаданный феномен бегазы-дандыбаевской культуры, неразрывносвязанный с уникальным природно-географическим регионом Центрального Казахстана(Сары-Арка). Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км.несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многихстраниц первобытной и средневековой истории. Два фактора определялиинтенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен,населявших Центральный Казахстан — это обширные пастбищные угодья имногочисленные месторождения руд.
В эпоху бронзы (II тыс.до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В этовремя в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитаетдовольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием,пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой.Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно,скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзыпадает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на периодпоздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этоговремени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.
Это культура, в обликекоторой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают,формируются черты следующей археологической эпохи — раннего железного века. Впогребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку,единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом ссосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованнаянеорнаментированная посуда Предтасмолинского облика. В мавзолее Бегазыобнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю датукультуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.
Исследования 30-40х годовXX века подготовили основу для выделения бегазы-дандыбаевской культуры. Первыеисследования отнесли ее к локальному варианту карасукской культуры. Сводканакопленного, характеристика культуры приведены в монографии А.Х. Маргулана1979 года «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана».
Целью данной работыявляется выявление динамики процессов, происходящий в различных отрасляххозяйства населения Казахстана в эпоху бронзового века.
В плане поставленнойцели разрабатывается ряд задач: выяснить влияние на развитие хозяйстваандроновцев климатических изменений, анализ изменений в технологии, выявлениерегиональных особенностей в развитии хозяйства, степень преемственности иновационности элементов хозяйства, а также оценка значения вклада достиженийэпохи бронзы в формирование нового уклада в хозяйственной жизни населенияКазахстана — кочевого скотоводства.
Поставленные цели изадачи решались методом анализа и синтеза имеющейся научной литературы попредмету.
Методологической основойисследования стали принцип историзма и общецивилизационный подход кразрабатываемой теме.
Структура работы.Реферат состоит из трех вопросов, заключения и списка использованнойлитературы.
В первой части даетсяобзор эволюции производительных сил на территории Казахстана и сопредельныхтерриториях в эпоху энеолита и ранней бронзы с целью выявления той основы, накоторой происходило формирование андроновской культурно-исторической общности.
Вторая часть целикомпосвящена изучению андроновского хозяйства по его отраслям. В первую очередь,рассматриваются те отрасли, которые непосредственно обеспечивали населениеэпохи бронзы продуктами питания — скотоводство, земледелие, охота, рыболовство,собирательство.
Далее следуютдандыбаевская культуры и те отрасли, которые обеспечивали андроновцев орудиямитруда и быта: металлургия, гончарное дело, строительство, ткачество, обработкакамня.
1. Андроновская культура
В эпоху бронзы территорию Казахстана заселяли племена Андроновскойкультуры, названные так по имени деревни Андроново в Минусинской котловине, гдевпервые было раскопано несколько погребений этой культуры.
Андроновская культура была распространена очень широко: отУрала до Енисея, от южных границ тайги до гор Тянь-Шаня. Раскопки древнихпогребений помогают полнее узнать о жизни андроновцев. В каменный ящик,деревянный сруб или просто в яму покойника клали в скорченном положении, набоку. Рядом с ним ставили глиняные горшки с пищей. Сосуды украшалисьорнаментом: заштрихованными треугольниками, зигзагами, полосами. В специальных местахприносились жертвы предкам.2. Хозяйство андроновцев
Андроновцы занимались пастушеским скотоводством, земледелиеми рыбной ловлей. Свои поселения они устраивали в поймах рек, защищенных ответра, в местах, богатых травой. Здесь же располагались небольшие поля, гдевыращивались хлебные злаки, преимущественно просо. Жители поселений ютились вполуземлянках больших размеров, стены которых облицовывались каменными плитамиили деревом. Кровля жилища делалась из хвороста, уложенного на жерди и сверхузасыпанного землей. Опиралась она на деревянные столбы. Обогревалась такаяполуземлянка очагом, сложенным из камня. В полу выкапывались ямы-погреба, гдехранились молочные продукты и мясо. К полуземлянке пристраивались загоны длякрупного рогатого скота, овец, лошадей. Несколько таких полуземлянокобразовывали поселок.
Андроновцы занималисьткачеством, выделкой кож, изготовлением орудий из металла и кости. Древниеювелиры делали украшения из раковин, медных пластинок, клыков диких животных.Поля андроновцы обрабатывали каменными мотыгами, хлеб жали бронзовыми серпами.Траву и кустарник выкашивали серпами и косами. Из бронзы отливали ножи,кинжалы, наконечники стрел и копий.
С изобретением бронзы человек получил прочные орудия трудадля обработки степных почв. В результате скотоводческое хозяйство превратилосьв комплексное скотоводческо-земледельческое. Андроновцы жили в жилищах типаполуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основномоседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцызанимались мотыжным земледелием.
Особыми отраслями хозяйства андроновских племен были горноесело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителейбронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районеДжезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по ЦентральномуКазахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тоннчистой бронзы.
Важной отличительной чертой андроновской культуры былоиспользование керамических изделий. Изготавливались сосуды различных форм — баночной, горшковой. Применялся геометрический орнамент: меандры в виде сложныхкрестообразных фигур из параллельных линий.3. Бегазы — Дандыбаевская культура
казахстанкультура андроновский бронзовый век
В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появилиськрупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из нихявляется Аркаим на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкойпланировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленнымимастерскими. Всего в Приуралье и Северо-Западном Казахстане выявлено около двухдесятков подобных ранних городов, датированных XVIII-XVIвв. до н.э.
Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умершихв каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Могиланакрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершегосопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота.Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.
В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды ипоселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В Центральном -могильникиАкшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа и амятники Карабие,Айшарак, Карасай — атасуского. В Восточном Казахсгане найдены могильники:Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Ихстане к федоровскому этапу относятсямогильники Боровое, а алакульскому — могильник и поселение Алексеевс могильникиЕфимовка, Петропавловский. В Южном Казахстане и Семиречье исследованымогильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.
С аридизацией климата на территории Казахстана зарождаетсяболее прогрессивный тип хозяйства полукочевое скотоводство. Поселенияпостепенно превращаются в зимовки, земледелие приобретает подобный характеру встаде увеличивается доля лошадей и овец, способных круглый год находиться наподножном корме.
Это приводит к тому, что в Центральном Казахстане комплекснаяземледельческо-скотоводческая андроновская культура XII-Xвв дон.э. сменяется скотоводческой бегазы-дандыбаевкой культурой, названной так помогильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры – монументальныепогребальные сооружения со сложной планировкой. Внушительный вид и богатыйпогребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е.мы имеем дело уже сформированным стратифицированным обществом, близким кобразованию государств.
Поселения земледельческом хозяйстве, возникают зачаткигородов-государств, зарождается царская власть. Постепенно возникают условиядля образования государства, однако начавшаяся складываться цивилизация всередине XV в. до н.э. приходит в упадок.
Кризис протогородской цивилизации был связан с изменениемклимата. Начавшееся усыхание степной и лесостепной зоны Казахстана в XV веке до н.э. привел к упадку крупныхпоселений, протогорода были заброшены, а население сосредотачивается внебольших поселках в поймах рек и озер. Социальные и потестарные отношения былизаконсервированы на долгое время, и процесс возникновения государстваприостановился. Цивилизация, основанная на оседлом хозяйстве в условиях аридныхстепей Казахстана, чутко реагирующих на все глобальные природно-климатическиеизменения, оказалась исторически бесперспективной. В регионах, где подобныеизменения смягчались близостью моря (Китай, Египет, Междуречье,Средиземноморье. Мезоамерика), цивилизация пошла по генеральному пути развития,резко континентальной климат Центральной Азии обусловил появление альтернативойлинии развития общества в рамках кочевого скотоводства, появившегося в конце II — начале I тысячелетия до н.э.
Согласно письменным источникам, племена, населявшие Казахстанв эпоху бронзы, носили общее самоназвание — арья. В то же время известныназвания племен и племенных объединений туров, даха, хьона, сайрима. В XI -Х вв. до н.э. этническая ситуация вКазахстане значительно изменяется. С востока в Центральный Казахстан перемещаютсяплемена- носители карасукской культуры, здесь на базе местного пришлогонаселения формируется бегазы — дандыбаевская культура. В то же времяандроновцы-арья мигрируют в южном и юго-восточном направлении и проникают вСреднюю Азию, а через нее в Иран и Северную Индию, где они стали известны какарии или арийцы.
Постепенно отгонноескотоводство в степи сменяется более продуктивным способомпроизводства-кочевым, что приводит к дальнейшему росту производительных сил иусложнению политической системы племен Казахстана.
Своеобразными«визитными карточками» бегазы-дандыбаевской культуры являютсямонументальные погребальные Сооружения, получившие название «скальныемавзолеи» и прекрасной выделки сосуды с богатьм декором и краснымлощением.
Уже первые находки посудыв бегазы-дандыбаевских могилах удивили исследователей не только тонкостенностьюкерамики, лощеной поверхностью, но и нанесением на поверхности некоторых из нихтамгообразных знаков.
Не укладывались встандартные представления о степной бронзе и грандиозные «скальныемавзолеи» (Сангру, Бегазы, Аксу-Аюлы). Это были строения прямоугольные,квадратные, либо круглые в основании (размеры по осям от 8 до 10 м). Стены ихсложены из горизонтально уложенных плит, скрепленных раствором. Плитыукладывались с напуском вовнутрь, создавая в древности сводчатое перекрытие.Внутри мавзолеев раскопаны центральные могилы, глубиной около 1 м, стены ихтоже оформлены горизонтально уложенными или вертикально стоящими плитами.Верхняя часть конструкций выступает над современной поверхностью. Вокруг могилысооружалась «обходная галерея», на которой расчищены многочисленныежертвенно-поминальные комплексы: сосуды, кости животных, вещи. Все раскопанныемавзолеи оказались ограбленными. С восточной стороны к мавзолеям примыкаютдлинные коридоры. По внешнему периметру наиболее грандиозные из строений(Сангру I,II Бегазы) были дополнительно окружены вертикально врытыми каменнымиплитами высотой 3,0 — 4,0 м. Необходимо указать, что памятники типа бегазинских«скальных мавзолеев» немногочисленны на территории ЦентральногоКазахстана.
Появление в началепервого тысячелетия до н, э. в степях Казахстана столь грандиозных сооруженийобъясняется как показатель роста богатств местного андроновского населения, какяркое проявление социального расслоения племен эпохи бронзы. Здесь кроютсяистоки новых для Степи явлений в виде процессов социо- и политогенеза,охвативших Степь во второй половине I тыс.до н.э.
Заключение
В изучениибегазы-дандыбаевской культуры, несмотря на обилие материала, больше проблем,чем ясного. Дискуссионным остается проблема соотношения андрона ибегазы-дандыбаевцев.
 В последние десятилетиябанк центральноказахстанских материалов поздней бронзы значительно расширился ипополнился новыми коллекциями. По данным В.В. Варфоломеева открыто 60 поселенийс культурными слоями поздней бронзы и 200 крупных могильников… Вскрытыеплощади на поселениях эпохи бронзы достигают нескольких десятков тысяч кв.метров, частично вскрыты курганы рядового населения бегазы-дандыбаевскихплемен.
Весь этот orpомныйматериал тpeбует систематизации именно с позиций решения проблемыбегазы-дандыбаевской культуры. Необходимо осуществить картирование курганов ипогребений с бегазы-дандыбаевской керамикой. Очертить ареал распространения«скальных мавзолеев». Необходимо продолжить paскoпки кургановрядового населения бегазы-дандыбаевцев. Такие могильные поля известны натерритории Акмолинской (мoгила у г.Степногорска) и Карагандинской областей(мог.Карашаш). Необходимы массовые и разнообразные анализы продукции гончарногопроизводства, костяных изделий, трасологический анализ каменных орудий труда напредмет специализации горнорудного и металлообрабатывающего производства,спектральный анализ бронзовых изделий, палеоантропологические исследования.
Изучениебегазы-дандыбаевской культуры — это история складывания современной этническойкарты Центральноазиатского региона. Это вопросы взаимоотношений носителейиндоиранской и тюркоязычной групп народов. Это проблема становления кочевогоскотоводства, это история степи в период перехода к раннему железному веку.
Список использованной литературы
1. Агапов С.Я.,Кузьминаых С.В. Металл Потаповского могильника в системе Евразийскойметаллургической провинции
2. Васильев И.Б.,Кузнецов П.Ф., Семенова А.П. Потаповский курганный могильник индоиранскихплемен на Волге. — Самара: изд-во Самарский университет, 1994.
3. Грязнов М.П.Этапы развития хозяйства скотоводческих племен Казахстана и Южной Сибири вэпоху бронзы. // КСИЭ. — М., 1957. № 26.
4. Виноградов Н.Б.,Костюков В.П., Марков С.В. Могильник Солнце-Талика и проблема генезисафедоровской культуры бронзового века в Южном Зауралье // Новое в археологииЮжного Урала. — Челябинск: изд-во «Рифей», 1996.
5. Зданович С.Я., КоробковаГ.Ф. Новые данные о хозяйственной деятельности населения эпохи бронзы (поданным типологического изучения орудий труда с поселения Петровка II) //Проблемы археологии урало-казахстанских степей. — Челябинск: Изд-во БашГУ,1988.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :